Статьи
Децентрализация работает! Доходы местных бюджетов растут! На 30%, на 35% и даже на 40%! Приблизительно в таком ключе государственные мужи укореняют в умах общественности необходимость дальнейшей реформы и смены административно-территориального строя. Но чуда не будет, и как бы ни манипулировали процентами аналитики Минфина, через год громадам придется самостоятельно распоряжаться своими бюджетами, реализовывать делегированные государством полномочия, стимулировать развитие местного бизнеса и искать инвесторов. И для того, чтобы это у них получилось, одних лозунгов будет недостаточно.
Ведь, несмотря на декларируемый 40%-й рост поступлений, местные власти не спешат строить дороги и детские площадки. Они понимают, что собранные средства придется потратить на те статьи расходов, которые закрепило за собой государство, и которые это же государство десятилетиями обеспечивает постольку, поскольку. Реальной финансовой децентрализации так и не произошло, а ее второй этап, касающийся 100%-го финансирования делегированных государственных полномочий, был спущен на тормозах Министерством образования и Министерством здравоохранения, которые за прошедший год не удосужились создать нормативы бюджетной обеспеченности регионов. А до тех пор, пока их не будет, ничего в отношениях общин и государства принципиально не изменится.
Бюджетный рост?
За январь—апрель текущего года в общий фонд местных бюджетов, без учета трансфертов, поступило 28,8 млрд грн. Это — свыше 39,2% от годового планового показателя, утвержденного местными советами. Прирост поступлений в общий фонд в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом (в сопоставимых условиях и без учета территорий, неподконтрольных украинской власти) составил 40,2%, превысив на 8,3 миллиарда прошлогодние показатели. Темп роста фактических поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составил 115,1%, платы за землю — 125,4%. А в целом объем поступлений НДФЛ за четыре месяца превысил 15 млрд грн, поступлений платы за землю — 4,3 млрд. Поступления налога на недвижимое имущество, утвержденные на весь 2015 год местными советами в объеме 226,2 млн, за первые четыре месяца нынешнего года составили 232,6 млн.
Но не стоит обольщаться этими финансовыми победами, пока говорить о реальном успехе реформы рано. Если разобраться в сути вопроса, становится ясно, что показатели несколько завышены, а правительство (впрочем, не впервые) манипулирует цифрами. И когда Минфин говорит о 8 млрд грн дополнительных доходов, полученных местными бюджетами, то не случайно уточняет, что речь идет об общем фонде. Благодаря реформе фискальной децентрализации база общего фонда была расширена. Его поступления увеличились не только благодаря девальвационным процессам, но и передаче единого и экологического налогов и налога на недвижимое имущество из специального фонда. Так что увеличение «обеспечено» перекладыванием финансового ресурса из правого кармана в левый.
Например, поступления в общие фонды местных бюджетов Одесской области за первый квартал 2015-го действительно выросли на 19,5% в сравнении с прошлогодними показателями. Однако поступления в специальные фонды за этот период сократились более чем на 77%. В Николаевской области в первом квартале поступления в общий фонд увеличились на 20,5%, но спецфонд за этот же период «похудел» на 78%. Если в прошлом году местные бюджеты Запорожской области за первые 4 месяца собрали в общий фонд 1,156 млрд грн, а в специальный 113 миллионов, то в этом году за аналогичный период в общий фонд поступило 1,409 млрд (действительно больше), но вот в специальный — только 14 млн. То есть декларируемый Минфином 40%-й рост доходов — это даже не средняя температура по больнице. Понятно, что в преддверии объединения громад, задача власти — сагитировать как можно большее количество местных общин объединяться под флагом децентрализации. Вот только стоит ли переходить ко второму ее этапу, если даже первый еще не довели до ума? И какова в итоге цель государства? Показать красивые цифры и на скорую руку провести административно-территориальную реформу или все-таки обеспечить нормальное благосостояние местных общин?
Действительно, если раньше любые поступления из местных бюджетов изымались государством, а потом перераспределялись, то сейчас местные власти могут использовать по собственному усмотрению полученный дополнительный доход, только бы государство в полной мере обеспечивало делегированные им полномочия, ведь иначе использовать полученный излишек не удастся, так как специальные фонды местных бюджетов пусты.
Правительство традиционно заявляет о выполнении всех своих обязательств в части перечисления межбюджетных трансфертов. Так, по состоянию на 1 мая местные бюджеты получили 40 млрд грн из госказны. Базовая дотация перечислена в сумме 1,7 млрд грн. Субвенции на социальную защиту населения — 17,5 млрд. Образовательная субвенция — 12,5 млрд грн, медицинская— 14,4 млрд. Субвенция на подготовку производственных кадров — 1,7 млрд. Но это не свидетельствует о достаточности этого финансирования, да и определить эту достаточность невозможно, ведь нормативы бюджетной обеспеченности не разработаны.
Иллюзия победы
На самом деле просто передать полномочия и дать на них денег «сколько есть» — это не децентрализация и не реформа, эта привычная форма взаимоотношений центральной и местных властей. Если государство возлагает на местную общину обязанность, например, обучить 1000 детей, оно должно определить, какие конкретно услуги должны предоставить местные власти, что будет показателем качества предоставления этих услуг, сколько денег необходимо для выполнения этой функции в каждом конкретном случае. Это и есть нормативы бюджетной обеспеченности.
«Сейчас, например, образовательная субвенция идет в 700 районов и городов областного значения. Очень простой вопрос — на сколько этих денег хватит и почему где-то все равно будет густо, а где-то пусто? На сегодняшний день все нормативы берутся с потолка, обратной связи с регионами нет. Министерство говорит: сколько есть денег, столько берите, ни в чем себе не отказывайте, больше все равно нет. На местах говорят, что этого хватит только на 10 месяцев. И сказать в этом случае кто прав, а кто нет — невозможно. А если бы нормативы были, это, с одной стороны, обязало бы местные власти привести в порядок сферы образования и здравоохранения, чтобы они соответствовали нормативу, а с другой, обязало бы государство выполнять в полной мере свои функции», — делится с ZN.UA своими доводами Юрий Ганущак, эксперт по вопросам децентрализации.
