Статьи
Так уж вышло, что тема антикоррупционной правоохранительной структуры разворачивалась на моих глазах и с моим участием с 1996 года. Тогда Гаврилов, помощник по нацбезопасности президента Кучмы, продвигал идею Национального бюро расследований, этакую «панацею» от преступлений высших должностных лиц. А на деле это было элементом острейшей борьбы за лидерство в окружении Леонида Даниловича. Дошло до того, что Литвак был назначен главой НБР, но вот само ведомство свет так и не увидело - победил здравый смысл во главе с секретарем СНБОУ Горбулиным, который противостоял сырой идее.
Серьезный возврат к теме состоялся в 2006 году - тогда при министре МВД Луценко была разработана реформа всего правоохранительного блока. В ее рамках планировалось Антикоррупционное бюро (АБ) в параметрах, близким к сегодняшним. Президент Ющенко принял реформаторские предложения благосклонно. Этим же, по своему обыкновению, и ограничился.
И вот очередной пикирующий заход, по масс-медийной поддержке весьма серьезный. Комиссия заседает, кандидатуры взвешивает. На аптекарских весах, как ядовитое снадобье...
Но что характерно: коррупционеры почему-то не толпятся на границе в попытке улизнуть. Даже чемоданы с золотыми батонами не пакуют. А ведь их чутью могут позавидовать даже пограничные собачки, вынюхивающие наркотики внутри грузовых контейнеров.
Нынешний закон об АБ является вариациями на тему предыдущего, который во многом списан с законов о милиции и об организованной преступности. Новации - в основном, в назначении главы бюро.
В отношении прав и полномочий АБ закон вполне рабочий. Даже с меньшими возможностями Налоговая администрации могла кошмарить и бизнесменов, и чиновников любого калибра. Все дело - в практике применения. В ограничениях, заложенных законом, а также нашей правой и административной системой.
Вот здесь - целина. Поле нежелательных чудес и неприятных открытий.
На уровне следователей АБ априори заложена масштабная коррупционная площадка. Поскольку реформы прокуратуры с изменением функций нет и в помине, то на уровне надзирающих прокуроров - еще одна, побогаче. А далее наши суды, которые даже Революции Достоинства продержались в глухой обороне уже год и не сдали ни пяди коррупционных возможностей. Более того, прокуратура и суд внаглую сращиваются на уровне кадров, взять того же зам генпрокурора Бачуна.
Этот укрепрайон лобовой атакой не взять. Только хитрым обходным маневром.
Между прочим, продажные судьи - не украинский эксклюзив.
Существует устойчивая легенда, что в тридцатые годы американская мафия прикупила себе достаточно судей, чтобы чувствовать себя «сухо и комфортно». Это было очевидно, но недоказуемо. И вот с нечистоплотными судьями стали приключаться трагические случаи: один под машину угодил, другого в уличной перестрелке укокошили, третий съел что-то очень не то...
Разумеется, ФБР было ни при чем. Но почему-то количество проплаченных приговоров в США резко сократилось.
А уже потом наладилось это штатовское правосудие, в котором ушлый адвокат влияет больше, чем президент страны. Система не идеальная, но куда привлекательнее нашей - «Купи себе приговор по возможностям».
Отнюдь не призываю расстреливать украинских судей и прочих чиновников, погрязших в злоупотреблениях, боже упаси! Не только потому, что не цивилизованно. Но и потому что неэффективно, с учетом национальных особенностей.
Наши казнокрады не то чтобы не боятся смерти, просто они деньги любят больше жизни.
Опять же украинский коррупционер смахивает на бесхитростное дитя. Он ведь как мыслит: «все умрут, а я останусь». В смысле, «только дураки на взятках попадаются, а я-то - умный». Так что стрельба по «берущему кабану» не поможет.
Разумнее использовать грузинский подход. Тем паче, что Грузия у нас нынче - главный путеводный маяк и бездонный кадровый резерв (еще не вечер!).
Когда в пореформенной Грузии выявляли коррупционера - чиновника или привластного бизнесмена, то его арестовывали и прессовали с разной степенью жесткости. А потом доходчиво объясняли: мы знаем, что ты украл столько-то. Поэтому верни в бюджет и на свободу с чистой совестью. Если хочешь по суду, то сядешь и из зоны не выйдешь. Выбирай.
И что поголовно выбирали коррупционеры, догадайтесь?
Это было демократично и по-европейски? Ни в коем случае! Но работало.
Украина, находящая в состоянии необъявленной войны, без колебаний идет на многие отступления от цивилизованных норм. Свежайший пример - экзекуция над подпавшим под раздачу замом министра регионального развития и строительства Исаенко, которого премьер Яценюк публично растоптал и подвел под уголовку. Возможно, и поделом, но ведь до суда и даже до следствия.
Только толку в масштабах страны от такой показушной справедливости - на один телерепортаж. В отличие от излагаемого.
Исходя из грузинского опыта, следствие в Антикоррупционном бюро - на самом первом месте. В костяк бюро должны войти не бравые спецназовцы в крутой экипировке. А бухгалтеры-ботаники в очочках, с ноутом в обнимку, которые обучались в гарвардах, владеют языками и знают, к примеру, государство Белиз не только по названию, а и по коду телефонного доступа. Преимущественно экономисты-юристы из банковской сферы и серьезного бизнеса.
Важно, что коррупционеры увидиле и почувствали, что до всего «нажитого непосильным трудом» докопаются - и здесь, и по офшорам. Из желудка достанут и отберут - и у него, и жен-мужей-детей и прочих укрывателей краденого. Причем, в духе Правого сектора: не церемонясь и без надежды «порешать, как уважаемые люди».
И тогда начнется цепная реакция. Начнут сдаваться оптом и в розницу, сдавать подельщиков и организаторов в обмен на гарантии государства оставить малое, чтобы не потерять все. И радоваться, что легко отделались.
Для запуска процесса будет достаточно десятка резонансных расследований. Но таки резонансных.
И еще Антикоррупционному бюро необходима криминальная разведка с уклоном в экономические преступления. С вербовкой агентуры. Потому что в узком мирке высокопоставленных госслужащих и прикормленных бизнесменов все про всех все знают. В том числе, сколько, от кого и за что.
А чтобы не получалось, как с Клименко, пытающихся скоропостижно покинуть страну придется отслеживать и паковать. Так что и для спецназовцев дело найдется.
В бюро должны стремиться лучшие. Чтобы стремились, они должны получать процент от «добычи»: сотни тысяч за возвращенные миллионы. Но и работать в бюро строго ограниченное время, чтобы не размякнуть и не поддаться искушениям. Прежде всего, искушению власти над сильными мира сего.
Соответственно, многократно возрастают требования к будущему главе Антикоррупционного бюро, который должен управлять и контролировать коллектив из весьма неординарных, порой уникальных работников с огромными возможностями.
И вот здесь начинается главный конфликт здравого смысла с принятым законом.
В идеале шеф Антикоррупционного бюро должен быть, как разведчик-нелегал: никому не известен, общаться только со своими замами и несколькими руководителями государства, да и то в закрытом режиме. Потому что коррупционеры ради сохранения украденного попытаются оказаться на него, а также родных и близких, максимальное давление. Но закон выставляет этого человека под общественные прожектора еще на стадии отбора.
Необходимо, чтобы бюро под руководством своего шефа действовало решительно, изобретательно, бескомпромиссно. Примерно так, как команда Коломойского, когда привычными рейдерскими методами выпалывала антиукраинские элементы в Днепропетровске. Что и стало первым организованным шагом по сопротивлению путинской агрессии.
И здесь не об Игоре Валерьевиче персонально разговор! Тем паче, что он сейчас демонстративно занялся футболом, подчеркивая, насколько недоволен происходящим во власти и отношением к себе.
Речь о том, что рулить АБ обязан масштабный менеджер, подобный Коломойскому: энергичный, цепкий, устойчивый к влияниям, не цепенеющий от суммы миллиард долларов и в хорошем смысле без тормозов. Но совсем не обязательно юрист по образованию. Вот с какой стати главы МВД, СБУ, НАУ могут не быть юристами, а шеф АБ - обязан?
