Статьи
Завершение концентрации политической власти в Украине в 2010 г. положило начало процессам экономической консолидации. Таким образом, правы оказались те, кто накануне очередных президентских выборов пугал: "Подождите, вот теперь придут донецкие и все отберут". Поскольку власть у нас в стране используется лишь как инструмент обогащения, то монопольная власть дает монополию и на увеличение своих капиталов…
Впрочем, эта угроза не была и не является актуальной для большинства избирателей как Партии регионов, так и ее оппонентов. В стране, где за чертой бедности существует 26,4% населения, многим нечего терять, кроме своих цепей, как верно заметил еще Карл Маркс. Отличие от XIX века в том, что теперь терять нечего не только пролетариату.
Но исчезающе тонкая прослойка людей, владеющих экономическими активами, будь то хлебный киоск или крупное промпредприятие, уже в день инаугурации нового главы государства Виктора Януковича знала, что впереди их ждет черная полоса, никак не связанная с глобальным кризисом.
Золотой век Фемиды
Передел собственности в Украине проводила и предыдущая власть, особенно если говорить о бывшем премьер-министре Юлии Тимошенко. Как известно, по ее инициативе горно-металлургический комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. сначала вернули в госсобственность, отобрав у консорциума "Инвестиционно-металлургический союз" Рината Ахметова и Виктора Пинчука, а затем продали международному концерну "ArcelorMittal" (в то время - "MittalStеel") Лакшми Миттала.
Кроме того, Ю.Тимошенко в 2005 г. пыталась добиться реприватизации таких крупных предприятий, как Никопольский ферросплавный завод и северодонецкое объединение "Азот". На НЗФ тогда хозяйничали все тот же В.Пинчук и акционеры днепропетровского "Приватбанка" Игорь Коломойский с Геннадием Боголюбовым, а на "Азоте" – американский предприниматель украинского происхождения Алекс Ровт и его российский компаньон Николай Ольшанский.
Также можно вспомнить о шумной попытке отобрать у "Донбасской топливно-энергетической компании" Р.Ахметова 39,7% акций ПАО "Днепроэнерго", крупнейшего производителя электроэнергии в юго-восточном регионе Украины.
Позднее, в 2009 г., Ю.Тимошенко пыталась вернуть под управление министерства промышленной политики Украины Вольногорский ГМК и Иршанский ГОК, которые в 2005 г. сдали в аренду ЗАО "Крымский титан", подконтрольный предпринимателю Дмитрию Фирташу. Премьер была близка к цели, но отставка с должности по решению Верховной Рады в марте 2010 г. помешала осуществить задуманное.
Таким образом, передел собственности в тот период зачастую проводился по инициативе государственных органов власти, будь то Кабинет министров либо Фонд госимущества Украины. В таком случае интересы преследовались не экономические, а, скорее, политические.
Целью Ю.Тимошенко был удар по представителям крупного бизнеса, поддерживавшим ее политического конкурента – В.Януковича и ПР. Подтверждением тезиса служит тот факт, что предложение В.Пинчука в 2005 г. доплатить за "Криворожсталь" до рыночной стоимости было отвергнуто ее правительством.
При этом возврат в госсобственность осуществлялся с помощью решений судов, на которые БЮТ имел влияние благодаря лояльному председателю Верховного суда Василию Онопенко, экс-депутату ВР от этой политсилы.
С помощью судебных решений в тот период осуществлялись и рейдерские захваты, то есть недружественные поглощения бизнес-активов. Фемида в 2005-2010 гг. приобрела особую значимость: постановлениями и определениями судов, чаще всего территориально не имеющих отношения к расположению предприятия, запрещалось проведение собраний акционеров либо отменялись его решения, вносились нужные рейдерам изменения в устав хозобществ, назначалось новое руководство компаний, признавались недействительными коммерческие контракты.
С этими судебными решениями рейдеры приходили на предприятие, обычно в сопровождении сотрудников частных охранных фирм, реже – госисполнителей, и брали его деятельность под свой контроль путем силового захвата административных зданий, печатей и первичной документации.
Одним из ярких и резонансных примеров передела собственности по такому сценарию стали события на крупнейшем в стране Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе.
Напомним, что там И.Коломойский с Г.Боголюбовым, изначально владея 1,154% акций ЗАО "Укртатнефть" (в уставной фонд которого внесен имущественный комплекс Кременчугского НПЗ), за год с небольшим сумели довести свою долю примерно до 43%.
Сначала через судебные решения в 2007-2008 гг. они добились возврата в госсобственность пакетов 18,3%, 8,6% и 28,8% акций принадлежавших татарской стороне, а затем приобрели их по сходной цене у НАК "Нефтегаз Украины".
При этом лояльного к татарам Сергея Глушко отстранили от должности председателя правления "Укртатнефти", а вместо него был назначен ставленник "Привата" Павел Овчаренко. Смена руководства происходила с привлечением как милицейских подразделений, так и частных охранных фирм.
Правоохранительные органы обычно не вмешивались в происходящее, поскольку с одной стороны, была соблюдена видимость законности в виде решения суда. С другой стороны, распределенность полномочий между конкурирующими властными группами не позволяла эффективно использовать силы МВД и СБУ.
Так, в 2007 г. Николай Азаров, в то время первый вице-премьер и глава межведомственной комиссии по противодействию противоправным поглощениям (рейдерству), рассказал журналистам, что к нему обратились в связи с захватом целлюлозно-бумажной фабрики и он не смог туда попасть.
"В СБУ посоветовали отменить эту поездку, сказали, что не смогут гарантировать там мою безопасность. Мою, первого заместителя главы правительства! А что говорить про остальных?", - с возмущением подчеркнул Н.Азаров.
Неудивительно, что судьи тогда могли себе позволить жизнь на широкую ногу: заказывали чартерные авиаперелеты, как глава Окружного административного суда Киева Олег Бачун. Отмечали они день рождения фейерверком за 100 тыс. долл. в Крыму и заказывали выступления мировых звезд шоу-бизнеса, как один(одна) из судей Днепропетровского апелляционного суда, фамилию которого(ой) СБУ не озвучила.
Со своей стороны, власть делала вид, что ничего не замечает – лояльный судейский корпус был нужен как инструмент.
Назад, в 1990-е…
С построением властной вертикали в 2010 г. отпала необходимость в использовании судейских решений, которые могут длительное время обжаловаться в вышестоящих инстанциях и блокироваться решениями других судов.
Это стало понятно на примере возвращения в коммунальную собственность 80% акций холдинга "Киевгорстрой". Несмотря на соответствующие решения всех судебных инстанций, забрать назад одну из крупнейших в Украине строительных корпораций из цепких рук семьи киевского мэра Леонида Черновецкого оказалось не так-то просто.
Даже замена руководства компании, происходившая в два этапа, не давала полных гарантий, что "Киевгорстрой" перешел под контроль нынешней власти. Поскольку, по факту, от холдинга почти ничего не осталось, только одно небольшое стройуправление, работающее на столичном жилмассиве "Поздняки". А все остальные активы оказались выведены в оффшоры.
