Несмотря на все объективные причины, изначально не позволявшие питать иллюзий по поводу минской встречи «нормандской четверки» на высшем уровне, измотанная войной страна в надежде на мир миллионами душ отчаянно цеплялась за Минск-2 как за последнюю соломинку. Вот уже год живя с нарастающей болью, теряя людей и территории, страна истосковалась по хорошим новостям. Наверняка их кто-то для себя нашел. Другие продолжают истово искать. Однако мы не склонны обольщаться. Впрочем, как и большинство участников переговоров.

Ни Меркель, ни Олланд постфактум не излучали оптимизма. «Все может поменяться», — сказал французский лидер. «Это лишь проблеск надежды на благополучное разрешение конфликта, и нет никаких иллюзий в этом плане», — заметила канцлер.

Часть «новой» Европы с досадой и разочарованием открыто заговорила о «сдаче Украины Путину», «легализации российской оккупации Донбасса» и «жертвовании Украиной» Олландом и Меркель «ради экономических интересов своих государств». «Старая» Европа и прикормленная Москвой часть «новой» расслабленно вздохнули. Сей вздох весьма красноречиво озвучил президент Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер: «Не думаю, что минские договоренности являются прекрасной новостью. Но это принесет нам некоторое облегчение».

Конечно, облегчение! Когда пол-Европы все громче стонет лишь от обсуждения необходимости продолжать санкции против России, когда некуда сбывать раннюю клубнику и нежные киви, когда йогурты киснут, когда кредитовать некого, а теневые депозиты олигархов убегают в росбанки, какая уж тут Украина? «Мир любой ценой!», «лишь бы перестали стрелять — тогда, глядишь, и санкции снимем».

Путин все точно рассчитал — и относительно Европы в лице Олланда с Меркель, и относительно Порошенко. И получил на этом этапе почти все, что хотел.

Президент Порошенко не мог вернуться из Минска без надежды на мир. Не мог объявить, что завтра снова война — снова сотни убитых и раненых, тысячи беженцев, очередные разрушенные города и уничтоженные села. Он выиграл выборы с обещанием мира. Но не рассчитал собственные возможности и переоценил собственные способности. А страна заждалась. И ей, и президенту необходима хотя бы передышка, возможность подлечить раны, вытащить из пропасти экономику, укрепить армию. А почему первую толкали в пропасть, а вторую лишь вяло крепили почти год — вопрос другого материала…

Канцлер Меркель и примкнувший к ней президент Олланд не могли посрамить перед Вашингтоном созданный ими «нормандский формат» и покинуть Минск без заключения каких-либо договоренностей. Они рискнули своим авторитетом и не могли оказаться лузерами. Европа, кстати, тоже заждалась. Но об этом мы уже говорили.

Похоже, что Меркель и Олланд были готовы к существенным компромиссам (за счет Украины) с Путиным. Ведь вряд ли случайно именно в день минских переговоров глава МВФ К.Лагард сообщила, что общий объем помощи Украине от Фонда и других источников может составить 40 млрд долл. О достижении договоренности, как утверждают собеседники ZN.UA, планировалось объявить лишь 18 февраля. Но должен же был Запад чем-то подсластить горькую для Киева минскую пилюлю.

Тактически Путин тоже все рассчитал верно. Как водится, опоздал на встречу. Вместо пяти запланированных часов мастерски затянул переговоры на всю ночь, в нужный момент включая «тормоз» в лице Захарченко и Плотницкого, еще и утро прихватил. Ему спешить было некуда. Это измотанные Меркель и Олланд изрядно опаздывали в Брюссель на саммит ЕС. Да и Порошенко туда же собирался. Как утверждают наши источники, чем дольше длились переговоры, тем меньше оставалось в готовящихся документах формулировок, наработанных как на киевской встрече тройки лидеров в минувшую пятницу, так и на подготовительных экспертных заседаниях четырех дипломатических команд в Минске в понедельник и вторник. Подготовленные документы выхолащивались с каждым часом. Откуда-то всплывали новые формулировки (почему-то на русском языке), появлялись новые люди, идеи. Короче, в ход была пущена излюбленная тактика россиян — используя цейтнот и усталость, в последний момент продавливать нужные Москве варианты.

А что же наши европейские друзья? Тоже ничего нового: по выражению одного из причастных к минскому действу, «висли не только на руках, но и на ногах» у пытавшихся все еще отстаивать свои формулировки украинцев.

Чтобы понять, что получила Украина, а чего добилась Россия, вспомним хотя бы, какие задачи «на Минск-2» публично ставили перед собой представители сторон.

Для Киева (как и для Берлина, Парижа и Вашингтона) было принципиально, чтобы деэскалация конфликта проходила на основе сентябрьских Минских договоренностей. При этом президент Порошенко неоднократно заявлял, что «ключевая позиция» Киева — «безусловное, без каких-либо предварительных требований прекращение огня». «Мы хотим целостности Украины, мы хотим восстановления порядка, прекращения агрессии, мы хотим, чтобы войска захватчика покинули территорию Украины», — перечислил президент на заседании правительства в среду.

Кроме того, министр иностранных дел П.Климкин на пресс-конференции с израильским коллегой А.Либерманом подчеркнул: «Ключевым сигналом от Минска должно стать, во-первых, реальное совместное видение выполнения именно всего пакета Минских договоренностей. Во-вторых, нам нужна поддержка и готовность российской стороны работать над всеми элементами Минских договоренностей. Третье, и это тоже ключевое, мы должны достичь реального прекращения огня вместе с отводом тяжелой артиллерии и с контролем ОБСЕ за этим процессом. Нам крайне необходимо, чтобы наблюдательная миссия ОБСЕ имела возможность в полной мере контролировать украино-российскую границу».

Однако выступивший в тот же день в Москве коллега Климкина глава МИД РФ С.Лавров сразу дал понять, что российское видение выполнения Минских договоренностей весьма отличается от украинского. Он выразил сильное сомнение, что «представители ЛНР и ДНР согласятся, чтобы вопрос контроля над границей был установлен в качестве самого главного пункта и предварительного условия для всего остального». «Нужно выстраивать последовательность действий. Сначала необходимо обеспечить установление мира, отвод тяжелых вооружений, начало политического процесса, в том числе по согласованию с Киевом по вопросам муниципальных выборов в каждом населенном пункте на Юго-Востоке, а также политического процесса в более широком плане, как это было обещано в Женевском заявлении от 17 апреля 2014 г. и в самих Минских договоренностях. Кроме того, необходимо срочно обеспечить восстановление экономического общения на этих территориях по обе стороны линии соприкосновения, включая возобновление выплат, восстановление банковского обслуживания, возвращение в зону гривны и т.д. Когда все это будет делаться, тогда и вопросы контроля над границей будут решаться гораздо проще», — расписал программу действий для Киева С.Лавров.

