Очевидные проблемы с выполнением госбюджета, помноженные на угрозу дальнейшей эскалации конфликта на Востоке страны, подталкивают ответственных за наполнение госказны чиновников к поиску «нетрадиционных» источников финансирования на грани или даже за гранью фола.

По сведениям источников ZN.UA, Минфин не отказывается от идеи принять решение, которое позволит «вовлекать в бюджет» банковские депозиты в военное время. Но если ранее под действие подобной нормы подпадали практически все депозиты граждан и организаций, то сейчас существенно повышается «общественный болевой порог». Теперь под фактическую «временную национализацию» рискуют угодить депозиты граждан свыше 200 тыс. грн. И хотя такое повышение планки «отсекает» большую часть существующих вкладов в системе, предложения никак не назовешь продуманными и обоснованными.

Особый период

Две недели назад в ряде электронных СМИ промелькнула новость, которая в менее пресыщенных информационным негативом условиях могла бы вызвать куда больший общественный резонанс. В подготовленном Минфином законопроекте «О финансовой системе Украины в особый период», призванном урегулировать соответствующие правовые отношения (а точнее, наделить Кабмин и другие «органы управления финансами» дополнительными чрезвычайными полномочиями), в числе прочего содержался ряд пунктов, касающихся банковских депозитов граждан и организаций.

В частности, речь шла о том, что «в случае введения военного положения и наложения моратория на выплату банковских депозитов средства клиентов, которые находятся на вкладных (депозитных) счетах в банках, и средства небанковских финучреждений, которые принадлежат гражданам и/или привлекались от граждан на возвратной основе, могут привлекаться для удовлетворения потребностей государства в особый период путем зачисления их части, размер которой определяется Кабмином, в государственный бюджет».

Законопроект предусматривал, что привлеченные таким образом средства включаются в государственный долг, оформляющийся государственными ценными бумагами, передающимися собственникам этих средств. Обязательства по таким ценным бумагам выполняются государством после окончания особого периода за счет средств госбюджета на условиях, определенных этими ценными бумагами.

То же касалось средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физлиц-предпринимателей, а также фермерских хозяйств.

Предпосылками для подобных инициатив являются не только угроза введения военного положения в стране в случае эскалации конфликта на ее Востоке, но и серьезные проблемы с выполнением доходной части госбюджета.

В выполнимость установленного профильным законом его дефицита на уровне 63,7 млрд грн (или 3,7% ВВП) верят только неисправимые (или наивные) оптимисты. Вынесенная за скобки необходимость покрытия многомиллиардных нужд по финансированию НАК «Нафтогаз Украины», Фонда гарантирования вкладов физических лиц и рекапитализации банков (за счет выпуска ОВГЗ); озвученные президентом Порошенко ежедневные расходы на войну в размере 100 млн грн, а также «скромно» замалчиваемые, но сохраненные «семейные» кормушки на таможне и в налоговой — все эти факторы обрекают на неудачу попытки Минфина удержать стабильность госфинансов без серьезной помощи извне.

Вопрос выделения новых траншей со стороны МВФ до сих пор висит: даже оперативное подписание новой программы, если оно произойдет, не снимает вопрос достаточности ее объемов для покрытия нужд официального Киева во внешнем финансировании. Кроме того, ситуация приобрела и политический подтекст после того, как директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью французской газете Le Monde заявила, что возглавляемая ею организация увеличит финансирование Украины при условии стабилизации ситуации в стране.

В такой ситуации правительству приходится искать другие возможные подспорья и источники доходов, и как таковые всерьез рассматриваются деньги граждан и бизнеса. Не исключено, что возможность их «вовлечения в бюджет» даже согласована с международными партнерами Украины — не зря же за разработку соответствующего законопроекта в Кабмине отвечает министр финансов Наталия Яресько, наиболее активно сейчас общающаяся с внешними кредиторами.

Надо сказать, что вышеназванный законопроект появился не просто так, а во исполнение указа президента (от 24 сентября 2014 г.) и поручения премьер-министра (от 27 октября 2014 г.) о необходимости создания законодательных оснований для функционирования финансовой системы в так называемый особый период.

В результате 30 октября 2014-го соответствующий документ был уже второй раз внесен на рассмотрение правительства (в первый раз Минфин подавал его еще 27 марта прошлого года от имени тогдашнего министра финансов А.Шлапака).

Слава богу, сейчас хоть стало более-менее понятно, что подразумевает термин «особый период». Трактовку этого понятия можно почерпнуть из Закона «Об обороне Украины»: «…это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации, или с момента введения военного положения в Украине, или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий».

Предусмотренное минфиновским законопроектом условие, что вклады могут вовлекаться в бюджет в случае введения военного положения, служит сейчас слабым утешением — о готовности его объявить в случае нарастания конфликта на Востоке уже заявил президент Порошенко (в интервью изданию ElPais).

Оба прошлогодних рассмотрения законопроекта правительством заканчивались его отправкой на доработку. То же самое произошло и в году нынешнем после его вынесения на возглавляемый премьером правительственный комитет по вопросам экономического развития и европейской интеграции. Просочившаяся в СМИ причина: возможная дискредитация правительства (особенно в преддверии принятия решения о свободном курсообразовании на межбанке, уже приведшего к новому витку девальвации).

Хотя, как указывалось в сопроводительных документах, перед рассмотрением на правительственном комитете документ был согласован с Национальным банком, Минэкономразвития, Минюстом, ГКЦБФР, Нацкомфинуслуг, Минобороны, МВД.

Ожидаемо, сразу после того, как законопроект завернули, вышеупомянутые органы власти начали от него активно открещиваться. Так, 27 января с.г. глава НБУ Валерия Гонтарева на традиционном банкирском совещании заявила о «категорическом несогласии» ее ведомства с законопроектом Минфина. Пресс-служба Нацбанка поспешила сделать это заявление достоянием широкой общественности, а в кулуарных разговорах осведомленные сотрудники Нацбанка сообщали, что инициаторы этого «недоразумения» серьезно получили «по шапке»: им был объявлен выговор по инициативе премьера. Якобы Нацбанк законопроект не согласовывал, как и не давал к нему рекомендаций, из-за чего разработчики посчитали документ одобренным «по
умолчанию».

И все же «недоразумение» оказалось живучим. Дело в том, что требование урегулировать вопросы функционирования финансовой системы в особый период никто не отменял. Причем требуют этого не только указ президента и поручение премьера, но объективные нужды складывающейся ситуации.

Так что подготовка соответствующего законопроекта продолжается, и большинство его положений остаются неизменными. Разве что «уровень дискредитации правительства» корпящие над документом чиновники постарались, по мере собственного тому разумения, снизить.

В частности, новый набор предложений может предусматривать еще более широкое использование средств населения и бизнеса для нужд госбюджета и банков, на спасение которых средств у государства нет.

По данным источников ZN.UA, обсуждаемые сейчас в недрах Минфина и НБУ меры стабилизации финансовой системы в особый период существенно расширены и предусматривают как вовлечение депозитов и средств с текущих счетов граждан и предприятий в бюджет страны, так и так называемую haircut («стрижку») по кипрскому сценарию, когда вклады свыше определенной суммы будут конвертированы в акции проблемных банков на определенный срок (рекапитализация за счет средств клиентов).

Для вкладчиков проблемных банков

Пока информация о том, что ожидает вкладчиков проблемных банков, обрывочна. Однако позволяет сформировать общую картину государственного подхода к решению проблем, надвигающихся на комбанки вследствие глубочайшей девальвации (вызванной, напомним, не в последнюю очередь неуклюжими действиями самой власти).

Так, в связи с острым дефицитом средств в Фонде гарантирования вкладов (на сегодняшний день — около 17 млрд грн) по совместной инициативе Национального банка и фонда в законопроект «Об особенностях функционирования финансовой системы» могут быть внесены нормы, которые позволят ФГВФЛ инициировать рекапитализацию банка за счет средств крупнейших клиентов, которым остатки по счетам будут конвертированы в акции проблемного финучреждения.

