В образовательной системе Украины за минувшие пятнадцать лет проведено большое количество реальных, заметных и в том числе успешных реформ, внедрено (а порой и отменено) множество инноваций. Их цель — не только повышение качества украинского образования, его конкурентоспособности на мировом рынке, но и установление новых правил игры для участников образовательного процесса. Нельзя сказать, что эти преобразования встречались и встречаются исключительно с воодушевлением. Известно, что сфера образования у нас достаточно консервативна. Более того, многие считают, что именно благодаря этому консерватизму удалось избежать разрушения образовательной системы, сохранить ее работоспособность.

Да и вообще порой приходится слышать — зачем, мол, что-то менять? Ведь была же советская система: такая простая, стройная, надежная и безопасная.

Попадаешь в нее, и она несет тебя дальше: последовательно и предсказуемо.

Правда, в эту систему не очень или совсем не вписывались такие понятия, как индивидуальная образовательная траектория, независимый общественный контроль — все то, что обращает систему лицом к человеку. То есть речь как о реальных интересах стейкхолдеров образовательного процесса, так и о новых принципах взаимоотношений между ними, которые должны строиться на основе открытости, доверия, равноправия, взаимной ответственности и т.д. Эти правила игры еще воспринимаются со скрипом, но процесс идет.

Вот несколько инноваций такого плана, которые внедряются сейчас или будут внедрены в ближайшее время.

23 апреля Верховная Рада проголосовала за внесение ряда изменений в Закон Украины «О высшем образовании». Они касаются процедуры проведения вступительной кампании, которая начнется 10 июля. Одно из ключевых изменений существенно облегчит жизнь тем, кто бросил учебу в университете и хочет начать все сначала, но уже в другом учебном заведении или по новому профилю подготовки. Отныне в законе зафиксировано право на повторное поступление на учебу за государственный счет. Долгое время высшие учебные заведения отказывали в приеме документов тем, кто по тем или иным причинам не завершил учебу в университете и решил поступать в другой вуз и на другую специальность. Принятые изменения позволяют студенту компенсировать бюджетные средства, потраченные на его учебу, и поступать заново. Для этого Минобразования должно в ближайшее время разработать порядок компенсации средств, который будет утвержден отдельным постановлением Кабмина.

Еще одно изменение касается механизма распределения государственного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях. Образовательные эксперты критиковали изложенную в законе идею, согласно которой одна часть госзаказа должна распределяться до вступительной кампании, а вторая после ее завершения. Такое положение вещей фактически нарушало права абитуриентов, которые не могли узнать о полном объеме мест на бюджете, а значит не имели возможности оценить свои шансы. Новый порядок предусматривает распределение бюджетных мест с учетом трех факторов: показателей размещения госзаказа прошлого года, среднего показателя конкурсного балла зачисленных абитуриентов за последние три года и предложений высших учебных заведений. Иными словами, больше бюджетных мест получат вузы, которые пользуются большим спросом. Стоит отметить, что ранее предлагалось принимать во внимание средний конкурсный балл абитуриентов, подавших заявление на поступление. Такой подход не давал полного представления о популярности вузов, поскольку одни и те же абитуриенты подают документы и на престижные специальности в самые рейтинговые вузы, и в менее популярные заведения.

Что касается специальностей и отраслей знаний, то скоро их станет меньше. 29 апреля Кабмин утвердил новый перечень, согласно которому вместо 147 специальностей осталось чуть больше 60. Он вступит в силу в 2016 году. Новый перечень содержит множество инноваций на основе международного опыта. Главным образом, это укрупнение специальностей — вместо «прикладной математики и механики» теперь просто «прикладная математика» и т.д. Но существенных украинских «поправок», например специальностей, которых не найти в зарубежных университетах (вроде «международных отношений»), избежать не удалось. Вдаваться в детали пока не приходится, так как перечень до сих пор не опубликован и о его сути можно догадываться только со слов чиновников министерства. Следующий шаг, которого ждут от Минобразования, — формирование рабочих групп для подготовки стандартов по каждой специальности. Для этого проведут открытый конкурс среди представителей университетских кругов, ведущих работодателей, отраслевых ассоциаций и т.д.

Важные перемены ожидаются и в области контроля над качеством образования. В сентябре текущего года на смену Государственной инспекции учебных заведений придет Национальное агентство по обеспечению качества образования. Суть нововведения заключается в том, что проверку качества образовательных услуг вместо бюрократического органа, которым являлась госинспекция, с нового учебного года будут осуществлять представители профессиональной среды, студенты и работодатели. Среди их полномочий: осуществление лицензионной экспертизы, анализ качества образовательной деятельности высших учебных заведений, формирование экспертных отраслевых советов. В состав агентства войдут тринадцать представителей вузов государственной, коммунальной и частной форм собственности. Еще двое членов будут делегированы от Национальной академии наук и по одному — от национальных отраслевых академий наук. Кроме того, три члена агентства будут представлять объединения работодателей и еще двое — органы студенческого самоуправления.

Продолжится вовлечение учителей в отбор школьных учебников. На этой неделе завершился второй этап конкурса учебников для 4 и 7-х классов. В ходе конкурса учителя должны были ознакомиться с оригинал-макетами учебников на сайте-репозитарии, а также предоставить свои рекомендации руководителям школы для принятия решения о выборе электронных версий учебников по каждому предмету. К сожалению, не все школы зарегистрировались на сайте-репозитарии (94,2%), и почти четверть учителей-предметников (23%) не успели проголосовать до истечения установленного министерством первоначального срока — 30 апреля. Эксперты отмечают, что дело не в недостаточной сознательности учительского корпуса, а в том, что педагогам необходимо привыкнуть к новому механизму — изучению цифровых макетов, отслеживанию их в режиме онлайн и т.д. Процедура будет совершенствоваться и проходить в более сжатые сроки.

