Количество заголовков новостей последних дней, в которых фигурирует НАБУ, должно бы перейти в качество. Но за авральным методом предъявления подозрений видится в первую очередь спешка, а не результат долгой и тщательной работы с признаками стратегии

Происходящее похоже, скорее, на цейтнот, тактические маневры. Связано ли это с инициативой, которая исходит с самого верха, или перед нами борьба за чистоту мундира и попытки сохранить максимум свободу и минимум теплое кресло? Давайте разберемся.

Итак, в течение недели НАБУ порадовало общественность серией громких дел, каждое последующее из них затмевало предыдущее.

7 сентября Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции направило в НАБУ материалы об обнаружении признаков уголовных правонарушений в трех электронных декларациях уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Людмилы Денисовой. По данным агентства, в декларациях за 2015, 2016 и 2017 годы выявлены признаки декларирования недостоверной информации.

13 сентября детективы НАБУ вручили министру инфраструктуры Владимиру Омеляну подозрение в незаконном обогащении. В частности, пресс-служба бюро отмечает, что внимание антикоррупционного ведомства привлекло то, что в период с 1 января 2000 года по 26 апреля 2018-го Омелян получил 2,17 млн грн официального дохода. При этом его расходы в период с 2008 года по 26 апреля 2015-го составили, по меньшей мере, 3,45 млн грн.

13 сентября стало известно, что Соломенский районный суд суд Киева принял решение, обязывающее НАБУ открыть уголовное производство против министра юстиции Павла Петренко.

14 сентября информационное агентство «Українськi новини» сообщило, что 6 сентября НАБУ открыло уголовное производство в части 34 статьи 368-2 (незаконное обогащение) Уголовного кодекса по факту возможного незаконного обогащения депутата Верховной Рады Антона Геращенко.

И поэтому сразу напрашивался вывод, имевший логическую базу – обострилась борьба между крупнейшими фракциями парламентской коалиции – «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта». И НАБУ является инструментом в этой схватке. Но недоставало мотивации: почему именно сейчас случилось обострение, и какую пользу из этого может извлечь президент Украины, который ждет от Верховной Рады поддержки законопроекта об изменениях в Конституцию, которые закрепляют в Основном законе евроинтеграционный курс государства. Получается, что Порошенко затевает игру, в которой имитирует свой порыв к НАТО и ЕС, обеспечивая провал голосования. С другой стороны, в самые плохие времена, которые переживали фракции БПП и НФ, политическая сила Арсения Яценюка голосовала за важные для страны законы и вносила свой вклад в позитивный исход голосования.

Значит, здесь что-то не так. НАБУ не является слепым исполнителем роли, которую ему напишут в администрации президента. И как тогда прикажете понимать атаку НАБУ на «Народный фронт» – вряд ли перед нами чистая, без политических примесей, борьба с коррупцией. 

Что же, посмотрим, какие еще новости поставляло бюро на истекшей неделе. Может, найдем недостающие элементы для понимания спектакля, который разыгрывается у нас на глазах.

5 сентября директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник заявил журналистам: «Исключать дальнейших расследований, задержаний, арестов, в том числе и в отношении меня лично, я не буду. Тем более, что приближается время выборов».

Внезапно.

Но, простите, где-то мы уже слышали эти слова. Сытник уже предупреждал общественность о своем предстоящем аресте. «Исключать дальнейшее применение административного ресурса, подозрения, аресты – меня лично, я исключать не буду», – заявил директор НАБУ 13 ноября 2017 года.

Похоже, на этот раз лично под Сытником зашаталось кресло. И не зря он говорит о приближающихся выборах, в которых с большой вероятностью примет непосредственное участие. Ведь иммунитет от уголовного преследования еще никому не мешал. И в таком случае понятен вектор, которому следует НАБУ – предъявлять обвинения представителям «Народного фронта», но не трогать депутатов фракции БПП или министров по квоте президентской партии. Потому что, как подтвердил на брифинге 14 сентября заместитель председателя СБУ Павел Демчина, еще один объект внимания ведомства Сытника, НАБУ продолжает прибегать к незаконным методам провокации при расследовании фактов коррупции. И директору бюро придется за это отвечать.

«Люди организовывают казино! Казино в полном смысле слова, вид бизнеса, который запрещен законом. Причем за бюджетные средства. Господин Сытник подписывает расходы на создание казино, несколько сот тысяч гривен. Для чего? Чтобы пришел полицейский и требовал с них деньги, и они его поймают героически. Вы думаете, это казино придет проверять чиновник категории «А»? Я не думаю, скорее всего, участковый или опер. Для этого НАБУ?» – недоумевает Демчина.

Заместитель председателя СБУ рассказывает также о плане компрометации сотрудника Национального банка Украины, который был найден при обыске в сейфе одного из детективов НАБУ. Многоходовая комбинация состоит из имитации ДТП, имитации ограбления, а также «вступления работника НБУ в интимные отношения с заранее подобранным лицом и проведении видеофиксации внебрачных половых отношений».

Но почему же все-таки «Народный фронт» стал центром приложения антикоррупционных сил? Вполне возможно, что, понимая политические расклады, Сытник пытается угодить Порошенко, который не против того, чтобы кто-нибудь лишний раз пнул его идеологически близкого соперника, и смягчить таким нехитрым способом разгорающийся конфликт между НАБУ и СБУ. Не говоря уже о том, что дела против представителей «Народного фронта» готовились давно. Скорее всего, с другой, неизвестной нам целью, а пригодились сейчас. Но уже не заказчику, а исполнителю – НАБУ.