Вот тогда и было принято простое, но эффективное решение по принципу "против лома нет приема". Реестр собственников "Киевгорстроя", в котором упоминались кипрские оффшорные компании, связанные, по данным СМИ, с теперь уже бывшим зятем Л.Черновецкого, депутатом Киевсовета Вячеславом Супруненко, был объявлен утерянным.
Государственная комиссия ценных бумаг и фондового рынка обязала нового регистратора (после "слива" "Киевгорстроя" в 2009 г. компания сразу же сменила регистратора на ООО "Адрем", но по инициативе нового руководства Киевской горгосадминситрации во главе с Александром Поповым вместо него функции были возложены на ООО "Финреестр"), руководствуясь решениями судов, восстановить реестр акционеров в прежнем виде, то есть до передачи акций холдинга в пользу ООО "Новый регион".
После этого попытки окружения мэра оспорить возврат в коммунальную собственность потеряли всякий смысл – в виду отсутствия доказательств, подтверждающих, что связанные с ними оффшоры действительно чем-то в "Киевгорстрое" реально владели.
Впрочем, радоваться восстановлению социальной справедливости жители столицы могли совсем недолго. Потому что прихватизированное "молодой командой" Л.Черновецкого возвращалось общине лишь для того, чтобы в дальнейшем перейти к новым собственникам - из числа тех, которые в настоящее время находятся "у руля".
Примером тут может быть ситуация с киевским аэропортом "Жуляны". Сначала Киевсовет отменил свое решение о передаче объекта в пользу компаний, связанных с окружением мэра, а затем сдал его на 49 лет в аренду ООО "Мастер-Авиа", за которой, как выяснилось, стоит не кто иной, как депутат Верховной Рады от ПР Юрий Иванющенко, известный также как Юра Енакиевский.
В этом контексте можно рассматривать и бурную деятельность Генеральной прокуратуры Украины по возврату профсоюзных санаториев, ранее приватизированных с грубыми нарушениями законодательства. Или, проще говоря, проданных "своим людям" за бесценок.
Так, в последнее время было оспорено отчуждение таких ценных объектов на Южном берегу Крыма, как санатории "Мисхор", "Орлиное гнездо", "Украина" а также "Дубки" (Киевская обл.). И можно не сомневаться, что уже в ближайшее время все эти объекты найдут новых хозяев.
Таким образом, к правоохранительным органам вернулось первостепенное значение при переделе собственности, как это и было во второй половине 1990-х гг. При этом наибольшее распространение получила следующая схема.
Сотрудники спецподразделений МВД и СБУ в масках врываются в офис компании и на основании постановления следователя производят полную выемку документации. А без печатей и устава деятельность любой компании можно считать парализованной.
Иначе каким образом, например, можно заключать договора с контрагентами на закупку сырья либо поставку готовой продукции, на предоставление услуг? Опять же, никто не может дать гарантию, что в изъятый устав не буду внесены нежелательные изменения, как это неоднократно практиковалась ранее.
Кроме того, если у предприятия отсутствует финансовая отчетность, это как минимум очень усложняет его взаимодействие с другими госорганами, например, с налоговой инспекцией. Могут вноситься изменения и в решения о назначении руководства компании, как это тоже нередко происходило ранее при враждебных поглощениях.
Как известно, в последнее время шумные визиты сотрудников спецподразделений МВД и СБУ, в народе именуемые "маски-шоу", пережили и ООО "Юг-Контракт", управляющее сетью супермаркетов электроники "Фокстрот", и ООО "Эпицентр К", контролирующее сеть строительных гипермаркетов "Эпицентр".
Запомнилась и масштабная операция СБУ в отношении активов группы "Финансы и кредит" депутата Верховной Рады от "БЮТ - Батькивщина" Константина Жеваго. Напомним, что 11 июля текущего года люди в масках и камуфляжных комбинезонах одновременно появились в офисе полтавского футбольного клуба "Ворскла", центральном офисе банка "Финансы и кредит" и заводоуправлении белоцерковского производителя шин "Росава".
С "визитами вежливости" представители правоохранительных органов побывали в офисе депутата ВР от БЮТБ Константина Бондарева – в июне 2010 г. и в начале июля c.г. в офисе ООО "Инвестор", которое, как известно, является базовой компанией экс-губернатора Харьковской обл. Арсена Авакова.
Силовая выемка документации предприятия в августе т.г. успешно прошла также на одесском ЧАО "Стальканат", крупном производителе метизов.
Стоит отметить, что в отдельных случаях повод для интереса у правоохранительных органов имеется достаточно серьезный. Так, в случае с банком "Велес" К.Бондарева и компаниями К. Жеваго расследуются уголовные дела об уклонении от налогообложения, а по компании А. Авакова – о незаконном присвоении земельных участков.
Но при этом бросается в глаза ярко выраженная направленность в действиях силовиков. Чаще всего они приходят к предпринимателям, так или иначе имеющим отношение к политическим оппонентам нынешней власти.
К примеру, тот же А. Аваков возглавляет областную парторганизацию "Батькивщины", а владельцы "Фокстрота", по данным депутата от БЮТБ Андрея Павловского, финансировали избирательную компанию бывшего президента Виктора Ющенко на последних выборах.
Впрочем, это совсем не означает, что принадлежность к Партии регионов автоматически делает чей-то бизнес неприкасаемым. В этом имели возможность убедиться депутаты ВР от ПР Николай Яноквский и Александр Савчук.
Первый был вынужден в 2010 г. продать крупного производителя азотных минеральных удобрений, горловский концерн "Стирол", холдингу Group DF Дмитрия Фирташа. Второму пришлось уступить уже упомянутому Ю. Иванющенко долю в 25% акций в мариупольском ОАО "Азовмаш", выпускающем оборудование для металлургии и подвижной железнодорожный состав. Здесь уже действовал принцип, кто ближе к президенту, тот и прав.
Еще одним ценным приобретением Ю. Иванющенко стал крупнейший в Украине вещевой рынок "7-й километр" под Одессой. А из последних достижений Д.Фирташа можно вспомнить о ЗАО "Морской специализированный порт "Ника-терра".
Его прежний владелец Роман Денькович объяснил, что был вынужден избавиться от данного актива, поскольку в 2010 г. резко увеличилось число проверок "Ника-тера" различными контролирующими органами. А в декабре Государственная экологическая инспекция Минприроды и вовсе запретила "Ника-Тера" ведение хоздеятельности из-за подозрений в загрязнении окружающей среды.
По словам Р. Деньковича, в условиях вынужденного простоя он потерял перевалку порядка 100 тыс. т. грузов, поэтому выбора не осталось: или отдать свой терминал в Николаевском морпорту "в хорошие руки", или продолжать наращивать убытки.
Что характерно – после того, как владелец "Ника-Тера" обратился за содействием в разрешении конфликта с управлением экологии к губернатору Николаю Круглову, тот отправился в Киев на разговор… нет, не с министром охраны окружающей среды Николаем Злочевским.
