Количество заголовков новостей последних дней, в которых фигурирует НАБУ, должно бы перейти в качество. Но за авральным методом предъявления подозрений видится в первую очередь спешка, а не результат долгой и тщательной работы с признаками стратегии

Происходящее похоже, скорее, на цейтнот, тактические маневры. Связано ли это с инициативой, которая исходит с самого верха, или перед нами борьба за чистоту мундира и попытки сохранить максимум свободу и минимум теплое кресло? Давайте разберемся.

Итак, в течение недели НАБУ порадовало общественность серией громких дел, каждое последующее из них затмевало предыдущее.

7 сентября Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции направило в НАБУ материалы об обнаружении признаков уголовных правонарушений в трех электронных декларациях уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Людмилы Денисовой. По данным агентства, в декларациях за 2015, 2016 и 2017 годы выявлены признаки декларирования недостоверной информации.

13 сентября детективы НАБУ вручили министру инфраструктуры Владимиру Омеляну подозрение в незаконном обогащении. В частности, пресс-служба бюро отмечает, что внимание антикоррупционного ведомства привлекло то, что в период с 1 января 2000 года по 26 апреля 2018-го Омелян получил 2,17 млн грн официального дохода. При этом его расходы в период с 2008 года по 26 апреля 2015-го составили, по меньшей мере, 3,45 млн грн.

13 сентября стало известно, что Соломенский районный суд суд Киева принял решение, обязывающее НАБУ открыть уголовное производство против министра юстиции Павла Петренко.

14 сентября информационное агентство «Українськi новини» сообщило, что 6 сентября НАБУ открыло уголовное производство в части 34 статьи 368-2 (незаконное обогащение) Уголовного кодекса по факту возможного незаконного обогащения депутата Верховной Рады Антона Геращенко.

И поэтому сразу напрашивался вывод, имевший логическую базу – обострилась борьба между крупнейшими фракциями парламентской коалиции – «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». И НАБУ является инструментом в этой схватке. Но недоставало мотивации: почему именно сейчас случилось обострение, и какую пользу из этого может извлечь президент Украины, который ждет от Верховной Рады поддержки законопроекта об изменениях в Конституцию, которые закрепляют в Основном законе евроинтеграционный курс государства. Получается, что Порошенко затевает игру, в которой имитирует свой порыв к НАТО и ЕС, обеспечивая провал голосования. С другой стороны, в самые плохие времена, которые переживали фракции БПП и НФ, политическая сила Арсения Яценюка голосовала за важные для страны законы и вносила свой вклад в позитивный исход голосования.

Значит, здесь что-то не так. НАБУ не является слепым исполнителем роли, которую ему напишут в администрации президента. И как тогда прикажете понимать атаку НАБУ на «Народный фронт» – вряд ли перед нами чистая, без политических примесей, борьба с коррупцией. 

Что же, посмотрим, какие еще новости поставляло бюро на истекшей неделе. Может, найдем недостающие элементы для понимания спектакля, который разыгрывается у нас на глазах.

5 сентября директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник заявил журналистам: «Исключать дальнейших расследований, задержаний, арестов, в том числе и в отношении меня лично, я не буду. Тем более, что приближается время выборов».

Внезапно.

Но, простите, где-то мы уже слышали эти слова. Сытник уже предупреждал общественность о своем предстоящем аресте. «Исключать дальнейшее применение административного ресурса, подозрения, аресты – меня лично, я исключать не буду», – заявил директор НАБУ 13 ноября 2017 года.

Похоже, на этот раз лично под Сытником зашаталось кресло. И не зря он говорит о приближающихся выборах, в которых с большой вероятностью примет непосредственное участие. Ведь иммунитет от уголовного преследования еще никому не мешал. И в таком случае понятен вектор, которому следует НАБУ – предъявлять обвинения представителям «Народного фронта», но не трогать депутатов фракции БПП или министров по квоте президентской партии. Потому что, как подтвердил на брифинге 14 сентября заместитель председателя СБУ Павел Демчина, еще один объект внимания ведомства Сытника, НАБУ продолжает прибегать к незаконным методам провокации при расследовании фактов коррупции. И директору бюро придется за это отвечать.

«Люди организовывают казино! Казино в полном смысле слова, вид бизнеса, который запрещен законом. Причем за бюджетные средства. Господин Сытник подписывает расходы на создание казино, несколько сот тысяч гривен. Для чего? Чтобы пришел полицейский и требовал с них деньги, и они его поймают героически. Вы думаете, это казино придет проверять чиновник категории «А»? Я не думаю, скорее всего, участковый или опер. Для этого НАБУ?» – недоумевает Демчина.

Заместитель председателя СБУ рассказывает также о плане компрометации сотрудника Национального банка Украины, который был найден при обыске в сейфе одного из детективов НАБУ. Многоходовая комбинация состоит из имитации ДТП, имитации ограбления, а также «вступления работника НБУ в интимные отношения с заранее подобранным лицом и проведении видеофиксации внебрачных половых отношений».

