Лидер «Фронта Змін» Арсений Яценюк и его сторонники в отличие от многих своих коллег по бывшему «оранжевому» лагерю могут не бояться не только политических репрессий, но и жесткой критики со стороны «регионалов», в то же время позволяя себе критику властей, порой довольно откровенную. Эта тенденция и ее причины ни для кого не секрет. Разве что иногда «фронтовикам» добавляют головной боли «попутчики» ПР (формально не состоящие в ней) вроде депутата крымского парламента от «Сильной Украины» Александры Кужель, заявившей, что ФЗ купил Ринат Ахметов. Однако, мало-помалу лишая «Батькивщину» статуса главной оппозиционной силы, Яценюк может набрать такой политический вес, который будет вовсе не нужен Банковой. Помешать этому призван сценарий «Демократические силы против Яценюка», отдельные элементы которого просматриваются уже сейчас.
Желающих позлословить в адрес ФЗ нашлось бы немало, однако в нынешнем положении выступать с «антифронтовыми» речами оппозиции как-то не комильфо. Тем более для забористой критики еще не время: не сформированы предвыборные списки с интересными фамилиями, ни «люби друзи», ни «ахметовцы» не окружили ФЗ плотным денежным кольцом. И если ругать власть традиционно выгодно, то обвинять в чем-то оппозицию — означает рыть себе карьерную могилу, выступая в роли мелкого скандалиста. Поэтому пока у Яценюка есть только один противник, вынесший свою позицию в отношении него на публичный уровень, — лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко.
На прошлой неделе Гриценко резко отреагировал на заявление Яценюка о том, что оппозиция хотела бы встретиться с Президентом Виктором Януковичем. Бывший министр обороны подчеркнул: такого решения не принимали ни Комитет сопротивления диктатуре, ни оппозиционные парламентские фракции. «Если он сам решил сходить на Банковую, пускай сходит. Дорога открыта», — сказал Гриценко. Потом он упрекнул Яценюка в том, что представители ФЗ не поддержали исключение из фракции НУНС депутатов, уже давно перешедших на сторону противника, — людей Давида Жвании, нардепов, проголосовавших за ратификацию харьковских соглашений, и занятого нацпроектами Владислава Каськива. Также Гриценко возмутился тем, что решение «нунсовцев» до сих пор не озвучил в Верховной Раде глава фракции Николай Мартыненко, юный по партийному стажу «фронтовик». Однако в связи с этим можно было задаться и двумя другими вопросами: почему решение, которое логично было бы принимать еще в прошлом году, назрело только сейчас и почему под огонь не попали представители «Единого Центра»?
Для Арсения Яценюка было бы весьма важно сохранить Мартыненко на посту руководителя фракции НУНС. Однако после перехода последнего во «Фронт Змін» нардепы могут задаться резонным вопросом: может ли Мартыненко и дальше оставаться в своем кресле, если он занимал его будучи «нашеукраинцем», когда его партия была костяком фракции. Теперь же и НУ не та, и Мартыненко не тот. Пока во фракции сохраняется нынешнее количество депутатских штыков, для замены Мартыненко попросту не хватит голосов. Если же членов фракции станет меньше, то сократится и число, необходимое для принятия такого решения. В итоге главой фракции теоретически может быть избран Анатолий Гриценко. Сегодня Яценюку нет смысла отвечать на выпады Гриценко — не тот уровень влияния. Однако уже завтра к одному голосу может добавиться другой, третий, и игнорировать их уже не представится возможным. Непонятно, что в такой ситуации будет большим проигрышем с имиджевой точки зрения: оправдываться перед условно своими же либо их контратаковать. В последнем случае ком взаимных обвинений сметет с горы всех.
Какие бы планы об объединении не вынашивала оппозиция, какие бы комитеты сопротивления не создавала, возможность сформировать единую оппозицию остается гипотетической, хотя у некоторых политических сил это сегодня излюбленная тема для пиар-размышлений. Объединение было бы невозможно, даже если бы власть не чинила этому препятствий — не может армия состоять из одних главнокомандующих. Между тем «регионалы» тоже не будут сидеть сложа руки. Репрессии властей не могут быть единственным орудием борьбы с оппонентами — начни Партия регионов откровенно преследовать тот же ФЗ, позиции «фронтовиков» в среде электората только упрочатся. Строить кампанию на просчетах прежней власти будет только ограниченный круг «бело-голубых» спикеров, причем ограниченный не только в количественном значении. Главная идеологическая фишка ПР сегодня звучит приблизительно так: «Мы гарантируем стабильность, а «оранжевый» лагерь постоянно воюет между собой; неужто вы хотите вернуть времена «оранжевой» междоусобицы?». Таким образом, если стимулирование взаимных нападок в демократическом лагере станет обычной практикой, ПР получит свои электоральные проценты, формально оставаясь в стороне от этих процессов.
А между тем в ближайшие дни в «Нашей Украине» может развернуться острая борьба за контроль над партией с участием Виктора Ющенко и группы Валентина Наливайченко. Уже сама фигура Ющенко, который может что-то заявлять, комментировать и кого-то обвинять, способна оживить в памяти избирателей политкризисы «оранжевого» периода. А в бой еще не вступала артиллерия «Свободы», которой сам имидж велел строить предвыборную борьбу на критике не только функционеров ПР, но и на обвинениях оппозиции в том, что она уже давно не блюдет интересов народа Украины. И хотя все вышеперечисленные деятели экс-«оранжевого» лагеря (и даже политически наивный Виталий Кличко) прекрасно понимают, что Банковая использует их исключительно в своих интересах, отказываться от навязанной властью роли «лоха» никто не спешит, более того, многие стремглав несутся навстречу «лохотрону». Не понимая, что «наперсточники» незначительными и очень кратковременными бонусами просто вовлекают их в крупную игру, результат которой для «лоха» всегда один — «кидалово».