Цены на бензин в Украине накануне достигли исторического максимума. Государство имеет избыточные мощности нефтепереработки, но при этом критически зависит от импорта нефтепродуктов, которые постоянно дорожают.

Кто есть кто в украинской нефтепереработке

Всего в Украине насчитывается шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и один газоперерабатывающий завод (ГПЗ), который производит бензин.

  • Одесский НПЗ - с 1999 по 2013 год был под контролем российской компании «Лукойл», затем его купила группа ВЕТЭК находящегося сейчас в бегах Сергея Курченко. Летом 2017 года предприятие было национализировано.
  • Херсонский НПЗ - находится под контролем группы «Континиум», которая принадлежала Игорю Еремееву, погибшему в 2015 году.
  • Лисичанский НПЗ - в конце 2016 года перешел от «Роснефти» под контроль швейцарской компании GluscoEnergy, которая, по некоторым данным, может быть связана с кумом президента России Владимира Путина Виктором Медведчуком (официально такая связь всячески опровергается).

Три нефтеперерабатывающих завода контролирует группа «Приват». Это Надворнянский НПЗ (ПАО «Нефтехимик Прикарпатья»), Дрогобычский НПЗ (ПАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина») и Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта»).

Однако из шести отечественных НПЗ функционирует на сегодня только последний.

Кроме того, работает Шебелинский ГПЗ, который производит бензин А-95 по стандарту Евро-5. Этот завод принадлежит государственной компании «Укргаздобыча».

Помимо этого, в Украине есть еще порядка 20 предприятий меньшей производительности, которые способны перерабатывать нефть и газовый конденсат.

«Их реальная суммарная мощность по сырью – не та, которая декларируется на уровне 50 млн тонн в год – составляет порядка 14 млн тонн в год. Если мы их все полностью запустим, то мы получим порядка 8 млн тонн нефтепродуктов, чего явно недостаточно для того, чтобы обеспечить себя полностью, - говорит «Апострофу» директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. – Но, к сожалению, мы их запустить не сможем. Херсонского завода фактически уже нет, там только осталась площадка под нулевой цикл, а установки разукомплектованы. Дрогобычский и Надворнянский заводы не способны производить нефтепродукты, соответствующие техническому регламенту. Одесский НПЗ имеет глубину переработки нефти порядка 54-56%, что соответствует уровню 1960-х годов, и понятно, что с экономической точки зрения его запускать нет никакого смысла. Лисичанский завод находится недалеко от линии разграничения, и его запуск проблематичен с точки зрения безопасности, а также из-за отсутствия подходящих к нему нефтепроводов. Для того, чтобы их загрузить нефтью, необходимо потратить несколько миллионов долларов. И вряд ли кто-то захочет это делать».

Есть ли перспективы?

По словам Геннадия Рябцева, в перспективе нарастить производство можно только на Кременчугском НПЗ и Шебелинском ГПЗ. При этом наращивание производства на Кременчугском заводе – это вопрос не столько экономический, сколько политический, поскольку им фактически управляет миноритарный акционер – финансово-промышленная группа «Приват». Что касается Шебелинского ГПЗ, то он не настолько мощный, чтобы существенно нарастить производство, отмечает эксперт.

«В связи с этим можно сделать несколько выводов. Первое: заводы, которые сейчас работают, имеют ограниченную мощность и не в состоянии обеспечить нефтепродуктами всех украинских потребителей. Далее: для наращивания производства необходимы инвестиции, кратно превосходящие объемы таковых в предыдущие годы. Третье: для увеличения объемов переработки после возможной модернизации необходимы гарантии поставок нефти. Поставки из России маловероятны, следовательно, необходимы поставки азербайджанской, казахстанской, иранской или любой другой нефти через порты Черного моря. Но этот вариант достаточно дорогостоящий. Кроме того, эти страны предпочитают строить нефтеперерабатывающие предприятия на своей территории и потом вывозить нефтепродукты, торговля которыми намного более привлекательна, чем торговля сырьем», - сказал эксперт.

По его мнению, в связи с этим в будущем украинская переработка будет связана с внутренней добычей нефти и газового конденсата, но здесь главной проблемой является низкий уровень вложений в наращивание добычи, разведку, освоение новых месторождений.

Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает, что Украина упустила время, когда нефтеперерабатывающие заводы имело смысл модернизировать, а сегодня большинство НПЗ уже нежизнеспособны.

«Ситуацию во многом определяет рынок, то есть столько заводов и не нужно, потому что нет спроса на их продукцию. Один кременчугский завод, который остался в строю, если в него вложить деньги, закроет все потребности страны в нефтепродуктах при нынешнем потреблении. Ошибка Украины была в чем: мы упустили время, когда все модернизировали заводы, мы предоставляли льготы, мы отдали заводы россиянам, а россияне не спешили их модернизировать. И в результате время мы упустили, заводы не модернизировали, а когда закончились льготы, заводы оказались просто неконкурентоспособными. Поэтому шансы на то, что они вернутся, нулевые. Сейчас вопрос только в том, будет ли работать Кременчугский НПЗ, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод», - сказал он в комментарии «Апострофу».

