«В 2015 году в Украине может появиться единая поместная православная церковь», — считает религиовед, профессор Юрий Черноморец. Сегодняшние руководители расколотого украинского православия сами по себе не готовы к взаимным уступкам. В этих условиях критически важным становится посредничество государства, которое устало терпеть все, что происходит в религиозной сфере. Выступая перед новым составом Верховной Рады, президент Порошенко сказал: «Вопросы национальной безопасности касаются и церковных проблем. Это очень чувствительная сфера, требующая осторожности; где противопоказаны резкие движения; где прежде, чем раз отрезать, меряют не семь, а семьдесят семь раз».

Может случиться, что именно в 2015 году украинское государство предложит украинскому православию полноценно зажить самостоятельной жизнью. Если украинские иерархи забудут о личных обидах, перестанут обращать внимание на крикливых маргиналов, единая УПЦ станет самой большой православной церковью в мире. Сегодня в УПЦ МП — 13 тысяч приходов, в УПЦ КП — 4,5 тысячи, в УАПЦ — тысяча. Часть приходов в случае образования единой поместной церкви наверняка перейдет в прямое подчинение РПЦ, но их число оценивается не более чем в 2 тысячи.

Дальнейшая либерализация католицизма

В 2015 году папа Франциск может окончательно отказаться от средневековых представлений о том, что папа непогрешим в догматике и моральном учении, о том, что католические священники не должны быть женаты, о том, что благословленным Богом может быть только первый официальный брак христианина.При этом гомосексуальные союзы все же не будут благословлены. Но в целом от католической строгости новый генеральный Синод католических епископов во главе с папой перейдет к более мягкому учению в области семейной морали. Состоящим во втором или третьем браке разрешат причащаться и венчаться — как ныне в православии. При осуждении греха будет все больше слов о милосердном отношении к грешникам. Но если грешниками окажутся служители католической церкви — им не поздоровится, поскольку папа не намерен закрывать глаза на любые преступления финансового или сексуального характера внутри церкви.

Смягчение морального учения католической церкви сделает ее еще более похожей на православную сестру, а единство между ними — еще более неизбежным. Единство тем более реально, что предусматривает сохранение идентичности каждой из частей христианства в полной сохранности, но при этом — совместное причастие, правление папы вместе с Синодом из 15 предстоятелей православных церквей и восьми кардиналов. Соборность, когда­то изгнанная из католичества в пользу папства, при смиренном папе Франциске переживает триумфальное возвращение, и в 2015 году католицизм и в этом отношении будет уже более православным, чем само православие (гордящееся соборами в своей истории, но почти не способное их собрать сегодня).

Духовное обоснование халифата

Главным трендом в исламе (суннитского толка) в 2015 году станет серьезное духовное обоснование претензий «Исламского государства» и его лидера Абу Бакра аль­Багдади (провозгласившего себя халифом Ибрагимом и потомком пророка Мухаммеда) на статусы халифата и халифа соответственно. Декларации Абу­Бакра на эту тему в минувшем году подверглись критике и насмешкам со стороны исламских богословов и лидеров исламистских организации, конкурирующих с «Исламским государством». Однако у сторонников Абу­Бакра есть свои духовные аргументы, в том числе – учение праведных халифов о единстве исламского мира. В этом направлении и будут идти поиски и дискуссии.

Новые религии маловероятны

В 2015 году очень мала вероятность возникновения принципиально новых религий. В свое время Рон Хаббард правильно сказал: «Хочешь обогатиться? Придумай собственную религию». На Западе бум создания новых религий пришелся на 1970‑е, у нас — на 1990‑е. Сегодня в обществе нет напряженного ожидания новых религиозных пророков с их чудесами и учениями. По мнению Юрия Черноморца, религиозное сознание в мире и в Украине настроено не на принятие новых религий, а на обновление старых традиций. Вкус к подлинному, к испытанному веками вновь проявляется в богословии, философии, культуре. Дискуссии о религиозных корнях Европы, о необходимости «учесть голос верующих» (Юрген Хабермас) перекликаются с усилиями самих традиций заново открыть свои подлинные корни (папа Франциск). В общественном пространстве религия все больше востребована, и не в последнюю очередь потому, что она может быть пространством встречи либерализма и национализма, противоречие между которыми разрывает Европу.