Но почему же все-таки «Народный фронт» стал центром приложения антикоррупционных сил? Вполне возможно, что, понимая политические расклады, Сытник пытается угодить Порошенко, который не против того, чтобы кто-нибудь лишний раз пнул его идеологически близкого соперника, и смягчить таким нехитрым способом разгорающийся конфликт между НАБУ и СБУ. Не говоря уже о том, что дела против представителей «Народного фронта» готовились давно. Скорее всего, с другой, неизвестной нам целью, а пригодились сейчас. Но уже не заказчику, а исполнителю – НАБУ.

Виктор Владимирович мне напоминает медведя-шатуна.

Бродит по лесу зверь-одиночка, сильный, матерый, беспощадный. Не спится ему, не укладывается хищник на заслуженный отдых. Отчего? Наука называет разные причины. То ли голоден — не наелся вдоволь за отведенное для этого время. То ли нарвался на незадачливых охотников — с лежки косолапого согнали, но добыть зверя не смогли, ушел не спеша, а догонять поостереглись. То ли сам почуял опасность, бросил ненадежную берлогу, а новую не отыскал.

И никто встрече с таким животным не рад. Охотник рискует превратиться в добычу, сородич — в корм. Читал когда-то, что голодные шатуны с удовольствием пожирают себе подобных, выискивая берлоги с безмятежно сопящими собратьями. А после трапезы некоторые мишки не брезгуют расположиться на отдых в осиротевших норах прямо на останках…

Ну вот чего, казалось бы, Медведчуку не хватает? Хороший дом в Крыму, красавица-жена в офшорах до пят, — что еще нужно, чтобы встретить политическую старость?

Но матерый хищник изголодался по живой политике. И охотников чует, — пальцы не на курках, но и стволы не в чехлах. Ну, а уютная берлога в Симеизе никуда не денется.

Вот только зачем человеку, чей удел — одиночество в стае, понадобилось членство в чужой своре? К чему пафосно-потешный заход в «За життя», где даже Рабиновичу с Мураевым тесно? Самолюбие потешить? Едва ли. Неподходящий размер для удовлетворения столь масштабного тщеславия. Погружение главного интригана страны в публичную политическую жизнь, вероятнее всего, часть плана. Кремлевского проекта «Шатун». Точнее, «Медведь-шатун».

Ориентированные на Москву политические элиты (по мнению ясновельможных господ из Белокаменной) никак из спячки не выйдут — время клыки обнажать, а они все лапу сосут. Лениво бранятся между собой, вяло поругивают режим — так власть не берут.

Чтобы расшевелить эту спящую берлогу и понадобился зверь, сильный, матерый, беспощадный. И он в нее живенько влез, обнажив в приветственном оскале крепкие клыки.

Принудительный отбор

Из чего, по всей видимости, исходят в Белокаменной?

Во-первых, там полагают (обоснованно или нет, сейчас спорить не станем): потенциальный электорат социально близких Кремлю сил составляет не менее трети от общего числа избирателей Украины. Этого недостаточно, чтобы провести полностью лояльного Москве президента. Но при правильно продуманной игре достаточно, чтобы вывести «своего» кандидата во второй тур.

А это, в свою очередь, хороший задел, чтобы попытаться сформировать «свое» большинство в Раде. Парламентские выборы в Украине, насколько можно судить, заботят Путина больше, чем президентские. Придет на Банковую лояльный к Москве персонаж — вот и славно, не придет — свяжут руки новому главе украинского государства нелояльным к нему парламентом. Без поддержки коалиции в ВР любой гарант будет ограничен и в кадровом маневре, и в законотворческом. Без опоры на парламентское большинство новый президент не сможет не то что выходить за пределы конституционных полномочий (как это с успехом делает Порошенко), ему даже своими законными правами распорядиться будет сложно.

Посему Кремль, надо думать, сделает упор на парламентскую кампанию. А президентскую склонен рассматривать, прежде всего, как прелюдию. Попадет кандидат от условного «Оппоблока» во второй тур выборов главы государства, получит там внушительный результат — полдела сделано. Вторая половина — использовать полученный плацдарм для решительного наступления на выборах в ВР. Цель — вывести «бело-голубых» (станем по старинке их так называть) на результат в 30–35% в «партийной» гонке, «дотачать» фракцию мажоритарщиками, заключить союз (необязательно публичный) с какой-нибудь «гибкой» политической силой, например, с «радикалами», и заполучить большинство.

Посильная ли это задача — вопрос спорный. Но в Кремле считают такой вес подъемным. Однако, как говорят штангисты, для успешных подъема и фиксации нужны правильные подрыв и подсед. Без выхода «бело-голубого» кандидата во второй тур выборов главы государства парламентский успех маловероятен. А для того, чтобы выдвиженец лояльных к Москве сил попал в «плей-офф» президентского состязания, необходим (и это, во-вторых), единый прокремлевский кандидат.

