По данным Госстата, зарегистрированная безработица в Украине в 2014 году составила смехотворные 1,9%. Так, в декабре на учете в службе занятости состояло 512 тыс. человек. Однако данные Международной организации труда свидетельствуют об ином. «Сейчас этот показатель находится на максимальном уровне — порядка 10%, что намного выше, чем в период кризиса 2008–2009 годов», — отмечает начальник аналитического отдела «Альфа-Банка Украина» Алексей Блинов.
По оценкам экономиста Александра Охрименко, в нынешнем году реальное количество нетрудоустроенных украинцев может побить все предыдущие рекорды и достичь 40%. Причем такой пессимистический прогноз — не фантастика. Если в 2008–2009 годах потребность работодателей в работниках составляла 170–200 тыс. человек ежемесячно, то в прошлом декабре от работодателей в службу занятости поступило вшестеро меньше заявок на замещение вакантных мест (35 тыс.). О 30–50% сокращении количества вакансий сообщают и крупнейшие кадровые интернет-порталы. А ведь еще в 2014 году не было профессиональных сфер, где наблюдалась бы положительная динамика.
Сбрасывали балласт
Особенностью нынешней волны сокращений генеральный директор HR-агентства «Форсаж» Елена Грищук считает последовательность прощания с персоналом. Первыми под массовые увольнения попали представители банковского сектора и «офисный планктон». «Компании одна за другой отказывались от услуг административного персонала, пиарщиков, маркетологов, бухгалтеров. Многие руководители остались сейчас без помощников, ассистентов и секретарей, их работу просто перераспределили между другими клерками», — говорит генеральный директор рекрутинговой компании DOPOMOGA Ukraine Катерина Скибская.
Затем ряды безработных пополнились сотрудниками промышленных предприятий, поскольку производства в Донецкой и Луганской областях начали останавливаться одно за другим. В других областях Украины на предприятиях накапливают задолженность перед сотрудниками и переходят на неполный рабочий день. «В группе риска — АвтоЗАЗ, «Турбоатом», «Южмаш» и вся машиностроительная отрасль. Это повлечет за собой сокращение сотрудников в смежных компаниях, обслуживающих предприятия», — объясняет Александр Охрименко.
С лета коммерческие компании стали массово увольнять специалистов по продажам, торговых агентов и сейлзов. И в этом — еще одна особенность нынешней ситуации. В период кризиса 2008–2009 годов менеджеры по продажам считались «курами, несущими золотые яйца» и без работы они оставались очень редко.
Но из-за разрушения прежних торговых связей, обусловленного боевыми действиями на востоке страны, компаниям необходимо создавать базу клиентов практически заново. Поэтому менеджеров теперь нанимают лишь на активные продажи.
Ощутимую конкуренцию на рынке труда сейлзы испытывают и со стороны экс-банковских служащих, которые также пытаются найти себя в сфере продаж. «От многочисленных молодых специалистов по потребительскому кредитованию и работе с клиентами большинство финучреждений избавились еще в середине прошлого года», — уточнила Катерина Скибская. В начале 2015 года безработных банкиров станет еще больше, поскольку все убыточные подразделения будут закрыты.
Меньше всего от сокращений пострадали IT-сфера и сельское хозяйство. Хотя иностранные партнеры уже менее активно сотрудничают с украинскими программистами, а агрохолдинги все чаще заменяют человеческий труд высокопроизводительной техникой.
Попадут под нож
Бизнес сейчас притих, поэтому изменения на рынке труда могут быть как в лучшую, так и в худшую сторону. Среди ключевых кадровых тенденций этого года — рост конкуренции за рабочее место (а 2014-м количество претендентов на одну вакансию уже увеличилось вдвое) и вывод сотрудников из штата с последующим сотрудничеством с ними на договорной основе. «Многих специалистов из штата переводят на удаленную работу, — подтверждает Елена Грищук. — Кроме того, работодатели активнее (по необходимости) собираются прибегать к услугам временного персонала». Также увеличивается количество фрилансеров из самых разных отраслей — от юристов и бухгалтеров до рекрутеров и программистов, которые конкурируют со специализированными компаниями.
Постепенно будет увеличиваться количество работников отельно-ресторанного бизнеса, туризма, массмедиа, тяжелой промышленности и строительства. По словам председателя совета директоров Украинской строительной ассоциации Льва Парцхаладзе, в докризисный период в строительной отрасли работало около 1 млн. человек, сейчас — 300–400 тыс.
Впервые вместо расширения и поиска персонала усиленным сокращением своих полевых служб и медицинских представителей занимаются фармацевтические компании. Увольнений не избежать и сотрудникам HR-отделов — менеджерам по персоналу, обучению и рекрутерам.
К потере работы могут готовиться госслужащие и силовики. Если правительство выполнит свои обещания, выброшенными на открытый рынок труда окажутся несколько сотен тысяч чиновников и милиционеров. По словам Елены Грищук, это будет следующим этапом безработицы, поскольку они вряд ли сумеют быстро трудоустроиться. Но если экс-гаишники смогут, к примеру, пополнить штаты охранных фирм либо попасть под очередную волну мобилизации, то с экс-чиновниками все гораздо сложнее. Они любыми путями попытаются остаться на государственной службе, опротестовывая, в частности, свои увольнения, поскольку у коммерческих компаний такой персонал спросом не пользуется.
К середине лета — началу осени могут начать покидать рынок зарубежные компании. По словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко, у каждой материнской компании своя система расчета рисков. Если больше 12–15 месяцев ситуация нестабильна, это может стать поводом для ухода компаний с рынка, что еще больше усугубит ситуацию. «Уже есть примеры, когда иностранцы полностью свернули свои представительства в стране в связи с нестабильностью и падением продаж», — говорит партнер рекрутингового агентства PERSONNEL Executive Вероника Бодашко.
На фоне этих процессов существенно возрастет поток в обратную сторону — количество украинских трудовых мигрантов за рубеж. По наблюдениям Катерины Скибской, эмиграционный всплеск соискателей заметен на протяжении последних месяцев. «И если ранее люди соглашались поработать лишь пару лет по контракту, предусматривающему солидный соцпакет, ныне из-за неопределенности и боязни оставаться в Украине многие хотят выехать на работу за пределы страны как можно быстрее. Украинцы пакуют чемоданы, активно ищут возможности трудоустройства с целью выезда из страны на ПМЖ. Те, кто хорошо знают иностранный язык, пытаются уехать в Прибалтику, Польшу, Венгрию, Румынию, Грецию и другие страны ЕС. Наряду с Европой востребованы рынки труда Беларуси, России, Казахстана, Грузии и даже Молдовы», — рассказала эксперт.