Расследование, начатое 27 сентября Европейской комиссией в отношении группы компаний Gazprom Germania, а также ряда других дочерних и партнерских компаний «Газпрома» в Европе, не случайно, хотя и выглядит неожиданным и беспрецедентным по своему масштабу. На самом деле это важный промежуточный этап глубокого расследования деятельности энергетических компаний (и не только «Газпрома») на рынке Европейского Союза. Системные действия Еврокомиссии долго и тщательно готовились в обстановке строжайшей секретности. Что лежит в основе происходящего и что послужило пусковым моментом?
Во-первых, мимо внимания ЕК не прошел факт консолидации под крышей Gazprom Germania активов «Газпрома» в странах ЕС начиная с 2010 года. Как известно, монополизация рынка начинается с концентрации.
Во-вторых, все время не оставалась незамеченной и стратегическая направленность российского монополиста на максимизацию доходов с европейского рынка путем эскалации цен. В принципе, в стремлении получить максимальную прибыль ничего противозаконного нет — это смысл коммерческой деятельности любого субъекта хозяйствования. Но каким путем это достигается, какие механизмы применяются — это и является предметом расследования.
В-третьих, в последние два года «Газпром» вызывал очень большое неудовольствие своих давних стратегических партнеров в Европе из-занегибкой ценовой политики. Такие действия партнера, в свою очередь, приводили компании к убыткам на внутренних рынках стран ЕС, что и подталкивало их обращаться в Стокгольмский арбитраж по поводу пересмотра цен. Поэтому антигазпромовские действия ЕК — в их интересах, как дополнительный фактор заставить партнера проводить более гибкую ценовую политику.
В-четвертых, на протяжении последних лет «Газпрома» стало слишком много в европейской, не слишком прозрачной энергетической политике. Под его флагом оказались бывший канцлер Германии и премьер Финляндии. Более того, российская газовая монополия, используя лобби, стала предпринимать активные попытки откорректировать в части применения европейское энергетическое законодательство, выступив категорически против Третьего энергопакета ЕС. А воспротивившись действиям правительства Литвы в сфере имплементации энергопакета и разделения компании «Летувос дуйос», где у «Газпрома» 37,06% акций, российский монополист пересек «красную черту», выступив не только против законных действий правительства суверенного государства, но и против политики ЕС. Это не могло не вызвать симметричную реакцию Еврокомиссии.
В-пятых, начало работ по вводу в эксплуатацию «Северного потока» и связанных с ним проектов OPAL в Германии и «Газель» в Чехии создает предпосылки для реализации сценария манипулирования объемами, направлениями и ценами газа, поставляемого на рынок Германии и стран Центральной Европы. Это позволит «Газпрому» оптимизировать газовые потоки, использовав свои многочисленные аффилированные и партнерские компании, но, конечно же, не в интересах потребителей в Европе, а в интересах максимизации собственной выручки за счет карманов этих самых потребителей.
В-шестых, настойчивые попытки «Газпрома» овладеть одним из трех ведущих европейских газовых хабов в австрийском Баумгартене, который в перспективе текущего десятилетия может стать №1 в Европе (в случае реализации проектов типа Nabucco или «Южного потока»), хотя и были летом этого года пресечены Еврокомиссией, но произвели неизгладимое впечатление, что «Газпром» хочет таким образом усовершенствовать создаваемую им много лет панъевропейскую систему манипулирования ценами на рынках стран ЕС.
В-седьмых, обнародованное
7 сентября Послание ЕК по вопросам внешней энергетической политики ЕС в отношениях с партнерами вне ЕС четко акцентирует позицию на проведение в рамках Евросоюза единой политики в закупках газа. Но этому мешает сложившаяся система непрозрачных для ЕК двусторонних контрактов европейских компаний с «Газпромом».
Все это в совокупности и дало кумулятивный эффект 27 сентября.