Такое решение, напомним, уже имеет прецедент на Кипре (где банки закрылись за одну ночь, без предупреждения): не так давно представители кипрского Минфина, Центрального банка Кипра и «тройки кредиторов» на переговорах в Никосии договорились о списании 47,5% с депозитов свыше 100 тыс. евро в Bank of Cyprus и конвертации суммы списания в акции банка, которые затем были депонированы на счетах вкладчиков.

Если банкротство банков будет массовым (а уже сейчас проблемы с выполнением клиентских платежей испытывают сразу несколько крупных учреждений — «Дельта», «Надра», «Финансы и кредит», «Финансовая инициатива», а также немалое количество средних банков), то государство может пойти на введение моратория на удовлетворение требований кредиторов на 6–12 месяцев с одновременной национализацией 51% акций неплатежеспособных банков и принудительной конвертацией депозитов клиентов в оставшиеся 49% акций на срок до пяти лет.

Какие депозиты попадут под «стрижку», в Минфине и НБУ пока сказать затрудняются. «Есть общее понимание механизма, по которому можно спасать банки в условиях, когда в бюджете нет средств на рекапитализацию всех нуждающихся. Так как банков много, и размеры средних вкладов разные, то и суммы, свыше которых может происходить конвертация, могут меняться от банка к банку. Вполне вероятно, что порог будет установлен, как на Кипре, — 100 тыс. евро. Главное, чтобы подход был стандартный», — сказал на условиях анонимности один из консультантов Минфина.

Для всей страны

Введение военного положения в стране или ряде ее областей может привести к временному изъятию депозитов у всех категорий физических и юридических лиц (кроме предприятий оборонного комплекса). При этом вовлечены в процесс спасения государства могут быть вклады размером свыше 200 тыс. грн (первый рассматриваемый вариант) или 400 тыс. (второй вариант) с выдачей вместо них гособлигаций сроком на два года по ставке 14–16% годовых (прогнозный средний уровень инфляции на два года) либо по ставке 12–14% годовых по трехлетним облигациям (хотя эксперты скептически относятся к вероятности установления таких ставок).

Видимо, при этом чиновники исходят из данных официальной статистики, что львиная доля (95%) банковских вкладов находятся ниже устанавливаемого «болевого порога». И если все равно компенсация из Фонда гарантирования для таких вкладов не предусмотрена, то их вовлечение в бюджет теоретически можно даже пытаться позиционировать как благо для их собственников. Хотя, очевидно, одновременно с вовлечением депозитов в бюджет произойдет и автоматическая конвертация валютных вкладов в гривневые по официальному курсу, с последующим возвратом в национальной валюте. И кто знает, какой будет эта сумма в пересчете на реальный курс доллара к тому моменту.

ZN.UA отправило запрос в Министерство финансов и Национальный банк на предмет существования новых «особенных» депозитных инициатив и их деталей.

В поступившем в редакцию ответе Минфина ведомство не подтверждает, но и не опровергает изложенную в запросе информацию. Достаточно пространный, но малосодержательный по сути комментарий директора департамента финансовой политики Минфина Владимира Коцюбы мы приводим в конце текста (Нацбанк же к моменту выхода номера свои комментарии не предоставил).

В свою очередь, подавляющее большинство опрошенных ZN.UA экспертов относятся к инициативе принудительной конвертации вкладов в гособлигации весьма скептически. Так, старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович объясняет стоящие за этим решением мотивы тем, что при военном положении ныне активно эксплуатируемая система размещений ОВГЗ и их выкупа НБУ, скорее всего, работать не будет. Следовательно, задействовать механизм такого финансирования будет невозможно. Вовлекать же вклады в ОВГЗ правительство будет разными вариантами. Скорее всего, ставки будут достаточно невысокими, чтобы не накапливать и не увеличивать нагрузку по обслуживанию долга. «Вполне возможно, что ставка будет на уровне 7% — доходности выпущенных в прошлом году «военных облигаций». При этом срок погашения будет зависеть от ожидаемого завершения военного периода, плюс не менее двух-трех лет», — говорит Котович.

Управляющий партнер ИК Capital Times Эрик Найман, в свою очередь, считает, что применение сценария haircut (по примеру кипрского) в Украине возможно в случае резкого ухудшения ситуации в экономике и в зоне АТО.

«Однако на сегодняшний день законных механизмов вовлечения части депозитных вкладов населения для фактического обслуживания нужд госбюджета не существует. Для этого нужно принимать отдельный закон (подготовка которого сейчас и ведется. — Ред.) либо во все банки вводить временную администрацию, — считает Найман. — Это нужно с целью легально связать ликвидность состоятельных граждан. А также чтобы разделить бремя восстановления экономики страны с ними. Видимо, государству мало того, что эти вкладчики уже долгое время поддерживают экономику своими депозитами, а сейчас еще и платят немалые налоги с депозитных доходов».

Оценивая целесообразность рекапитализации банков за счет средств клиентов, глава Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей сказал, что «такое решение может быть целесообразным». По его мнению, спасение проблемного банка за счет средств клиентов, которые рисковали своими деньгами в конкретном финучреждении, более рационально, нежели полная рекапитализация за счет средств бюджета (читай — всех налогоплательщиков). «Однако при таких шагах должна быть обеспечена полная прозрачность процесса принятия решения», — говорит банкир.

Юрист адвокатского объединения «Правовая группа «Доминион»» Дмитрий Груба напоминает, что haircut (стрижка) депозитов не является чем-то новым в мировой финансовой практике (даже без учета кипрского прецедента), хотя это довольно жесткая мера и, как правило, признак агонизирующей экономики.

«За последние несколько десятилетий такие «стрижки» были проведены в ряде стран, которые переживали значительные финансовые трудности. Например, в Италии это проводилось дважды: в 1920-м и 1992 г.; в 2001 г. подобное пережила Аргентина; во времена Великой депрессии «постригли» вклады населения в долларах США», — говорит юрист.

При этом варианты haircut депозитов могут быть самые разные: и конвертация всех валютных вкладов в национальную денежную единицу, и изъятие золота у населения, и введение одноразового налога на депозиты.

«Что касается Украины, то, по моему мнению, реализация «кипрского сценария» не приведет к желаемым результатам. В условиях значительной девальвации гривни население и так затягивает пояса все сильнее с каждым днем. Кроме того, на сегодняшний день, отток депозитов в нашей стране является катастрофическим, а если анонсировать «стрижку», то он и вовсе станет всеобъемлющим. В итоге это приведет к необходимости неподъемной докапитализации банков, а в итоге — к коллапсу банковской системы и экономики в целом», заключает Д.Груба.

***

Делая выводы из экспертных комментариев, сложно не согласиться с мнением большинства из них, что в нынешних условиях целесообразнее стремиться сделать вклады более привлекательными, убедить население нести деньги в банк, вернуть доверие населения к банковской системе, а не провоцировать забирать деньги из нее. И что подобные инициативы выглядят отчасти как провокационные и вряд ли хорошо продуманы и обоснованы.

И пусть 200-тысячный порог отсекает большинство нынешних вкладов «физиков» в системе, не стоит забывать, что после последнего витка девальвации эта сумма уже составляет в эквиваленте менее 10 тыс. долл. Это сумма, которой не хватит на приобретение не то что самой захудалой квартиры для граждан, пытающихся накопить на приобретение более-менее благополучного городского жилья, но и приличного автомобиля (порождения отечественного и китайского автопрома не в счет). В подобных условиях нет смысла рассчитывать, что такие сбережения будут накапливаться в банках, а значит, надежды не то что на возобновление притока, но и на прекращение оттока депозитов из системы тщетны. Хотя кто об этом всерьез думает сейчас — в стране ведь особое положение.

Официально

Владимир Коцюба, директор департамента финансовой политики Министерства финансов Украины:

— В своей работе Министерство финансов и Национальный банк в нынешней ситуации сосредотачивают основные усилия на достижении сразу нескольких целей. В частности, одна из основных — это возобновление доверия общества к банковской системе. Это многогранная задача, которая начинается с реформирования и усовершенствования законодательного поля, в котором должна функционировать финансовая система, а также налаживание и регулировка работы ее институтов, в т.ч. и тех, которые прямо влияют на доверие граждан к банковской системе, например, таких, как система гарантирования вкладов, механизмов, влияющих на курсообразование и т.д.

