Не по годам мудрый 19-летний волонтер Петр Вышиванец рассказал «Цензор.НЕТ» о том, с какими ранениями на фронте приходится бороться в первую очередь; кому из фронтовиков прежде всего отсылают медикаменты; для чего нужна декомпрессионная игла; какая терапия для бойцов работает лучше всего и почему так быстро сгорают украинские волонтеры.

Чем, помимо учебы, обычно занимается 19-летний юноша? Понятно чем: ухаживает за девочками, копит на мотоцикл или отдых в Египте, ходит в кино и на рок-концерты. В общем, живет в свое удовольствие.

19-летний Петр Вышиванец в сочинении на сакраментальную тему «Как я провел это лето» с полным правом мог бы написать: «С утра до вечера работал волонтером, спасал людей».

И хотя для постороннего человека волонтерская специализация Вышиванца не выглядит героической (координация поступлений и закупок медицинских препаратов для фронта, составление отчетов по финансовым тратам волонтерской инициативы «Народный тыл»), можете не сомневаться: его вклад в помощь нашим ребятам на фронте - весьма значим. И родители Петра вполне могут им гордиться.

Беседуя с Вышиванцем, я обратил внимание, что он все норовит перевести разговор с себя на своих коллег: «А Ира сделала...», «...а Юля сказала...». Когда же речь заходила о серьезных материях - отваге, любви, ответственности - Петр говорил зрело и емко, как человек, кое-что уже повидавший в этой жизни. Впрочем, судите сами.

О пустой комнате, с которой все начиналось

Как для меня все началось? После окончания событий на Майдане я себя долго искал. Не буду вдаваться в подробности, но через несколько месяцев, в июне 2014, я себя здесь нашел. Это был период, когда медицинское направление «Народного тыла» только формировалось. Все происходило у меня на глазах. Абсолютно пустая комната! И нашлись люди (некоторые из них до сих пор у нас работают), которые начали что-то делать. И все отдавалось на фронт!

Сначала никто особо не задумывался, с какими подразделениями работать. И хотя у каждого из нас было «свое, подшефное», подразделение, к концу лета стало ясно, что мы занимаемся всеми. Единственное условие - это должна быть передовая.

О сакральном Celox и плачущих девочках-волонтерах

- Минувшим летом, в разгар боев на Донбассе, в Украине началось становление тактической медицины. Что такое тактическая медицина? Это оказание помощи раненому до того момента, когда его завозят в госпиталь. Сюда входит несколько этапов: красная зона (под обстрелом), желтая зона (эвакуация) и зеленая - зона безопасности. И в этот момент наибольшая смертность происходит от кровопотерь. (Это подтверждает статистика Афганистана, Чечни и теперь Украины). Скажем, если человек ранен в сонную артерию, в паховую зону и не имеет возможности остановить кровотечение, через две-две с половиной минуты его уже нет.

В начале лета я услышал, что некоторые организации в США занимаются кровоостанавливающими средствами. Тогда впервые я услышал слово «Celox». Стал о нем читать, собирать информацию. И в один из дней написал моим американским друзьям в Фейсбуке, с которыми никогда не общался, несколько писем. Так мы познакомились с Ириной Пилипенко, которая сейчас является одним из основателей благотворительного фонда «Save Lives Together». Так началось сотрудничество. Сначала они закупали эти препараты в Соединенных Штатах за свои деньги. Потом денег стало не хватать, и мы разработали систему, позволяющую собирать деньги по всему миру.

Первые партии кровоостанавливающим препаратов мы получили в конце июня-начале июля. Тогда мы впервые увидели Celox, в партии было 100 пакетов. Некоторые наши девочки плакали: 100 пакетов Celox - 100 спасенных жизней! Это теперь все стало привычным, а тогда все было… сакрально.