Разговор о "Ника-Тера" у руководителя области состоялся с главой Администрации президента Сергеем Левочкиным, ранее публично признавшим давние дружеские отношения с Д.Фирташем. Вернувшись в Николаев, Н.Круглов сообщил, что проблема решена. И сразу после этого стало известно о продаже терминала другу главы АП.
Продать сеть автозаправочных станций "Рось" в июле c.г. пришлось и депутату ВР от БЮТБ Анатолию Семиноге – после того, как деятельностью его компаний вплотную заинтересовалась СБУ. По ее данным, средства в сумме 4 млн грн., незаконно выведенные из бюджета через КП "Киевский городской центр занятости", пройдя через ряд посреднических структур, осели на счетах компании А. Семиноги.
Может быть, так оно и есть. Может быть, и нет. В данном случае это неважно. Важен результат – предприниматель, еще вчера имевший прямое отношение к власти, сегодня оказался в оппозиции и был вынужден расстаться со своим высокодоходным бизнесом.
Такова тенденция. И можно предположить, что цена, по которой А. Семинога уступил сеть АЗС, намного меньше реальной рыночной стоимости. Тоже самое можно сказать и про николаевский портовый терминал и про остальные объекты, за последние полтора года поменявшие собственников под давлением силовиков. Ведь всем известно - если продавать квартиру срочно, в течение трех дней, то максимум за нее могут дать полцены.
Вместе с тем очевидно, что передел собственности в Украине не завершится после того, как большая часть экономически привлекательных активов окажется в руках представителей нынешней власти, а также их ближайшего окружения.
Можно соглашаться с поговоркой "легко пришло – легко ушло", а можно и спорить. Но факты – вещь упрямая. К примеру, продал Киевсовет 80% "Киевгорстроя" за 114 млн. грн. Неплохая, казалось бы, сделка для конечного покупателя с учетом того, что реальная рыночная стоимость этого пакета акций оценивается экспертами в несколько миллиардов гривен.
Но так уж получилось, что теперь эти 114 млн. грн. просто "сгорели". В то же время никто не оспаривает у Л. Миттала законность владения "Криворожсталью". Да, у Фонда госимущества есть к нему вопросы по условиям выполнения инвестиционного договора, но никто не говорит, что индийский миллиардер незаконно хозяйничает на комбинате.
Поскольку за это предприятие на открытом конкурсе была заплачена цена, даже превышающая, по мнению экспертов, его реальную стоимость – 24,5 млрд. грн.
Поэтому едва "к рулю" в стране придут новые лица, процесс дележа начнется заново. Ведь он происходит в полном соответствии с марксистским принципом "экспроприируй экспроприаторов".
То есть объектом посягательств являются объекты, которые в свое время достались владельцам не совсем справедливо. Следует подчеркнуть – именно "не совсем справедливо", потому как видимость законности в большинстве случаев при первичной приватизации формально была соблюдена.
- Информация о материале
Защитник Юлии Тимошенко, народный депутат от фракции БЮТ-Батькивщина Сергей Власенко в эксклюзивном интервью kontrakty.ua рассказал о том, почему экс-премьер-министра ждет суровый приговор, когда суд вынесет свое решение и почему никто не сможет заменить Тимошенко на посту лидера Батькивщины.
Вы все время даете довольно пессимистические прогнозы по поводу приговора, который будет вынесен Юлии Тимошенко.
Сергей Власенко: Если бы это был честный процесс, то я давал бы другие прогнозы. А поскольку это не честный юридический процесс, а политическое судилище, я делаю именно такие прогнозы. Я убежден, что решение суда или приговор, который будет вынесен, не зависит от тех аргументов, которые имеют стороны, не зависит от того, что есть в материалах дела. Потому что если бы он зависел, то человек, который называет себя судьей, уже раз пять бы это дело закрыл в связи с отсутствием в действиях Тимошенко состава преступления. А так это абсолютно политическое дело, и зависит его исход только от одного человека - Виктора Федоровича Януковича. У него, по-моему, патологический страх перед Юлией Тимошенко как политическим оппонентом. Поэтому я такие пессимистические версии выстраиваю.
Вы заявляли о том, что вам удалось добыть газовые контракты, которые Россия заключила с другими странами. Это поможет в суде?
Сергей Власенко: Дело не в том, что мы как защита представим суду. Мы представили суду достаточно доказательств того, что в материалах дела ничего нет. Но, к сожалению, это никого не интересует. Надо посадить Тимошенко. Все. Точка. Поэтому давайте себя не обманывать тем, что мы имеем какой-то суд. Это бред. Президент может иностранным послам рассказывать, что он на судей не влияет, но любой ребенок в детском саду знает, что это не так.
Когда будет озвучено решение суда? Очень разные сроки называются.
Сергей Власенко: В четверг закончились дебаты. Следующая стадия процесса – реплики сторон. Каждый из участников процесса имеет право на реплику в ответ на те высказывания, которые он услышал в дебатах. Реплики, исходя из количества участников процесса, будут заслушиваться в течение часа, может быть, полутора часов.
После этого – последнее слово Юлии Тимошенко. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом срок последнего слова неограничен. История украинского уголовного процесса знает случай, когда человек говорил последнее слово в течение семи дней. Я не думаю, что Юлия Владимировна будет говорить так долго, просто привел это как пример.
Потом судья должен будет удалиться в совещательную комнату. В принципе, опять-таки по закону, судья может выйти из совещательной комнаты через 5 минут и зачитать приговор на 40 страниц. Хотя мы прекрасно понимаем, что, скорее всего, ему просто принесут готовый приговор, условно говоря, на флэшке, для соблюдения приличий судье нужно побыть в совещательной комнате 3-5 дней или неделю. Чтобы хотя бы сделать вид, что он что-то обдумывает или пишет. Потому что если вспомнить, что он первое постановление по результатам предварительного рассмотрения выносил 7 часов (а постановление было всего на полутора страницах), обдумывание приговора в течение 5 минут будет выглядеть смешно. Но я не исключаю и такой ситуации. Поэтому когда судья выйдет из совещательной комнаты – это от нас не зависит. По закону он это может сделать как через 5 минут, так и через месяц.
А от чего же это будет зависеть?
Сергей Власенко: Это будет зависеть от многого, в том числе и от того, в каком настроении проснется президент Украины. Вдруг он проснется в нормальном настроении и поймет, что в стране нужно строить демократию, а не тоталитарное государство. Вдруг он проникнется европейскими ценностями на саммите в Варшаве и поймет, что действительно в Украине гораздо лучше в Европе. А в Европу нельзя идти, бросая политических оппонентов в тюрьмы под надуманным предлогом. Я не знаю, что вам ответить в этом плане.
Еще до ареста Юлии Тимошенко оппозиционные политики обещали, что в случае ее задержания, по стране прокатится волна массовых арестов. Но их, как мы видим, нет по сей день.