Счетная палата с завидным постоянством фиксирует нарушения в использовании бюджетных средств, но выводов, похоже, никто из этого не делает. Так, анализ использования в Харьковской, Сумской и Полтавской областях средств для обеспечения школ современными техническими средствами обучения показал, что, с одной стороны, госфинансирование в прошлом году было не на лучшем уровне (до 60% от определенных Минфином показателей), а с другой, даже предоставленные не в полной мере областям средства в итоге не были использованы по назначению. Например, некоторые райсоветы вместо покупки компьютеров, потратили эти деньги на выплату заработных плат учителям (это хотя бы благородная цель). Но часть расходов была использована на закупку мебели, классных инструментов, печатных материалов, плакатной продукции и другого школьного инвентаря, не имеющего никакого отношения к передовым технологиям.
Конечно, есть примеры не злоупотреблений, а обычной халатности. Например, госбюджет на обеспечение экстренной медицинской помощи (ЭМП) в Волынской и Ровенской областях в 2014 году выделил денег недостаточно, но не из-за их нехватки, а из-за несоблюдения госнормативов. Численность персонала в штатных расписаниях областных центров ЭМП оказалась почти вдвое меньше утвержденных Министерством здравоохранения нормативов. Как следствие, в Волынском центре ЭМП не хватает 35 бригад экстренной медицинской помощи, в Ровенском — 22 бригады. Из-за одной ошибки в документах.
За столом переговоров пусто
Исходя из того, что порядка с нормативами нет, все эти дисбалансы, имевшие массовый характер до реформы, сохраняются и после нее. И когда мы объединим села в громады, вопросы с недостаточным обеспечением делегированных полномочий государства станут еще острее, ведь расходы добавятся, где-то понадобится школьный автобус, где-то еще один фельдшерский пункт. И, несмотря на все финансовые успехи регионов, останутся те общины, которым денег не будет хватать на элементарное.
«При этом местные бюджеты самостоятельно решить этот вопрос не смогут, так как существует масса подзаконных актов тех же министерств, которые один другому противоречат и не позволяют эффективно использовать средства. Министерствам это выгодно, в мутной воде ведь легче рыбку ловить, вот они и не спешат расставаться с системой, которую фактически невозможно контролировать, — обрисовал для ZN.UA ситуацию Александр Слобожан, эксперт Ассоциации украинских городов. — Если бы был четкий социальный стандарт услуги, ее конкретная стоимость и прозрачная методика подсчета, каждый местный бюджет знал бы, что объем финансирования по сфере образования, например, составляет 100 гривен, т.к. одна услуга стоит 1 гривну, а по стандарту их должно быть 100, и они должны обязательно соответствовать конкретным критериям. Тогда можно было бы говорить с государством на равных, отстранить министерства от ручного управления этими деньгами, уличить их в нецелевом или несбалансированном использовании средств, условно в покупке золотых унитазов вместо учебников. Но действующая сейчас система удобнее для чиновников».
Нормативы бюджетной обеспеченности должны быть утверждены на основе социальных стандартов, и утвердить их несложно: для этого нужно просто сесть за один стол представителям Минобразования, Министерства здравоохранения и Минфина. В сфере образования решить этот вопрос будет проще — теория этих нормативов есть, методика подсчета есть. «Что такое, по сути, норматив, норматив умножается на количество населения и получается та расчетная сумма субвенции, которая идет на места. Но для того, чтобы существующую методику применить, Министерству образования нужно определиться с собственной политикой на местах и той моделью инфраструктуры, которая была бы оптимальной для успешной работы, исходя из реальной инфраструктуры и того, каким образом она может быть реорганизована. Потом это все сверяется с реальными цифрами, и если они не совпадают, убираются те функции, которые, по мнению министерства, являются необязательными. Если же власть на местах хочет вводить дополнительные услуги, она может это сделать, но уже из своих собственных средств», — объяснил Юрий Ганущак. Именно этот минимальный стандарт, описанный и рассчитанный министерством, является обязательным для государственного финансирования. В таком случае не возникает никаких сомнений в том, что возложенные на общины полномочия и выполняются, и финансируются в полной мере.
При этом, по словам эксперта, Минфин имеет и анализ инфраструктуры и все необходимые расчеты для определения норматива для образовательной субвенции. Их достаточно просто еще раз проверить. Не хватает лишь желания Минобразования все это внедрять в практику.
В сфере здравоохранения ситуация сложнее, там даже регуляторная модель еще не создана. Более того, в сфере образования относительно точно известно, сколько детей должно быть в классе, сколько учителей необходимо для их обучения, какими должны быть учебные планы и т. д. Каждая образовательная программа описана и оценена. В сфере здравоохранения все не так просто, на сегодняшний день в министерстве еще не пришли к пониманию того, что, собственно, считать. В сфере образования базовый уровень — это школа, объект, который предоставляет населению завершенную услугу в виде среднего образования, качество которой можно оценить благодаря системе внешнего независимого оценивания. Со здравоохранением все намного сложнее, там больше учреждений, больше услуг, уровень предоставления которых очень неоднородный, сложнее оценить качество предоставления этих услуг. Но это все равно нужно сделать или хотя бы начать делать. Ныне, спустя 5 месяцев со старта первого этапа реформы, в середине бюджетного года в министерствах только начали создавать рабочие группы, которые будут обсуждать этот вопрос.
