Если попытаться скрестить горох и самые добрые намерения, из этого вряд ли выйдет что-то полезное. Что особенно интересно – отрицать добрые стремления не получится, но и толку от них вперемешку с горохом – никакого. Процесс вроде бы есть, а результата – ноль. Нечто подобное происходит сейчас и с харьковским футбольным клубом «Металлист». Поднявшись при прежнем владельце в верхние строчки турнирных таблиц, он теперь оттуда уверенно сползает вниз. И связывать это с войной на Донбассе вряд ли стоит. А если отбросить и все остальные фантастические версии, останется только одна, которая и будет настоящей причиной падения. То есть смена владельца клуба, повлекшая за собой смену всего руководства – явно и смену всего, что относится к финансированию – закулисно.
Можно сколько угодно ждать, раскрыв во всю мочь рты, но если туда попадает только воздух, голод утолен не будет. Точно также можно сколько угодно верить обещаниям Курченко о том, что смена руководства и владельца никак не отразится на финансировании, но если денег нет – футбола вскоре совсем не будет.
Уточняю. Деньги у самого владельца «Металлиста» наверняка есть. Но после того как он их передает на футбольный клуб, и они проходят через руки высшего менеджмента, оказывается, что их не хватает, причем катастрофически. Сколько выделяет сам Курченко и по какой причине их не хватает – известно только ему и его менеджерам. То есть гендиректору ПАО «Футбольный клуб «Металлист» Александру Нотченко, первому вице-президенту Александру Карпенко, заместителю директора по спортивным сооружениям Эдуарду Сухину и, возможно, еще нескольким менее известным менеджерам.
Первый ушел…
До недавнего времени Александр Нотченко ничтоже сумняшеся отрицал наличие финансовых проблем у ФК «Металлист» Он заявлял, что это – не более, чем слухи. Отсутствие команды на поле одноименного стадиона он объяснял сложной обстановкой в Харькове, войной и раздумьями на тему переезда куда-нибудь подальше от Донбасса. Например, в Запорожье.
Когда в СМИ просочилась информация о забастовке футболистов в связи с невыплатой зарплаты, гендиректор Нотченко все категорически отрицал. «Легионеры традиционно позже всех возвращаются из отпуска по личным причинам, к тому же со всеми игроками мы контактируем и открыто о каких-либо забастовках никто не заявлял. Если бы у клуба были задолженности перед игроками, они бы просто ушли и получили статус свободных агентов» - заявлял он.
Но факт оставался фактом – сползание «Металлиста» вниз в турнирных таблицах уже стало заметно невооруженным глазом. Например, играя в групповом этапе «Металлист» «прославил» себя антирекордом, проиграв все матчи к ряду, что до этого в Лиге Европы произошло лишь однажды в сезоне 2011-2012 годов с ирландским клубом «Шемрок Ровере».
И, наконец, произошло то, что уже невозможно было спрятать. Клейтон Шавьер ушел из команды, получив на это право через суд, который ему пришлось затеять из-за невыплаты зарплаты. В настоящее время все ведущие игроки не спешат возвращаться в команду по той же причине. На очереди – уход из команды Чако Торреса.
Кроме самой футбольной команды на «Металлисте» есть еще и детская академия, дела в которой также обстоят не лучшим образом. Самых талантливых парней – будущих звезд футбола сманивают другие клубы и другие страны. денег и там хронически не хватает.
Как бы гендиректор «Металлиста» ни говорил, что в его клубе все хорошо, информацию о реальном состоянии дел скрывать уже невозможно.
…и животноводство!
Почти все нынешние руководители ФК «Металлист» не имеют профильного образования Это одна из причин того, что они не понимают, что делать с футболом, как его поддерживать и развивать. Например, в качестве аргумента в пользу гендиректора Нотченко, можно услышать, что он давно работает в клубе, ранее трудился в его финансовом отделе. Тем не менее еще до работы в финотделе Нотченко учился в аграрном университете и закончил его. Потом он работал в институте животноводства, затем из сельского хозяйства ушел - в ООО «Украинская международная транспортно-энергетическая компания», которое наитеснейшим образом связано с концерном «АВЭК» Александра Фельдмана. Это я к тому, что ни образование, ни последипломная карьера, даже с учетом связей его родной транспортной компании с ООО «Слобожанское молоко», продукцию которого – великобурлукские сыры - транспортная компания экспортировала частному предпринимателю Андрею Гордиенко в Казахстан, никак не могли дать ему необходимые знания и умения для работы в «Металлисте». Приблизительно так же, как и импорт заготовок молочных пакетов.
