Главными причинами «июльского кризиса» казначейского счета стали: отсутствие прогресса правительства в переговорах с МВФ, недобор налогов и поступлений от приватизации, выплаты купонов по валютным облигациям. Если в ближайшие месяцы МВФ не предоставит транш, украинскую гривну ждет очередная девальвация.

Конец июля – начало августа выдались неспокойными в экономической жизни страны. Сначала у властей возникли проблемы с выплатой пенсий, а затем общественность всколыхнула новость о том, что у правительства в казне осталось крайне мало денег.

Эти два события взаимосвязаны, ведь чтобы закрыть вопрос по пенсиям в июле пришлось «тянуть» деньги из казны. В результате остаток средств на едином счете Государственной казначейской службы на 1 августа снизился до 1,99 млрд грн.

Этот показатель является минимальным с февраля 2014 года. Тогда остаток составлял 108 тыс. грн. Позже экс-премьер Арсений Яценюк любил вспоминать, что, когда он возглавил правительство, «денег в казне не было, а государство было фактически банкротом».

Кризис ликвидности

В июле впервые за долгое время у властей возникли проблемы с выплатами пенсий. До 18 июля выплаты шли по графику, но затем начались задержки. Затянулись они примерно на неделю, тогда как к вечеру 25 июля ситуация была полностью решена.

Смещение графика выплаты пенсий, в Пенсионном фонде (ПФУ) объяснили »кассовыми разрывами», связанными с поступлениями единого социального взноса (ЕСВ).

Напомним, ПФУ финансируется из двух основных источников: поступления от работодателей в виде ЕСВ и средства госбюджета, направляемые на покрытие дефицита фонда. Когда у ПФУ возникает нехватка ресурсов, то он обращается за займом в Государственную казначейскую службу.

В июле Министерство финансов уже традиционно вовремя профинансировало дефицит фонда еще до 13 июля. Тогда как с ЕСВ возникли проблемы.

С 24 июля поступления единого соцвзноса уменьшились, из-за чего как раз и возник тот самый «кассовый разрыв» на 4-5 млрд грн. Для того, чтобы его покрыть ПФУ обратилось в Госзказначейство за займами на 4,8 млрд грн. Таким образом, «пожар» удалось потушить и закрыть месяц по выплатам.

То, что попытались назвать «техническим» сбоем в работе системы госфинансов, на самом деле таковым не выглядит, поскольку поступления от ЕСВ всегда поступают неравномерно.

Об этом уж точно известно руководству убыточного Пенсионного фонда. Не зря же ПФУ с начала года 43 раза обращался за кредитами в Госказначейство на общую сумму 45,4 млрд грн.

И каждый раз они это делали вовремя, опережая возможность возникновения нехватки ресурсов. Но июль в этом отношении стал исключением.

Остается только догадываться, кто виноват в сложившейся ситуации: Пенсионный фонд, «забывший» вовремя обратиться за займом, либо Госказначество, которое не хотело или не имело возможности его предоставить.

Подтвердить второй тезис у нас возможности нет, поскольку информация об остатке средств на едином казначейском счете (ЕКС) появляется только на первое число каждого месяца. Следовательно, узнать были ли деньги в казне на середину июля мы не можем. Но данные на 1 августа косвенно подтверждают эту гипотезу, ведь остаток на ЕКС снизился до рекордно низких за 4 года 1 995 млн грн.

Такой объем средств оказался в 5 раз ниже, чем 1 июля и в три раза ниже показателя, который был зафиксирован в начале 2018 года.

Раздутый бюджет

В Минфине попытались успокоить, что хоть на гривневом счету действительно 2 млрд грн, зато на валютном лежит $778 млн (эквивалент 20,9 млрд грн).

Эти средства понадобятся правительству уже 1 и 25 сентября, чтобы выплатить купоны по еврооблигациям на $505 млн и $109 млн долларов.

Министерство объяснило, что низкий остаток на гривневом ЕКС стал результатом недобора 56 млрд грн средств по внешним займам. На этот год ведомство запланировало выпуск еврооблигаций на $2 млрд. Но пока выйти на внешние рынки так и не удалось из-за паузы в отношениях с МВФ.