Чья взяла? Давайте разбираться.

За прошедшие после встречи в белорусской столице дни принятые в Минске-2 документы уже подробно анализировались многими отечественными и зарубежными экспертами. Тем не менее, остановимся на основных пунктах и бегло сравним их как с «хотелками» Путина (переданных им две недели назад Меркель и Олланду), о которых ZN.UA писало в прошлом номере, так и «Комплексом мер…», переданным представителями «ДНР»/ «ЛНР» в минувший вторник участникам Трехсторонней контактной группы (читай — более скромными «хотелками» Путина) и обнародованным 11 февраля на сайте ZN.UA. И хотя украинской стороной в ТКГ документ был отвергнут и не рассматривался, его положения то тут, то там просматриваются в подписанном участниками Трехсторонней контактной группы 12 февраля «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений». (К слову, опубликованный нашей газетой полтора года назад российский документ «по вовлечению Украины в евразийский интеграционный процесс» авторства Глазьева-Медведчука также имел название «Комплекс мер…»)

Итак. Пункт первый минского «Комплекса мер…» — «Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня…». Пока лишь на бумаге. Бои на Востоке Украины ведутся с прежним ожесточением. Так что «незамедлительно» не получилось. Как и «безусловно». В Минске 11–12 февраля Путину удалось выторговать три дня: прекращение огня должно начаться лишь с 00:00 по киевскому времени 15 февраля 2015 г. Кстати, в документе «ДНР»/»ЛНР» указано другое время — 10:00 12 февраля 2015 г. Но путинские планы срывались: боевикам и российским войскам все еще не удавалось взять Дебальцево. И на переговорах четырех дипломатических команд сначала фиксировалась дата 14 февраля 2015 г. Но в результате отсрочка для прекращения огня получилась еще больше.

Пункт второй. «Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами…» Как и предлагалось в «документе сепаратистов», для украинских войск — от фактической линии соприкосновения, для «вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» — от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Между этими линиями — почти 600 кв. км, оттяпанных боевиками за пять месяцев «прекращения огня». Отвод должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня. Важно отметить, что в «сепаратистском документе» сроки отвода не ограничивались. В итоговом же документе удалось зафиксировать: он должен завершиться в течение 14 дней.

Пункт четвертый гласит, что в первый день после отвода должен начаться «диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством» и законом «Об особом статусе» Донбасса. Не позднее 30 дней с даты подписания минского документа Верховная Рада должна принять постановление с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с вышеуказанным законом на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Напомним, что весьма далекий от совершенства закон «Об особом статусе» был принят еще 16 сентября, подписан президентов 18 октября, после обнародования в газете «Голос України», вступил в силу. Но не был введен в действие, так как содержал «привязку» к так и не состоявшимся досрочным местным выборам на мятежных территориях. И поскольку предполагал внесение изменений в бюджет, которое так и не было осуществлено. Позже указом президента было введено в действие решение СНБОУ, рекомендовавшее ВРУ отменить данный закон.

Также обратим внимание, что в «сепаратистском документе» и «хотелках Путина» речь шла о муниципальных выборах, то есть подразумевалось, что «местные выборы» от 2 ноября считаются легитимными по умолчанию, а избранные на них лидеры «ДНР»/»ЛНР» Захарченко и Плотницкий остаются на своих местах. Муниципальные выборы, по замыслу Москвы, должны были бы проводиться в соответствии со специально принятым законом Украины о муниципальных выборах в отдельных районах Донбасса. Документ же, принятый в Минске-2, предполагает проведение новых местных выборов (во всяком случае, так трактуют данный пункт украинская, немецкая и французская стороны).

В п.12 «Комплекса мер…» указано, что вопросы касательно местных выборов будут «обсуждаться и согласовываться» с представителями сепаратистов (читай — Москвой) в рамках Трехсторонней контактной группы. Так что еще посмотрим, чья трактовка победит в будущем…

Документом обещано, что выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге БДИПЧ. Только вот возникает вопрос: а как это удастся обеспечить? При отсутствии контроля Украины и над частью территории, и над частью границы, когда Донбасс покинул примерно миллион его жителей, кто придет на избирательные участки? Будут ли выборы «под дулами автоматов» свободными, честными и прозрачными? Можно ли их проведение в подобных условиях вообще считать легитимным?

Четвертый пункт «Комплекса мер…» порождает еще один серьезный вопрос: если, согласно этому документу, действие закона «Об особом статусе» определяется на основе линии от 19 сентября 2014 г., а отвод тяжелой техники украинской армией — от фактической, то что будет на захваченных за последние пять месяцев боевиками 600 кв км территории между этими двумя линиями — напичканных танками, минометами, стрелковым оружием (отведут ведь только тяжелые вооружения) и неконтролируемых Киевом? Что будет с оставшимися там людьми?

Пункт пятый — о помиловании и амнистии. Если кто-то думает, что благодаря ему будут забыты Мариуполь и Волноваха, Донецк и Краматорск, а также — сбитый «Боинг» пусть не надеются. Гаага ждет своих «героев». Как разъяснил с парламентской трибуны П.Климкин, на переговорах была подчеркнута однозначная позиция: эта амнистия никоим образом не может касаться тех, кто участвовал в преступлениях против человечности.

Пункт восьмой — о «полном восстановлении социально-экономических связей». Речь о пенсиях, восстановлении банковской системы и пр. И здесь у сторон — серьезные разночтения. Москва считает, что данный пункт Киев должен начать выполнять незамедлительно (вспомните выступление Лаврова). П.Порошенко же подчеркивает: «Социальные выплаты должны быть возобновлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и восстановления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях». Кроме того, украинской делегации удалось-таки отстоять в тексте пару важных строк, подразумевающих, что ответственность и обязанности должны быть не только у Киева. Речь идет о поступлениях и доходах в бюджет, «своевременной оплате всех коммунальных счетов», «возобновлении налогообложения в рамках правового поля Украины».