Да еще и обязательный стаж юридической работы не менее 10 лет плюс стаж госслужбы! Вдумайтесь: работник, призванный разрушить существующую систему коррупционных отношений, обязан быть плоть от плоти этой системы, многолетним порождением ее, гарантированно отягощенный деловыми и дружескими связями в ней.
Ну не абсурд ли? Или умысел?
Складывается устойчивое подозрение, что требования закона выписали под конкретного, уже выбранного президентом кандидата. Очередного «декретного украинца». А это, как минимум, унизительно. И вовсе не гарантирует успех.
А вдобавок еще и скверный цирк вокруг назначения-увольнения шефа бюро!
Шеф АБ должен иметь иммунитет от увольнения, подтверждаемый ежегодно. Иначе рискуем вместо непреклонного борца получить гуттаперчевого приспособленца, учитывающего пожелания президента, премьера, спикера и каждого министра с депутатом... А с кем тогда бороться?
Если подытожить.
В прежней системе, когда нависают и вяжут руки прокуратура и суды, Антикоррупционное бюро эффективно работать не сможет.
Антикоррупционная эффективность сегодня значит не меньше, чем военные победы на Донбассе - и то, и другое определяет саму выживаемость Украины и ее европейского выбора. А значит, работать придется на грани фола.
Тем более, что украинское общество и мир скорее готовы простить недостаточную корректность в действиях, чем нынешнее бездействие по отношению к системной коррупции.
Предпринимая попытка завести на должность главы АБ человека «приятного во всех отношениях», то есть, преданного и послушного, вроде Гелетея, напрочь похоронит антикоррупционную тему. Вместе с независимой Украиной.
Вот интересно узнать у Петра Алексеевича, что для него лично страшнее: Украина, в которой влиятелен эффективный патриот вроде Коломойского, либо Украина, в которой безраздельным влиянием пользуется Путин?
Складывается впечатление, что для нашего президента Путин - меньшее зло...
- Информация о материале
Коли протягом тривалого часу ти вовтузишся з одним пацієнтом, історія хвороби розбухає до непристойних розмірів, а в голові відбувається справжнісінький «броунівський рух» думок, треба сісти, покласти перед собою чистий аркуш паперу та написати етапний епікриз.
Так мене вчили ті, хто зробив з мене лікаря, так сьогодні я кажу своїм студентам. Слід з купи інформації, що отримано відібрати те, що дійсно слід аналізувати, що дасть можливість відповідати на запитання, на ті запитання, що їх ставиш собі сам.
Абсолютно не з власної волі та ініціативи, але довелось влізти в те, чим я давно вже не розраховував займатися – в медицину катастроф, оскільки одна з катастроф Україну спіткала – війна.
Суцільним подивом для мене було те, що військові медики збирались використовувати для медичного забезпечення війська прийоми часів другої світової війни.
Ось уявіть собі, що у вас залишились деталі для лампового телевізора. Лампи всі нові, абсолютно придатні до експлуатації. Чи зможете ви використати їх для ремонту сучасної «плазми»?
Тож і медичні організаційні документи, які ми мали, не змогли відповісти на питання цієї війни. Стало зрозуміло, що доведеться створювати повністю всю систему військової медицини, починаючи з вихідного документу – доктрини.
Доктрина – це «правила гри», це технічне завдання, де ми прописуємо, що хочемо отримати наостанок.
Майже півроку йде робота по створенню воєнно-медичної доктрини України. Працюють декілька різних груп, які створили абсолютно незалежно одне від одного різні документи.
Тобто «історія хвороби розбухла». Час писати етапний епікриз. Я не можу бути об’єктивним, бо працюю в складі однієї з команд, але є деякі речі, які мене турбують і які я маю пояснити.
Хотів би почути думки колег щодо деяких формулювань документа, що народжується…
Я абсолютно не є прихильником демократії під час створення документів такого рівня, але в деяких місцях потрібний «лакмусовий папірець».
Якщо відкинути різні фразеологічні нашарування, основним видом діяльності армії є бойові дії. Якщо армія сьогодні не воює, то вона вчиться воювати. Тобто, у солдата є два функціональні стани: бій та навчання бою.
Відповідно до цього, у медичної служби армії так само мають бути два стани: надання всіх видів медичної допомоги пораненим та постраждалим під час бойових дій та навчання цим діям.
Щодо першого – зрозуміло. Ну, не повністю, але повернемось до цього трохи згодом. А де взяти друге?
Питання: Як постійно навчати воєнних медиків, щоб вони були здатними виконати свою роботу?
Бойові дії, незалежно від історичних обставин, – це завжди «епідемія травматизму». Виходячи з цього постулату Пирогова, військовий медик вирішує задачу лікування травми різного походження – механічної, термічної, тощо в умовах театру воєнних дій.
Тобто – на полі бою та безпосередньо поруч з ним. Він зупиняє кровотечі, накладає пов’язки, шини, бореться з пневмотораксом.
Розпочинає протишокове лікування. Все це треба робити дуже швидко та впевнено.
Чи треба комусь пояснювати, що для цього треба бути добре тренованим?
А тепер скажіть мені, заради Бога, чи можна натренуватись цим речам, якщо ти перевіряєш їдальню, контролюєш якість миття особового складу в лазні, ходиш в наряд черговим по частині, інколи лікуєш нежить та пронос?
Я сам був у цій «шкурі» і добре знаю, чим пропонувалось займатися медичному складу медпункту батальйону та полку.
Перепрошую, я забув про господарську діяльність! Треба правильно ставити на облік та списувати майно. Ну, і про який пневмоторакс йдеться?
Останнім цвяхом було чиєсь геніальне рішення, що готувати лікарів для збройних сил треба за програмою «лікар загальної практики – сімейної медицини».
То чого ж ми дивуємось, що найменш готовими до реальної роботи в умовах бойового зіткнення виявились саме військові медики? Я не говорю зараз про персонал госпіталів…
Звісно, можна їх лаяти, але ж вони просто не навчені. Ми самі зробили їх профнепридатними.
Тепер щодо положення, яке ми заклали в документ – доктрину. Для забезпечення постійної готовності надавати допомогу при травмах військових медиків треба відрядити туди, де ці травми є постійно: до цивільних центрів травми.
І там вони мають працювати безперервно, в разі відсутності бойових дій або польових навчань. Лікарі мають працювати в операційних та перев’язувальних стаціонарів, фельдшери мають працювати в складі бригад швидкої допомоги.
Вони не мають права знаходитись в розслабленому стані. Стан військового медика – це стан «стиснутої пружини». Для мене особисто, військовий лікар може бути або хірургом, або лікарем медицини невідкладних станів, або реаніматологом.
На цьому перелік має закінчитися. Лікар медицини невідкладних станів працює або безпосередньо на полі бою, в складі спеціальних груп, або на сортуванні.
Місце хірурга та реаніматолога – мобільний госпіталь. Бо саме там можна використати їх кваліфікацію. Без обладнання вони безсилі.
Щодо іншого медичного персоналу. Цей персонал працює безпосередньо разом з солдатами і задача цього персоналу дуже проста: не дати померти до евакуації в госпіталь.
Задля цього в світі використовується персонал добре навчений лише цим речам: як надати допомогу на полі бою та відправити в госпіталь. Все.
Вони прийшли до висновку, що немає ніякої потреби в знаннях з патології людини та інших дисциплінах, які викладають в наших медичних коледжах.
Тому у них немає посади військовий фельдшер, а є військовий парамедик.
Так само, як військовий лікар, він має в мирний час кожного дня тренуватись, і місце цього тренування – бригади швидкої допомоги.
В радянській армії, а сьогодні в армії України, на жаль, збережені фельдшери і є така позиція, як санітарний інструктор.
Ті хто служив, пам’ятає, що зазвичай на цю посаду була оформленою дружина одного з офіцерів, особливо в тому випадку, коли мала середню медичну освіту.
Сподіваюсь не треба пояснювати, що такі санінструктори та фельдшери не можуть врятувати життя солдата на полі бою. Їх цьому не вчили.
