Статьи
Закрылся последний коммерческий проект харьковского бандита Евгения Жилина - борьбу за теневую экономику оккупированных территорий выиграл Сергей Курченко.
Мало кто знает, но одну из ключевых ролей в развертывании сепаратистского движения и в организации российского вторжения на начальном этапе войны сыграл известный харьковский бандит Евгений Жилин, главарь группировки «Оплот», и именно он пролоббировал назначение Александра Захарченко «главой ДНР».
Жилин был завербован ФСБ РФ еще до войны, так как специализировался на нелегальных финансовых операциях «обнала» между РФ и Украиной, имел соответствующие связи в Москве. Захарченко был подельником Жилина и еще до войны обсуждал создание донецкого филиала «Оплота».
8 апреля 2014-го Харьковскую облгосадминистрацию освободил спецназ Нацгвардии Украины, а по российской агентуре начали наносить эффективные удары. Поэтому Жилин и большинство его бандитов бежали из Харькова и переместились в Донецк.
Захарченко 16 апреля с помощью Жилина и донецкой банды «Оплот» организовали захват донецкого горсовета и ряда других объектов. Это убедило московских кураторов Жилина в дееспособности его наемников. Жилин сам рассказал о назначении Захарченко так:
«Я всех убедил, что это тот человек, который действительно нужен Донецку. Я сказал, что при всем великолепии Александра Бородая не может быть премьер-министром в Донецке гражданин России, житель Москвы. Это неправильно. Я сказал, что самая идеальная кандидатура — Захарченко. Я убедил. Люди поехали и поговорили с Захарченко сами. Сами адекватно, нормально и внятно сказали ему свою позицию по текущей ситуации. Командная игра была хорошая.
А всех остальных я убрал. Любые попытки двойного подчинения пресекались. Стрелков не был его руководителем никогда. Стрелков сам себя объявил главнокомандующим».
Это не бахвальство - информация о влиянии Жилина на принятие конкретных решений на Донбассе в тот момент подтверждается из различных источников.
Жилин имел большое преимущество перед другими главарями бандформирований Бородаем, Гиркиным и Ходаковским - он владел структурой для организации теневого финансирования и торговли с Украиной через свои довоенные каналы и схемы. Разумеется, ФСБ было заинтересовано в человеке, который мог наладить эксплуатацию оккупированных территорий и при этом отмывать и переводить на нужные счета нужным людям в Москве крупные суммы. Экономика Донбасса могла существовать только в комплексе с украинской, и ФСБ были нужны украинские операторы, способные сохранить экономические связи и продолжить эксплуатацию донецкого бизнеса.
Однако вскоре после захвата власти в оккупированном Донецке Жилин столкнулся с конкуренцией. На роль нового донецкого олигарха ФСБ направила на Донбасс главаря еще одной харьковской криминальной «обнальной» группировки - Сергея Курченко.
Курченко также тесно сотрудничал с Москвой до войны по тем же схемам, что и Жилин, но у него не было никакой воинственности и никаких своих группировок. Зато Курченко, как один из финансистов семьи Януковича, имел во много крат больше финансовых ресурсов, чем Жилин, и мог платить московским кураторам куда больше. Когда речь зашла о том, кто будет ворочать миллиардами оккупированных территорий, Жилин оказался тем, кем и был - мелкой сошкой, которую используют для определенных рискованных ситуаций настоящие теневые воротилы.
В силу комплекса причин харьковская мафия, связанная с РФ, оказала куда большее влияние на развитие событий на оккупированном Донбассе, чем в самом Харькове.
Жилина Захарченко назначил своим финансовым советником - ведь сам Захарченко был до войны всего лишь мелким предпринимателем, продавцом курятины, и взлетел только благодаря российским «кураторам» Жилина. И они вместе приступили к распилу и отжиму всех финансовых потоков «ДНР». Но по мере того, как сам Захарченко осваивал прибыльные «темы» и «кураторы» все более плотно начинали влезать в теневую экономику, нужда в импульсивном Жилине у тех, кто принимал решения, практически исчезла. Курченко приобретал все больший вес.
19 сентября Жилин вместе со своим бизнес-партнером Андреем Козарем пошел на встречу в ресторан «Ветерок» под Москвой. По словам Козаря, предметом встречи с неизвестным, которого знал Жилин, должна была стать самая выгодная тема - поставки в Украину угля с оккупированных территорий. Уголь на то время уже плотно контролировал Курченко, и попытки Жилина в конце 16-го влезть в тему выглядели слишком дерзко. Поэтому на встречу приехал киллер, который застрелил Жилина.
Эта ситуация для Захарченко стала облегчением: ушел уже не нужный надоедливый посредник - все можно делать без него.
Все денежные вопросы Захарченко брал под себя, и именно он стал по решению московских «кураторов» главным донецким олигархом. Но ненадолго. И так было до 31 августа 2018 года, когда кто-то, прекрасно знающий распорядок дня Захарченко и график его мероприятий, вмонтировал взрывное устройство у входа в тщательно охраняемый ресторан, принадлежащий начальнику охраны Захарченко.
Теперь Курченко получил преимущество в борьбе за теневые доходы «ДНР». «Оплот» на Донбассе зачищен.
- Информация о материале
Заборона торгівлі людськими органами й тканинами для трансплантації – непорушна максима. Винні в її порушенні особи несуть кримінальну відповідальність.
Утім, в Україні після набрання чинності з 1 січня 2019 року закону «Про застосування трансплантації анатомічних матеріалів людини«, ситуація буде вже не такою однозначною. Принаймні - у випадках, коли йдеться про дії держави.
Вказаний закон у суспільстиві асоціюється виключно з «узаконенням» презумпції незгоди, тобто можливості стати донором посмертно лише засвідчивши своє прагнення за життя. Цей крок, який викликає дебати, аж ніяк не суперечить нормам ЄС.
Хоча останнім часом можна простежити певну тенденцію до зміни національних законів на користь презумпції згоди - коли відсутність прижиттєвої заборони на транспортологію тлумачиться як згода. Така норма вже діє у Франції та Нідерландах та можливо незабаром з'явиться – у Великій Британії. Попри це - модель презумпції відмови теж успішно діє у Євросоюзі.
Проблема українського закону – в іншому.
На комерційній основі
Будь-кого більш-менш обізнаного в правових аспектах трансплантології перше ж прочитання Закону змусить зупинитися на статті 21, що, серед іншого, дозволяє «обмін анатомічними матеріалами людини (рівноцінний обмін або купівлю-продаж)».
В свою чергу операція міжнародної купівлі-продажу здійснюється центральним органом виконавчої влади на комерційній основі на умовах міжнародного договору. Потенційними ж «контрагентами» можуть бути іноземні держави або міжнародні організації.
Опція купівлі-продажу додалася лише в другому читанні нового закону, тоді як чинний закон 1999 року, так і перша редакція нового закону дозволяли лише рівноцінний обмін анатомічними матеріалами. До того ж, законодавець, певно, вирішив знехтувати зауваженнями Головного юридичного управління, що вказували на проблемність цього положення з точки зору міжнародних зобов’язань України.