В Москве все видится иначе. Там часто в качестве аналогии приводят Приднестровье, но, как всегда, лукавят. Кишинев не финансирует Тирасполь. Ежегодно Москва впрыскивает в Приднестровье до 1 млрд долл. и абсолютно не собирается вешать себе на шею еще и «ДНР»/»ЛНР», зато навязывает Киеву необходимость финансировать неконтролируемые им территории.

Пункт девятый — ключевой вопрос — о «восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта». Как утверждают наши дипломаты, Россия до сих пор категорически отказывалась фиксировать где-либо даже упоминание о восстановлении украинского контроля над границей.

Упомянули. Но это мало что нам пока дает. Восстановление украинского контроля над госграницей, согласно документу, сможет осуществиться не ранее конца 2015 г.! При этом начаться оно должно лишь после местных выборов. А завершиться — после «всеобъемлющего политического урегулирования», да еще, как и предлагалось Москвой (см. «сепаратистский документ»), «по согласованию» с представителями сепаратистов и после конституционной реформы в Украине, предполагающей децентрализацию.

Таким образом, 400-километровый участок границы с РФ, через который в нашу страну заводятся все новые российские военные подразделения и техника, Украина не сможет контролировать еще непредсказуемо долго. О выводе же российских войск с украинской территории в документе не сказано ни слова.

Мне возразят: ведь пункт десятый как раз подразумевает «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины» (правда, без указания каких-либо четких сроков и дат). Но разве Россия когда-либо признавала себя стороной конфликта или присутствие ее регулярных частей на донбасской земле? «Их нет в Украине!», — на голубом глазу упорствует Москва. А кто подтвердит? Вон генсек ОБСЕ Л.Заньер умильно заявил, мол «мы видим российских боевиков и российское оружие», но подтвердить не можем: «они нам не скажут, из какой они части, и представляют ли они регулярные войска». И уже просто издевательски прозвучал российско-хорватский дуэт министров иностранных дел, в день минского саммита, спевших в унисон по московским нотам о «хорватских наемниках», воюющих на стороне украинской армии…

И о децентрализации. Да, «хотелки» Путина в полной мере не удовлетворены. В документах Минска-2 нет слов «федерализация» и «автономия». И «ДНР»/»ЛНР», как излагалось в «хотелках» и «документе сепаратистов», не получают в документе Минска-2 статус автономных республик с занесением оного в украинскую Конституцию и не принимают собственные основные законы. Но вспомним, Путин неоднократно говорил, что ему все равно, какими словами будет описываться процесс развала Украины, его вполне устроит и «децентрализация». Главное — суть.

Пунктом одиннадцатым «Комплекса мер…» предусмотрено проведение конституционной реформы в Украине — «со вступлением в силу к концу 2015 г. новой конституции». Ключевой элемент — децентрализация («с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей» и по согласованию с «представителями этих районов»). И на две трети страницы — примечание, описывающее меры, которые необходимо принять Украине для осуществления этой «децентрализации»: там и участие местных органов власти в назначении судей и прокуроров, и создание отрядов народной милиции, и право на языковое самоопределение, и невозможность для Киева досрочно прекращать полномочия депутатов местных советов, избранных на досрочных выборах. Разве это, по сути, фактически, не автономия?

Кстати, еще немаловажная деталь: при отсутствии контроля как над территорией «ДНР»/«ЛНР», так и над тамошним участком границы с Россией, Киев должен еще и «содействовать» «трансграничному сотрудничеству» сепаратистов с регионами РФ. А там, глядишь, и экономическое, и политическое наметятся… Путин ведь неоднократно предъявлял свое требование дать право Востоку Украины свободно сотрудничать с Евразийским экономическим союзом…

И на закуску. Не мытьем так катаньем Россия влазит за стол переговоров Украины и ЕС. В минской Декларации «нормандской четверки» лидеры поддержали трехсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией «в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России», связанной с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Да, такой формат существовал и раньше — с лета прошлого года. Но раньше это были консультации, т.е. стороны обменивались мнениями, задавали вопросы, поясняли, разъясняли, консультировали. Но не принимали решений! Переговоры же ведут к решениям, и в Декларации об этом сказано прямо. Что можно смело трактовать как очередное посягательство на суверенитет Украины. По нашей информации, изначально формулировка в тексте документа была иной, но россияне и этот вопрос «продавили». Конечно, Меркель и Олланд — это еще не весь ЕС, но у кого-то есть сомнения, что над нашим Соглашением об ассоциации с ЕС снова сгущаются тучи? А про НАТО нам уже сказал Олланд: Россию расстраивать нельзя…

…Так и движется Россия в Украине — от «Комплекса…» к «Комплексу…», сохраняя стратегию и меняя лишь тактику. Наша страна должна стать «дочерним предприятием» — юрлицом без права на самостоятельные решения.

Однако все, что мы пережили за последние 14 месяцев — это и был отказ нашей страны играть в дочки-мачехи. Неужели не ясно?

Лидер группировки «ДНР» Александр Захарченко заявляет, что в случае несоблюдения минских договоренностей, сепаратисты «отобьют» Мариуполь и «возьмут» Харьков.

«Если киевская власть не будет соблюдаться условий минских договоренностей, не отведут свою технику от наших границ, не отпустят наших плененных и продолжат бомбить наши города, то, разумеется, мы не будем просто стоять и ждать. В первую очередь, мы просто уничтожим «дебальцевський котел» с украинскими военнослужащими, где на данный момент находится от 6 до 8 тысяч человек. Потом мы отобьем у противника Мариуполь, а когда это будет сделано, то мы бросим все свои силы на то, чтобы взять Харьков», - цитирует Захарченка сайт сепаратистов Новороссия.

Он также добавил, что взятие Харькова в любом случае состоится, поскольку в этом городе находится много людей, желающих «освобождения от оккупантов».

«Нас там ждут люди. У нас там много своих. Когда потребуется, они возьмут оружие и будут убивать фашистов», - сказал Александр Захарченко.

Сепаратисты заявляют, что не будут соблюдать режима прекращения огня в Дебальцево Донецкой области.