«Оппоблок» и «За життя», по сути, из одной берлоги, но часть избирателей принимает их за зверюшек если не разного рода, то разного вида. Но политика — не арифметика. Простое сложение рейтингов двух партий (8,7% у «ЗЖ» и 7,1% у «ОБ», согласно последним исследованиям «Деминициатив» и Центра Разумкова) не дает совокупных 16%. Так же, как сложение рейтингов Рабиновича и Бойко (6,7% и 6,4%, в соответствии с данными из того же источника) не гарантирует даже арифметических 13%. И это при том, что для попадания во второй тур потребуется явно больше.

Но политика — смесь алгебры, геометрии, физики, химии, алхимии и зоологии. При неправильном подходе формальное суммирование приводит к фактическому вычитанию, при правильном — к умножению. Верный расчет и правильно донесенный объединительный посыл (адресованный не только избирателям, но и региональным элитам, партийным спонсорам) способен привести к синергетическому эффекту. Не растерять имеющийся ресурс и прирасти новым — искусство.

А чтобы такой процесс стал успешным, нужен человек, который бы этот процесс возглавил. Это, в-третьих. В Москве, похоже, устали ждать результатов естественного отбора, боданий Бойко и Левочкина с Ахметовым, а «ОБ» с «ЗЖ». Естественное заменили принудительным. Стадо должно превратиться в стаю. И ей назначили вожака. Медведя-шатуна.

О том, что процессу слияния «бело-голубых» быть, говорили еще в прошлом году, тогда же говорили и о ключевой роли в этом проекте Медведчука. Но дело с мертвой точки не двигалось. На июнь года нынешнего планировалось подписание меморандума о готовности объединения партий и общественных организаций промосковского спектра и возможном выдвижении единого кандидата на президентских выборах. Но не сподобились даже на это. Чтобы влиять на процесс, необходимо оказаться внутри него. И Медведчук официально вошел в «ЗЖ» именно для этого.

Результат не заставил себя долго ждать. «Раскольник» Рабинович призвал к «соборности». А его публичный недруг Левочкин тут же поддержал грядущее политическое «соборование».  

Три медведя в одной берлоге. Кто будет есть из чьей чашки?

Вероятность того, что на выборах-19 мы увидим «Оппозиционный блок «За життя», выросла. Вероятность того, что от ОП/ЗЖ будет выдвигать единого кандидата, — тоже. Но назвать единство в этом лагере свершившимся фактом пока нельзя

По нескольким причинам.

Первая. Этому обстоятельству, в силу своих возможностей, препятствует действующий президент. Порошенко считает (информация об этом получена из заслуживающих доверия источников), что для попадания во второй тур ему нужна максимальная разобщенность в стане соперников. Он не заинтересован в объединении Оппоблока и Рабиновича так же, как и в объединении, например, Гриценко и Садового. Насколько верен его расчет, обсуждать не станем, просто будем отталкиваться от того, что подобный расчет присутствует.

Петр Алексеевич, елико мог, подогревал амбиции Рабиновича. По мере сил влиял на своего бизнес-партнера Ахметова.

И хоть возможности его ограничены, препятствовать консолидации «бело-голубых» он будет и далее. Поскольку шансов оказаться во втором туре с удобным Бойко у Порошенко пока меньше, чем увидеть в нем вместо себя единого кандидата от «бело-голубых».

Он был бы не прочь организовать Вену-2, но на такой сговор с ним никто не пойдет. На дворе не 2014-й. Порошенко — «хромая утка». Взлетит/не взлетит — одному дьяволу известно.

Вторая. »Бело-голубое» сообщество крайне неоднородно. Обитатели этой берлоги способны сосуществовать, но не склонны друг другу доверять. Даже у Рабиновича с Мураевым войнушка, что уж говорить об остальных, отягощенных памятью о множественных конфликтах, обидах, лондонских судах и кидках.

Группа Фирташа—Бойко—Левочкина и группа Ахметова со скрипом поделили власть на двоих, а теперь им придется освобождать место в берлоге еще и для Медведчука.

Появление Виктора Владимировича в «ОБ» восприняли без особого восторга. Ореол эмиссара Путина — штука серьезная, но и у Бойко, и у Ахметова — свои каналы общения с Москвой. Хотя Ринат Леонидович доверие Кремля в последние годы несколько утратил.

Бойко с Левочкиным, судя по всему, неготовы масштабно тратиться на избирательную кампанию ввиду финансовых трудностей Фирташа. Ахметов не готов масштабно тратиться на кампанию, если кандидатом в президенты будет Бойко (а именно он пока рассматривается Москвой на роль единого выдвиженца). Главу СКМ в этой роли больше устроил бы Вилкул. При этом обе группы пока не готовы делить список на троих, уступая треть Медведчуку.

Правда, Виктор Владимирович якобы привез ультиматум Москвы — несговорчивые «бело-голубые» политики-бизнесмены попадут в санкционный список и зарабатывать в России и с Россией не смогут. А это больно.

