Украинская адвокатура может потерять остатки независимости.
Новый законопроект, внесенный президентом, позволит полностью взять под контроль адвокатов, а значит лишить граждан страны – как физлиц, так и бизнес – законного права на защиту перед лицом несправедливых решений органов власти, конкурентов, судов и силовых структур.
С 1 января 2019 года адвокаты окончательно получат монополию на представление клиентов в судах.
Никаких защитников-самоучек, юрисконсультов и бухгалтеров, которые бегло прочитали процессуальный кодекс, теперь в заседаниях не будет.
С одной стороны, это «победа», поскольку процессы должны стать эффективнее (судья будет изначально разговаривать с адвокатами «на одном языке»).
С другой – доступ к «золотой» профессии однозначно должен быть ужесточен, поскольку ответственность и значимость адвокатов возрастает в разы.
Именно этому вопросу, на первый взгляд, и посвящен новый законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который президент внес в Верховную Раду как неотложный.
В документе действительно есть ряд важных пунктов, которые усиливают защиту адвоката и расширяют его права.
Например, запрещены обыски и другие следственные действия в помещениях адвоката без вручения ему подозрения. У адвокатов появится возможность получать доступ к Единому реестру досудебных расследований и другим ранее закрытым государственным базам данных.
Расширяется перечень видов адвокатской деятельности – теперь мы с коллегами сможем заниматься управлением имуществом клиента и медиацией.
Таких мелких «плюшек», вынесенных на фасад документа, наберется с десяток. Но «кнут», который прилагается к этому «прянику», нивелирует любые положительные нововведения.
Главная цель законопроекта – получить контроль над адвокатским сообществом. К задаче авторы документа подошли с нескольких сторон.
Кадровая перезагрузка
Первая грань – полная перезагрузка всех органов адвокатского самоуправления, чтобы в результате получить лояльных администраторов, в том числе и во главе дисциплинарных структур.
В переводе на общепонятный язык – контролировать тех, кто будет лишать адвокатов права на профессию.
Как это будет сделано? В регионах ликвидируются местные Советы адвокатов и квалификационно-дисциплинарные комиссии, вместо них создаются региональные палаты адвокатов, а также отдельно квалификационная и отдельно дисциплинарная комиссии.
После этого аналогичная реорганизация произойдет и на общеукраинском уровне. Простое переименование и переформатирование структур позволит »перетрусить» руководящие органы.
На помощь придет радикальное снижение кворума для региональных конференций адвокатов. Они принимают решения, которые затем по цепочке будут влиять на решения всего сообщества – о выборе делегатов на всеукраинский съезд, назначении членов контролирующих органов и так далее.
Сегодня законом предусмотрено, что региональная конференция правомочна, если в ее работе принимает участие более половины выбранных региональным советом делегатов. То есть хотя бы формально обеспечивается представительство интересов минимум половины адвокатского цеха региона.
Законопроект Порошенко предполагает снижение этой планки до 10-15% зарегистрированных в регионе адвокатов в зависимости от размеров области. То есть этим 10-15% даже не обязательно принимать участие – достаточно просто зарегистрироваться.
Конференция принимает решение большинством голосов зарегистрировавшихся. То есть для принятия судьбоносных решений для целой отрасли, где работает 40 тысяч человек, достаточно иметь 5-8% лояльных представителей цеха в каждом регионе.
Именно эти люди по факту будут назначать лояльных же руководителей квалификационных и дисциплинарных комиссий, палат и советов вверх по иерархии.
Новые основания для ответственности
Второй аспект контроля над адвокатским сообществом – новые основания для лишения их права на профессию, прописанные в законопроекте Администрации президента. Два самых ярких пункта из этого перечня – неоднократное на протяжении года злоупотребление правом на адвокатский запрос и доступ к государственным реестрам.
Почему появились эти пункты? Согласно действующему законодательству, на адвокатские запросы органы власти обязаны отвечать, в то время как запросы граждан могут практически безболезненно отметать.
Бывают ли злоупотребления со стороны адвокатов? Безусловно. Но теперь даже обоснованные запросы в рамках сопровождаемого дела могут быть признаны недопустимыми и стать предпосылкой для лишения статуса адвоката.
То же касается и доступа к реестрам. Фактически, это будет «ручной» механизм давления на неугодных адвокатов: если кто-то из участников процесса или третьих лиц посчитает, что адвокат подал запрос без наличия законных оснований или же допустил разглашение истребованной информации (что достаточно легко подстроить) – это может стать основанием для лишения «корочки».
Еще один пункт – «злоупотребление процессуальными правами», например, заявление заведомо безосновательного отвода или обжалование решения, не подлежащего обжалованию.
Проблема опять-таки в том, что «безосновательность» отвода определяет судья, руководствуясь своей внутренней субъективной оценкой.
Сегодня такие моменты просто являются частью рабочего процесса, с принятием законопроекта – они станут основанием для лишения адвокатов их удостоверений.
Фактически, любого «активного» адвоката можно будет легко приструнить с помощью этого нововведения, обвинив в подаче заведомо безосновательного отвода или ходатайства.
Почему это так неотложно?
Главный вопрос: почему этот документ вносится в Раду как неотложный? Ведь по большому счету никаких радикальных изменений – в отличие от судебной реформы или реформы прокуратуры – в законодательство не вносится.
Предположу, что это попытка «приструнить» неугодных представителей адвокатского сообщества, которые тем или иным образом совершают неудобные для власти поступки. Например, «смеют» защищать представителей предыдущего режима, чиновников, которые уже в публичной плоскости до решения суда назначены «коррупционерами» и так далее.
Они могут указывать на слабые места следствия, разрушать пиар-мифы высшего руководства, но сегодня просто убрать их из информационного поля не получается, потому что есть барьер в виде органов адвокатского самоуправления.
Уголовно-процессуальные инструменты давно стали способом устранения политических конкурентов, и единственные, кто мешают сегодня таким злоупотреблениям, – независимые адвокаты.
Когда последние окажутся под контролем одной группы влияния, «неправильных» адвокатов можно будет просто лишить «корочек».
Таким образом, одиозным обвиняемым придется выбирать только из лояльных к системе. Что почти на 100% гарантирует нужный для руководства государства результат.
* * *
Депутаты, которые будут рассматривать законопроект, не должны забывать о том, что завтра они могут стать заложниками политической борьбы.
И, возможно, уже им самим может понадобиться адвокат. При чем такой адвокат, который будет иметь смелость занять неудобную властным структурам позицию и продолжать защищать их, несмотря ни на что.
Но к тому моменту такие адвокаты уже могут попросту потерять право на занятие адвокатской деятельностью.