«Конечно, мы можем открыть огонь в Дебальцево. Это наша территория, внутренняя. Внутренняя есть внутренняя. Но вдоль линии соприкосновения нет стрельбы», - сказал так называемый «заместитель командующего корпусом минобороны» группировки «ДНР» Эдуард Басурин в интервью Reuters.

В специальной мониторинговой миссии ОБСЕ заявили, что режим прекращения огня на Донбассе выполняется с некоторыми исключениями.

Украинская сторона и сепаратисты сообщают об установлении относительной тишины в районе боевых действий на Донбассе. Но обе стороны заявляют, что полного прекращения огня нет.

В 00 часов 15 февраля начало действовать положение о прекращении огня на Донбассе, предусмотренное минскими договоренностями.

На встрече в Минске 12 февраля лидеры Украины, России, Германии и Франции договорились о прекращении огня на Донбассе с 15 февраля. Кроме того, от линии соприкосновения должно быть отведено тяжелое вооружение.

26 января глава Администрации президента Украины Борис Ложкин опубликовал в американской газете Washington Post свою статью под названием «Помощь Украине как инвестиции в сильную Европу». На следующий день Джордж Сорос и Бернар-Анри Леви, французский философ, которого мы помним по выступлениям на Майдане во время Революции Достоинства, – сделали то же самое в газете New York Times, и свою статью они назвали «Спасти Новую Украину».

Если судить по заголовкам этих двух публикаций, то украинский чиновник, американский бизнесмен и французский философ на украинский вопрос смотрят с совершенно разных точек зрения: один хочет спасти всю Европу, два других – одну страну.

На самом же деле, их взгляды на ближайшее будущее Украины, Европы и мира совпадают полностью сразу по нескольким пунктам.

Во-первых, авторы обеих публикаций во влиятельных американских изданиях говорят о финансовой помощи Украине.

Эта помощь и так поступает в страну в том или ином виде. Однако Украина – это не бездонная бочка, а потому финансовая помощь идет на вполне определенные проекты. Тем не менее, этого явно недостаточно, так как задачи, которые стоят перед Украиной, Европой, да и миром в целом очень серьезные и не разрешимые за пару месяцев. К сожалению, это надолго. Что такое «это»? Это – война с Россией, внутренние реформы, переформатирование внешней политики ЕС, переосмысление роли НАТО.

Сорос и Леви на ближайшее время видят вполне определенную сумму помощи Украине – 15 миллиардов долларов. Это много или мало? Такая цифра вполне сопоставима со всем годовым госбюджетом Украины. При этом Ложкин в своей статье приводит весьма интересный факт: «Украина, переживающая самый значительный кризис безопасности на европейском континенте со времен Второй мировой войны, получила американской военной помощи на протяжении последнего десятилетия меньше, чем Казахстан, Грузия, Польша и даже Россия».

При этом все три автора настаивают на том, что оставленная в одиночестве Украина – это не проблема самой Украины.

Во-вторых, авторы прямо указывают, на какие цели следует тратить деньги.

И, как это ни парадоксально, речь идет не только о вооружении украинской армии. Точнее, не только и не столько о ней. В первую очередь, деньги нужны для тотального реформирования всех систем Украины.

«Полиция Киева должна быть перестроена, но, если вам нужно водительское удостоверение, вы и сейчас должны платить ту же взятку, как раньше», – отмечают Сорос и Леви.

«…Наша миссия гораздо больше, чем просто писать хорошие законы. Мы меняем саму философию публичного сервиса в Украине», – пишет Ложкин.

Казалось бы, какое отношение имеет выдача водительских прав – публичный сервис – к безопасности в Европе? Тем не менее, президент Петр Порошенко устами Ложкина посылает еще один сигнал миру, что Украина будет не только обороняться от врага извне, а и меняться внутри. И одно без другого невозможно.

При этом, разумеется, граждане Украины отмечают, что, по большому счету, они не видят ни реформ, ни их результатов. И, на мой взгляд, когда западные политики и лидеры мнений говорят о том, что помощь Украине будет прямо пропорциональной ее успехам на фронте реформ, в этом есть доля правды. Но только лишь доля.

На самом деле финансовая помощь будет предоставляться в любом случае, потому что как бы мы ни кричали, что война реформам не помеха, это, если честно, не совсем правда. Что может быть сложнее реформы армии во время войны? Что может быть труднее борьбы с коррупцией, когда с ней «борются» сами коррупционеры? Кажется, еще ни одна страна за последние десятилетия не сталкивалась с решением сразу двух задач: война и реформы. Украина в этом смысле первопроходец, на ее опыте и ошибках будут учиться все остальные.

Но Украине, несмотря на все трудности, нужен реформаторский прорыв. Хотя бы один. Нужен хотя бы один символ реформ.

И еще мы нуждаемся в символе победы в войне. Но, увы, сейчас об этом говорить не приходится.

Россия и террористы оказывают мощное давление, гибнут тысячи людей. И это надолго. К сожалению, Порошенко был прав, говоря, что у этой войны нет силового решения. Но мировому сообществу также следует признать, что и дипломатические методы, которыми в былые времена могли гордиться ЕС и США, постепенно себя исчерпывают, так не приносят ощутимых плодов.

Минские соглашения, при участии представителей ЕС, хороши как отправная точка для диалога – но российская сторона демонстративно их нарушает. А что придет на смену такой дипломатии, мы пока не знаем.

Между тем, основная мысль Ложкина, которую он изложил в Washington Post, состоит в том, что в Украину нужно инвестировать – но не как в предприятие, которое моментально начнет давать прибыль, а как в страну, в которой любое предприятие со временем начнет приносить дивиденды.

Сорос и Леви назвали Украину новой, словно речь идет о совершенно другой стране, которая родилась всего лишь год назад, а потому она нуждается в поддержке. Даже обыватели в странах ЕС уже осознали, что Украина – это их защита на восточных границах. Поэтому они хотят эту границу защитить.

Пока это делается только нашими руками. И мы должны по-настоящему захотеть стать этой границей – мощной и долговечной.

А один из способов обрести эту силу – не только получать внешнюю материальную помощь, а прежде всего выдавать водительские права без взяток.

