После принятия антикоррупционного закона, который вступил в силу три месяца назад, жизнь в городе несколько изменилась. В больницах простые врачи боятся брать деньги, в школах учителя отказываются от подарков, а за хлебное место в госструктуре просят оплатить юруслуги. Напомним, суть закона — в усилении ответственности за взяточничество.

Больницы

Теперь брать деньги у пациентов обычные врачи боятся. «Если раньше врач мог не выписать рецепт или попросить деньги за больничный, то сейчас он и слова не скажет, сам все сделает и денег не возьмет, потому что боится», — рассказал нам врач одной из районных больниц Киева Алексей. Сейчас простые врачи зарабатывают на дополнительных услугах.

 «Он может предложить вам договориться об обследовании в каком-нибудь центре, или об УЗИ вне очереди, или лечении на дому. Тогда человек сам будет стараться заплатить деньги за услуги», — говорит Алексей.

А вот система благотворительных взносов в больницах никуда не делась. Без оплаты в кассу врач к вам даже не подойдет. «Потому что главврач обязательно спросит у лечащего врача: «Пациент тут лежит, а где квитанция об оплате? Ты что, сам деньги взял?» — продолжает Алексей.

Тех, кто будет возмущаться, быстренько выпишут и порекомендуют обращаться в другую больницу. Конечно, деньги из фонда получают только главврачи и завотделениями. В главке здравоохранения КГГА говорят, что благотворительные взносы должны быть исключительно добровольными, а в случаях давления со стороны врачей советуют обращаться к ним с жалобами.

Школы

В школах учителей строго-настрого предупредили: будут брать — накажут. «Теперь учителя даже при обсуждении денежных сборов на собраниях выходят за дверь. Правда, в старших классах все равно берут, но не в школе. Договариваются о передаче подарков где-нибудь за школой. Например, наша учительница, когда я пыталась вручить ей дорогие духи, категорически отказалась, но при этом пригласила меня выпить чашечку кофе в кафе. Там я ей их и вручила», — говорит мама школьницы Елена.

 «За время, которое действует закон, количество жалоб на поборы не увеличилось. Это меня даже удивляет — я надеялся, что родители дадут повод вывести кого-то на чистую воду. Но этого не произошло. Но чтобы не было никаких разговоров и нарушений, нужно пойти по пути Европы: создавать попечительские советы при школах из числа выпускников и родителей», — считает замглавы КГГА Леонид Новохатько.

Работа

А вот за устройство на работу в госструктуру на хлебное место теперь наличку не берут (раньше тариф в зависимости от должности составлял от $1 тыс. до $50 тыс.). «Опасаются вести разговоры на эту тему по телефону или даже посылать SMS, всех напугал пример Волги», — рассказывает один из городских чиновников.

Теперь предлагают решить вопрос так: знакомые кандидата на вакансию должны, к примеру, перечислить деньги в юридическую или маркетинговую фирму за оказание услуг. Но говорит об этом не сам начальник, а близкий к нему человек, он скажет это только лично и аккуратно: мол, ваш вопрос могут решить юристы такой-то компании. Потом поди доказывай, что человеку не нужны были юридические услуги. Могут предложить купить участок земли, который находится где-нибудь в болоте. Это своего рода взятка за хлебное место.

 «Как правило, вокруг любого начальника крутятся разные помощники или «решалы». Они этим и занимаются. Наказать их трудно: даже если поймают, то, кроме мошенничества, ничего не пришьют», — говорит замглавы комитета ВР по борьбе с коррупцией Геннадий Москаль.

Кого коснется закон

На самом деле простых учителей и врачей закон о коррупции не касается. Он имеет отношение исключительно к должностным лицам. То есть, например, в больницах за подарок или вымогательство может ответить главврач, в школах — директор.