6 сентября в Украину прибудет очередная миссия МВФ для продолжения переговоров о предоставлении кредита в $1 млрд. Одним из условий получения денег является выполнение обязательства Киева по запуску свободного рынка газа, законодательство для которого уже готово, но пока не выполняется.
Фактор коррупции
Сегодня в Украине действует две процедуры покупки газа. Первую используют промышленные компании, которые приобретают газ по европейским ценам с учетом логистических затрат. «Объем газа, потребляемый индустриальными абонентами, составляет около 35% от общего количества», — говорит Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики.
Вторая процедура применяется для снабжения частных потребителей, топливо для которых поставляется по специальным ценам и распределяется через облгазы. Однако статистики по второй процедуре нет. Как и точных данных, сколько людей реально проживает в домохозяйствах, которые потребляют газ.
«МВФ говорит: у нас большое подозрение, что это источник коррупции, потому что разница в цене большая, база абонентов не раскрывается, кто сколько потребил проверить невозможно», — озвучивает опасения международных кредиторов Александр Харченко и добавляет, что в год, по его расчетам, на непрозрачных операциях отмывается около $500 млн.
Ценовая разница порождает коррупционные схемы. «Газ, который был изначально предназначен для населения, реализуется промышленным потребителям по рыночным ценам», — объясняет проблему Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций компании ICU. Кроме того, вмешательство государства в расчеты за газ делает их менее эффективными и ведет к накоплению просроченной задолженности перед газовыми компаниями.
Мартыненко добавляет, что возникшая разница между ценами на газ приводит также к снижению прибыли газовых компаний, в то время как эти деньги могут быть направлены на увеличение добычи НАК «Нафтогаз» и на обновление распределительных сетей.
На экстренный случай
Стоит сказать, что в европейском законодательстве есть нормы, позволяющие в экстренных случаях вводить специальные условия для продажи газа определенным группам потребителей. Но они применяются крайне редко и на очень ограниченный срок. «У нас же они действуют 3 года. Для международных партнеров это означает, что Украина не выполняет закон и свои обязательства в рамках реформы и объединения своего рынка газа с европейским», — поясняет Александр Харченко.
Эксперты отмечают: облгазы являются региональными природными монополиями. Несмотря на то, что они де-юре разделились на компании по транспортировке и поставке газа, рынок остается неконкурентным, поскольку новые игроки зайти в регионы не могут.
Чтобы удовлетворить требования МВФ, Украине необходимо сделать рынок конкурентным и установить пользователям индивидуальные счетчики газа. Однако облгазы, на которые возложена обязанность обеспечить население приборами учета, в данный момент занимаются установкой только общедомовых счетчиков.
«У нас была программа установки счетчиков за счет облгазов, но даже если она возобновится, эти затраты все равно будут перекладывать на потребителя», — говорит Андриан Прокип, эксперт программы «Энергетика» аналитического центра «Украинский институт будущего».
Почетная капитуляция
Правительство Украины оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, чиновники рассчитывают на транш МВФ, с другой — запуск свободного рынка газа будет означать повышение цен для потребителя за пару месяцев до начала предвыборного года. И это не лучший способ сохранить благосклонность электората.
Эксперты, с которыми пообщался Фокус, полагают, что правительству все же придется пойти на условия Международного валютного фонда и поднять цены. Весь вопрос в том, как именно это будет происходить.
«МВФ говорит о рыночной цене, но не диктует, как именно ее устанавливать. К примеру, можно привязаться к ценам немецкого хаба — это ближайший для нас рынок с понятными условиями ценообразования», — считает Александр Харченко.
Александр Мартыненко добавляет, что в зависимости от согласованной между правительством Украины и МВФ методики расчета рыночной цены повышение тарифов на газ для населения может составить от 10% до 60%. «Наиболее вероятно, что правительству удастся убедить МВФ принять методики, которые приведут к повышению тарифов на 20% или 30%», — отмечает эксперт.
Но даже при таких серьезных изменениях заоблачных цен в платежках не появится. «60% населения повышение цен не ощутит, поскольку получает субсидию. Для них ничего не меняется. Для тех же, кто оплачивает услугу в полной мере, цена в платежке поднимется с условных 2 тыс. грн до 2,4 тыс. грн», — объясняет Александр Харченко.
По словам Андриана Прокипа, не стоит исключать, что повышение будет происходить постепенно. «Вопрос не стоит настолько остро, чтобы менять цены прямо сегодня», — полагает эксперт.
Прейскурант реформ
Если правительство решит выполнить требования МВФ и отменить ПСО (поставки по специальным ценам), то с ростом цен на газ значительно повысится нагрузка на фонд субсидий. Андриан Прокип предполагает, что их монетизацию, которая запланирована на начало 2019 года, скорее всего, будут увязывать с отменой ПСО. «Чтобы упростить расчеты между компаниями», — поясняет эксперт.
Закупка газа для населения по рыночным ценам должна подтолкнуть чиновников к тому, чтобы разбираться с системой учета потребления топлива. Тут в очередной раз возникает вопрос о необходимости установки счетчиков и пересмотра норм потребления газа. «Облгазы сопротивляются установлению поквартирных счетчиков по той причине, что нормы потребления газа завышены минимум на 40%», — утверждает Александр Харченко, отмечая, что эта цифра подтверждена исследованиями, которые проводились за счет Всемирного банка и USAID.
Эксперты резюмируют, что отмена ПСО затянулась и правительству это стоило сделать еще весной, а не перед началом отопительного сезона. Немаловажно и то, что Украина обещала кредиторам открыть рынок газа еще в 2016 году и получила под это обязательство один из траншей.