…Как-то пошел ежик к другу, да заблудился
в тумане…
Из мультфильма «Ежик в тумане»
Оказалось, что Минобороны проще посадить солдат на сухой паек, чем навести порядок в сфере закупок. „Победе“ министра обороны над „врагом“ внутри армейских столовых посвящается этот материал. Триумфальные реляции М.Ежеля в СМИ по поводу вытеснения из армейских столовых коммерческой компании „Ивала“ сопровождались, кроме прочего, легковесными высказываниями министра о проблемах жизнедеятельности армии. Важно акцентировать на них внимание, поскольку именно эти пассажи М.Ежеля являются ключевыми для понимания „реформаторского“ курса, первой ласточкой которого стали голодные солдаты.
Выйдем в море — разберемся!
М.Ежель может претендовать на титул первого в истории страны министра обороны, который за год пребывания на посту умудрился не внести на рассмотрение Верховного главнокомандующего, Кабмина и Верховной Рады ни одного программного документа. По линии военного ведомства в течение года не подготовлено и не принято ни одного документа, который бы определил направления развития армии — ни на стратегическую, ни на среднесрочную перспективу. Нет Государственной программы развития ВС, Государственной программы развития вооружений и военной техники, Государственной программы создания ракетного комплекса „Сапсан“, Государственной программы создания корабля класса „корвет“. Нет новой Военной доктрины, разработка которой предписана Министерству обороны указом президента. Нет даже концепции развития армии…
М.Ежель заявил, что контрактную армию Украина может ожидать лишь к 2025 году. Очевидно, министр обороны не успел прочесть программу „Украина для людей“, с которой нынешний главковерх В.Янукович ходил на выборы, обещая контрактную армию в 2011 году. А может, у М.Ежеля на столе нет календаря? Или он не читал закон „О Кабинете Министров Украины“, который предписывает правительству выполнять президентскую программу?
Подобный демарш М.Ежель сотворил и в сфере организации питания солдат. Выходя за рамки полномочий министра, не получив соответствующего решения президента и Кабмина, он единолично принимает решение вернуться к старой системе нарядов солдат на кухонную повинность. Даже не пытаясь в связи с этим законом утвердить увеличение численности армии на четыре тысячи человек, которые будут в штатном режиме нести службу в столовых в качестве поваров и посудомоек.
Ключевым же моментом в „новой“ системе, по замыслу М.Ежеля, станет то, что закупки продуктов питания будут осуществлять коммерческие структуры, а вот готовить из всего этого еду будут сами военнослужащие. Для несведущих расшифрую: на закупках как раз и „наваривают“ основную прибыль теневые дельцы. Понятно, что в такой многостаночной схеме коммерческие структуры не будут нести ответственности за качество питания солдат. А кто будет? Министр?
Идея М.Ежеля абсурдна по своей сути. Наверное, только он может представить себе счастливого солдата-контрактника, который вместо боевой подготовки на полигоне с упоением чистит картошку и моет котлы с тарелками. Или министр полагается на солдат срочной службы, которые безропотно пойдут туда, куда прикажут? Наверное, и по этой причине М.Ежель решил отложить почти на 15 лет выполнение президентского обещания о переводе армии на контракт. А за это время на питании солдат можно много „наварить“…
В долгах как в шелках…
О практикуемых руководством Минобороны способах перераспределения рынка услуг по питанию солдат написано предостаточно. Не брезгуют и пищевыми отравлениями солдат к датам проведения тендеров, и закупками услуг у одного исполнителя, и лоббистскими судебными решениями. Но вот практика не платить поставщикам может занять в этом арсенале достойное место.
Из сбивчивых объяснений министра обороны удалось выяснить, что с августа 2010 года военное ведомство задолжало государственному предприятию „Белоцерковский военторг“ и ООО „Ивала“ около 127 млн. гривен. Почему из семи компаний, поставщиков подобных услуг, при общем годовом объеме финансирования данной программы около 700 млн. гривен, в долгах оказались именно эти две структуры? Почему бюджетные средства не распределялись пропорционально между всеми участниками рынка? Кто в Минобороны так мудро решил, чтобы одни коммерческие предприятия финансировались без проблем, а другие были изгоями? Как по мне, то министр уже должен отвечать на эти вопросы не журналистам, а следователю Генеральной прокуратуры. Или не должен? Тогда почему прокуратура в уголовном порядке преследует дочь председателя Верховного суда в попытке вернуть некоему гражданину задолженность, смехотворную в сравнении с долгами Минобороны? Это не пример избирательного применения закона? Или прокуратура возбуждает уголовные дела исключительно по возврату долгов частных лиц?
