Так уж вышло, что тема антикоррупционной правоохранительной структуры разворачивалась на моих глазах и с моим участием с 1996 года. Тогда Гаврилов, помощник по нацбезопасности президента Кучмы, продвигал идею Национального бюро расследований, этакую «панацею» от преступлений высших должностных лиц. А на деле это было элементом острейшей борьбы за лидерство в окружении Леонида Даниловича. Дошло до того, что Литвак был назначен главой НБР, но вот само ведомство свет так и не увидело - победил здравый смысл во главе с секретарем СНБОУ Горбулиным, который противостоял сырой идее.
Серьезный возврат к теме состоялся в 2006 году - тогда при министре МВД Луценко была разработана реформа всего правоохранительного блока. В ее рамках планировалось Антикоррупционное бюро (АБ) в параметрах, близким к сегодняшним. Президент Ющенко принял реформаторские предложения благосклонно. Этим же, по своему обыкновению, и ограничился.
И вот очередной пикирующий заход, по масс-медийной поддержке весьма серьезный. Комиссия заседает, кандидатуры взвешивает. На аптекарских весах, как ядовитое снадобье...
Но что характерно: коррупционеры почему-то не толпятся на границе в попытке улизнуть. Даже чемоданы с золотыми батонами не пакуют. А ведь их чутью могут позавидовать даже пограничные собачки, вынюхивающие наркотики внутри грузовых контейнеров.
Нынешний закон об АБ является вариациями на тему предыдущего, который во многом списан с законов о милиции и об организованной преступности. Новации - в основном, в назначении главы бюро.
В отношении прав и полномочий АБ закон вполне рабочий. Даже с меньшими возможностями Налоговая администрации могла кошмарить и бизнесменов, и чиновников любого калибра. Все дело - в практике применения. В ограничениях, заложенных законом, а также нашей правой и административной системой.
Вот здесь - целина. Поле нежелательных чудес и неприятных открытий.
На уровне следователей АБ априори заложена масштабная коррупционная площадка. Поскольку реформы прокуратуры с изменением функций нет и в помине, то на уровне надзирающих прокуроров - еще одна, побогаче. А далее наши суды, которые даже Революции Достоинства продержались в глухой обороне уже год и не сдали ни пяди коррупционных возможностей. Более того, прокуратура и суд внаглую сращиваются на уровне кадров, взять того же зам генпрокурора Бачуна.
Этот укрепрайон лобовой атакой не взять. Только хитрым обходным маневром.
Между прочим, продажные судьи - не украинский эксклюзив.
Существует устойчивая легенда, что в тридцатые годы американская мафия прикупила себе достаточно судей, чтобы чувствовать себя «сухо и комфортно». Это было очевидно, но недоказуемо. И вот с нечистоплотными судьями стали приключаться трагические случаи: один под машину угодил, другого в уличной перестрелке укокошили, третий съел что-то очень не то...
Разумеется, ФБР было ни при чем. Но почему-то количество проплаченных приговоров в США резко сократилось.
А уже потом наладилось это штатовское правосудие, в котором ушлый адвокат влияет больше, чем президент страны. Система не идеальная, но куда привлекательнее нашей - «Купи себе приговор по возможностям».
Отнюдь не призываю расстреливать украинских судей и прочих чиновников, погрязших в злоупотреблениях, боже упаси! Не только потому, что не цивилизованно. Но и потому что неэффективно, с учетом национальных особенностей.
Наши казнокрады не то чтобы не боятся смерти, просто они деньги любят больше жизни.
Опять же украинский коррупционер смахивает на бесхитростное дитя. Он ведь как мыслит: «все умрут, а я останусь». В смысле, «только дураки на взятках попадаются, а я-то - умный». Так что стрельба по «берущему кабану» не поможет.
Разумнее использовать грузинский подход. Тем паче, что Грузия у нас нынче - главный путеводный маяк и бездонный кадровый резерв (еще не вечер!).
Когда в пореформенной Грузии выявляли коррупционера - чиновника или привластного бизнесмена, то его арестовывали и прессовали с разной степенью жесткости. А потом доходчиво объясняли: мы знаем, что ты украл столько-то. Поэтому верни в бюджет и на свободу с чистой совестью. Если хочешь по суду, то сядешь и из зоны не выйдешь. Выбирай.
И что поголовно выбирали коррупционеры, догадайтесь?
Это было демократично и по-европейски? Ни в коем случае! Но работало.
Украина, находящая в состоянии необъявленной войны, без колебаний идет на многие отступления от цивилизованных норм. Свежайший пример - экзекуция над подпавшим под раздачу замом министра регионального развития и строительства Исаенко, которого премьер Яценюк публично растоптал и подвел под уголовку. Возможно, и поделом, но ведь до суда и даже до следствия.
Только толку в масштабах страны от такой показушной справедливости - на один телерепортаж. В отличие от излагаемого.