Представители обеих каноничных групп бросились уточнять, является ли озвученный ультиматум условием Кремля или «шатун» занимается отсебятиной, спекулируя статусом человека Путина. Скорого объяснения получить не удалось, а потому процесс объединения пока притормозили. Ссылаясь на формальные обстоятельства — необходимость провести решение о консолидации через партийный съезд «ОБ».

Медвежий угол. Волчья яма

Уважение к способностям и возможностям Медведчука у его политических попутчиков органично соседствует с опаской. И верх пока берет второе. Все-таки в «ОБ» тоже верховодят крупные хищники с неплохим инстинктом самосохранения.

Для «бело-голубых» выбраться с помощью рвения, умения и ресурса Медведчука из политического медвежьего угла — штука заманчивая. Но и риски налицо. Допускаю, что тот же Бойко совсем не против оказаться вторым. Но только в страшном сне видит себя первым в этой стране и в это время. И большинству «оппоблоковцев» сонная оппозиция куда милее, чем необходимость брать даже часть ответственности за происходящее. Тому же Ахметову важна не власть, а место в ней, при любом раскладе и любой конфигурации. Он зарабатывает с Порошенко, делится с Гройсманом, вкладывается в Ляшко, инвестирует в Вилкула, нарезает круги вокруг Тимошенко. Он считает, что найдет свой «Крыжополь плюс» при любой власти. И уродоваться ради призрачной сверхзадачи — пророссийского большинства в Раде — точно не станет. Вопрос обсуждения квот его несколько раздражает, но не сильно заботит. Понадобится — он заплатит за то количество мандатов в «ОБ», в котором нуждается. Заодно рассовав «своих» в списки других партий.

Но непосредственное присутствие и активное участие Медведчука в общем политическом проекте его изрядно беспокоит. Левочкина и Бойко — тем более. «Шатун» — зверь лютый. Сожрет, облизнется и в твоей же берлоге спать уляжется.

Но и с Москвой ссориться не резон. А потому обложили соратники-соперники шатуна волчьими ямами. С разных сторон кураторам кремлевским о рисках рассказывают. Что пришлый зверь не для той стаи зверя загоняет. Что потуги его объединительные не столько сцементируют электорат, сколько распорошат. А это другим на руку. Той же Тимошенко, а она — зверь хоть и того же класса, но другого отряда. Что двумя колоннами идти сподручнее. И… лучше без Медведчука. Спугнет электорат. Да и какой из него, к дьяволу, публичный политик. Даже Ляшко, прости господи, со своим колхозным обаянием, куда круче воздействует на неокрепшие и окаменевшие умы. Пусть себе Медведчук кардинальствует, с Порошенко барыши делит, телеканалы коллекционирует. Пусть. Но тихо.  

Боятся «бело-голубые» клыка хищного и лапы когтистой. И услуги медвежьей от шатуна не хотят. Комплексуют. Ведь на размытой риторике можно самых разных недовольных подобрать. А этот одним фактом своего присутствия немало потенциальных избирателей отвернет.

Как ни крути, а страна уже не та, что четырьмя годами раньше. И не всякий справедливо недовольный этой властью или давний любитель русской литературы либо искренний сторонник мира в Донбассе проголосует за силу, где публично присутствует он. Тот, кто не то что не стесняется своей близости с Кремлем, а кичится ею.

Словно не было аннексии Крыма. Российского телевидения, «распинающего мальчиков». Замученного Рыбака. Гиркина и «заблудившихся» десантников. Издевательств над плененными в Иловайске и ДАПе бойцами. «Парада» в Донецке. Голодающих Сенцова и Балуха. Похоронок...

Охотники говорят, редкий шатун доживает до весны. Но ведь политика — лишь отчасти зоология.

ДП «Завод «Електроважмаш» (Харків) 6 вересня уклало угоду з компанією «Industrial Fields Limited» (Велика Британія) про поставку сталі на 356,34 млн руб., або 146,10 млн грн. Про це повідомляється у системі «Прозорро».

На станцію Соловей в Білгородській області Росії поставлять 6 тис т холоднокатаної ізотопної динамної (електротехнічної) сталі. Детальні характеристики товару та ціни за одиницю у звіті про укладання договору не вказані. Договір діятиме до 14 серпня 2020 року. Середня ціна становить близько 59 390 руб, або 24 350 грн. за тонну.

Нагадаємо, «Харківський антикорупційний центр» повідомляв із посиланням на дані аудиторського звіту, що «Електроважмаш» з 1 вересня 2015 року по 31 січня 2017 року поставив британським компаніям «Industrial Field Limited» та «Pitfield Traders Ltd»  продукції на понад 1,55 млрд. грн., або понад 75% від всього обсягу.

