Управляющий директор UVCA Яника Мерило рассказала, почему ушла с должности советника министра экономического развития Украины и как сейчас продвигает идею создания электронного правительства.

BorovikLeaks

Почему вы ушли с должности советника министра экономики?

– В моём случае никакой интриги нет. В качестве советника министра я занималась вопросами улучшения инвестиционного климата и созданием электронного правительства. То есть, по сути, единого портала административных услуг, который позволил бы гражданам в онлайн-режиме подать заявление на субсидию, оформить паспорт или получить справку о несудимости.

У Айвараса Абромавичуса (министра экономического развития и торговли. — Фокус) были другие приоритеты — в том числе дерегуляция и подготовка госпредприятий к приватизации. Я могу его понять: пожалуй, если бы я была на его месте, то тоже сосредоточилась бы на этих задачах. Но уйдя из Кабмина, я точно так же продвигаю электронное правительство, отсутствие статуса советника никак мне не мешает. Наоборот, работаю с несколькими министерствами и самоуправлениями.

О чем свидетельствует скандал в правительстве с Сашей Боровиком?

– Думаю, что ситуация с Сашей Боровиком несколько раздута, и не стоит говорить о массовом исходе иностранцев из Кабмина. Тем более, что Боровик так и не был назначен на должность. А то, что меняются советники - это совершенно не знаковое событие.

А чего, собственно, ожидал Боровик? Прогулку в парке? У меня лично не было никаких иллюзий относительно бюрократичной машины. Да, в системе очень трудно - она сама себя не сократит, будет противодействовать и пассивно, и активно. Система более 20 лет так строилась. Нельзя сказать, что мировые практики здесь не работают, но не все же так просто. Дверью хлопнуть проще всего, труднее пытаться найти путь для реализации реформы. Если это невозможно сделать напрямую, нужно искать другие пути.

Дела государевы

Боровик пожаловался на скорость реформ в правительстве. А у вас есть нарекания?

– Конечно, мне тоже кажется, что реформы продвигаются очень медленно, хотелось бы быстрее. Но я не делаю из этого трагедии "невозможно работать, я ухожу", так как понятно, что политическая элита в Украине полноценно ещё не успела смениться. Это один из ответов, почему всё так медленно. Во всех вертикалях власти нужны новые лица, но обновление требует времени и терпения.

У нас есть молодые депутаты, которые не принимали участие в схемах прошлых созывов. Будет и дальше обновление, просто не так быстро, как хотелось бы. Может, некоторые реформаторы не были готовы к этому. Самое худшее - это махнуть рукой и вернуться к тому, что было раньше. Этого я боюсь больше всего. Тем более, что сегодня происходит больше, чем видно со стороны. Есть реальная проблема в коммуникации власти с обществом.

Инвестиционная привлекательность Украины снижается, несмотря на все реформаторские потуги. Почему?

– Я бы не говорила так однозначно. ЕБРР вложил в Украину $1,2 млрд в прошлом году. Важно, что они продолжают это делать. Если бы они свернулись и ушли - вот это был бы действительно очень плохой сигнал. Наша ассоциация, например, сейчас общается с одним крупным европейским фондом, который еще в 2002 году присматривался к Украине. Их представители хотят поговорить с местными фондами private equity, чтобы почувствовать настроения. И они готовы входить в капитал украинских предприятий. По данным нашей ассоциации, каждую неделю проводятся сделки. Так в прошлом году их было 67 на сумму в $92 млн. В этом году мы также наблюдаетм вложения в IT, агро, промышленность. И средняя сумма сделки стала крупнее.

Вы поддерживаете анонсированную приватизацию украинских госпредприятий?

– Я не думаю, что сейчас время для распродажи. Для начала необходимо реформировать эти госпредприятия. В нынешнем их состоянии цена будет слишком низкой. Пока они не прочистились, пока непонятно, какие есть активы, долги, обязательства, продажа бессмысленна. Те оценки, которые им будут давать сегодня, и оценки, которые могли бы поставить через год после реформирования - это очень разные цифры.

Оцифровывание бюрократов

В каком формате вы сейчас работаете над созданием электронного правительства?

– Ведем активный диалог с разными министерствами. На сегодняшний день нашу инициативу активно поддерживают в Минобороны, Мининфраструктуры, Минэкологии, МВД и Минюсте. По каждой админуслуге приходиться договариваться отдельно. Например, если это справка о несудимости, то контактировать нужно с МВД, а если заявка на субсидию – то Минсоцполитики.

Как будет выглядеть процедура получения электронной админуслуги?

– Через три недели мы запустим портал, где человек, зайдя в свой личный кабинет через мобильный телефон или интернет-банк, получит перечень доступных административных услуг. На первом этапе перечень будет короткий, но каждый месяц мы планируем добавлять по 1-2 услуги. Если за год добавим важных 10-20 услуг, это будет реально очень большой прорыв.

Реформы продвигаются медленно, так как политическая элита полноценно ещё не успела смениться

С некоторыми услугами есть объективные трудности. Например, самая популярная услуга - это оформление паспорта или внесение в него изменений. Это 40% всех запросов. Но пока не можем запустить эту услугу, так как на сегодня сама база паспортов не оцифрована.

В каких регионах будут доступны электронные админуслуги?

– Пока тестируем в Днепропетровске и Львове. Но если мы где-то запустимся, то это будет масштабироваться - так как технически система может работать в любом регионе.

Почему вы выбрали Днепропетровск и Львов?

– Мне проще работать там, где есть политическая воля. Мэр Львова Андрей Садовый на встрече сразу сказал, делайте так, как нужно. В Днепропетровске мы контактировали уже с прошлой властью (с командой экс-губернатора области Игоря Коломойского. – Фокус). Мэрия Харькова также приглашала в ЦНАПы (центры предоставления админуслуг. – Фокус) и подчеркивала, что очень важно запустить электронные админуслуги. Хорошие менеджеры понимают, что если не навести порядок снизу, то и сверху руководить будет сложно. Поэтому так важно обеспечить людям удобный доступ к админуслугам.

Я также хочу создать карту, где показать, в каких городах какие услуги доступны. Например, открытый бюджет, кто публикует протоколы заседаний, проводит электронные закупки. Так города, наверное, лучше отреагируют. Пример, что в одном месте работает, думаю, самый большой стимул запускать услуги и в другом месте.