Верховный Суд стремится разрешить проблему неодинаковости судебной практики и обеспечить ее единство и прогнозируемость. Риск принятия отчасти противоречивых решений обусловлен значительной нагрузкой на суды, растущей изо дня в день. В таких условиях судьи не застрахованы от непреднамеренных ошибок.

По инициативе издателей музыкальных произведений, обеспокоенных наличием неодинаковой практики рассмотрения споров о защите авторских и смежных прав, в Кассационном хозяйственном суде состоялась встреча, в рамках которой судьи КХС ВС и представители правообладателей обсудили некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности и особенности применения отдельных норм ХПК.

Вследствие законодательных изменений, вступивших в силу 15 декабря 2017 года, в процессуальных кодексах появился новый термин — «малозначительные дела». В связи с этим у представителей рынка роялти возникли вопросы относительно размера компенсации за неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности и порядка ее взыскания.

Большинство подобных споров имеют исключительно имущественную составляющую, а общая сумма взыскания, как правило, не превышает порога, предусмотренного законодательством для определения дела как малозначительного, и тяготеет к минимуму.

«С точки зрения правообладателей, это необоснованно заниженный размер компенсации. С другой стороны, требование компенсации за каждый отдельный факт использования объектов интеллектуальной собственности также не совсем справедливое», — считает председатель КХС Богдан Львов.

В свое время Высший хозяйственный суд Украины использовал подход, присущий уголовным правоотношениям: осуществление тождественных неправомерных действий на протяжении определенного отрезка времени признавалось судом единым правонарушением.

Такую практику, вероятнее всего, будет применять и Верховный Суд, дабы пресечь попытки правообладателей искусственно увеличить размер компенсации путем подачи исков о каждом отдельном факте нарушения. Существующую проблему Богдан Львов проиллюстрировал примером из недавней практики КХС.

«В сети магазинов был представлен широкий ассортимент товаров с изображением популярного персонажа из мультфильма. Представители правообладателя могли обратиться к изготовителю или импортеру соответствующей продукции, однако не сделали этого. Кроме того, можно было отследить продажи на протяжении определенного периода, продемонстрировать суду объем нарушения и таким образом значительно увеличить размер компенсации. Однако они выбрали другой путь: количество их исков соответствовало количеству единиц приобретенного товара».

В результате рассмотрения дела Кассационный хозяйственный суд пришел к выводу, что в данном случае имело место единое правонарушение, совершенное путем осуществления тождественных действий. Такое решение поддалось критике со стороны общественности: Верховный Суд упрекнули в том, что он идет на поводу у нарушителей авторских прав.

Председатель КХС отверг такие подозрения, заявив, что суд соблюдает баланс интересов и остается беспристрастным: «Мы стремимся защищать законные права законным способом, при этом не поощряя ни злоупотребление правами, ни нарушение законодательства. В такой ситуации пенять на суд — не совсем справедливо. В условиях состязательности судебного процесса все зависит от обоснованности позиции той или иной стороны».

Участники заседания также обсудили возможные пути преодоления порога малозначительности дел, в частности, путем заявления неимущественных требований вдобавок к взысканию компенсации.

«Суд не удовлетворит такое требование, если оно направлено не на защиту авторских прав, а на искусственную смену категории дела. Какое неимущественное требование первым приходит на ум? Запрет безвозмездного использования объекта интеллектуальной собственности. Но такой запрет уже содержится в законе, и нет смысла повторно устанавливать его в судебном порядке», — констатировал Богдан Львов.

Отдельно был поднят вопрос относительно способов фиксации нарушений авторских прав. Так, по словам судьи, однозначно сказать является ли видеозапись допустимым и достаточным доказательством факта нарушения нельзя.

«Учитывая то, что в общественных местах нередко препятствуют проведению видеосъемки, и объектив камеры в таком случае может быть направлен, условно, на стол, и кроме него ничего не видно, то говорить о том, что это бесспорное доказательство, свидетельствующее о факте и месте правонарушения, не приходится», — отметил Б.Львов.

В то же время, если на видео зафиксированы отличительные черты определенного места или заведения, в котором оно снято, то для опровержения такого доказательства судам необходимо установить наличие определенного интереса или выгоды у лица, задокументировавшего факт правонарушения. Выяснению, в частности, подлежит наличие каких-либо связей или конфликтов между свидетелем нарушения авторских прав и сторонами спора.

Вместе с тем, Богдан Львов обратил внимание на то, что в каждом отдельно взятом случае оценка доказательств судом происходит с учетом субъективного мнения судьи, однако любой вывод должен быть убедительно аргументирован.

Секретарь судебной палаты по защите прав интеллектуальной собственности, а также связанных с антимонопольным и конкурентным законодательством  Владимир Селиваненко привел некоторые статистические данные относительно рассмотрения хозяйственными судами споров, касающихся защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

 Так, в 2017 году на рассмотрении местных хозяйственных судов находилось 816 дел указанной категории. Из них по сути рассмотрено 505, а суды апелляционной и кассационной инстанции рассмотрели 111 таких споров.

За первый квартал текущего года в Кассационный хозяйственный суд поступило более 130 заявлений и жалоб в связи с нарушением авторских и смежных прав, и в 40 случаях уже вынесено решение.

«Хотя такое количество споров свидетельствует о несовершенстве системы защиты авторских прав, однако, я убежден, результаты работы специализированной палаты КХС обеспечат постоянство и единство судебной практики, а также создадут условия для реализации принципа правовой определенности», — заявил Владимир Селиваненко.

В то же время Богдан Львов подчеркнул, что эта задача стоит не только перед Верховным Судом, а и перед всей судебной системой Украины в целом. Так, апелляционные суды должны фактически стать последней инстанцией, рассматривающей спор по сути, а заданием кассационного суда станет исключительно исправление фундаментальных ошибок правоприменения.

 »Схема защиты авторских и смежных прав, закрепленная в действующем законодательстве, непроста. Обеспечить специализацию по вопросам интеллектуальной собственности в 650 районных судах мы, к сожалению, не можем. Именно поэтому и было принято решение о создании единого специализированного суда», — заявил председатель КХС.

Стандарты функционирования учреждений исполнения наказаний в Украине не менялись более 75 лет. Учитывая необходимость адаптации украинской нормативно-правовой базы к законодательству Европейского Союза, пережиткам советского прошлого, так или иначе, пришлось объявить бой.