«Внешние заимствования составили 2,7 млрд грн. План не был выполнен из-за неблагоприятной конъюнктуры. Возможность выхода на внешние рынки во втором полугодии рассматривается после получения положительного сигнала МВФ и стабилизации ситуации», - сообщили в Минфине.

Проблемы наблюдаются и с выполнением доходной части госбюджета по другим источникам. По июльским данным, бюджет выполнен на 97,8%. Основная недостача идет от Государственной фискальной службы (ГФС).

Поступления от импортного НДС и ввозных пошлин оказались меньше из-за более крепкого курса гривны в первом полугодии, чем ожидалось. В бюджете средний курс закладывался на уровне 29,3 грн за доллар, тогда как по факту его среднее значение составляет 26,7 грн/долл.

При этом, план по расходной части также частично недовыполняется, занижая дефицит госбюджета, который сейчас составляет 9,8 млрд грн.

В прошлом году за этот период госбюджет выполнялся с профицитом 29 млрд грн, но тогда дополнительный эффект для доходной части имела конфискация «средств Виктора Януковича».

В 2018 году расходную часть бюджета раздули повышенные пенсии военным, из-за чего, собственно, Пенсионный фонд и обращался за займами в Госказначейство.

Временное спасение

Текущий кризис ликвидности Минфин взялся преодолевать уже в августе, в первую очередь, за счет новых займов на внутреннем рынке. На четырех аукционах ведомство разместило облигации внутреннего госзайма на 17,1 млрд грн.

Параллельно, последний транш своей прибыли на 6,6 млрд грн в госбюджет в августе перечислил Национальный банк (НБУ).

Если бы НБУ перечислял свою прибыль не с опережением графика, то вероятно мы бы увидели дефицит ликвидности на счетах Госказначейства еще весной.

Нужно помнить и о том, что госбюджет-2018 формировался исходя из перечисления Нацбанком прибыли в размере 50,5 млрд грн.

Хотя во время формирования бюджета в конце прошлого года НБУ предупреждал, что сможет дать только 44,6 млрд грн. В конечном итоге так и получилось. Следовательно, 6 млрд грн так и не поступили в казну.

Из крупных поступлений до конца года ожидается перечисление дивидендов «Нафтогаза» на 17 млрд грн (по 0,5 млрд грн зайдет уже в августе и сентябре), а также 5,5 млрд грн от Фонда гарантирования вкладов (ФГВФЛ).

ФГВФЛ за счет продажи активов банков-банкротов сумел накопить достаточный объем средств для расчета с правительством по своим долгам.

Возможно, определенный ресурс удастся получить от ожидаемой приватизации. Кроме того, гривна уже начала девальвировать, что увеличит доходы от импортного НДС.

Вряд ли стоит ожидать повторение ситуации с пенсиями в июле в ближайшие месяцы. Учитывая нежелание правительства идти на секвестр госбюджета, дальнейший ход событий будет связан напрямую с переговорами с миссией МВФ, которая прибудет в Украину 6 сентября.

Специалистов фонда будет интересовать, как правительство Владимира Гройсмана собирается решать ситуацию с тарифами на газ и проблему выполнения бюджета.

Премьер и вовсе может оказаться в ближайшие месяцы в пикантной ситуации. С одной стороны, у него растут политические амбиции, которые могут остудить непопулярные «газовые решения».

С другой стороны, отсутствие транша от МВФ на $1,9 млрд делают невозможной дополнительную финансовую помощь от ЕС и Всемирного банка на $2,1 млрд.

Также это сделает невозможным выход Украины на внешние рынки. Недобор по внешним займам приведет к тому, что внутри страны могут снова начаться задержки с пенсиями, а внешние выплаты придется закрывать частично за счет резервов НБУ.

По итогам августа они и так снижаются ниже безопасного уровня покрытия 3 месяцев будущего импорта. На 1 августа они составили $17,7 млрд.

В условиях начавшейся с конца июля девальвации гривны, НБУ не сможет активно выходить на межбанк и сглаживать дисбалансы спроса и предложения валюты.

Ранее в СМИ появлялись аналитические материалы НБУ о том, что сценарий Украины без МВФ – это инфляция 13,1%, курс 31,2 грн/доллар и резервы $15,4 млрд на конец этого года.

В таком случае в следующем году 32 грн за доллар может стать среднегодовым значением курса.