Из обещаний, которые Петр Порошенко дал еще в период предвыборной кампании, запомнились децентрализация власти и проведение досрочных выборов в органы местного самоуправления. Изначально речь шла о возможности для украинцев переизбрать «самую близкую к простому человеку власть» уже осенью 2014 года — но впоследствии эту тему перебила парламентская кампания. Украинское законодательство не одобряет одновременное проведение выборов в Верховную Раду и местные советы, поэтому мероприятие отложили.
На первой поствыборной пресс-конференции лидеры партийного списка президентского блока пообещали провести досрочные местные выборы весной 2015 года (за исключением Донбасса — о нем речь пойдет отдельно), но… Но чуть позже выяснилось, что юридическая грамотность — не самая сильная сторона новоизбранных депутатов. Дело в том, что ст. 83 закона о местных выборах запрещает их проведение в последние шесть месяцев срока полномочий. Полномочия местных советов закончатся в октябре 2015 года, тогда же и следует провести очередные выборы — а это, кроме прочего, означает, что даже если назначить внеочередные на март, новоизбранным местным советам доведется поработать не более восьми месяцев — то есть теряется сам смысл проведения кампании. Ибо Конституция требует проводить очередные выборы в местные советы каждые пять лет — и пятилетний срок полномочий касается только избранников, получивших полномочия на очередных выборах.
Но в том-то и дело, что обещание не затягивать с внеочередными местными выборами было основано на ожидании принятия новой редакции Конституции — она бы и позволила «обнулить» сроки проведения голосований. Более того, еще в середине 2014 года предполагалось, что система организации государственной власти и местного самоуправления в Украине вот-вот претерпит существенные изменения.
Теперь же решение этого вопроса снова откладывается. В одобренной программе деятельности Кабмина проведение децентрализации явно не входит в число главных приоритетов — для начала следует внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство (процесс небыстрый). Да и ведущие политики оказались в сложном положении. Рейтинги Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» нестабильны, озвученная политика затягивания поясов может их обрушить, а проводить в такой ситуации весеннюю предвыборную кампанию проблематично, лучше подождать до осени в надежде на хотя бы минимальную общеукраинскую стабилизацию.
Тем не менее определенный позитив в откладывании решения вопроса с местной властью на осень все же существует. Во‑первых, есть шанс, что к тому моменту будут внесены изменения в само избирательное законодательство (нынешняя система выборов в местные советы, скопированная с парламентской, несовершенна). Во‑вторых, за оставшееся время есть возможность внести изменения в законодательство о местном самоуправлении — и выбирать мэров и советы, отталкиваясь от новых реалий и полномочий. Это все-таки лучше, чем избирать местную власть под одну модель взаимоотношений с обществом и центром, а затем менять ее на ходу.
Ситуацию, безусловно, будет подогревать протестная активность в регионах — тренд, обозначенный еще в конце минувшего года. Но, с другой стороны, никто не мешает центральной власти, используя имеющиеся полномочия, проводить на местах кадровую политику с учетом пожеланий общин. По крайней мере, избавиться от наиболее одиозных чиновников на уровне областного руководства, включая правоохранительные органы.