Вполне естественно, что основные усилия на сегодняшний день сосредоточены на поиске модели, способной адекватно реагировать на вызовы, стоящие перед экономикой Украины.

Существующий мировой опыт не так богат на выбор рецептов, применимых к Украине, но в то же время достаточно наглядно демонстрирует те или иные преимущества и недостатки применения разных методов оздоровления финансовой системы или ее существования в специфических условиях. Но если мы говорим о доверии к системе, то мы в первую очередь говорим о четких и одинаковых, с точки зрения обеспечения конституционных прав граждан, правилах. Конечно же, эти правила найдут свое отображение в соответствующих законах, которые, прежде чем будут приняты, пройдут все необходимые процедуры, в том числе и процедуры обсуждения.

В Украине разгорается коррупционный скандал, который может стать крупнейшим со времен победы Евромайдана. Фотокорреспондент информагентства «Украинские новости» зафиксировал переписку народного депутата Виталия Хомутынника с губернатором Одесской области Игорем Палицей, в которой последний спрашивает у депутата об условиях прохождения контрабандного товара через Одесскую таможню (она же Южная региональная). Хомутынник рассказывает губернатору, что с каждой машины «$10 000 раздача органам». Что некто ранее упоминавшийся в переписке к этим деньгам даже не притрагивается, а зарабатывает $300 как экспедитор. Также депутат объясняет, что там «правохр (правоохранители. - Ред.) в доляшке», что «основной организатор Мухин зам Макара» и этот же Мухин «раздает всем правохр». Кроме того, депутат советует (или указывает) Палице не вмешиваться: «пусть делают что хотят», - пишет Хомутынник.

Таможня берет добро: скандал из смартфона Хомутынника

Предположить, о чем и о ком идет речь, несложно - тем более, что фигуранты сами отреагировали на публикацию скандальной утечки. «Макар» - заместитель главы Государственной фискальной службы Анатолий Макаренко, а Мухин - директор департамента противодействия таможенным правонарушениям. Хомутынник и Макаренко уже прокомментировали скандал. Депутат заявил, что он сообщал губернатору о коррупции на Одесской таможне, а не консультировал его. «Я решил сообщить о существующей проблеме непосредственно главе Одесской государственной администрации Игорю Палице с просьбой прекратить незаконные действия. После чего мы обменялись информацией, что и зафиксировал журналист», - объясняет Хомутынник. Макаренко на просьбу в Фейсбуке прокомментировать скандал ответил, что не видит смысла комментировать такое «г**но». «Пусть авторы разыгрываемого сценария комментируют», - написал главный таможенник. На следующий день, 6 февраля, он опубликовал запросы к Хомутыннику и Палице с просьбой предоставить всю имеющуюся у них информацию «для соответствующего реагирования». ЛІГАБізнесІнформ пообщалась почти с десятком предпринимателей, работающих с Одесской таможней, и выяснила, что там происходит и какое отношение к этому имеют Хомутынник и Макаренко.

Контекст

Ресурс «Украинские новости», обнародовавший скандальную переписку, контролируется группой Дмитрия Фирташа - Сергея Левочкина. Виталия Хомутынника относят к сфере влияния Игоря Коломойского, который ведет медиавойну с Фирташем и Левочкиным. Конфликт Макаренко с Фирташем тянется со времени премьерства Юлии Тимошенко, конфисковавшей газ РосУкрЭнерго - таможенник Макаренко выполнил распоряжение Кабмина о растаможке газа РУЭ.

Дорогой закон

Опрошенные ЛІГАБізнесІнформбизнесмены и чиновники более-менее одинаково описывают ситуацию на Одесской и других таможнях. Во время правления Януковича была выстроена система, когда платить взятки по прейскуранту должны были почти все. «Тогда сильно подняли стоимость официальной растаможки. Например, тариф за фуру цветов установили больше чем $30 000, но все участники рынка знали, где на Ягодинской таможне сидит дядя, который все сделает за $15 000, - рассказывает киевский предприниматель. - Не хочешь идти к дяде? Тебя промурыжат на таможне, пока цветы не завянут. Поэтому платили почти все». По его словам, сейчас специально никого особо не мурыжат, но двукратная разница между официальным тарифом и взяткой осталась - и соблазн велик.

Такая же ситуация на Одесской таможне. «Никто ни у кого ничего не требует. Берут только у тех, кто готов заплатить, - объясняет управляющий партнер юрфирмы Proxima Алексей Дорошенко. - На Южной таможне неофициально оформить контейнер (то, что в переписке назвали «машиной») можно за $10 000-15 000. А растаможка вбелую будет стоить около $40 000».

Недавно уволившийся высокопоставленный сотрудник таможенной службы признает, что сильно снизить количество бизнесменов, пытающихся сэкономить на таможне (он их называет барыгами), не удалось. «Барыги никуда не делись и в ближайшее время никуда не денутся: это их бизнес. Барыги - те, кто не ввозят в лобовую, а мутят с офшорами, весом контейнера, классификацией товара (влияет на ставку пошлины) и таможенной стоимостью. Они готовы платить таможенникам, и такие бизнесмены - основной источник дохода на таможне», - говорит бывший чиновник. По его словам, есть еще и другая категория - контрабандисты. «Но это для избранных, особо зажравшихся таможенников, у которых сильная крыша. О количестве такого импорта мы с вами никогда не узнаем. Можно только предположить, исходя из разницы потребления и официального импорта», - объясняет он.

Контрабанда - это для избранных, особо зажравшихся таможенников, у которых сильная крыша

«Контрабанда топлива как была, так и осталась, - рассказывает руководитель трейдера, работающего на юге Украины. - Если кому-то нужно завезти партию бензина без оформления - это только вопрос договоренности и цены». С контрабандного топлива не платится НДС и акциз, отмечает он. «А это около 10 000 гривень на тонне (около 400 000 грн на цистерне. - Ред.). Часть этих денег идет на взятки. Причем топливо сливается в портах Килии и Измаила (Одесская область) прямо в бензовозы и сразу идет на нефтебазы или АЗС», - объясняет топ-менеджер.

Какова роль в коррупционной схеме участников переписки?

Проверенные кадры

Объяснение Хомутынника, что он просил Палицу искоренить коррупцию, опрошенные бизнесмены воспринимают с неприкрытой иронией. «Схемы, выстроенные Хомутынником, работают, и он всячески старается сохранить кадры, назначенные при его кураторстве», - уверяет крупный бизнесмен. Впрочем, в большинстве случаев источником сведений о «кураторстве» Хомутынника являются статьи в СМИ.

К Макаренко неоднозначное отношение: никто из бизнесменов или чиновников, с которыми разговаривали журналисты ЛІГАБізнесІнформ, не обвиняет его в коррупции, но у многих есть претензии к его эффективности в качестве борца со взяточничеством.

«Макаренко не раз обещал разрушить все эти схемы. Издавал правильные приказы, писал грозные указания. Но схемы никуда не делись, разве что в гривне тарифы выросли, - сетует импортер из Одессы. - На встречах с нами он говорит одно, а делает другое. Например, с его благословения реализуется схема ухода от люстрации: начальник таможни переводится на должность начальника поста, одновременно сохраняя должность и. о. начальника таможни. До начальника поста люстрация доберется года через два, а пока чиновник, назначенный еще при Януковиче, может спокойно наживаться. Макаренко не в курсе? Сомневаюсь».

Бывший высокопоставленный таможенник считает вполне возможным, что олигархические группы используют скандал, чтобы сменить довольно независимого Макаренко на более лояльного руководителя таможни. «Не исключаю, что они (группа Фирташа и группа Коломойского. - Ред.) вместе будут топить подводника (Макаренко - капитан 1-го ранга, проходил службу на атомных подлодках. - Ред.). Но для отвода глаз будут говорить о Мухине. А Мухина летом притащил Макаренко», - объясняет экс-чиновник.