Сергей Власенко: Все на самом деле очень просто. Есть такая штука - пирамида потребностей по Маслоу. Первый уровень – покушать, поспать и другие потребности животного порядка. Как только люди удовлетворяют эти потребности, они начинают думать о духовности. Потому что публичное выражение протеста – это потребность из сферы духовного. К сожалению, власть в Украине сделала все, чтобы люди не могли удовлетворить свои первичные потребности. Народ голодный и бросил все свои ресурсы на то, чтобы прокормить себя и свои семьи. Поэтому есть два варианта. Либо народ насытиться, образуется средний класс, который будет думать уже не только о том, чтобы поесть. Либо уровень жизни людей упадет еще ниже и тогда в стране появятся революционные настроения. То, что было в 2004 году, произошло только благодаря тому, что в Украине тогда уже начал формироваться средний класс.
Много говорили и об объединении оппозиции на фоне ареста Тимошенко. Но и его не получилось и чем ближе к выборам, тем меньше шансов, что оно состоится.
Сергей Власенко: Я считаю, что, во-первых, как правило, объединенная оппозиция – это миф. Я уверен, что нет ни одной страны, где есть объединенная оппозиция. Во-вторых, я считаю, что абсолютно неправильно говорить об объединении вокруг лидеров. Объединяться нужно вокруг идей. И третье, что, наверное, самое важное – объединяться нужно не «против», а «за».
К сожалению, у нас очень многие объединения – это объединения «против». Я понимаю, что, например, действия нынешней власти вызывают яростное желания объединяться против них. И это, наверное, на каком-то этапе правильно. Но в будущем нужно объединяться «за». За жесткий европейский вектор развития, который предполагает установления в стране европейских демократических ценностей. Понятно, что, объединяясь за это, мы, в принципе, объединяемся против нынешней власти, которая реально этого не исповедует. Но в первую очередь мы должны объединяться «за».
Если все эти три условия будут выполнены, то, конечно же, какая-то большая часть тех политических сил, которые сегодня выступают так или иначе против власти, они объединяться.
В среде политических экспертов и политологов говорят о том, что в Батькивщине идет процесс выбора или поиска нового лидера в связи с возможным осуждением Юлии Тимошенко. Кто может заменить ее на посту лидера партии?
Сергей Власенко: Во-первых, я не замечаю таких тенденций ни в Батькивщине, ни в Блоке Юлии Тимошенко. А во-вторых, я лично считаю, что при любом окончании этого судилища, Юлия Тимошенко останется и лидером Батькивщины и лидером БЮТ. При этом, где бы она не находилась физически, мы прекрасно понимаем, что это наш лидер и никаких попыток что-либо в этом плане изменить, я уверен, предпринято не будет.
- Информация о материале
Министр внутренних дел Анатолий Могилев вот уже несколько недель балансирует на грани увольнения. И чтобы удержаться в привычном кресле, глава МВД устроил показательную чистку генералитета во владениях Михаила Добкина. Могилев «убедил» главного милиционер Харьковщины Михаила Мартынова, написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Сентябрь стал для Могилева, пожалуй, худшим месяцем за время обладания министерским портфелем. В начале месяца Президент весьма нелестно отозвался о работе ГАИ и поручил Могилеву завершить упорядочение регистрации в МРЭО, при этом выразил недовольство работой главы МВД. «Могилев, я тут посмотрю, как вы решите то поручение, которое я на вас возложил. Хватит уже ждать, пока Президент будет давать вам поручения, а вы будете думать, выполнять его или нет», - сказал Янукович на заседании Комитета экономических реформ.
Спустя пару недель проблем Могилеву подкинули харьковские подчиненные, которые наладили бизнес по продаже милицейского оружия. «Стволы» реализовывали в узком кругу – знакомым сотрудникам МВД. Всего удалось продать 21 пистолет, один автомат Калашникова и ракетницу. Тогда для высших харьковских чинов все закончилось лишь показательным нагоняем. Судя по всему, Могилев решил тогда не ссориться с губернатором Добкиным, который поставил во главе областного управления «своего» человека.
Возможно, в то время глава МВД особо не переживал за свое кресло. По слухам в АП тогда еще активно обсуждалась кандидатура Могилева на вакантный, после смерти Василия Джарты, пост премьер-министра Крыма. Нынешнего главу МВД с покойным «хозяином» крымского полуострова, связывала давняя дружба, которая началась еще в те времена, когда Джарты был мэром Макеевки, а Могилев возглавлял городской отдел внутренних дел. Кроме того, за несколько дней до смерти, Джарты навестил Янукович, который взял с собой именно министра МВД. Однако, несмотря на всю логичность назначения, стать главным человеком на крымском полуострове Могилев не пожелал, понимая, что после Джарты он «никто и зовут его никак». Да и Президент был против того, чтобы пост главного милиционера отошел человеку близкому к Левочкину (глава АП хотел разыграть именно такой сценарий).
Но в милицейском ведомстве Анатолию Владимировичу снова пришлось разгребать проблемы. После кровавой бойни в Одессе, шансы Могилева остаться в министерском кресле стали стремительно падать. Хотя по предъявлению трупов преступников Могилев и мог вздохнуть спокойнее, но не очень, поскольку к нему осталось масса вопросов. В связи с этим он решил реабилитироваться, хотя бы в чем-то – например, «дожать» увольнение главных харьковских милиционеров, которые допустили торговлю оружием.
Этому препятствовал губернатор Харьковщины Михаил Добкин, который сидит на шпагате между двумя группами во власти – «семейными» и «газовиками». Могилеву, видимо, пришлось оббить не один порог в приемной и Левочкина, и нардепа Юрия Иванющенко, но он сумел убедить их попросить Добкина «сдать» главного милиционера Харьковщины. С молчаливого согласия губернатора, Михаила Мартынова вызвали на ковер и настоятельно попросили написать заявление об уходе по собственному желанию. Зато по информации портала «Харьков. Комментарии» Добкин в обиде не остался - Мартынов станет советником Януковича. Ну а новым главным милиционером Харьковщины должен стать кто-то из замов Мартынова. Так что и Могилев цел и Мартынов доволен, и украинцы радуются, что милиция стала настолько честной, что даже генералов увольняют за проступки подчиненных.
- Информация о материале
Недавно правоохранительные органы, спецслужба, МЧС и иные ведомства эффектно продемонстрировали зарубежным гостям свою способность противостоять террористическим поползновениям в рамках учений «Донбасс-антитеррор-2011», приуроченных к Евро-2012. А через несколько дней после этого лицедейства, в Одесской области операция по задержанию на трассе настоящих киллеров закончилась расстрелом сотрудников милиции словно мишеней. Двое погибли, еще четверо были ранены. В тот раз бандиты ушли без потерь. Дальнейшее развитие событий подтвердило: происшедшее не случайность — закономерность.
Впоследствии, пытаясь объяснить «инцидент», должностные лица рассказывали, что, по данным наружного наблюдения, киллеры были без оружия. Не вдаваясь в подробности, откуда взялась такая уверенность (дело-то было не в бане), отметим, что киллеры, в том числе чеченские, по определению заслуживают более серьезного отношения к себе, чем то, которое было продемонстрировано со стороны правоохранительных органов.