Якщо підсумувати, то виходить досить несподіваний висновок: військовим медикам нема чого робити в частинах в мирний час. Їх місце – цивільні установи травми та швидкої допомоги.
Амбулаторну та всі інші види допомоги військовим під час відсутності бойових дій мають надавати звичайні цивільні установи. В мене є підозра, що анатомія військовослужбовця не відрізняється від інших представників нашого біологічного виду аж занадто.
Є ще один аспект таких змін в організації медичного забезпечення – фінансовий. Мої критики, яких я дуже поважаю, мені закидали такий контраргумент: за які гроші цивільні медичні установи мають лікувати?
Гроші на військовослужбовців вже давно отримало Міністерство оборони.
Відповідаю: на страхові. Моє особисте переконання: кожний військовик має бути застрахований з того моменту, як погодився одягнути форму. А для страхової компанії глибоко байдуже, кому скерувати гроші за виконану роботу.
Сподіваюсь, всім зрозуміло, що якщо є страхування, то є гроші і на ліки, і на протези, бо ці витрати закладаються у вартість поліса.
Тепер деякі думки щодо медичного забезпечення під час бойових дій незалежно від їх назви. В доктрині, яку маємо у спадок від Радянського Союзу, чітко вказано: в разі оголошення війни (!) утворюється ставка Верховного головнокомандувача, яка перебирає на себе всі важелі керування державою, в тому числі, медициною, утворюються територіальні госпітальні бази до яких входять військові та цивільні лікувальні заклади і там організується лікувальний процес.
Тобто, якщо ми не маємо оголошеного стану війни, в нас немає цих госпітальних баз, яких ми конче потребуємо. Поясню, чому ми не можемо використовувати лише лікувальні заклади Міністерства оборони: вони не придатні для лікування травми.
За роки, які минули після другої світової війни, на території України не було військових дій, але військовики були. Ці військовики потроху ставали військовими пенсіонерами, яких треба було десь лікувати, бо одним з мотиваційних факторів, задля чого люди погоджувались стати військовими, було право користуватись військовою медициною, яка на порядок була багатшою ніж звичайна.
Завдяки цьому відбулась поступова трансформація військових госпіталів в госпіталі для ветеранів, чим вони і були на час початку бойових дій.
Якщо подивитись, які підрозділи входять до госпіталів, скажімо, Бундесверу, то побачите там всілякі хірургії, травматології, реанімації, побачите психіатрію та шкірне відділення, проте не побачите кардіології, пульмонології, онкології…
Військові госпіталі лікують лише ті стани, що можуть виникнути у діючого військовика внаслідок бойових дій.
Тепер подивимось на ситуацію в цій галузі в Україні. Ми увійшли в стан війни не маючи в структурі військової медицини системи лікування травм – головного, задля чого цю галузь утворено.
Зараз ми стоїмо перед вибором: утворювати дві системи лікування травм, цивільну та військову, чи максимально раціонально використати те, що є в країні.
Але що є? Є центри травми всіх обласних лікарень, є інститути травматології, є лікарні швидкої допомоги великих міст України.
Я вважаю, що саме на них ми маємо спиратись сьогодні, використовуючи підготовлений штат для лікування поранених та постраждалих.
До речі, саме так працює медицина держави, яка воює з моменту утворення. Маю на увазі Ізраїль. Там взагалі немає жодного військового госпіталю! Всіх поранених лікують цивільні лікарні, які завжди до цього готові.
Коли я розповідав про це колегам з великими зірками на плечах, вони дуже поважним тоном розповідали мені, що цивільні лікарі не знають особливостей бойової травми та ще багато іншого.
Як людина не воєнна, я шанобливо слухав, але, перепрошую, хто лікує поранених в лікарні імені Мечникова в Дніпропетровську?
Останнім, що повністю переконало мене в вірності власних висновків, це були випадки реплантації кінцівок солдатам армії оборони Ізраїлю після травматичних ампутацій на полі бою.
Система лікування травми від моменту її отримання до стаціонарного етапу вибудовано таким чином, що це можливо. Головне в цій системі – це адекватна допомога одразу після травматизації та швидка евакуація в центр лікування травми.
Вони позбулись всіх проміжних етапів, які лише уповільнювали евакуацію – медпункт батальйону, полку, тощо, максимально озброїли медиків переднього краю – аж до створення блоку інтенсивної терапії на базі танку – tank-bulance, та почали широко використовувати авіацію для евакуації.
Нам заважає створити кальку з цієї моделі, яка викликає саму лише повагу, лише один об’єктивний фактор – розміри країни. Всі інші фактори є надуманими.
Виходячи з цієї обставини, в українській моделі має з’явитись одна проміжна інстанція – мобільний військовий госпіталь.
Одразу маю пояснити значення слова мобільний: той, що може швидко пересуватись, міняти дислокацію.
Виходячи з цього, всі медичні установи, які розташовані в будівлях за визначенням не є мобільними.
Ми можемо говорити про мобільність лише використовуючи модульні жорсткі конструкції, що можуть бути переміщеними автотранспортом, залізницею, тощо.
Середній час до початку роботи такого госпіталю на новому місці – менше 2-х годин! Ці госпіталі дуже добре обладнані – мають томографи, нейрохірургічну та судинну операційні з мікроскопами та повністю автономні.
Вони не використовують жодних потужностей цивільних лікувальних закладів, які є поруч.
Одразу після стабілізації стану, поранені з цих госпіталів евакуюються, але повний об’єм допомоги вже наданий.
Оці госпіталі має створювати саме Міністерство оборони, саме в цих установах мають працювати військові медики, що були в мирний час відрядженими до цивільних центрів травми.
Звісно, що фінансування цих структур може бути виключно бюджетним. Після евакуації з мобільного госпіталю всі етапи лікування має оплачувати виключно страхова компанія.
Ось це і є основні положення, які ми заклали в документ, що може стати державним.
- Информация о материале
«Я, Николай Воронин, живший долго в России и считавший себя русским, стою здесь. Защищаю украинскую землю от этой гадости, которая с вами, оккупантами, ползет. Видал я, что вы сделали с моей родной Горловкой. Под вашей властью гибнет и загибается мой город. Я знаю все окрестности. И лично видел плоды ваши. И ой как я не хочу, чтобы гадость, которую вы производите, распространилась на остальную часть моей страны. И буду делать все, чтобы вы, гады, ушли. До победы. А победа будет наша».
Это отрывок из письма к сепаратистам, которое прямо на передовой написал один из киборгов, в прошлом — учитель математики Николай Воронин. В то время, когда боевые действия велись в нескольких десятках километров от его родного дома.
Николай всегда был романтиком. Получив диплом магистра экологии, мечтал спасти Землю от экологической катастрофы — строил экопоселения. «Главная идея — жить как можно ближе к природе, растить деревья. Приходишь на пустырь, а через некоторое время благодаря твоим стараниям там вырастает сад. 40 млн человек возьмется — 40 млн садов вырастет. Представляете, как изменилась бы наша жизнь?» Вместе с молодой женой Николай построил в своем поселении небольшую хижину с прозрачной крышей — жена хотела видеть звезды.
До того как получить диплома эколога, Николай получил еще два — бакалавра по физике и специалиста по компьютерным технологиям. Преподавал математику в школе и в одном из ПТУ Горловки. На работу из своего поселения ездил на велосипеде. Вставать приходилось рано, в 5 утра, поскольку путь был неблизкий. Но он ни о чем не жалел.
Вскоре парню пришлось перенести тяжелое испытание судьбы — рак. Победить его смог благодаря поддержке товарищей по университету: «Весь вуз скидывался мне на операцию. Тогда я понял, что такое дружба, поддержка. В благодарность за свое исцеление я создал свой собственный Фонд критической помощи. Я был его единственным членом. Это был даже не фонд, а идея. Он не был официально зарегистрирован, не имел средств. Но все знали — в критической ситуации я могу организовать любую помощь: найти хорошего врача, собрать пожертвования, просто поддержать. И эта инициатива отлично работала».