Противостояние на Востоке Украины идет не только за контроль территории. Межусобные распри боевиков из группировки «ЛНР» раскрыли подробности трафика тяжелых наркотиков с территории России через Луганщину и далее в Украину. Об этом говорится в расследовании журналистов программы «Схемы». «Зеленый коридор» для контрабанды, созданный сепаратистами и силовиками из России, тянется на протяжении 450 километров государственной границы Украины. На фоне военного конфликта здесь идет скрытая, но ожесточенная война — за крайне прибыльный бизнес, от которого страдают тысячи украинских граждан.

«Бетмен» мешал наркотрафику?

Оккупированный пророссийскими сепаратистами Луганск в начале 2015 года стал ареной ожесточенной борьбы между различными главарями вооруженных группировок. Первого января недалеко от Луганска расстреляли кортеж известного местного сепаратиста Александра Беднова по прозвищу «Бэтмен».


Так называемая «прокуратура ЛНР» заявила, что «Бэтмена» казнили за многочисленные уголовные преступления. Однако сторонники убитого боевика выдвинули контробвинения: «Бэтмена» убрали из-за того, что его батальон мешал заниматься незаконным наркобизнесом луганским боевикам во главе с председателем «ЛНР» Игорем Плотницкий.

Приспешники Беднова даже подробно рассказали, где именно шел наркотрафик. Провести его пытались через пограничный поселок Пархоменко в Краснодонском районе Луганской области с российской территории через реку Деркул, признал глава диверсионной разведгруппы «Русич», известный российский радикальный националист Алексей Мильчаков. Беднов («Бэтмен») арестовал в Краснодоне местного «оператора» трафика наркотиков по прозвищу «Шико», потому что не хотел, чтобы наркотики наводнили Луганск, который «Бэтмен» надеялся возглавить.

Однако боевики председателя группировки «ЛНР» Игоря Плотницкого освободили «Шико», а вскоре при помощи так называемой «частной военной компании Вагнера» жестоко расстреляли кортеж «Бэтмена» и уничтожили его батальон.

Восток Украины — часть «Шелкового пути»

Через российско-украинскую границу частично проходит так называемый «Шелковый путь», которым героин из Афганистана через Таджикистан, Узбекистан и Казахстан по территории России и Украины попадает в Европу.

Интересно, что луганские сепаратисты еще с начала вооруженного конфликта уделяли особое внимание именно пограничному Краснодонскому району. Даже кадры в силовые «министерства» подбирали из тех, кто хорошо знал местную специфику.

Например, так называемое «Министерство внутренних дел ЛНР» в мае неожиданно возглавил Юрий Ивакин, глава управления МВД Житомирской области во времена президента Януковича. Но с 1996 по 2001 год Ивакин был главным милиционером Краснодона — и на волне «Русской весны» вернулся на Луганщину уже на стороне сепаратистов.

Интересно, что в 2010 году Ивакин вместе с прокуратурой полностью «зачистил» Житомирское управление по борьбе с наркотиками. Освобожденный тогда Ивакиным экс-начальник УБНОН в Житомирской области Сергей Дзюбенко рассказал Радио Свобода, что из-за войны в Донбассе наркотрафик значительно активизировался в последние месяцы.

По словам Дзюбенко, российские пограничники, мягко говоря, не занимаются проверкой грузов, которые идут на территорию Украины. Фактически создан «зеленый коридор» для поставки наркотиков. Это выгодно прежде всего россиянам, командующими луганскими и донецкими сепаратистами, говорит Дзюбенко.

«Управлять наркоманом, наркозависимым, очень легко. Нет никаких проблем, чтобы послать его в бой как пушечное мясо. Только вдуматься, в Афганистане 1 грамм героина стоит 1 доллар. А на территории Украины 1 грамм стоит 100 долларов! Если Российская Федерация имеет цену 20-25 долларов за грамм, которые к ней заходят из Таджикистана, и дать эти наркотики наемникам, чтобы воевали за их так называемый «русский мир», то это гораздо легче, чем доплатить долларами или гривнами. Тем более, что после этого он без страха будет лезть прямо под пули», — рассказывает специалист.

К сожалению, значительное количество наркотиков попадает и дальше в Украину. Глава украинской таможни, заместитель главы Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко рассказал Радио Свобода, что количество пойманных наркокурьеров с начала военного конфликта увеличилась в разы. Только за несколько недель января 2015 года таможнями Государственной фискальной службы выявлено уже 45 случаев перемещения наркотического сырья через государственную границу Украины. Правоохранители просто не успевают эффективно перекрывать поток наркотиков — не хватает людей, этим очень сложно заниматься в условиях постоянных обстрелов на блокпостах, жалуется председатель украинской таможни.

Цены на все наркотические средства, поступающие в страну, упали в два раза, — отмечает Сергей Дзюбенко. По его словам, это свидетельствует, что внутренний рынок перенасыщен опасным товаром.

Однако убийство «Бэтмена» было только началом «разборок» в среде луганских сепаратистов. Уже 10 января боевики «ЛНР», с помощью все той же «частной военной компании Вагнера», атаковали другое подразделение пророссийских боевиков, стоявших в Краснодоне — отдельную бригаду «Одесса».

Перед ликвидацией бойцы «Одессы» успели передать своим товарищам: их уничтожают люди Вагнера, потому что они мешают нелегальному трафику в Краснодонском районе.

Как уже писала Реальная газета, скорее всего, за загадочной «ЧВК Вагнера», что помогает лидеру «ЛНР» Игорю Плотницкому избавляться от конкурентов, стоит полковник внутренних войск МВД Российской Федерации Евгений Вагнер. Которого президент Путин в сентябре 2014 года собственным указом назначил главным специалистом по уничтожению «группировок боевиков на территории северокавказского региона Российской Федерации».

«Шелковый путь» афганского героина ведет в «ЛНР»

Приграничные территории, где группировка Вагнера (или спецназ внутренних войск России?) занимается «зачисткой» конкурентов Плотницкого, находятся именно там, где пролегают дороги, по которым идет «шелковый путь» афганского героина в Европу. Похоже, что российские силовики в этой схеме выступают как старшие партнеры.

