В действиях всех сторон, принимавших участие в конфликте на востоке Украины в минувшем году, есть нечто общее — они все, каждый со своей стороны, пытались разрубить донбасский узел одним махом.
В итоге к концу года стало ясно, что ни «блицкриг», ни быстрое установление прочного мира в регионе на данный момент невозможны. Второй очевидный вывод: «восточноукраинская проблема» должна решаться на международном уровне. Украинская власть предпочла бы ее обсуждать в «женевском» или «нормандском» форматах, но пока наиболее перспективным является «минский». Причина в том, что в «минском» формате в качестве посредника выступает ОБСЕ, в прочих — представители конкретных стран. В случае же дипломатической неудачи западным лидерам выгоднее переложить ответственность на международную организацию, чем брать ее на себя.
Впрочем, проведение переговоров в других форматах не исключено, но определяющим остается то, что именно минские договоренности рассматриваются как базовая модель для достижения взаимопонимания. По крайней мере, именно к ним апеллируют стороны конфликта — особенно когда упрекают противников в нарушении достигнутых соглашений.
Военные эксперты в большинстве своем уверены, что в зимний период эскалация конфликта в Донбассе маловероятна — именно по военным причинам. Соответственно, возможное обострение ситуации прогнозируют к весне. С другой стороны, это дает возможность за оставшиеся зимние месяцы предпринять ряд шагов к закреплению успехов в деле достижения перемирия. Кстати сказать, даже если обе стороны используют холодное время года для и наращивания сил, то тем самым в определенной степени обезопасят себя от попыток решения проблемы силовым путем — как раз из-за вероятности слишком высоких потерь с обеих сторон.
2015‑й должен стать годом пересмотра и выработки новой позиции украинской власти относительно неконтролируемых ею территорий. Судя по одобренной программе действий правительства, этот вопрос пока отложен на будущее, а точнее сказать — частично возложен на внешнеполитическое ведомство, ответственность за которое в итоге несет глава государства.
Есть вероятность, что участники конфликта в ближайшее время будут настолько поглощены решением собственных социально-экономических проблем, что сил, времени и ресурсов для противостояния у них просто не останется. Это, с другой стороны, не означает, что в Донбассе автоматически наступят мир и спокойствие. Ведь в вооруженное противостояние вовлечено слишком много рядовых участников, преследующих разнообразные цели: от бытовой мести до личного обогащения, многие из них игнорируют и Киев, и руководство самопровозглашенных республик. И здесь никуда не деться — условием для их возвращения к мирной жизни в первую очередь будет именно экономическая ситуация как в регионе, так и в Украине в целом.
Принятие же в конце осени решения о прекращении финансирования социальных выплат в регионе, по своей сути, тактически довольно болезненное решение. В 2015 году оно станет предметом для торга и переговоров — вопрос в том, какие именно уступки будут признаны приемлемыми и насколько эффективными окажутся усилия международного сообщества (прежде всего, речь о Европе) для разрешения конфликта.