Увлекшись книгами российского писателя Владимира Мегре из серии «Звенящие кедры России», Николай стал солнечным бардом. Вместе с товарищами в обнимку с гитарой объездил Украину, Россию, Беларусь, Литву. Долгое время жил на Алтае: «Среди солнечных бардов были поэты, певцы, музыканты. Мы выступали в детских домах, тюрьмах, на улицах, в электричках. Пели о любви, мире, дружбе. Я был пацифистом. И если бы мне кто-то сказал, что когда-нибудь я возьму автомат и пойду воевать — ни за что бы не поверил».
В АТО Николай Воронин получил позывной Сепар. Наверное, в память о том, что когда начались тревожные события на Донбассе, он поддержал сепаратистов. «Когда-то я стоял на Помаранчевом Майдане. Разочаровался. В этот раз я не поддерживал Майдан. Сначала был за Путина. Ходил на пророссийские митинги в Донецке. Я видел, как хорошо обученные люди захватили Донецкую ОГА. Они постояли и ушли, подставив тех, кого удалось сагитировать из местных. Точно так же были захвачены и другие здания в городе. Сначала я помогал сепарам. Стоял в охране на входе в ОГА. Но ровно через день понял, что эти люди пришли не строить, а грабить и разрушать. Здание ДонОГА превратилось в туалет — здесь везде курили и гадили. Я пошел ради интереса на местный проукраинский митинг. Там была очень разномастная публика — студенты, мамы с детьми, бабушки и дедушки. Они поддерживали друг друга, очень искренне молились за Украину. Я почувствовал огромную разницу. С этого момента для меня не стоял вопрос, с кем я должен быть. Но еще два дня я пробыл в ОГА. Все это время изучал, как охраняется здание, какие есть возможности для его освобождения. Пытался передать все это украинским военным. Даже в соцсетях выкладывал. Но потом стало опасно, и мне пришлось уйти».
Увидев в интернете объявление о том, что в батальон «Донбасс» набирают добровольцев, Николай, не раздумывая, записался туда. Когда террористы в родном городе узнали, что учитель математики из местной школы воюет добровольцем, над его семьей нависла опасность. Пришлось срочно вывозить ее из города.
После «Донбасса» парень попал в добровольческую роту 79-й отдельной аэромобильной бригады. Но даже на передовой не забывал о гитаре. Когда была возможность — писал стихи, песни. Сочинил гимн своей бригады. В нем поется не только о мужестве защитников, но и о тех, кто им помогает. Николай говорит: «Каждого в своей стране, даже тех, кто не воюет, а как может, помогает бойцам (кто деньгами, кто салом, кто телефоном и прибором ночного видения, кто аккумуляторной батареей, вкусняхами, перчатками, носками, трусами и еще Бог знает чем), я считаю Героем. И считаю, что мы живем в Стране Героев».
В Донецкий аэропорт Николай гитару не повез. То, что попал в такую горячую точку, считает честью. Служить в ДАП хотело все подразделение, но командир взял не всех. В аэропорту Николая назначили корректировщиком огня. Ведь делать это было некому, а он был учителем математики. Времени на то, чтобы войти в курс дела, было мало — ребята прибыли днем, а вечером уже принимали бой. У Николая был артиллерийский планшет. Парень во всем разобрался и несколько дней корректировал огонь.
Воронин не раз поднимался и с товарищами, и в одиночку на третий, «сепарский» этаж нового терминала. «Сепарским» он назывался потому, что туда иногда захаживали сепаратисты, и был риск нарваться на засаду. Но там находилась очень удобная позиция, с которой легче было отбивать атаки на старый терминал. Угловая площадка, продуваемая всеми ветрами, стены из гипсокартона. Но на ней была «мертвая зона» — укрытие за бетонной опорой, куда не попадали снаряды.
Николай вспоминает: «Я любил сидеть на этой позиции и выслеживать сепаров. Ждал, когда противник начнет стрелять, чтоб целиться наверняка. Отстреляю полрожка и перебегаю на другое место. А противник открывает огонь там, где меня уже нет. Правда, один раз пришлось очень туго — по мне открыли огонь одновременно с двух сторон (площадка-то угловая). Стреляли из пулеметов Калашникова ПКМ 7,62 мм. Довольно мощное орудие. Было тяжело. Но все обошлось. Как-то сепары выстрелили в мою сторону из станкового противотанкового гранатомета. Я видел, как летела ракета — долго, где-то секунду. Спрятался за столб. Ракета попала в перегородку. На площадке стоял туман из осколков и пыли. Пришлось отстреливаться наугад».
Во время ротаций Николай спешит в отпуск к родным: «Жена часто говорит мне, обнимая: «Не уходи на войну. Ты у меня один». И каждый раз я ей отвечаю: «Не переживай, родная. Обещаю вернуться». Хотя иногда так хочется смалодушничать, не пойти. Честно, как на духу говорю. Знаю, никто не осудит. Некоторые даже будут рады. Особенно сепарюги. Те вообще жаждут, чтобы мы по домам разошлись... Но как подумаю о совести — и возвращаюсь в АТО. Совесть у меня есть. Иначе после первой же ротации я остался бы дома».
В эту ротацию Николай по просьбе командира вернулся из отпуска раньше. Его направили на курсы боевых медиков. Парень смеется: «Становлюсь все более опытным бойцом!» Теперь он умеет не только останавливать кровотечения, но и делать интубацию, трахеотомию, орудовать хирургической иглой и делать еще много очень важного и полезного, что может спасти жизнь раненых товарищей во время боя.
Но самое главное, чему научился Николай на войне, не в этом: «Во время войны я обрел Украину. Это мой самый ценный урок».
Свое письмо сепаратистам Николай закончил так: «Да я, отрицал оружие и убийство. И сейчас мне крайне неприятно убивать. Но я стрелял и буду стрелять в вас, взявших оружие против моей страны. Насилующих и грабящих. В вас, дорогие мои опытные военные из РФ. Что же, может быть я и мои товарищи не так накачаны и не так обучены, как вы. Но война научила нас многому. Хороший учитель — Война. С тех пор стоим на своих позициях и, как вы ни стараетесь, не сдаемся. И не сдадимся. Поскольку Страна у нас такая. Героическая. С деревянными щитами победили снайперов на Майдане. И с вами как-то управимся. Мой дед бежал в 16 лет из берлинского концлагеря. Прадед мой прошел две войны, кавалер всех степеней георгиевских крестов. Разведчик. Три ранения в грудь и одно в горло. Дожил до глубоких седин, продав все георгиевские кресты и купив хлеба в Голодомор, который устроил очередной тиран, которых ты так любишь, Россия... Но ничего у тебя не получится. Говорю тебе, как есть. Слава Украине!»
- Информация о материале
Украинское машиностроение, созданное во времена СССР, конечно же, ориентировано на сбыт продукции на территории союза. Большинство стандартов и ТУ разработанные еще в те времена действуют до сих пор, поэтому соответствуют стандартам СНГ, но при этом в ЕС вряд ли будут конкурентоспособны.
В поисках рынков
Больше всего повезло в машиностроительной отрасли таким гигантам, как харьковский «Турбоатом», выпускающий агрегаты для электростанций, и производящий вертолетные двигатели запорожский завод «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. Оба предприятия сумели удержаться на плаву и даже увеличить прибыль. Однако, по мнению экспертов немалая заслуга в улучшении их финансовых результатов принадлежит девальвации гривни.
Кроме того, в тяжелый для всего машиностроения год «Турбоатом» и «Мотор Сич» смогли удержать ситуацию «в силу уникальности производства». Конкурировать с ними в состоянии лишь считанные компании в мире.
Однако, надо понимать, что дальнейшее продвижение на мировые рынки, для того же завода «Мотор Сич» дело весьма проблематичное. Ведь для нормальной эксплуатации и обслуживания авиадвигателей нужна соответствующая инфраструктура и специалисты, знакомые с особенностями конкретной техники. Естественно, что в Европе и США техники специализируются на двигателях привычных мировых брендов. Не стоит забывать и о жесткой конкуренции – крупные мировые корпорации так просто согласятся пустить на давно «обжитой» ими рынок нового участника. Поэтому для успешного развития «Мотор Сичи» нужно сделать мировому рынку уникальное предложение, от которого будет сложно отказаться. Однако есть путь проще - продолжить сотрудничество с российскими авиастроителями.