По всем правилам цивилизованной жизни государству должно быть выгодно, чтобы в стране был низкий уровень преступности, а люди, которые совершили то или иное преступление, исправлялись и вновь становились законопослушными. Чем больше в стране законопослушных трудолюбивых граждан, тем выше общая производительность труда и уровень жизни населения в целом. А для общества меньшее количество преступлений означает также социальную справедливость и просто безопасность.

Задача государства – создать и поддерживать такую систему, чтобы, выйдя из тюрьмы, человек мог реабилитироваться в обществе, найти на работу и т. д. Однако все чаще мы слышим, что государственная пенитенциарная система Украины не справляется со своей задачей. Изыскивая разные пути и изучая мировой опыт, украинские чиновники все чаще стали поговаривать о создании системы частных тюрем. Отметим, что параллельно с нами этот вопрос обсуждается в Латвии, Германии, Японии, Чехии, России, ЮАР.

Монополия на исполнение приговоров суда – один из фундаментальных признаков государства. Тем не менее, в последние два десятилетия в мире распространяется практика передачи тюрем в частные руки, потому что, как уверяют апологеты, это выгодно с точки зрения государственных финансов, а частные корпорации умеют получать максимум при минимальных расходах. В то же время, многие указывают на сомнительную легитимность такой практики и на сопровождающие историю частных тюрем скандалы.

Частная тюрьма: курорт или рабство?

В свете разгула коррупции в стране словосочетание «частная тюрьма» воспринимается обществом не иначе, как некое привилегированное место для отбывания наказания теми, кто сможет себе это позволить. Однако специалисты утверждают, что не стоит воспринимать частную тюрьму как курорт.

Частная тюрьма – это, прежде всего, инвестиции – объясняют сторонники новшества. Собственник строит, нанимает персонал и работает по государственному контракту. На нем ответственность: если будет нарушение контракта, с ним расторгнут соглашение, а в гостиницу тюрьму не переделаешь. Поэтому, как показывает мировая практика, по строгости режима частные тюрьмы жестче, чем государственные. И в США, если у осужденного есть возможность увильнуть от частной тюрьмы и попасть в государственную, он старается это сделать. Кстати, именно США стали родоначальником такой системы и имеют наибольший опыт, как позитивный, так и негативный.

Начнем с хорошего. Безусловно, положительным моментом является полная самоокупаемость частных мест несвободы. При этом государственная казна не будет нести убытки, а получит прибыль. Так, одна из крупнейших частных тюрем США в свое время отчиталась о росте прибыли на 500% за 20 лет. Казалось бы, панацея для Украины найдена.

Однако, изучая отрицательные отзывы, нельзя упускать и тот факт, что в той же Америке бытует мнение, что частные тюрьмы – по сути, узаконенное рабство. По одной простой причине: обыкновенная тюрьма – место отбывания наказания и исправления человека. Частная тюрьма – просто бизнес на людях, использование трудовых ресурсов для получения прибыли. Исправление заключенного и его дальнейшая ресоциализация владельцев частных тюрем особо не беспокоят. Кроме того, правозащитники напоминают, что и сегодня нередки случаи, когда начальник колонии, не желая потерять хорошего специалиста (если в колонии налажено производство, специалисты ценятся на вес золота), идет на разные ухищрения, чтобы тот не мог освободиться условно досрочно, а порой даже создает условия, при которых осужденный получает новый срок. В условиях частного заведения проследить за подобными процессами куда сложнее, предупреждают правозащитники.

Безусловно, говорить о том, какой может быть новая система, пока рано – конкретного законопроекта на эту тему нет. Однако заявления заместителя министра юстиции Украины Гия Гецадзе о том, что подобный эксперимент может быть внедрен в Украине, заставляет рассуждать на эту тему.

«В Великобритании есть частные и государственные тюрьмы, и содержание одного заключенного в частной тюрьме обходится гораздо дешевле, чем в государственной. Может быть, мы поэкспериментируем, и у нас будет еще и система частных тюрем», – сказал Г. Гецадзе в одном из своих выступлений. Настораживает слово «эксперимент» – учитывая, что речь идет о людях и их судьбах, данное слово, очевидно, неуместно.

Впрочем, эксперты и юристы уверены, что для внедрения нового института мало принять один закон, позволяющий это сделать. Необходимо учитывать множество составляющих. Кроме экономических расчетов, специалисты должны провести огромную работу, чтобы просчитать все коррупционные риски. При разработке законодательства необходимо продумать действующие механизмы по защите прав и свобод осужденных, чтобы последние не стали бесплатными рабами. Нельзя также забывать, что сегодня места несвободы становятся для многих осужденных единственной возможностью получить образование, специальность или профессию, и на частные учреждения также необходимо возложить такую миссию. Учитывая все это, напрашивается вывод: для того, чтобы получить хороший результат, нельзя спешить с экспериментами.

Опыт Израиля: частные тюрьмы = нарушение прав человека

В Израиле закон, допускавший существование частных тюрем, был одобрен парламентом в 2004 г., и компания AFI Group даже построила здание на 2000 человек. Но тюрьма так и не открылась – в 2009 г. Верховный суд Израиля признал такую практику противоречащей Конституции страны. В объяснении было сказано, что одним из базовых правовых принципов в Израиле является то, что право на использование насилия, в частности, на соблюдение уголовного законодательства путем помещения людей за решетку является одним из основных полномочий государства. Передача права держать людей в заключении в руки частной компании, имеющей целью извлечение прибыли, лишает само заключение изрядной доли легитимности.

Комментарии

Сергей Старенький, бывший председатель ГПтС Украины

– Соглашусь с тем, что на сегодняшний день вопрос частных тюрем созрел и в обществе, и в государстве. В государственной институции отношение к тюремной системе, как к чемодану без ручки: и нести тяжело, и бросить нельзя, а как нести – не знаем. Финансирование, к сожалению, очень маленькое, не обеспечивает даже минимальных потребностей, поэтому бытовые условия и материально-техническое обеспечение не очень хорошие.