Впрочем, специалисты не исключают, что подсадка Украины на иглу — тоже часть военной операции. Чем больше будет поступать наркотических веществ внутрь Украины через «зеленый коридор», тем легче будет воевать против нашей страны, говорит Сергей Дзюбенкою

«В 2015 году в Украине может появиться единая поместная православная церковь», — считает религиовед, профессор Юрий Черноморец. Сегодняшние руководители расколотого украинского православия сами по себе не готовы к взаимным уступкам. В этих условиях критически важным становится посредничество государства, которое устало терпеть все, что происходит в религиозной сфере. Выступая перед новым составом Верховной Рады, президент Порошенко сказал: «Вопросы национальной безопасности касаются и церковных проблем. Это очень чувствительная сфера, требующая осторожности; где противопоказаны резкие движения; где прежде, чем раз отрезать, меряют не семь, а семьдесят семь раз».

Может случиться, что именно в 2015 году украинское государство предложит украинскому православию полноценно зажить самостоятельной жизнью. Если украинские иерархи забудут о личных обидах, перестанут обращать внимание на крикливых маргиналов, единая УПЦ станет самой большой православной церковью в мире. Сегодня в УПЦ МП — 13 тысяч приходов, в УПЦ КП — 4,5 тысячи, в УАПЦ — тысяча. Часть приходов в случае образования единой поместной церкви наверняка перейдет в прямое подчинение РПЦ, но их число оценивается не более чем в 2 тысячи.

Дальнейшая либерализация католицизма

В 2015 году папа Франциск может окончательно отказаться от средневековых представлений о том, что папа непогрешим в догматике и моральном учении, о том, что католические священники не должны быть женаты, о том, что благословленным Богом может быть только первый официальный брак христианина.При этом гомосексуальные союзы все же не будут благословлены. Но в целом от католической строгости новый генеральный Синод католических епископов во главе с папой перейдет к более мягкому учению в области семейной морали. Состоящим во втором или третьем браке разрешат причащаться и венчаться — как ныне в православии. При осуждении греха будет все больше слов о милосердном отношении к грешникам. Но если грешниками окажутся служители католической церкви — им не поздоровится, поскольку папа не намерен закрывать глаза на любые преступления финансового или сексуального характера внутри церкви.

Смягчение морального учения католической церкви сделает ее еще более похожей на православную сестру, а единство между ними — еще более неизбежным. Единство тем более реально, что предусматривает сохранение идентичности каждой из частей христианства в полной сохранности, но при этом — совместное причастие, правление папы вместе с Синодом из 15 предстоятелей православных церквей и восьми кардиналов. Соборность, когда­то изгнанная из католичества в пользу папства, при смиренном папе Франциске переживает триумфальное возвращение, и в 2015 году католицизм и в этом отношении будет уже более православным, чем само православие (гордящееся соборами в своей истории, но почти не способное их собрать сегодня).

Духовное обоснование халифата

Главным трендом в исламе (суннитского толка) в 2015 году станет серьезное духовное обоснование претензий «Исламского государства» и его лидера Абу Бакра аль­Багдади (провозгласившего себя халифом Ибрагимом и потомком пророка Мухаммеда) на статусы халифата и халифа соответственно. Декларации Абу­Бакра на эту тему в минувшем году подверглись критике и насмешкам со стороны исламских богословов и лидеров исламистских организации, конкурирующих с «Исламским государством». Однако у сторонников Абу­Бакра есть свои духовные аргументы, в том числе – учение праведных халифов о единстве исламского мира. В этом направлении и будут идти поиски и дискуссии.

Новые религии маловероятны

В 2015 году очень мала вероятность возникновения принципиально новых религий. В свое время Рон Хаббард правильно сказал: «Хочешь обогатиться? Придумай собственную религию». На Западе бум создания новых религий пришелся на 1970‑е, у нас — на 1990‑е. Сегодня в обществе нет напряженного ожидания новых религиозных пророков с их чудесами и учениями. По мнению Юрия Черноморца, религиозное сознание в мире и в Украине настроено не на принятие новых религий, а на обновление старых традиций. Вкус к подлинному, к испытанному веками вновь проявляется в богословии, философии, культуре. Дискуссии о религиозных корнях Европы, о необходимости «учесть голос верующих» (Юрген Хабермас) перекликаются с усилиями самих традиций заново открыть свои подлинные корни (папа Франциск). В общественном пространстве религия все больше востребована, и не в последнюю очередь потому, что она может быть пространством встречи либерализма и национализма, противоречие между которыми разрывает Европу.

Кажется, все складывалось бы очень удачно, и с реформой не было бы проблем, если бы по поводу децентрализации не было такого сопротивления и спекуляций как в самой Украине, так и за ее пределами. Кроме Кремля, войны, памяти о Крыме, всяческого политиканства, сопротивления управленческого планктона, а также той категории людей, которые всегда против, появились и этакие «изобретатели велосипеда».

В сфере децентрализации это так называемые регистраторы громад — люди, которые твердо убеждены, что все проблемы нашей неэффективной системы власти порождены «отсутствием зарегистрированных территориальных громад». То есть достаточно просто «создать и зарегистрировать территориальные громады» — и все станет на свои места, наступит процветание и благополучие.

Этот, на первый взгляд, чисто схоластический юридический крючок, который очень просто разрушается в открытой публичной дискуссии, положен в основу уже конкретных действий конкретных людей в разных городах и селах. Такие действия однозначно неконструктивны, поскольку, как правило, направлены не «ЗА» что-то, а «ПРОТИВ» чего-то — прежде всего против местного совета, городского, поселкового, сельского головы, против решений, принятых этими органами.

Эти люди утверждают: поскольку в городе (селе) территориальная громада не создана, то и соответствующий городской (сельский) совет — самозванец и даже узурпатор. Затем начинают «создавать и регистрировать территориальные громада» как альтернативу настоящим территориальным громадам, существующим у нас по праву. От таких «образованных» территориальных громад они пытаются сформировать «органы власти», а также «реализовывать право собственности территориальной громады на землю, недра, движимое и недвижимое имущество».

Мы не беремся оценивать такие действия в конкретных городах и селах, так как это полномочия скорее правоохранительных органов, а попробуем проанализировать «идеологические постулаты» людей, которые, имея небезупречную юридическую подготовку, формируют в Украине почву для разрушения всей основы общественного покоя.

Посмотрим, какие доводы для этого используются.

Тезис первый: «В Украине не созданы территориальные громады, как это предусмотрено Конституцией».