Так, 10 февраля 2016-го на совместной коллегии МВД и Минюста был представлен проект предстоящей реформы пенитенциарной системы. Позже, 13 сентября 2017 года, Кабмин утвердил Концепцию реформирования, главная цель которого — обеспечение соблюдений прав человека и германизация уголовно-исполнительного механизма. Вместе с тем правительством было создано государственное учреждение «Центр пробации», которое начало свою работу с 1 января текущего года.

Как таковая пробация представляет собой систему надзорных и социально-воспитательных мер, которые применятся по решению суда в отношении осужденных в случае исполнения определенных видом уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Так, пробация осуществляется на протяжении периода отбывания наказания и испытательного срока при освобождении от уголовной ответственности в отношении следующих категорий лиц:

- лица, осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы (запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные или исправительные работы);

- лица, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения (ограничения) свободы с испытательным сроком;

- освобожденные от отбывания наказания беременные женщины и женщины, имеющие детей возрастом до 3 лет;

- лица, которым наказание в виде лишения свободы заменено на общественные или исправительные работы;

- лица, которые готовятся к освобождению из мест лишения свободы.

Детальнее о принципах работы Центра пробации в рамках пресс-конференции рассказали его руководители.

«Применение пробации — это не вид наказания и не способ избежать уголовной ответственности. Это процесс создания условий для исправления осужденного с учетом оценки рисков и факторов, которые способствуют совершению преступлений. Зачастую это проблемы с жильем, работой или образованием, наркотическая или алкогольная зависимость, психологические особенности человека.

Если своевременно выявить и устранить такие проблемы — можно предотвратить правонарушения. Когда человек сам обращается за помощью в органы пробации – это уже гарантирует практически стопроцентный успех», —- уверен и.о. директора Центра пробации Олег Янчук.

При этом не последнюю роль играет заинтересованность и мотивированность в исправлении и ресоциализации самого осужденного. Задача органов пробации — найти пути решения существующих проблем и помочь осужденным стать на путь исправления.

Об эффективности института пробации свидетельствуют первые результаты деятельности Центра. На его учете состояло около 150000 осужденных, повторно в период пробации преступление совершил 1% из общего числа правонарушителей.

Статистические данные относительно совершения преступлений по истечению такого периода отсутствуют. Получить их Центр пробации сможет только после создания соответствующего государственного реестра, в который будет вноситься информация о привлечении того или иного лица к уголовной ответственности.

В соответствии со ст.8 Закона Украины «О пробации» существуют три ее вида: досудебная, надзорная и пенитенциарная. Суть досудебной пробации заключается в предоставлении суду информации, характеризирующей личность обвиняемого, которая включает в себя: социально-психологический портрет, оценку рисков совершения преступления повторно, вывод о возможности исправления без привлечения к уголовной ответственности в виде лишения или ограничения свободы.

В этом контексте Олег Янчук подчеркнул, что органы пробации не становятся ни на сторону правонарушителя, ни на сторону потерпевшего, а досудебный доклад основывается исключительно на объективных данных об обвиняемом, в частности, о криминогенных факторах, влияющих на его поведение в социуме.

«Судье для принятия взвешенного и справедливого решения необходимо иметь как можно больше информации, не только о деянии совершенном обвиняемым, но и непосредственно о его личности. Цель суда — не лишить человека свободы, а обеспечить безопасность общества. А оценить такие риски и угрозы, можно лишь имея социальный портрет лица, нарушившего закон», — считает Олег Янчук.

По словам и.о. директора Центра пробации, в 80% случаев мнение органов пробации относительно возможных путей исправления обвиняемого в итоге совпадает с позицией суда. Однако, опять-таки, при принятии решения суд в первую очередь руководствуется интересами общества.

При назначении наказания суд также должен учитывать наличие у правонарушителя социальных связей, которые могут способствовать его исправлению. А вот негативное окружение дает основания полагать, что изоляция преступника в данном случае будет уместной мерой наказания.

На важности надзорной и пенитенциарной пробации акцентировала внимание заместитель директора Центра пробации Елена Суботенко. Так, она объяснила, что в каждом конкретном случае сотрудниками Центра разрабатывается индивидуальный план профилактических и воспитательных мер относительно осужденного, в частности, программа психологической коррекции и социальной реабилитации. Кроме того, заключенных готовят к адаптации в обществе еще до освобождения, дабы предотвратить возможные рецидивы.

Еще одно преимущество пробации — экономия государственных средств. Так, Олег Янчук заявил, что ее осуществление обходится стране почти в 20 раз дешевле, чем содержание осужденных в местах лишения свободы.

Участие в пресс-конференции также приняла еще одна сотрудница Центра пробации, автор социального проекта «Територія каяття» Анна Трушова. «На протяжении четырех лет мы снимали проект в колониях Днепропетровской и Запорожской областей. Наша задача — показать жизненные истории, провести параллель: как меняется сознание человека, отбывающего наказание в местах лишения свободы, и как влияет на осужденного пробационная программа. Все участники уголовного процесса должны понимать важность этого института».

На сегодняшний день в четырех пилотных регионах созданы модельные офисы пробации: в Кропивницком, Луцке, Полтаве и Черкассах. Кроме того, в рамках реформирования уголовной юстиции в 13 городах Украины функционируют центры ювенальной пробации.

Как сообщалось ранее, экс-замминистра юстиции Сергей Шкляр поделился успешными изменениями в госисполнительной службе. Одно из них - внедрение системы пробации в рамках реформы пенитенциарной системы.

Вместе с тем, украинские заключенные жалуются на рабский труд, к которому их якобы принуждают в местах отбывания наказания.

8 травня набув чинності новий порядок зарахування дітей до школи. Найбільше хвилюються батьки майбутніх першокласників. Що робити дітям, які живуть в орендованих квартирах, але хочуть ходити в школу біля дому? А якщо документи подадуть на вільні місця у 4 школи, і дитина не пройде у жодну, це означає, що вона не піде у 1 клас у 2018 році взагалі? Ці питання активно «гуляють» мережею і обурюють батьків.

«Українська правда. Життя» розібралась в новому порядку та почитала роз’яснення, видані Міносвіти, а також поспілкувалась з радницею міністра освіти Оксаною Макаренко.

Хто має першочергове право на зарахування у школу

Батьки подають документи на вступ 1 перший клас до 31 травня не лише у школу, за якою закріплена їхня територія проживання, але в інші школи без обмеження кількості для зарахування на вільні місця.