В период с октября 2013 по июнь 2014 г. 130 судей подали заявления об отставке, и Высший совет юстиции внес соответствующие представления парламенту. Но все эти судьи продолжают получать судейское вознаграждение в судах, где занимают штатные должности, не имея при этом полномочий для осуществления правосудия. Фактически они получают заработную плату, не выполняя своей основной задачи – не рассматривая дел. При этом вины представителей Фемиды в такой ситуации нет – дело в том, что парламент до сих пор так и не удосужился своим решением уволить их. Из-за этого Госбюджет несет значительные потери. По информации Государственной судебной администрации, за эти 9 месяцев на выплату судейского вознаграждения указанным судьям из него потрачено почти 31 млн грн. Естественно, что непринятие народными избранниками решения об отставке ежедневно увеличивает сумму расходов из украинской казны, что в условиях сегодняшней тотальной экономии – непозволительная роскошь.

И хотя данный вопрос поднимался неоднократно, к спикеру обращались с письмами о том, чтобы вынести его в сессионный зал, из Администрации Президента, Верховного Суда и Совета судей Украины, он все еще находится «в подвешенном состоянии». При том, что согласно ст. 111 Закона «О судоустройстве и статусе судей», вопрос об увольнении судьи, избранного бессрочно, рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады без вывода комитетов ВР и каких-либо проверок.

Почему же парламентарии не смогли выполнить свою функциональную обязанность и проголосовать за такой, казалось бы, элементарный вопрос, хотя Верховная Рада в последнее время достаточно активно принимает различные инициативы?

Как известно, сейчас есть проблемы с избранием нового состава Высшего совета юстиции. В связи с этим (другие члены ВСЮ не могли представить проект постановления) 5 июня с. г. докладывать вопрос об увольнении судей пришлось члену ВСЮ Олегу Махницкому, что по причине занятия им на тот момент должности и. о. Генпрокурора вызвало волну негодования в сессионном зале. Отметим, что проектом постановления №4016а предлагается освободить 125 судей в связи с написанием ими заявлений об отставке, из них 57 судьям исполнилось 65 лет. 4 судей О. Махницкий предложил исключить из проекта постановления в связи с отзывом ими заявлений либо при наличии оснований для увольнения таких судей по приговору суда. Он также учел замечания народных депутатов.

В свою очередь, народные депутаты Сергей Власенко, Александр Мирный, Анна Герман и некоторые другие предложили 57 судей, которые написали заявления об отставке в связи с достижением 65 лет, изъять из данного постановления и уволить по п. 2 ч. 5 ст. 126 Конституции – достижение судьей 65 лет. Таким образом, по их мнению, «будут сохранены средства бюджета, поскольку уход судьи в отставку оставляет за ним ряд льгот». Как признались отдельные народные избранники впоследствии, многие просто не разобрались в вопросе – никаких дополнительных выплат теперь для судей в отставке не предусмотрено.

Впрочем, тут депутаты «наткнулись» на нормы законодательства о том, что сами менять основания для увольнения судей не имеют права. Ведь потом государству придется платить таким судьям еще больше, поскольку они смогут успешно обжаловать решение, принятое с нарушением их конституционных прав, в т. ч. в Европейском суде по правам человека, и получить значительные компенсации.

В итоге парламент так и не смог принять окончательное решение по данному вопросу – проект постановления взят за основу, и спикер ВР Александр Турчинов отправил его «на доработку» Комитету ВР по вопросам верховенства права и правосудия совместно с Высшим советом юстиции. При том, что Комитет, как уже было сказано, вовсе не обязан давать свое заключение по данным вопросам (ч. 2 ст. 216 Закона «О Регламенте Верховной Рады Украины»), а ВСЮ уже выполнил свои полномочия и на сегодня не имеет права изменить свое решение, ведь речь идет о необходимости оказания влияния на волеизъявление судей, которые реализовали свое конституционное право на подачу заявления об уходе в отставку. Даже если бы мог, ВСЮ пока не начал работу, и такое решение парламента «вынимает» из Госбюджета очередную сумму.

Вопреки закону?

Как уже было сказано, при обсуждении проекта отдельные народные депутаты предложили выделить из общего списка 57 судей, которые достигли 65-летнего возраста, и изменить основание их увольнения – с подачи заявления об отставке (п. 9 ч. 5 ст. 126 Конституции) на достижение 65 лет (п. 2 ч. 5 ст. 126). Однако такая позиция не корреспондируется с положениями международных правовых документов и действующим законодательством, а также решениями Конституционного Суда Украины.

Для увольнения по п. 2 ч. 5 ст. 126 требуется наличие 1 обязательного условия – достижение соответствующего возраста. Вместе с тем, увольнение судьи в связи с подачей им заявления об отставке происходит лишь при наличии 2 взаимосвязанных обязательных условий: наличия у судьи соответствующего стажа работы и подачи судьей заявления, которое является подтверждением свободного (без постороннего влияния или принуждения) волеизъявления судьи на реализацию им права на отставку. Об этом также говорится и в решении КСУ №10-рп/2013 от 19.11.2013. В нем Суд отметил, что отставка судьи является особой формой увольнения его с должности по собственному желанию и обусловлена наличием у лица соответствующего стажа работы в должности судьи. Т. е. при наличии соответствующего стажа судья вправе обратиться с заявлением об отставке в Высший совет юстиции, а ВСЮ при наличии у судьи соответствующего стажа работы уполномочен проверять только подлинность волеизъявления судьи. Отказать в удовлетворении заявления об отставке по другим основаниям ВСЮ не имеет права.

Подобная роль в этом процессе отведена и ВР, о чем свидетельствует отсутствие какого-либо контроля за прохождением материалов об увольнении судей в парламентских комитетах. Такой подход законодателя к решению данного вопроса обусловлен, в частности, и тем, что право судьи на выход в отставку является одной из гарантий независимости судей.

Парламентарии также поднимали вопрос о том, какое из конституционных оснований увольнения следует применять, если на момент рассмотрения вопроса в парламенте одновременно существуют 2 основания – по возрасту и в отставку. По нормам ч. 1 ст.102 Закона «О судоустройстве и статусе судей», судья увольняется с должности по возрасту со следующего дня после достижения им 65 лет. Это основание наступает автоматически. В то же время, реализация конституционного права судьи на подачу заявления об отставке неразрывно связана с работой на должности судьи, т. е. заявление может быть подано, начиная со следующего дня после наступления у судьи соответствующего стажа работы (ст. 109 Закона) и до достижения им 65 лет – предельного срока пребывания в должности. Если же судья в указанный срок не изъявит желание реализовать свое право на подачу заявления об отставке, он подлежит увольнению ВР с должности в связи с достижением 65 лет.

Сколько стоит отставка?

Отдельные народные депутаты (в частности, уже упомянутый С. Власенко) на пленарном заседании выразили опасения, что выход судей в отставку повлечет за собой существенные дополнительные расходы из Госбюджета на выплату материальной помощи и компенсаций. Однако такие утверждения являются изначально ложными, ведь Законом «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» из Закона «О судоустройстве и статусе судей» исключена ст. 136, согласно которой судья, вышедший в отставку, имел право получать выходное пособие в размере 10 месячных заработных плат по последней должности. На сегодня в ч. 5 ст. 109 Закона речь идет о том, что за судьей, уволенным в отставку, сохраняются звание судьи и гарантии неприкосновенности. Т. е. финансовых привилегий судья в отставке иметь не будет.

Очевидно, что по каким-то причинам принятие проекта постановления об увольнении судей задерживается, хотя он соответствует и действующему законодательству, и решениям Конституционного Суда. При этом за такое промедление платят граждане Украины из своих собственных карманов.

Не по годам мудрый 19-летний волонтер Петр Вышиванец рассказал «Цензор.НЕТ» о том, с какими ранениями на фронте приходится бороться в первую очередь; кому из фронтовиков прежде всего отсылают медикаменты; для чего нужна декомпрессионная игла; какая терапия для бойцов работает лучше всего и почему так быстро сгорают украинские волонтеры.

Чем, помимо учебы, обычно занимается 19-летний юноша? Понятно чем: ухаживает за девочками, копит на мотоцикл или отдых в Египте, ходит в кино и на рок-концерты. В общем, живет в свое удовольствие.

19-летний Петр Вышиванец в сочинении на сакраментальную тему «Как я провел это лето» с полным правом мог бы написать: «С утра до вечера работал волонтером, спасал людей».

И хотя для постороннего человека волонтерская специализация Вышиванца не выглядит героической (координация поступлений и закупок медицинских препаратов для фронта, составление отчетов по финансовым тратам волонтерской инициативы «Народный тыл»), можете не сомневаться: его вклад в помощь нашим ребятам на фронте - весьма значим. И родители Петра вполне могут им гордиться.