Можливість укладати міжнародні комерційні договори в новому законі закріплено як виняток із загальної заборони договорів купівлі-продажу органів і тканин. Ти не менш, така норма йде врозріз із принципом безоплатності трансплантації, встановленим у 3-й статті.
І якщо такій внутрішній суперечності ще можна знайти більш-менш прийнятне виправдання, із суперечністю міжнародному праву складніше – винятки з нього не виникають так просто.
Трансплантологія, як і охорона здоров’я взагалі, — зовсім не ті сфери, що детально врегульовані міжнародним правом. Однак, однією з ключових норм є заборона комерціалізації людського тіла. Простіше кажучи,
міжнародне право забороняє отримувати будь-яку фінансову або еквівалентну вигоду від донорства.
Усі багатосторонні міжнародні договори, що стосуються трансплантації, так чи інакше закріплюють принцип некомерціалізації людського тіла.
До того ж, з огляду на євроінтеграційні прагнення України незайве зазначити, що в ЄС принцип некомерціалізації людського тіла проголошено як у Хартії основних прав ЄС, так і в директиві №2010/45/ЄС.
Авжеж, можна сперечатися про обсяг та зміст цього принципу за міжнародним правом, оскільки деякі з перелічених документів дозволяють відшкодування організаційних витрат, компенсацію за втрату доходів, плату за законні медичні послуги – тобто передбачають оплатність «технічного» боку процесу трансплантації. До того ж, можливий аргумент, що заборона отримувати фінансову вигоду від донорства розповсюджується лише на безпосередніх учасників процедури – донора, реципієнта, медичний персонал – і аж ніяк не на державу як таку.
Однак, жоден із міжнародно-правових документів у цій сфері не містить якихось винятків із заборони, що давали б зелене світло міждержавним комерційним угодам.
Наслідки для України
Втім, якою б очевидною не здавалася суперечність положення нового закону міжнародному праву, ця суперечність допоки не йде врозріз із конкретними зобов’язаннями, взятими на себе Україною.
Однак, було б помилково вважати нератифікований договір договором без наслідків – міжнародне право ставиться до самого підпису як до серйозного і зваженого акту, яким не так легко знехтувати.
Визначити, чим саме Україна могла б «позбавити об’єкта і мети» підписані нею договори у сфері трансплантації – річ достатньо складна й суб’єктивна; втім, деяке уявлення скласти можна. Зокрема, прикладом є рішення ЄСПЛ у справі Оджалан проти Туреччини в 2005 році, де суд установив, що скасування національного законодавства про смертну кару відповідає зобов’язанням Туреччини за Протоколом №6 до Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод, який Туреччина підписала, але не ратифікувала.
Загалом, ключове питання в ситуаціях із нератифікованим договором — це розуміння загального результату, якого сторони прагнули досягти, укладаючи цей договір.
Міжнародні договори в сфері трансплантації вказують на прагнення держав-учасниць попередити комерційні угоди щодо органів і тканин людини.
Навіть виходячи із загального задуму цих угод, складно уявити, як законодавство, що передбачає міждержавну купівлю-продаж органів і тканин людини, може відповідати задекларованим прагненням.
І хоча ймовірність того, що Україна може понести міжнародну відповідальність за порушення зобов’язання щодо підписаних договорів невисока, з політичних міркувань – із тих же політичних міркувань, подібні питання до законодавчої реформи навряд чи позитивно впливають на репутацію держави.
Цілком можливо, що таке формулювання з’явилося в законі випадково, і за невдалим підбором слів не стоїть нічого екстраординарного. В такому разі, помилки треба виправляти і ліпше – поки вони лише на папері.
- Информация о материале
31 августа 2017 года администрация президента Трампа внезапно объявила, что в течение 48 часов закроет консульство Российской Федерации в Сан-Франциско.
Сутки из дымохода здания валил дым, не характерный для жаркого калифорнийского лета, — сотрудники консульства уничтожали документы. Вокруг кружили грузовики, увозившие в неизвестном направлении технику и аппаратуру. Многие политические обозреватели тогда посчитали, что решение Трампа — ответный ход на сокращение Путиным числа дипломатов США, работающих в РФ. Но почему Трамп выбрал именно консульство в Сан-Франциско, а не в Нью-Йорке, Сиэтле или Хьюстоне? Бывшие сотрудники американских спецслужб утверждают, что именно в Северной Калифорнии располагался основной разведывательный центр РФ, своеобразная штаб-квартира. И не случайно, ведь под боком Кремниевая долина, Стэнфорд и Беркли, большое количество оборонных предприятий, исследовательских центров и две лаборатории по разработке ядерного оружия. Это был новый виток в шпионском противостоянии двух сверхдержав. И на этом история себя не исчерпала.
Спустя год, в апреле 2018-го, в санкционный список США попадает президент российского инновационного центра Сколково Виктор Вексельберг, цитируя Минфин США, «за подкуп чиновников, связанных с проектом по производству электроэнергии в России». Все его активы в Штатах заморожены, а американским гражданам запрещено вступать с ним в какие-либо деловые отношения. Этот удар по шпионской сети РФ в Соединенных Штатах не менее мощный, чем закрытие консульства в Сан-Франциско. Ведь, судя по всему, Сколково играет не последнюю роль в распространении разведывательной сети РФ.
Вас предупреждали
Еще в 2014 г. бостонское подразделение ФБР напрямую обращалось к инновационным компаниям и стартапам, сотрудничающим со Сколково и его донорами, с предостережением, что данное сотрудничество может быть скрытым шпионажем со стороны россиян. А агент Бостонского офиса ФБР Люсия Зиобро даже опубликовала колонку в местном деловом журнале, где описала реальную угрозу сотрудничества американских исследователей со Сколково. В частности, она отмечала: «Фонд (Сколково. — Ю.С.) может стать средством, позволяющим российскому правительству получить доступ к секретным научным исследованиям, разработкам и технологиям двойного назначения нашей страны. У института Сколково есть партнеры, которые потенциально заинтересованы в получении таких технологий, могут получить к ним доступ и использовать в своей военной промышленности...».
Многим тогда колонка Зиобро показалась слишком уж алармической, Сколково представлялся всем неким инновационным центром, призванным ускорить технологический прогресс в РФ, обучить молодежь, открыть талантливым российским исследователям доступ на американский рынок, наладить обмен технологичными разработками, упростить поиск инвестиций. И потом, Сколково ориентирован именно на поддержку местных, российских, стартаперов и исследователей. Но рациональное зерно в словах агента ФБР все-таки было, ведь приемы и методы шпионажа развиваются в ногу со временем, адаптируясь к современным реалиям и принимая наиболее эффективные формы для получения доступа к нужной информации.
В колонке агента речь не идет о фиксировании секретных чертежей на фотоаппарат в виде авторучки, речь идет об обмене российских инвестиций на доступ их специалистов к техническим новинкам и разработкам США, их обучении технологиям, их участии в инновационных проектах. Ведь любой технологией, даже не засекреченной, надо уметь пользоваться. Сохраняя монополию на знание принципов работы, можно оставлять недоступными другим странам разработки, даже не засекречивая их. Правительство США давно выпускает часть своих программных продуктов с открытым исходным кодом. В открытом доступе хранятся, например, основа разведывательных баз Distributed Data Framework, программное обеспечение для картографирования WorldWind, ракетная система Core Flight, многие оборонные проекты Defense Intelligence Information Enterprise. Прежде всего, Сколково и венчурные фонды, его поддерживающие, обеспечивают обучение и интеграцию в технологические процессы своих специалистов, которые потом, взяв в руки эти технологии, будут понимать, как их применить, усовершенствовать и изменить под конкретные нужды.