Даже по сработавшей сигнализации, то есть потенциально рискуя нарваться, пожалуй, лишь на квартирных воров, сотрудники выезжают в более надежной экипировке, чем была у милиционеров, ожидавших встречи с особо опасными преступниками. Как заявил одесским СМИ комвзвода «Беркута», брать на спецоперацию автоматическое оружие милиционерам запретили…
21-летний беркутовец и 40-летний сотрудник ГАИ, наверное, оказавшиеся под обстрелом впервые в жизни, не были ни адекватно вооружены, ни прикрыты коллегами, вопреки азам милицейской науки.
Не меньше вопросов вызывают и последующие «военные действия» в районе гостиницы, где впоследствии были обнаружены преступники, убившие милиционеров. Массированная операция закончилась гибелью двоих преступников. Кстати, был ли третий, не ясно. А если, как заявляют, был, совсем уж непонятно, как он ухитрился проскользнуть сквозь плотное окружение? В операции-то принимали участие три сотни профи…
В контексте праздничной показухи, упомянутой в начале статьи, отрабатывались вопросы взаимодействия различных служб антитеррористической направленности не только Украины, но и других государств. Там все получилось. А вот подразделения, прибывшие в Одессу, даже обеспечить себе единую связь не смогли. Во время штурма «окопавшихся» киллеров между спецподразделениями «Сокола» (МВД) и «Альфы» (СБУ) отсутствовало это первейшее условие успешного взаимодействия. Только по счастливой случайности никто из сотрудников «Сокола» не погиб под «дружественным огнем» сотрудников «Альфы». Вот такой антитеррор.
Очень повезло, что по каким-то причинам преступники не взяли заложников. Хоть в этом случае беспомощность правоохранителей не оказалась фатальной.
Главный фактор, обеспечивающий успех подобных операций — внезапность, —был утрачен. Посмотреть, как в реальной жизни, а не в кино, спецподразделение «Сокол» влетает в окна и обезвреживает противника, зевакам, среди которых было немало представителей чеченской диаспоры, так и не удалось. Зато показали настоящую войну с использованием гранатометов. Знать бы, откуда такая редкостная по нынешним временам решительность…
В плотно заселенном районе противника уничтожали способом, уместным и оправданным в условиях войны или чрезвычайного положения. Видно, насмотрелись фильмов о чеченской войне. Установку на уничтожение не отменили даже после того, как один из преступников покинул пределы гостиницы, оказавшись вне укрытия. Его могли попытаться взять живым, тем более, что по словам очевидцев он, будучи раненым, кричал о том, что сдается… Но поступили в духе законов шариата.
Эта операция с самого начала мало напоминала хирургические, выверенные действия элиты спецназа. Может, ее назвали «Шквал огня» или «Буря в пустыне», а потому старались соответствовать, но убрали последнего киллера не прицельными выстрелами, а поливая очередями из десятка автоматов. И почему-то никого не заинтересовала возможность попытаться захватить преступника и получить ответы на вопросы: чьи заказы выполнялись в течение трех лет на территории нашего государства; кого убирали; где брали оружие?
Ответы на эти вопросы гораздо важнее ликвидации самых киллеров, поскольку неизвестным остается заказчик, который найдет себе новых наемников. Остаются потенциальные жертвы, которых можно было бы хоть попытаться спасти. Но проведение спецоперации таким образом, чтобы установить всю преступную цепь, а не только уничтожить исполнителей, требует соответствующего уровня оперативного мышления, высокого профессионализма. А они, как еще раз подтвердила эта операция, у руководства правоохранительных органов, отсутствуют. Да и не нужны они, требуется совсем другое: полная лояльность, преданность одному человеку.
Отомстив по мере сил и способностей за своих (что похвально в принципе, но не в таком исполнении), во избежание последствий бездарной операции, закончившейся гибелью сотрудников и обвинениями в неадекватности «маленькой победоносной войны» реально существовавшей угрозе, милицейское руководство развернуло циничную кампанию в собственную защиту.
По сообщениям информагентств, погибшие милиционеры представлены (очевидно, в порядке исключения — не за деньги, что большая редкость по нынешним временам) к званию «Героя Украины». Вопрос — за что? Ведь им не дали возможности сражаться с преступниками и героически погибнуть. Их подставили, обрекли стать жертвами, предоставив быть бесславно расстрелянными на посту!
Конечно, государство обязано обеспечить будущее семей погибших при исполнении сотрудников. Но представлять их к столь высокому званию оснований нет никаких, если не считать таковым инстинкт самосохранения милицейского начальства. Ведь если бойцы — герои, так вроде и начальство на своем месте еще посидит. А на таких местах один день год кормит.
Эта нелепая трагедия в назидание другим должна была стать «братской могилой» для карьер целого ряда милицейских «полководцев», в том числе тех, в чьем непосредственном подчинении находились погибшие.
Что касается глобальной операции в духе военного времени, то, учитывая, сколь масштабными были задействованные силы и на каком уровне принимались соответствующие решения, это уже прямая ответственность министра внутренних дел, по его же собственному признанию, стянувшего силы со всей Украины. А также руководителя СБУ, так как отдать команду задействовать спецподразделение «Альфа» может только он. Можно с уверенностью утверждать: случись подобное в демократическом правовом государстве, руководитель правоохранительного ведомства уже на следующий день лишился бы своей должности.
Что касается реальной ответственности остальных начальников, причастных к этому позору, тут надо учитывать одесскую специфику. Назначиться туда на руководящую должность — это все равно, что сорвать джек-пот. С той разницей, что с назначениями случайности исключены полностью. Зато, если продержался с полгодика на посту, уплываешь на хорошей яхте, и, в принципе, можешь уже не работать. Говорят, в этот регион список соответствующих назначений составлен наперед. Бедные туда не попадут в принципе, а для богатых профессионализм не имеет определяющего значения, хотя, конечно, приветствуется… Соответственно, такие дорогие погоны не срывают просто так, из-за гибели нескольких человек.
Милицейский главк Одесской области возглавляет товарищ, последние 14 лет трудившийся в налоговой милиции да на таможне. Наверняка профи в своей области. В Одесской.
Несомненно, виновны в происшедшем не только конкретные чиновники, но вся порочная система правоохранительных органов, неуклонно деградирующая последние 20 лет: «кооператив» по выбиванию денег не способен обеспечивать безопасность сограждан. Но этого же не скажешь в оправдание. Поэтому на днях (что характерно, во время парламентских слушаний «О реформировании системы органов МВД Украины и внедрении европейских стандартов») министр внутренних дел А. Могилев с сарказмом отметил, что когда в 2005 году к руководству милиции пришли «специалисты», то в «Беркуте» были ликвидированы штурмовые подразделения, и тогда «изъяли все серьезное оружие — взрывчатку, гранатометы». «И под той „революционной волной“ каких-то изменений из „Беркута“ сделали ППС (патрульно-постовую службу. — Ред.)», — добавил он. По словам министра, это одна из причин «той трагедии, которая случилась в Одессе». А.Могилев подчеркнул, что на протяжении всех этих лет «было ликвидировано обучение проведению спецопераций, и в итоге к проявлениям терроризма наши подразделения оказались неготовыми совсем. А Луценко все оружие забрал с собой в СИЗО...»