До заяви треба додати:

  • копію свідоцтва про народження дитини або документ, що посвідчує особу дитини (під час подання копії треба показати оригінал документа)
  • оригінал або копія меддовідки за формою № 086-1/о «Довідка учня загальноосвітнього навчального закладу про результати обов’язкового медичного профілактичного огляду»
  • оригінал або копія документа про освіту (якщо є).
  • якщо є і батьки хочуть, можна додати оригінал або копію висновку про комплексну (чи повторну) психолого-педагогічну оцінку розвитку дитини чи витяг з протоколу засідання психолого-медико-педагогічної консультації.

Якщо є і батьки хочуть, можуть разом з заявою подати документ, який підтверджує місце проживання дитини чи одного з її батьків на території обслуговування конкретної школи. Реквізити школи треба вказати в заяві.

Якщо 31 травня заяв буде стільки ж або менше, скільки місць у класах, то не пізніше 1 червня зараховують усіх дітей.

Список зарахованих учнів оприлюднюють тільки у школі, і там будуть тільки їхні прізвища.

Якщо заяв більше, ніж місць, тоді такі правила. До 1 червня включно зараховують:

Усіх дітей, які змогли підтвердити проживання на території обслуговування школи

Дітей, які у цій школі мають рідних (усиновлених) братів/сестер

Дітей працівників цієї школі

Випускників садочку, який прикріплений до школи

Яка категорія дітей пріоритетніша? Міносвіти каже, що всі вони рівні і всі мають бути зараховані у школу, на яку мають першочергове право.

Що робити дітям з орендованих квартир

У своїх роз’ясненнях МОН пише, що зараз утверджений Порядок не має конкретного переліку документів, які підтверджують місце проживання дитини чи одного з її батьків.

Батькам і директорам шкіл Міносвіти рекомендує орієнтуватися на:

  • паспорт громадянина України (тимчасове посвідчення громадянина України, посвідка на постійне проживання, посвідка на тимчасове проживання, посвідчення біженця, посвідчення особи, яка потребує додаткового захисту, посвідчення особи, якій надано тимчасовий захист, довідка про звернення за захистом в Україні) одного з батьків
  • довідка про реєстрацію місця проживання/перебування особи (дитини або одного з її батьків), що видається відповідно до Правил реєстрації місця проживання та Порядку передачі органами реєстрації інформації до Єдиного державного демографічного реєстру, затверджених постановою Кабінету Міністрів України від 02 березня 2016 року № 207
  • витяг з Єдиного державного демографічного реєстру щодо реєстрації місцяпроживання/перебування особи (дитини або одного з її батьків)
  • довідка про взяття на облік внутрішньо переміщеної особи
  • документ, що засвідчує право власності на житло (свідоцтво про право власності, витяг з Державного реєстру речових прав на нерухоме майно, договір купівлі-продажу тощо)
  • рішення суду, яке набрало законної сили, про надання особі права на вселення до житловогоприміщення, визнання за особою права користування житловим приміщенням або права власності на нього, права на реєстрацію місця проживання
  • документ, що засвідчує право користування житлом (договір найму, піднайму, оренди тощо), укладений між фізичними особами за умови, що користування відповідним житлом є реальним і здійснюється за згодою та волевиявленням власника майна; засвідчення цих двох обставин може відбуватися в різний, але прийнятний спосіб чи укладений між юридичною і фізичною особами, зокрема щодо користування кімнатою в гуртожитку
  • довідка про проходження служби у військовій частині (додаток 10 Правил реєстрації місця проживання, затверджених постановою Кабінету Міністрів України від 02 березня 2016 року № 207)
  • акт обстеження умов проживання (додаток 9 до Порядку провадження органами опіки та піклування діяльності, пов’язаної із захистом прав дитини, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 24 вересня 2008 року № 866);
  • акт обстеження матеріально-побутових умов (затверджений наказом Міністерства праці та соціальної політики України від 28 квітня 2004 року № 95, зареєстрованим в Міністерстві юстиції України 08 червня 2004 року за № 703/9302);
  • будь-який інший документ, що ПІДТВЕРДЖУЄ МІСЦЕ ПРОЖИВАННЯ дитини чи одного з її батьків.

Міністерство запевняє, що перелік документів не є повним і Міносвіти консультується з цього питання і невдовзі дасть додаткові роз’яснення.

Але запевняє: будь-який офіційний документ, в якому зазначене місце проживання дитини чи одного з її батьків, форма якого визначена законодавством і який виданий органом державної влади чи органом місцевого самоврядування в установленому законодавством порядку є достатнім для підтвердження місця проживання дитини і, відповідно, її права на першочергове зарахування до початкової школи.

– Питання, чим підтвердити право на першочергове зарахування, непросте. Були дуже складні дискусії саме навколо цієї норми, бо багато людей зараз не мають або офіційних документів, особливо це стосується договорів оренди, тому що одним документом Міносвіти не можна вирішити усі проблеми, накопичені роками, які стосуються інших державних установ і норм, – пояснює Макаренко.

Вона додає, що МОН намагалося надати якнайширший список документів. Він не є визначеним у положенні.

Це рекомендації, якими мають керуватися директори шкіл. 8 травня Міносвіти повинне дати додаткові рекомендації щодо переліку документів.

Що робити дітям-переселенцям

Діти або один з їх батьків, які мають довідку про взяття на облік внутрішньо переміщеної особи, довідку про звернення за захистом в Україні, посвідчення біженця, посвідчення особи, яка потребує додаткового захисту або якій надано тимчасовий захист, можуть не подавати копію свідоцтва (бо не всіх дітей переселенців воно є), але мають подати меддовідку.

А якщо хочуть відкрити інклюзивний клас, то можуть додати оригінал або копію висновку про комплексну (чи повторну) психолого-педагогічну оцінку розвитку дитини чи витяг з протоколу засідання психолого-медико-педагогічної консультації.

Директор має зробити все, щоб вмістились усі діти за першою чергою

Порядок каже, що директор має зробити усе, щоб зарахувати дітей, які мають першочергове право на цю школу:

він може ініціювати відкриття додаткового класу, у тому числі інклюзивного чи спеціального

внести зміни в освітній процес

звільнити приміщення, які використовують не за призначенням (в тому числі через припинення орендних відносин).