По словам эксперта, если в модернизацию украинских НПЗ будут вложены серьезные средства, эти инвестиции могут никогда не окупиться.

Бензин дешеветь не будет

В последние дни бензин на автозаправочных станциях Украины продолжает дорожать, и по состоянию на 24 ноября у некоторых операторов цены достигли исторического максимума. Так, например, бензин А-95 на АЗС этих компаний продавался по цене 30 грн/л (последний раз цены взлетали до такого уровня в феврале 2015 года).

Но могла бы снизиться стоимость топлива в случае возобновления работы отечественных НПЗ? Эксперты считают, что нет.

«Цены на бензин и доля внутренней переработки между собой не связаны, поскольку, если у нас рыночная экономика, то цены должны быть рыночными», - отметил Геннадий Рябцев.

Кроме того, по его словам, инвесторы наверняка захотят компенсировать свои затраты на модернизацию предприятий.

«А за счет кого компенсировать – за счет потребителя», - сказал эксперт.

Сергей Куюн также не видит оснований для падения цен на бензин в случае превалирования на рынке отечественного топлива.

«Цена могла бы быть ниже копеек на 50, максимум на 1 грн за литр. Но все равно любой производитель будет ориентироваться на мировой рынок, у него всегда будет паритет – либо продать на экспорт, либо на внутренний рынок», - пояснил он.

Как бы там ни было, аналитики прогнозируют, что четверть всех работающих в мире нефтеперерабатывающих заводов могут закрыться к 2035 году в связи с нарастающей популярностью электромобилей, что повлечет за собой отказ от использования бензина и других нефтепродуктов.

З 1991 року виборче законодавство в Україні регулярно і суттєво змінюється. Це не сприяє стабілізації політичної системи, і вже давно йдуть розмови про потребу ухвалити прогнозовані й оптимальні для українських реалій правила.

Експерти з виборчого законодавства – як депутати, так і представники громадських організацій, – уже років десять як зійшлися на тому, що на парламентських виборах слід запровадити пропорційну систему з відкритими списками, і в 2010 році запропонували прийняти її в проекті Виборчого кодексу. Кодекс отримав схвальний відгук Венеціанської комісії, але Парламентом ухвалений так і не був.

У 2014 році після Революції Гідності відбулися позачергові вибори президента і народних депутатів. Запровадити відкриті списки на парламентських виборах спочатку пообіцяв президент у своїй передвиборчій програмі, а потім 302 парламентарі в Коаліційній угоді.

Прийняти нові правила мали в першій половині 2015 року, проте до того часу депутати спромоглися зареєструвати п’ять виборчих законопроектів, і лише два з них справді відповідали обіцяному. Перше голосування відбулося 19 жовтня 2017 року, коли три виборчі законопроекти Рада провалила попри те, що ряд політичних партій – у тому числі парламентських – і громадських організацій напередодні кількатисячною акцією за «Велику політичну реформу» закликали Парламент виконати свою обіцянку.

Голосування за два інших законопроекти було заплановане 7 листопада, але ні політики, ні експерти вже не вірили, що воно буде успішним. Але сталося так, що того дня Верховна Рада несподівано для всіх мінімально необхідними 226 голосами ухвалила в першому читанні законопроект № 3112-1 – дещо осучаснений проект того самого Виборчого кодексу, який був уперше зареєстрований у 2010 році. Нижче ми спробуємо розібратися, які суттєві зміни він пропонує і чому його ухвалення викликає стільки спротиву.

Що змінить кодекс?

Народні депутати, представляючи законопроект перед голосуванням, зазначали, що одна з основних цілей кодексу – вирішити проблему підкупу на мажоритарних округах та купівлі місць у закритих партійних списках на парламентських виборах.

Про продаж місць в прохідній частині списку заявляли неодноразово: можна згадати інтерв’ю засновника інвестиційної компанії «Dragon Capital» Томаша Фіали, який називав конкретні ціни в рамках кампанії 2014-го року – від 3 до 10 мільйонів доларів. Підкуп виборців продуктовими наборами чи грошима вже став звичним явищем і максимально цинічно проявився на довиборах у 2015 році в Чернігові (205-й округ).

Змінити політично-корупційний статус-кво планується передусім через запровадження нової виборчої системи – відкритих регіональних списків, яка дасть виборцям більше впливу на те, хто персонально представлятиме їх у парламенті, ускладнить підкуп виборців, а також запустить внутрішньопартійну конкуренцію.