Если верить М.Ежелю, то вредные коммерсанты настолько увлеклись внебюджетным финансированием оборонной сферы, что Минобороны и опомниться не успело, как у него образовался долг в сотню с лишком миллионов гривен. Наверное, Бюджетный кодекс — не закон для министра, а напомнить ему о том, что кодекс такое „финансирование“ запрещает, некому?
Для иллюстрации того факта, что военное ведомство не брезгует пользоваться внебюджетным финансированием, приведу письмо от 16 декабря 2010 г. за подписью высокопоставленного чиновника в сфере закупок Минобороны г-на Браславского в адрес компании „Ивала“ (см. на сайте прил.1). Чиновник просит коммерсантов письменно подтвердить, что они и дальше — уже в 2011 году — готовы за свой счет организовывать кормежку военных, несмотря на то, что Минобороны им не платит?!
Этот же чиновник в конце прошлого года виртуозно обосновал в Вестнике госзакупок проведение процедуры закупки услуг у одного участника — „Ведущей продовольственной компании ВС“, причем именно в тех объемах и тех гарнизонах, где работало ГП „Белоцерковский военторг“. Значит, были другие участники? И сумма в 87 млн. гривен предназначалась не „Ивале“ и ГП „Белоцерковский военторг“, уже обслуживавшим армию, а компаниям, которые Минобороны завело на этот рынок по процедуре одного участника — ООО „ОПТУКРПРОМ ВР“ и „Ведущая продовольственная компания ВС“.
Знали чиновники, что организовали дырку в бюджете, да еще и повесили на Минобороны долг в сотню миллионов гривен! Их начальники и контролеры не узрели служебной халатности? Не захотели?
Резонный вопрос: кому Минобороны заплатило из стабилизационного фонда госбюджета
87 млн. грн. и почему военные чиновники не расплатились за уже оказанные армии услуги с ООО „Ивала“ и ГП „Белоцерковский военторг“? Попробуем внести ясность.
Есть у коррупции начало, нет у коррупции конца!
Лихорадить поставщиков услуг питания для солдат начало с марта 2010 года, буквально с первых дней захода М.Ежеля на высокий министерский пост.
Случилось так, что именно в эти дни в гарнизонах, которые обслуживали две компании — ООО „Ивала“ и ГП „Белоцерковский военторг“, — начали происходить загадочные отравления военнослужащих. По одному из подобных эпизодов в бытность министром Юрия Еханурова было возбуждено уголовное дело и даже был найден „заказчик“, который за вознаграждение предлагал подливать в солдатские котлы касторку. Об этом „ЗН“ в свое время писало.
Противостояние Минобороны с упомянутыми двумя предприятиями продолжалось до декабря 2010 года, пока М.Ежель резко не изменил курс, превратившись из угнетателя коммерсантов в лоббиста их интересов. Этому предшествовали долгие переговоры, посредником в которых выступал ответственный за госзакупки заместитель министра Михаил Куцин, имевший за плечами „богатый“ опыт проведения переговоров с другими участниками рынка услуг по питанию армии. Off the records напуганные коммерсанты говорят, что предложения им поступали достаточно внятные: „откатывать“ до 10 гривен в день с каждой солдатской пайки. Мы не правоохранители, а потому можем лишь верить либо не верить в подобные утверждения. Но при таком „лихом“ подходе к закупкам чиновники могут обогащаться на 100 млн. грн. ежегодно, а солдаты — недоедать треть своего дневного рациона.
Ужин отдадим врагу?
Но есть и факты. 27 декабря 2010 года в ходе заседания Кабмина М.Ежель по собственной инициативе вносит с голоса проект распоряжения, которым предлагает увеличить объемы услуг по действующим договорам для ООО „Ивала“ и ГП „Белоцерковский военторг“ (см. на сайте прил.2). Интересно, правда? Вдруг исчезли и проблемы с отравлениями солдат, и выявленный ранее на руках и ногах поваров из этих двух предприятий золотистый стафилококк куда-то испарился… Самым интересным документом в подготовленном М.Ежелем пакете является вывод Министерства юстиции за подписью Александра Лавриновича. В нем прямо указано, что Кабинету министров предлагают принять постановление, не соответствующее актам законодательства и содержащее коррупциогенные нормы. Это уже не разговоры вполголоса в режиме оff the records — это документ. Вот так запросто министр обороны вносит в Кабмин, а правительство впопыхах принимает постановление, с которого начинается коррупция?!