Машиностроительное пике
На многих машиностроительных предприятиях на сегодняшний день стоит вопрос не развития, а выживания. По данным экспертов из-за закрытия рынка с РФ украинское машиностроение стремительными темпами сокращает производство.
Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении. Особенно это касается производства железнодорожного транспорта. Например, в 2013 г. в Россию отправлялось 71 %всей экспортной продукции для железных дорог.Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов. По данным Госстата, в первом полугодии 2014 г. предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год. Не менее сильно пострадал и украинский автопром.
Если говорить о конкретных предприятиях и их потерях, то, к примеру, харьковский Завод «Электротяжмаш», который выпускает турбогенераторы, электродвигатели, шахтные подъемники, буровые установки и т.д., после аннулирования заказов из РФ потерял $41 млн.
Крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине - завод «Южкабель», две трети партнеров которого находятся на территории России, после разрыва связей недополучил $ 12,4 млн. Для некоторых предприятий разрыв связей с Россией и возникшие из-за этого проблемы привели к закрытию.
Уже понятно, что продукцию машиностроения так просто переориентировать на мировые ринки не получится – для этого нужно пройти долгий путь. Если же говорить о текущих проблемах, сейчас сбывать предназначенную для России продукцию машиностроения на других рынках Украине вряд ли удастся.
- Информация о материале
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
Виктор Гюго
В условиях необъявленной войны России против нашего государства чрезвычайную актуальность приобретает вопрос выработки адекватной и эффективной стратегии противодействия.
По мнению «Майдана иностранных дел», ответ Украины на российскую «гибридную войну» должен быть оперативным и нестандартным, ибо шаблоны здесь вряд ли принесут большую пользу.
В газете ZN.UA от 23 января с.г. была опубликована основательная статья Владимира Горбулина «Гибридная война» как ключевой инструмент российской геостратегии реванша».
Соглашаясь во многом с оценками уважаемого государственного деятеля, «Майдан иностранных дел» считает их неким приглашением к широкой дискуссии и именно поэтому хотел бы поделиться некоторыми предложениями о возможных дальнейших шагах Украины.
Стратегия противодействия
Принимая во внимание существенное различие в потенциалах сторон, стратегия противодействия Российской Федерации должна быть асимметричной (ασυμμετρία — гр., несоответствие), т.е. должна предусматривать постоянное, активное и системное давление именно на «уязвимые места» Москвы и параллельно — действенные меры по надежной защите важнейших национальных интересов Украины.
В этом контексте следует вспомнить, что асимметрию как стратегическую концепцию подробно описывает определение Института стратегических исследований США (Asymmetry and U.S. Military Strategy: Definition, Background, and Strategic Consepts — Steven Metz, Douglas Jonson, 2001): «Асимметрия в военной сфере и сфере национальной безопасности — это способность действовать, организовывать свою деятельность и мыслить отличным от оппонентов образом для максимизации собственных преимуществ и использования уязвимых мест оппонента, захвата инициативы или обеспечения пространства для маневрирования. Она может быть политико-стратегической, военно-стратегической, оперативной или их комбинацией. Она может включать различные методы, технологии, ценности, организационные структуры, временные рамки либо их комбинации. Она может быть коротко- или долгосрочной. Она может быть анонсирована как заранее подготовленная или представлена как случайное развитие событий. Она может быть дискретной или осуществляться во взаимодействии с симметричными подходами. Она может иметь как психологические, так и физические измерения».
Классическим примером асимметрии являются террористические атаки против США 11 сентября 2001 г. и Великобритании 7 июля 2005 г. Сегодня примером асимметричной войны долгосрочного характера являются действия исламских террористов против Запада. Показательно, что для фанатически настроенного игрока, который реализует стратегию асимметричного противодействия, ресурсы не имеют решающего значения даже в течение значительного отрезка времени.
Психологическое измерение стратегии асимметричного противодействия означает деморализацию противника, в частности запугиванием (террористические акты во Франции 7–9 января 2015 г.), шантажом и т.п.
Политико-стратегическое измерение в данном случае означает использование невоенных средств для достижения победы. Большое значение в этом контексте имеет «завоевание» одним из оппонентов морального преимущества и наличие превосходящей решительности (морального духа) в противодействии врагу (примером этого может быть известная война США во Вьетнаме, которая, фактически, стала первой т.н. телевизионной войной и показала, каким может быть влияние общественного мнения на международную политику).
Стратегия асимметричного противодействия Украины Российской Федерации должна быть многоуровневой, многоцелевой и гибкой (быстро адаптированной) и в части конкретных мероприятий иметь конфиденциальный характер.
Лишь при условии ее реализации в таком виде можно успешно противостоять Москве, которая значительно превосходит нас практически во всех компонентах, ведет «гибридную войну» и осуществляет курс на активное навязывание нам выгодной для нее собственной «реальности», по правилам которой победа для нас ни концептуально, ни практически невозможна.
При этом главным оружием Киева в противодействии российской агрессии должно стать развитие новой Украинской республики на началах идей Майдана. Ведь известно, что демократические страны экономически успешнее, а, следовательно, и сильнее во всех сферах. Кроме этого, они более устойчивы и способны к самообновлению и самовосстановлению, тогда как в авторитарной системе любая серьезная ошибка может стать роковой.
Как показали события 2014 г., мощное сопротивление со стороны патриотически настроенного украинского гражданского общества во время агрессии оказалось большой и реальной неожиданностью для Москвы. Можно констатировать, что оно сыграло важную роль в ключевые моменты конфликта, и их следует рассматривать как неотъемлемый компонент этой стратегии.
«Майдан иностранных дел» считает, что стратегия асимметричного противодействия Российской Федерации, в свою очередь, должна быть интегральной частью Стратегии национальной безопасности Украины и предусматривать перечень конкретных мероприятий как во внутренней, так и во внешней плоскости.
В частности, такие меры должны способствовать лишению российского капитала влияния на стратегические отрасли украинской экономики, противодействию информационному влиянию Москвы и нейтрализации российской «пятой колонны», а также концентрироваться на «болевых точках» России и дестабилизировать ее внутриполитическое и экономическое положение, одновременно подрывая и уменьшая влияние Кремля в международной сфере, в частности блокированием антиукраинских действий Российской Федерации в Евросоюзе.
Новая национальная безопасность
Как уже подчеркивалось, стратегия асимметричного противодействия РФ должна стать неотъемлемой составляющей Стратегии национальной безопасности Украины, проект которой в настоящее время разрабатывает Национальный институт стратегических исследований. Мы считаем, что этот документ должен иметь единый план действий, охватывать куда более широкое проблемное поле, чем это предусмотрено классическим подходом, а также опираться на ценности, ставшие краеугольным камнем Революции достоинства.
Новая Стратегия национальной безопасности должна быть увязана с Конституционной реформой демократичного характера и реформой местного самоуправления, учитывать имеющиеся ресурсы и иметь перспективное видение развития Украины в контексте главных тенденций общемировой эволюции. При этом элементы системы национальной безопасности должны инкорпорироваться в управленческую, экономическую и другие сферы таким образом, чтобы они способствовали развитию, а не только потребляли ограниченные ресурсы.
По нашему мнению, ключевым направлением реализации политики национальной безопасности, направленной на адекватный ответ угрозам и вызовам, стоящим перед нашим государством, должны быть внешнее и внутреннее измерения, а также обеспечение стратегии постоянного развития. Приоритет следует отдать не констатации внутренних и внешних безопасных условий настоящего и ближайшего будущего, а концептуальным подходам, которые позволят нейтрализовать имеющиеся и потенциальные вызовы и угрозы. При этом необходимо преодолевать известную интеллектуальную ловушку, которую можно сформулировать как «подготовку к прошлой войне», и выстраивать такую систему, которая позволит адекватно и оперативно реагировать на сюрпризы, подготовленные агрессором.