Якщо і після цього школа не може взяти усіх дітей, які мають на неї першочергове право, тоді районний чи міський відділ освіти, якому вона підпорядковується, невідкладно має запропонувати на вибір батьків перелік шкіл, максимально доступних і наближених до місця проживання таких дітей, а також сприяти їх зарахуванню до обраних їх батьками закладів освіти.

Школа не має права відмовити батькам дітей, які мають першочергове право зарахування. Якщо так сталося, батьки мають право впродовж двох днів письмово оскаржити рішення школи в районному управлінні освіти.

Список зарахованих за першочерговим правом учнів мають вивісити не пізніше 3 червня. Тоді ж мають оприлюднити:

оголошення про дату, час, місце і спосіб проведення жеребкування (у разі його проведення);

інформацію про кількість вільних місць і прізвища дітей, які претендують на вільні місця;

наказ директора про утворення конкурсної комісії з трьох осіб для проведення жеребкування.

Конкурс на вільні місця у школи

Якщо заяв більше, ніж вільних місць у класах, проводять жеребкування. Воно має бути публічним і прозорим.

Вільні місця можуть з’явитися в школі 1 червня, коли зарахують дітей, які мають на цю школу першочергове право. Але документи треба все одно подати до 31 травня.

Кожна школа мусить оприлюднити кількість вільних місць впродовж 2 робочих днів з моменту їх появи.

Жеребкування проводитимуть з 5 до 10 червня. Батьки дітей, які претендують на місце, можуть бути його учасниками.

У прозорий барабан, скриньку чи інший прозору ємність кладуть жеребки (аркуші паперу, картки, кульки тощо).

Що це буде за пристрій та як виглядатимуть жеребки – визначатить конкурсна комісія з трьох осіб. Її затверджує директор школи.

Будьте уважними, якщо захочете подивитись на процедуру жеребкування. Кожен має право оглянути жеребки до того, як їх покладуть у прозору ємність. Її ви теж можете помацати.

Усі жеребки мають бути однаковими (колір, розмір, вага форма тощо). Їх мають виготовляти чи запаковувати так, щоб ніхто з присутніх не міг побачити їхній зміст до діставання з ємності.

Жеребків має бути стільки, скільки учнів-претендентів на вільні місця.

Коли жеребки завантажать у ємність, кожен учасник дістає жеребок для однієї дитини, розпаковує його, показує і вголос каже, що там.

Список дітей формують в алфавітному порядку. Якщо на заході немає одного з батьків дитини чи уповноваженої особи, жеребок дістає один з членів комісії.

Наказ про зарахування на вільні місця має бути до 15 червня.

Чи вистачить місця усім першачкам, чи комусь доведеться чекати рік

Батьків у запитаннях до УП хвилювало ще й таке питання.

Припустимо, сім'я живе у Києві, а прописана у Тернополі чи Полтаві, вони не змогли надати документи, які б дали першочергове право вступу у школу біля дому. Для них варіант – лише вільні місця. Вони подають документи у 5, скажімо, шкіл. І у жодну не проходять до 15 червня. Що тоді з дитиною? Чи піде вона у перший клас цього року?

Теоретично таке може бути, розповідає радниця міністра. Вона вважає, що таких дітей не має бути багато.

Але якщо так сталося, то алгоритм дій наступний.

15 червня буде нова ситуація. Батьки, які подавали документи у 5 шкіл, визначились, куди вони пройшли і хочуть. Значить, з чотирьох шкіл забрати документи і з'явилось місце.

З 15 червня школи знову оприлюднюють наявність вільних місць. Далі спочатку знову прийматимуть дітей з території обслуговування. Може, хтось не встиг донести документи чи переїхав тощо.

До 1 вересня чекають всіх з першочергових категорій. А з 1 вересня – у порядку надходження заяв на вільні місця від усіх.

– Такого бути не може, щоб дитині не вистачило місця у будь-якій школі. Якщо так раптом сталося, батькам треба буде звернутися в районне управління освіти. І там будуть зобов'язані знайти дитині місце у сусідній школі, наприклад.

Коли ми проводили попередні консультації з київською владою, говорили про те, що якщо взяти всю прогнозовану кількість дітей, які підуть у перший клас, і поділити на всі вільні місця, то буде 28 дітей у класі, – додає Макаренко.

У класі може бути максимум 30 дітей.

За її словами, основна проблема – у рівності розподілу. Хтось хоче в конкретну школу: чи вчителька сподобалась, чи хороші відгуки, а хтось не хоче в «сврю» йти.

– Є різні механізми зараз підвищити рівень шкіл, починаючи з матеріально-технічної бази. Уряд цього року виділив мільярд на створення нового освітнього середовища для молодшої школи.

40% суми піде на закупівлю парт, 40% – на метотичне обладнання та матеріали, і 20% – комп'ютерне обладнання. Це безпрецедентний крок.

Так само всі вчителі проходять перепідготовку. І спрогнозувати, який вчитель краще опанує нові методики і підходи до дітей, важко. І я б не взялася говорити, яка точно буде погана, а яка хороша.

Дітей «закріпачують» чи ні

– Ми не обмежуємо ніяк право батьків подавати документи в різні школи. Додумують, що прив'язали, закріпачили. Це неправда. Право навчання за місцем проживання ГАРАНТОВАНЕ. Щоб не було такого, що школа за вікном, а ти не можеш туди ніяк потрапити, – каже радниця міністра освіти.

Коли кажуть: «Нас позбавили права вступати у школу, в яку ми хочемо», у мене зустрічне питання.

А які у вас були гарантії потрапити у школу, яку ви хотіли? Яким документом це гарантували? Це були якісь домовленості, часто непрозорі, незрозумілі. Не хочу казати, що всюди була корупція. Є різні школи, директори, педагогічний склад. Але прояви корупції були. І нам на це вказували не лише громадські об'єднання, але й міжнародні експерти, які проводили дослідження і казали: «Припиніть цю ганебну практику».

І ми зробили спробу через це положення зменшити можливості для маніпуляцій, корупції. Подивимось. Якщо побачимо недоліки, внесемо зміни до положення.

Навіщо взагалі створювали новий порядок

Оксана Макаренко пояснює: хоча рівний доступ до освіти і закріплений Конституцією, він часто не працював. Школи мали свою територіальну закріпленість давно.

– Але ліцеї, гімназії, так звані спецшколи, користуючись своїм статусом, уникали територій обслуговування і набирали по конкурсу з 1 класу, хоча це абсолютна профанація.