«Секторальные трансферты — это сегодня огромная проблема украинской реформы. Я присутствовал на трехчасовом обсуждении этой темы в Министерстве финансов, и вопросов у меня осталось больше, чем ответов. Но решить эту проблему необходимо, так как она затрагивает центральный вопрос реформы — распределения функций в государстве. И не совсем понятно, почему министерства не хотят функциями расставаться со своими», — поделился с ZN.UA впечатлениями Херст Циммерман, немецкий эксперт, консультант украинского правительства по вопросам децентрализации.
Впрочем, почему наши министерства не спешат с решением этого вопроса, не понятно лишь сторонним наблюдателям. Люди, живущие в Украине, понимают, что реформа саботируется по вполне конкретным корыстным мотивам. В любой момент госчиновники могут всю проделанную ранее работу умножить на ноль, и местным бюджетам придется из полученных средств общих фондов финансировать и образование, и здравоохранение. По большому счету, это размоет те доходы, которые начали оставаться в региональных бюджетах, и превратит децентрализацию в фикцию.
Создание прозрачного механизма рационального и эффективного применения межбюджетных трансфертов — это одна из основ децентрализации. Нерешенность этого вопроса ставит под сомнение готовность госаппарата к реформированию как таковому. Эффективное использование бюджетных средств является главной задачей государства, его органов и структур. А еще главным критерием оценки качества управления госфинансами. Ведь все несовершенства законодательства и нормативно-правового обеспечения только стимулируют небезызвестный «человеческий фактор» как в кресле председателя сельсовета, так и в кресле министра. Пока качество управления государственными деньгами остается на традиционно низком уровне. Правительство с рвением реализует те направления реформы, которые ему на руку, и «забывает» о других, менее привлекательных. В итоге реальная финансовая независимость регионов может так и остаться фикцией.
- Информация о материале
Управління житлово-комунального господарства Ізюмської міськради Харківської області за результатами тендеру уклало угоду з ПАТ «Шляхове ремонтно-будівельне управління» на ремонт дороги вартістю 2 млн грн. Про це повідомляється у «Віснику державних закупівель».
За ці гроші до кінця року планується зробити капітальний ремонт автомобільної дороги по вул. 20-років Жовтня м. Ізюм. Передбачено засипку вибоїн щебенем, розлив в’яжучих матеріалів улаштування вирівнюючого шару із асфальтобетону, розлив в’яжучих матеріалів, улаштування асфальтобетонного покриття товщиною 5 см, фрезування асфальтобетонної поверхні в об’ємі 1 % від всієї площі.
Переможець ПАТ «Шляхове ремонтно-будівельне управління» запропонував робити ремонт дороги з розрахунку 37701,60 грн за 100 кв.метрів дороги.
«Шляхове ремонтно-будівельне управління» зареєстроване у м.Ізюм Харківської області. Найбільшим пакетом акцій 24% володіє голова правління Ніна Гончар.
У торгах взяли участь три компанії. У тендерного комітету були претензії до двох із них щодо повноти пакету документів. Разом з тим інформація про відхилення якоїсь із пропозицій у ВДЗ відсутня. Тільки навпроти фірми-переможця зазначено, що необхідні документи в наявності.
Один із учасників ТОВ «Євробуд Плюс» Карена Антоняна з Дніпропетровської області не подав звіт про рух грошових коштів. Ця фірма пропонувала виконати роботи дешевше – з розрахунку 36 429 грн. за 100 кв. метрів.
Водночас відомо, що оцінка пропозицій, окрім вартості робіт (80 балів), включала також термін початку виконання робіт з моменту отримання заявки (10 балів) і наявність спеціальної техніки (10 балів). Чим відрізнялися пропозицій учасників в цій частині у протоколі торгів не уточнюється.
- Информация о материале
Управляющий директор UVCA Яника Мерило рассказала, почему ушла с должности советника министра экономического развития Украины и как сейчас продвигает идею создания электронного правительства.
BorovikLeaks
Почему вы ушли с должности советника министра экономики?
– В моём случае никакой интриги нет. В качестве советника министра я занималась вопросами улучшения инвестиционного климата и созданием электронного правительства. То есть, по сути, единого портала административных услуг, который позволил бы гражданам в онлайн-режиме подать заявление на субсидию, оформить паспорт или получить справку о несудимости.
У Айвараса Абромавичуса (министра экономического развития и торговли. — Фокус) были другие приоритеты — в том числе дерегуляция и подготовка госпредприятий к приватизации. Я могу его понять: пожалуй, если бы я была на его месте, то тоже сосредоточилась бы на этих задачах. Но уйдя из Кабмина, я точно так же продвигаю электронное правительство, отсутствие статуса советника никак мне не мешает. Наоборот, работаю с несколькими министерствами и самоуправлениями.
О чем свидетельствует скандал в правительстве с Сашей Боровиком?
– Думаю, что ситуация с Сашей Боровиком несколько раздута, и не стоит говорить о массовом исходе иностранцев из Кабмина. Тем более, что Боровик так и не был назначен на должность. А то, что меняются советники - это совершенно не знаковое событие.
А чего, собственно, ожидал Боровик? Прогулку в парке? У меня лично не было никаких иллюзий относительно бюрократичной машины. Да, в системе очень трудно - она сама себя не сократит, будет противодействовать и пассивно, и активно. Система более 20 лет так строилась. Нельзя сказать, что мировые практики здесь не работают, но не все же так просто. Дверью хлопнуть проще всего, труднее пытаться найти путь для реализации реформы. Если это невозможно сделать напрямую, нужно искать другие пути.
Дела государевы
Боровик пожаловался на скорость реформ в правительстве. А у вас есть нарекания?