У Сколково есть обширные связи и возможности в США, позволяющие отправлять туда студентов, внедрять российские стартапы, обмениваться идеями и технологиями с ведущими компаниями — партнерами фонда, в любой из которых можно получить информацию о технологиях военного или двойного назначения. А главное, можно получить знания, позволяющие полученную информацию применить на практике (Cisco Systems, Microsoft, Boeing, Dow Chemical, Массачусетский и Калифорнийский технологические университеты — лишь немногие партнеры Сколково).
Инвестиции в обмен на информацию
Чтобы дружба между учеными двух стран крепла, а доступ к американским hi-tech-технологиям не ограничивался лишь участием в совместных научных конференциях, РФ вкладывает немалые средства в американскую науку, фактически «покупая» доступ к нужной информации. Конечно, средства инвестирует не Сколково, центр, наоборот, создан для поиска инвестиций. Но главными инвесторами являются основные доноры и учредители Сколково — компании «Российский венчурный капитал» (RVC) и «Роснано».
Представительство RVC в США (RVC IVFRT LP) — это венчурный фонд, который является титульным спонсором стартап-инициативы MassChallenge Массачусетского университета, с которым тесно сотрудничает Сколково. Факт сам по себе занимательный, ведь венчурные инвестиции, как правило, вкладываются в конкретные проекты, а MassChallenge — по своей сути ярмарка стартапов, призванная лишь помочь им найти инвесторов или получить гранты на развитие.
А еще RVC IVFRT LP — это активный инвестор, который вкладывает немалые средства в американские компании, занимающиеся разработкой технологий. RVC IVFRT LP вместе со своими западными партнерами (фонды DCM VI, IVP XIII, IVP XIV и Trident Capital VII) инвестировал свыше 65 млн долл. в две сотни высокотехнологичных компаний США, занимающихся разработкой прикладного программного обеспечения, совершенствующих кибербезопасность и «облачные» вычисления.
«Роснано» не отстает от «партнера». Его отдельное представительство в США за последние пару лет инвестировало свыше миллиарда долларов в американские компании, занимающиеся нанотехнологиями, биотехнологическими и энергетическими разработками. Недавно в американском Politico было опубликовано расследование «Как Кремниевая долина стала логовом шпионов», автор которого, основываясь на показаниях бывших сотрудников американской разведки, утверждает, что закрытие российского консульства в Сан-Франциско никак не ослабило шпионскую сеть РФ в Кремниевой долине, так как Россия давно использует альтернативные методы получения нужной информации. Автор отмечает беспечность и неготовность ученых и разработчиков Кремниевой долины противостоять попыткам получения информации как двойного, так и военного назначения.
«Одним из потенциальных механизмов, по словам трех бывших сотрудников разведки, является компания «Роснано США», — говорится в статье. По словам бывших сотрудников американской разведки, деятельность «Роснано» в Штатах была связана не только с покупкой технологий, но и с включением своих людей в группы венчурного капитала в Кремниевой долине, что позволило компании «запустить свои щупальца во все разработки». Должностные лица США всерьез обеспокоены контактами «Роснано» с сотрудниками, подозреваемыми в шпионаже, так как компания давно внедрена в проекты разработки не только гражданских, но и военных технологий США. По всей видимости, «Роснано» не могла бы осуществить все это, если бы не обширная сеть контактов, создаваемая Сколково, и кадры, им же поставляемые.
Не скупилась на инвестиции и поддержку и принадлежащая непосредственно Вексельбергу компания «Ренова», финансово поддерживающая не только Сколково, но и американские компании, а заодно и некоторых политиков США. С 2008 г. «Renova USA» только на «социальные инвестиции» потратила порядка 34,5 млн долл., причем в основном речь идет о проведении массовых мероприятий и научных выставок, а еще о финансировании программы обмена студентами в Стэнфордском университете, предполагающей приезд и участие российских студентов в научных исследованиях США. Список партнеров компании «Renova USA» и Сколково схож до безобразия — Массачусетский технологический, Стэнфорд, Cisco Systems. А генеральный директор московской Renova Group даже успел параллельно поработать директором по международному сотрудничеству в Сколково.
Тактика «инвестиции в обмен на знания» себя оправдывает. Большое число выпускников Сколковского института науки и технологий продолжают обучение в аспирантуре за рубежом, попадают на работу либо в зарубежные компании, либо в научные центры, группы, развивающие стартапы. Можно предположить, что в центре российских инноваций куются кадры, за внедрение которых в американские компании платят доноры этого же центра инноваций.
Причем, судя по всему, речь идет не только об ассистировании в интеграции этих «кадров» в американское общество, но и об их неформальной поддержке. Свежий пример — история Марии Бутиной, прибывшей в США по студенческой визе в 2016-м и арестованной американскими спецслужбами 15 июля 2018 г. по обвинению в связях с российской разведкой и работе иностранным агентом в США без регистрации. По материалам Департамента правосудия США, Бутина «целенаправленно завязывала отношения с американскими должностными лицами и организациями, имеющими влияние на американскую политику, с целью продвижения интересов РФ». На слушаньях в Комитете сената США по разведке весной 2018 г. сама Бутина показала, что финансовую поддержку ей в течение нескольких лет оказывал российский миллиардер К.Николаев, соучредитель московской школы менеджмента Сколково. Кстати, Константин Николаев многие годы не только работал в Сколково, но и активно инвестировал средства в стартапы Кремниевой долины.
Новые лица в старой игре
Активность американских спецслужб, по-видимому, не случайна. И тема обязательно будет иметь продолжение. Вероятно, попадание Вексельберга под санкции проделало настоящую брешь в шпионской паутине Сколково и компании, ведь из разъяснения Минфина США следует, что в случае взаимодействия с фигурантами санкционного списка компании и частные лица рискуют попасть под вторичные санкции. Для этого в помощь санкционному Вексельбергу была введена должность сопредседателя фонда, на которую был назначен Аркадий Дворкович.
В январе 2018-го фамилия вице-премьера Дворковича появилась в так называемом предсанкционном «кремлевском» списке Минфина США наряду с остальными членами российского правительства, видными бизнесменами и близкими Путину людьми. Сразу после выборов Дворкович был уволен с поста вице-премьера, что может говорить о желании Кремля оградить его от санкций США. В тот же день, 18 мая, А.Дворкович, которому российская пресса пророчила большое будущее на посту как минимум главы одной из крупнейших госкомпаний РФ, был назначен сопредседателем Сколково. То, что Дворкович так поспешно покинул правительство, говорит о его важности для Кремля и желании РФ вывести его из-под угрозы дальнейших санкций, чтобы и Дворковича защитить, и сохранить для него возможность сотрудничать с иностранными компаниями, продолжать работу. То, что он тут же перешел в компанию, связанную с развитием технологий и сотрудничеством с иностранными компаниями, намекает на то, что миссия у экс-вице-премьера для Кремля более значима, чем те задачи, которые он выполнял в правительстве.
