В каждой профессии есть слова-паразиты. У сантехников они нецензурные, у академиков – слишком умные. На украинском долговом рынке паразитом стало слово «дефолт». Его любят употреблять как участники рынка, так и люди, не знакомые с термином «облигация». Но они, как и аналитики некоторых западных банков, твердо уверены, что Украина скоро объявит дефолт.

Ситуация не новая. Еще зимой 2008-2009 года дефолт Украине пророчили все кому не лень. Не очень задумываясь над вопросом: а по каким, собственно, обязательствам страна его объявит? Тогда мы были свидетелями рекордной доходности украинских еврооблигаций: некоторые суверенные долги торговались под 90% годовых. Украина расплатилась вовремя.

Прошла пара лет. Обсуждение дефолта Украины опять вошло в моду, доходности по некоторым государственным облигациям Украины превышают 50% годовых. Снова всем страшно. Даже бабушка у подъезда уверена, что Украина объявит дефолт. Он придет, он будет… совсем недобрым и неласковым. Если придет. А придет ли он?

Что такое дефолт? Он возможен по двум причинам: когда мы не хотим платить по долгам или физически не можем.

Не хотят обычно страны Латинской Америки, где очередной авторитарный популист готов плевать на портреты американских президентов. Дефолт по нежеланию – это фактический плевок в сторону мировых империалистов, в интерпретации вождя, который опирается на учителей, врачей и люмпен-пролетариат. Платить по нежеланию можно тогда, когда взаимоотношения с цивилизованным миром для должника не очень-то и важны. О справедливости на финансовых рынках никто не спорит. Проходит время, все забывается. Спустя какое-то время такой заемщик может вернуться на рынок. Его простят: жадность побеждает страх, а риск окупается высокой ставкой.

Украина никогда не рассматривалась как заемщик, который может не захотеть платить. Мы не можем себе позволить ссориться с цивилизованным миром. В условиях войны с Россией мы очень сильно зависим от поддержки со стороны — МВФ, Мирового Банка и других институтов. Значит, дефолт из-за нежелания платить в Украине невозможен.

Есть и второй вариант: страна не может заплатить. Но здесь речь пойдет скорее не о дефолте, а о реструктуризации. В теории это может быть как списание части долга, так и отсрочки погашения. Но это ни в коем случае не дефолт. Более того, рынок воспримет такую реструктуризацию позитивно. Во-первых, она давно заложена в цене, а во-вторых, сами глобальные банки устами своих аналитиков подталкивают Украину к этому шагу.

И вот тут начинается самое интересное. Несмотря на падение ВВП и резкий рост госдолга в 2010-2013 годах, общая величина государственного долга Украины некритична. Сейчас проблема, прежде всего, в ликвидности. Возможность рыночного рефинансирования закрыта, инвесторы выводят капитал. В такой ситуации важна внешняя институциональная поддержка, которую оказывают МВФ и правительства США и ЕС. При этом МВФ не подталкивает Украину к реструктуризации, как было в Греции, а, скорее, наоборот.

Это, конечно, напоминает желание оставить Украину «на крючке», но гражданам страны такая ситуация должна скорее нравиться. Ведь потребность правительства во внешнем финансировании пока остается единственным двигателем реформ. Но сейчас мы о другом. Никто не просит Украину списывать долг. Более того, нет даже такой потребности. И остается вариант мягкой реструктуризации, когда Украина предлагает просто продлить срок обращения своего долга.

Стоит ли игра свеч? Несмотря на то, что стране катастрофически недостает финансирования, реструктуризировать в 2015 году особо нечего. По поводу внутренних государственных долгов правительство сможет договориться с банками без шума и пыли. Независимо от того, речь идет о гривневом долге или о валютном. Банки просто покупают новые выпуски вместо старых. Реструктуризировать нужно только еврооблигации Украины.

Что у нас на внешних рынках? В этом году нам предстоит погасить около $4,2 млрд. Выглядит сумма внушительно. На самом деле она состоит из двух рыночных выпусков: на $500 млн и 600 млн евро, которые предстоит погасить осенью, и пресловутых $3 млрд в виде еврооблигаций, которыми владеет Россия. И только очень наивные люди могут предполагать, что Москва согласится реструктуризировать этот долг. Полюбовно, на добровольных началах. Таким образом, их можно либо не платить в принципе, либо погашать без переговоров. Неплатеж приведет к запуску механизма кросс-дефолта по всем другим нашим выпускам и будет означать тот самый вариант «дефолта по нежеланию платить», а значит, не рассматривается в принципе. Украина будет платить. Остается $1,2 млрд. Опять же, немалые деньги. Но сущие крохи, учитывая размер кредитов, о которых идут переговоры.

Размер действующей программы МВФ — $17 млрд, из которой мы получили только $4 млрд. Все остальное, по идее, должно прийти в этом году. Программа писалась по оптимистичному сценарию, так и не ставшему реальным. Идут переговоры о возможном увеличении этой программы — в рамках общего увеличения финансовой поддержки Украины. Уже в январе правительство «наколядовало» больше 2 млрд евро в ЕС и $2 млрд в США. В марте будет донорская конференция. Вариант увеличения поддержки на $12-14 млрд, о котором говорят в правительстве и к которому подталкивает влиятельный финансист Джордж Сорос, вполне реален.

На этом фоне как-то нелепо запускать громкую реструктуризацию $1,2 млрд долгов. Можно говорить только о совсем мягком варианте, который использовали корпоративные заемщики. Предложение об обмене старых долгов на новые, без списания. При этом — добровольное. Когда инвесторы либо переходят в новый евробонд, либо получают деньги в момент погашения. Дефолтом здесь и не пахнет. Просто шанс заработать на страхе.


Для улучшения качества оказания административных услуг нужны децентрализация полномочий и развитие интегрированных офисов. Именно об это шел разговор на пресс-конференции «Как украинцы оценивают качество административных услуг: изменилась ли ситуация в период новой власти», в ходе которой были презентованы итоги опроса граждан.

Сферу оказания административных услуг в нашей стране регулирует Закон «Об административных услугах». Именно он обозначает субъектов оказания административных услуг (т. е. тех, кто оказывает эти услуги), принципы государственной политики в сфере их оказания, требования к качеству и срокам, способы обеспечения информацией о порядке получения услуг и порядок установления платы за них. Кроме того, в Законе прописаны требования к созданию и функционированию центров оказания админуслуг и многое другое.

Согласно п. 1 ст. 1 данного Закона, административной услугой является результат реализации властных полномочий субъектом оказания административных услуг, направленный на получение, изменение или прекращение прав и обязанностей лица. Сфера данных услуг охватывает достаточно широкий спектр действий: от регистрации места проживания и рождения ребенка до предоставления разрешений в сфере строительства и земельных отношений.

Кто виноват в коррупции

Заключительный этап опроса граждан по поводу качества админуслуг прошел в декабре 2014 г. Первые замеры были проведены среди всего населения, а последующие – среди населения 10 областных центров. Таким образом исследователи хотели узнать, насколько отличается ситуация в разных регионах страны.

Позитивно качество оказания административных услуг в Украине оценивают лишь 5% населения, что на 7% меньше, чем в 2013 г. В то же время, доля людей, которые считают оказание услуг плохим, с 2013 г. выросла с 32% до 40%. Еще 35% оценивают оказание админуслуг удовлетворительно – приблизительно на уровне прошлого года (33%). Выросло число тех, кто позитивно оценивает качество оказания админуслуг именно в специализированных центрах (ЦОАУ), причем, что примечательно, невзирая на регион страны – восток это или запад, динамика одинаковая.