Высший пилотаж чиновничьей логики, не правда ли? Вполне вероятно, что Луценко мог подмахнуть соответствующую бумажку. А мог вообще не знать о существовании этих штурмовых подразделений. Но это ж не какой-нибудь «левый» гражданский «специалист», а самый настоящий карьерный милиционер Могилев, верно, запамятовал, сколько времени он сам занимает пост министра внутренних дел! И что за это время в перерыве между другими более важными делами можно было уделить внимание и такому второстепенному вопросу, как боеспособность и вооружение вверенной ему армии. И оттачивать мастерство «Беркута» не только на гражданских. Штурмовых подразделений ему не хватает! У нас что, маленький «зоопарк» — более десятка спецподразделений со звериными названиями? Что, нет «Сокола» — спецподразделения департамента по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, предназначенного для захвата особо опасных преступников, освобождения заложников, силовой поддержки мероприятий подразделений БОП, укомплектованного главным образом офицерами? Их тоже Луценко в СИЗО с собой забрал? Или из-за того, что дела в отношении экс-министра рассыпаются, решили «шить» ему одесский инцидент и пособничество киллерам из ближнего зарубежья?
В то же время, сколь бы некрасиво ни выглядели подобные «отмазки», по большому счету, дело не в Могилеве. Потому что ситуация, закономерно приведшая к одесской трагедии, сложилась задолго до него. Могилев мог изменить какие-то частности, но не систему и традиции — не для того был призван. Подобные трагедии случались и раньше, при предыдущих властях и министрах внутренних дел. Одна из них была описана «Зеркалом недели» («Человек без оружия») еще в сентябре 2006 года. Тогда в Киеве при задержании опасного преступника был убит офицер милиции Анатолий Лавриненко. Задерживаемый подозревался в убийстве. Но боевое оружие сотрудникам не выдали, несмотря на то что к задержанию готовились заранее — были задействованы около десяти оперов и ни один из них не был вооружен огнестрельным оружием. Преследуя подозреваемого, двое офицеров открыли огонь из «устройств для отстрела резиновых пуль». Пули достигли цели. И будь они не резиновые, опер наверняка был бы жив. У него осталось двое детей.
С тех пор ничего не изменилось. А что могло измениться, если даже такие примеры никого не учат? Тогда начальство прикрылось, задним числом оформив, то есть сфальсифицировав, разрешение на постоянное ношение огнестрельного оружия. Для Лавриненко — посмертно. В последнем случае решили действовать по-другому: жертв сделать героями, но на всякий случай все повесить на Луценко. Все равно ж сидит…
Могилев пока тоже сидит. В своем кресле. А «Сокол» (республиканского уровня) — элита спецназа — даже не имеет своего спортзала. Тренируются в подвале, подобном тем, из которых, если кто помнит, вышли первые бандиты независимой Украины. Кроме того, «соколы» оттачивают свое мастерство… в школьном тире. На активные занятия, спарринги начальство смотрит косо. Ведь при этом неизбежны травмы, растяжения, а значит боец может оказаться непригодным к «основной работе»: охране офисов и бизнесменов. А это деньги, и все теперь на таких подработках…
Но, может быть, самой наглядной иллюстрацией положения дел в правоохранительных органах, впрочем, как и в силовых структурах вообще, может служить ставшая уже привычной обстановка на полигонах. Там состоятельные гражданские стреляют, бросают ножи и даже ездят на танках. Иногда приезжают с дамами, наблюдающими за удалью издалека. Менты да военные — главным образом, в обслуге: щитки подправить или еще что по хозяйству надо. В том, что были стрельбы, посещения бассейна и т.д. они лишь регулярно расписываются на бумаге…
В академии МВД, там, где готовят будущий офицерский корпус, есть аккуратненькие, выкрашенные самолет и вагон. Говорят, они теперь не используются по назначению, в качестве тренажера. Их показывают гостям… Конечно, сейчас актуальнее тренироваться на модели офиса и отрабатывать быстрое вскрытие сейфов… Курсанты не просто не тренируются на макетах, говорят, их даже на полосе препятствий не гоняют: и не пострадает никто, и реманент сохранней будет. Так готовят смену старшему поколению правоохранителей, среди которых уже сегодня почти не осталось профессионалов. Для тех, кто и мог бы работать, и хотел, нет ни условий, ни нормальной, законной мотивации. А люди, которые идут в систему, называемую правоохранительной, но на самом деле предназначенную для получения денег, не защитят ни граждан, ни режим.
Впрочем, что, собственно, могло бы давать нам основания надеяться на их профессионализм, требовать его и полагаться на их защиту? Большинство из них — такие же, как большинство из нас в нашей стране культивируемого непрофессионализма.
Врач, поступивший в вуз за деньги, закончивший его за подношения, не сможет помочь, сколько ему ни заплати. Кто не знает, как трудно найти сегодня другого врача? Безграмотный учитель, адекватно оценивающий ребенка только за адекватную мзду. Много других осталось? Журналист, которому все равно, или журналист, небескорыстно выдающий чьи-то сливы информации за собственные расследования. Таких тысячи против сотни профи.
Всем нам так не хватает настоящего профессионализма друг друга. Мы так настойчиво и часто требуем его от других и редко — от себя. Качественно, добросовестно, честно исполнять свои повседневные, маленькие, рутинные задачи — это непросто. Но без этого не выжить ни одному, ни всем. Наша страна держится, главным образом, на профессионалах советских времен и на многом остальном тех же лет выпуска: от АЭС и химзаводов до канализации. Но когда-то эти трубы устанут, и мы в буквальном смысле окажемся по уши в субстанции, которую пока упоминаем, фигурально и емко характеризуя свое недовольство жизнью. Даже в столице время от времени машины стали целиком уходить под прохудившийся асфальт. Но это еще даже не начало. Все это морально и физически устаревшее, но оказавшееся бесценным наследство, на котором мы паразитировали 20 лет, не вкладывая в него ничего, однажды обрушится. Нас неминуемо ждет эпоха техногенных катастроф. Где спецы, которые сегодня держат руку на пульсе и готовы будут предложить реальный план по спасению?
Настоящий профессионализм, пожалуй, невозможен без самоуважения. Но есть целый список профессий, куда в нашем государстве с такими настроениями лучше не соваться. Служба в милиции относится к их числу. Множество «успешных адвокатов» занимаются исключительно передачей денег от клиента судье и не способны грамотно составить иск. Судей уже «выпускают» со встроенной в организм телефонной трубкой. Им даже звонить не надо, столь чутка мембрана, ловящая импульсы сверху.