Внешнее измерение
Учитывая существующий консенсус российской правящей элиты о недопустимости существования суверенной и независимой Украины, избравшей курс на европейскую интеграцию и обретение членства в ЕС и НАТО, а также готовность противодействовать этому всеми средствами, включая военную агрессию, Российская Федерация в кратко- и среднесрочной перспективе является и будет оставаться самой большой внешней угрозой национальной безопасности нашего государства.
Таким образом, угроза самому существованию государства Украина со стороны Москвы становится аксиомой, а вопросы национальной безопасности и обороны в ближайшие годы будут относиться к фундаментальным принципам выживания и развития страны.
Украинско-российская война остро поставила вопрос не только немедленного создания военной организации для отражения военной агрессии на Донбассе, но и ее внешнего политического обеспечения.
Формула нынешней войны, когда мощное российское государство с деформированным обществом воюет против Украины со слабыми государственными институтами и необычайно мощным гражданским обществом, не может обеспечить окончательную победу и надежные гарантии безопасности в будущем. Более того, вопросы восстановления территориальной целостности, обеспечения способности успешно противостоять вероятной широкомасштабной военной агрессии со стороны России, а также необходимость достичь соответствия критериям членства в Организации Североатлантического договора ставят перед нами трудные задачи, справиться с которыми без усиления институционных механизмов невозможно.
К сожалению, сегодня эта работа усложняется отсутствием адекватной реакции, противодействия официального Киева концептам ограниченного суверенитета (финляндизация, федерализация и пр.), навязываемым кремлевскими стратегами и кругами, которые предпочитали бы решить нынешнюю кризисную ситуацию за счет национальных интересов нашего государства.
Глубинные разногласия между цивилизованным миром и путинской Россией, с точки зрения как ценностей, так и безопасных приоритетов, дают широкие возможности найти modus vivendi и modus operandi со странами-партнерами, осознающими всю опасность неадекватного поведения Кремля.
Очевидно, следует также привлечь внимание Беларуси и других «союзников» Москвы, чье руководство, наверное, уже поняло, какую угрозу их личной власти и пусть даже относительной независимости их стран несет «русский мир»; использовать благоприятную ситуацию для реализации идеи развития Балто-Черноморской оси, да и вообще искать новые форматы взаимодействия без участия России. В частности, необходимо отказаться от такого инструмента как BLACKSEAFOR, ведь расширение в оккупированном Крыму самой мощной военной базы в Европе с ядерным компонентом кардинально меняет безопасную ситуацию не только в Черноморском, но и в Средиземноморском регионе, и на Ближнем Востоке.
Крайне важен, с точки зрения национальной безопасности, переход от традиционно присущего украинской внешней политике и финансово затратного подхода «должны дружить со всеми» — к прагматической оценке отношений под углом общих ценностей и реальной поддержки Украины.
Также видится необходимым уже в ближайшее время путем доверительного диалога о гарантиях безопасности и военной помощи со странами — союзниками Украины, особенно со США, основательно осмыслить и определить роль Киева в построении качественно новой системы международного взаимодействия на европейском континенте. Без этого любая стратегия станет лишь компиляцией пожеланий, не объединенных общей целью, а значит — малополезных.
Внутреннее измерение
Создание системы стратегического управления, как в секторе безопасности и обороны, так и в других сферах, — чрезвычайно актуальная задача. Архитектура такой системы должна объединять уже имеющиеся элементы с такими, которые необходимо создать, в частности целостную законодательную базу по вопросам стратегического прогнозирования, стратегирования, планирования; определение иерархии правовых норм, порядка подготовки стратегических прогнозов, стратегий, доктрин, осуществления комплексных обзоров и т.д.; реформирование и создание соответствующих учреждений, которые будут отвечать за процессы в этой сфере; создание системы подготовки и усовершенствования профессионального уровня соответствующих кадров; а также внедрение механизмов должного финансирования.
Внедрение стратегической культуры, инкорпорирование ее в систему государственного управления имеет не меньший приоритет, чем вопрос противодействия военной агрессии. Показательным в этом плане является неадекватный сложной ситуации, в которой находится государство, медленный процесс осуществления комплексного обзора сектора безопасности и обороны, на основе которого должна была бы выстраиваться эффективная система управления этим сектором, а значит и четкая программа реформирования соответствующих государственных органов.
Более того, во многих случаях, по нашему мнению, следует отдать предпочтение не реформированию старых, постсоветских ведомств, а созданию новых учреждений на кардинально иных принципах.
Очевидно, что устранение угроз, стоящих перед Югом и Востоком Украины, а также нормализация военно-политической ситуации в регионе зависят, в том числе, от вопроса деокупации Крыма, приближение которой должно стать стратегической задачей власти и общества. Идеи, изложенные в подготовленной «Майданом иностранных дел» «Стратегии возврата Крыма», могут стать основой концептуальных документов государственных органов не только сектора безопасности, но и всего правительства вообще. При этом особое внимание необходимо уделить крымскотатарскому вопросу, который нуждается в исключительной политической мудрости и взвешенности, в частности относительно принятия законов о статусе коренного народа и создания национальной автономии, включительно с определением юридического статуса Курултая и Меджлиса крымскотатарского народа, формирование в Украине параллельных структур управления социально-политическими процессами в Крыму и т.п.
Эффективный контроль над линией государственной границы, ее обустройство, а еще больше — создание сил и средств оперативного реагирования и дистанционного поражения вдоль всей протяженности границы с Республикой Беларусь, РФ, а также Приднестровского участка украинско-молдовской границы является критически важной задачей.
В процессе обновления Военной доктрины необходимо определиться с созданием реальных и мощных средств сдерживания агрессора. При этом, исходя из действий Москвы, направленных на окончательное разрушение международно-правовых принципов безопасности в Европе, а также развертывание новейшего вооружения, которое ощутимо будет менять баланс сил в регионе, Украина должна оставить за собой право выйти из режимов, ограничивающих возможности обеспечить нашу безопасность и/или безопасность союзников.
Очевидно, пришло время переосмыслить подходы и разработать стратегию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), что отвечало бы критическим задачам обеспечения национальной безопасности и обороны государства.
Комплексный подход к вопросам экономической безопасности должен предусматривать, в частности, создание механизма мониторинга и регулирования прямых зарубежных инвестиций, а также усовершенствование механизмов антимонопольного регулирования для недопущения и урегулирования непропорционального доминирования отдельных стран, юридических или физических лиц в критически важных отраслях экономики и инфраструктуры, прежде всего — в ОПК, энергетике, банковской сфере, связи и т.п.
Необходимо уже сейчас предусмотреть разработку комплексной стратегии реинтеграции части Донецкой и Луганской областей, временно оккупированных российскими войсками и подконтрольными им вооруженными формированиями, поскольку эти территории, очевидно, будут не только служить источником нестабильности, но и нуждаться в постоянном внимании со стороны Киева, если он серьезно настроен на реальное обеспечение суверенитета в нынешних границах.
Стратегия развития
Демонтаж олигархической модели, создание новой системы политических сдерживаний и противовесов, разработка и внедрение целостных и системных экономических реформ, модернизация государственного управления, а также борьба с коррупцией имеют исключительное значение для дальнейшего существования украинского государства.
Без действенных шагов на этих направлениях вряд ли можно ожидать улучшения предпринимательского климата, привлечения иностранных инвестиций и развития высокотехнологических отраслей экономики, которые должны способствовать выходу из глубокого экономического кризиса и улучшению благосостояния украинцев.
У Украины есть положительная перспектива, поскольку подавляющее большинство граждан уже имеют общее видение будущего государства и своего места в нем.
Очевидно, что нас ожидает тяжелая борьба с коварным путинским режимом, который ненавидит и вместе с тем боится новой, свободной Украины, считая ее реальной угрозой собственному господству.
Бесспорно, мы непременно победим, если будем действовать патриотически, профессионально и последовательно. Одним из инструментов нашей победы должно стать асимметричное противодействие Российской Федерации как неотъемлемая часть Стратегии национальной безопасности Украины.