В 2014 г. за административными услугами обращались 46,5% граждан Украины. Этот показатель на несколько процентов ниже, чем в 2013 г., но не стоит забывать, что прошлом году наша страна пережила много потрясений и продолжает существовать в них на данный момент, так что этот результат продолжает оставаться довольно высоким.

По мнению большинства, проблемой №1 в сфере админуслуг остается коррупция. Причем проведенное исследование показало, что это вопрос не только чиновников, но и общества в целом. Согласно данным исследования, большая часть опрошенного населения считает, что взятка – это приемлемо. 29% тех, кто давал взятки, считают, что так намного легче решить любой вопрос. На втором месте утверждение, что взятка – это уже норма нашей жизни. И если сложить эти два утверждения, выходит почти половина населения, что говорит о том, что чаще всего взятки давались по инициативе самих граждан! Только 17% опрошенных давали взятки потому, что этого от них требовали. Разумеется, коррупция и конкретно взятки – это то, что будет очень мешать в реализации реформ.

О хорошем и плохом

Эксперты выделяют уровни позитивных и негативных элементов при оказании административных услуг. Согласно данным опроса, среди наиболее положительных элементов чаще всего упоминались: четкие объяснения обо всех обстоятельствах дела и необходимых документах (23,5%), корректное поведение должностных лиц (19,4%), удобные часы приема (16%). В то же время, 35% граждан, которые обращались за получением админуслуг, не смогли четко определить никаких позитивных моментом в их обслуживании.

Как на негатив при оказании админуслуг граждане указали на большие очереди (42%), отсутствие четких пояснений о нужных документах и необходимость посещать учреждение несколько раз (30%), волокита с рассмотрением дела (28%), необходимость ходить в другие учреждения (20%), а также покупать бланки и платить за какие-то «дополнительные услуги» (19%).

При этом исследование показало, что граждане нашей страны хотели бы наказывать взяточников по всей строгости закона. Так, главными действенными средствами в борьбе с коррупцией, в т. ч. в сфере административных услуг, население и далее считает мероприятия карательного характера. 76% опрошенных уверены, что чиновники-взяточники должны быть уволены с занимаемых должностей без права занимать должности в органах власти. Усиление уголовной ответственности чиновников за коррупцию считают приемлемым около 60% респондентов, а обязательной конфискацией имущества чиновника-коррупционера были бы удовлетворены 53% украинцев.

В то же время, в последние годы постоянно возрастала ориентация населения на превентивные и связанные с общей демократизацией общества меры борьбы с коррупцией. Многие из принявших участие в исследовании считают, что самым действенным способом влиять на коррупционеров станет более широкое разоблачение фактов коррупции через СМИ. Важными моментами станут также контроль общественности за действиями власти, юридическое воспитание граждан, совершенствование законодательства и ликвидация лазеек для коррупции, повышение прозрачности и открытости деятельности органов власти.

Совершенно иной выглядит ситуация, когда речь идет об оказании админуслуг органами местного самоуправления через единые интегрированные офисы – Центры оказания административных услуг. Согласно исследованиям, общая оценка работы местных органов в сфере оказания административных услуг в течение последних 1,5 года улучшилась: если в 2013 г. позитивно работу таких органов оценивали 70% респондентов, а негативно – 12%, то в прошлом году доля тех, кто считает работу таких учреждений отличной, выросла до 79%, а тех, кто недоволен, сократилась до 7%. По оценкам опрошенных, позитивными элементами в работе ЦОАУ являются, в первую очередь, приветливость и уровень компетентности их сотрудников, наличие информационных стендов, обустройство мест для ожидания, а также режимом работы.

Отдельно эксперты остановились на вопросе участия власти в реформировании сферы админуслуг. Они констатировали, что за последний год власть сделала очень мало в данном вопросе. Единственным позитивным моментом, который заслуживает внимания, стало принятие 16 мая 2014 г. перечня административных услуг органов исполнительной власти, которые должны предоставляться через центры оказания админуслуг. Однако это решение было принято только под давлением общественности, ведь министерства не хотели отдавать свои полномочия органам местного самоуправления. И сейчас развитие центров в целом ложится на плечи местных органов самоуправления и глав местных советов.

По словам эксперта Виктора Тимощука, ключевые министерства действовали в данном вопросе скорее контрпродуктивно. В первую очередь, речь идет о Министерстве юстиции, которое легко могло провести децентрализацию своих административных услуг, среди которых 2 базовые: регистрация предпринимательства и регистрация прав на недвижимое имущество. Но вместо того, чтобы вернуть эти полномочия местным органам, как это было до 2013 г., ведомство фактически блокировало реформу. Подобная ситуация сложилась и в Министерстве внутренних дел, и в Государственной миграционной службе, и в ряде других учреждений.

Докладчик рассказал также о тенденциях, которые сейчас выглядят как угроза для реформирования данной сферы. Если обратиться к Программе деятельности Кабинета министров, можно увидеть, что в ней есть альтернативное предложение – развивать так называемые «прозрачные офисы», которые имеют огромные отличия от понятия «центр оказания админуслуг». Причем центры имеют больше преимуществ, так как в каждом из них оказываются все услуги, тогда как при «прозрачных офисах» остается привычная практика, когда каждое ведомство имеет собственный территориальный орган, в котором предоставляются услуги. А в таком случае ни общины, ни органы местного самоуправления и дальше не смогут влиять на качество работы данных структур.

В то же время, эксперты вместе с общественными организациями планируют более тесно сотрудничать с народными депутатами, чтобы прояснить, будут ли внедрены инициативы по децентрализации админуслуг, или представители власти и далее будут мыслить двойными стандартами.

Волонтеры, поддерживающие 27-й полк реактивной артиллерии в Сумах, любя называют своих подопечных реактивной почтой. Рассказывая о достижениях украинских артиллеристов, они шифруют информацию соответственно. К работе артиллерии волонтеры имеют прямое отношение, ведь только благодаря им удалось поставить на колеса реактивные установки залпового огня, пребывающие на вооружении у полка.

Об уникальной технологии ремонта электронных блоков, дефиците деталей и отсутствии понимания от командования полка они рассказали в интервью Цензор.НЕТ.

Андрей Букин,политический аналитик, а сегодня, вероятно, самый известный сумской волонтер. Он регулярно ездит на передовую, помогая многим подразделениям украинских сил в Луганской области. Андрей твердо уверен, что Сумы ни в коем случае не впадут в сепаратистский угар и раскачать регион с помощью пропаганды противнику не удастся.

Павел Нарожный,киевский предприниматель, родом из Сум. Волонтерством начал заниматься еще во время Майдана. Да так, что, по его словам, потом месяц был в ступоре, не мог ничего делать. Лишь спустя некоторое время начал помогать армии - сперва украинским морским пехотинцам в Крыму, а потом - Сумскому полку. «Я почувствовал уровень ответственности. Один «Ураган» может выпалить 60 гектар земли за 20 секунд. Отремонтировать его двигатель стоит 10 тысяч гривен. Это цена хорошего бронежилета и каски для пехотинца. То есть, по эффективности «Ураган» нельзя сравнить даже с сотней пехотинцев».

Юрий Синько,артиллерист, офицер в отставке, выпускник училища, на базе которого формируется 27-й полк. «Прочитал объявление о том, что полку нужны помощники. Взял с собой комплект инструментов и робу. Первый день волосы шевелились, на второй день они стали дыбом, на третий - улеглись. И я работал днями. В воскресенье после обеда меня из части насильно выгоняли», - так Юрий начал сотрудничать с сумским реактивным полком с первых дней российской агрессии. На вопрос, принимают ли его выбор родные, он вздыхает: «К сожалению, да, - волонтерству Юрий посвящает все свободное время, не заработав за этот период ни копейки. - Но это нужно пережить, страна важнее».