Дворкович вступил в должность сопредседателя Сколково спустя месяц после введения персональных санкций США против Вексельберга, то есть сразу после того, как многолетний глава фонда был лишен фактической возможности сотрудничать и взаимодействовать с западными компаниями. Причем пришел Дворкович в Сколково, по словам самого Вексельберга, «на позицию играющего тренера», чтобы принять участие не только в формировании планов организации, но и в их реализации. То есть выполнять те функции, которые сам Вексельберг выполнять уже не может.
Дворкович — относительно молодой политик, экономист, советник Г.Грефа в период, когда тот был министром экономики РФ, и помощник Д.Медведева, когда тот был президентом, в прошлом зампредправительства РФ, курировавший вопросы ТЭК, председатель совета директоров РЖД. На первый взгляд, неплохой кандидат в «новые лица». Все-таки Вексельберг — достаточно одиозный миллиардер и бизнесмен чистой воды, а Дворкович — менеджер-интеллектуал. Но что наиболее важно, Дворкович с 2010 г. был членом попечительского совета Сколково и наверняка в курсе той миссии, которую на него возлагают.
«Представление ко двору» Дворковича — не сиюминутное решение, оно готовится тщательно, все-таки его связи за пределами РФ вексельберговским в подметки не годятся, а связи в его новой миссии решают все. Для начала Дворковича в марте 2018-го назначили председателем оргкомитета Чемпионата мира по футболу в РФ. Это уникальная возможность значительно расширить круг международных знакомств и наладить контакты.
В июне же Дворкович заявил, что намерен участвовать в выборах президента ФИДЕ. На первый взгляд, решение неожиданное, должность не хлебная, особенно для человека, в свое время занимавшегося вопросами ТЭК и РЖД. Да и с шахматами Дворковича связывает разве что тот факт, что его отец в свое время был международным шахматным арбитром. Но желание возглавить ФИДЕ настолько сильно, что он уже был уличен в неоднократных попытках подкупа и давления на ряд шахматных федераций, чтобы заручиться их поддержкой на предстоящих выборах в октябре.
Ответить на вопрос, зачем Дворковичу ФИДЕ, достаточно просто: федерация объединяет порядка двух сотен национальных ассоциаций — неплохой пул для налаживания контактов. Особенно если учесть тот факт, что США — одна из немногих стран мира, в которой шахматы переживают ренессанс, а не упадок, активно привлекая в сборную игроков из других стран (больше, чем любая другая страна мира), проводя огромное число внутренних чемпионатов и активно участвуя в международных турнирах. Неудивительно, что пик популярности шахмат в США совпал с пиком заинтересованности РФ в том, чтобы именно ее представитель продолжил возглавлять ФИДЕ. Со времен КГБ, тотально контролировавшего этот вид спорта и использовавшего советских шахматистов в качестве агентов, российские спецслужбы не растеряли навыков.
Намного сложнее дать ответ на вопрос: зачем ФИДЕ Дворкович? На сегодняшний день санкции Соединенных Штатов на него не распространяются. Но его фамилия как члена правительства уже фигурировала в «кремлевском» докладе Минфина США. И то, что Кремль, чтобы сохранить «дееспособность» Дворковича, оперативно его с позиции вице-премьера сместил, еще не гарантирует, что с развитием шпионского скандала он не окажется под очередными санкциями как многолетний функционер, а теперь еще и руководитель Сколково. При этом на посту главы ФИДЕ Дворкович хочет сменить также ставленника Москвы Кирсана Илюмжинова, попавшего под санкции США по делу Сирии еще в 2015-м. По сути, избрав Дворковича, ФИДЕ получит «молодую» копию Илюмжинова, наступив снова на те же грабли, причем дважды, — в перспективе Дворкович также рискует оказаться под санкциями Штатов, ведь его приход в Сколково случайностью не назовешь, если вспомнить, как мастерски Кремль защищал его от санкций США.
Да и сама история о hi-tech-шпионах только начинается. 21 августа Bloomberg опубликовал заявление президента Microsoft Брэда Смита о том, что его компания выступает с инициативой Microsoft AccountGuard, призванной повысить кибербезопасность в США, а также с аналогичным проектом Cybersecurity Tech Accord. По словам Смита, российский шпионаж в США не просто не прекращается, а распространяется еще большими темпами, курируемый напрямую российским правительством.
А Национальный центр контрразведки и безопасности при Управлении США по вопросам национальной разведки на днях опубликовал отчет об экономическом шпионаже в киберпространстве (см. PDF-файл). В нем отмечается, что Россия продолжит «агрессивные попытки украсть интеллектуальную собственность США и будет использовать для этого не только киберпространство, но и другие методы». Речь идет о привлечении российских как коммерческих, так и научных учреждений для сотрудничества с США, а также о привлечении российских мигрантов с передовыми техническими навыками в американские компании для разведки в пользу РФ. Особое внимание, по мнению экспертов по безопасности, надо уделить иностранным технологическим компаниям, в частности российским, сотрудничающим с американскими компаниями, как частными, так и государственными, по возможности ограничив им передачу какой-либо информации. В свою очередь, центр контрразведки заверяет, что сделает все от него зависящее для сокращения возможностей hi-tech-шпионажа в США. В чем нет сомнений.
Надеемся, со временем многие на первый взгляд совпадения выстроятся во вполне логичные закономерности, а на многие вопросы будут даны ответы. Только ли желанием развивать технологический прогресс руководствуются российские венчурные фонды, активно финансируя западную науку? И почему страна, десятилетиями боровшаяся с утечкой мозгов, сейчас делает все, чтобы эти мозги перетекали в западные компании? Была ли финансовая активность Вексельберга филантропией чистой воды, или все-таки в обмен на инвестиции он получал информацию и мог влиять на политику одной из сверхдержав? И с какой целью Кремль так настойчиво пытался отвести от санкционного удара Дворковича, сознательно понижая его в должности назначением сопредседателем Сколково? Какой цели он должен послужить, и какую роль для него определила правящая верхушка России? А главное, исключительно ли научный интерес преследует РФ, настойчиво расширяя свое присутствие в Кремниевой долине США?
- Информация о материале
Управління освіти, культури і туризму Дергачівської РДА (Харківська обл..) за результатами торгів уклало угоду з ТОВ «Компанія Гамаюн» щодо придбання комплектів меблів для кабінетів початкової ланки вартістю 1,44 млн. грн.
Про це пише »Харківський антикорупційний центр» з посиланням на дані системи «Прозорро»
Планується придбати 184 комплект меблів по 7850 грн./шт. Комплект складається зі стільця та антисколіозного одномісного столу, що регулюється по висоті.
Єдиним конкурентом переможця було ТОВ «Торговий дім «Борей». Зараз засновником цього підприємства є Олена Кушнарьова, директором – Дмитро Кушнарьов.