– Конечно, мне тоже кажется, что реформы продвигаются очень медленно, хотелось бы быстрее. Но я не делаю из этого трагедии "невозможно работать, я ухожу", так как понятно, что политическая элита в Украине полноценно ещё не успела смениться. Это один из ответов, почему всё так медленно. Во всех вертикалях власти нужны новые лица, но обновление требует времени и терпения.
У нас есть молодые депутаты, которые не принимали участие в схемах прошлых созывов. Будет и дальше обновление, просто не так быстро, как хотелось бы. Может, некоторые реформаторы не были готовы к этому. Самое худшее - это махнуть рукой и вернуться к тому, что было раньше. Этого я боюсь больше всего. Тем более, что сегодня происходит больше, чем видно со стороны. Есть реальная проблема в коммуникации власти с обществом.
Инвестиционная привлекательность Украины снижается, несмотря на все реформаторские потуги. Почему?
– Я бы не говорила так однозначно. ЕБРР вложил в Украину $1,2 млрд в прошлом году. Важно, что они продолжают это делать. Если бы они свернулись и ушли - вот это был бы действительно очень плохой сигнал. Наша ассоциация, например, сейчас общается с одним крупным европейским фондом, который еще в 2002 году присматривался к Украине. Их представители хотят поговорить с местными фондами private equity, чтобы почувствовать настроения. И они готовы входить в капитал украинских предприятий. По данным нашей ассоциации, каждую неделю проводятся сделки. Так в прошлом году их было 67 на сумму в $92 млн. В этом году мы также наблюдаетм вложения в IT, агро, промышленность. И средняя сумма сделки стала крупнее.
Вы поддерживаете анонсированную приватизацию украинских госпредприятий?
– Я не думаю, что сейчас время для распродажи. Для начала необходимо реформировать эти госпредприятия. В нынешнем их состоянии цена будет слишком низкой. Пока они не прочистились, пока непонятно, какие есть активы, долги, обязательства, продажа бессмысленна. Те оценки, которые им будут давать сегодня, и оценки, которые могли бы поставить через год после реформирования - это очень разные цифры.
Оцифровывание бюрократов
В каком формате вы сейчас работаете над созданием электронного правительства?
– Ведем активный диалог с разными министерствами. На сегодняшний день нашу инициативу активно поддерживают в Минобороны, Мининфраструктуры, Минэкологии, МВД и Минюсте. По каждой админуслуге приходиться договариваться отдельно. Например, если это справка о несудимости, то контактировать нужно с МВД, а если заявка на субсидию – то Минсоцполитики.
Как будет выглядеть процедура получения электронной админуслуги?
– Через три недели мы запустим портал, где человек, зайдя в свой личный кабинет через мобильный телефон или интернет-банк, получит перечень доступных административных услуг. На первом этапе перечень будет короткий, но каждый месяц мы планируем добавлять по 1-2 услуги. Если за год добавим важных 10-20 услуг, это будет реально очень большой прорыв.
Реформы продвигаются медленно, так как политическая элита полноценно ещё не успела смениться
С некоторыми услугами есть объективные трудности. Например, самая популярная услуга - это оформление паспорта или внесение в него изменений. Это 40% всех запросов. Но пока не можем запустить эту услугу, так как на сегодня сама база паспортов не оцифрована.
В каких регионах будут доступны электронные админуслуги?
– Пока тестируем в Днепропетровске и Львове. Но если мы где-то запустимся, то это будет масштабироваться - так как технически система может работать в любом регионе.
Почему вы выбрали Днепропетровск и Львов?
– Мне проще работать там, где есть политическая воля. Мэр Львова Андрей Садовый на встрече сразу сказал, делайте так, как нужно. В Днепропетровске мы контактировали уже с прошлой властью (с командой экс-губернатора области Игоря Коломойского. – Фокус). Мэрия Харькова также приглашала в ЦНАПы (центры предоставления админуслуг. – Фокус) и подчеркивала, что очень важно запустить электронные админуслуги. Хорошие менеджеры понимают, что если не навести порядок снизу, то и сверху руководить будет сложно. Поэтому так важно обеспечить людям удобный доступ к админуслугам.
Я также хочу создать карту, где показать, в каких городах какие услуги доступны. Например, открытый бюджет, кто публикует протоколы заседаний, проводит электронные закупки. Так города, наверное, лучше отреагируют. Пример, что в одном месте работает, думаю, самый большой стимул запускать услуги и в другом месте.
- Информация о материале
Верховная Рада, поддержав 14 мая законопроект №1195, предоставила банкам право ограничивать досрочное снятие срочных вкладов. 19 мая документ направили на подпись президенту, на что по закону отводится 15 дней (до 3 июня). Пока ограничение не вступило в силу бежать в панике в банк за своими деньгами вкладчикам точно не стоит. На размещенные ранее депозиты нормы закона не распространяются. Но граждане, которые будут размещать вклады после вступления закона в силу, уже не смогут получить доступ к своим деньгам досрочно. Если, конечно, в договоре с банком не будут прописаны особые условия.
Депозиты по-новому
Новшество заметно повлияет на рынок депозитов. После вступления закона в силу управляющий партнер ЮК «Кушнир, Якимяк и партнеры» Олег Якимяк прогнозирует формирование двух типов срочных вкладов – с разрешением досрочного снятия и без такой возможности.
«Большинство депозитных продуктов украинских банков по умолчанию будут предусматривать ограничение на досрочное снятие. Специальные вклады, допускающие такую возможность, будут предлагать с процентной ставкой в 1,5-2 раза ниже», - уточняет директор департамента организации и стратегии ПАО «Кредобанк» Роман Лепак. Чтобы отличить два типа депозитов друг от друга, вкладчикам придется вчитываться в договор – если о досрочном снятии там не сказано ни слова, значит забрать из банка деньги до окончания действия договора не получится.
