Для улучшения качества оказания административных услуг нужны децентрализация полномочий и развитие интегрированных офисов. Именно об это шел разговор на пресс-конференции «Как украинцы оценивают качество административных услуг: изменилась ли ситуация в период новой власти», в ходе которой были презентованы итоги опроса граждан.
Сферу оказания административных услуг в нашей стране регулирует Закон «Об административных услугах». Именно он обозначает субъектов оказания административных услуг (т. е. тех, кто оказывает эти услуги), принципы государственной политики в сфере их оказания, требования к качеству и срокам, способы обеспечения информацией о порядке получения услуг и порядок установления платы за них. Кроме того, в Законе прописаны требования к созданию и функционированию центров оказания админуслуг и многое другое.
Согласно п. 1 ст. 1 данного Закона, административной услугой является результат реализации властных полномочий субъектом оказания административных услуг, направленный на получение, изменение или прекращение прав и обязанностей лица. Сфера данных услуг охватывает достаточно широкий спектр действий: от регистрации места проживания и рождения ребенка до предоставления разрешений в сфере строительства и земельных отношений.
Кто виноват в коррупции
Заключительный этап опроса граждан по поводу качества админуслуг прошел в декабре 2014 г. Первые замеры были проведены среди всего населения, а последующие – среди населения 10 областных центров. Таким образом исследователи хотели узнать, насколько отличается ситуация в разных регионах страны.
Позитивно качество оказания административных услуг в Украине оценивают лишь 5% населения, что на 7% меньше, чем в 2013 г. В то же время, доля людей, которые считают оказание услуг плохим, с 2013 г. выросла с 32% до 40%. Еще 35% оценивают оказание админуслуг удовлетворительно – приблизительно на уровне прошлого года (33%). Выросло число тех, кто позитивно оценивает качество оказания админуслуг именно в специализированных центрах (ЦОАУ), причем, что примечательно, невзирая на регион страны – восток это или запад, динамика одинаковая.
В 2014 г. за административными услугами обращались 46,5% граждан Украины. Этот показатель на несколько процентов ниже, чем в 2013 г., но не стоит забывать, что прошлом году наша страна пережила много потрясений и продолжает существовать в них на данный момент, так что этот результат продолжает оставаться довольно высоким.
По мнению большинства, проблемой №1 в сфере админуслуг остается коррупция. Причем проведенное исследование показало, что это вопрос не только чиновников, но и общества в целом. Согласно данным исследования, большая часть опрошенного населения считает, что взятка – это приемлемо. 29% тех, кто давал взятки, считают, что так намного легче решить любой вопрос. На втором месте утверждение, что взятка – это уже норма нашей жизни. И если сложить эти два утверждения, выходит почти половина населения, что говорит о том, что чаще всего взятки давались по инициативе самих граждан! Только 17% опрошенных давали взятки потому, что этого от них требовали. Разумеется, коррупция и конкретно взятки – это то, что будет очень мешать в реализации реформ.
О хорошем и плохом
Эксперты выделяют уровни позитивных и негативных элементов при оказании административных услуг. Согласно данным опроса, среди наиболее положительных элементов чаще всего упоминались: четкие объяснения обо всех обстоятельствах дела и необходимых документах (23,5%), корректное поведение должностных лиц (19,4%), удобные часы приема (16%). В то же время, 35% граждан, которые обращались за получением админуслуг, не смогли четко определить никаких позитивных моментом в их обслуживании.
Как на негатив при оказании админуслуг граждане указали на большие очереди (42%), отсутствие четких пояснений о нужных документах и необходимость посещать учреждение несколько раз (30%), волокита с рассмотрением дела (28%), необходимость ходить в другие учреждения (20%), а также покупать бланки и платить за какие-то «дополнительные услуги» (19%).
При этом исследование показало, что граждане нашей страны хотели бы наказывать взяточников по всей строгости закона. Так, главными действенными средствами в борьбе с коррупцией, в т. ч. в сфере административных услуг, население и далее считает мероприятия карательного характера. 76% опрошенных уверены, что чиновники-взяточники должны быть уволены с занимаемых должностей без права занимать должности в органах власти. Усиление уголовной ответственности чиновников за коррупцию считают приемлемым около 60% респондентов, а обязательной конфискацией имущества чиновника-коррупционера были бы удовлетворены 53% украинцев.
В то же время, в последние годы постоянно возрастала ориентация населения на превентивные и связанные с общей демократизацией общества меры борьбы с коррупцией. Многие из принявших участие в исследовании считают, что самым действенным способом влиять на коррупционеров станет более широкое разоблачение фактов коррупции через СМИ. Важными моментами станут также контроль общественности за действиями власти, юридическое воспитание граждан, совершенствование законодательства и ликвидация лазеек для коррупции, повышение прозрачности и открытости деятельности органов власти.
Совершенно иной выглядит ситуация, когда речь идет об оказании админуслуг органами местного самоуправления через единые интегрированные офисы – Центры оказания административных услуг. Согласно исследованиям, общая оценка работы местных органов в сфере оказания административных услуг в течение последних 1,5 года улучшилась: если в 2013 г. позитивно работу таких органов оценивали 70% респондентов, а негативно – 12%, то в прошлом году доля тех, кто считает работу таких учреждений отличной, выросла до 79%, а тех, кто недоволен, сократилась до 7%. По оценкам опрошенных, позитивными элементами в работе ЦОАУ являются, в первую очередь, приветливость и уровень компетентности их сотрудников, наличие информационных стендов, обустройство мест для ожидания, а также режимом работы.
Отдельно эксперты остановились на вопросе участия власти в реформировании сферы админуслуг. Они констатировали, что за последний год власть сделала очень мало в данном вопросе. Единственным позитивным моментом, который заслуживает внимания, стало принятие 16 мая 2014 г. перечня административных услуг органов исполнительной власти, которые должны предоставляться через центры оказания админуслуг. Однако это решение было принято только под давлением общественности, ведь министерства не хотели отдавать свои полномочия органам местного самоуправления. И сейчас развитие центров в целом ложится на плечи местных органов самоуправления и глав местных советов.
По словам эксперта Виктора Тимощука, ключевые министерства действовали в данном вопросе скорее контрпродуктивно. В первую очередь, речь идет о Министерстве юстиции, которое легко могло провести децентрализацию своих административных услуг, среди которых 2 базовые: регистрация предпринимательства и регистрация прав на недвижимое имущество. Но вместо того, чтобы вернуть эти полномочия местным органам, как это было до 2013 г., ведомство фактически блокировало реформу. Подобная ситуация сложилась и в Министерстве внутренних дел, и в Государственной миграционной службе, и в ряде других учреждений.
Докладчик рассказал также о тенденциях, которые сейчас выглядят как угроза для реформирования данной сферы. Если обратиться к Программе деятельности Кабинета министров, можно увидеть, что в ней есть альтернативное предложение – развивать так называемые «прозрачные офисы», которые имеют огромные отличия от понятия «центр оказания админуслуг». Причем центры имеют больше преимуществ, так как в каждом из них оказываются все услуги, тогда как при «прозрачных офисах» остается привычная практика, когда каждое ведомство имеет собственный территориальный орган, в котором предоставляются услуги. А в таком случае ни общины, ни органы местного самоуправления и дальше не смогут влиять на качество работы данных структур.
В то же время, эксперты вместе с общественными организациями планируют более тесно сотрудничать с народными депутатами, чтобы прояснить, будут ли внедрены инициативы по децентрализации админуслуг, или представители власти и далее будут мыслить двойными стандартами.