С первых минут разговора волонтеры ошарашивают меня признанием, что на момент начала российской агрессии против Украины реактивные установки залпового огня едва сумели эвакуировать из места дислокации полка.

Павел Нарожный: 1 марта полк в полном составе вывели в Миргород, ведь от Сум до границы с Россией всего 34 км. Есть видео, как они ехали… в прямом смысле этого слова техника на дороге рассыпалась.

- Стоп! Нас обвинят в раскручивании паники и раскрытии военной тайны…

Павел Нарожный: Нет никакой паники. Сегодня уже все ездит и работает. Теперь главное - поддерживать рабочее состояние артиллерийских систем и обеспечение бойцов.

Мы сэкономили 80 тысяч долларов, решив вопрос ремонта

- Весной и летом на слуху была необходимость обеспечить нашу армию элементарным. В вашем случае на плечи волонтеров лег и ремонт систем залпового огня. Как Вы определяли по началу, что вообще нужно Сумскому полку?

Павел Нарожный: Когда я в июне начинал собирать деньги, проблемой было тотальное неверие в то, что тяжелая артиллерия будет работать в «зоне АТО». Средства начали активно приходить с конца сентября. Парадокс! Тогда, когда большинство волонтеров заявляли об уменьшении пожертвований, у нас все было наоборот - нам удалось донести до людей мысль о необходимости обеспечения наших артиллеристов. Нас нельзя сравнить с «Крыльями Феникса» или другими крупными фондами. Но мы стараемся покрывать по максимуму потребности реактивного полка.

70% расходов идут на запчасти. В июне я не знал, за что браться. Мне на электронную почту бойцы высылали список, который нужно было закрыть за ночь. Потом оказалось, что ребятам дали приказ ехать в «зону АТО», не обеспечив, необходимым. Я в пятницу вечером, сломя голову, покупал все эти вещи - генераторы и остальную « бытовуху». Больше всего меня убило, когда они попросили гидроизолирующую пленку. Оказывается, что бойцы накладывали ту пленку на дно окопов, сверху ставили машину и так спали. Других вариантов не было. Палатки им дали дырявые. Новые военные палатки им купила одна местная частная компания - крупнейший меценат Сумского полка. Но большие палатки видны с беспилотника километров за 5. Поэтому на открытой местности бойцы все же в окопах живут. В базовом лагере у них условия уже хорошие - они размещаются в заброшенных хозяйственных постройках. Есть даже стиральные машины.

- Ситуация с плохим обеспечением на первом этапе войны во многих подразделениях была.

Андрей Букин: За девять месяцев армия реально эволюционировала. По Сумскому реактивному полку это очень видно. Без них большинство операций украинской армии были бы невозможны. И дело не только в опыте и обеспечении амуницией, но, в первую очередь в том, что нам удалось запустить технику.

- Каким образом вы наладили работу по технической поддержке полка?

Павел Нарожный: В начале июня мы наняли несколько специалистов на машиностроительном заводе имени Фрунзе, которые, взяв отпуска, поехали ремонтировать военную технику. Весь июнь мы работали, чтобы батареи смогли без проблем выехать на боевые позиции. Причем, наши механики смогли сделать уникальную вещь. В «Ураганах» используется платформа, которой нет ни на одной другой реактивной установке - ЗИЛ 135ЛМ. Если есть хоть малейший сбой в работе двигателей, машину просто начинает бросать из стороны в сторону. Там стоит специальный электронный блок российского производства, который синхронизирует работу этих двигателей. На складах у нас таких блоков нет, ну а Россия, понятно, что их больше не поставляет. Эти блоки неразборные - спаяны, - а наш электронщик Владимир Сумцов смог распилить его и найти элементную базу. Так, он сейчас и ремонтирует эти блоки... у себя дома.

Юрий Синько: Детали к тем блокам, которые наши ребята научились ремонтировать, сегодня стоят уже больше тысячи долларов. Мы за все это время восстановили около 80 таких блоков. Грубо говоря, мы сэкономили 80 тысяч долларов, решив вопрос ремонта.

Другая проблема - охлаждение радиаторов. Вначале их вскрывали, травили, паяли, мыли. А уже когда начались боевые действия, ремонтируем технику, пострадавшую во время боев. Латунные радиаторы ремонтирует одна местная фирма. Поиск деталей - это вообще отдельная тема. Меня сегодня обрадовали - доставили свечи, которых нет у нас в стране. Мы искали их довольно долго.

Скрутили рабочую ступицу на мемориале воинам-афганцам и поставили ее на БТР

- Как с дополнительным обеспечением дела обстоят?

Павел Нарожный: Метеостанции, системы для наводок, тепловизоры... У них ничего из этого не было. Сначала, как и большинство волонтеров, мы не знали, что покупать. Была глупая ситуация, когда мы купили две большие стационарные метеостанции. Это внешний блок, который ставится на дом или машину. Точность они имеют большую, но на передовой такую станцию не установишь. Подполковник поблагодарил нас, а потом я лейтенанту перезвонил, он сразу: «Это фигня, забирайте обратно». В итоге мы продали эти метеостанции на аукционе даже дороже, чем купили. Но это стало хорошей наукой - теперь четко продумываем, что покупать. Мы дошли до того, что обеспечили базовые лагеря большими метеостанциями, а командиров батарей - мобильными. По рации между собой бойцы согласовывают данные.

С продовольствием у бойцов давно проблем нет. С обмундированием вроде тоже, хотя эта проблема решилась не так быстро. Из теплых вещей государство им выдало на каждого солдата ватные штаны 50 размера. Фонд «Сестри Перемоги «передали около 100 комплектов термобелья. И мы самостоятельно закупили ткань и пошили более 500 комплектов. Также обеспечили воинов берцами. Официально большинство бойцов 27-го полка в летних берцах до сих пор. А если бы Вы увидели их фото при построении... они напоминают партизанский отряд: один стоит в тулупе, другой - в лыжной куртке, и так далее. Но главное, что тепло.

Юрий Синько: Мы еще и оборудовали один пункт обогрева на основе УАЗов. Сейчас собираем на второй: нужны и утеплители, и материал для основы.

Ремонт РСЗО «Ураган» в полевых условиях

- Какая главная задача по обеспечению на сегодняшний день?

Павел Нарожный: Основная проблема - платформой для перевозки артиллерийских установок является ЗИЛ 135 ЛМ. Там стоят два двигателя суммарной мощностью 250 лошадей. Жрут они 150 л на 100 км. На современном двигателе за 150 л можно сделать 1000 лошадей. К тому же, эта техника безнадежно устарела.

Андрей Букин: Ситуация парадоксальна, мы запчасти выискиваем в таких местах, что уму непостижимо. Например, нужна была парням ступица для БТР. Ты же не придешь в магазин или авторынок и не попросишь ступицу. По договоренности с городским властями, мы скрутили рабочую ступицу с военной техники на мемориале воинам-афганцам. Поставили на БТР, и через десять дней он уехал в АТО.

- Какая альтернатива?

Андрей Букин: Тягач нужно немедленно менять - перейти на КРАЗы. Потому что то, как мы пытаемся нафаршировать ЗИЛы, можно сравнить с покупкой 30-летней «Волги». Сколько бы мы в нее ни вкладывали, она все равно так и останется «Волгой». Будет постоянно ломаться. А запчастей нет! Мы вытянули запчасти из всех сусеков по всей Украине. Теперь их контрабандой передают из-за границы.

Юрий Синько: Поднимался вопрос о том, чтобы купить бэушную технику в Польше. Вроде бы нам пошли навстречу, но потом это дело заморозилось. Страны Балтики пока точного ответа не дали.

Зампотех полка мне сказал: «Ты занялся не своим делом»

- То есть, через Минобороны заказать детали нереально?