- Информация о материале
В украинской армии не хватает сержантов. Их просто нет. А армия без сержантов воевать не может. У нас - сколько война уже идет - никаких сержантских школ не создано, видно, это нашему правительству не нужно. Создать сразу много их не получится, поэтому нужен базовый лагерь подготовки, а потом на его базе делать расширенную сержантскую школу, с курсом на несколько месяцев.
Повторная встреча со снайпером из Швеции Майком, добровольцем «Азова» и одним из самых известных «легионеров» полка прошла на тренировочной базе в Киеве, на территории завода «Атек» в районе метро «Святошин». Тут же я познакомился с Иваном (позывной Грач) и еще несколькими бойцами. Иван - командир взвода иностранцев «Азова». Главный инструктор и, по сути, координатор и вдохновитель готовящейся системы обучения.
Пока это назвать базой сложно. Это предоставленная бесплатно часть территории завода-банкрота, выделенная под полосу препятствий и жилые здания для проживания и обучения бойцов. Условия казарменные, но полоса строится и уже завезены новые вагончики для дальнейшего поселения.
В чем заключается проект тренировочной базы и как продвигаются дела?
Иван: У нас в Украине нет нормальных подготовительных баз, не говоря уже о сержантских школах. Мы взяли на себя инициативу сделать это на базе «Азова». Для начала для своих новобранцев.
Начинаем с малого - на заводе «Атек» у нас будет возможность готовить от 60 до 100 человек одновременно. Будет селекция. Две недели идет физическая и психологическая подготовка. Те, кто годен, остаются еще на 2 недели здесь и после оформления документов и прохождения медкомиссии отправляются на передовую. Там тоже планируется сделать месячный курс. То есть, это как минимум два месяца подготовки. Это физо, теоретические лекции, строевая подготовка, ориентирование, карты т.д. С рекрутами будет работать взвод инструкторов. Работа будет с 6-30 и до отбоя в 22-30. Никакого свободного времени у людей не будет. 3 физических тренировки, 3 лекции в день, практика…
Каков изначальный отбор людей?
Иван: - Нашему админотделу присылают резюме. Люди должны иметь набор документов, быть гражданами Украины (как правило, за исключением опытных иностранцев). По медицине - общие параметры. А уже по селекции мы смотрим, кто годен.
Кто финансирует проект?
Иван: - Наша страна нам, как обычно, практически не помогает, поэтому батальон находит деньги и сам создает все. Никакой координации с Генштабом и подобным нет. Это наша инициатива и все делаем сами. То есть, это помощь простых людей, волонтеров, бизнесменов. Государство не имеет к этому никакого отношения и даже, наверное, не знает, что мы строим такую базу. Батальон переходит под Нацгвардию, нам должны передать какую-то технику, но это все так, на уровне разговоров еще с сентября.
Мы также планируем проводить кампанию по набору новобранцев и по популяризации службы. Когда мы завершим строительство базы, будем делать видеоролики с тренировок, мотивационные ролики. Возможно, будет курс и для журналистов (для себя и для создания новостного материала). Наконец-то, будет сайт и канал в Ютюбе. Ведь до этого всего было не принято служить в армии. Ее не было просто. Попытаемся создать все с нуля.
А какой сейчас идет поток рекрутов?
Иван: - Каждый месяц мы высылаем туда человек 100. Готовых бойцов, прошедших обучение. Там у них еще дополнительный курс. Но этого мало. Будем расширяться. Если пойдет полноценная война - пойдут потери, и нужно иметь резервы и базы, которые могут выдавать бойцов.
На какую цифру планируете выйти?
Иван: - На этой базе хотелось бы иметь возможность выбирать из 200 людей 100 и отправлять туда. Не всех подряд, а выбирать.
Какой будет сама полоса препятствий?
Иван: - Она будет максимально приближена к условиям, с которыми бойцы столкнутся на войне. Снаряды для прыжков, перелезания, проползания, темный туннель для проверки на клаустрофобию, канаты, сетка, веревочные лестницы, траншеи. Полоса идет по кругу - метров 200 общая длина.
Что бралось за образец?
Иван: - Идеи - это я общался с нашими иностранными легионерами, Интернет проштудировал. Там достаточно информации - с размерами и тп. Видео с тренировочных баз морской пехоты США, морских котиков.
А сколько всего будет инструкторов?
Иван: - Нам нужно 30, но у нас их 8. Будет команда инструкторов, которая будет постоянно обучаться. Будут коммерческие курсы, может, кто-то на волонтерских началах будет преподавать им что-то. Все что сможем. Медицина, тактика, и т.п.
То есть, цель - такой автономный цикл сделать?
Иван: - Да. Только дополнительная подготовка по стрельбе в Урзуфе, потому что мы тут в этом ограничены.
Почему взвод инструкторов. В украинской армии не хватает сержантов. Их просто нет. А армия без сержантов воевать не может. У нас - сколько война уже идет - никаких сержантских школ не создано, видно, это нашему правительству не нужно. Создать сразу много их не получится, поэтому нужен базовый лагерь подготовки, а потом на его базе делать расширенную сержантскую школу, с курсом на несколько месяцев. Мы столкнулись с тем, что когда заказываешь инструкторов высокого уровня - это неэффективно. Идет передача опыта к новичку. Она не повторяется и не контролируется. Знания теряются. Должна быть структура, схема.
Майк, а чем ты занимался со времени нашего прошлого интервью в сентябре? Какие военные успехи?
Майк: - Я собирал финансы, нарабатывал контакты, рекрутинг. Если все выгорит, есть один шведский бизнесмен, который готов выделить крупную сумму на «Азов». Он сам работает в Украине и хочет помочь. Очень много времени приходится заниматься лоббированием, поиском (в основном финансов).
Я съездил в Швецию заработать немного денег, потому что, несмотря на войну, жить за что-то надо. Потом мы съездили в Урзуф уладить все вопросы с руководством по поводу тренировочной базы.
Сейчас все уже решено. У нас есть кое-какое финансирование. Немного, потому что «Азов» не богат, но достаточно для начала. Я уверен, что это поможет нам сохранить жизни наших ребят. Если бы правительство хоть что-то выделяло, мы могли бы выпускать отличных солдат.
Иван: - Если говорить о нормальной базе, то нужна территория, ангар для жилья, типа большой казармы, нужны симуляторы для стрельбы, потому что в нашей армии люди тренируются с боевыми - гранатометчики, например, а один выстрел из гранатомета стоит очень дорого. В Киеве есть завод по производству тренажеров для стрельбы из ПТУРов, гранатометов, и это было бы финансово выгоднее, чем тратить боеприпасы. В нормальных армиях тренируются на симуляторах сначала.
Майк: - Мои друзья - офицеры из Шведской армии - предоставили большую помощь (конечно же, не смертельного действия) - пластины, бронежилеты, зимнюю форму и тому подобное.
- Какие изменения произошли в полку со времени нашего последнего разговора?
Майк: - «Азов» вырос. Но чем больше что-то становится, тем больше вопросов и проблем. Раз в две недели мы отправляем в полк новых ребят. Но раньше у нас не было возможности для того, чтобы обучить их так, как хотелось бы. Надеюсь, сейчас будет.
Сколько сейчас бойцов в «Азове», если не секрет?
Майк: - Полк. То есть, где-то около 1200 человек.
А сколько иностранцев?
Майк: - Где-то около 20. Но они все с большим опытом и могут быть инструкторами.
Иван: - Все, кроме, разве что, белорусов и русских (у них нет боевого опыта, кроме «Азова». - ред).
А их у Вас много?
Иван: Да, у нас 4 белоруса в подразделении. Отличные солдаты. С самого начала со мной воюют.
Майк: - В отличие от европейцев они не могут домой поехать. Европейцев пожурят, а их буквально просто расстреляют.
Иван: - Да, они не могут вернуться. Первые двое еще думали, что смогут, следующие двое уже знали, что едут в один конец.