Правда, в том, что касается исправительных учреждений, я должен немного защитить систему. Действительно есть колонии, находящиеся в запущенном состоянии, но есть и такие, которые могут обеспечить неплохой уровень. А разница в том, что последние обеспечены тем или иным производственным процессом. Там, где осужденные работают, они зарабатывают на свои потребности сами. Основной принцип работы любого исправительного учреждения – это исправление осужденного через труд и социальную работу с ним. Частные тюрьмы как раз и предусмотрены так, что находящиеся там люди будут обеспечены работой. Сегодня многие думают, что частная тюрьма работает по принципу «заплатил и сижу с комфортом», но это не так.

Юрий Белоусов, представитель уполномоченного ВР по правам человека

– Частные тюрьмы – некая альтернатива государственным. Это мировая тенденция, при которой государство отдает в частные руки часть своих функций, поскольку само зачастую является не очень хорошим менеджером. И сегодняшняя пенитенциарная система – яркий тому пример. Это огромное детище, оставшееся еще с советских времен, несколько устарело и должно быть реформировано, но государство не может этого сделать. Так что это, возможно, попытка найти альтернативное решение. Хотя есть вопросы. Например, как организовывать контроль за осужденными, не применяя насилия. Мне даже кажется, что организация таких частных колоний – это всего лишь легализация уже существующий практики, ведь значительная часть наших колоний и так являются «частными». Это те колонии, где осужденные имеют работу и пребывают в более комфортных условиях. Но бывает, что осужденные работают по 12–16 часов, а заработная плата может быть 6–10 грн в месяц. Такие случаи есть, и они зафиксированы. Просто нужно повысить контроль над подобными практиками.

Необходимость реформирования украинской пенсионной системы стала очевидной после 2009 г., когда пенсионные расходы выросли до наибольшего в мире уровня — 17,5% ВВП, причем из них 6,8% ВВП было профинансировано из госбюджета. В 2011-м в пенсионное законодательство были внесены изменения, предусматривавшие, среди прочего, постепенное повышение пенсионного возраста для женщин (до 60 лет в 2021 г.) и увеличение страхового стажа на десять лет, что позволило ограничить, но не уменьшить рост пенсионных расходов. В 2015 г. правительство снова было вынуждено пересмотреть пенсионное законодательство, чтобы впервые с 2004 г. запланировать снижение расходов Пенсионного фонда Украины до 13,4% ВВП. В пакете инициатив этого года рассматривались предложения о повышении общего пенсионного возраста до 65 лет, но из-за негативного резонанса в обществе от этих шагов пока отказались. Тем не менее Украине все равно придется вернуться к этому вопросу. И чем скорее это произойдет, тем больше перспектив будет у национальной экономики стать развитой.

Альтернативы увеличению пенсионного возраста нет

В мировой практике существуют три уровня пенсионного обеспечения: государственные солидарная и накопительная системы, а также частная, как правило, добровольная. Накопительная система, в Украине пока бездействующая, предполагает, что отчисления направляются в государственный накопительный пенсионный фонд, инвестируются в инструменты финансового рынка и используются для пенсионных выплат лицам, осуществлявшим соответствующие отчисления. Солидарная система пенсионного обеспечения предусматривает, что текущие отчисления работающих лиц направляются на выплату пенсий лицам, уже достигшим пенсионного возраста, а при выходе на пенсию лиц, осуществлявших текущие отчисления, источником их пенсионных выплат будут отчисления следующих поколений.

В начале прошлого столетия, когда формировалась солидарная система государственного пенсионного обеспечения и наблюдался устойчивый естественный прирост населения, это позволяло перераспределять доходы, создаваемые работающими поколениями, в пользу пенсионеров за счет установления более низкого возраста выхода на пенсию, низких ставок отчислений в пенсионные фонды и более высокого коэффициента замещения (соотношение между средней заработной платой и пенсией), чем это было необходимо, чтобы достичь равенства между размером взносов и пенсионными выплатами на протяжении жизни человека.

Однако со временем норма рождаемости во многих странах снизилась до уровня, не обеспечивавшего даже простое воспроизведение населения. А улучшение медицинского обслуживания и повышение уровня жизни населения способствовали росту средней продолжительности жизни, что естественно требовало соответствующего увеличения пенсионного возраста. На эти меры правительства шли неохотно. Некоторые высокоразвитые страны проводили активную иммиграционную политику, что помогало им компенсировать снижение уровня рождаемости и отказаться от повышения ставки обязательных отчислений в пенсионные фонды и уменьшения коэффициента замещения. Более того, отдельные страны на протяжении 1975–1990 гг. даже снизили возраст выхода на пенсию.

В совершенно иной ситуации оказались постсоветские страны (в частности, и Украина), где снижение уровня рождаемости совпало с массовой эмиграцией населения после распада СССР. Как следствие, пенсионная пирамида начала разрушаться со всеми соответствующими последствиями. Действия правительств большинства этих стран были направлены на повышение размеров отчислений в пенсионные фонды и уменьшение пенсионных выплат, что лишь частично решало проблему несоответствия возраста выхода на пенсию демографическим изменениям. В результате дефициты государственных пенсионных фондов начали расти. Если в начале 2000-х годов в Украине появились только некоторые признаки этих процессов, то наиболее значительные их последствия ожидают нас уже в ближайшем будущем.