Все искажено до неузнаваемости. Исчезло понятие престижа, если конкретная деятельность не связана напрямую с получением дивидендов. Атрофировавшееся понятие стыда сохранилось лишь в одном контексте — быть бедным. Поколения, приходящие на смену старшим, воспринимают нынешнее положение вещей как единственно возможное, как норму. Впрочем, не все. Цвет молодежи все же учится и хочет жить по-другому. Но не здесь.
Профессионализм граждан – одна из опор государства. Но за последние 20 лет утратило смысл понятие «государственный интерес». Есть только «темы», сегодня это «единое окно» на одесской таможне, Евро-2012 и множество других. Есть частнособственнические интересы государственных чиновников, превосходящие размером госбюджет. Делать все это и многое другое им позволяет население территории, которому из всех признаков государства оставили только аппарат принуждения. Это население не спешит оформиться в народ, сказать «Хватит!» и настоять на своем. А потому и политиков-профессионалов, мыслящих не только тактическими категориями выборов, а глобальными, стратегическими категориями, мы пока что, видно, не заслужили.
Останется ли после нас что-то, кроме последствий операции «Шквал огня» во всех сферах? Хоть что-то, способное приносить пользу потомкам десятки лет?
- Информация о материале
После принятия антикоррупционного закона, который вступил в силу три месяца назад, жизнь в городе несколько изменилась. В больницах простые врачи боятся брать деньги, в школах учителя отказываются от подарков, а за хлебное место в госструктуре просят оплатить юруслуги. Напомним, суть закона — в усилении ответственности за взяточничество.
Больницы
Теперь брать деньги у пациентов обычные врачи боятся. «Если раньше врач мог не выписать рецепт или попросить деньги за больничный, то сейчас он и слова не скажет, сам все сделает и денег не возьмет, потому что боится», — рассказал нам врач одной из районных больниц Киева Алексей. Сейчас простые врачи зарабатывают на дополнительных услугах.
«Он может предложить вам договориться об обследовании в каком-нибудь центре, или об УЗИ вне очереди, или лечении на дому. Тогда человек сам будет стараться заплатить деньги за услуги», — говорит Алексей.
А вот система благотворительных взносов в больницах никуда не делась. Без оплаты в кассу врач к вам даже не подойдет. «Потому что главврач обязательно спросит у лечащего врача: «Пациент тут лежит, а где квитанция об оплате? Ты что, сам деньги взял?» — продолжает Алексей.
Тех, кто будет возмущаться, быстренько выпишут и порекомендуют обращаться в другую больницу. Конечно, деньги из фонда получают только главврачи и завотделениями. В главке здравоохранения КГГА говорят, что благотворительные взносы должны быть исключительно добровольными, а в случаях давления со стороны врачей советуют обращаться к ним с жалобами.
Школы
В школах учителей строго-настрого предупредили: будут брать — накажут. «Теперь учителя даже при обсуждении денежных сборов на собраниях выходят за дверь. Правда, в старших классах все равно берут, но не в школе. Договариваются о передаче подарков где-нибудь за школой. Например, наша учительница, когда я пыталась вручить ей дорогие духи, категорически отказалась, но при этом пригласила меня выпить чашечку кофе в кафе. Там я ей их и вручила», — говорит мама школьницы Елена.
«За время, которое действует закон, количество жалоб на поборы не увеличилось. Это меня даже удивляет — я надеялся, что родители дадут повод вывести кого-то на чистую воду. Но этого не произошло. Но чтобы не было никаких разговоров и нарушений, нужно пойти по пути Европы: создавать попечительские советы при школах из числа выпускников и родителей», — считает замглавы КГГА Леонид Новохатько.
Работа
А вот за устройство на работу в госструктуру на хлебное место теперь наличку не берут (раньше тариф в зависимости от должности составлял от $1 тыс. до $50 тыс.). «Опасаются вести разговоры на эту тему по телефону или даже посылать SMS, всех напугал пример Волги», — рассказывает один из городских чиновников.
Теперь предлагают решить вопрос так: знакомые кандидата на вакансию должны, к примеру, перечислить деньги в юридическую или маркетинговую фирму за оказание услуг. Но говорит об этом не сам начальник, а близкий к нему человек, он скажет это только лично и аккуратно: мол, ваш вопрос могут решить юристы такой-то компании. Потом поди доказывай, что человеку не нужны были юридические услуги. Могут предложить купить участок земли, который находится где-нибудь в болоте. Это своего рода взятка за хлебное место.
«Как правило, вокруг любого начальника крутятся разные помощники или «решалы». Они этим и занимаются. Наказать их трудно: даже если поймают, то, кроме мошенничества, ничего не пришьют», — говорит замглавы комитета ВР по борьбе с коррупцией Геннадий Москаль.
Кого коснется закон
На самом деле простых учителей и врачей закон о коррупции не касается. Он имеет отношение исключительно к должностным лицам. То есть, например, в больницах за подарок или вымогательство может ответить главврач, в школах — директор.
- Информация о материале
Соблюдение условностей — правило, которого время от времени вынуждена придерживаться действующая власть. Сейчас, похоже, как раз такое время.
В начале следующей недели с Банковой в Раду этапируют проект нового закона о выборах народных депутатов. Предположительно на ближайших пленарных заседаниях (то есть между 18 и 21 октября) народные избранники приступят к его рассмотрению. Как раз к этому времени должен подоспеть окончательный вывод Венецианской комиссии (VC), пожелания которой разработчики документа обещали, по возможности, учесть.
Напомним: VС — консультативный орган Совета Европы, призванный анализировать законы и законопроекты стран — участниц СЕ на предмет их соответствия общепринятым европейским стандартам. Особое внимание комиссия, в частности, уделяет документам, регулирующим проведение избирательных кампаний. Предложения «венецианцев» носят рекомендательный характер, однако грубо игнорировать их пожелания в Старом Свете считается моветоном. Януковича, судя по всему, об этом обстоятельстве информировали, и он несколько раз пообещал, что к советам комиссии обязательно прислушаются.
Действующая власть к модернизации избирательных правил приступила почти год назад. 2 ноября 2010-го увидел свет президентский указ, предписывающий создание «рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства». Изначально в этом органе не нашлось места для представителей оппозиции. Однако позже в группу (для соблюдения пресловутых приличий) делегировали нескольких депутатов-правоведов, которые представляли оппонирующие режиму политические силы.
Летом текущего года проект был в основном готов. 23 июня куратор группы, министр юстиции Александр Лавринович (опираясь на ранее заключенные договоренности) направил 174-страничный текст в Венецианскую комиссию и еще в одну авторитетную организацию — Международный фонд избирательных систем (IFES). Предварительным заключением VK поделилась еще 12 сентября, однако окончательные выводы появятся 13 октября — именно на этот день «венецианцы» запланировали рассмотрение украинского вопроса. IFES свои соображения передал в Минюст 21 сентября.