Еще более интересное распоряжение, внесенное М.Ежелем, Кабмин принимает 29 декабря 2010 года. Этим актом разрешается Минобороны без проведения тендерных процедур подписывать дополнительные договоры с коммерсантами в 2011 году. К документу приложен перечень недвижимого имущества из почти 800 зданий и сооружений, которые Минобороны предлагает бесплатно предоставить коммерсантам для организации питания солдат. Заключение Минюста в точности совпадает с предыдущим — коррупция и несоответствие законодательству.
Примечательно, что позже кто-то в Кабмине все же встрепенулся или испугался. Результат — оба упомянутые распоряжения, проголосованные и принятые правительством, так и не вышли в свет из здания на Грушевского.
Может, президент не там борется с коррупцией? Может, начать с зараженных коррупцией актов Кабмина и их неугомонных инициаторов?
Потерпев фиаско с распоряжениями Кабмина, М.Ежель инициирует изменения в закон „О проведении государственных закупок“, позволяющие ему в законном порядке совершить все те действия, которые А.Лавриновичем именовались как коррупция. Парламент принял закон за
10 минут, президент тут же подписал. Но депутаты слегка изменили проект, вычеркнув из него субъектов хозяйствования — победителей торгов 2007—2008 годов. Это сделало практически невозможной пролонгацию договоров с ООО „Ивала“ и ГП „Белоцерковский военторг“, интересы которых так отстаивал министр обороны. Далее М.Ежель пишет письмо премьеру Николаю Азарову, в котором просит инициировать перед Верховной Радой внесение изменений в тот же закон, добавив как раз те года, которые могут позволить ему продлить договоры с указанными двумя компаниями (см. на сайте прил.4). 7 февраля Кабмин принимает решение о внесении в закон предложенных министром обороны изменений. Однако, через два дня, по инициативе того же М.Ежеля из повестки дня Кабмина этот пункт исчезает. А на следующий день, 10 февраля, М.Ежель принимает решение продлить договоры на оказание услуг по кормежке солдат с предприятиями ООО „ОПТУКРПРОМ ВР“ и „Ведущей продовольственной компанией ВС“.
Трудно пояснить, чем руководствовалось Минобороны продлевая то, что продлить было нереально, поскольку подписать можно было договоры лишь с теми компаниями, которые ранее работали на этих направлениях. Но тем не менее, это произошло. Теперь рынок оказания услуг по питанию солдат практически монополизирован, причем коммерческими структурами, у которых общая генеалогия.
Осталось лишь выяснить, почему руководство военного ведомства так сильно „штормило“ в ходе принятия решения? Чьи аргументы оказались богаче и весомее?
Министр „с голубой каемочкой“
В очередной раз сменив милость на гнев, М.Ежель заявил очень даже категорически: отдавать заработанное коммерсантами „на блюдечке с голубой каемочкой“ он не собирается! Мол, еще надо доказать, что ООО „Ивала“ и ГП „Белоцерковский военторг“ действительно оказывали услуги армии, и доказывать им это
М.Ежель предложил в суде. Вот так, просто и незатейливо министр обороны решил, что вовсе и необязательно рассчитываться с предприятиями, вложившими свои миллионы в желудки солдат. Тем более что они уже никак не смогут привести свои продукты в первоначальное состояние. Извините…
Подобное заявление из уст члена правительства, осознает это М.Ежель или нет, стало знаковым мессиджем для инвесторов: судьба ваша будет под контролем; никто вам деньги „на блюдечке с голубой каемочкой“ возвращать не будет; все — в суд! А там, как карта ляжет…
Напомню М.Ежелю, что Минобороны как раз в суд-то уже обращалось, чтобы заключить с ООО „Ивала“ мировое соглашение, помимо прочего, предусматривавшее выплату долгов за оказанные услуги. Причем „Ивала“ отказывалась и от пени, и от штрафов, которые М.Ежелю пришлось бы выплатить компании из государственной казны. Жаль, что не из личного кармана министра или его заместителя! А что, если теперь суд решит-таки востребовать с Минобороны эти самые штрафы? М.Ежель со товарищи стыдливо опустят глаза, а платить за халатность чиновников будем мы с вами?
Бегущий по граблям…
Об удивительных способностях министра обороны создавать проблемы, а затем со скандалами их преодолевать, написано уже немало.
Солдаты на сухом пайке, ножницами открывающие рыбные консервы…
Квартиры, закупленные в Крыму для военных — в домах, где нет крыш и не достроены несколько этажей…
Земли Минобороны, уплывающие в частные руки в Балаклавской бухте…
Незаконные решения по передаче земель с «отказными письмами» М.Ежеля, лихо подписанными министром и молниеносно отозванными им же после разговора со следователем…
Какие грабли далее по курсу, товарищ министр-адмирал?