Аудит показав, що розрахунки з британськими фірмами-посередниками  проводяться в російських рублях. Реально обладнання поставляється з Харкова напряму до підприємств на території Російської Федерації (ООО «Элмаш-ЛТО», «Энергоэнжам», ООО «АЕ5000» та інші). Заступник директора «Електроважмашу» з юридичних питань Данилін Є.Ю. пояснив аудиторам, що на посередниках у торгівлі з харківським заводом наполягло російське ЗАТ «Трансмашхолдінг».

«Industrial Fields Limited» до 21 грудня 2015 р. називалася «ATG Overseas Ltd». Ця компанія, зареєстрована в Лондоні у 2005 р. на домініканський офшор «West-East Plc», відома як постачальник «Електроважмашу» принаймні з 2011 р.

У 2005-2006 рр.. фірмою керував москвич Андрій Соболєв. До лютого 2013 р. директором  була москвичка Ольга Курлаєва, а потім – Едвард Петре-Мірс (Edward Petre-Mears).

За даними британської газети «The Guardian», Едвард Петре-Мірс та його партнер Сара Петре-Мірс представляють одну з найбільших у світі імперій офшорних компаній, де вони діють від імені анонімних клієнтів. Вони відомі як директори понад 2 тис компаній. Як повідомив пресі директор британського реєстраційного агентства, Петре-Мірс мають подвійне громадянство островів Сент-Кіттс і Невіс. Журналісти з’ясували, що одним із клієнтів Петре-Мірс є російський мільярдер Володимир Антонов.

У 2015 р. тодішній міністр економрозвитку Айварас Абромавічус домігся звільнення Володимира Глушакова з посади директора «Електроважмашу». Тоді стало відомо, що експортні потоки державного заводу були заведені на британські фірми «Pitfield Traders» і «ATG Overseas», а ті за більшою ціною перепродували продукцію «Електроважмашу» російській фірмі «Елмаш-ЛТО» для подальшої реалізації у Росії. Нині в. о. директора «Електроважмашу» є Дмитро Костюк, який був замдиректора заводу при Глушакову. Однак кадрова ротація не змінила експортної схеми і продукція «Електроважмашу» продовжувала йти через британські фірми на адресу «Елмаш-ЛТО».

Після виходу розслідування програми «Схеми» про контракти заводу »ATG Overseas Ltd» змінила назву на «Industrial Fields Limited». Тоді ж, у грудні 2015 р., директором став Тоні Петров Алексієв (Toni Petrov Aleksiev) із Болгарії 1966 р. нар. Він очолював московське представництво АО «Динамо» АО Болгарія, якого наразі немає в російському реєстрі юросіб. Однак за його адресою досі прописане ТОВ «Динамо Групп» Ольги Алексієвої.

Із квітня 2016 р. власником більше 75% «Industrial Fields Limited» значиться росіянка Жанна Колеснікова 1967 р. н. із Казахстану.

Это просто невероятно звучит, но Кабмин Украины сделал это. Премьер-министр В.Гройсман назначил руководить Государственной фискальной службой начальника Одесской таможни Александра Власова, отстраненного от должности в результате уголовного дела о воровстве контейнеров на Одесской таможне и незаконном пропуске грузов, и является одним из фигурантов уголовного дела, которое ведет ГФС!

Мы часто критикуем власть за несовершенные решения, но иногда бывают такие случаи такого конкретного беспредела, к которым трудно подобрать эпитеты.

Вчера премьер-министр Владимир Гройсман назначил исполняющим обязанности главы Государственной фискальной службы начальника Одесской таможни Александра Власова.

Удивляют три факта:

  1. Это назначение является незаконным - ведь Власов не является заместителем главы ГФС, и его нельзя назначать исполняющим обязанности председателя. Его надо назначить заместителем, чтобы появились основания что-либо замещать. Предыдущий и.о. Продан был вначале назначен и.о. заместителя. Здесь законные процедуры проигнорированы.
  2. Назначение Власова означает спасение Власова от уголовного дела, которое расследует Генеральная прокуратура и налоговая милиция ГФС о краже контейнеров на Одесской таможне. Теперь, получается, что Власову подчинены следователи и оперативники, которые раскрыли и задокументировали беспредел и колоссальную коррупцию на Одесской таможне.
  3. Александр Власов 22 августа приказом и.о. главы ГФС М.Продана отстранен от исполнения обязанностей главы Одесской таможни, в результате уголовного дела и задержания группы лиц, которые незаконно провезли через Одесскую таможню десятки контейнеров с грузами без всякой регистрации и каких-либо таможенных платежей! И теперь отстраненный от должности, свидетель преступления, который может стать подозреваемым, не выходя из отстранения на таможне назначен исполнять новые обязанности - во главе всей ГФС!

Это первый в истории Украины случай, когда главой ведомства назначен госслужащий, который в момент назначения был отстранен от должности, являясь фигурантом дела о коррупции!

Но все по порядку.

Кто такой Александр Власов?

Власову 46 лет. Он закончил Донецкое военно-политическое училище, но в армии не служил, сразу пошел на таможню. Сразу после победы Януковича на выборах в 2010-м Власов получает высокую должность - первый заместитель начальника внутренней безопасности налоговой администрации, в 2011-м его назначают заместителем директора департамента госзакупок в Минэкономразвития.