И пошел конвейер: партии закупаются, потом собираются деньги, потом снова идет закупка. В первую очередь, свои деньги вкладывали представители диаспоры. Но бывали и неукраинцы, люди, которые просто симпатизируют Украине. Один студент из Канады прислал 17 долларов - и пишет: «Извините, что так мало». Но разве можно сказать, что это мало? 17 долларов или тысяча - не такая уже большая разница. Кровоостанавливающий препарат - вещь дорогая…

О содержимом аптечек «Народного тыла»

Есть две тематики сбора аптечек: тактическая медицина и общая медицина. Тематика общей медицины включает в себя все медикаменты, начиная с противопростудных и антивирусных и заканчивая антибиотиками. А тактическая медицина - это либо аптечки, либо в изобилии жгуты, кровоостанавливающие средства, бандажи, наклейки на грудь (при огнестрельных ранениях), декомпрессионные иголки, с помощью которых можно избавиться от пневмоторакса...

Есть ощущение, что тематикой аптечек мы будем заниматься еще очень долго. Поэтому желательно, чтобы интерес к ним не пропадал. Потому что это очень, очень важно.

О том, что Донбасс бывает разным

Есть один человек, родом из Константиновки, мы с нею очень тесно работаем. Ее родственники остались здесь, поэтому, живя с семьей в США, она предпочитает сохранять анонимность. При этом она жертвует нам большие суммы денег. И к одному из этих переводов она приписала: «Хочу посвятить это солдатам из Волынской 51-й бригады, которые погибли 1 августа под Шахтерском, у меня на Донбассе. И если вы будете кому-то об этом рассказывать, по возможности объясните, что Донбасс - он не весь такой. Есть очень много людей, которые хотят жить в Украине и готовы сделать для нее все возможное. У меня был выбор: заниматься фронтом, беженцами или гражданским населением. Я выбрала фронт, потому что Украина сейчас спасает мой город».

И мы действительно освободили, спасли Константиновку. Хотя там еще предстоит много работы.

О расписных касках для нужд фронта

У нас есть люди искусства, которые делают свои композиции, и мы их потом выставляем на аукционы. Например, есть такой маститый художник - пейзажист Владимир Сюрха. У него множество званий, его имя хорошо известно в Европе и США. И он для нас расписал несколько железных касок времен Революции Достоинства. Нарисовал такой пейзаж: Софийские бани и ангел-хранитель Михаил с мечом спускается и смотрит в сторону Майдана. Очень красиво, символично и, что самое главное, мотивирует украинцев за границей. Они приобретают эти каски, деньги идут на помощь фронту. Бывает и так: мы продаем такое произведение искусства украинцу за границей, тот находит возможность - через фандрайзинг или иным путем - это произведение перепродать на аукционе, получить большую сумму - и вырученные деньги также используются для нужд фронта.

О том, как «вата» переосмыслила свою «ватность»

Сколько студентов на моем потоке занимаются волонтерской работой? Есть люди, которые интересуются тем, что я делаю, помогают мне, но их очень мало. Ну, я все-таки учусь не в Университете имени Шевченко и не в Могилянке, где настроения более патриотические. У нас, к сожалению, этого меньше.

Хотя патриотически-просветительской работой мы, конечно, занимаемся. С «ватниками» работаем, которых у нас много, из восточных областей. Да, называют меня и карателем, и бандеровцем. Правда, наша «вата» - молодая и не очень опытная; когда она едет домой, им там набивают мозги, она приезжает домой и все это мне пересказывает. А потом проходит время - и они начинают меня слушать. Однажды я рассказал им про то, что делалось в тюрьме на Лонского в 41-м году, когда Советские войска отступали из Львова. И знаете, «вата» немного переосмыслила свою «ватность».

Родителям (они живут в Белой Церкви) меня, наверное, не очень просто переносить (улыбается). Я весь постоянно вынашиваю какие-то идеи, все время на этой волне. Но противления тому, что я делаю, у них нет. И никогда не было.