Беседуя с Вышиванцем, я обратил внимание, что он все норовит перевести разговор с себя на своих коллег: «А Ира сделала...», «...а Юля сказала...». Когда же речь заходила о серьезных материях - отваге, любви, ответственности - Петр говорил зрело и емко, как человек, кое-что уже повидавший в этой жизни. Впрочем, судите сами.

О пустой комнате, с которой все начиналось

Как для меня все началось? После окончания событий на Майдане я себя долго искал. Не буду вдаваться в подробности, но через несколько месяцев, в июне 2014, я себя здесь нашел. Это был период, когда медицинское направление «Народного тыла» только формировалось. Все происходило у меня на глазах. Абсолютно пустая комната! И нашлись люди (некоторые из них до сих пор у нас работают), которые начали что-то делать. И все отдавалось на фронт!

Сначала никто особо не задумывался, с какими подразделениями работать. И хотя у каждого из нас было «свое, подшефное», подразделение, к концу лета стало ясно, что мы занимаемся всеми. Единственное условие - это должна быть передовая.

О сакральном Celox и плачущих девочках-волонтерах

- Минувшим летом, в разгар боев на Донбассе, в Украине началось становление тактической медицины. Что такое тактическая медицина? Это оказание помощи раненому до того момента, когда его завозят в госпиталь. Сюда входит несколько этапов: красная зона (под обстрелом), желтая зона (эвакуация) и зеленая - зона безопасности. И в этот момент наибольшая смертность происходит от кровопотерь. (Это подтверждает статистика Афганистана, Чечни и теперь Украины). Скажем, если человек ранен в сонную артерию, в паховую зону и не имеет возможности остановить кровотечение, через две-две с половиной минуты его уже нет.

В начале лета я услышал, что некоторые организации в США занимаются кровоостанавливающими средствами. Тогда впервые я услышал слово «Celox». Стал о нем читать, собирать информацию. И в один из дней написал моим американским друзьям в Фейсбуке, с которыми никогда не общался, несколько писем. Так мы познакомились с Ириной Пилипенко, которая сейчас является одним из основателей благотворительного фонда «Save Lives Together». Так началось сотрудничество. Сначала они закупали эти препараты в Соединенных Штатах за свои деньги. Потом денег стало не хватать, и мы разработали систему, позволяющую собирать деньги по всему миру.

Первые партии кровоостанавливающим препаратов мы получили в конце июня-начале июля. Тогда мы впервые увидели Celox, в партии было 100 пакетов. Некоторые наши девочки плакали: 100 пакетов Celox - 100 спасенных жизней! Это теперь все стало привычным, а тогда все было… сакрально.

И пошел конвейер: партии закупаются, потом собираются деньги, потом снова идет закупка. В первую очередь, свои деньги вкладывали представители диаспоры. Но бывали и неукраинцы, люди, которые просто симпатизируют Украине. Один студент из Канады прислал 17 долларов - и пишет: «Извините, что так мало». Но разве можно сказать, что это мало? 17 долларов или тысяча - не такая уже большая разница. Кровоостанавливающий препарат - вещь дорогая…

О содержимом аптечек «Народного тыла»

Есть две тематики сбора аптечек: тактическая медицина и общая медицина. Тематика общей медицины включает в себя все медикаменты, начиная с противопростудных и антивирусных и заканчивая антибиотиками. А тактическая медицина - это либо аптечки, либо в изобилии жгуты, кровоостанавливающие средства, бандажи, наклейки на грудь (при огнестрельных ранениях), декомпрессионные иголки, с помощью которых можно избавиться от пневмоторакса...

Есть ощущение, что тематикой аптечек мы будем заниматься еще очень долго. Поэтому желательно, чтобы интерес к ним не пропадал. Потому что это очень, очень важно.

О том, что Донбасс бывает разным

Есть один человек, родом из Константиновки, мы с нею очень тесно работаем. Ее родственники остались здесь, поэтому, живя с семьей в США, она предпочитает сохранять анонимность. При этом она жертвует нам большие суммы денег. И к одному из этих переводов она приписала: «Хочу посвятить это солдатам из Волынской 51-й бригады, которые погибли 1 августа под Шахтерском, у меня на Донбассе. И если вы будете кому-то об этом рассказывать, по возможности объясните, что Донбасс - он не весь такой. Есть очень много людей, которые хотят жить в Украине и готовы сделать для нее все возможное. У меня был выбор: заниматься фронтом, беженцами или гражданским населением. Я выбрала фронт, потому что Украина сейчас спасает мой город».

И мы действительно освободили, спасли Константиновку. Хотя там еще предстоит много работы.

О расписных касках для нужд фронта

У нас есть люди искусства, которые делают свои композиции, и мы их потом выставляем на аукционы. Например, есть такой маститый художник - пейзажист Владимир Сюрха. У него множество званий, его имя хорошо известно в Европе и США. И он для нас расписал несколько железных касок времен Революции Достоинства. Нарисовал такой пейзаж: Софийские бани и ангел-хранитель Михаил с мечом спускается и смотрит в сторону Майдана. Очень красиво, символично и, что самое главное, мотивирует украинцев за границей. Они приобретают эти каски, деньги идут на помощь фронту. Бывает и так: мы продаем такое произведение искусства украинцу за границей, тот находит возможность - через фандрайзинг или иным путем - это произведение перепродать на аукционе, получить большую сумму - и вырученные деньги также используются для нужд фронта.

О том, как «вата» переосмыслила свою «ватность»

Сколько студентов на моем потоке занимаются волонтерской работой? Есть люди, которые интересуются тем, что я делаю, помогают мне, но их очень мало. Ну, я все-таки учусь не в Университете имени Шевченко и не в Могилянке, где настроения более патриотические. У нас, к сожалению, этого меньше.

Хотя патриотически-просветительской работой мы, конечно, занимаемся. С «ватниками» работаем, которых у нас много, из восточных областей. Да, называют меня и карателем, и бандеровцем. Правда, наша «вата» - молодая и не очень опытная; когда она едет домой, им там набивают мозги, она приезжает домой и все это мне пересказывает. А потом проходит время - и они начинают меня слушать. Однажды я рассказал им про то, что делалось в тюрьме на Лонского в 41-м году, когда Советские войска отступали из Львова. И знаете, «вата» немного переосмыслила свою «ватность».

Родителям (они живут в Белой Церкви) меня, наверное, не очень просто переносить (улыбается). Я весь постоянно вынашиваю какие-то идеи, все время на этой волне. Но противления тому, что я делаю, у них нет. И никогда не было.

О неизвестном дядьке с пачкой купюр

В канун Нового года стал свидетелем такого случая. Офис был практически пуст, я сидел на месте дежурного, несколько наших девушек беседовали друг с другом. И тут заходит человек. Я «на автомате» встаю и как дежурный говорю: «Добрый день, проходите, вам что-то нужно?» Человек достает сверток и кладет его на стол. Я это увидел, подаю ему руку, а он мне шутливо: «Что ты руку сразу тянешь?» Я не успел ничего ответить, а он уже развернулся и выходит. Я открываю сверток, а там - пачка купюр...

До сих пор не знаем, кто это был. И таких случаев много. Есть люди из бизнеса, из IT-среды, которые хотят (и готовы) вкладываться в то, чему они доверяют. Потому что они видят реальные результаты, видят работу.

О том, куда в первую очередь идут медикаменты

От чего зависят приоритеты и специфика средств, отправляемых на фронт? В первую очередь, от того места, где находится подразделение. Например, если это спецназ или бригада, которая держит на себе большую часть фронта, - тогда все в первую очередь идет туда.

Другой фактор - это степень подготовленности. В этом плане мы развиваемся: если летом лишь отсылали медикаменты, то сейчас еще и учим ими пользоваться, проводим тренинги. И наши водители, которые ездят на фронт, натренированы, на месте показывают и детально рассказывают, как всем этим пользоваться. Это ведь не так просто! И было немало случаев, когда у солдат был Celox, но во время боя они не могли оперативно им воспользоваться - и поэтому погибали...