По данным Института демографии и социальных исследований, в Украине соотношение между населением трудоспособного (от 20 до 60 и 57 лет) и пенсионного возраста в 2015 г. составит 2,28 и останется постоянным до 2022-го благодаря повышению с октября 2011 г. общего пенсионного возраста для женщин на шесть месяцев в год, за счет чего уровень пенсионных расходов будет удерживаться на неизменном уровне. Однако из-за демографической ситуации в Украине соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возраста будет и в дальнейшем ухудшаться — с 2,28 в 2021 г. до 1,46 в 2050 г. При прочих равных условиях в 2050-м пенсионные расходы возрастут до 21% ВВП, объем финансирования ПФ из государственного бюджета увеличится до 11,5% ВВП, а государственный долг — до 140% ВВП. С таким уровнем пенсионных расходов перспективы национальной экономики не слишком обнадеживающие.

Альтернативы увеличению пенсионного возраста нет

Существуют четыре возможных варианта противодействия этим пагубным тенденциям.

1. Расширение базы налогообложения. Традиционно считается, что едва ли не все проблемы пенсионной системы можно решить за счет детенизации заработных плат и создания условий для трудоустройства граждан, работающих сейчас за границей. Объем заработных плат, выплачиваемых «в конвертах», составляет 10–13% ВВП. Доначисление пенсионных взносов с этих доходов позволило бы увеличить доходы от ЕСВ на 4–5% ВВП. Еще около 1,1% ВВП удалось бы привлечь, если бы украинские трудовые мигранты были трудоустроены в Украине и платили налоги здесь. То есть в целом около 5,5% ВВП. При этом существуют факторы, которые не позволят в полной мере использовать этот потенциал:

— определенный уровень теневой экономики наблюдается и в наиболее развитых странах мира, поэтому ожидания о привлечении и налогообложении всех выплат «в конвертах» необоснованны;

— полный возврат украинских трудовых мигрантов на Родину также вряд ли возможен, поскольку часть из них уже привыкли к соответствующим условиям труда, которые в среднесрочной перспективе вряд ли будут предложены им в Украине. Трудовая миграция хоть и будет иметь тенденцию к уменьшению, но, как свидетельствует опыт Польши и других стран Восточной Европы, некоторая часть населения все равно будет трудоустраиваться за рубежом;

— в процессе уменьшения выплат «в конвертах» и увеличения официальных заработных плат уровень пенсий также будет повышаться, чтобы не допустить значительного разрыва между средней заработной платой и пенсией, что частично нивелирует эффект от расширения базы;

— для некоторой части неофициальных выплат отсутствие начислений ЕСВ является определяющим фактором, который делает целесообразным неофициальное привлечение работников. В случае начисления ЕСВ эта часть выплат не будет легализована или же вообще исчезнет.

Следовательно, положительное влияние от расширения базы налогообложения будет не столь значительным, как это считается, тем более для компенсации влияния негативных демографических тенденций. Учитывая указанные аргументы, будет хорошо, если за счет расширения базы начисления ЕСВ сбалансированность ПФУ улучшится, по крайней мере, на 2,5% ВВП.

2. Уменьшение коэффициента замещения для спецпенсионеров и привилегий раннего выхода на пенсию. Частично подобные меры были приняты в 2011 г., в частности увеличен возраст выхода на пенсию государственных служащих, ученых и народных депутатов до 62 лет, уменьшен уровень научной пенсии до 80% от заработной платы. В начале марта 2015-го были приняты изменения, предусматривающие временное уменьшение пенсии на 15% работающим пенсионерам, которые получают более 1423 грн пенсионных выплат, и лишение пенсий работающих пенсионеров, занятых на должностях, которые дают право на назначение специальных пенсий (кроме ученых и военных), отсрочка до декабря 2015 г. индексации минимального размера пенсий.

Также на постоянной основе увеличен на пять лет возраст выхода на пенсию для женщин и рабочий стаж для некоторых категорий работников (мужчин и женщин), имеющих право на льготную пенсию и пенсию за выслугу лет, уменьшены размеры спецпенсий для государственных служащих, народных депутатов, судей, прокуроров и ученых до 60% от заработной платы. Кроме того, планируется унифицировать пенсионное законодательство и ограничить размеры спецпенсий (кроме военных) на постоянной основе. Такие меры крайне необходимы, поскольку любые другие непопулярные реформы пенсионной системы невозможны без преодоления вопиющего разрыва между обычными и спецпенсионерами.

Однако эффект от таких мер для пенсионной системы, к сожалению, будет незначительным, поскольку в общем количестве пенсионеров доля спецпенсионеров не превышает 1,7%. В частности, согласно данным меморандума с МВФ от марта 2015 г. за счет внесенных в 2015-м постоянных и временных изменений удастся сэкономить 2,3% ВВП. Но после 2015 г. положительный эффект от запланированного на постоянной основе уменьшения коэффициента замещения для пенсионеров, которым сегодня начисляются специальные пенсии, будет нивелирован из-за окончания срока действия временных изменений в пенсионном законодательстве. В результате за счет этих мер в средне- и долгосрочной перспективе сбалансированность ПФУ улучшится не более чем на 0,3% ВВП.

3. Увеличение ставок ЕСВ. Этот вариант невозможен, поскольку уровень налоговой нагрузки на затраты труда в Украине и так превышает соответствующие показатели в развитых странах. Более того, в обществе сложилось устойчивое убеждение, что в Украине установлены сверхвысокие ставки налогообложения зарплатных доходов, в связи с чем правительство планирует снизить ЕСВ (первое снижение в конце 2014 г. затронуло очень ограниченное число выплат и фактически бездействует). На самом деле налоговая нагрузка в Украине хоть и превышает средние показатели в развитых странах, но является далеко не самой высокой. В частности, косвенная ставка налогообложения, определенная согласно методики Евростата, в Украине составляет 37% против 39% — в странах ЕС-18, 36% — в странах ЕС-27 и 43% в Бельгии. Налоговая нагрузка, определенная согласно методике ОЭСР, в стране составляет 41% против 36% — в странах ОЭСР и 56% — в Бельгии (ZN.UA №50 от
26 декабря 2014 г.).