Но в условиях нестабильности очередное ограничение может усугубить недоверие к банковской системе. «Вкладчики в претензионном порядке могут обращаться к банкам (в связи с досрочным снятием депозитов. - Фокус). Если банки не будут удовлетворять их претензии в течение 10 дней, последует судебное производство. При этом суд может стать на сторону вкладчиков», - рассказывает о возможной реакции управляющий партнер, директор ЮК «Грищенко, Пронин и партнеры» Евгений Пронин.
«Нововведение может усилить и так существующую панику среди населения и ускорить отток вкладов из банков», - продолжает партнер АО «СК ГРУП» адвокат Юлия Курило. По мнению собеседницы Фокуса банки, желая сохранить средства вкладчиков, будут вынуждены предлагать им выгодные условия по краткосрочным программам. Таким образом, реакцией рынка станет снижение средних сроков размещения срочных депозитов. «Первые успехи мы сможем показать по коротким (в 1-3 месяца) срочным вкладам. Ведь к большим срокам рынок сейчас не готов», - подтверждает председатель правления «Коммерческого индустриального банка» Вадим Березовик.
Подарок для банков
По мнению Романа Лепака, этот закон был принят с большим опозданием. Если бы норма о запрете досрочного снятия депозитов была введена в 2008 – 2009 годах, она бы значительно облегчила управление ликвидностью для банков в ходе нынешнего кризиса.
Как бы там ни было, опрошенные Фокусом банкиры сейчас не скрывают удовлетворения. «В условиях глубокого экономического кризиса такие регуляторные меры можно считать оправданными. Они направлены на снижение риска стремительного оттока депозитов», - поясняет начальник аналитического отдела ПУМБ Евгения Ахтырко.
Кроме того, как отмечает Вадим Березовик, в более отдаленной перспективе новшество позволит банкам выстраивать нормальную кредитную политику, вернет понятие инвестиционного кредитования и долгосрочного кредитования населения, в том числе, на покупку недвижимости.
- Информация о материале
Говоря о путях возрождения украинского кино, обычно сводят их к прямому государственному финансированию. На самом же деле, учитывая нынешнее положение страны, нам выгоднее обеспечить льготные условия для отечественных и иностранных инвесторов в украинское кинопроизводство. Это доказывает сравнение зарубежного опыта с нашими реалиями.
Богатые тоже плачут
Средний бюджет полнометражного фильма составляет во Франции 5 млн. евро, в Испании и Германии — 4 млн. евро. Что получится, если адаптировать эти цифры к украинским реалиям? Вычтем из кассовых сборов 50%, которые забирают кинотеатры, а также сделаем скидку на гривневую составляющую в бюджете украинского фильма и предположим, что он будет равен 3 миллионам даже не евро, а долларов. Тогда для того, чтобы окупиться, фильм должен собрать в отечественном прокате $6 млн. (миллионные заграничные сборы для наших лент пока только мечта). А это у нас за все годы независимости удалось лишь импортному «Аватару» с его $8,4 млн. кассовых сборов. Даже если снять фильм «всего» за один миллион баксов, чтобы окупиться за счет украинского кинопроката, он должен был бы занять в его топсписке, например за 2014 год, место не ниже девятого. И если предположить, что одному украинскому фильму это удалось, то как быть с остальными?
Впрочем, даже в благополучной Европе только 20% фильмов приносят прибыль, а 20% — выходят «в ноль». А в лидирующих в мировом кинопроизводстве США лишь два фильма из десяти оказываются прибыльными. С такими показателями любой бизнес давно бы свернулся (не случайно продюсер получившего «Оскар» фильма в ответ на попытки журналиста разобраться в финансовых механизмах западного кинопроизводства назвал его crazy business), но кинематограф поддерживают на плаву сразу несколько механизмов.
Первый — прямое государственное финансирование. Один немецкий кинорежиссер несколько лет назад жаловался автору этих строк: «Что такое триста миллионов евро в год на государственную поддержку кино в Германии, если Франция тратит на эти же цели пятьсот миллионов евро?» (Во Франции существует сложная система сборов на поддержку национального кинематографа, включающая, в частности, налоги с продаж билетов в кинотеатры и на доходы телеканалов. Полное изложение этой системы занимает, как рассказал уже французский кинорежиссер, два тома.)
Второй путь — налоговые льготы. По этому пути пошла Великобритания после того, как в 1997 году решила покончить с засильем американского кино в отечественном прокате (многие изэтих лент снимали в Голливуде британские кинорежиссеры). Согласно принятым законам создатели британских фильмов могли претендовать на компенсацию 16–20% затраченных на их производство средств. Причем на эти льготы могли рассчитывать не только британские инвесторы, но и иностранные. Для того чтобы фильм был признан «британским», нужно было набрать как минимум 16 пунктов по 42балльной шкале. По некоторым показателям в этой шкале присуждалось сразу несколько пунктов. Например, чтобы загрузить крупнейшую британскую киностудию Pinewood с ее 16 съемочными площадками, снимавшейся на ней картине давали сразу девять баллов. В результате британское кино, которое до этого плелось в хвосте европейского кинематографа, резко вышло в нем на первые позиции.
Даже в США, где, как обычно считают, нет государственной поддержки кинематографа, она существует на местном уровне. Так, например, в штате Мичиган выделяется налоговый кредит в размере до 40% средств, затраченных на производство фильма, при условии, что работа происходила на территории штата. А в штате Нью-Мексико эта цифра составляет 32%.
А бедным не обойтись без богатых
Вернемся к родным пенатам.
Кинопродюсеры в ответ на вопрос, какие, по их мнению, иностранные наработки можно использовать для развития национального кинематографа, чаще всего отвечают — все и сразу. И, в принципе, они правы. Очень уж невелика в Украине база, с которой можно собирать деньги для национального кинематографа.