Андрей Букин: Нет, на подхвате всегда мы. Прочувствовать это можно только в сравнении. У 92-й бригады орудия реактивной артиллерии на УРАЛовской основе. Грубо говоря, поступают заявки по запчастям от 92-й и от 27-го реактивного полка. Заявка 92-й закрывается за 4 часа, а заявка артоплка - за 2,5 недели. Почему так происходит - можно догадаться.

Павел Нарожный: Из руководства полка никто не настроен на сотрудничество. Они же получали звездочки на погоны за то, что у них все супер. А тут приходят волонтеры и показывают, что машины не ездят. Замкомандира полка посылал мне в свое время потребности подразделения, которые, по его мнению, были актуальными. Пришел мне список список, в котором вообще не было запчастей, но были компьютеры, принтеры. Часть на свое усмотрение мы закрыли и стали работать напрямую со средним и младшим командирским звеном.

Или такой случай: заказали нам сканирующую рацию, я нашел модель, уже готов покупать и позвонил уточнить отцам-командирам, подходит ли модель. Ни ответа, ни привета до сих пор, купили на свое усмотрение. А для разведки полка вещь незаменимая.

- После таких случаев Вы решили работать напрямую с солдатами?

Юрий Синько: Так повелось с самого начала. Реальность такова: нужно поставить новый радиатор, а командование части докладывает, что у них все хорошо. Младшее офицерское звено не в состоянии ничего сделать. Заявка-то подается поэтапно на верх по команде. А командование решает не пускать ее дальше. На этом уровне заявка либо останавливается, либо командование части думает, как ее перекрутить. Мы пытались найти точки соприкосновения на уровне областной власти, но мне зампотех сказал, что в нашей помощи не нуждаются. А ребята с передовой наоборот говорят, что нужны фильтра и радиаторы. Дословно привожу слова этого зампотеха: «Это у них не машины, а мозги кипят. На каждой машине по два блока, этого хватает». Я говорю, что есть машины, на которых вообще блоков нету… Услышал от него: «Ты занялся не своим делом». Та же история со спальниками. Командование отчитывается, что у них есть спальники. А потом ребята начинают болеть воспалением легких…

Андрей Букин: То же самое было с бронежилетами. Когда мы начали бойцам поставлять первые бронежилеты, им высшее командование говорило, что по уставу не положено. Это же дебилизм! Парни едут в АТО, но им нельзя надевать броник, потому что не положено!

- А напрямую с командованием полка Вы пробовали общаться?

Юрий Синько: Я пробовал наладить работу с командованием полка. Я же в волонтерство именно с такой целью и ввязался: просто пришел по объявлению, мол нужны люди, которые умеют крутить гайки. Но оказалось, что это объявление дали сами бойцы, а не командование. Пока я работал один, пока мне помогал Автомайдан и другие волонтеры, все шло четко. Потом появился такой себе «Фонд помощи Сумскому артполку», который тесно работает с командованием части. Предложили работать с ними. Когда нужно было ремонтировать электронные блоки, я самостоятельно нашел электронщиков, которые смогли разобраться в схеме. Так этот фонд две недели оформлял заявку! В итоге я плюнул на этот фонд и наладил работу через свои каналы.

Павел Нарожный: Другая проблема: мы не смогли ничего из купленного передать на баланс полка. То есть, неизвестно, куда оно денется после завершения войны. Начфин находится в Миргороде. Мы передаем командиру батареи или дивизиона, которые не имеют печати. Например, покупаем мы планшет, а офицера перевели в другую батарею, он должен забрать этот планшет с собой или оставить его преемнику? В начале декабря мы купили планшеты и предложили подписать акт на них. Эти акты где-то в Миргороде так и лежат.

От десантников по рации слышат: «Спасибо, братья! Только благодаря вам и выстояли»

- Бюрократия - общая проблема для всей армии.

Юрий Синько: Советская парадная армия, которая готовилась для парада, у нас осталась до сих пор. Эту систему нужно изменить в корне. Вот, будет новый призыв, и я уверен, что все начнем сначала. Снова будем доставлять лопаты, топоры, пилы… Мы снаряжали наш батальон теробороны. Их тут три месяца держали, проводили слаживание. Потом бросили в поле, и тут началось: «Привезите нам пленку, лопаты, топоры…». У них вообще инструментов не было. Я еще могу понять, когда не могут обеспечить воинов тепловизорами, но лопаты! Насколько я помню устав, у пехоты должна быть одна небольшая лопата на каждого бойца и одна большая на 10 человек.

- Такая расхлябанность влияет на боевой дух солдат?

Павел Нарожный: Их настрой на высоте. Когда я принимаю заказы, у меня голова пухнет, где все это купить. Но напоследок мне подполковник всегда говорит: «Ну, держитесь там!» Это он, будучи на фронте, говорит мне, сидящему в киевском офисе. Поэтому офицеры - ребята со здоровым духом. Солдатам вначале было страшно. Не секрет, что в июне было много «отказников». В принципе, как и во многих подразделениях. Был страх, никто не знал, что это будет. А теперь они научились воевать. К тому же, чувствуют свою значимость. Когда по рации слышат от десантников: «Дайте поддержку, дайте поддержку!», а потом: «Спасибо, братья! Только благодаря вам и выстоял». Так что бойцы уже освоились. Но им важно знать и чувствовать, что здесь в тылу о них помнят.

Помощь 27-му артиллерийскому реактивному полку:

http://goo.gl/CUk37p- Карти VISA, Master Card.

Карты ПриватБанка:

4731 1856 0216 5711 Павел Нарожный, фонд «Сестри Перемоги»

5168 7423 3717 0868 Юрий Синько

PayPal: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Фотоотчет о проделанной работе: www.facebook.com/sumyartpolk

https://www.facebook.com/Victory.Sisters.foundation?fref=ts

Народные депутаты приняли за основу проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствования градостроительного законодательства», тем самым начав децентрализацию системы архитектурно-строительного контроля.

Коррупционная пирамида

Украина — постсоветское государство, унаследовавшее все плюсы и минусы годами создававшейся системы. Одной из отличительных черт советской модели регулирования была высокая степень централизации власти, то есть максимальная концентрация функций управления и контроля над всеми сферами жизни, в том числе и строительной отрасли, которая жестко контролировалась «сверху».

За годы независимости госархинспекция не утратила свой авторитарный стиль, а вдобавок приобрела сомнительную славу одного из самых коррумпированных ведомств. Застройщики неоднократно заявляли о вымогательстве взяток за получение разрешительной документации. Ситуацию усугубляло многоступенчатая пирамида согласований, на каждой ступени которой приходилось или мучительно долго ждать своей очереди или «решать вопрос».

Еще в марте нынешний спикер Верховной Рады, а тогда министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман заявил, что главная цель реорганизации архинспекций – вернуть их функции органам местного самоуправления.

«Все функции ГАСК уходят к общинам, для всех объектов. Но могут быть созданы дополнительные комиссии по принятию стратегически важных объектов в эксплуатацию. Можно привлекать специализированные институты, экспертизы. Но объективно ГАСК страны ничем не отличается от ГАСК местного. Там работают люди с той же квалификацией, не глупее, чем в центре», - отметил Гройсман в одном из интервью.

Строители в частных беседах признаются, что давно ждут возвращения архинспекций на места.

«Вариант существования этой структуры до 2008 года в целом устраивал гораздо больше чем сейчас. Тогда ГАСКи находились под управлением местных советов. Местные чиновники знали специфику работы в них и совместно со строителями могли планировать развитие территорий. Поэтому возвращение архгосконтроля на места – это правильная инициатива», - говорит сотрудник одной из харьковских строительных компаний.

В самой архинспекции признались, что децентрализация необходима.