Немає ні визначених критеріїв, за якими можна відібрати дитину у 1 клас. Від чого це залежить? Від статків батьків? Від того, як дитину готували до школи? – розповідає Макаренко.

За її словами, такі освітні заклади опиралися на старий порядок. Там була рекомендація щодо співбесіди – психологічної готовності дитини до школи.

– Мова не йшла про те, як ти навчився читати, писати, рахувати і чи знаєш англійську. Мова йшла про те, чи дитина психологічно підготувалася до школи. Чи може вона фізично витримати 40 хвилин на уроці, чи може сама переодягнутися після фізкультури. Базові світоглядні речі, – додає радниця міністра.

Також формально існували програми з поглибленим вивченням англійської мови, наприклад. Тепер же буде єдиний стандарт для всієї початкової школи з рівними умовами для дітей.

– Рівний доступ – це про турботу про дітей. Бо малій дитині по півтори дитини їздити до школи, і з трьох років готуватися, щоб пройти конкурс до школи, не підвести батьків, а потім вчителів…

У ліцеї, гімназії набирали як дітей, які мають талант і схильність через олімпіади, так і тих, кого батьки влаштували, користуючись зв'язками, «благодійністю» і так далі.

Дітям, які прийшли за бажаннями батьків, бо це престижна школа, а не виявлені схильності, доводиться тягнутися до рівня, який вони не завжди можуть опанувати без втрат до здоров'я, психічного здоров'я, псуються стосунки з батьками: «Чому сусід може вчитися, а ти ні?» і багато чого іншого.

Ми проводили широкі консультації з психологами, педагогами. Не можна в шестирічної дитини визначити, до чого в неї є талант. Дай Бог, щоб це можна було виявити ближче до 10 класу: допомогти в профорієнтації і таке інше. Дитину в молодшому віці треба розвивати різними способами, поки вона зрозуміє, до чого в неї більші схильності.

Найскладніша ситуація зі спеціалізованими закладами, які відбирали собі дітей з 1 класу, була у Києві, каже Макаренко:

– Тут було понад 50% спеціалізованих закладів, які зараз позбавлені права відбору з першого класу,

Такі ліцеї, гімназії теж отримали свою територію обслуговування.

Важливо: Мова тільки про молодшу школу. Ліцеї, гімназії можуть проводити набір з 5 класу, коли дитина «навчилася уже чомусь і може поборотися за свій вибір, а не батьки прилаштували».

10 мая 2018 года правительство утвердило план действий по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года. И план, и сама Стратегия были созданы при содействии проекта ЕС FORBIZ.

К слову, Украина традиционно получает существенную помощь от ЕС на развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). Еще в 2009 году стартовала Флагманская инициатива по поддержке МСБ (SME Flagship) в странах Восточного партнерства – Украине, Молдове, Беларуси, Грузии, Армении и Азербайджане. В 2016 году состоялся ребрендинг этой инициативы, и она получила название EU4Business («ЕС для бизнеса»).

На что деньги?

У EU4Business – четыре основных стратегических приоритета:

  1. 1. Упрощение доступа МСБ к финансированию.
  2. 2. Совершенствование государственной политики в отношении МСБ и регуляторной среды.
  3. 3. Улучшение знаний и навыков представителей МСБ по ведению бизнеса.
  4. 4. Расширение доступа МСБ к рынку.

Все проекты, реализуемые в рамках EU4Business, формально «прикреплены» к одному из этих приоритетов, хотя деление условно, ведь практически все проекты помогают комплексно решать проблемы малого и среднего бизнеса. Проект ЕС также уделяет особое внимание развитию бизнеса среди женщин и молодежи, вопросам энергетики и окружающей среды, развития сельских территорий.

Причем речь идет не только о предприятиях, но и о индивидуальных предпринимателях, или, по украинской терминологии – ФОПах.

EU4Business реализуется различными международными организациями, среди которых ЕБРР, ЕИБ, Всемирный банк, ПРООН, Немецкий банк развития, ОЭСР, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ), Европалата и другие. Если в начале 2015 года реализовывалось 17 проектов, на финансирование которых ЕС выделил 198 млн евро, то в начале 2017-го количество действующих проектов возросло до 25 (плюс еще 4, которые к тому времени успешно завершились). Увеличился и объем финансовых обязательств ЕС – до 280 млн евро.

К тому же есть еще около 20 так называемых «ассоциированных проектов», которые влияют на развитие малого бизнеса опосредованно. Предполагается, что ЕС потратит на их реализацию около 240 млн евро.

Бизнес и Соглашение об ассоциации

В Соглашении об ассоциации с ЕС действительно говорится о развитии предпринимательства.

Поэтому три страны Восточного партнерства, подписавшие такие соглашения (то есть Украина, Молдова, Грузия), в 2015 году получили дополнительный инструмент, имеющий длинное название «Поддержка МСБ в рамках углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли».

Фактически это – набор программ, которые откроют украинскому МСБ доступ к четырем видам поддержки за счет ЕБРР и ЕИБ:

инструменты распределения рисков: улучшение условий кредитования МСБ путем уменьшения рисков для европейских и местных финансовых учреждений при предоставлении им кредитов;

хеджирование валюты кредитов: возможность брать займы в гривне по ставкам кредитования, близким к долларовым и евровым;

инвестиционные стимулы: стимулы для МСБ к модернизации своих технологий и производственных/сервисных процессов, если целью инвестиций является соблюдение стандартов и правил ЕС;

техническая помощь: помощь в подготовке бизнес-планов для получения банковских кредитов; выявление новых рыночных возможностей, которые открывает свободная торговля с ЕС; улучшение бизнес-среды.

Планируемый объем финансирования со стороны ЕС в рамках Восточного партнерства – 200 млн евро.

Ожидается, что Украина получит наибольший объем помощи. Например, из 62 млн евро, выделенных на ту часть программы поддержки МСБ в рамках ЗСТ, которую выполняет Европейский инвестиционный банк, на Украину приходится 40 млн евро.

Помощь Украине

Наша страна уже является крупнейшим бенефициаром EU4Business: так, в 2009-2016 годах мы получили почти половину совокупного финансирования инициативы – 145 млн из 300 млн евро.

Сейчас реализуются три проекта, которые касаются исключительно Украины.