Учитывая, что снижение ставки ЕСВ на 1 п.п. приведет к уменьшению поступлений на 0,3% ВВП, снижение ставки ЕСВ на 5 п.п. — до среднего уровня в странах ОЭСР — вызовет уменьшение доходов ПФУ на 1,5% ВВП.

4. Повышение пенсионного возраста. В результате действия трех вышеупомянутых факторов сбалансированность пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе улучшится на 1,3% ВВП. Этого недостаточно для нивелирования влияния негативных демографических изменений. До 2021 г. основным фактором, ограничивающим это влияние, будет постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, за счет чего общий возраст выхода на пенсию возрастет с 58,4 года в 2015-м до 60 лет в 2021-м. После этого дисбалансы пенсионной системы снова начнут расти. Расчеты показывают, что для полного нивелирования эффекта от старения населения необходимо, чтобы на протяжении 2022–2050 гг. возраст выхода на пенсию был увеличен до 65 лет. Учитывая среднюю продолжительность жизни в Украине, вряд ли это возможно осуществить в полной мере, однако альтернативы более умеренному увеличению пенсионного возраста нет.

Критики этой идеи сразу же будут апеллировать к низкой продолжительности жизни в Украине. Да, действительно, средняя продолжительность жизни при рождении составляет 66,4 года для мужчин и 76,2 года для женщин. Но при актуарных расчетах необходимо учитывать среднюю продолжительность жизни не при рождении, а при выходе на пенсию и сравнивать этот период с периодом трудоспособности (с 20 лет до достижения пенсионного возраста). При сохранении до 2030 г. пенсионного возраста неизменным, то есть на уровне 60 лет, соотношение между трудоспособным периодом и средней продолжительностью жизни при достижении пенсионного возраста будет одним из самых низких и составит 2,04, а расходы ПФУ возрастут до 14,9% ВВП.

Альтернативы увеличению пенсионного возраста нет

Альтернативы увеличению пенсионного возраста нет

Для сравнения, указанный показатель среди представленных в таблице стран ОЭСР в 2030 г. составит 2,12. Если же запланировать ежегодное увеличение пенсионного возраста на три месяца в год в течение 2022–2037 гг., то пенсионный возраст в 2030-м составит 62 года и в 2037-м достигнет
64 лет. При этом в 2030-м и 2050 г. соотношение между трудоспособным периодом и средней продолжительностью жизни при достижении пенсионного возраста составит соответственно 2,31 и 2,44, а соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возраста — 2,08 против 1,5 без увеличения пенсионного возраста. Даже с учетом повышения пенсионного возраста по состоянию на 2030 г. это соотношение в Украине будет ниже, чем в Венгрии, Дании, США, Норвегии, Великобритании и Исландии — странах, в которых проблемы несбалансированности пенсионной системы на порядок ниже, чем в Украине (см. рис. 3). Увеличение пенсионного возраста позволит к 2050 г. улучшить соотношение между населением трудоспособного и пенсионного возраста с 1,46 до 2,08.

Альтернативы увеличению пенсионного возраста нет

Кроме того, повышение пенсионного возраста позволит начиная с 2022 г. начать отчисления в накопительный уровень пенсионной системы, поскольку в промежутке между 2025-м и 2047 г. расходы солидарной системы уменьшатся и в 2037-м могут достичь минимального уровня в 12% ВВП.

К сожалению, на сегодняшний день как в обществе, так и среди государственных мужей нет осознания уровня угроз, связанных с несбалансированностью пенсионной системы в Украине. Отсюда и озвученные в конце 2014 г наполеоновские планы о снижении ставки ЕСВ до 15%, и попытки отсрочить повышение пенсионного возраста для женщин до 2022 г. (законопроект №1086 принят Верховной Радой в январе 2015 г., но возвращен президентом). Сейчас правительство в лице министра социальной политики официально отказывается от попыток повысить пенсионный возраст. Возможно, в такое непростое время действительно неуместно раздражать общество планами по увеличению пенсионного возраста, острая необходимость в котором появится только в 2022 г., но и откладывать его тоже не следует. Лучшим решением было бы вернуться к рассмотрению этого вопроса через два года. К тому времени восстановится экономический рост и снизится уровень социального напряжения, поэтому негативное восприятие таких изменений будет меньшим. Кроме того, действие норм о повышении пенсионного возраста начнется через пять лет и с очень медленным шагом роста (каждый год на три месяца), так что сопротивление лиц предпенсионного возраста будет низким или отсутствовать.

В завершение следует отметить, что увеличение пенсионного возраста должно рассматриваться не как альтернатива уже запланированным правительством мерам реформирования пенсионной системы, а как дополнительный инструмент повышения ее сбалансированности. Без унификации пенсионного законодательства и преодоления вопиющего разрыва между обычными и спецпенсионерами, а также расширения за счет теневого сектора экономики базы налогообложения такая непопулярная реформа, как повышение пенсионного возраста, будет, во-первых, не воспринята обществом, во-вторых, недостаточной для полного сбалансирования пенсионной системы.

Однако для положительного решения этого вопроса правительство должно готовить фундамент уже сегодня. Нужно информировать общество о возможных последствиях промедления и предлагать план действий на опережение, а не продолжать дрейфовать в фарватере популистских лозунгов. У нас уже когда-то был стабильный валютный курс — сначала «по 5,05», а потом «по 8», дешевый природный газ для населения по цене на 70% ниже среднеевропейских аналогов… Теперь, очевидно, наступает очередь пенсионного возраста, «который не будет меняться». В конце концов, каждый потенциальный пенсионер должен осознать: чем раньше он выйдет на пенсию, тем меньше шансов, что его дети будут жить в процветающей стране.