«Сегодня у органов местной власти колоссальные проблемы из-за отсутствия полномочий в сфере архстройконтроля, - отметил глава ГАСИ Максим Мартынюк. – Они не могут контролировать строительство на своей территории. Поэтому от децентрализации мы ожидаем положительных изменений. Но после принятия закона полномочия на места будут передавать постепенно, по мере внесения дополнительных изменений в законодательную базу и готовности органов местного самоуправления взять на себя эти функции».

Законные основания

Принятый в первом чтении правительственный законопроект № 1546 позволит строителям быстрее и удобнее решать разрешительные вопросы на местах.

Законопроект предусматривает передачу исполкомам местных советов и подразделениям райгосадминистраций права создавать у себя органы архстройконтроля и предоставлять, получать и регистрировать документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, осуществлять контроль и принимать в эксплуатацию законченные объекты строительства.

Также законопроект совершенствует процедуры представления деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ путем установления исчерпывающего перечня оснований для их возврата и сокращает срок выдачи технических условий с 15 до 10 рабочих дней. Устанавливается и исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для приема в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Также снимаются ограничения по привлечению к контролю специалистов только научно-исследовательских и научно-технических организаций, аттестованных Минрегионом.

В итоге, разрешительные процедуры упростятся. Центр принятия всех решений смещается на места, и получение разрешений будет более оперативным, а вдобавок, произойдет минимизация коррупционной составляющей. Это в свою очередь, даст возможность застройщикам пересмотреть цены на квадратные метры в сторону уменьшения.

Все это, естественно, станет возможным, если чиновники местного самоуправления будут ориентированы на развитие своей территории.

Харьков — город, привычно и достаточно уютно чувствующий себя в позиции приграничья, порубежья, перекрестка дорог с XVII века и до наших дней. Сегодня город снова на рубеже. Еще летом практически на южных окраинах области шли бои, под райцентром Изюм базировался штаб антитеррористической операции. Город привык к вертолетам, везущим в военный госпиталь раненых с недалекой войны. Заводы города выпускают и ремонтируют бронетехнику для фронта. На ближних полигонах обучаются войска. И непрерывно — с середины лета — город захлестывают волны беженцев с востока. Город сживается с положением прифронтового.

По мнению некоторых наблюдателей, именно Харьков стал тем рубежом, о который разбились иллюзии идеологов «русского мира». Еще в прошлом марте город не слишком отличался от Донецка или Луганска. Над зданием областной государственной администрации дважды поднимался флаг соседнего государства, не слишком внятно, но была объявлена «Харьковская народная республика», молодые люди спортивной наружности избивали сторонников немногочисленного харьковского Евромайдана. Тем не менее, за неполных 11 месяцев Харьков прошел очень долгий и непростой путь от территории, готовой взорваться в любой момент, до надежного форпоста Украины на восточных рубежах.

С первых дней киевского Майдана Харьков раскололся. С одной стороны, пусть и небольшой, но стойкий харьковский Евромайдан собирался у памятника Шевченко не от случая к случаю, а ежедневно. С другой — губернатор области Михаил Добкин и мэр города Геннадий Кернес выводили на центральную площадь Свободы тысячные антимайданы коммунальных работников, учителей и заводских рабочих. С одной стороны, по городу бродили компании так называемых «титушек» с бейсбольными битами и арматурой, с другой, на защиту Евромайдана зимой вышли харьковские «ультрас» — тренированная в многочисленных «махачах» торсида команды «Металлист». Да и харьковская милиция, в отличие от многих других городов Украины, скорее старалась не допустить столкновений Майдана и Антимайдана, чем разгонять майдановцев. Единственное столкновение митингующих с милицией произошло 19 февраля под Харьковской академией внутренних войск, где бойцы «Беркута» действовали в тандеме с «титушками».

Бытует мнение, что Харьков — город «ментовский». Это не лишено определенных оснований — три вуза, исправно поставляющих дипломированные кадры для системы МВД, традиционно высокий процент правоохранителей среди депутатов всех уровней, столь же традиционно высокая степень коррумпированности всех правоохранительных структур. Вот и организацией харьковских «титушек» занимались в основном сотрудники городского отдела милиции, вербовавшие криминальный контингент. Но, как сказал однажды знакомый майор: «Вот они сейчас все это из щелей повыпускали, а кто потом загонять будет?!» Во время самых напряженных событий марта-апреля в Харькове не захватывали ни одно здание, кроме дважды переходившей из рук в руки областной госадминистрации. Не было захвачено ни здание СБУ, ни областное управление милиции, ни один райотдел — а значит, в руки потенциальных создателей «ХНР» не попало оружие.

Для назначенного новой революционной властью министра внутренних дел экс-губернатора Харьковской области Арсена Авакова именно родной город стал, пожалуй, самой серьезной проверкой «на вшивость». Во всяком случае, сам Аваков явно это так и воспринимал. Должность начальника Главного управления МВД в области занял безусловно «человек Авакова» — Анатолий Дмитриев. Многие ожидали стремительной чистки именно харьковской милиции и столь же стремительного разворачивания в Харькове большой «охоты на ведьм». Оба ожидания не оправдались. Дмитриевым министр еще достаточно долгое время руководил практически «в ручном режиме», очищение рядов до начала АТО происходило не слишком активно, а поспешная попытка быстро «закрыть» главных врагов времен пребывания министра в оппозиции — мэра Кернеса и губернатора Добкина — с треском провалилась.

Весенняя ситуация безусловно наложила свой отпечаток на всю дальнейшую жизнь города. Смещенный с должности Михаил Добкин быстро окунулся в президентскую предвыборную кампанию, словно бы и не делая основную ставку на родной город, скорее, разъезжая по соседним регионам. А вслед за президентской предвыборной настал черед выборов Рады, и Добкин окончательно перенес центр своей активности в столицу. Что же касается Геннадия Кернеса, то, как известно, судьба мэра совершила несколько весьма драматичных поворотов. Вернувшись в Харьков из двухдневной отлучки после февральского «Съезда депутатов Юго-Востока», Кернес резко поменял риторику. Вообще явление мэра в Харьковском аэропорту 23 февраля оставило неизгладимое впечатление. Наверно, единственный раз за все время на посту этот новый Кернес четко и внятно отвечал на поставленные вопросы, почти радостно сообщил собравшимся, что «Янукович остался в прошлом» и заявил, что покидать Харьков не намерен ни в коем случае, а, напротив, намерен положить все силы на благо городской громады. Видимо, смена курса объяснялась влиянием нескольких факторов — и настоятельными рекомендациями Игоря Коломойского «попридержать коней», и списанием с «парохода современности» когда-то весьма благоволившего харьковскому мэру бывшего президента, и, возможно, попытками торговаться с еще слабой и неуверенной новой властью в Киеве. В бурных марте и апреле Кернес какое-то время явно брал пример с Рината Ахметова — регулярно общаясь с нарушителями спокойствия из числа сторонников Антимайдана и всячески демонстрируя, что никто, кроме него, не может с ними договориться. Однако среди явных лидеров пророссийского движения в Харькове Кернес авторитетом не пользовался. Все чаще звучало мнение о том, что он «продался хунте», торгуется с ней, и несколько раз мэр был вынужден покидать акции под крики «Позор!» и «Предатель!» Тем не менее, в этой непростой ситуации Кернес занял привычную для себя позицию единственного харьковского политика, способного влиять на ситуацию в городе, а значит — единственной перспективной фигуры для любых переговоров. Этот имидж Геннадий Кернес тщательно выстраивал практически все время своего пребывания на посту городского головы. И такую позицию он всегда старался занимать по отношению не только к центральной власти, но и к представителям местной элиты. Не секрет, что многие вопросы в городе невозможно решить без личного вмешательства мэра. Которое вовсе не обязательно должно быть обусловлено материальной заинтересованностью. Кернес много лет выстраивает отношения в городе так, чтобы всем было понятно, у кого обязательно нужно просить помощи и разрешения. Насколько справедливы многочисленные обвинения оппонентов Кернеса в организации им банд «титушек» и негласной поддержке сепаратистов — остается под вопросом. Однако трудно не заметить, что после знаменитого покушения на мэра ситуация в Харькове практически успокоилась — вплоть до его возвращения из израильской клиники. А с возвращением мэра в городе наступило обострение.