Вот почему мы проводим серьезные тренинги и у себя в офисе, и непосредственно на фронте. Есть несколько профессиональных тренеров, которые согласны оставить семью и работу в Киеве и ехать на 3 дня в горячую точку фронта и провести там тренинг.

О таинственной украинской семье из ОАЭ

У нас есть такая украинская семья в Объединенных Арабских Эмиратах, которая нас постоянно поддерживает. Это и по Фейсбуку видно: постоянно делает перепосты...И постоянно отсылает нам деньги. И что самое интересное - отдельно кидает по Pay Pal деньги жена и отдельно - муж! Говорят ли они об этом друг другу? Я не знаю (улыбается. - Е.К.), но кидают отдельно. Причем и он, и она пишут пожелания. Совместно - тоже перечисляли деньги. Вот такие прекрасные люди!

О том, как сгорают волонтеры

Многое ли во мне изменилось за эти полгода? Многое. Когда у тебя есть небольшой ресурс и тебе нужно обеспечить несколько десятков подразделений, необходимо действовать рационально, здесь эмоции только мешают. Но когда ты видишь много смертей (в том числе знакомых по «Народному тылу» солдат, которые не вернулись домой), это переносить тяжело. Очень тяжело. Мне в этом плане чуть легче, я все-таки больше работаю онлайн. А вот тем, кто работает в офисе...

Знаете, волонтеры сгорают - морально, физически, вообще. Нет, я не слышал, чтобы человек заболел или сошел с ума. К счастью, не слышал. Но эта работа отражается на человеке. Ведь волонтерский темп жизни - он чрезвычайно высокий, понимаете? Вот сидит, к примеру, в Министерстве обороны группа чиновников, отвечающих за реализацию определенного вопроса. Они эту задачу решают месяц, полтора. А тут все нужно сделать за несколько дней, и у тебя есть ты и твой друг. Вот почему у волонтеров большая изнашиваемость. И вот почему я вообще переживаю за будущее волонтерства. Потому что, похоже, вся эта катавасия продлится еще несколько лет.

О магической власти детских рисунков на фронте

Слышал такую историю: один профессор из Могилянки поехал на фронт. И он рассказывает: «Я привез с собой детские рисунки. И я раньше думал, что это какой-то символ или что-то в этом роде. А они обклеили этими рисунками двери, стены, окна. Ходят, смотрят... Это гораздо глубже, чем мы здесь, «на материке» это себе представляем. Когда ребенок пишет: «Возвращайся, я точно знаю, что ты за мир, я тебя жду!» Знаете, если такое пишет даже и чужой ребенок - это что-то особенное».

Терапия ли это? Да, причем здоровая терапия, правильная терапия. Это лучше, чем напиться...

Об аптечке с волшебным номером 5555

Почему я такой довольный? У нас случилось символическое событие: вчера поздно вечером медицинским направлением «Народного тыла» была выдана 5555-я индивидуальная аптечка бойца. Хотя нам больше нравится, когда нас называют медротой «Народного тыла». В первую очередь это наши девушки - Юлия Гончарова, Ирина Гук, Светлана Бахвалова, Юлия Ковальська…Я вообще очень горжусь, что давно работаю в этой команде. И когда мы написали юбилейный пост, кто-то написал в комментарии: «Ваш следующий показатель - 55555!» А я вот что подумал: в эту цифру, которая у нас уже есть, вложен год жизни волонтеров и ресурсы десятков тысяч людей по всему миру. Это отдельная тема, очень позитивная. В принципе, мне будет затруднительно назвать страну, которая не передала бы нам какие-то средства. И еще сложнее - представить себе еще большие цифры, сколько еще нужно будет добавить моральных и физических ресурсов. Мы же не знаем, когда Путин остановится, правда? Может, вы знаете?

Желающие помочь волонтерам «Народного Тыла» могут воспользоваться следующей информацией:

Народный Тыл: https://www.facebook.com/narodny.tyl

Медицина Народного Тыла:

Medicine of the National Home Front - https://www.facebook.com/MedicineoftheNationalHomeFront

Адрес для посылок:

Юлия Гончарова, Жилянская, 68, Киев, 01033, Украина
(Julia Goncharova, Zhilyanskaya, 68, Kyiv, 01033, Ukraine)

Новая Почта (по Украине): отделение № 5, 067 888 3 000.

Партнеры Медицины Народного Тыла Save Lives Together Foundation:

PayPal: https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr?cmd=_s-xclick&hosted_button_id=SQDMQG9MRWLEY

Приватбанк 5168 7553 9455 1259 Лопатина Ирина (общая медицина )

Приватбанк 4149 6258 0035 8804 Левчук Лариса (Celox)

Celox фонд youcaring: http://u.to/q2jDCQ

Для резидентов США чек можно отправить:

Save Lives Together Foundation, 9190 West Olympic Blvd., #240, Beverly Hills, CA 90212(Укажите для Народный Тыл в memo!)

Партнеры Медицины Народного Тыла в Украине: Saving Lives in Ukraine.

Партнеры Медицины Народного Тыла: Благотворительный фонд в США: Leleka Foundation.

Отчеты:

Отчеты распределения тактических аптечек и общей медицины: http://u.to/xsfICQ

Отчеты по карте общей медицины (Лопатина Ирина): http://u.to/nmfDCQ

Отчеты общей работы с Save Lives Together, где каждый может посмотреть свою транзакцию (PayPal, Приват (Левчук Лариса), фонд): http:// u. to/ n1 j3 CQ.

You can help now:

1. PayPal: https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr?cmd=_s-xclick&hosted_button_id=SQDMQG9MRWLEY

2. Celox foundrasing youcaring: http://u.to/q2jDCQ

3. USA residents can send a check (specify in memo field « The National Home Front «):

Save Lives Together Foundation, 9190 West Olympic Blvd., #240 Beverly Hills, CA 90212

4. PrivatBank 5168 7553 9455 1259 Lopatina Iryna ( general medicine )

5. PrivatBank 4149 6258 0035 8804 Levchuk Larysa ( Celox )

The reports are here:

- on delivered tactical first-aid kits is here: http://u.to/t1P3CQ

- medical supplies at http://u.to/nmfDCQ

- and here is a record of Save Lives Together transfers, where anyone can track their own donation and what was purchased for that money: http://u.to/n1j3CQ

We all shall overcome!

Из обещаний, которые Петр Порошенко дал еще в период предвыборной кампании, запомнились децентрализация власти и проведение досрочных выборов в органы местного самоуправления. Изначально речь шла о возможности для украинцев переизбрать «самую близкую к простому человеку власть» уже осенью 2014 года — но впоследствии эту тему перебила парламентская кампания. Украинское законодательство не одобряет одновременное проведение выборов в Верховную Раду и местные советы, поэтому мероприятие отложили.

На первой поствыборной пресс-конференции лидеры партийного списка президентского блока пообещали провести досрочные местные выборы весной 2015 года (за исключением Донбасса — о нем речь пойдет отдельно), но… Но чуть позже выяснилось, что юридическая грамотность — не самая сильная сторона новоизбранных депутатов. Дело в том, что ст. 83 закона о местных выборах запрещает их проведение в последние шесть месяцев срока полномочий. Полномочия местных советов закончатся в октябре 2015 года, тогда же и следует провести очередные выборы — а это, кроме прочего, означает, что даже если назначить внеочередные на март, новоизбранным местным советам доведется поработать не более восьми месяцев — то есть теряется сам смысл проведения кампании. Ибо Конституция требует проводить очередные выборы в местные советы каждые пять лет — и пятилетний срок полномочий касается только избранников, получивших полномочия на очередных выборах.

Но в том-то и дело, что обещание не затягивать с внеочередными местными выборами было основано на ожидании принятия новой редакции Конституции — она бы и позволила «обнулить» сроки проведения голосований. Более того, еще в середине 2014 года предполагалось, что система организации государственной власти и местного самоуправления в Украине вот-вот претерпит существенные изменения.

Теперь же решение этого вопроса снова откладывается. В одобренной программе деятельности Кабмина проведение децентрализации явно не входит в число главных приоритетов — для начала следует внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство (процесс небыстрый). Да и ведущие политики оказались в сложном положении. Рейтинги Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» нестабильны, озвученная политика затягивания поясов может их обрушить, а проводить в такой ситуации весеннюю предвыборную кампанию проблематично, лучше подождать до осени в надежде на хотя бы минимальную общеукраинскую стабилизацию.