Стратегія розвитку органів внутрішніх справ (ОВС), яка була ухвалена урядом 22 жовтня, але побачила світ тільки на початку грудня внаслідок тривалих спроб її змінити. Стверджувалося, що Стратегія здатна запустити довгоочікувані реформи міліції та МВС. Як же йде процес її втілення?

Спочатку зазначимо, що в умовах військового конфлікту сподіватися на додаткове фінансування реформ марно: бюджет МВС залишився таким же недостатнім, як і раніше. А за середньої зарплатні в МВС на рівні 2.5-3.5 тис. грн. які можуть бути серйозні зміни? За результатами анонімного опитування персоналу ОВС Київської, Харківської та Одеської областей 53% опитаних сказали, що доходів вистачає тільки на харчування, і ще 22% – що їх не вистачає. Відповідаючи на питання щодо достатнього рівня зарплатні, 42% назвали суму в 6500-13000 грн, а майже кожен третій – 13000-19500 грн. При цьому лише 12% опитаних мають можливість працювати менш ніж 56 годин на тиждень, решта вказали, що працюють більше, в тому числі 5% відповіли, що працюють більш, ніж 98 годин на тиждень.

Тим не менше, зміни вже не назріли, а перезріли. Злочинні дії працівників ОВС вже були однією з причин двох українських революцій – 2004 та 2014 років. На необхідності реформ наполягають усі – і держава, і суспільство, і самі правоохоронці. В умовах тотального дефіциту ресурсів МВС пішло шляхом скорочення управлінського персоналу за рахунок запровадження нових ІТ-технологій, підрозділів, які дублюють функції одне одного, реорганізації структури ОВС, залучення експертної та технічної допомоги США, Європейської комісії, країн Європейського Союзу та інших донорів.

Створена Національна платформа «Реформуємо МВС: прозорість та відповідальність». Її дев’ять робочих груп, в кожній з яких працюють працівники ОВС, громадські та зарубіжні експерти, створюють різні частини Плану дій для реалізації Стратегії – оптимізація структури МВС та ОВС, нова система охорони громадського порядку, реорганізація служби дільничних, розділення поліції на Національну та місцеву, створення нової системи показників ефективності ОВС, орієнтація роботи ОВС на громади (запровадження моделей community policing), розвиток процедур внутрішнього й громадського контролю та протидії корупції, зміна кадрових процедур, реформа відомчої освіти, законодавче забезпечення усіх цих змін. Діяльність Національної платформи підтримується Міжнародним фондом «Відродження» та Консультативною Місією ЄС.

Восени проект Плану дій має розглядатися урядом. А паралельно запроваджуються ті його частини, які можна реалізувати вже зараз. Так, в минулому році введені номерні сейф-пакети для зберігання особистих речей затриманих, затримані отримали можливість ознайомитися із своїми правами та звернутися до Центру безоплатної правової допомоги для запрошення адвоката. Напрацьовується практика участі активістів правозахисту в службових розслідуваннях за заявами про порушення прав людини працівниками ОВС для підготовки відповідного нормативного документу.

Заробітна платня підвищується працівникам реформованих підрозділів за рахунок економії бюджетних коштів – такий принцип взятий в МВС за основу у питанні зарплатні. Так, працівники нової патрульної поліції, яка створюється на основі існуючої патрульно-постової служби та ДАІ, мають отримувати 8-10 тис. грн. на місяць. Нові патрулі з’являться в Києві з 20 червня, якщо парламент в травні ухвалить пакет законопроектів, що запроваджують її створення та докорінні зміни в ДАІ. А поки що з початку цього року на основі конкурсу та співбесід відібрали з 33 тис. кандидатів 2 тис. працівників, вони зараз закінчують навчання. В квітні стартував процес збору документів на конкурс в Одесі, Львові і Харкові. Якщо законодавча база буде створена, то нові патрулі запрацюють до кінця року в цих трьох містах і Дніпропетровську.

Поєднання ППС та ГАІ в єдиному патрулі було апробоване в межах експерименту в Хмельницькому в грудні 2014 – лютому 2015, що дало можливість визначити потреби в машинах, в пальному, кількості працівників, відпрацювати схеми патрулювання тощо.

Головна проблема патрульної служби відома – несвоєчасне реагування на повідомлення про правопорушення. Внаслідок цього частина громадян взагалі не звертається до міліції, не вірячи у її спроможність надати допомогу. В першу чергу це стосується випадків адміністративних правопорушень та актів сімейного насильства. Щоб змінити цю ситуацію, треба суттєво зменшити час прибуття патрулю на місце правопорушення. Для цього в межах Львівського пілотного проекту запроваджується автоматизована система управління патрулями. Вона передбачає внесення оператором 102 або черговою частиною ОВС до бази єдиного обліку повідомлення/заяви від громадянина, категоризацію цієї події та візуалізацію її на електронній мапі з прив’язкою до адресу та часу, а також спрямування найближчого патруля до цього місця. Таким чином буде створюватися електронна мапа подій, пов’язаних зі злочинами правопорушеннями на даній території. Ця система має стартувати у Львівській області вже в червні, а потім, після її перевірки та апробації, розповсюджена на всю країну. На основі цієї ж системи в майбутньому планується утворення загальнодержавної служби порятунку 112 як частини загальноєвропейської служби порятунку 112, а також загальнодержавної служби розшуку дітей 116000 як частини єдиної європейської гарячої лінії розшуку дітей 116000.

Проте за існуючої структури ОВС, коли на території райвідділу діє один-два патруля, і патрулюють і дільничні, і навіть слідчі з оперативниками, проблема ефективної охорони громадського порядку не вирішиться. У Львові розробили нову структуру органів внутрішніх справ, за якої кількість працівників ОВС, залучених до охорони громадського порядку, збільшується до 70% від особового складу ОВС, як це і передбачено Стратегією. При цьому в райвідділі в середньому буде функціонувати 7 патрулів, які покриють всю добу, а патрульні будуть мати 8-годинний робочий день з двома вихідними. Для перевірки цих ідей підготовлено нормативну базу і розпочатий експеримент у Самбірському міському управлінні внутрішніх справ.