Покушение — это отдельный сюжет, видимо, требующий отдельного исследования. Широкий спектр версий включает в себя и предположение, что мэр пострадал как раз за свою «проукраинскую» позицию с поиском «российского следа», и отголоски чисто «деловых разборок» с бывшими соратниками по бизнесу, и даже предположение о том, что покушение на себя пострадавший организовал сам, когда над ним сгустились тучи уголовного расследования, просто что-то не сложилось, и ранение оказалось тяжелее, чем было задумано. Сам Геннадий Адольфович еще на больничной койке обвинил в покушении Арсена Авакова и Игоря Балуту, каковой версии стойко придерживается до сих пор. Балута обиженно утверждает, что именно они с Аваковым сделали все для того, чтобы как можно быстрее отправить раненого мэра на лечение за границу, и им ничего не стоило не усердствовать — если уж они были заинтересованы в смерти Кернеса.

После ранения здоровье Кернеса, видимо, действительно серьезно пошатнулось. Инвалидное кресло, одутловатое серое лицо и не всегда внятная речь поубавили мэру Харькова харизмы. Количество сессий городского совета резко уменьшилось, да и не на каждой сессии мэр присутствовал до конца. Конечно, и сейчас случаются привычные для харьковчан яркие моменты вроде недавней перепалки в сессионном зале с Инной Богословской, однако приходится констатировать, что случается такое намного реже. Впрочем, порой можно заметить, что состояние здоровья мэра улучшается и ухудшается в странной зависимости от состояния всевозможных досудебных расследований, в которых так или иначе фигурирует сам мэр и структуры горсовета. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что пытаться «сшить» дела против Добкина и Кернеса с политической окраской было абсолютно ошибочным шагом. Видимо, единственно правильная стратегия борьбы с этими оппонентами режима была выбрана и начала осуществляться лишь к концу года. На данный момент прокуратура Харьковской области начала уже 7 уголовных расследований в отношении должностных лиц коммунальных предприятий горсовета по подозрению в разворовывании бюджетных средств по одинаковой схеме — через фиктивные предприятия-контрагенты.

Если же вернуться к событиям весны, необходимо признать, что в довольно короткое время новой власти удалось произвести несколько действий, быстро стабилизировавших обстановку в регионе. Еще в апреле удалось в значительной степени перекрыть границу с Россией. Во всяком случае, десант оттуда на харьковский берег более не высаживался, и стало ясно, что без поддержки представителей «братского народа» пророссийские акции собирают в Харькове не более 300–400 человек. В ночь на 7 апреля после второго штурма обладминистрации пророссийскими митингующими и пожара на первом этаже здания приехавший в родной город министр внутренних дел командовал операцией прибывшего из Центральной Украины спецподразделения МВД «Ягуар». В здании были арестованы 70 особо рьяных активистов. ОГА взяли под охрану сотрудники милиции из других областей страны. Милиция и СБУ начали задерживать харьковчан, подозреваемых в сепаратизме. Некоторых впоследствии обменяли на украинских пленных. Нескольких суды отпустили под залог, оплаченный бывшим нардепом Олегом Царевым, и они скрылись в основном на территории России. Туда же отбыли не задержанные, но опасавшиеся ареста лидеры пророссийского движения.

В результате принятых мер город действительно зажил поспокойнее. Без эксцессов и нарушений прошли выборы президента, начали работать для фронта и победы военные заводы, в городе разворачивалось волонтерское движение. Именно то, что в традиционно «региональном», русскоговорящем и ностальгирующем по Союзу Харькове на поверку оказалось так мало людей, действительно готовых воевать «за Россию», явилось, пожалуй, главным отличием этого региона от соседнего Донбасса. Кроме того, сторонникам Евромайдана удалось провести в городе несколько действительно многочисленных (до 10 тысяч человек) проукраинских акций, весьма наглядно продемонстрировавших, что Харьков Путина отнюдь не ждет и вполне дружно подхватывает знаменитую кричалку своих «ультрас». Да и сброшенный 28 сентября с постамента самый большой в Украине памятник Ленину, похоже, изрядно придавил мечты о «русском мире».

На настроения харьковчан особенно повлияла близкая война. Во-первых, у большого количества не слишком жалующих новую киевскую власть харьковчан перед лицом открытой агрессии включились как раз те «центры», к которым так долго апеллировала российская пропаганда. В сознании советского и постсоветского человека со времен Великой Отечественной войны накрепко закреплена максима: агрессор всегда неправ. Немолодой полковник-танкист в отставке, на волонтерских началах обучающий танкистов на полигоне под Харьковом говорил: «Мой родной язык — русский, я родился на Востоке Украины, но когда враг напал на мою страну, я не могу остаться в стороне». А потом в пронзительно-мирный, зеленый, яркий, фонтанный летний Харьков начали прибывать беженцы. Из Славянска, Краматорска, потом — из Луганска и Донецка. Они принесли с собой рассказы об обстрелах, гибели близких, мародерстве, потере дома. Они говорили: «Берегите свой мир! Берегите свой дом! Мы свой потеряли»... Харьков их услышал, количество сторонников «русского мира» опять резко сократилось.

С назначением новой администрации и руководителей силового блока расклад сил начал напоминать времена после оранжевой революции: «региональные» городской и областной советы и проукраинская обладминистрация. И еще ярче, чем в то время, проявилась в городе общеукраинская беда — кризис элит.

Сложно не заметить, что практически все «люди Авакова», занявшие в области ключевые посты, — фигуры неяркие, до назначений не слишком заметные, вызывающие много вопросов. Назначенный 2 марта председателем областной государственной администрации 43-летний Игорь Балута при Авакове-губернаторе занимал скромный пост начальника главного управления труда и соцзащиты населения. По поводу этого назначения ходило много слухов — от того, что Аваков расплатился должностью за потерянные семьей Балуты средства, вложенные в уничтоженный аваковский банк «Базис», до того, что Балута является компромиссной фигурой, на которую согласился Кернес, имевший с новым губернатором общие деловые интересы. Впрочем, гипотетические «деловые интересы» не помешали Геннадию Кернесу называть Игоря Балуту одним из двух (наравне с Аваковым) заказчиков покушения на него.

Двое из трех заместителей нового губернатора также были выходцами из старой «аваковской команды». Игорь Райнин — экономист, в прошлом депутат облсовета от партии «Батькiвщина», занимавший при Авакове должность заместителя начальника главного управления экономики. Юрий Георгиевский — адвокат, в госуправлении замечен не был, но участвовал в качестве юриста в нескольких хозяйственных конфликтах, интерес к которым проявлял Аваков. Для обоих кресла замгубернатора стали неплохим трамплином — Георгиевский ныне начальник областного управления юстиции, Райнин — заместитель главы АП. Третьим заместителем Балуты был назначен доставшийся «в наследство от прошлого режима» Василий Хома. Это назначение вызвало многочисленные споры и конфликты в среде харьковской общественности, ему вменялось и бессменное нахождение на должности руководителя аппарата ОГА с 2002 года, и пост заместителя руководителя избирательного штаба Януковича на выборах 2010 года, и обвинение Евромайдана в провоцировании первого штурма обладминистрации в марте 2014-го. Однако когда Хома, не дожидаясь увольнения по закону «Об очищении власти», в октябре подал в отставку, Балута высказывал немало сожалений по этому поводу.

