Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.

Виктор Гюго

В условиях необъявленной войны России против нашего государства чрезвычайную актуальность приобретает вопрос выработки адекватной и эффективной стратегии противодействия.

По мнению «Майдана иностранных дел», ответ Украины на российскую «гибридную войну» должен быть оперативным и нестандартным, ибо шаблоны здесь вряд ли принесут большую пользу.

В газете ZN.UA от 23 января с.г. была опубликована основательная статья Владимира Горбулина «Гибридная война» как ключевой инструмент российской геостратегии реванша».

Соглашаясь во многом с оценками уважаемого государственного деятеля, «Майдан иностранных дел» считает их неким приглашением к широкой дискуссии и именно поэтому хотел бы поделиться некоторыми предложениями о возможных дальнейших шагах Украины.

Стратегия противодействия

Принимая во внимание существенное различие в потенциалах сторон, стратегия противодействия Российской Федерации должна быть асимметричной (ασυμμετρία — гр., несоответствие), т.е. должна предусматривать постоянное, активное и системное давление именно на «уязвимые места» Москвы и параллельно — действенные меры по надежной защите важнейших национальных интересов Украины.

В этом контексте следует вспомнить, что асимметрию как стратегическую концепцию подробно описывает определение Института стратегических исследований США (Asymmetry and U.S. Military Strategy: Definition, Background, and Strategic Consepts — Steven Metz, Douglas Jonson, 2001): «Асимметрия в военной сфере и сфере национальной безопасности — это способность действовать, организовывать свою деятельность и мыслить отличным от оппонентов образом для максимизации собственных преимуществ и использования уязвимых мест оппонента, захвата инициативы или обеспечения пространства для маневрирования. Она может быть политико-стратегической, военно-стратегической, оперативной или их комбинацией. Она может включать различные методы, технологии, ценности, организационные структуры, временные рамки либо их комбинации. Она может быть коротко- или долгосрочной. Она может быть анонсирована как заранее подготовленная или представлена как случайное развитие событий. Она может быть дискретной или осуществляться во взаимодействии с симметричными подходами. Она может иметь как психологические, так и физические измерения».

Классическим примером асимметрии являются террористические атаки против США 11 сентября 2001 г. и Великобритании 7 июля 2005 г. Сегодня примером асимметричной войны долгосрочного характера являются действия исламских террористов против Запада. Показательно, что для фанатически настроенного игрока, который реализует стратегию асимметричного противодействия, ресурсы не имеют решающего значения даже в течение значительного отрезка времени.

Психологическое измерение стратегии асимметричного противодействия означает деморализацию противника, в частности запугиванием (террористические акты во Франции 7–9 января 2015 г.), шантажом и т.п.

Политико-стратегическое измерение в данном случае означает использование невоенных средств для достижения победы. Большое значение в этом контексте имеет «завоевание» одним из оппонентов морального преимущества и наличие превосходящей решительности (морального духа) в противодействии врагу (примером этого может быть известная война США во Вьетнаме, которая, фактически, стала первой т.н. телевизионной войной и показала, каким может быть влияние общественного мнения на международную политику).

Стратегия асимметричного противодействия Украины Российской Федерации должна быть многоуровневой, многоцелевой и гибкой (быстро адаптированной) и в части конкретных мероприятий иметь конфиденциальный характер.

Лишь при условии ее реализации в таком виде можно успешно противостоять Москве, которая значительно превосходит нас практически во всех компонентах, ведет «гибридную войну» и осуществляет курс на активное навязывание нам выгодной для нее собственной «реальности», по правилам которой победа для нас ни концептуально, ни практически невозможна.

При этом главным оружием Киева в противодействии российской агрессии должно стать развитие новой Украинской республики на началах идей Майдана. Ведь известно, что демократические страны экономически успешнее, а, следовательно, и сильнее во всех сферах. Кроме этого, они более устойчивы и способны к самообновлению и самовосстановлению, тогда как в авторитарной системе любая серьезная ошибка может стать роковой.

Как показали события 2014 г., мощное сопротивление со стороны патриотически настроенного украинского гражданского общества во время агрессии оказалось большой и реальной неожиданностью для Москвы. Можно констатировать, что оно сыграло важную роль в ключевые моменты конфликта, и их следует рассматривать как неотъемлемый компонент этой стратегии.

«Майдан иностранных дел» считает, что стратегия асимметричного противодействия Российской Федерации, в свою очередь, должна быть интегральной частью Стратегии национальной безопасности Украины и предусматривать перечень конкретных мероприятий как во внутренней, так и во внешней плоскости.

В частности, такие меры должны способствовать лишению российского капитала влияния на стратегические отрасли украинской экономики, противодействию информационному влиянию Москвы и нейтрализации российской «пятой колонны», а также концентрироваться на «болевых точках» России и дестабилизировать ее внутриполитическое и экономическое положение, одновременно подрывая и уменьшая влияние Кремля в международной сфере, в частности блокированием антиукраинских действий Российской Федерации в Евросоюзе.