Розроблені нові процедури контролю за безпекою дорожнього руху, засновані на використанні відео стеження та радарів. Для звикання до цих процедур спочатку планується ввести кожному водію 150 балів як початковий стартовий пакет. Якщо правопорушення фіксується відео або радаром, знімаються бали. Коли вони вичерпаються, вже нараховується штраф. При несплаті штрафів протягом 30 днів, накладається пеня у подвійному розмірі штрафу, при несплаті штрафу та пені протягом 60 днів, справа передається до виконавчої служби. Адміністративне стягнення вноситься в автоматичному режимі і направляється на адресу місця проживання власника машини. Тобто буде штрафуватися власник, а не водій, який шляхом регресного позову зможе повернути собі вартість штрафу, якщо порушником був інший водій.

Передбачається також і sms-повідомлення про накладення адміністративного стягнення. Порушник отримує лінк на відео, де зафіксоване його порушення, і пароль доступу. Людина, вказуючи особисті дані і пароль, зможе зайти і переглянути короткий ролик про своє власне правопорушення. Далі він або платить штраф, або оскаржує рішення про адміністративне стягнення. Термін оскарження – 10 днів з дня вручення постанови про правопорушення. Оскаржити можна як у вищестоящому адміністративному органі, так і в суді, і оскарження призупиняє строк оплати.

Дещо інакша процедура, якщо за правопорушення штрафують на місці патрульні поліцейські. Якщо порушник не заперечує штраф, в машинах патрульної поліції буде електронний принтер, який дає можливість людині сплатити штраф кредитною карткою і тут же отримати електронну квитанцію, тобто електронний протокол правопорушення.

Слід зауважити, що в законопроекті не буде «виделки» штрафів, пропонується один штраф за правопорушення, і це буде мінімальний на сьогодні існуючий штраф.

Для реалізації цих змін МВС розробило пакет з чотирьох законопроектів, які внесено до парламенту. Поспіх, з яким готувалися законопроекти, можна зрозуміти: вікно можливостей є вузьким і коротким. Проте, і залишати недоліки в законопроектах, які суперечать принципам реформування поліції, не можна. Зокрема, важко погодитися із залишенням в законопроекті про національну поліцію воєнізованої системи звань від лейтенанта до генерал-полковника, відмови від конкурсної процедури призначення на деякі посади, відсутністю інновацій в системі відомчої освіти та професійної підготовки. Тим не менше, на мій погляд, законопроекти можна ухвалити у першому читанні, а потім виправити всі недоліки, які неминучі за такого короткого періоду їхньої підготовки.

Насамкінець зауважимо, що реформа ОВС полягає не тільки і не стільки в розробці і ухваленні нових законів, скільки в інституційних змінах та інноваціях, які мають бути запроваджені та перевірені. А зміни до законодавства потрібні для правового забезпечення цих змін та інновацій.

У России всё готово для ведения масштабной войны. Но после 9 мая мы стали получать сигналы о том, что Кремль опасается ввязываться в войну в привычном понимании этого слова. Причин несколько.

Первая. Путин не чувствует себя столь уверенно «на троне», как раньше. Сказываются экономические проблемы. Есть серьёзное недовольство российских элит политикой президента. Сейчас выглядит реалистичным сценарий его смещения.

Вторая. Не всё так просто в российском обществе. СМИ говорят о безоговорочной поддержке политики Кремля, но на самом деле есть случаи, когда солдаты массово, группами отказываются ехать воевать в Донбасс. Это тоже серьёзный показатель и катализатор.

Третья. Путину удаётся формировать некоторых союзников, в том числе и среди европейских государств. Мы знаем, что Босния отказалась от введения санкций, президент Чехии приезжал в Москву на 9 мая, Греция достаточно лояльна. Но при этом есть некая консолидация европейских стран, которой не наблюдалось сразу же после минских договорённостей. Об этом свидетельствует, например, то, что еще недавно французская разведка «не замечала» участия российских солдат в войне на востоке Украины. А несколько дней назад МИД Франции признал, что Россия является участницей конфликта. Это такая многоступенчатая игра, которая складывается не в пользу Путина.

Для Путина важно сохранить стратегию и тактику ведения скрытой войны, когда он может кивать на то, что российские войска не участвуют в противостоянии. Но очевидно, что выполнение такой военной операции, как пробивание сухопутного коридора в Крым, невозможно без прямого участия российских военных и вооружения. Это всё привело Путина к некоторому изменению стратегии. Он больше усилий направил на подрыв украинской власти изнутри. В Украине активизировались российская агентура, пророссийские политики, политические силы, которые потенциально лояльны политике Кремля. Есть попытки вытащить из Украины технологии. Например, мы зафиксировали, что в Россию попали технологии новых украинских авиадвигателей или того, что мы называли «глазами и ушами» наземной артиллерии – системы «Зоопарк», которая производится на запорожском заводе «Искра».

Путин не отказался от вторжения. Но сейчас идёт подрывная война, которая на 80% использует невоенные, несиловые средства. И неизвестно, что страшнее для украинской государственности.

Грузинский сценарий

К наступлению всё готово. Оно возможно при условии, если Кремль зафиксирует наступательные операции со стороны украинских сил. Тогда будет сказано, что Украина нарушила минские соглашения, а российские войска вынуждены защищать «соотечественников». Поэтому и Порошенко специально заявил, что возвращать территории силовым путём не будут. Если и будет наступление в ближайшее время, то только российско-террористических группировок Донбасса, которые не являются регулярными частями российской армии и называют себя «вооружёнными силами ЛНР и ДНР». Они могут попытаться спровоцировать украинские силы обороны. Всё это напоминает ситуацию накануне войны в Грузии.