В зоне АТО 2 года был командиром спецподразделения «Фантом».

Казалось, война должна исправить человека...

Власов стал одним из доверенных лиц премьер-министра Гройсмана на таможне - именно он был назначен руководителем подразделения «черные сотни», которое, по мнению Гройсмана должно было победить коррупцию на таможне. Вот интервью Власова об этой работе.

Спустя два года глава таможенного подкомитета Верховной Рады Татьяна Острикова (фракция «Самопомич») обнародовала разгромные данные и показатели работы «черных сотен», что свидетельствует о полном провале проекта и невыполнении громко заявленных планов.

Тем не менее, на организованном Кабмином конкурсе Власов был назначен в мае 2017 года главой Одесской таможни - на главные торговые ворота страны, через которые идет основной поток грузов и собирается львиная доля налоговых поступлений.

8 августа на Одесской таможне началась крупнейшая операция Генеральной прокуратуры и налоговой милиции ГФС - оперативники обнаружили, что одна из крупнейших преступных группировок, во главе с бывшим таможенником, а ныне частным лицом Денисом Аминевым и прокурором Генеральной прокуратуры Сергеем Сердюком организовала кражу 37 контейнеров с нерастаможенным товаром на сумму 154 миллиона гривен. На видеозаписи, изъятой на таможенном посту №6 Одесской таможни, видно, как Денис Аминев, не имеющий права находиться на таможенном посту, руководит вывозом этих контейнеров при содействии сотрудников таможенного поста! Без всяких деклараций и уплаты налогов! Уверенность в безнаказанности полная - видео с камер никто не стирал, все открыто!

Возник колоссальный скандал, Аминев - один из крупнейших контрабандных баронов Украины, был задержан, ему установили залог в 30 миллионов гривен на период следствия.

22 августа и.о. главы ГФС Мирослав Продан заявил: «Я отдал поручение подразделению внутренней безопасности центрального аппарата ГФС на проведение служебного расследования. Для непредвзятости действий на период данного расследования отстранить руководителя Одесской таможни от выполнения им обязанностей». таким образом А.Власов отстранен на период следствия от должности - и понятно почему, чтобы не мешать следствию и не оказывать давление на своих подчиненных. Теперь и Власов и сотрудники таможенного поста являются свидетелями и подозреваемыми по делу, и расследование продолжается.

Скандал возник колоссальный, поскольку на пресс-конференции Продан обвинил в соучастии в краже контейнеров Генеральную прокуратуру Украины - и это правда, поскольку Аминев действует совместно с прокурором Сердюком.

Генеральная прокуратура заявила о выведении Сердюка за штат. А ГФС Власова за штат не вывела. Скандал приобрел государственный масштаб. Следственное управление финансовых расследований ГФС открыло досудебное следствие по статье 191 часть 5 по факту присвоения товарно-материальных ценностей.

И это дело не единственный скандал при Власове на Одесской таможне. 23 февраля СБУ задержала за вымогательство взятки пятерых сотрудников поста №5 и отдела противодействия таможенным правонарушениям Одесской таможни.

23 августа 2018-го Генеральная прокуратура открыла дело по статье 367 часть 2 и провела два обыска на Одесской и Ильичевской таможнях, а семи сотрудникам таможни предъявлено подозрение в злоупотреблении служебным положением и содействии в уклонении от уплаты налогов при растаможке 128 контейнеров.

Неужели не очевидно, что масштабная системная коррупция, вскрытая в ходе арестов на таможенных постах № 5 и №6 Одесской таможни, происходила без ведома Власова? Неужели не очевидно, что тут надо не назначать в ГФС, а хотя бы ради приличия дождаться предварительных выводов следствия - ведь преступление совершено совсем недавно?

А теперь еще и неофициальная часть. Во главе таможни Власов известен среди предпринимателей как организатор ряда новых схем, по которым пока никаких дел не открыто и никто не задержан.

Так, довольно известной стала схема импорта по заниженной стоимости автомобилей. 400 долларов на таможню - и тарифы снижаются. По такой схеме ввозится порядка 500-600 машин в месяц.

При экспорте сельхозпродукции на таможне действует ставка поборов - 0,1% от стоимости вывезенной продукции.

Разумеется, продолжаются и традиционные для Одесской таможни поборы с контейнеров с товарами широкого потребления - в месяц заходит 3-4 тысячи контейнеров, таможня берет от 150 долларов до 1500, в среднем. Но это, конечно, схема не самого Власова - в ней свою долю урывает и прокуратура и СБУ, и другие силовики.

Так что по Власову могут быть и новые дела. Вот только смогут ли нормально расследовать дело о коррупции на Одесской таможне следователи ГФС, если расследование теперь придется вести против их вновь назначенного начальника, от которого будет зависеть их карьера?!

Назначение Власова - признак утраты здравого смысла и дееспособности правительства Гройсмана, надеюсь, Верховная Рада даст оценку этому событию.