Прежде всего это проект ЕБРР (40 млн евро), в рамках которого в 2016 году в регионах Украины были открыты 15 центров поддержки бизнеса, их деятельность активизировалась в конце 2017 года. Основной фокус деятельности центров – повышение способностей малого бизнеса.

Большинство центров базируются в торгово-промышленных палатах. С одной стороны, здесь есть положительные стороны, ведь ТПП способны поддерживать отечественный бизнес. Но есть и побочные негативные последствия: те малые предприятия, которые не являются членами ТПП, не всегда осознают, что новые центры призваны помогать всем бизнесменам, а не только членам палаты.

Еще одна инициатива для Украины – Механизм финансирования МСБ, второй этап которого с 2016 года совместно реализуют ЕБРР, ЕИБ и Немецкий банк развития (15,4 млн евро). Он способствует кредитованию в местной валюте прежде всего микро-, малых и средних предприятий, которые не зарабатывают иностранную валюту и не могут позволить себе высокие расходы на займы. В сентябре 2017 года было подписано финансовое соглашение на 110 млн грн (примерно 3,6 млн евро) с ПроКредитБанком по финансированию субпроектов малого бизнеса. Позднее к инициативе присоединились Кредобанк и Укргазбанк.

Еще одним бонусом для Украины является проект ЕС FORBIZ (дословно – «Для бизнеса»), цель которого – улучшить регуляторную среду для МСБ, а также сформировать комплексную политику развития малого бизнеса на национальном и региональном уровнях. За прошлый год эксперты Офиса эффективного регулирования, созданного в рамках проекта, изучили более 2000 регуляторных актов, влияющих на украинский бизнес. Более 400, в конце концов, были отменены.

Итак, в целом сотрудничество Украины и ЕС в этой сфере представляет собой успешный пример.

ЕС уже предоставил и продолжает предоставлять Украине как техническую помощь, так и необходимую финансовую поддержку. Финансирование проектов в отношении малого и среднего бизнеса чрезвычайно важно, ведь недостаток финансирования – одно из ключевых препятствий в развитии МСБ.

В то же время вызовом станет продолжение начатых инициатив после завершения действия проектов ЕС.

47-летний киевлянин Алексей, когда у него возникли проблемы по «мужской» части, обратился в один из наиболее известных андрологических центров столицы. Там ему прописали лечение, которое в том числе включало биологически активные добавки. Когда на стойке регистрации он оплачивал консультацию профессора, у которого лечился, один из назначенных БАДов медсестра предложила приобрести прямо в клинике, заявив, что в аптеках данный препарат найти сложно. Алексея это удивило, так как прочие лекарства покупать в клинике ему не предложили. Ещё более удивила цена за упаковку препарата, состоящего из обычных витаминов и микроэлементов, — 1,3 тыс. грн. Как и то, что оплатить покупку можно было исключительно наличными и без чека. Но уважение к светилу медицины, назначившему препарат, перевесило сомнения Алексея, и он купил БАД. Уже дома, зайдя из любопытства на Facebook-профиль этого профессора, пациент увидел фото с презентации купленного им препарата. На нём прямо под рекламным баннером красовался и лечащий его светоч медицины.

Впрочем, навязанные за немалую сумму БАДы, чья эффективность медициной не доказана, — не более чем «детская шалость» по сравнению с тем, что происходит в частных клиниках с диагностикой. Не так давно 35-летней киевлянке Татьяне назначили сложное исследование — позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ — КТ). В государственных онкоцентрах на это исследование многомесячные очереди, поэтому её выбор пал на клинику «Феофания», где лечатся чиновники и депутаты. Другие граждане здесь также могут пройти обследование, но заплатив за это определённую сумму. Единственная проблема состоит в том, что в «Феофании» на проведение ПЭТ — КТ тоже длинная очередь. Поэтому Татьяна обратилась в частные онкоклиники. Каково же было удивление женщины, когда в одной из них ей предложили записаться на обследование в «Феофанию». Медсестра позвонила в клинику по тому же номеру, что и пациентка днём ранее, и предложила пройти обследование в тот же день, на который в «Феофании» можно было записаться напрямую.  Правда, цена вопроса с 12 тыс. грн, которую пациентке озвучивали в самой «Феофании», в частной клинике взлетела до 18 тыс. грн.

6 тыс. грн за минутный звонок по телефону — неплохой заработок.

Проверить всё

О желании коллег максимально заработать на пациентах говорят и сами врачи. Татьяна Островская, заведующая частной клиникой сети «Здоровое поколение», рассказывает, что в Украине набирает популярность движение за продление жизни Anti-aging. Врач приводит случай, когда пожилая женщина пришла в «антивозрастную» клинику с жалобами на повышенное давление, приступы сердцебиения, удушье и общую слабость. У пациентки выявили бронхиальную астму и снижение функции щитовидной железы на фоне аутоиммунного тиреоидита. Но вместо лечения этих заболеваний рекомендовали регулярно проходить дорогостоящие исследования на гормоны серотонин и кортизол.

Нередки и случаи избыточной диагностики, когда при незначительной жалобе пациента направляют на бесконечные дообследования. «Поставили в клинике аппарат и надо «отбить» его стоимость. Вот и направляют туда всех подряд днём и ночью», — объясняет экономику частной клиники Островская.

Ненужные исследования — настолько распространённая практика, что в Ассоциации радиологов Украины (АРУ) даже разработали руководство, в котором указана целесообразность и частота рентгенографии, УЗИ и МРТ при различных заболеваниях. «Лучше и дешевле предупредить необоснованные исследования, чем потом доказывать в суде свою правоту, — говорит Юрий Коваленко, исполнительный секретарь АРУ. — К сожалению, в наших медицинских учреждениях пока нет руководств по качеству с утверждёнными клиническими протоколами, наличие которых дало бы возможность пациентам себя защитить». По словам специалиста, то же УЗИ при беременности показано делать всего два раза за весь срок, тогда как в некоторых клиниках его назначат по 15 раз. Или без надобности назначают роды путём проведения кесарева сечения. «Происходит так потому, что физиологические роды стоят $300, а кесарево — $1 тыс. «, — рассказывает Коваленко.

В то же время его коллега Татьяна Островская считает, что поголовно обвинять врачей в некомпетентности или желании наживы неправильно. По её словам, некоторые заболевания действительно требуют диагностики, которая пациенту кажется ненужной. «Когда встречается атипичное течение болезни, для поиска причин требуется больше времени и диагностических процедур», — говорит врач.