Исходя из грузинского опыта, следствие в Антикоррупционном бюро - на самом первом месте. В костяк бюро должны войти не бравые спецназовцы в крутой экипировке. А бухгалтеры-ботаники в очочках, с ноутом в обнимку, которые обучались в гарвардах, владеют языками и знают, к примеру, государство Белиз не только по названию, а и по коду телефонного доступа. Преимущественно экономисты-юристы из банковской сферы и серьезного бизнеса.
Важно, что коррупционеры увидиле и почувствали, что до всего «нажитого непосильным трудом» докопаются - и здесь, и по офшорам. Из желудка достанут и отберут - и у него, и жен-мужей-детей и прочих укрывателей краденого. Причем, в духе Правого сектора: не церемонясь и без надежды «порешать, как уважаемые люди».
И тогда начнется цепная реакция. Начнут сдаваться оптом и в розницу, сдавать подельщиков и организаторов в обмен на гарантии государства оставить малое, чтобы не потерять все. И радоваться, что легко отделались.
Для запуска процесса будет достаточно десятка резонансных расследований. Но таки резонансных.
И еще Антикоррупционному бюро необходима криминальная разведка с уклоном в экономические преступления. С вербовкой агентуры. Потому что в узком мирке высокопоставленных госслужащих и прикормленных бизнесменов все про всех все знают. В том числе, сколько, от кого и за что.
А чтобы не получалось, как с Клименко, пытающихся скоропостижно покинуть страну придется отслеживать и паковать. Так что и для спецназовцев дело найдется.
В бюро должны стремиться лучшие. Чтобы стремились, они должны получать процент от «добычи»: сотни тысяч за возвращенные миллионы. Но и работать в бюро строго ограниченное время, чтобы не размякнуть и не поддаться искушениям. Прежде всего, искушению власти над сильными мира сего.
Соответственно, многократно возрастают требования к будущему главе Антикоррупционного бюро, который должен управлять и контролировать коллектив из весьма неординарных, порой уникальных работников с огромными возможностями.
И вот здесь начинается главный конфликт здравого смысла с принятым законом.
В идеале шеф Антикоррупционного бюро должен быть, как разведчик-нелегал: никому не известен, общаться только со своими замами и несколькими руководителями государства, да и то в закрытом режиме. Потому что коррупционеры ради сохранения украденного попытаются оказаться на него, а также родных и близких, максимальное давление. Но закон выставляет этого человека под общественные прожектора еще на стадии отбора.
Необходимо, чтобы бюро под руководством своего шефа действовало решительно, изобретательно, бескомпромиссно. Примерно так, как команда Коломойского, когда привычными рейдерскими методами выпалывала антиукраинские элементы в Днепропетровске. Что и стало первым организованным шагом по сопротивлению путинской агрессии.
И здесь не об Игоре Валерьевиче персонально разговор! Тем паче, что он сейчас демонстративно занялся футболом, подчеркивая, насколько недоволен происходящим во власти и отношением к себе.
Речь о том, что рулить АБ обязан масштабный менеджер, подобный Коломойскому: энергичный, цепкий, устойчивый к влияниям, не цепенеющий от суммы миллиард долларов и в хорошем смысле без тормозов. Но совсем не обязательно юрист по образованию. Вот с какой стати главы МВД, СБУ, НАУ могут не быть юристами, а шеф АБ - обязан?
Да еще и обязательный стаж юридической работы не менее 10 лет плюс стаж госслужбы! Вдумайтесь: работник, призванный разрушить существующую систему коррупционных отношений, обязан быть плоть от плоти этой системы, многолетним порождением ее, гарантированно отягощенный деловыми и дружескими связями в ней.
Ну не абсурд ли? Или умысел?
Складывается устойчивое подозрение, что требования закона выписали под конкретного, уже выбранного президентом кандидата. Очередного «декретного украинца». А это, как минимум, унизительно. И вовсе не гарантирует успех.
А вдобавок еще и скверный цирк вокруг назначения-увольнения шефа бюро!
Шеф АБ должен иметь иммунитет от увольнения, подтверждаемый ежегодно. Иначе рискуем вместо непреклонного борца получить гуттаперчевого приспособленца, учитывающего пожелания президента, премьера, спикера и каждого министра с депутатом... А с кем тогда бороться?
Если подытожить.
В прежней системе, когда нависают и вяжут руки прокуратура и суды, Антикоррупционное бюро эффективно работать не сможет.
Антикоррупционная эффективность сегодня значит не меньше, чем военные победы на Донбассе - и то, и другое определяет саму выживаемость Украины и ее европейского выбора. А значит, работать придется на грани фола.
Тем более, что украинское общество и мир скорее готовы простить недостаточную корректность в действиях, чем нынешнее бездействие по отношению к системной коррупции.
Предпринимая попытка завести на должность главы АБ человека «приятного во всех отношениях», то есть, преданного и послушного, вроде Гелетея, напрочь похоронит антикоррупционную тему. Вместе с независимой Украиной.
Вот интересно узнать у Петра Алексеевича, что для него лично страшнее: Украина, в которой влиятелен эффективный патриот вроде Коломойского, либо Украина, в которой безраздельным влиянием пользуется Путин?
Складывается впечатление, что для нашего президента Путин - меньшее зло...