Так, например, в 2014 году украинские кинотеатры посетили 20,1 млн. человек, заплатившие за билеты 942,7 миллиона гривен. (Для сравнения: в Великобритании годом ранее 172,5 млн. кинозрителей принесли в кассы кинотеатров $1,92 млрд.)
Как легко посчитать, разница в кассовых сборах, с учетом курса валют, отличается в 40 раз. То же самое и с прямым финансированием кинематографа. В 2015 году на господдержку украинского кино запланировано выделить 75,5 млн. грн. То есть — примерно на два порядка меньше, чем тратят на эти цели во Франции или Германии. И даже если мы увеличим госфинансирование в нереальные десять раз, оно все равно останется на порядок меньше, чем у европейцев.
Поэтому главная перспектива развития украинского кинематографа видится сегодня в привлечении в кинопроизводство отечественных и иностранных инвесторов, для которых целесообразно создавать, подобно другим странам, льготные финансовые условия, а также в использовании конкурентных преимуществ Украины на международном кинорынке. Среди таких преимуществ — дешевая рабочая сила. Во Франции, например, расходы на заработную плату, вознаграждения и страхование составляют примерно 50% бюджетов фильмов. Далее — разнообразие локаций, то есть потенциальных съемочных площадок с разными природными и историческими пейзажами. (Кстати, в будущем, как показывает практика мирового кинематографа, такие площадки, увиденные в фильмах зрителями разных стран, становятся точками роста въездного туризма и даже роста цен на местную недвижимость.) Наконец, в Украине уже сейчас существует сильная отрасль производства визуальных эффектов для кино, которая получает заказы из Голливуда и завоевывает призы на международных киносмотрах.
Но все эти плюсы сработают только при условии отсутствия главных потенциальных минусов. Условие первое — налоговые и прочие льготы от государства должны получать в первую очередь не «гениальные» или «правильные» с точки зрения чиновников, а потенциально кассовые отечественные фильмы. В том числе привлекательные для западного рынка, где билет в кино стоит в среднем 6–7 евро. Иначе отечественный кинематограф никогда не перестанет быть дотационным. Условие второе — эти льготы, как показывает тот же опыт мирового кинематографа, должны действовать постоянно, а не до первого выхода украинского кино «в плюс». Иначе мы уподобимся нерачительному хозяину, который, соблазнившись сиюминутной выгодой, пустит курицу, несущую золотые яйца, на мясо.
- Информация о материале
Вот уже скоро год, как в качестве позитивных результатов войны отмечается рождение новой политической нации. Точнее было бы сказать, что война объединила (или разъединила, если угодно) людей по принципу ненависти к врагу, безразличию к врагу и любви к врагу.
Впрочем, особо радоваться такой структуризации не стоит. Война на самом деле не строит общество, она его калечит. Не дает ему возможности развиваться естественно и органично. Убивает оптимизм и подменяет веру в завтрашний день страхом перед будущим.
Продолжительная война возбуждает ностальгию по мирным временам, когда «хоть и воровали, но доллар был по 8 и никого не убивали». И кажется, что если бы не Майдан, так было бы до сих пор.
Возможно, именно до сегодняшнего дня так бы и было. Но домайдановский режим был обречен. И причины этого, как и любого масштабного процесса — субъективные и объективные.
С субъективными все ясно, все их помнят, а кто забыл — тому российское телевидение в помощь, они там периодически выступают. Но определяющими, в конце концов, были причины объективные, а именно — конструктивные дефекты постсоветского авторитаризма.
Авто…
Ведь это только кажется, что авторитаризм, будучи однажды построенным, едет сам по себе. Что однажды выстроенная пирамида с элементами пищевой цепочки простоит века. Но авторитаризм — это не пирамида. Когда Путин охарактеризовал себя как «раба на галерах», всех это развеселило, но уж он-то понимал, что возглавляемая им система за власть, деньги, дворцы и прочие атрибуты жизненного успеха забирает саму жизнь.
Постсоветскуюавторитарную систему лидер не может ни на минуту оставить без присмотра. Его прямыми обязанностями являются управление, учет и контроль. Нет, не три-четыре часа в день, а с утра до ночи.
И не важно, правишь ты государством слуг или баронов (это если по Макиавелли).
Ежедневно и ежеминутно ты должен четко знать мотивацию каждого слуги. Должен понимать, кто из слуг и сколько может украсть, кто предан тебе по расчету или по глупости, а кто готов сдать тебя с потрохами потенциальному преемнику.
Для этого ты должен следить за всеми, часами изучать прослушки и читать распечатки телефонных разговоров, в том числе разговоров тех, кто приносит тебе эти прослушки.
Ты должен собрать у себя волков, готовых разорвать каждого, кто тебя ослушается, следить, чтобы волки были слегка голодными (но не сытыми, Боже упаси!), периодически отдавая этих волков на съедение следующим.
Ты должен создать вокруг себя несколько групп, периодически натравливать их друг на друга, следить за их грызней, не утрачивая возможности прекратить их драку одной командой «Стоять!»
Ты должен внушать страх и любовь. Любви ты добиваешься подачками, причем должен точно знать, кому какую подачку кинуть, для чего (опять же) знать наизусть мотивацию подданных. Кому — денег, кому — орден, а кому и — селфи, с которым счастливый обладатель может пойти по инстанциям и решить все свои проблемы. Каждому свое.
Ты должен периодически менять окружение, отправляя преданных тебе в отставку или на нары только для того, чтобы продемонстрировать потенциал альфа-самца. И вообще, для тонуса.
Все сказанное касается при этом не двух-трех ближайших соратников, а тысяч подчиненных не только в столице, но и в более-менее крупных городах.