В Єдиному держреєстрія фірма вказала контактними телефони +380442009414 та +380442009416, які також використовує «Компанія Гамаюн». За даними аналітичної системи YouСontrol, раніше серед власників ТД «Борей» був Олексій Ланченко. Він також був й серед засновників ТОВ «Компанія Гамаюн». Нині фірма належить росіянину Андрію Волкову, Алєксандрі Волковій та Нікіті Олексійовичу Ланченку.
Крім того, В «Компанія Гамаюн» зареєстроване в Києві по вул. Північно-Сирецька, 3. В цьому ж будинку знаходиться «Шкільний базар», контактний телефон якого (206-08-00) вказує в документації ФОП Олена Кушнарьова– засновник «Компанія Гамаюн».
Керівником управління освіти, культури і туризму Дергачівської РДА є Наталія Давидова. Вона стала відомою, коли задекларувала 2,5 млн. грн. заощаджень готівкою, при річній зарплаті у 70 тис. грн.
- Информация о материале
Госбюро расследований, создававшееся по аналогии с ФБР, должно стать самым влиятельным правоохранительным органом в стране. Но, пережив ряд скандалов, оно так и не заработало. По результатам недавних конкурсов выбраны первые победители, но их пока не назначают на должности.
О том, стоит ли ждать осенью громких арестов, почему в бюро нельзя набрать оперативников, какую зарплату получат секретные агенты и как планируют защитить его сотрудников от давления, в интервью «Цензор.НЕТ» рассказал заместитель директора Госбюро расследований Александр Буряк.
Зарплата оперативного работника в перечне окладов отсутствует, нужны изменения в закон
- С момента избрания директора и заместителей ГБР прошло уже 9 месяцев. За такой срок можно выносить и родить ребенка. Александр Александрович, что мешает запустить работу бюро?
- Ребенок ведь рождается слабым и не самостоятельным, а наш орган должен быть сильным и независимым, поэтому и времени нам нужно больше.
На данный момент уже самое сложное позади. Внешняя комиссия определила победителей на должности начальников территориальных управлений и руководителей в подразделениях центрального аппарата. Также закончен конкурс внутренней комиссии №1, по результатам которого выбрано 180 кандидатов. В их числе следователи и государственные служащие (бухгалтерия, юристы и т.д.), которые будут обеспечивать работу бюро. Часть персонала набирается без спецпроверки, это около 50 человек. Думаю, в ближайшие дни эти люди будут назначены. Следователи же подпадают под иную категорию, по каждому из таких кандидатов должна проводиться спецпроверка, которая займет какое-то время.
- А если кто-то из них не пройдет спецпроверку? Их место может занять второй по рейтингу кандидат?
- Нет, на начальном этапе, конкурсные условия этого не предусматривают. Если кандидат не проходит спецпроверку, на эту должность объявляется новый конкурс. Ничего страшного в такой процедуре не вижу. Уверен, что 99% победителей конкурса, а возможно и все 100, спецпроверку пройдут успешно, поскольку большая часть из них – действующие сотрудники правоохранительных органов и в соответствии с требованиями закона уже ее проходили. У многих есть допуск к гостайне, перед получением которого они тоже проходили определенную проверку.
- До сих пор не набраны сотрудники оперативных подразделений, только руководители управлений центрального аппарата. Почему не проводился конкурс и когда планируете его запустить?
- Мы не можем объявить конкурс, пока парламент не проголосует за необходимые изменения в законодательство. Речь не только о законе о ГБР. Например, в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отсутствует ряд оперативных служб ГБР, которые необходимы для запуска работы оперативного блока, в частности это оперативно-технические подразделения и оперативные работники. На данное время в законе предусмотрены лишь работники подразделения внутреннего контроля и личной безопасности.
- То есть, оперативники бюро, за исключением этих двух категорий, не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью?
- Именно так. Кроме того, в самом законе о ГБР оклад оперативного уполномоченного вообще не оговорен. И если оклад следователя привязан к 20 прожиточным минимумам, а на сегодня это 35,2 тысячи гривен, то зарплата оперативного работника в перечне окладов отсутствует.
Поэтому необходимо принять на законодательном уровне ряд технических правок в закон, чтобы запустить конкурс для оперативных сотрудников.
Законопроект доработан профильным комитетом ВР ко второму чтению и даже стоял в повестке еще до каникул народных депутатов, но очередь до него, к сожалению, не дошла. Мы очень надеемся, что в первых числах работы парламента он все-таки будет проголосован. В нем нет никаких моментов или норм, которые были бы дискуссионными.
- Пока будут работать лишь следователи? А кто возьмет на себя оперативные вопросы до внесения изменений в закон?
- Сейчас очень важно поскорее запустить следственный аппарат. Согласно УПК Украины следователи прокуратуры утратили полномочия регистрировать новые производства, а ГБР еще не может регистрировать, поскольку мы полноценно не заработали. В результате образовался правовой вакуум. Поэтому, невзирая на пробелы в законе, нужно запустить следствие, а оперативное сопровождение пока будут обеспечивать коллеги из других правоохранительных структур.
Проверка НАБУ не может проводиться по сотрудникам госбюро расследований, особенно по работникам оперативных служб
- Отбор на руководящие должности в бюро проводила внешняя комиссия, состоящая из представителей Администрации Президента Украины, Кабмина и Верховной Рады. Накануне голосования было обнародовано два разных списка с именами «будущих победителей». И когда комиссия выбрала 27 человек на руководящие должности, оказалось, что большая часть фамилий совпала со списком обнародованным накануне народным депутатом Сергеем Лещенко. Вы можете как-то объяснить эту историю со списками?
- Нет, я не входил в состав этой комиссии. Полагаю, все вопросы вы можете переадресовать ее членам напрямую. Хотя для меня нет ничего удивительного и сенсационного в том, что члены комиссии заранее обговаривают какие-то свои варианты фаворитов, ведь для этого и придуман такой этап конкурса, как собеседование, чтобы лично пообщаются с кандидатами и сложить определённый рейтинг. Если человек хорошо прошел все этапы, у него положительный полиграф, и он произвел впечатление при собеседовании, скорее всего, о нем будут говорить, как о реальном претенденте.
- Отвечая на запрос общества, директор бюро Роман Труба обратился с письмом в НАБУ и попросил проверить победителей. Почему к этим людям решили присмотреться только после того, как конкурс закончился? Раньше нельзя было на каждого сформировать досье и провести все необходимые проверки?
- В квалификационных требованиях, подписанных директором и переданных комиссии перед началом конкурса, оговорены такие условия, как профессиональный стаж и стаж работы на руководящей должности. Поэтому если говорить об оперативном блоке, то туда выбраны комиссией профессионалы, имеющие опыт проведения оперативно-розыскной деятельности, соответствующее образование, и которые прошли специальную подготовку. Часть из них сейчас занимает руководящие должности в других правоохранительных структурах, соответственно люстрационные запреты на них не распространяются. Кроме того, они в обязательном порядке подавали декларации, их имущество и доходы должны были проверить в НАПК. В том случае если НАПК нашло бы нарушения, то они должны отреагировать своими полномочиями, либо передать материалы в НАБУ, если есть основания для регистрации уголовного производства. Например, если в ходе спецпроверки НАПК устанавливается, что человек скрыл имущество или доходы в больших размерах, это является основанием для открытия уголовного производства и проведения расследования НАБУ.