Его используют как аксиому для вербовки своих сторонников. Ставится вопрос такого плана: «А вы слышали, чтобы во Львове (Одессе, Зачепиловке…) проводили собрание с повесткой дня об образовании львовской (одесской, зачепиловской…) территориальной громады?» Конечно, никто о таком не слышал. Тогда сразу вывод — значит, львовской территориальной громады не существует! (Именно о «не создании» львовской территориальной громады автор узнал из телепередачи телеканала ЗІК.) Если не существует территориальной громады, то кого представляют Львовский городской совет и городской голова Львова?

Получается, ответ готов уже заранее: нужно создать львовскую территориальную громаду, мы знаем, как это сделать, и мы это сделаем!

Но это абсолютно ложный тезис. Ведь согласно статье 140 Конституции Украины, территориальные громады у нас не создаются никакими решениями, они существуют по праву.

«Статья 140. Местное самоуправление является правом территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопрос местного значения в рамках Конституции и законов Украины».

По-простому эту правовую конструкцию следует понимать так: все жители города, поселка, села или нескольких сел, входящих в состав сельсовета, являются территориальной громадой, которая наделена правом на местное самоуправление.

Таким образом, украинский законодатель, действуя в соответствии с европейскими традициями и Европейской хартией местного самоуправления, признал территориальной громадой (в европейских странах это звучит как «местное сообщество») всех жителей, проживающих в населенных пунктах, которые входят в состав определенной административно-территориальной единицы или определенной территории.

Итак, в Украине «территориальные громады» существуют по праву или по факту существования заселенных людьми населенных пунктов, и создавать их не нужно.

К тому же, возникает сугубо технический вопрос: каким образом создать территориальную громаду такого города как Хмельницкий, не говоря уже о Харькове или Днепропетровске?

Пионеры движения «регистраторов территориальных громад» из организации «Украинский выбор» предлагают многоступенчатую конструкцию: сначала выборы от домов до квартала, потом от квартала до микрорайона, дальше — на районную или городскую конференцию по созданию «территориальной громады». Такая конструкция вообще не имеет ничего общего как с украинской Конституцией и законодательством, так и с европейской практикой. Прямые выборы органов местного самоуправления, которые как раз и характеризуют демократический характер этих органов, пробуют заменить непрямыми выборами, как это происходит при диктаторских и коммунистических режимах.

Тезис второй: «Большинство территориальных громад Украины не оформлены как юридические лица, поэтому не могут реализовать право собственности на имущество громады».

Здесь правдиво лишь то, что территориальные громады в Украине до сих пор действительно не являются юридическими лицами публичного права. Это потому, что украинское законодательство формировалось на основе еще советского, согласно которому только органы, которые создавались по закону или по решению органа власти, становились юридическим лицом публичного права.

Но даже такое отличие постсоветского и европейского права в отношении юридических лиц публичного права не является непреодолимой проблемой.

Действительно, признание за территориальной громадой права юридического лица с точки зрения философии — это важно. В этом случае именно совокупность людей, каковой является территориальная громада, через местный референдум осуществляет прямое управление местными делами и признается субъектом, от лица которого действуют избранные и сформированные органы — местный совет, исполком, сельский, поселковый голова.

Однако это просто красивая философская конструкция, ведь непосредственно — территориальной громадой — очень сложно принимать решения. Одно дело, когда такая громада состоит из ста человек, и можно созвать общее собрание для обсуждения и решения любого вопроса, принадлежащего к компетенции громады. Однако же территориальных громад на 100–200 человек не так и много. А главное, у них настолько мало ресурсов, бюджетных учреждений и имущества, что даже постоянное «прямое народовластие» не сделает их более состоятельными.

Что же касается городских громад, особенно крупных городов — городов областного значения, то здесь механизмы прямого народовластия не очень-то и применишь. Ведь невозможно воспользоваться таким инструментом как общее собрание громады, поэтому возможен только референдум. А принимать любой акт референдумом — сложно и очень дорого. Представим ситуацию, когда тысячи решений о выделении земельных участков, аренде имущества, предоставлении согласия на строительство, предоставлении льгот отдельным категориям граждан, установлении тарифов на разные услуги в Киеве или Одессе нужно проводить через референдум. Представили? Сколько на это нужно времени и денег?

Именно поэтому в Украине, как и в любой европейской стране, где именно коммуны, гмины, громады являются юридическими лицами, большинство вопросов местного самоуправления решают либо советы, либо вообще исполнительные органы советов.

То есть с точки зрения простого жителя украинской территориальной громады способы принятия решений в системе местного самоуправления от предоставления статуса юридического лица публичного права территориальной громаде существенно не изменятся.

Рабочая группа экспертов, которая сейчас работает над подготовкой юридической основы децентрализации власти, применяет европейский подход к признанию громады юридическим лицом публичного права. Интересно, что против этого выступает как значительная часть юристов старой советской школы, так и нынешние молодые юристы-практики, а также работники органов местного самоуправления, которым сложно представить, что принесет в их жизнь такая новация.

Однако реальное применение в Украине европейского подхода покажет, что эти системы очень близки. Определенным образом будет оптимизировано движение бюджетных средств, организован лучший контроль над их расходованием.

Что касается собственности, то в украинской Конституции есть статья 13, второе предложение части первой которой устанавливает: «От лица украинского народа право собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией». Эта норма расшифровывается в части 1 статьи 143: «Территориальные громады села, поселка города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности… решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции».

Итак, и здесь никакой правовой проблемы нет. Закон определяет, каким образом осуществляется управление имуществом и реализуются другие полномочия территориальных громад. В основном эти вопросы регулируются законом «О местном самоуправлении в Украине».

Тезис третий: «Собственность в Украине зафиксирована незаконно, акты на право собственности нелегитимны, поскольку выданы нелегитимными органами».

Он особо опасен для общественной стабильности, поскольку может стать детонатором для нового революционного передела собственности, особенно земли, хотя авторы этого тезиса считают, что так они защищают «народ, а не олигархов».

На самом деле — это чистой воды ненаучные упражнения. Ведь для обоснования своей правоты адепты «создания и регистрации» территориальных громад откровенно перекручивают правовые нормы, свободно оперируют международным опытом.