Личный контроль

Специфику общения пациентов с нечистыми на руку врачами усложняют и психологические моменты. «Больному человеку сложно требовать что-то от здорового доктора. Но всё равно нужно себя пересилить, — советует Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета защиты прав пациентов.— Ситуацию стабилизирует даже заявление пациента о том, что он будет фиксировать все процедуры». По словам Сердюка, хорошо, если больного во время визита к врачу будет сопровождать родственник, который сможет критично оценить действия медиков.

Иногда этот совет помогает. Киевлянка Анастасия обратилась в частную онкобольницу, чтобы оформить в стационар своего мужа. «Стоимость одного дня стационара — около 7 тыс. грн, — рассказывает она. — Во время выписки за использованные лекарства врачи попросили дополнительно около 7 тыс. грн». Однако когда девушка потребовала выдать ей список введённых мужу лекарств, сумма по чеку сразу уменьшился на 1 тыс. грн. «Мне даже в голову не приходило, что может быть какой-то обман. Я просто хотела знать, какие медикаменты использовались, чтобы в другой больнице можно было чётко сказать, какие процедуры мы проводили», — говорит Анастасия.

Но единичные случаи восстановления справедливости — похоже, исключения из правила украинской медицины, где пациент абсолютно беззащитен перед врачом. «Добиться привлечения к ответственности и денежной компенсации в случаях неправильного лечения и назначения ненужных исследований сложно», — говорит Виктория Подворчанская, руководитель практики фармацевтического права «ЕПАП Украина».

Она советует научиться мерам юридической предосторожности: проверять лицензию на медицинскую практику; искать информацию о клинике в государственных реестрах судебных решений и должников; изучать договор на оказание медицинских услуг; проверять, верно ли документ отражает объём услуг, сроки их предоставления и условия оплаты; осторожно относиться к предложениям предоплаты; хранить расчётные документы, подтверждающие оплату медицинских услуг, и результаты обследований.

Страховая медицина

Несмотря на то, что недобросовестные врачи и клиники с формальной точки зрения зачастую остаются правы, коренным образом проблему назначения ненужных процедур, диагностики и неэффективных препаратов может решить внедрение в Украине страховой медицины, где стоимость медуслуг и хотя бы частично назначенных врачом лекарств покрывает страховая компания. В этом случае за ненужные исследования клинике просто не заплатят — все назначения врача анализируют специалисты страховой компании, что в разы сужает поле для манипуляций.

Предложенный Минздравом переход на софинансирование медуслуг вторичного и третичного звена (специализированной помощи) государством и пациентом перекосы отечественной медицины не исправит. Хоть формально на выделяемые из бюджета на каждого пациента деньги могут претендовать и частные клиники, но эти суммы, по всей видимости, будут настолько малы, что «частников» не заинтересуют. Так что у пациентов останется лишь «диалектический» выбор — обратиться в государственную клинику с облупленными стенами, хамовитыми санитарками, длинными очередями и взятками врачам. Либо же идти к «частникам», рискуя остаться обобранными как липка.

С 1 сентября начальная школа в Украине будет радикально переформатирована, обещают в Минобразования. Изменения коснутся уже этапа приема детей в первый класс и продолжатся в учебной программе. И хотя до начала учебного года 2018-2019 еще остается несколько месяцев, родителям первоклассников уже сейчас необходимо озаботиться поисками школы для своих чад.

Какие ваши документы?

С нового учебного года распределение детей по школам будет проходить не на конкурсной основе, как раньше, а по принципу приближенности учебного заведения к месту зарегистрированного проживания ребенка. То есть, какую территорию обслуживает школа, туда и должен пойти ребенок. Для этого в школу до 31 мая необходимо подать заявление. В Минобразования отмечают, что такой ход конем придуман потому, что на собеседованиях завучи зачастую оценивают не столько знания будущего первоклассника, сколько кошелек его родителей. Таким образом, в элитные школы теоретически смогут попасть дети, которые проживают рядом с учебными заведениями.

Но далеко не все родители будущих первоклассников в восторге от таких инноваций.

«Все дети разные. Одни к первому классу уже умеют читать, а другие нет или читают плохо. Я переживаю о том, что ребенку в школе будет скучно, потому что он у меня умеет читать, писать, умножать, знает дроби, в общем, все то, что обычно учат до 3 класса, он уже знает, - рассказывает «Апострофу» отец будущего первоклассника Андрей Плахотнюк. - Я рассчитывал, что, пойдя в школу, ребенок попадет в сильный класс. То есть он пройдет то тестирование, на которое все жаловались, и по его результатам попадет в сильный класс, где у него будет, например, больше английского. А теперь все классы во всех школах будут обучаться по одной программе, никакого тестирования не будет, и он попадет в класс, где будут такие же дети, как он, которые умеют читать и писать, но в то же время будут такие, которые читать совершенно не умеют. И как учитель будет одновременно учить и тех и других? Мне кажется, что в этом плане мы проиграем».

Правда, идти в школу по месту прописки совершенно необязательно. Родителям можно подать документы ребенка в любую другую понравившуюся школу, только вот зачислять «чужаков» из других районов будут по остаточному принципу на свободные места. Например, если по состоянию на 31 мая в школе будет лежать 300 заявлений от родителей, а мест для первоклашек - всего 200, то в первую очередь в учебное заведение зачислят тех детей, которые проживают на территории, обслуживаемой школой, и детей, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе или чьи родители там работают. Если после этого в первых классах еще останутся свободные места, то остальных счастливчиков зачислят по результатам жеребьевки.

Вот и выходит, что в школу по месту проживания ребенок попадет гарантированно, а в любую другую - уже как повезет.

«Но для меня возникает вопрос: а что такое «свободные места»? – отмечает в разговоре с «Апострофом» эксперт направления «Образование» Украинского института будущего Николай Скиба. – К ним же идет привязка: сначала зачисляются в школу дети на территории обслуживания школы, а потом на свободные места могут претендовать дети, которым просто нравится та или иная школа. Чем определяется количество этих свободных мест? Финансированием, которое получает школа? Площадью, которую она занимает? Это абсолютно не прописано, соответственно, на сегодняшний день остается возможность манипулировать понятием «свободные места».