Закон не дает права НАБУ проводить проверки, они осуществляют досудебное расследование. Законом о Госбюро расследований четко предусмотрен порядок специальной проверки кандидата.
- Проверка уже проводится?
- Такой информацией я не располагаю.
- Что именно должны сделать работники НАБУ? На какие вопросы должны ответить детективы?
- Считаю, что проверка НАБУ не может проводиться по сотрудникам Госбюро расследований, и особенно по работникам оперативных служб. Поскольку они выполняют специфическую работу, методы проведения которой разглашать запрещено законом. Проведение какой-либо проверки органами, которые не наделены такими полномочиями законом, недопустимо. Проведение таких действий в принципе говорит о конфликте интересов. Ведь работники НАБУ - это субъекты ГБР и потом наш сотрудник, по которому они проводили «проверку», будет проводить оперативно-розыскные мероприятия или вести следствие по них.
Мне вообще не понятно, как будет действовать в данном случае НАБУ и на основании чего. Насколько я понимаю, те, кто прошел конкурс, не давали своего согласия на обработку своих персональных данных НАБУ. Если есть какое-то уголовное производство или оперативно-розыскное дело, тогда собирать по ним информацию можно. В противном случае – нет.
Во время конкурса все кандидаты прошли определенные этапы отбора, включая полиграф, где им задавали в том числе вопросы, касающиеся коррупционных рисков. И внешняя комиссия изучала результаты тестирования на полиграфе и должна была их учитывать при принятии решения.
Кроме того, конкурс был открытым и занял определенное время. Если какой-то человек располагал негативной или разоблачающей информацией о любом из кандидатов, у него была возможность передать ее комиссии, а та в свою очередь отреагировать, в т.ч. направить в НАБУ, если речь шла о преступлении.
Хотел бы в какой-то степени успокоить общественность относительно всех, кого мы принимаем на работу. В составе бюро предусмотрено подразделение внутреннего контроля, которое, с одной стороны, обязано защищать наших сотрудников, с другой – проводить в отношении них проверочные мероприятия. Такое подразделение имеет право проводить полиграфические исследования, и каждый сотрудник ГБР обязан раз в год проходить полиграф. Также оно может в случае необходимости мониторить способ жизни каждого сотрудника и проводить проверку на добропорядочность. Если у кого-то возникает вопрос о недобропорядочности, коррупционных рисках по какому-то нашему сотруднику, этот человек может обратиться в подразделение внутреннего контроля и проверку обязательно проведут. На законных основаниях.
На данный момент два сотрудника этого подразделения выбраны внешней комиссией. Если их завтра назначат, послезавтра они могут начать проверку по любому из назначенных победителей конкурса в случае необходимости, у них есть все полномочия.
- Победители еще не разбежались, узнав о грядущей проверке?
- Не знаю, я не общаюсь ни кем из них.
- Не боитесь, что этих людей в НАБУ банально завербуют?
- Не исключаю этого, но будем надеяться на их высокие моральные качества и преданность идеи.
- Сколько планируете ждать эту проверку и не назначать людей на должности?
- Я считаю, что нужно назначать и двигаться вперед, поскольку необходимо начинать расследования.
Кроме того, нам предстоит еще немало сделать, чтобы наладить работу территориальных подразделений, а для этого победившие в конкурсном отборе кандидаты тоже должны быть официально оформлены.
Нам необходимо создать академию по аналогии с учебным учреждением, готовящим кадры для ФБР
- Уже выбраны заместители начальников территориальных управлений. Но почему эти кандидаты не проходили полиграф? Насколько полиграф в принципе важен?
- Полиграф помогал отсеять людей, подверженных коррупционным рискам, склонных к алкогольной, наркотической зависимости, а также тех, кто может сотрудничать с иностранными спецслужбами, связан с криминальными структурами. Поэтому такое исследование для нас чрезвычайно важно, и полиграфологи проделали огромнейшую работу. Их заключения очень помогали при принятие решений во время проведения конкурсных процедур.
Кабинет Министров Украины изменил порядок проведения конкурса. И внутренняя комиссия №2 выбрала и подала на назначение директору 14 кандидатов, которые не проходили полиграф. Но согласно закону о ГБР они все равно должны будут сейчас пройти спецпроверку и исследование на полиграфе. Только после этого их назначат.
- Результаты исследования на полиграфе являются поводом отказать человеку, которого выбрали во время конкурса, в принятии на работу?
- В законе о ГБР такой нормы нет.
- НАБУ не пыталось внедрить в ваши ряды своих секретных агентов?
- Может, и пыталось. Но такие факты мы не выявили, так что удивить вас нечем.
- У ГБР будут свои агенты?
- Законом предусмотрены и штатные, и нештатные негласные сотрудники.
- Когда они появятся?
- Скоро. Но конкурс при отборе агентов должен быть закрытым, учитывая специфику их работы. Сейчас мы просим Кабмин внести изменения в конкурсные условия.
- Какая у них будет зарплата?
- Такая же, как будет у оперативного сотрудника после принятия закона.
- Госбюро часто сравнивают с ФБР. На ваш взгляд, это оправданно? Есть что-то общее?
- Сказать, что мы абсолютно идентичные нельзя. Есть общее в идее, совпадает ряд функций, мы также планируем создавать базы данных, дактилоскопические карты, экспертные учреждения. Модель похожая, но законодательство все-таки у нас с коллегами из ФБР разное.
Уверен, что если мы хотим в будущем избежать каких-то кадровых ошибок, нам необходимо создать академию по аналогии с учебным учреждением, готовящей кадры для ФБР. Предусмотреть экзамены при поступлении, разработать качественные программы, а сам учебный процесс построить так, чтобы, поместив человека в определенную среду, его можно было детально изучить. Во-первых, это не будет короткое собеседование. Это будет процесс, позволяющий проанализировать, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях, в общении с другими людьми, в быту. Кроме того, академия должна дать человеку необходимые знания и навыки, подготовить его на надлежащем уровне.
Не знаю, удастся ли нам ее создать именно такой и когда, но уверен, что это бы сняло многие негативные моменты, связанные с проведением конкурса. Мы бы получали профессиональных сотрудников, которые прошли обучающий спецкурс. И у нас было бы время провести полноценную проверку в отношении каждого.
Невозможно отобрать идеальных людей. Тем более на начальном этапе. Вспомните конкурс в НАБУ. Они тоже уже после запуска увольняли людей и набирали новых, через новые конкурсы. Любой новый орган проходит через процесс самоочищения кадров.
- Сейчас ГБР набирает также сотрудников, не имеющих опыта работы в правоохранительной системе. Такой квотный принцип заложен в самом законе. А кто будет их учить?
- Будет школа наставничества. То есть, будут учить следователи, имеющие опыт работы. Другого пути у нас пока нет.
- Кроме академии законом предусмотрено создание еще и научно-исследовательского института. А он чем должен заниматься?
- Изучением законодательства, его модернизации. Все это заложено в стратегической программе развития ГБР на пять лет. Будем стараться ее воплотить.
- Сколько нужно времени, чтобы бюро масштабно развернуло работу?