Тем не менее определенный позитив в откладывании решения вопроса с местной властью на осень все же существует. Во‑первых, есть шанс, что к тому моменту будут внесены изменения в само избирательное законодательство (нынешняя система выборов в местные советы, скопированная с парламентской, несовершенна). Во‑вторых, за оставшееся время есть возможность внести изменения в законодательство о местном самоуправлении — и выбирать мэров и советы, отталкиваясь от новых реалий и полномочий. Это все-таки лучше, чем избирать местную власть под одну модель взаимоотношений с обществом и центром, а затем менять ее на ходу.

Ситуацию, безусловно, будет подогревать протестная активность в регионах — тренд, обозначенный еще в конце минувшего года. Но, с другой стороны, никто не мешает центральной власти, используя имеющиеся полномочия, проводить на местах кадровую политику с учетом пожеланий общин. По крайней мере, избавиться от наиболее одиозных чиновников на уровне областного руководства, включая правоохранительные органы.

Эксперты и предприниматели считают, что «зарплатная» реформа в предложенном виде не способна реально стимулировать легализацию заработных плат, увеличив поступления в Пенсионный фонд, из-за остающихся слишком высокими ставок фискальных отчислений. МВФ полагает (и в определенной логике ему не откажешь), что снижать ставки ЕСВ нельзя из-за огромного дефицита Пенсионного фонда…

А ведь в кои-то веки правительство могло сделать революционный шаг и провести реформу, адекватную потребностям общества и способную решить ряд хронических проблем отечественной экономики. Но при отсутствии других действенных мер по стимулированию инвестиционной и предпринимательской активности перспектива детенизации рынка труда и роста соответствующих отчислений в глазах Минфина (тоже небезосновательно) выглядит журавлем в небе. Так что «синицы в руках» — благосклонность международных доноров и транши их кредитов — оказались привлекательнее, и в очередной раз победили ситуативные интересы. В ущерб стратегической перспективе.

Реальных предпосылок выведения зарплат из «тени» в нынешнем наборе предлагаемых новшеств не просматривается. Эксперты неоднократно обращали внимание Минфина на то, что незначительное уменьшение ставок ожидаемого эффекта не даст, так как платить в «конвертах» все равно будет выгоднее. Минфин и Государственная фискальная служба слушали, кивали и продолжали делать по-своему. Итог: заработавшая система предполагает даже не снижение ставки, а применение понижающего коэффициента.

Изначально реформа предполагала уменьшение не только единого социального взноса (ЕСВ), но и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В комплексе этот механизм мог бы сработать. Но компенсаторов не нашлось, ведь сокращать госрасходы никто не планировал. Когда в реформе осталось только снижение ЕСВ, стало понятно, что ожидаемого эффекта не будет. Но финальная редакция, устанавливающая дополнительные условия, просто поставила крест на детенизации, фактически сделав реформу невозможной.

ZN.UA уже писало о том, что выполнить условия применения понижающего коэффициента не сможет практически никто. Для этого юрлицам необходимо повысить в 2,5 раза базу начисления ЕСВ (от среднего показателя 2014 г.), среднюю зарплату на предприятии увеличить минимум на 30% по сравнению с 2014-м, а средний платеж за одного застрахованного — до 700 грн. С 2015 г. вводится также обязательная уплата единого взноса для СПД на общей системе, независимо от наличия доходов. Платить единый соцвзнос они должны в размере общей ставки, умноженной на годовой доход. Если же доходов нет, то ЕСВ платится, как и в случае с СПД-единоналожниками, в размере ежемесячного минимального страхового взноса. Освобождены от уплаты взноса только «единщики», являющиеся пенсионерами по возрасту или инвалидами. Что ж, и на том спасибо.

 

Действительно, крупный легальный бизнес, который с учетом инфляции успел повысить зарплаты сотрудникам, получил определенную льготу. Но в украинских реалиях эта возможность была только у больших компаний с иностранным капиталом, представляющих ничтожную долю от общего количества налогоплательщиков. Да и во льготе ли заключалась цель реформы?

Понижающий коэффициент — это еще не снижение ставки. При этом сам коэффициент применяется не на всю выплату, а на сумму превышения двух минимальных заработных плат (МЗП). В таблице видно, что, используя предложенные Кабмином условия, «серую» зарплату платить выгоднее даже при 15-процентных расходах на обналичивание. Кроме того, в расчетах используется средняя зарплата для столицы — 5494 грн, для регионов эта цифра снижается до 3 тыс. Выводы очевидны: Минфин лишь усложнил формулу расчета сбора, не создав реальных возможностей для ее применения.

Единый социальный пшик

По словам Юлии Дроговоз, эксперта Украинского союза промышленников и предпринимателей, те немногие, кто обратился в налоговую с желанием применить новые нормы, столкнулись с отсутствием реального механизма их внедрения. «На сегодняшний день применить на практике понижающие коэффициенты к ставкам ЕСВ невозможно. Даже те, кто решился «сделать шаг навстречу» правительству, сталкиваются с массой проблем. А вот санкции уже в действие вступили, с ними как раз никаких проблем нет», — объяснила эксперт.

Подтверждает эти слова и Илья Несходовский, эксперт РПР группы «Налоговая реформа», обращая внимание на то, что методика для отчислений ЕСВ по новой схеме попросту отсутствует. «У нас есть и «декретчики», и больничные (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), у нас есть неполный рабочий день, посменная работа, да элементарная текучка кадров. Отсутствие методики, учитывающей все эти моменты, делает невозможным применение новой системы», отмечает он. Ситуация, увы, не новая, Украина — эксперт по созданию недееспособных законов и нефункционирующих реформ.

«При этом нужно учесть, что с 1 января 2016 г. произойдет повышение коэффициента с 0,4 до 0,6. И получится, что те, кто ради легализации сегодня покажет свой реальный фонд заработной платы и применит коэффициент 0,4, будут «наказаны» государством. А кто сказал, что это будет 0,6? — задается вопросом Юлия Дроговоз. — Где гарантии, что с 2016 г. не начнется применение полной ставки без каких-либо понижающих коэффициентов? Просто снижение ставок, а не введение понижающих коэффициентов, вызвало бы больше доверия. Даже при создании идеальных условий, с учетом непрекращающихся в 2014 г. налоговых изменений, бизнесу будет необходимо время, чтобы убедиться в постоянности законодательных новаций. Пока считать так оснований нет».

Это подтверждает намерение группы депутатов во главе с Оксаной Продан внести изменения в только что принятую реформу ЕСВ. Несмотря на то, что депутатские предложения выглядят более рациональными с точки зрения детенизации и более адекватными по отношению к налогоплательщикам, хронические налоговые изменения уже ничего, кроме раздражения, у бизнес-кругов не вызывают.

Депутаты, в частности, хотят изменить условие об обязательном повышении средней зарплаты на 30%, снизив норму хотя бы до 20%. В этом с ними принципиально не согласен МВФ. По мнению основного донора Украины, это приведет к увеличению дефицита Пенсионного фонда еще на 20–30 млрд грн.

Впрочем, по мнению Алексея Геращенко, эксперта ОП «Нова Країна», для выхода из кризиса как раз и нужно идти на радикальные меры, установив 10-процентную ставку для НДФЛ и фиксированную ставку ЕСВ в объеме 41% от МЗП.

«Зафиксировав самые низкие в Европе налоговые ставки на доходы и сделав невозможными разночтения в трактовке баз налогообложения, мы автоматически привлечем к себе инвесторов. Создав квазиофшор, мы сможем привлечь в страну иностранного работодателя, что нам так необходимо, привлечь капиталы, вывести из «тени» колоссальный объем средств. Фиксированная ставка ЕСВ, которая независимо от размера зарплаты будет меньше 500 грн, разрушит стимулы для выплаты зарплат в «конвертах». Причем такая модель позволит государству в полной мере выполнять свои социальные обязательства. Но, конечно, денег на социальный популизм уже не будет», — отмечает эксперт.