Новая национальная безопасность

Как уже подчеркивалось, стратегия асимметричного противодействия РФ должна стать неотъемлемой составляющей Стратегии национальной безопасности Украины, проект которой в настоящее время разрабатывает Национальный институт стратегических исследований. Мы считаем, что этот документ должен иметь единый план действий, охватывать куда более широкое проблемное поле, чем это предусмотрено классическим подходом, а также опираться на ценности, ставшие краеугольным камнем Революции достоинства.

Новая Стратегия национальной безопасности должна быть увязана с Конституционной реформой демократичного характера и реформой местного самоуправления, учитывать имеющиеся ресурсы и иметь перспективное видение развития Украины в контексте главных тенденций общемировой эволюции. При этом элементы системы национальной безопасности должны инкорпорироваться в управленческую, экономическую и другие сферы таким образом, чтобы они способствовали развитию, а не только потребляли ограниченные ресурсы.

По нашему мнению, ключевым направлением реализации политики национальной безопасности, направленной на адекватный ответ угрозам и вызовам, стоящим перед нашим государством, должны быть внешнее и внутреннее измерения, а также обеспечение стратегии постоянного развития. Приоритет следует отдать не констатации внутренних и внешних безопасных условий настоящего и ближайшего будущего, а концептуальным подходам, которые позволят нейтрализовать имеющиеся и потенциальные вызовы и угрозы. При этом необходимо преодолевать известную интеллектуальную ловушку, которую можно сформулировать как «подготовку к прошлой войне», и выстраивать такую систему, которая позволит адекватно и оперативно реагировать на сюрпризы, подготовленные агрессором.

Внешнее измерение

Учитывая существующий консенсус российской правящей элиты о недопустимости существования суверенной и независимой Украины, избравшей курс на европейскую интеграцию и обретение членства в ЕС и НАТО, а также готовность противодействовать этому всеми средствами, включая военную агрессию, Российская Федерация в кратко- и среднесрочной перспективе является и будет оставаться самой большой внешней угрозой национальной безопасности нашего государства.

Таким образом, угроза самому существованию государства Украина со стороны Москвы становится аксиомой, а вопросы национальной безопасности и обороны в ближайшие годы будут относиться к фундаментальным принципам выживания и развития страны.

Украинско-российская война остро поставила вопрос не только немедленного создания военной организации для отражения военной агрессии на Донбассе, но и ее внешнего политического обеспечения.

Формула нынешней войны, когда мощное российское государство с деформированным обществом воюет против Украины со слабыми государственными институтами и необычайно мощным гражданским обществом, не может обеспечить окончательную победу и надежные гарантии безопасности в будущем. Более того, вопросы восстановления территориальной целостности, обеспечения способности успешно противостоять вероятной широкомасштабной военной агрессии со стороны России, а также необходимость достичь соответствия критериям членства в Организации Североатлантического договора ставят перед нами трудные задачи, справиться с которыми без усиления институционных механизмов невозможно.

К сожалению, сегодня эта работа усложняется отсутствием адекватной реакции, противодействия официального Киева концептам ограниченного суверенитета (финляндизация, федерализация и пр.), навязываемым кремлевскими стратегами и кругами, которые предпочитали бы решить нынешнюю кризисную ситуацию за счет национальных интересов нашего государства.

Глубинные разногласия между цивилизованным миром и путинской Россией, с точки зрения как ценностей, так и безопасных приоритетов, дают широкие возможности найти modus vivendi и modus operandi со странами-партнерами, осознающими всю опасность неадекватного поведения Кремля.

Очевидно, следует также привлечь внимание Беларуси и других «союзников» Москвы, чье руководство, наверное, уже поняло, какую угрозу их личной власти и пусть даже относительной независимости их стран несет «русский мир»; использовать благоприятную ситуацию для реализации идеи развития Балто-Черноморской оси, да и вообще искать новые форматы взаимодействия без участия России. В частности, необходимо отказаться от такого инструмента как BLACKSEAFOR, ведь расширение в оккупированном Крыму самой мощной военной базы в Европе с ядерным компонентом кардинально меняет безопасную ситуацию не только в Черноморском, но и в Средиземноморском регионе, и на Ближнем Востоке.

Крайне важен, с точки зрения национальной безопасности, переход от традиционно присущего украинской внешней политике и финансово затратного подхода «должны дружить со всеми» — к прагматической оценке отношений под углом общих ценностей и реальной поддержки Украины.

Также видится необходимым уже в ближайшее время путем доверительного диалога о гарантиях безопасности и военной помощи со странами — союзниками Украины, особенно со США, основательно осмыслить и определить роль Киева в построении качественно новой системы международного взаимодействия на европейском континенте. Без этого любая стратегия станет лишь компиляцией пожеланий, не объединенных общей целью, а значит — малополезных.