Чому до України не приходять міжнародні інвестори? Не є винятком і український фондовий ринок.

І це в ситуації, коли за облігаціями внутрішньої держпозики, які випускає Мінфін, пропонуються одні з найвищих в світі ставок. Окремі великі покупки, звісно, трапляються, але загалом можна сказати, що країна втрачає гроші. Наразі Україна не може цього собі дозволити.

Що потрібно змінити?

Необхідне кардинальне реформування інфраструктури українського фондового ринку.

Передусім потрібно призвести роботу на українському фондовому ринку до європейських стандартів для всіх учасників. Ця робота вже проводиться у відповідності зі стратегією сталого розвитку «Україна 2020», яку було сформовано за підтримки ЄБРР.

Євростандарти в даному випадку - зовсім не той мовний зворот, який вже встиг набити усім оскому. Це дуже конкретна річ, коли справа стосується пост-трейдингу, тобто процесів передачі власності на цінні папери і здійснення платежів на фондовому ринку. Чому нам так важливо призвести ці механізми до європейських норм?

Річ у тім, що для України наразі дуже важливо залучити закордонні гроші. Значна частина з них може прийти через фінансові інвестиції нерезидентів. А для цього на нашому ринку повинні діяти правила, зрозумілі і прозорі для великих зарубіжних фондів. Щоб цього досягти необхідна участь всіх гравців ринку, а не тільки зусилля державних структур.

Яскравий приклад - прийняття закону №6141 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо сприяння залученню іноземних інвестицій», яке відбулося цього літа.

Ініціатором його створення став Національний депозитарій України, який є однією з ключових організацій в процесі реформування інфраструктури фондового ринку. До процесу розробки долучилися НКЦПФР і Нацбанк, а також група народних депутатів. У роботу включився весь ринок разом з транснаціональними гравцями.

Головна мета закону - ввести в українське правове поле інститут номінального утримувача.

Згідно зі світовою практикою, якщо великий інвестор (пенсійний або інвестиційний фонд, наприклад) захоче увійти на будь-якої зарубіжний ринок, то він звертається до фінансового посередника - глобального кастодіана. Зазвичай кастодіанами є великі фінансові установи з бездоганною репутацією, які надають своїм клієнтам широкий спектр послуг на фондових ринках різних країн.

У тому числі вони беруть на себе технічні питання, пов'язані з купівлею і продажем цінних паперів. Тобто кастодіани ведуть справи від імені свого клієнта.

До останнього часу в Україні поняття номінального утримувача було відсутнє.

На практиці це означає, що для того, щоб вкласти гроші в наші цінні папери, інвестор мав особисто приїжджати в країну та відкривати прямий рахунок на своє ім'я. Збирається велика кількість ідентифікуючих документів, інвестор проходить через низку складних бюрократичних процедур.

З огляду на обсяг операційних витрат і ризиків, пов'язаних з подальшою роботою вже безпосередньо на ринку, багато фондів, відмовлялися від можливості вкладень в українську економіку. Так було раніше, тепер все зміниться.

З 24 листопада закон №6141 набуде чинності, і на фондовому ринку України з'явиться інститут номінального утримувача.

Важливо, що цей правовий документ забезпечує максимальну прозорість моделі ідентифікації. В якості номінального утримувача може виступати тільки юридична особа, зареєстрована в ЄС і/або яка є членом FATF (Міжнародної групи протидії відмиванню брудних грошей). Звісно такою установою також не зможе бути представник країни-агресора.

Робота була виконана величезна, однак це ще не кінець. Щоб закон запрацював, і шлях для зарубіжних фінансових інвестицій відкрився, необхідно створити нормативно-правову базу, за допомогою якої будуть погоджені положення документа з діяльністю інших організацій, а також буде  конкретизований механізми його реалізації.

Для цього необхідно сформувати пакет підзаконних актів. Їхньою розробкою займається робоча група створена НКЦПФР. Однак нам ще потрібна допомога ключових гравців українського ринку, а також необхідна підтримка і з боку іноземних інвесторів.

Впровадження європейських стандартів не може відбуватися старими методами, коли певний набір норм спускався зверху для виконання. Без ефективної комунікації всіх учасників процесу, ми не отримаємо успішного результату.

6 сентября в Украину прибудет очередная миссия МВФ для продолжения переговоров о предоставлении кредита в $1 млрд. Одним из условий получения денег является выполнение обязательства Киева по запуску свободного рынка газа, законодательство для которого уже готово, но пока не выполняется.

Фактор коррупции

Сегодня в Украине действует две процедуры покупки газа. Первую используют промышленные компании, которые приобретают газ по европейским ценам с учетом логистических затрат. «Объем газа, потребляемый индустриальными абонентами, составляет около 35% от общего количества», — говорит Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики.

Вторая процедура применяется для снабжения частных потребителей, топливо для которых поставляется по специальным ценам и распределяется через облгазы. Однако статистики по второй процедуре нет. Как и точных данных, сколько людей реально проживает в домохозяйствах, которые потребляют газ.