- За полтора-два года можно полноценно запустить работу всех служб, отсеяв людей, которые окажутся не готовы к выполнению такой работы. При условии, что законодатели нас поддержат. Например, эксперты предусмотрены законом о ГБР, но их нет в законе о судебной экспертизе. Получается, что мы их набрать можем, но они не смогут функционально выполнять свои обязанности, и их робота не сможет быть доказательством в суде.
- А как обстоят дела с материально-техническим обеспечением?
- На сегодняшний день у нас есть помещение в Киеве на улице Симона Петлюры, которое передано ГБР согласно распоряжению Кабмина. Но по нему нет акта приема-передачи, поскольку оно оказалось под арестом. Есть еще три этажа в здании «Пресса Украины», там требуется капитальный ремонт. Сейчас проводятся проектные работы, потом будут тендерные процедуры, и лишь после этого ремонт может начаться.
В регионах помещения тоже подыскали, сейчас мы в процессе оформления договоров. Когда будут назначены начальники территориальных управлений, они смогут заниматься этими вопросами и быстрее все двигать.
- Как получилось, что помещение оказалось под арестом?
- Предприятие, которому оно принадлежит, имеет задолженности по заработной плате, в связи с чем его имущество было арестовано, в том числе и это помещение. Почему нам его передали сказать не могу, не видел документы, предшествующие распоряжению Кабмина. Сейчас мы обратились за разъяснениями в Минюст, как быть в этой ситуации. Потому что мы не можем проводить там ремонтные работы, вкладывая бюджетные деньги в помещение, не имея на него акта приема-передачи.
- Переехать без ремонта в здание «Пресса Украины» можно?
- Нет, здание постройки 60-х годов прошлого века, помещение требует капитального ремонта. Повреждена крыша, ее тоже нужно приводить в порядок.
- Иностранные доноры помогают?
- Нам очень помогает Консультационная миссия ЕС. Ее представители мониторили конкурс и им тоже можно задать вопросы о его прозрачности и победителях. Например, при работе нашей комиссии они присутствовали постоянно.
- Материально помогают?
- Мы не можем, как НАБУ, получать напрямую материально-техническую помощь от иностранных доноров. В законе написано, что мы можем ее получать лишь в рамках договоров, которые ратифицированы Украиной. Пока механизма получения такой помощи нет.
- Когда у ГБР появится спецназ? Руководителя комиссия выбрала.
- Это тоже оперативный блок. Поэтому сможем начать формировать спецназ только после того, как будет проголосован законопроект, о котором мы уже говорили.
- Предполагается, что бюро начнет расследования с «чистого листа» и никаких уголовных производств вы у ГПУ забирать не планируете. Поправьте, если ошибаюсь.
- Нет, это не совсем так. На данный момент изменения в УПК Украины обязали следователей прокуратуры продолжить расследование уголовных дел нашей подследственности, но не дольше 2-х лет с момента начала работы ГБР. Поэтому, если досудебное следствие не будет завершено в указанный строк, то производство передадут в ГБР. Конечно нам бы хотелось отвечать только за те дела, которые мы будем расследовать с самого начала и до обвинительного судебного приговора, поэтому будем настаивать на изменениях.
- А как быть с делами, которые касаются агрессии РФ и событий на Донбассе? Военной прокуратурой проделана колоссальная работа, в них опрошены тысячи людей, собрана доказательная база, но расследование еще продолжается. Эти дела вы тоже не хотите забирать?
- Органы прокуратуры продолжают выполнять функцию следствия и смогут завершить расследование в делах, которые ранее были открыты.
Даже при наличии ГБР Генеральный прокурор может определить процессуальное руководство за военной прокуратурой, Ведь Вы правы, когда говорите, что эти производства действительно очень объемные, в них проведена громадная работа. После запуска бюро мы сможем включать в группы своих следователей, чтобы они интегрировано смогли изучить эти производства и могли по ним работать дальше, если будет принято решение о передаче их нам. Хотя я уверен, что в военной прокуратуре работают профессиональные кадры и они завершат расследование до того момента, когда прокуратура будет полностью лишена следственных функций.
Следователей бюро будет защищать подразделение внутреннего контроля
- Некоторые эксперты указывают на то, что сотрудники в департамент ГПУ, который будет надзирать за ГБР и осуществлять процессуальное руководство, отбираются без конкурса. И существует риск наполнения этих подразделений кадрами, которые будут в ручном режиме блокировать расследование уголовных производств. Прокомментируете?
- Считаю, что блокирование в ручном режиме исключено. Кроме того, не стоит забывать, что есть судебный контроль и контроль со стороны общественности, которая не допустит принятия незаконных решений.
- Их принимают десятки по всей стране. Почему вы думаете, что в случае с ГБР будет иначе?
- Принимая решение, прокурор руководствуется законом и исходит из тех материалов производства, которые есть. Если прокурор видит, что тех доказательств, которые собраны в деле, не достаточно, чтобы поддерживать обвинение и получить обвинительный приговор в суде, он в соответствии с требованиями УПК Украины закрывает это производство. К сожалению, так бывает, независимо от того, нравится это кому-то или нет.
Посмотрите статистику оправдательных приговоров других стран, их там немало. Но никто же не говорит, что во всех случаях это коррупционная составляющая или какое-то личное, неправильное мнение прокурора. Прокурор выполняет функцию поддержания публичного государственного обвинения, если его кто-то в чем-то уличил, давайте проводить расследование.
В последнее время мы сами гробим свою правоохранительную систему. С одной стороны, хотим, чтобы правоохранители нас всех защищали, с другой постоянно говорим о них негативно, априори им не доверяя. Давайте начнём поддерживать систему и научимся доверять тем кто её представляет. Конечно, негодяев, которые дискредитируют органы, совершая должностные или другие преступления, нужно наказывать. Мы это и будем делать.
- Вы много лет проработали в прокуратуре. Были приказы от руководства, с которыми не соглашались?
- Практически все время работал в следствии, за исключением тех лет, когда занимал административные должности. А кто будет давать следователю незаконные указания? Это же уголовная ответственность.
- Следователи у нас только формально независимые.
- Это неправда. Давать следователю незаконные указания нелогично, он не только может поступить совсем по-другому, а и привлечь того кто незаконно вмешивается - к наказанию, по закону все полномочия для этого у него есть.
- Что дает гарантию независимости следователю ГБР?
- Привлечь следователя к ответственности может только дисциплинарная комиссия, которая состоит из трех членов Совета общественного контроля и двух сотрудников ГБР. То есть представителей общественности в дисциплинарной комиссии большинство. Это обеспечивает определенные гарантии следователю. Поскольку ни начальник отдела, ни заместитель директора не может дать ему указания и давить на него, угрожая наказать или уволить.
Также следователей бюро будет защищать подразделение внутреннего контроля. Вплоть до обеспечения личной безопасности в случае необходимости.
- А как обезопасить руководство бюро от политического влияния?
- С чего вы взяли, что оно есть или будет? Никто из нас никогда не состоял ни в каких партиях.
Да, мы сейчас общаемся с народными депутатами представителями всех фракций, обсуждая необходимость внесения изменений в закон, который позволит ГБР начать полноценную работу, но политического влияния они на нас не оказывают, и с уважением относятся к принципу политической нейтральности как основе организации и деятельности бюро.