Майк: - Да, вот это интересно. Они могли сидеть в Беларуси, жить более-менее спокойной жизнью, но они решили приехать воевать. И я вижу людей в Киеве, у которых идет война в их стране на расстоянии 16 часов езды, и им абсолютно пофиг. Мне этого не понять. Путин же не собирается останавливаться на Донецке, Луганске, Мариуполе. Он хочет весь Донбасс, как минимум. Ну да, не каждый может быть бойцом. Но есть другие способы помочь. А я вижу украинцев, которые с каким-то презрением смотрят на солдат. Как будто они - грязь. Эти люди живут в своих маленьких мирках.
Вернемся к проекту: государство что-то похожее делает?
Иван: - Нет. Непонятно, почему не организованы эти школы? Это кому-то невыгодно? Даже в плане пиара. Любой из политиков мог бы взять шефство над небольшим отрядом. И даже пусть за счет этого пиариться. Депутаты вон приезжают свои морды снять на фоне армии - могли бы пару тепловизоров привезти. Но, нет. Прилетел вон чуть ли не на голубом вертолете, а помощи - ничего. Фотки сделать. Зато личная охрана, личный фотограф.
Есть сейчас такая вот «нездоровая волна» с добровольческими батальонами, с давлением в том же «Айдаре» внутри и с другими батальонами «снаружи». Как Вы видите ситуацию?
Иван: - Естественно, власть боится добровольцев, потому что мы - патриоты, и если тот же Порошенко превратится-таки в Януковича, то он недолго просидит в своем кресле. Поэтому оглядываются. Благодаря таким, как мы, они должны шевелиться. Они заявляют, что тратят кучу денег - куда они идут? У нас же есть предатели и саботажники прямо в Генштабе. В Украине, в отличие от других стран, 450 генералов! Мы можем развернутый батальон из них сделать и отправить в АТО. Куча вопросов к власти.
Поэтому, естественно, власть нас не любит и помощи от них не приходится ждать. Если война вдруг закончится, скорее всего, власть попытается нас разогнать. Только у нас из-за Майдана, из-за войны появились социальные «касты», так сказать, волонтеры, добровольцы, которых загнать назад в стойло, как при Януковиче, не получится.
Нужно проникать во власть - волонтерам, бойцам. До сих пор мы не проиграли еще - «не благодаря, а вопреки». У нас генералы с кучей родственников в России. Конечно, они не хотят воевать, за редким исключением. У нас к ним есть большие вопросы.
Какие, по-Вашему, есть ошибки в тактике ведения войны? Грубо говоря, что делается не так, с Вашей точки зрения?
Иван: - Современная война кардинально отличается от советской школы, поэтому у нас идет обучение даже по различным материалам: люди даже не знают, что такое мембранные ткани, гортекс, флис, как с ними обращаться. Даже такие мелочи.
А если говорить про глобальные вещи, то современная война предполагает действие малыми группами. У нас нет боев дивизиями, танковыми группами. А украинские войска продолжают воевать окопной тактикой, как в Первую мировую. Блокпосты, минирование, то, что сейчас нежизнеспособно. В масштабах страны доктрина должна меняться, а в этом направлении ничего не делается. Это не нужно руководству. У нас руководство - менеджеры, политики, но не военные.
У нас регулярные случаи саботажа. «Грады» присылали в помощь с поврежденной аппаратурой наводки. К нам приходят пулеметы без станков и лент. Где могли - взяли из музеев станки. Это же бред. При этом Порошенко заявляет, что он тратит $10 миллионов в день. А у нас оборудование из музея ВОВ либо самодельное. И ленты через Интернет покупаем. Это прямой саботаж нашей власти.
Майк: Чем еще отличается «Азов»? Мы не просто полк. Мы - семья. Мы считаем друг друга братьями. Наши командиры делают для нас все, что могут. И каждая потеря давит на них лично. Я видел, как генералы регулярной армии относятся к бойцам. Те вызывают поддержку, а танки-то дорогие… И они погибают. У нас была ситуация в Иловайске. Один из наших вызвал помощь. Ребята собрались и вытащили его из этого пекла. А регулярная армия смотрела на нас - какого черта вы делаете? И это касается всех добровольческих батальонов.
А какие мысли по поводу мобилизации?
Майк: Думаю, что это правильное решение - объявить мобилизацию. Это дает совсем другой набор инструментов для работы. Но, в то же время, нельзя заставить людей воевать…
Иван: Вопрос по мобилизации - у нас нет тренинговых центров. Нет базовой подготовки. Они рекламируют Нацгвардию и тп. У меня знакомые там - нет тренировок нормальных. Выдают по 15 патронов под подпись. Там командиры целый день только подписями и занимаются. Если брать призывников - их нужно готовить. А так мы высылаем мясо, которое теряет технику, которое будут захватывать в плен, убивать. Те же несчастные случаи. Мобилизация нужна, но параллельно с подготовкой.
Либо же формировать батальоны, которые будут мотивироваться деньгами, вплоть до иностранных легионеров, хотя бы командиров отделений. Армия должна быть маленькая, но злая, а не большая и бесполезная. В России такая же ситуация. Армия аморфная. Мы можем победить, если будем наносить им потери по всем фронтам. Не нужно огромную сеть блокпостов. Это огромные жертвы. Ее легко прорвать, как это было в Новоазовске. Если уже строить блокпосты, то с активной обороной - с запуском ДРГ, которые будут контролировать территорию перед ними. Превентивные артиллерийские удары.
Майк: - Но, нужно отдать должное именно бойцам регулярной армии. Они воюют против российской армии. Как это было в Чернухино, Новоазовске. Только теперь это тысячи. Где-то 10-12 тыс. солдат регулярной армии РФ. У них есть танки Т-72У, Т-80, «Ураганы», «Грады». Если пришлось с этим столкнуться и удалось выжить и продолжить воевать - это заслуживает уважения. А ведь у украинской армии не так много вооружения. Почему-то так и не достают со складов.
Как вам заявление Путина про «легион НАТО»?
Иван: -Ну, как бы весело было, ибо у меня в отряде как раз всего два украинца, а остальные иностранцы (смеется).
Майк: Я думаю, что сейчас нужна помощь НАТО, хотя это палка о двух концах. Мы им безразличны. Я уже говорю «мы» (смеется), так как у меня скоро будет жена украинка. Она согласилась выйти за меня замуж. Если я не умру (смеется). Так что, я остаюсь в Украине. Но, что касается НАТО, - они не хотят то, что лучше для Украины, а то, что лучше для них, но сейчас нам нужны их навыки, оружие. Но в долгосрочной перспективе - НАТО это не решение
Иван: - Нам нужен украинский проект. С патриотической составляющей.
А сможем ли мы без НАТО содержать достойную армию, да еще с таким соседом?
Иван: - Как по мне, нужно держать профессиональное ядро. 60-80 тыс. Злую, удароспособную армию. И при этом большой резерв. Наша Нацгвардия должна быть не как сейчас, на основе ВВ, а как в Европе, как в США, Израиле. С нашей спецификой. Мужское население должно проходить, например, 2 недели обучения в году. Со скидками на образование, с налоговыми скидками для тех, кто прошел. С военным налогом для тех, кто не прошел. Украина должна участвовать в военных операциях по всему миру для получения опыта. Должно быть разрешение носить оружие, должна быть культура обращения с оружием. Если нормально за это взяться, то за пару лет мы можем получить результаты. Мы можем производить бронетехнику. У нас есть потенциал. Нужно только политическое решение, и если мы хотим победить, шевелиться нужно уже сейчас.
Как было сказано, демократия - это объединение свободных вооруженных мужчин. А не такая, как у нас. Безвольного стада. Построить разграничительную стену, и стране с национальной идеей, маленькой профессиональной армией и огромным количеством людей, которые умеют сопротивляться, Россия не сможет нам ничего противопоставить.
Для желающих помочь бойцам «Азова» в подготовке, которая может спасти их жизни на фронте, для проекта тренировочной базы открыт отдельный счет - 5168 7556 0447 4508 (Приватбанк, Кущинский Иван)
- Информация о материале
Страница 658 из 1561