О неизвестном дядьке с пачкой купюр

В канун Нового года стал свидетелем такого случая. Офис был практически пуст, я сидел на месте дежурного, несколько наших девушек беседовали друг с другом. И тут заходит человек. Я «на автомате» встаю и как дежурный говорю: «Добрый день, проходите, вам что-то нужно?» Человек достает сверток и кладет его на стол. Я это увидел, подаю ему руку, а он мне шутливо: «Что ты руку сразу тянешь?» Я не успел ничего ответить, а он уже развернулся и выходит. Я открываю сверток, а там - пачка купюр...

До сих пор не знаем, кто это был. И таких случаев много. Есть люди из бизнеса, из IT-среды, которые хотят (и готовы) вкладываться в то, чему они доверяют. Потому что они видят реальные результаты, видят работу.

О том, куда в первую очередь идут медикаменты

От чего зависят приоритеты и специфика средств, отправляемых на фронт? В первую очередь, от того места, где находится подразделение. Например, если это спецназ или бригада, которая держит на себе большую часть фронта, - тогда все в первую очередь идет туда.

Другой фактор - это степень подготовленности. В этом плане мы развиваемся: если летом лишь отсылали медикаменты, то сейчас еще и учим ими пользоваться, проводим тренинги. И наши водители, которые ездят на фронт, натренированы, на месте показывают и детально рассказывают, как всем этим пользоваться. Это ведь не так просто! И было немало случаев, когда у солдат был Celox, но во время боя они не могли оперативно им воспользоваться - и поэтому погибали...

Вот почему мы проводим серьезные тренинги и у себя в офисе, и непосредственно на фронте. Есть несколько профессиональных тренеров, которые согласны оставить семью и работу в Киеве и ехать на 3 дня в горячую точку фронта и провести там тренинг.

О таинственной украинской семье из ОАЭ

У нас есть такая украинская семья в Объединенных Арабских Эмиратах, которая нас постоянно поддерживает. Это и по Фейсбуку видно: постоянно делает перепосты...И постоянно отсылает нам деньги. И что самое интересное - отдельно кидает по Pay Pal деньги жена и отдельно - муж! Говорят ли они об этом друг другу? Я не знаю (улыбается. - Е.К.), но кидают отдельно. Причем и он, и она пишут пожелания. Совместно - тоже перечисляли деньги. Вот такие прекрасные люди!

О том, как сгорают волонтеры

Многое ли во мне изменилось за эти полгода? Многое. Когда у тебя есть небольшой ресурс и тебе нужно обеспечить несколько десятков подразделений, необходимо действовать рационально, здесь эмоции только мешают. Но когда ты видишь много смертей (в том числе знакомых по «Народному тылу» солдат, которые не вернулись домой), это переносить тяжело. Очень тяжело. Мне в этом плане чуть легче, я все-таки больше работаю онлайн. А вот тем, кто работает в офисе...

Знаете, волонтеры сгорают - морально, физически, вообще. Нет, я не слышал, чтобы человек заболел или сошел с ума. К счастью, не слышал. Но эта работа отражается на человеке. Ведь волонтерский темп жизни - он чрезвычайно высокий, понимаете? Вот сидит, к примеру, в Министерстве обороны группа чиновников, отвечающих за реализацию определенного вопроса. Они эту задачу решают месяц, полтора. А тут все нужно сделать за несколько дней, и у тебя есть ты и твой друг. Вот почему у волонтеров большая изнашиваемость. И вот почему я вообще переживаю за будущее волонтерства. Потому что, похоже, вся эта катавасия продлится еще несколько лет.

О магической власти детских рисунков на фронте

Слышал такую историю: один профессор из Могилянки поехал на фронт. И он рассказывает: «Я привез с собой детские рисунки. И я раньше думал, что это какой-то символ или что-то в этом роде. А они обклеили этими рисунками двери, стены, окна. Ходят, смотрят... Это гораздо глубже, чем мы здесь, «на материке» это себе представляем. Когда ребенок пишет: «Возвращайся, я точно знаю, что ты за мир, я тебя жду!» Знаете, если такое пишет даже и чужой ребенок - это что-то особенное».