Цитата

«В развитых странах административно-территориальное деление осуществляется исходя прежде всего из интересов людей: гмина в Польше, гемайнде в Германии, коммуна во Франции — это объединения людей (громады), за которыми закреплена часть территории государства, где они ведут хозяйство. Земля (за исключением приватизированных с согласия громады участков) либо иное имущество является собственностью этой громады. Эти объединения людей являются юридическими лицами публичного права, правоспособными и дееспособными. А на картах отмечается только территория, которой владеет и на которой ведет хозяйство громада. То есть основой административно-территориальной единицы в демократических странах являются люди».

Здесь столько сложных и ложных конструкций, что для их опровержения можно написать тома научных работ. Но ограничимся лишь несколькими замечаниями и примерами.

Интересный в цитате тезис «о закреплении части территории» за громадой. Кто закрепил и каким образом? На это ответ не дан, так как авторам доподлинно известно, что в любой европейской стране территориальная основа для громады определяется законом или (в большинстве стран) — актом правительства. Так зачем писать неправду, что «на картах отмечается только территория, которой владеет и на которой ведет хозяйство громада»? Ведь на административных картах показано размежевание громад, гмин, коммун… Собственность на землю показывают не на картах, ее фиксируют землеустроительные документы. К тому же в большинстве европейских стран муниципальных земель не так уж и много. В основном земли частные и государственные. Главная задача муниципалитета — не «хозяйствование», а предоставление людям услуг в рамках полномочий муниципалитета.

Сомнителен также тезис, согласно которому именно «объединение людей» является юридическим лицом публичного права. Вот, например, в польском законе «О гминном самоуправлении» гмина определена так:

«1. Население гмины образует (образует или уже является) самоуправляемую громаду, согласно законодательству.

2. В этом законе под гминой следует понимать самоуправляемую громаду, а также соответствующую территорию».

Дальше часть 2 статьи 2 этого закона устанавливает: «2. Гмина наделена правосубъектностью». Так что поляки под гминой — юридическим лицом понимают не только «людей». Ну а утверждения, что «основой административно-территориальной единицы в демократических странах являются люди», вообще представляется «слишком научным», поскольку можно привести много цитат из законов европейских государств.

Например, в Эстонии «Администpативной единицей является основанная на администpативно-теppитоpиальном устpойстве единица, имеющая установленные законами и иными пpавовыми актами статус, наименование и гpаницы, на теppитоpии котоpой осуществляется госудаpственное упpавление или самоупpавление».

Латвийский закон «Об административных территориях…»: «Административная территория — это единица территориального деления Латвии, в которой местное самоуправление осуществляет управление в пределах
своей компетенции».

Что тут можно добавить? К сожалению, в Украине до сих пор не принят закон об административно-территориальном устройстве. Поэтому наши районы, города, поселки и села существуют де-факто на основе решений органов еще Украинской ССР. Но это не лишает их легитимности, поскольку еще в сентябре 1991 г. законом о правопреемстве были урегулированы вопросы применения законодательства бывшего СССР и УССР.

То есть можно утверждать, что все административно-территориальные единицы в Украине легитимно образованы, органы местного самоуправления — созданы согласно украинскому законодательству, а территориальные громады существуют по праву и не нуждаются в никаком дополнительном акте об их образовании.

Наиболее провокационным из утверждений, распространяемых «регистраторами громад», является следующее. «Де-юре за народом Украины, за территориальными громадами, а также за физическими или юридическими лицами право собственности не закреплено или закреплено со значительными нарушениями. Поэтому даже если у вас и есть бумажка, которая удостоверяет ваше право собственности на недвижимость, вероятнее всего, она не имеет юридической силы».

Таким образом, несколько человек, которые считают себя учеными и юристами, утверждают, что документы, которые имеют украинские граждане и которые заверяют право собственности на квартиры, дома, земельные участки, НЕ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ! То есть мы, все украинцы, не имеем законно полученного имущества, которое требует юридического засвидетельствования. Миллионы украинцев должны задуматься, кто и почему так решил. Почему появились люди, которые так считают? Может, они готовят почву для очередного «кровавого большевистского переворота», когда у наших прадедов отбирали землю и загоняли в ненавистные колхозы, чтобы выморить украинцев голодом?

В ХХІ в. это более чем удивительно, однако эти люди утверждают, что «есть несуществующее юридическое лицо «Кабинет Министров Украины» с ЕГРПОУ 00031101 (регистрация такого лица вообще отсутствует в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей)». Для них индикатором существования правительства является не Конституция, закон, акты о формировании правительства, акты самого правительства, а отсутствие записи в «едином реестре юридических лиц».

И последний удар в основу украинской социальной стабильности, который фактически может стать детонатором социального взрыва: «право собственности на государственное, коммунальное и частное имущество в Украине должным образом не закреплено. Решение о передаче объектов в частную собственность после 1996 г. осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления, основанные, как выяснилось, нелегитимным способом, а значит не уполномоченные народом Украины или территориальными громадами управлять и распоряжаться государственным или коммунальным имуществом. Регистрацию права собственности тоже осуществляют юридические лица, не имеющие на это делегированных от народа или громад полномочий, поэтому выданные акты на право собственности не являются законными документами. Соответственно, решения о приватизации, актах на право собственности, выданные гражданам Украины, юридическим лицам такими учреждениями, могут быть отменены, поскольку были приобретены незаконно».

И в завершение. Квазинаучные упражнения о «создании и регистрации громад», «нелегитимности права собственности» можно было бы оставить без внимания, но эти теоретические умозаключения служат причиной реальных последствий в отдельных украинских регионах, где уже созданы и зарегистрированы «правильные» территориальные громады.

Эти «правильные» территориальные громады уже выдают свидетельства о рождении, свидетельства народного предпринимателя, имеют какие-то договора о присоединении человека к громаде и т.п. (Например здесь есть много таких разработок и бланков).

А дальше — еще серьезнее. Некоторые «зарегистрированные территориальные громады», пытаясь нивелировать понятие «гражданин Украины», уже начали выдавать паспорта «человека конфедерации объединенных народов». (Здесьхорошо видно на 14 минуте 38 секунде).

Не хочется думать, что все сторонники идеи «регистрации территориальных громад» являются противниками существования Украины как государства, но их аргументы слишком уж очевидно согласуются с попытками Кремля превратить Украину в территорию управляемого хаоса — без легитимной власти, но где в каждом регионе по атаману, а то и по несколько.