Внутреннее измерение

Создание системы стратегического управления, как в секторе безопасности и обороны, так и в других сферах, — чрезвычайно актуальная задача. Архитектура такой системы должна объединять уже имеющиеся элементы с такими, которые необходимо создать, в частности целостную законодательную базу по вопросам стратегического прогнозирования, стратегирования, планирования; определение иерархии правовых норм, порядка подготовки стратегических прогнозов, стратегий, доктрин, осуществления комплексных обзоров и т.д.; реформирование и создание соответствующих учреждений, которые будут отвечать за процессы в этой сфере; создание системы подготовки и усовершенствования профессионального уровня соответствующих кадров; а также внедрение механизмов должного финансирования.

Внедрение стратегической культуры, инкорпорирование ее в систему государственного управления имеет не меньший приоритет, чем вопрос противодействия военной агрессии. Показательным в этом плане является неадекватный сложной ситуации, в которой находится государство, медленный процесс осуществления комплексного обзора сектора безопасности и обороны, на основе которого должна была бы выстраиваться эффективная система управления этим сектором, а значит и четкая программа реформирования соответствующих государственных органов.

Более того, во многих случаях, по нашему мнению, следует отдать предпочтение не реформированию старых, постсоветских ведомств, а созданию новых учреждений на кардинально иных принципах.

Очевидно, что устранение угроз, стоящих перед Югом и Востоком Украины, а также нормализация военно-политической ситуации в регионе зависят, в том числе, от вопроса деокупации Крыма, приближение которой должно стать стратегической задачей власти и общества. Идеи, изложенные в подготовленной «Майданом иностранных дел» «Стратегии возврата Крыма», могут стать основой концептуальных документов государственных органов не только сектора безопасности, но и всего правительства вообще. При этом особое внимание необходимо уделить крымскотатарскому вопросу, который нуждается в исключительной политической мудрости и взвешенности, в частности относительно принятия законов о статусе коренного народа и создания национальной автономии, включительно с определением юридического статуса Курултая и Меджлиса крымскотатарского народа, формирование в Украине параллельных структур управления социально-политическими процессами в Крыму и т.п.

Эффективный контроль над линией государственной границы, ее обустройство, а еще больше — создание сил и средств оперативного реагирования и дистанционного поражения вдоль всей протяженности границы с Республикой Беларусь, РФ, а также Приднестровского участка украинско-молдовской границы является критически важной задачей.

В процессе обновления Военной доктрины необходимо определиться с созданием реальных и мощных средств сдерживания агрессора. При этом, исходя из действий Москвы, направленных на окончательное разрушение международно-правовых принципов безопасности в Европе, а также развертывание новейшего вооружения, которое ощутимо будет менять баланс сил в регионе, Украина должна оставить за собой право выйти из режимов, ограничивающих возможности обеспечить нашу безопасность и/или безопасность союзников.

Очевидно, пришло время переосмыслить подходы и разработать стратегию развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), что отвечало бы критическим задачам обеспечения национальной безопасности и обороны государства.

Комплексный подход к вопросам экономической безопасности должен предусматривать, в частности, создание механизма мониторинга и регулирования прямых зарубежных инвестиций, а также усовершенствование механизмов антимонопольного регулирования для недопущения и урегулирования непропорционального доминирования отдельных стран, юридических или физических лиц в критически важных отраслях экономики и инфраструктуры, прежде всего — в ОПК, энергетике, банковской сфере, связи и т.п.

Необходимо уже сейчас предусмотреть разработку комплексной стратегии реинтеграции части Донецкой и Луганской областей, временно оккупированных российскими войсками и подконтрольными им вооруженными формированиями, поскольку эти территории, очевидно, будут не только служить источником нестабильности, но и нуждаться в постоянном внимании со стороны Киева, если он серьезно настроен на реальное обеспечение суверенитета в нынешних границах.

Стратегия развития

Демонтаж олигархической модели, создание новой системы политических сдерживаний и противовесов, разработка и внедрение целостных и системных экономических реформ, модернизация государственного управления, а также борьба с коррупцией имеют исключительное значение для дальнейшего существования украинского государства.

Без действенных шагов на этих направлениях вряд ли можно ожидать улучшения предпринимательского климата, привлечения иностранных инвестиций и развития высокотехнологических отраслей экономики, которые должны способствовать выходу из глубокого экономического кризиса и улучшению благосостояния украинцев.

У Украины есть положительная перспектива, поскольку подавляющее большинство граждан уже имеют общее видение будущего государства и своего места в нем.

Очевидно, что нас ожидает тяжелая борьба с коварным путинским режимом, который ненавидит и вместе с тем боится новой, свободной Украины, считая ее реальной угрозой собственному господству.

Бесспорно, мы непременно победим, если будем действовать патриотически, профессионально и последовательно. Одним из инструментов нашей победы должно стать асимметричное противодействие Российской Федерации как неотъемлемая часть Стратегии национальной безопасности Украины.