Кремль заинтересован в создании зоны, которая в любой момент может взорваться по приказу Москвы

Но мы сейчас расцениваем данный сценарий как менее вероятный, чем сценарий продолжения расшатывания Украины изнутри. Замораживание конфликта в Донбассе соответствует интересам Путина. Произведена милитаризация Крыма: он нашпигован серьёзными системами вооружений, в том числе, способными нести ядерные боеголовки. Это нацелено не на Украину. Крым стал плацдармом России против НАТО, чтобы зафиксировать: при любых условиях полуостров должен остаться за ней. Путин будет аргументировать ситуацию приблизительно так: хорошо, я замораживаю конфликт в Донбассе, но про Крым не нужно вспоминать.

20 мая глава российского МИД Лавров в интервью «Российской газете» сказал, что «ЛНР» и «ДНР» должны быть в составе Украины. Это подтверждает, что Кремль заинтересован в создании зоны, которая в любой момент может взорваться по приказу Москвы, при этом вопрос ведения войны надолго остаётся открытым.

Украина может ответить только усилением системы обороны. Нужно срочно создавать оружие сдерживания, чтобы в случае наступления потери агрессора были настолько серьёзными, что это сделает его нецелесообразным.

Если неплатежеспособный кредитор не находится в Крыму или в районах проведения АТО, рассчитывать на снисхождение банков ему не приходится. Потеряв только на полуострове 17 млрд. грн. просроченной задолженности, отечественные финучреждения попытаются максимально отыграться на клиентах в зоне действия украинских законов.

Всеобщая перепись

Национальный банк планирует сформировать общий реестр кредиторов. Его существование является одним из условий продолжения сотрудничества украинского правительства с Евросоюзом и Международным валютным фондом.

Во время финансового кризиса проблема невозвращенных кредитов стала одной из основных для банковского рынка.

Сейчас доля проблемных займов достигает 17,2% от общего портфеля банков.

То есть на текущий момент заблокировано порядка 200 млрд. грн., которые банки выдали своим заемщикам и не могут вернуть обратно. Именно это является одной из причин ухода иностранных банков из Украины, а также постоянного повышения кредитных ставок. «Одним из главных факторов для того, чтобы наш банк продолжал работать в Украине, является усиление защиты прав кредиторов», — говорит председатель правления UniCredit Bank Грациано Камели.

Передача информации о заемщиках в единый реестр не нарушит банковскую тайну. Сейчас во всех кредитных договорах предусмотрена норма о том, что информация может быть передана третьим лицам. Обычно ими являются коллекторские компании, которым финансовые учреждения передают работу со своими неплатежеспособными клиентами после того, как по кредиту возникает большая просрочка.

К примеру, за рубежом уже давно функционируют бюро кредитных историй, собирающие всю информацию о банковских заемщиках. В большинстве случаев они созданы в форме частных компаний, которые принадлежат банкам. Так происходит, например, в Германии, Италии и Бельгии. Иногда, как во Франции, работают государственные бюро. В основном такие структуры создавались в западных странах еще в 1990-х годах.

В перспективе наличие общей базы данных о заемщиках позволит тратить меньше времени и усилий напроверку информации об их платежеспособности. А значит, украинцам будет гораздо легче и дешевле получить заемные средства. Сейчас же банки, выдающие займы, стараются перестраховаться и выдвигают очень серьезные требования к потенциальным клиентам. «Теперь мы увеличили время на принятие кредитного решения — клиентов проверяют и оценивают еще тщательнее», — говорит директор департамента потребительского кредитования Кредобанка Сергей Кирюхин.

В перспективе наличие единого реестра заемщиков позволит активизировать кредитование. Кроме того, это может сделать его более доступным для граждан, так как снизятся риски невозврата займов. Однако банки не рассчитывают на то, что это произойдет в ближайшее время, и занимаются решением текущих проблем.

«Сегодня банки акцентируют внимание на решении проблем со старыми займами, на удержании ресурсной базы и на минимизации оттока вкладов, — объясняет начальник управления банка «Хрещатик» Елена Трояновская. — А планы по развитию кредитования фактически не рассматриваются. Очевидно, что сейчас розничное кредитование не является приоритетным направлением для банковской системы».

Ждите ответа

Впрочем, информация о платежеспособных заемщиках и мошенниках, которой банки будут обмениваться друг с другом, вряд ли сможет их защитить от форс-мажоров, когда огромное число граждан теряет возможность платить по кредитам. Как известно, это уже произошло в Крыму и в зоне проведения АТО.

«Стратегия каждого банка зависит от того, как поступать с просроченной задолженностью. Конечно, ее уровень в неконтролируемых районах Донбасса гораздо выше, однако мы находимся в постоянном поиске подходящего варианта решения этой проблемы как для клиентов, так и акционеров. Очень трудно сказать, что все эти займы рассматриваются одинаково, в большинстве случаев принимается индивидуальное решение», — говорит директор департамента розничного бизнеса, член правления Пиреус Банка Илиас Музакси.

Еще одной проблемой банков в сфере кредитования является нерешенный вопрос валютных займов. Закон об их конвертации в гривню не принят. Кроме того, до сих пор не все банки подписали общий меморандум об условиях перевода таких долгов в национальную валюту.

«Наиболее сложный — старый валютный кредитный портфель. Банк работает с каждым заемщиком индивидуально, рассматривается и учитывается социальный статус клиента, его поведение и лояльность в исполнении своих обязательств. Важно, чтобы клиент понимал и сформулировал условия работы с банком в практической плоскости. Банк не пойдет на удовлетворение требований конвертаций долга по курсу 5,5 грн./$ или под 7,99 грн./$.

Это время уже ушло, сегодня иные реалии и другие подходы», — говорит начальник управления продаж кредитных продуктов UniCredit Bank Татьяна Никитина.