Два слова о целях Банковой. Модернизируя правила о выборах парламента, режим ставил перед собой двуединую задачу. Во-первых, узаконить систему, позволяющую власти добиться максимального представительства в Раде будущего созыва. Во-вторых, по возможности соблюсти условности, необходимые для того, чтобы Европа признала закон демократическим. И, соответственно, не имела особой возможности поставить под сомнение итоги кампании-2012.
Взвесив все за и против, власть, очевидно, решила, что наиболее простой и эффективной схемой создания большинства в будущей Раде будет смешанная модель. В последнее время выдвигались версии, что Банковая все же сохранит существующую пропорциональную систему. Однако, по последним данным, Янукович все-таки остановился на пропорционально-мажоритарной схеме. Видные представители пропрезидентского большинства в частных беседах высказывали уверенность, что примерно 200 из 225 «одномандатников» будут представлять партию власти. Оппозиционеры утверждают, что потенциальных фаворитов «мажоритарных» забегов будут вынуждать еще до выборов писать заявление о вступление во фракцию ПР.
Важная деталь. Венецианская комиссия, чье мнение наша власть не может открыто игнорировать (особенно сейчас, во время процесса над Тимошенко и сложных переговоров об ассоциации с ЕС), не вправе рекомендовать Украине ту или иную избирательную модель. Определение схемы проведения кампании — суверенное право государства. Удел VK — анализировать проект на предмет соответствия европейским ценностям и демократическим процедурам, которые мы должны соблюдать в силу членства в СЕ. А перед IFES у нас вообще нет никаких обязательств.
Тем не менее в своих выводах представители обеих авторитетных организаций не преминули высказать свое сомнение по поводу предлагаемой модели. Но на это в Киеве предпочли не обращать внимание. А вот некоторые советы правового характера выразили готовность учесть.
Например, редакция проекта предполагает, что решения избирательных комиссий принимается простым большинством. Эксперты рекомендовали закрепить изменения, согласно которым решения ИК утверждались бы квалифицированным большинством. В Киеве обещали пойти навстречу: по нашей информации, предполагается данную норму откорректировать, и для решения комиссии потребуются голоса не менее, чем половины ее членов. Причем половины не от присутствующих на конкретном заседании, а от фактического состава.
Второй пример. Процедура распределения должностей в комиссиях выписана таким образом, что представленная в парламенте партия может получить сразу два места в определенной комиссии, в то время как другие субъекты процесса могут не получить ни одного. «Нехорошо», — сокрушенно качают головами эксперты. «Исправим», — бодро рапортуют ответственные лица в Киеве.
Так называемая демократизация проекта (по крайней мере, в этой части) разработчиков не слишком пугает. Власть убеждена, что она и так будет опираться на большинство едва ли не в каждой из комиссий. Но добиваться этого она будет такими способами, о которых в законах не пишут.
Изначально не исключалось, что проект будет рассмотрен по ускоренной процедуре. Однако от этого неприличного хода было решено отказаться. Как и положено — минимум два чтения.
Но для того, чтобы новые правила вошли в законодательное поле, требовалось это поле расчистить. Дело в том, что в Раде накопилось полтора десятка проектов, касающихся внесения изменений в избирательную систему. От всех избавились в один вечер — во вторник их аккуратно «завалили» один за другим. В том числе и проект Юрия Ключковского, давно снабженный положительным заключением Венецианской комиссии. Сам Юрий Богданович едко заметил: «Удивительное сегодня рассмотрение… Председатель Верховной Рады и руководители фракций объявили о намерении отклонить все законопроекты еще до того, как они заслушаны…»
Но и теперь, после расправы над альтернативными проектами, будущее проекта провластного не выглядит безоблачным. Над его судьбой дамокловым мечом может нависнуть статья 107 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины». В соответствие с ней, на одной и той же сессии не может рассматриваться законопроект, уже отклоненный Радой, а также «законопроект, который повторяет его по сути». Что есть «по сути»? Теоретически под эту категорию может попасть и документ, разработанный рабочей группой.
Довелось услышать невероятную версию. Якобы Янукович сознательно закладывает в проект мину замедленного действия. Мол, не понравится ему парламент, избранный в 2012-м, — распустит его как нелегитимный после обращения в КС. В нашей стране, конечно, бывает всякое. Но эта гипотеза выглядит сомнительной. Во-первых, данный повод не предусмотрен профильной 90-й статьей Конституции. Во-вторых, несоответствие закона о выборах парламентскому регламенту не является предметом рассмотрения КС.
О наличии 107 статьи регламента и связанных с ней угрозах знают и в большинстве, и в оппозиции. Но, по словам «большевиков», противники режима будут молчать. Почему? Во-первых, как утверждают представители провластных фракций, наличие мажоритарки в избирательной модели на руку борцам с властью, так как они рассчитывают на успех «своих» в одномандатных округах Западной и, возможно, Центральной Украины. Во-вторых, оппозиция якобы согласилась «закрыть глаза» на нюансы принятия избирательного закона в обмен на то, что власть сделает то же самое.
В четверг Рада поддержала в первом чтении президентский проект о так называемой гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности.
Как уже сообщало ZN.UA, одобрение этого документа должно стать частью сложной интриги. Проект гаранта предполагает декриминализацию ряда статей Уголовного кодекса, но не затрагивает третьей части 365 статьи УК. Пока. Предполагается, что соответствующие изменения появятся ко второму чтению.
В промежутке между первым и вторым чтениями должен быть вынесен обвинительный приговор Юлии Тимошенко, по которому экс-премьер будет осуждена… А затем освобождена. В связи с изменением законодательства — декриминализацией статьи об ответственности за злоупотребление властью и служебным положением. Как известно, закон обратной силы не имеет. Но есть исключения. Они прописаны в 58 статье Конституции — можно применить закон задним числом, если он «смягчает или отменяет ответственность лица». Наш случай. Причем, как утверждают юристы, Тимошенко не просто выйдет на свободу, но и сможет принять участие в выборах. Чего и добивался Запад. Однако ее вина будет доказана, и обвинительный приговор увидит свет. Чего и добивался Янукович.
То есть и волки окажутся сытыми, и овцы целыми, и Европа довольной. И все приличия будут соблюдены. Суд — независимый. Президент — гуманный.
Есть, правда, одно обстоятельство. Подогнать «дело Тимошенко» (а, возможно, и «дело Луценко») под «гуманизацию» Януковича можно только путем нанесения проекту авторства Виктора Федоровича серьезных законотворческих увечий. Спикер Владимир Литвин и глава профильного комитета Виктор Швец утверждают, что никаких проблем для «уточнения» законопроекта не существует. Знатоки регламента с ними не соглашаются. Но вслух об этом говорить не решаются. Якобы сговор всех в парламенте устраивает.
Подобная комбинация (если она, действительно будет провернута) выгодна власти еще и потому, что оппозиция, голосуя за «гуманизацию», фактически выписывает индульгенцию действующей власти. Которая злоупотреблять властью не стесняется.
- Информация о материале
Страница 1277 из 1561