«МВФ говорит: у нас большое подозрение, что это источник коррупции, потому что разница в цене большая, база абонентов не раскрывается, кто сколько потребил проверить невозможно», — озвучивает опасения международных кредиторов Александр Харченко и добавляет, что в год, по его расчетам, на непрозрачных операциях отмывается около $500 млн.

Ценовая разница порождает коррупционные схемы. «Газ, который был изначально предназначен для населения, реализуется промышленным потребителям по рыночным ценам», — объясняет проблему Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций компании ICU. Кроме того, вмешательство государства в расчеты за газ делает их менее эффективными и ведет к накоплению просроченной задолженности перед газовыми компаниями.

Мартыненко добавляет, что возникшая разница между ценами на газ приводит также к снижению прибыли газовых компаний, в то время как эти деньги могут быть направлены на увеличение добычи НАК «Нафтогаз» и на обновление распределительных сетей.

На экстренный случай

Стоит сказать, что в европейском законодательстве есть нормы, позволяющие в экстренных случаях вводить специальные условия для продажи газа определенным группам потребителей. Но они применяются крайне редко и на очень ограниченный срок. «У нас же они действуют 3 года. Для международных партнеров это означает, что Украина не выполняет закон и свои обязательства в рамках реформы и объединения своего рынка газа с европейским», — поясняет Александр Харченко.

Эксперты отмечают: облгазы являются региональными природными монополиями. Несмотря на то, что они де-юре разделились на компании по транспортировке и поставке газа, рынок остается неконкурентным, поскольку новые игроки зайти в регионы не могут.

Чтобы удовлетворить требования МВФ, Украине необходимо сделать рынок конкурентным и установить пользователям индивидуальные счетчики газа. Однако облгазы, на которые возложена обязанность обеспечить население приборами учета, в данный момент занимаются установкой только общедомовых счетчиков.

«У нас была программа установки счетчиков за счет облгазов, но даже если она возобновится, эти затраты все равно будут перекладывать на потребителя», — говорит Андриан Прокип, эксперт программы «Энергетика» аналитического центра «Украинский институт будущего».

Почетная капитуляция

Правительство Украины оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, чиновники рассчитывают на транш МВФ, с другой — запуск свободного рынка газа будет означать повышение цен для потребителя за пару месяцев до начала предвыборного года. И это не лучший способ сохранить благосклонность электората.

Эксперты, с которыми пообщался Фокус, полагают, что правительству все же придется пойти на условия Международного валютного фонда и поднять цены. Весь вопрос в том, как именно это будет происходить.

«МВФ говорит о рыночной цене, но не диктует, как именно ее устанавливать. К примеру, можно привязаться к ценам немецкого хаба — это ближайший для нас рынок с понятными условиями ценообразования», — считает Александр Харченко.

Александр Мартыненко добавляет, что в зависимости от согласованной между правительством Украины и МВФ методики расчета рыночной цены повышение тарифов на газ для населения может составить от 10% до 60%. «Наиболее вероятно, что правительству удастся убедить МВФ принять методики, которые приведут к повышению тарифов на 20% или 30%», — отмечает эксперт.

Но даже при таких серьезных изменениях заоблачных цен в платежках не появится. «60% населения повышение цен не ощутит, поскольку получает субсидию. Для них ничего не меняется. Для тех же, кто оплачивает услугу в полной мере, цена в платежке поднимется с условных 2 тыс. грн до 2,4 тыс. грн», — объясняет Александр Харченко.

По словам Андриана Прокипа, не стоит исключать, что повышение будет происходить постепенно. «Вопрос не стоит настолько остро, чтобы менять цены прямо сегодня», — полагает эксперт.

Прейскурант реформ

Если правительство решит выполнить требования МВФ и отменить ПСО (поставки по специальным ценам), то с ростом цен на газ значительно повысится нагрузка на фонд субсидий. Андриан Прокип предполагает, что их монетизацию, которая запланирована на начало 2019 года, скорее всего, будут увязывать с отменой ПСО. «Чтобы упростить расчеты между компаниями», — поясняет эксперт.

Закупка газа для населения по рыночным ценам должна подтолкнуть чиновников к тому, чтобы разбираться с системой учета потребления топлива. Тут в очередной раз возникает вопрос о необходимости установки счетчиков и пересмотра норм потребления газа. «Облгазы сопротивляются установлению поквартирных счетчиков по той причине, что нормы потребления газа завышены минимум на 40%», — утверждает Александр Харченко, отмечая, что эта цифра подтверждена исследованиями, которые проводились за счет Всемирного банка и USAID.

Эксперты резюмируют, что отмена ПСО затянулась и правительству это стоило сделать еще весной, а не перед началом отопительного сезона. Немаловажно и то, что Украина обещала кредиторам открыть рынок газа еще в 2016 году и получила под это обязательство один из траншей.