- Вас называют человеком Пшонки. Когда вы с ним последний раз общались?
- Пшонку видел несколько раз за всю карьеру в прокуратуре, на публичных официальных мероприятиях в помещении ГПУ. В 2012 году в ГПУ создали особенное подразделение по борьбе с коррупцией, на счету которого не одно громкое дело, его работники выезжали по разным областям, проводили реализации, задерживая судей и чиновников высокого ранга. К набору кадров в управление были высокие требования, приглашали лишь опытных следователей, так получилось, что предложили и мою кандидатуру. При назначении в это управление Пшонка проводил собеседование лично, в присутствии работников управления кадров, тогда вызывали и меня.
- Это тогда же было дело о взяточничестве экс-главы Госслужбы занятости Галицкого? Напомните, чем закончилось расследование и что стало с деньгами, которые у него нашли.
- Уголовное производство было направлено в суд. Деньги в размере более миллиона долларов, которые мы нашли у него дома при обыске и на счету в одном из банков Монако, были арестованы и взысканы в бюджет государства.
- Вернемся к вашему общению с Пшонкой.
- Ещё два раза я видел его, когда меня назначали на должность прокурора Франковского района города Львова и позднее заместителя прокурора города Львова. Тогда тоже был отбор, мы проходили тестирование, психологов, собеседования, а по итогу проводилась кадровая коллегия, которую он возглавлял и соответственно задавал вопросы кандидатам. Этим наше общение ограничилось.
- Должность заместителя прокурора Киева вы получили в 2015 году. Благодаря чьей поддержке?
- В органах прокуратуры отработал 20 лет. Ко всем своим должностям я шел постепенно, никто меня не продвигал.
- Вы лично согласны со всеми кандидатурами, которых выбрала внешняя комиссия на руководящие должности? Там есть четверо ваших непосредственных подчиненных.
- Могу быть с ними согласен или не согласен, это никак не влияет на ситуацию. Поэтому руководствуюсь следующим: комиссия их выбрала, значит, они были этого достойны. Когда директор примет решение об их назначении, то мы начнем работу с чистого листа. Дальше все зависит от них. Если не будут справляться со своими обязанностями, будем ставить вопрос о замене.
- Успеете запустить работу бюро в сентябре?
- Делаем все возможное, чтобы это произошло. Шар надо сдвинуть, потом он начинает набирать обороты. Нам сейчас надо сдвинуть этот шар, назначив тех сотрудников, которые выбраны комиссиями, и начать работать. Дальше все уже будет гораздо проще. Потому что появится штат людей, которые смогут выполнять конкретные задачи. Сейчас мы просто физически не можем сделать все, что нужно.
- На что в первую очередь будете обращать свое оперативное внимание? Какие сферы?
- Искренне говоря, после назначения на должность в голове автоматически фиксирую и откладываю информацию, которую вижу и читаю в СМИ, слышу от людей, с которыми общаюсь, но не хочу сейчас разглагольствовать о анонсах, лучше позже предоставлю конкретные результаты. Для разработок, выявления, сбора и фиксации преступлений, подследственных ГБР, нам в первую очередь нужно с нуля сформировать дееспособные оперативные подразделения и агентуру.
- Стоит ждать уже в этом году громких арестов?
- Считаю, что работа ГБР должна славиться и измеряться не громкими задержаниями, а обвинительными судебными приговорами.
- Информация о материале
В преддверии выборов снова актуализировалась тема использования черных политических технологий. Уязвимая часть населения оказалась в центре внимания политтехнологов.
Одни говорят о том, что эти граждане станут объектом для манипуляций, и, »колеся» по избирательным участкам, вероятнее всего, они будут голосовать за нужного кандидата.
Другие заверяют в дороговизне этого процесса и бессмысленности, ведь сфальсифицированные голоса могут быть обжалованы.
Срывая пластырь наболевшей темы в обществе, разберемся, насколько бездомные могут повлиять на результаты выборов, поразмышляем о вероятности кратного голосования бездомных и о мифах, которые ходят вокруг «избирательного могущества» лиц без определенного места жительства.
Как на ближайших выборах будет голосовать бездомный Вася
Итак, представим себе Васю, типичного бывшего интеллигентного человека без определенного места жительства, падкого на алкоголь, уязвимого к манипуляциям, с большим и проверенным опытом политического участия в митингах, акциях протеста и так далее.
Васю легко подкупить. Васины аппетиты легко удовлетворяются литром сивухи.
Кроме этой, очень важной составляющей его участия в политической жизни страны, Вася важен тем, что у него нет прописки, а значит – он не привязан округу. А значит, его теоретически можно привязать ко всем округам.
Чтобы засвидетельствовать свою «гражданскую позицию», Васе придется как минимум отпроситься у организаторов какого-нибудь митинга за какое-нибудь очередное «життя та майбутнє», куда он регулярно ходит в качестве фрилансера, и зарегистрироваться в Центре учета бездомных граждан или социальной службе района.
Затем Васе придется покататься в микроавтобусе по другим районам, чтобы «зачекиниться» в каждом подобном центре и во всех избирательных участках.
Задача устроителей «чекина» – «юзать» Васю везде, где только можно и сколько можно. До тех пор, пока его имя не появится в реестре.
Задача Васи всего одна – написать заявление о том, чтобы его внесли в списки избирателей.
Как повлияет голос Васи на результаты выборов
По данным Минсоцполитики, в Украине насчитывается около 70 тысяч бездомных. Это те люди, которые зарегистрировались в одной из соцслужб и имеют право голосовать.
В реальности же, по оценкам экспертов, таковых – около 200 тысяч.
Очевидно, точечно их голоса могут быть куплены, однако о массовости речи не идет, ведь в населенных пунктах их число, даже в больших городах, не превышает 200 человек.
Что касается Васи. После того, как он зачекинится в центрах для бездомных и избирательных участках, система электронного реестра, естественно, просигнализирует о том, что Вася уже в нем есть.
Васины чекинщики попробуют договориться с теткой-регистраторшей. Но у той страх быть уличенной окажется сильнее страсти к лёгким деньгам. В лучшем случае она не поднимет гвалт. В худшем – поднимет.
Значит, не срослось. И, собственно, на этом незамысловатую историю с участием Васи в украинской политике можно было бы и закончить. Если бы не одно «но».
А что, если кто-то всё-таки решится на крупномасштабный чекин, собрав 70 тысяч васей страны, и привезет на участок/участки?
Не сложно спрогнозировать, что в условиях повышенного внимания партий и различных наблюдателей это вызовет в лучшем случае скандал, а в худшем – банальное аннулирование результатов выборов (если фальсификации превышают 5%).
Одним словом, бездомных, как и всегда, будут вовлекать в политический процесс, но существенно исказить результат выборов они не смогут.
Однако в Украине, где возможен третий тур выборов, победителя иногда определяют решением суда, протоколы с мокрыми печатями имеют свойство ехать в ЦИК по несколько суток из соседнего района с округов, а сервера виснут в самый неподходящий момент – все возможно.
- Информация о материале
Страница 6 из 1561