Заместитель директора по спортивным сооружениям Эдуард Сухин также никогда ранее не имел отношения к футболу. Разве что гонял мяч с одноклассниками. О нем на сайте ФК «Металлист» вообще ничего не сказано – кроме должности, возраста и телефонов. Неужели сообщить нечего? Тогда я попытаюсь исправить досадный пробел. Эдуард Сухин ранее работал в районах области – в ЗАО «Альянс» (Первомайский район), ООО «Вера» (Кегичевский район) и в ЗАО «Тепличный» (Чугуевский район). Еще один специалист по сельскому хозяйству.
Первый вице-президент Александр Карпенко также не спортсмен и не футболист. Он по образование дорожник – закончил ХАДИ затем трудился там же, в родной альма-матер. Впоследствии работал в ныне ликвидированном ООО «Научно-технический центр «Демаш», был частным предпринимателем. В его биографии на сайте ФК «Металлист» именно так и указано: «Образование высшее техническое. Закончил Харьковский автомобильно-дорожный институт. Доктор технических наук, профессор.» Солидный человек с серьезным научным опытом… Но какое отношение все это имеет к футболу?
Итого два сельхозника и один дорожник стали управлять футбольным клубом. Можно сколько угодно говорить, что специалист по дорожному хозяйству обеспечит гладкую дорогу к спортивным высотам. А зам. директора по спортивным сооружениям в силу своего предыдущего места работы обеспечит команде тепличные условия. И под чутким руководством гендиректора, имеющего опыт работы как в животноводстве, так и в логистике молочных продуктов футбол поднимется до невиданных высот… Но без нормального спортивного специалиста вообще и по футболу в частности это останется не более чем благой фантазией.
Соответствующие специалисты - тренер Мирон Маркевич и спортивный директор Евгений Красников уволены. И ни одного подобного специалиста в клубе не осталось. Рядом с клубом был еще один человек, интеллект и футбольные познания которого приносили результат. Он тоже не удел. Результат - футбольным клубом «Металлист» руководят люди, не имеющие хотя бы мало-мальски подходящего образования.
Менеджер главнее хозяина?
Помимо выплаты зарплаты у клуба есть и другие проблемы. Самая животрепещущая – аренда стадиона, где команда готовится к матчам и где эти самые матчи проводятся. И тут Нотченко никак не может договориться с областной государственной администрацией.
Очевидцы рассказывают, что во время визитов в облгосадминистрацию Нотченко ведет себя крайне вызывающе. Откровенно хамит, объясняя это плохим отношением сотрудников госадминистрации к его президенту Курченко. Его не устраивает цена, которую называет коммунальное предприятие «Областной спортивный комплекс «Металлист», которая определяется исключительно затратами на содержание стадиона, и которая для этого же предприятия в итоге оказывается убыточной. В итоге, по словам очевидцев, он предлагает «25 штук гривен налом» - при минимальной стоимости аренды 200 тысяч. Предложение снизить стоимость проведения матча, оплатив только аренду стадиона – при условии, что оплата услуг милиции и «Скорых», обеспечивающих порядок и безопасность на матче будет произведена отдельно – Нотченко также не устраивает. У ПАО «Футбольный клуб «Металлист» элементарно нет денег на свою основную деятельность?
Судя по тому, что официальная зарплата генерального директора Александра Нотченко составляет 98000 гривен в месяц, деньги есть. Если не у клуба, то у его владельца Сергея Курченко точно. Не многие харьковские топ-менеджеры могут похвастаться такой зарплатой. Дело здесь не только в кризисе или нежелании предприятий платить своим сотрудникам. Многие из них направляют деньги на помощь нашей армии, которую теперь приходится восстанавливать буквально из небытия. И поскольку враг нашей страны не собирается ждать, когда мы обеспечим бойцов, люди находят более рациональное применение деньгам, нежели услада собственных телес на горнолыжных курортах.
Еще один вариант снижения стоимости проведения матчей по словам Нотченко – проведение их на каком-нибудь другом стадионе, которые попроще и подешевле. Например, на «Динамо». Но это только слова – «Динамо» не имеет сертификата УЕФА. Соответственно с таким же успехом матчи можно проводить на каком-нибудь школьном стадионе или просто пустыре – это будет еще дешевле. Но матча не получится.
***
Раз деньги у клуба все-таки есть, возникает интересный вопрос – это владелец Курченко их не выделяет в достаточном количестве. Или его наемный менеджер Нотченко так их распределяет, что на футбол остаются крохи? Хотя этот интерес – чисто умозрительный. В любом случае мы стали свидетелями фактического уничтожения когда-то сильного футбольного клуба.