Возможно, несмотря на непростое положение прифронтового города, на перевалившее за сотню тысяч количество беженцев, на падение промышленности, гривни и благосостояния харьковчан, жизнь в городе сумела бы как-то устояться, но с середины лета в Харькове начались взрывы и стрельба из гранатометов. В основном на объектах, так или иначе связанных с АТО: военкоматах, военных частях, танкоремонтном заводе и даже трансформаторной подстанции госпиталя... Эти теракты происходили в основном глубокой ночью в достаточно безлюдных местах — риск поимки минимален, но и урон обычно невелик: дыра в стене или заборе, разрушенные ворота. Очевидной целью стрелков и подрывников было распространение паники.

Однако два теракта в этом ряду стоят особняком. 9 ноября взрыв прогремел в облюбованном проукраинской молодежью рок-пабе «Стена» в центре города. Взорвалась мина российского производства, оставленная одним из посетителей в сумке у барной стойки. В зале в этот момент было 22 человека, 13 из них получили ранения, двое — тяжелые, лишь по счастливой случайности никто не погиб. Спустя неделю СБУ сообщила о задержании по подозрению в причастности к взрыву 12 человек. У задержанных были изъяты автоматы и патроны к ним, гранаты, детонаторы, наборы для установки растяжек, а также 7 противопехотных мин с маркировкой российских производителей. «Контрразведка СБУ установила, что обезвреженная группа диверсантов была звеном в составе созданной, финансируемой и управляемой спецслужбами России сети террористических групп, целью которой была дестабилизация ситуации в регионе», — сообщили журналистам. По словам прокурора области Юрия Данильченко, с июля на территории области действует террористическая организация под названием «Харьковские партизаны» в составе не менее 10 диверсионно-разведывательных групп, снабжаемая и руководимая спецслужбами России. По данным СБУ, основной состав диверсионных групп — харьковчане, часть из них участвовала в Антимайдане, часть завербована уже ими. Несколько задержанных террористов сообщили, что проходили спецподготовку (минно-подрывную, снайперскую, диверсионную) в тренировочном лагере под Тамбовом (Россия).

Второй взрыв прогремел вечером 19 января около пешеходной дорожки, ведущей из здания Московского райсуда Харькова. В тот день в суде слушалось дело по обвинению «свободовца» Михаила Соколова, обвиняемого в незаконном обращении с оружием. Поддержать Соколова пришла группа проукраинских активистов. Взрыв прогремел, когда они расходились после судебного заседания. Сработало самодельное взрывное устройство, заложенное у основания установленного неподалеку рекламного щита и приведенное в действие дистанционно. Ранения получили 12 человек, несколько — тяжелые.

Эти два теракта отличают как особая дерзость исполнителей, так и изначальная направленность на поражение людей.

На этом фоне все чаще раздаются голоса о слабости власти в области, о недостаточной работе по защите города как от терактов, так и от возможной агрессии. Госадминистрацией недовольны и депутаты местных советов, и волонтеры, задыхающиеся без помощи в проблемах беженцев, обустройстве госграницы и снабжении армии. Похоже, Игорь Балута унаследовал от Арсена Авакова одну тревожную особенность — слухи о скорой отставке обоих циркулируют с момента назначения. Еще в ноябре многие источники уверенно заявляли, что отставка Балуты — дело решенное. Называли и имя преемника, несколько, впрочем, неожиданное. Вице-президент инвестиционной компании «Сигма Блейзер Украина», владелец группы телекоммуникационных компаний «Воля» 52-летний Валерий Дёма никогда не рассматривался в качестве игрока на политической арене. Попытка пройти в Верховную Раду от БПП по одномандатному округу №178, где Дёма проиграл брату Михаила Добкина Дмитрию, всерьез не воспринимается. Его общественная деятельность ограничивается членством в помогающем фронту благотворительном фонде «Мир и порядок». Дёма считался «кандидатурой от Порошенко». По словам инсайдеров, близким к Кабмину людям удалось уже после согласования этой кандидатуры заострить внимание как на отсутствии у Дёмы опыта в сфере госуправления, так и на его неоднозначной оценке сепаратизма. Так, в декабре 2014 года в интервью харьковской газете «Время» Валерий Дёма прямо говорил: «То, что мы легкомысленно называем сепаратизмом, на самом деле является социальным протестом». Впрочем, слухи о его назначении вскоре затихли и практически сошли на нет.

В последнее время снова возникла тема «решенной» отставки Игоря Балуты. На этот раз в преемники ему прочат бывшего зама, ныне заместителя главы АП Игоря Райнина. Сам Балута на эти слухи отреагировал постом в «Фейсбуке», где заявил, что находится на своем рабочем месте, а Райнин находится на своем, и они являются друзьями и соратниками. Ясности ситуации этот пост не добавил. Если это произойдет, можно будет сказать, что Харьков остается в «зоне влияния» партии Народный фронт и лично министра МВД. Впрочем, возможное возвращение Райнина в родные пенаты именно из АП позволяет местным наблюдателям уже его считать компромиссной фигурой, устраивающей как президентское окружение, так и Авакова с Кабмином. Некоторые горячие головы из числа общественных активистов теперь уже Райнина связывают с Кернесом, впрочем, не приводя сколь-нибудь весомых доводов в пользу этого предположения. Так или иначе, в обойме возможных кандидатов по-прежнему новички или вообще не засвеченные во власти фигуры, вряд ли способные представлять собой серьезную альтернативу старым аппаратчикам времен «прошлого режима».

Еще более ярким свидетельством кадрового голода новой власти является то, что на последних парламентских выборах партиям пропрезидентского крыла не только не удалось добиться победы своих кандидатов во всех, кроме одного, округах Харькова, но и даже выдвинуть в большинстве из них узнаваемых согласованных кандидатов. Именно этим, а не «ватным электоратом» прежде всего объясняется столь неутешительное для киевской власти голосование харьковчан на выборах. Жители Харькова традиционно тяготеют к сильной руке, озабочены благом малой родины больше, чем эфемерным благом государства, и ждут от центра внятных знаков понимания проблем региона. Вероятно, этот фактор может стать решающим в сохранении в регионе нынешнего политического расклада. Задуматься о такой перспективе стоило бы, прежде всего, центральной власти. С утратой полуразрушенными Донецком и Луганском своей роли восточного центра, таковым, безусловно, становится Харьков. Слабая власть, нерешенность острых проблем, сдача позиций пока еще сильному лидеру оппозиции в лице Геннадия Кернеса может привести к тому, что Харьков надолго станет потенциальным очагом напряженности, а не восточным форпостом единой Украины.

Как известно, 21 января нынешнего года бывшему руководителю государственного концерна «Укрспецэкспорт», ГПУ объявила о подозрении. Главного «оружейника» Украины времен президентства Виктора Ющенко прокуроры подозревают в хищении почти 7,5 млн долл США.

Об этом сообщил сам генпрокурор Виталий Ярема — цитирует пресс-служба ГПУ. При этом (ну как же, «тайна следствия»!) главный прокурор не детализировал, где и при каких обстоятельствах были украдены озвученные миллионы.

Согласно официозу, С. Бондарчуку объявлено подозрение по ч. 5 ст. 191 (завладение путем злоупотребления служебным положением чужим имуществом, совершенное по предварительному сговору группой лиц, в особо крупных размерах) и ч. 2 ст. 366 (служебный подлог, повлекший тяжкие последствия) УК Украины.

