Украинское машиностроение, созданное во времена СССР, конечно же, ориентировано на сбыт продукции на территории союза. Большинство стандартов и ТУ разработанные еще в те времена действуют до сих пор, поэтому соответствуют стандартам СНГ, но при этом в ЕС вряд ли будут конкурентоспособны.
В поисках рынков
Больше всего повезло в машиностроительной отрасли таким гигантам, как харьковский «Турбоатом», выпускающий агрегаты для электростанций, и производящий вертолетные двигатели запорожский завод «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева. Оба предприятия сумели удержаться на плаву и даже увеличить прибыль. Однако, по мнению экспертов немалая заслуга в улучшении их финансовых результатов принадлежит девальвации гривни.
Кроме того, в тяжелый для всего машиностроения год «Турбоатом» и «Мотор Сич» смогли удержать ситуацию «в силу уникальности производства». Конкурировать с ними в состоянии лишь считанные компании в мире.
Однако, надо понимать, что дальнейшее продвижение на мировые рынки, для того же завода «Мотор Сич» дело весьма проблематичное. Ведь для нормальной эксплуатации и обслуживания авиадвигателей нужна соответствующая инфраструктура и специалисты, знакомые с особенностями конкретной техники. Естественно, что в Европе и США техники специализируются на двигателях привычных мировых брендов. Не стоит забывать и о жесткой конкуренции – крупные мировые корпорации так просто согласятся пустить на давно «обжитой» ими рынок нового участника. Поэтому для успешного развития «Мотор Сичи» нужно сделать мировому рынку уникальное предложение, от которого будет сложно отказаться. Однако есть путь проще - продолжить сотрудничество с российскими авиастроителями.
Машиностроительное пике
На многих машиностроительных предприятиях на сегодняшний день стоит вопрос не развития, а выживания. По данным экспертов из-за закрытия рынка с РФ украинское машиностроение стремительными темпами сокращает производство.
Как показывает статистика, наибольшее падение производства зафиксировано в транспортном машиностроении. Особенно это касается производства железнодорожного транспорта. Например, в 2013 г. в Россию отправлялось 71 %всей экспортной продукции для железных дорог.Впечатляет также динамика уменьшения выпуска грузовых вагонов. По данным Госстата, в первом полугодии 2014 г. предприятия этой подотрасли изготовили всего 3,5 тыс. вагонов, в то время как мощности вагоностроителей составляют около 38 тыс. вагонов в год. Не менее сильно пострадал и украинский автопром.
Если говорить о конкретных предприятиях и их потерях, то, к примеру, харьковский Завод «Электротяжмаш», который выпускает турбогенераторы, электродвигатели, шахтные подъемники, буровые установки и т.д., после аннулирования заказов из РФ потерял $41 млн.
Крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине - завод «Южкабель», две трети партнеров которого находятся на территории России, после разрыва связей недополучил $ 12,4 млн. Для некоторых предприятий разрыв связей с Россией и возникшие из-за этого проблемы привели к закрытию.
Уже понятно, что продукцию машиностроения так просто переориентировать на мировые ринки не получится – для этого нужно пройти долгий путь. Если же говорить о текущих проблемах, сейчас сбывать предназначенную для России продукцию машиностроения на других рынках Украине вряд ли удастся.