И при всем этом, ты должен оценивать происходящее не только с точки зрения придворной тусовки, а видеть общественный процесс и не нарушать столетиями проверенных правил, одно из которых — не отбирать у населения имущество. Почему-то с этим у нас всегда наибольшие проблемы.
Теперь вопрос — а может ли более-менее нормальный (да, даже и не совсем нормальный) человек ежеминутно на протяжении долгого времени выполнять вышеизложенное?
Если нет — тогда остается неизученной прослушка, отменяется встреча, не отдается приказ. Тогда слуга (или тем более — барон) начинает чувствовать ослабление поводка, свободу действий и неизбежно начинает что-либо предпринимать.
В лучшем случае — для того, чтобы что-то несанкционированно украсть. В худшем — для того, чтобы сделать тебе неожиданный подарок (доказывая абсолютную преданность и полную незаменимость), и отобрать наконец у коллеги часть твоего внимания, а, стало быть, власти. А слуги ведь попадаются разные. Есть умные, есть хитрые, есть туповато-исполнительные, а есть как бы смышленые; недалекие, но инициативные, считающие шефа просто любимцем фортуны, его нахождение на троне — историческим парадоксом, а в себе ощущающие готовность заменить его в любой момент. И вот когда такие начинают действовать…
Тогда могут убить известного оппозиционного журналиста. Или известного оппозиционного политика.
А если ты патологически ленив, работа тебе претит как таковая, а привлекают гольф и кабаны — тогда случается Майдан. И все. С этого момента включается будильник и начинается обратный отсчет.
Могут быть исключения из этого правила? Да, главным образом на востоке, где эмир по определению обладает сакральной властью, а самодеятельность слуг прекращается оперативным отсечением головы. Ну и братская Беларусь, президент которой — один такой на весь белый свет.
Вы скажете, что 15 лет Путин опровергает эту теорию? Ну, во-первых, Россия тоже в каком-то смысле — эмират. Во-вторых, как ни горько это каждому отдельно взятому человеку с его непродолжительной жизнью, 15 лет для такого государства — не срок.
Модная теория просвещенного самодержавия не выдерживает длительного испытания постсоветской (в частности украинской) практикой. Впрочем, не только эта теория.
Демо…
Незыблемые, казалось, священные правила западной демократии также приобретают на нашей земле неповторимую украинскую специфику. При том, что лучше демократии, как известно, никто ничего не придумал, ее украинская постреволюционная инкарнация радует глаз своей свежестью.
Вообще-то, мы — разные. Мы всегда были разными даже в пределах одного отдельно взятого региона. Не было, нет, и не будет никаких общностей типа «донецкой», «львовской» или «киевской». Мы очень индивидуальны, как бы ни хотелось доказать обратное и строителям «русского мира», и сторонникам «национального» государства.
Да, на востоке страны (в силу зависимости каждого отдельно взятого человека от многотысячного коллектива крупного предприятия) не так развито осознание собственной личности.
Да, многие на Донбассе (не опускаясь на колени и не выезжая за пределы региона, кроме летнего отпуска в Крыму) годами слушали рассказы о том, что они всех кормят. А мир для таких людей сжимался до размеров родной шахты, ялтинской набережной (раз в год) и «Донбасс-арены» (два раза в месяц).
Но даже там человек ощущал себя частью именно конкретного коллектива, а не евразийского сообщества. Все прочее — технология. Пятнадцать лет — технология обеспечения персональной власти Януковича. Последний год — технология стравливания и провоцирования бесконечной войны и разрушения, над чем, собственно, и трудятся российские специалисты.
Мы — разные, и потому идея децентрализации имеет у нас глубокую психологическую основу. Украинец сам уже давно децентрализовался, причем до уровня дома и квартиры, а дети — до уровня комнаты, так что переход на уровень громады — это, скорее, укрупнение.
Мы были едины только в одном — как сторона общественного договора — «вы крадете, сколько захотите, давая нам возможность жить, как мы можем».
Наиболее активная часть общества в одностороннем порядке решила договор расторгнуть. Собственно, именно расторжение договора и произошло торжественно на Майдане, хотя многие делать этого и не собирались, а только хотели заменить одну из сторон соглашения (что выражалось в лозунге «Банду геть!»).
Хотя, если быть честным, именно банда этот договор выполнять не спешила. Мухлевала банда. Значительная часть населения физически не могла выполнить условие «жить, как можем», потому что жить в принципе стало трудно. Не надо, правда, забывать и о тех, кому жилось неплохо, но они защищали уходящий режим, в основном, по трудовому соглашению. И даже в Донецке год назад призыв вернуть Януковича был быстро освистан.
Поэтому договор был прекращен, и все, что мы сегодня наблюдаем, является процессом написания нового. Пока что базовым проектом является «Вы — крадете, сколько можете, а мы — живем, как можем». И это несомненный прогресс.
Общественная турбулентность сегодня связана, во-первых, с тем, что отдельными гиперактивными представителями власти декларируется изменение формулировки на «Мы не крадем вообще…» Конечно, это было бы еще более значительным прогрессом, но реалисты считают такое развитие событий маловероят-ным. Тем не менее, некоторые верят.
Вторая причина турбулентности в том, что сегодня вообще непонятно, в чьем лице власть этот договор будет негласно подписывать.
Она (власть) в последнее время приобретает крайне разнообразные формы. Одни очень по-грузински занимаются демонтажом прогнившей системы, а другие в этом же самом месте одновременно возводят второй этаж по-польским чертежам, но без фундамента.
Все вместе просят помощи у стратегических партнеров, как будто эти партнеры знают, как максимально быстро и безболезненно провести демократическую трансформацию и вообще когда-либо это делали. То есть делали, но наряду с успешными кейсами (Грузия, Польша, Эстония) имеют на своем счету и Румынию с Болгарией, не говоря уже о ближневосточных казусах.