29 января судья Печерского райсуда Киева дал разрешение на задержание экс-руководителя «Укрспецэкспорта» и привода его в суд для рассмотрения вопроса о применении меры пресечения в виде содержания под стражей. Также был наложен арест на имущество подозреваемого — деньги в сумме 10 млн долл США в одном из украинских банков и 2 автомобиля «Range Rover» общей стоимостью более 2 млн грн.

Поразительно, что из всех руководителей компании — главного экспортера вооружений и боеприпасов — за последние десять лет у Генпрокуратуры и внявшего ей Печерского суда столицы вопросы (и жесткие решения) появились только к С. Бондарчуку — Герою Украины (награжден В. Ющенко в 2010-м), сумевшему вернуть нашу страну в десятку крупнейших экспортеров военной продукции в мире.

Тому самому С. Бондарчуку, чья подпись стоит под контрактами о поставках вооружений в дружественную Украине Грузию как накануне российского вторжения в эту страну в августе 2008 года, так и после него.

Помощь оружием

В частности, по прямому поручению президента В. Ющенко «Укрспецэкспорт» поставил в Грузию не только мощные артиллерийские системы, но и эффективные средства ПВО. Которыми вооруженные силы Грузии смогли нанести ощутимый ущерб авиации государства-оккупанта — России.

В частности, российская сторона официально заявила о сбитых грузинской стороной трех штурмовиках Су-25 и одном стратегическом бомбардировщике Ту-22М3. К которым позже неофициально «добавился» один Су-24М.

Грузинская сторона озвучила совсем иной порядок потерь россиян: 12 августа президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о 21 сбитом самолёте противника. Однако позднее министр обороны Грузии Давид Кезерашвили назвал другие цифры: «Давайте скажем так: сбито 14 самолётов, среди них стратегический бомбардировщик Ту-22. Это немало.»

Самолеты агрессора были сбиты ракетами «Оса-АК/АКМ» и «Бук-М1» (к августу 2008 года Украина поставила Грузии, по разной информации, от 2-х до 7 дивизионов ЗРК «Бук-М1», то есть почти половину из тех, что у нее были на вооружении. А еще — РЛС «Кольчуга», самая современная на тот момент. Сделано это было по прямому письменному распоряжению президента Украины В. Ющенко — А).

Украина помогла братской Грузии, позже подвергнувшейся нападению России, не только системами ПВО. Только в 2007 году Киев продает Грузии 200 ПЗРК «Стрела» и «Игла». В 2008 году — 74 танка Т-72, 8 боевых самолетов, боевые модули «Шквал», системы залпового огня «Град» и т.д. При этом поставки оружия в Грузию из Украины осуществлялись параллельно с такими же поставками из США, Израиля, Болгарии, Чехии, Польши.

Месть Кремля

Напомним, что 1 октября 2008 года тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко публично обвинила Президента Украины в «контрабанде оружия», поставленного по его прямому указанию в Грузию. Якобы поставки оружия были сделаны «в обход Кабмина» и по демпинговым ценам, из-за чего госбюджет не досчитался многих миллионов долларов. За этим обвинением последовала массированная кампания в российских СМИ по обличению Украины и ее президента В. Ющенко в якобы незаконных поставках оружия «агрессору», за которого путинский режим пытался выдать подвергнувшуюся нападению Грузию.

Параллельно с этим агенты российских спецслужб из числа депутатов Верховной Рады во фракции Партии регионов (Сергей Коновалюк и Владимир Сивкович) создали т.н. «следственную комиссию» Верховной Рады, целью которой была компрометация государства Украины и высшего руководства страны на мировой арене. А также попытка объявления импичмента Президенту Виктору Ющенко силами подконтрольных Москве депутатов ВР из фракций БЮТ, Партии регионов и КПУ.

При этом С. Бондарчук был многократно обвинен Россией в «контрабанде оружия» и оглашен persona non grata в РФ.

Ни одной из этих целей «комиссия» и стоявшие за ее созданием спецслужбы РФ так и не добились.

Зато вскоре стало известно о неудавшейся попытке отравления главы «Укрспецэкспорта» Сергея Бондарчука. Который, по неофициальной информации, в бессознательном состоянии бы вывезен для экстренного лечения за границу. По инсайдерской информации, спасали С. Бондарчука в той же самой австрийской клинике, где до этого спасли жизнь В. Ющенко от отравления диоксином.

Перипетии этого ЧП должны быть хорошо известны Валентину Наливайченко, председателю СБУ во времена президентства В. Ющенко, нынешнему главе СБУ.

Именно после этой, неудавшейся попытки убийства, о которой в окружении В. Ющенко однозначно говорили как о «руке Кремля», Сергей Бондарчук был награжден президентом высшей государственной наградой — ему было присвоено звание Герой Украины с вручением ордена Державы. А 5 ноября 2013 года «За огромный вклад в дело повышения обороноспособности и защиты независимости и суверенитета Грузии» Президент Грузии Михаил Саакашвили наградил С. Бондарчука орденом «Вахтанг Горгасали» I степени.

Месть Кремля или принципиальность Генпрокурора?

Возвращаясь к предъявленным С. Бондарчуку обвинениям со стороны ГПУ: нельзя исключить, что подчиненные В. Яремы действительно нашли в деяниях экс-руководителя «Укрспецэкспорта» реальный, неоспоримый криминал.

Но крайне подозрительно, что при этом Генпрокуратура под руководством генерала милиции Виталия Ярема не нашла криминала в деяниях всех других руководителей «Укрспецэкспорта» за последние 10 лет.

При этом Генпрокуратура не имеет претензий к Дмитрию Саламатину (2005-2010)- гражданину РФ и креатуре В. Януковича. Не имеет претензий к Дмитрию Перегудову (2011-2012, с коротким перерывом 2012-2013) — пьянице и казнокраду. Не имеет претензий к «донецкому» по рождению причастности к команде, ставленнику «семьи» Януковича Вадиму Кожевникову (2012).

Все названные лица причастны к развалу ОПК Украины, вытеснению Украины с международных рынков сбыта продукции военного назначения и присвоению бюджетных средств в особо крупных размерах. Вероятно — кработе на спецслужбы РФ. Но к ним у ГПУ вопросов нет.

Зато Виталий Ярема и возглавляемая им Генпрокуратура оперативно возбудила дело в отношении единственного «врага России» на посту руководителя «Укрспецэкспорта» — С Бондарчука. На С. Бондарчука, которого не смогли сломать и, вероятно, убить спецслужбы РФ. Какая завидная оперативность: в середине октября 2014 года дело возбуждено, а в январе 2015-го уже готово «подозрение» и санкция на задержание и арест активов! В то время как не расследовано ни одно дело в отношении столпов режима Януковича, а аресты их активов в Украине начались едва ли не в середине декабря 2014 года — спустя 9-10 месяцев после бегства последних в Россию. А телефонные переговоры Виктора Януковича следствие решило изучить почти через год после возбуждения уголовного дела!

Может быть, такое рвение Виталия Яремы объясняется не только тем фактом, что Сергей Бондаренко ненавистен Кремлю, но и тем, что экс-глава «Укрспецэкспорта» «посылал» Кабмин Юлии Тимошенко, дружившей в то время с Путиным и пытавшейся влиять на политику этой госкомпании? Ведь Виталий Ярема — выходец их фракции «Батькивщины» и был делегирован на пост Генпрокурора именно этой политической силой. Долгое время служившей «отстойником» для людей из ближнего круга того же Виктора Медведчука.

Чем не версия? И чем она хуже версии ГПУ о том, что С. Бондарчук украл у государства деньги? К тому же вторая версия никак не исключает первую.

Самое интересное, что даже режим Януковича ничего не смог «пришить» С. Бондарчуку, хотя такие попытки и были. У ГПУ времен президента П. Порошенко все может получиться — судя по беспредельному цинизму ее руководства.