В Брюсселе обратили внимание и на поглотительную активность «Газпрома» в отношении газотранспортных систем Беларуси и Украины. Такая активность «Газпрома» тоже является признаком усиления его инфраструктурного монополизма в поставках с Востока при одновременном недопущении независимых производителей газа из России, средне- и центральноазиатских стран на внешние рынки, что противоречит принципам конкурентной политики.
Будет ли происходящее иметь серьезные последствия для «Газпрома»? Если считать таковыми возможность штрафа в размере от нескольких сот миллионов до нескольких миллиардов евро в случае, конечно, если злоупотребления будут подтверждены, то это будет ощутимо и болезненно как в финансовом, так и в имиджевом отношении.
Но, скорее всего, последствия могут быть не только такими. В процессе расследования, вероятно, могут вскрыться и некоторые другие факты из разряда доселе неизвестных. Хотя, полагаю, шансы этого невысоки. Ведь все деликатные операции российская сторона осуществляет вне ЕС. Швейцарию уже давно можно именовать не только сейфом «Газпрома», но и цитаделью обороны и продвижения его интересов в Европе. А Швейцария, как известно, не член ЕС, и представители Еврокомиссии не могут зайти в офисы швейцарских «дочек» и «внучек» «Газпрома» так, как они это делают в Германии.
Кстати, один из главных активов группы Gazprom Germania находится на территории Швейцарии, в Цюрихе. Это Gazprom Schweitz. То, что этот актив имеет ключевое значение, подтверждает хотя бы тот факт, что его наблюдательный совет с июня 2011 года возглавил Матиас Варниг. Это бывший офицер ГДРовской «штази», друг В.Путина и коллега Г.Шредера по проекту «Северного потока», где он также является управляющим директором. Там же, в Швейцарии, находятся головные офисы и других стратегически важных предприятий, учрежденных «Газпромом»: Nord Stream AG, South Stream AG, Shtokman Development AG, RosUkrEnergo AG. (Кстати, скорее всего, именно там может быть предложено разместить и офис международного консорциума по управлению ГТС Украины, если таковой будет создаваться.) Таким образом, в швейцарских кантонах сформировался своеобразный потенциально коррупциогенный симбиоз отставных и действующих политиков, топ-менеджеров и спецслужб, сдобренный газом и «кэшем».
Поэтому «Газпром» достаточно спокойно, хотя и не сразу, отреагировал официальным заявлением на начатое расследование. В российской компании считают, что главные секреты надежно спрятаны в недоступном для ЕК месте.
Но все-таки в «Газпроме» нервничают.
Что из этого следует? Весьма вероятно, что, поскольку подобного рода проверки обычно носят длительный характер, то они затянутся как минимум до конца холодного сезона весны 2012 года. Все это время над «Газпромом» будет висеть дамоклов меч. Это станет хорошим его сдерживанием от соблазна «газовых атак» на соседей.
Что полезно извлечь Украине? Прежде всего не стоит торопиться в разные совместные формы кооперации с «Газпромом». Надо внимательнее присмотреться к литовскому опыту борьбы с, казалось бы, всесильным монополистом. Маленькая Литва оказалась способна противостоять силе российского давления, задействовав рычаги влияния в Брюсселе. И это приносит свои плоды.
Стоит обратить внимание на то, как оперативно воспользовалась ситуацией вокруг «Газпрома» Турция. Министр энергетики этой страны пригрозил разрывом контракта между «Боташ» и «Газпромом», если «не увидит существенного уменьшения цены» с российской стороны. Полагаю, что Турция — не последняя из числа стран, которые воспользуются текущей ситуацией.
Украине же необходимо усилить кооперацию с Еврокомиссией в части обеспечения прозрачности транзитных газовых потоков и реорганизации внутреннего рынка газа в соответствии с принятым в прошлом году законом и обязательствами по Договору Энергетического сообщества.
Сотрудничество с «Газпромом» должно соответствовать правовым подходами. Для начала необходимо отказаться от прогибания под «Газпром», на что традиционно настроена властная команда. И за что получает презрение и неуступчивость Москвы и недоверие везде — в России, ЕС и в своей стране.