Но правительство продолжает мыслить локально, а тот факт, что реформой социального взноса занимается фискальная служба, приводит к ожидаемым, но печальным результатам: штрафы за нарушения в отчислениях сбора ужесточились и повысились. За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ применяется штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, скромные 170 грн. За те же действия, совершенные плательщиком единого социального взноса, к которому на протяжении года уже был применен штраф за такое нарушение, — в размере 60 необлагаемых минимумов доходов граждан, это уже 1020 грн. Тоже, казалось бы, некритично. Но за неуплату или несвоевременную уплату единого взноса вместо 10% теперь будут взимать до 20% своевременно не уплаченных сумм. А в случае доначисления сумм своевременно не начисленного ЕСВ вместо 5% — 10% от указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период. А это уже цифры иного порядка.

Кроме того, нарушение порядка начисления единого соцвзноса, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ или предоставление недостоверных сведений теперь влекут за собой ответственность по ст. 1651 Кодекса Украины об административных правонарушениях. И снова наказывать будут рублем: от 30 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (510–5100 грн) в зависимости от вида правонарушения. А в ст. 265 Кодекса законов о труде внесено изменение, предполагающее применение штрафа в размере 36 тыс. грн (30 минимальных зарплат) за неоформленных сотрудников.

Согласитесь, штрафы немалые, и не исключено, что у ГФС уже есть план по объему их сбора, не зря же правительство предоставило фискалам столько разнообразных возможностей давления на бизнес. Но даже стопроцентное выполнение этого плана не поможет наполнить бюджет необходимыми суммами.

Так и остался нерешенным главный вопрос, ради которого, собственно, кашу и заварили, — наполнения Пенсионного фонда. «Важно понимать, что ЕСВ наполняет Пенсионный фонд. Его снижение влечет за собой дефицит фонда, покрываемый из госбюджета, ресурсы которого сейчас ограничены, как никогда. И наполнить бюджет можно только налогами. А значит, при снижении ЕСВ все равно должно произойти увеличение налоговой нагрузки. При этом нагрузка на фонд оплаты труда в Украине уже самая большая в Европе и, наверное, в мире. Именно поэтому бизнес идет в «тень», — объяснил ZN.UA Илья Несходовский. Очевиден замкнутый круг и абсолютное непонимание Минфином, что с данной проблемой делать. Принимая точечные меры, правительство не видит масштаб проблемы, не видит цель, ради которой проводит реформы.

Сегодня, по оценкам Минсоцполитики, на теневом рынке труда ежегодно выплачивается 200 млрд грн теневой заработной платы, вследствие чего Пенсионный фонд из года в год недополучает свыше
70 млрд грн. Прозрачность работы самого Пенсионного фонда — это тема отдельной статьи. Но так или иначе, его дефицит растет ежегодно и в бюджете года нынешнего увеличен на треть, до 28,8 млрд грн. Это не все, еще 61,9 млрд грн трансфертов уйдет на финансирование пенсий по специальным пенсионным программам для депутатов, госслужащих, военных, судей и прочих.

Очевидно, планируя такие расходы, Минфин рассчитывал на дополнительные 40 млрд грн, полученные от детенизации. Только вот никакой детенизации не будет. Как и резервов для покрытия дефицита ПФ. И если в отношении других сфер Кабмин хотя бы анонсирует реформы, то о реформе Пенсионного фонда, который вносит немалую лепту в формирование квазифискального бюджетного дефицита, речь не идет. К величайшему сожалению, на Грушевского все еще боятся поднимать щепетильные вопросы, ведь пенсионеров в Украине порядка 14 млн, и все они — потенциальный электорат.

В то же время пенсионная реформа необходима Украине, как воздух. С учетом колоссального объема «серых» зарплат, 20 млн трудоспособного населения не в состоянии прокормить растущее число пенсионеров. В 2014 г. налогоплательщики уплатили 166,9 млрд грн ЕСВ, еще 64,6 млрд были профинансированы государством. В 2015-м ситуация с ЕСВ принципиально не изменится. А вот ресурсы госбюджета могут исчерпаться, если участь нереалистичные планы поступлений по остальным налогам и сборам, которые с огромной вероятностью не будут выполнены. Причем «схитрить», как в 2014 г., не получится — рано или поздно пенсионеры из зоны АТО придут за своими пенсиями и будут требовать выплаты не только за 2015-й, но и за 2014 г. По оценкам экспертов CASE Ukraine, цена вопроса может составить еще около 6–7 млрд грн.

При этом пенсионные расходы в структуре госбюджета растут неумолимо: с 14% в 2004 г. до 26% — в 2014-м. Госрасходы на здравоохранение в прошлом году составили около 9 млрд грн, оборону —
16 млрд, образование — 32 млрд. А вот на выплату пенсий ушло свыше 82 млрд грн. Украина — мировой лидер по удельному весу пенсионных расходов, которые у нас составляют 17% ВВП. Мы обошли Германию, Францию, Японию, Испанию, Швецию, США, Нидерланды, Польшу и многие другие страны. Вот только при этом средняя пенсия в Украине не превышает 1,5 тыс грн, что менее 84 евро, а в Германии она составляет 970 евро, Испании — 850, Польше — 195 евро.

Становится понятно, что пенсионная система себя давно изжила и ее реформа — это лишь вопрос времени. И каждое новое правительство этот вопрос откладывает на потом, чтобы не замарать себя непопулярными нововведениями. Предпринятые на сегодняшний день шаги выглядят смешно. Ни уменьшение пенсий судьям и нардепам с 70 до 60% от заработной платы, ни отмена досрочного выхода на пенсию, ни отмена 13-гривневой доплаты пенсионерам, проживающим в Чернобыльской зоне, проблему не решают.

Отечественное законодательство предполагает внедрение трехуровневой пенсионной системы. По сей день она так и не была создана, застряв на этапе солидарного пенсионного страхования. Переход на накопительный уровень (был запланирован на 2013 г.) и уж тем более на негосударственное пенсионное обеспечение невозможен из-за хронического дефицита Пенсионного фонда. Ухватившись за эту причину, чиновники годами не делают ничего, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки.

Учитывая масштабы злоупотреблений с госфинансами, решить вопрос дефицита фонда и провести реформу можно было давно. Например, одно только закрытие действующих «налоговых ям», по оценкам экспертов, позволит стране ежегодно привлекать до 70 млрд грн, вот вам и покрытие дефицита ПФ. Но закрывать «ямы» никто не спешит, нет и желающих реформировать «болото» социальной политики. И вот уже новый министр Розенко заявляет, что главная его задача — это социальное равенство всех пенсионеров (пенсии в размере 45% от зарплаты для обычных граждан и 60% — для нардепов, по-видимому, и есть то самое равенство). А недавно назначенный глава Пенсионного фонда уверен, что должен сконцентрироваться на улучшении качества услуг, предоставляемых его ведомством.

Приоритеты опять расставлены с точностью до наоборот. На сегодняшний день в Минсоцполитики нет ни законодательно определенной модели накопительной системы, ни тем более технической базы для ее внедрения. Все в работе. О темпах работ судите сами. Но акцент именно на реформировании пенсионной системы мог бы положить конец всем распрям вокруг единого соцвзноса. А переход на накопительную систему был бы наилучшим стимулом для вывода зарплат из «тени». Поскольку в таком случае именно сотрудник заинтересован в получении легальной зарплаты и просто не будет соглашаться на «конверт», понимая, что обрекает себя на минимальные пенсионные выплаты. И сама по себе необходимость реформы ЕСВ утратит свою актуальность.

Для того чтобы разорвать замкнутый круг, Кабмину не мешало бы определиться с целями и честно сказать, для чего, собственно, он проводит реформы. Ради легализации доходов или ради повышения штрафов? Ради решения проблем Пенсионного фонда или в качестве реверанса перед МВФ? Но правительство близоруко и отказывается смотреть на проблемы масштабно. В результате последних изменений статус-кво не изменился: зарплаты остались в «тени», Пенсионный фонд — дефицитным, переговоры с МВФ — сложными. Но кое-что действительно изменилось — отношение бизнеса к происходящему. Доверие сведено на нет, как и желание работать легально, а скепсис в отношении реформ сменился откровенным раздражением. Этих ли результатов ждет страна, уже так дорого заплатившая за смену власти?