Энтузиасты выносят старую мебель, а с ней вместе — все, что попадает под руку, засовывая это в мусорные баки. В «ДНР» хихикают и намекают, что их способы люстрации типа «подвал» гораздо более эффективны.
Отдельные действия некоторых представителей власти наполняют новым, неведомым Салтыкову-Щедрину смыслом фразу «Простота хуже воровства», что особенно колоритно на фоне борьбы с коррупцией.
В то же время наиболее активные, информированные и циничные строят маленькие анклавы, где смогут реализовать планы стремительного обогащения. Вы их видите, они стоят там, за спинами романтиков, тоже делают горящие глаза и ждут момента, когда эти, первые, расчистят поле.
Кто-то преодолевает комплекс неполноценности. У кого-то из латентной формы в открытую переходят мания величия и другие формы сумасшествия.
Есть и зажиточные романтики, которые в любом случае ничего не теряют, все происходящее — лишь этап в карьере, мир велик, впереди может быть бизнес на software в Бразилии или переработка отходов в Австралии. Это не худший вариант, им хотелось бы здесь добиться успеха. Но неудача для них не критична.
Есть незажиточные романтики. Они строят новый мир, полный книжной справедливости, крайне слабо представляя реальность и напоминая юных комиссаров 20-х годов прошлого века, которые, как мы знаем, или сами стали палачами, или были ликвидированы палачами другими.
Есть просто агенты и провокаторы, зарплата которым аккуратно начисляется где-то в другой стране и которые выполняют задачу — чтобы все здесь как можно быстрее навернулось. Хочется, чтобы СБУ их всех, наконец, переловила, но самые способные — уже являются частью политического пейзажа. И непонятно вообще, можно ли их оттуда выковырять, или мы вместе с ними так и отправимся в светлое будущее.
Прежде чем децентрализовать общество, власть децентрализовалась сама. Это произошло не по заранее написанному плану и не является коварным замыслом врага. Это — следствие прошлогоднего землетрясения, когда всех хорошенько взболтало. Со временем часть взболтанного неизбежно опустится обратно на дно, а часть может в результате реакции (химической) перейти в новое качество.
Объединить все это правящее сообщество единой идеей можно, но концепция пока не выработана. Разные сегменты власти находятся в процессе определения: кто из них мудрый руководитель, а кто — наемный менеджер; хотят они добиться от населения любви сегодня и сейчас или уважения завтра и послезавтра.
Общество резисторов
Нелегко сделать выбор. Она, власть (в отличие от предыдущей), вынуждена ориентироваться на людей, которые, как уже говорилось, собираются в группы по отношению к войне и Донбассу, но не могут пока выработать совместный запрос на мечту. Мечту конкретную, выписанную в деталях, а не абстрактную «Европу» — не то Северную, не то Южную.
Подавляющее большинство занято выживанием и преодолением страха перед завтрашним днем, стараясь черпать жизненные силы в надежде. И речь не только о переселенцах, хотя этим труднее всего.
Есть люди, которые воюют за Родину, — на фронте или в тылу. Многие из них вообще впервые обнаружили существование Родины как таковой и за это, конечно, спасибо Путину В.В и Суркову В.Ю. Жаль только, что платой за обнаружение Родины являются кровь, пот и слезы.
Некоторые, делая вид, что воюют, стараются кого-нибудь ограбить.
Есть те, кто находит себя в волонтерстве и делает маленькие хорошие, никем не оплачиваемые дела. Отчасти потому, что оплачивать хорошие дела некому, а делать что-то надо.
Есть те, кто во внутренней или внешней эмиграции. Они устали ждать, и их тоже очень много.
И есть миллионы других, у каждого из которых своя история.
Это все — мы. И если вам кто-то снова расскажет, что на самом деле хочет народ в целом, смело плюйте ему в глаза.
При этом отсутствие внятного общественного запроса и легкий бардак во власти не должны радовать кремлевских инженеров. Наоборот! Им вообще не понять, почему «общество винтиков», которое они там у себя соорудили, является гораздо более отсталым и уязвимым, чем украинское «общество резисторов». Настолько, насколько паровая машина уступает электродвигателю.
В обществе «резисторов» не бывает массового психоза — это правда, каждый его элемент — маленькое сопротивление, но в нем не бывает и неизбежного постпсихозного дикого бодуна. В нем никто не может разочароваться в «мудром руководителе», потому что никто им и не очаровывался. И упаси его Бог от очередного очарования…
Каждый его элемент борется, в конечном счете, за себя, свою жизнь, свою среду обитания и будущее своих детей. Но, в то же время, сам по себе он не только не может угрожать системе распадом, но по природе своей может существовать, только будучи ее частью.
Машина может развалиться на детали. У человека можно удалить селезенку. Страна может распасться на регионы. Но на атомы любой предмет распадается только в результате ядерного взрыва.
Система, состоящая из 40 миллионов частей, более устойчива, чем состоящая из трех или двадцати шести.
Самое парадоксальное, что в Донецке и Луганске многие тоже воюют за свой образ жизни, который, по сути, ничем от днепропетровского или винницкого не отличается.
Чем быстрее они там поймут, что украинский жизненный уклад для них более родной, чем бурятский или чеченский, а советский можно восстановить только в музее — тем быстрее принесенная на нашу землю война потеряет последние внутренние корни. Да, для этого надо, конечно, выключить телевизор и вернуться из 1943-го в 2015-й.
А общественный договор со временем образуется. Хотелось бы, конечно, чтобы это был не контракт о разделе сфер влияния, а трудовое соглашение. Но это уже о другом обществе — «микропроцессоров».
- Информация о материале
Страница 606 из 1561