Терапия ли это? Да, причем здоровая терапия, правильная терапия. Это лучше, чем напиться...

Об аптечке с волшебным номером 5555

Почему я такой довольный? У нас случилось символическое событие: вчера поздно вечером медицинским направлением «Народного тыла» была выдана 5555-я индивидуальная аптечка бойца. Хотя нам больше нравится, когда нас называют медротой «Народного тыла». В первую очередь это наши девушки - Юлия Гончарова, Ирина Гук, Светлана Бахвалова, Юлия Ковальська…Я вообще очень горжусь, что давно работаю в этой команде. И когда мы написали юбилейный пост, кто-то написал в комментарии: «Ваш следующий показатель - 55555!» А я вот что подумал: в эту цифру, которая у нас уже есть, вложен год жизни волонтеров и ресурсы десятков тысяч людей по всему миру. Это отдельная тема, очень позитивная. В принципе, мне будет затруднительно назвать страну, которая не передала бы нам какие-то средства. И еще сложнее - представить себе еще большие цифры, сколько еще нужно будет добавить моральных и физических ресурсов. Мы же не знаем, когда Путин остановится, правда? Может, вы знаете?

Желающие помочь волонтерам «Народного Тыла» могут воспользоваться следующей информацией:

Народный Тыл: https://www.facebook.com/narodny.tyl

Медицина Народного Тыла:

Medicine of the National Home Front - https://www.facebook.com/MedicineoftheNationalHomeFront

Адрес для посылок:

Юлия Гончарова, Жилянская, 68, Киев, 01033, Украина
(Julia Goncharova, Zhilyanskaya, 68, Kyiv, 01033, Ukraine)

Новая Почта (по Украине): отделение № 5, 067 888 3 000.

Партнеры Медицины Народного Тыла Save Lives Together Foundation:

PayPal: https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr?cmd=_s-xclick&hosted_button_id=SQDMQG9MRWLEY

Приватбанк 5168 7553 9455 1259 Лопатина Ирина (общая медицина )

Приватбанк 4149 6258 0035 8804 Левчук Лариса (Celox)

Celox фонд youcaring: http://u.to/q2jDCQ

Для резидентов США чек можно отправить:

Save Lives Together Foundation, 9190 West Olympic Blvd., #240, Beverly Hills, CA 90212(Укажите для Народный Тыл в memo!)

Партнеры Медицины Народного Тыла в Украине: Saving Lives in Ukraine.

Партнеры Медицины Народного Тыла: Благотворительный фонд в США: Leleka Foundation.

Отчеты:

Отчеты распределения тактических аптечек и общей медицины: http://u.to/xsfICQ

Отчеты по карте общей медицины (Лопатина Ирина): http://u.to/nmfDCQ

Отчеты общей работы с Save Lives Together, где каждый может посмотреть свою транзакцию (PayPal, Приват (Левчук Лариса), фонд): http:// u. to/ n1 j3 CQ.

You can help now:

1. PayPal: https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr?cmd=_s-xclick&hosted_button_id=SQDMQG9MRWLEY

2. Celox foundrasing youcaring: http://u.to/q2jDCQ

3. USA residents can send a check (specify in memo field « The National Home Front «):

Save Lives Together Foundation, 9190 West Olympic Blvd., #240 Beverly Hills, CA 90212

4. PrivatBank 5168 7553 9455 1259 Lopatina Iryna ( general medicine )

5. PrivatBank 4149 6258 0035 8804 Levchuk Larysa ( Celox )

The reports are here:

- on delivered tactical first-aid kits is here: http://u.to/t1P3CQ

- medical supplies at http://u.to/nmfDCQ

- and here is a record of Save Lives Together transfers, where anyone can track their own donation and what was purchased for that money: http://u.to/n1j3CQ

We all shall overcome!