Кроме того, в приказе Минобразования №367, который регламентирует порядок зачисления первоклассников, ничего не сказано, как именно родители должны доказать в школе, что ребенок может в ней учиться по территориальному праву. В приказе сказано, что при подаче заявления в школу «документ, который подтверждает место проживания ребенка или одного из его родителей на территории обслуживания учреждения образования», может предъявляться в «случае наличия и по желанию». В Минобразования лишь на уровне рекомендаций предлагают директорам школ спрашивать у родителей первоклашек паспорта, справки переселенцев, справки о регистрации, договора аренды квартир и подобные документы, подтверждающие прописку. Но требовать эти документы нельзя.

Как же в таком случае должны зачисляться в первые классы те дети, которые имеют первоочередное право по прописке? Ведь кто-то покажет прописку в паспорте, а кто-то может и отказаться, мол, закон не требует, верьте на слово.

«Когда были еще только общественные обсуждения этого порядка зачисления, в них был достаточно обширный перечень документов (подтверждающих место проживания ребенка или его родителей, - «Апостроф»), но этот список был удален из окончательного варианта порядка по требованию Минюста и офиса уполномоченного ВР по правам человека», - пояснила «Апострофу» советник министра образования и науки Иванна Коберник.

Говоря иными словами: мы собрали вам велосипед, правда колеса на него поставить не успели, но садиться и ехать нужно уже сейчас.

При этом сами родители будущих первоклассников уверяют, что на этапе подачи заявления в школы завучи все же интересуются подтверждающими прописку документами.

«Мы официально зарегистрированы в Киеве как переселенцы. Вместе с заявлением в школе у нас попросили справку переселенца. Я ее показала, и не возникло никаких проблем, заявление приняли», - рассказывает мама будущего первоклассника Юлия Дьяк.

Но, опять же, сотрудники школ официально не имеют права такие документы требовать, только просить. Вместе с тем, по принципу прописки в первую очередь зачисляются исключительно те дети, «место проживания которых на территории обслуживания учреждения образования подтверждено». Не подтвердил – не попал в школу. В итоге родители должны будут предъявлять в школу документы, которые законно требовать у них не могут, но требовать все равно будут, ведь без них в школу не попасть. Остается только добавить: расслабься, это Украина.

«Рациональным выходом из ситуации должен быть пересмотр учета детей школьного и дошкольного возраста, - поясняет Николай Скиба. – Для этого нужно развивать систему электронного правительства и присваивать каждому гражданину уникальный образовательный ID. Так, как у каждого гражданина есть индивидуальный налоговый номер, точно так же мы должны прийти к образовательному идентификатору, с помощью которого будет определяться, куда должны пойти деньги, где и сколько нужно создавать учебных мест в школах, детских садиках. Это данные, которых очень не хватает в образовательной аналитике».

В перечне документов, которые необходимо официально предоставить при зачислении в школу, значатся только свидетельство о рождении ребенка и справка 086-1/о «Справка ученика общеобразовательного учебного заведения о результатах обязательного медицинского профилактического осмотра». Всего два документа, что же может быть проще и легче? Но это в теории. На практике – снова проблемы.

«Нужно пройти медосмотр, принести его результаты участковому врачу и участковый уже выписывает справку, - рассказывает Андрей Плахотнюк. – В медосмотре минимально четыре врача, но запись к врачу - только по электронной очереди, а электронная очередь расписана примерно на месяц вперед, а нам в течение недели-двух уже нужно принести справку о медосмотре. Получается, реформа Минздрава совпала с реформой Минобразования, и они не стыкуются по времени. Сходу попасть на прием к лору, чтобы успеть пройти медосмотр до дедлайна подачи документов, возможности нет. В итоге нужно идти в платную больницу и там проходить медосмотр. Ну к стоматологу мы и так пошли в платную больницу, так как ребенок там постоянно наблюдается, но не ко всем же врачам так ходить».

Новые стандарты

С нового учебного года все первоклассники Украины приступят к обучению по новым программам. В феврале этого года Кабмин утвердил новый государственный стандарт начального образования, сделав выбор в пользу не простого заучивания материалов, а развития талантов ребенка, самостоятельности, любознательности.

Обучение по стандарту предусмотрено по 9 направлениям: математическому, технологическому, информативному, физкультурному, языково-литературному, социальному и здоровьесберегающему, общественно-историческому, по направлениям естествознания, искусства.

Целый год по новому стандарту шло обучение в 100 пилотных школах по всей Украине.

«Все обучение проходило в легкой форме, - делится с «Апострофом» мама первоклашки из Винницы Дина. – Очень много с детьми игрались, было много экскурсий, походы в кино. У них были одинарные парты, которые каждую неделю меняли местами: дети сидели полукругом, по одному, по два человека. Каждая перемена проходила на игровом коврике, там у них и «Лего» есть для игр, и учитель уделяет внимание, беседует. Домашние задания задавали несложные: пару строчек написать, решить простые примеры. С 1 класса введены английский и немецкий языки: дети смотрят мультики, учат цвета, дни недели. Чувствуется легкость обучения, и ребенок с удовольствием идет в школу».

В целом и эксперты оценивают новую программу положительно.

«Новый стандарт все же в лучшую сторону отличается от предыдущего государственного стандарта, - добавляет Николай Скиба. – Стандарт признает, что 1-2 классы — это адаптационно-игровой период. Он вводит революционную для украинских школ позицию: смена видов деятельности. В документе прописано, что у детей должно быть 8 локаций, где должны проходить занятия, ученики должны иметь возможность работать группами, самостоятельно, в движении. Все это предусматривает новую образовательную среду. Игровая деятельность признается частью учебного процесса, ликвидируются оценки. И педагогов готовят по-новому, с привлечением специалистов по эмоциональному интеллекту».

Однако оптимистичное начало еще не гарантирует, что вся украинская школа перейдет на новые образовательные рельсы.

«Важно, чтобы эта концепция развивалась и дальше в старшей школе, а в проекте закона об общем среднем образовании есть тревожные тенденции, - сетует Скиба. - Там уже нет такого понятия, как эмоциональные потребности ребенка. Остается достаточно негибкой, линейной система оценивания. В итоге весь поток педагогического творчества упрется в узкое горлышко старшей школы. Получается, что в начальной школе ребенок очень весело обучается, а потом 5 класс - и возвращается потогонная система, ориентированная на оценки, так называемую успешность. А там дальше и ВНО на горизонте и вообще забудьте обо всех инновациях, ведь эта игра - с высокими ставками, и единственный механизм как-то ранжировать школы - это проанализировать, кто с какими балами сдал ВНО. Это нужно менять, и прямо сейчас».