Проте, не парламентом єдиним. Кодекс – це величезний документ, який закладає правила проведення виборів усіх рівнів, функціонування Центральної виборчої комісії та Державного реєстру виборців, і всюди передбачає як суто технічні, так і змістовні зміни. Найбільш важливими з останніх є:

Вже згадані відкриті регіональні списки на парламентських виборах

Зниження прохідного бар’єру на парламентських виборах з 5% до 4%

Відкриті списки в багатомандатних округах на виборах до Верховної Ради АР Крим, обласних рад та рад великих міст з кількістю виборців від 90 тисяч і більше

Багатомандатна мажоритарна система відносної більшості на виборах до сільських, селищних, районних, районних у містах та міських радах у містах із кількістю виборців менше 90 тисяч

Гендерна квота, яка передбачає, що в кожній п’ятірці кандидатів у списках не більше трьох є представниками однієї статі

Вимога обов’язкового навчання для членів виборчих комісій

Створення регіональних представництв ЦВК

Додаткові вимоги до передвиборчої реклами на телебаченні

Розглянути всі ці зміни в одному короткому матеріалі неможливо, тож ми зосередимося виключно на тому, яку ж нову виборчу систему будуть розглядати депутати і як вона зменшує корупцію на виборах до парламенту.

Відкриті регіональні списки

Зараз вибори до Верховної Ради відбуваються за змішаною системою: 225 депутатів обираються за мажоритарною, 225 – за пропорційною системою з закритими списками при 5% виборчому бар’єрі. Така система вигідна для партій влади, які втрачають рейтинг, оскільки дозволяє за допомогою адміністративного ресурсу на додачу до партійних депутатів-»мажоритарників заводити в Парламент також «незалежних» «мажоритарників», які потім приєднуються до фракції. Це спрацювало для Леоніда Кучми у 2002 році, і для Віктора Януковича в 2012 році.

Крім використання адмінресурсу, значною проблемою «мажоритарки» є підкуп, який здійснюється в найрізноманітніших формах – від роздачі продуктових наборів до прямих виплат готівкою. Цьому сприяють порівняно невеликі розміри округів та відсутність реального покарання за виборчі правопорушення.

Основною проблемою закритих партійних списків є купівля «прохідних» місць. Оскільки виборці не впливають на порядок проходження кандидатів у закритому списку і при голосуванні орієнтуються передусім на перші 5-10 облич, то охочі потрапити в Раду можуть отримати місце в другому-третьому десятку кандидатів в обмін на допомогу з фінансуванням виборчої кампанії партії.

Щоб вирішити ці проблеми, депутати пропонують перейти на повністю пропорційну систему – відкриті регіональні списки з виключно партійним висуванням. Ця система складніша за змішану в підрахунку й ніколи не застосовувалася в Україні. Розберемося, як саме виглядатимуть парламентські вибори у разі її запровадження.

Замість 225 «мажоритарних» округів формуються 27 регіональних округів, межі яких переважно збігаються з межами областей за трьома винятками: окремим округом стає Кривий Ріг з агломерацією, два округи формуються в місті Києві окремо від області, Херсонська область і АР Крим об’єднуються в один округ.

Висувати кандидатів мають право тільки партії. Для участі у виборах партія формує загальнонаціональний список і в обов’язковому порядку розподіляє всіх кандидатів з нього в регіональні списки (при цьому один кандидат може бути включений тільки в один регіональний список). У кожному регіоні партія має висунути щонайменше 5 кандидатів, з яких не більше 3 є представниками однієї статі.

Виборець, прийшовши на дільницю, отримує бюлетень нового зразка, де треба вписувати номери партії та кандидата, а не просто ставити позначки, як це було раніше. Обов’язково треба буде вказати номер партії, а номер конкретного кандидата з цієї партії – за бажанням. Щоб унеможливити маніпуляції з бюлетенями, зазначати треба буде обов’язково дві цифри: наприклад, якщо партія має номер «7», то вказати потрібно «07» – тоді ніхто не зможе виправити результат на «17».

За результатами голосування до Парламенту проходять тільки кандидати від тих партій, які набрали 4% дійсних голосів виборців сумарно по всій країні.

Щоб визначити, скільки мандатів партія отримала у виборчому регіоні, голоси за її регіональний список діляться на виборчу квоту. Виборча квота обчислюється за такою формулою: всі голоси за партії, які подолали прохідний бар’єр, додаються, і отримана сума ділиться на 450 – відповідно до кількості мандатів у Верховній Раді. Наприклад, якщо виборча квота становить 30 тисяч голосів, а партія набрала 65 тисяч, то з її регіонального списку до Верховної Ради проходить два кандидата, навіть якщо кожен з них набрав голосів менше, ніж становить виборча квота.

Хто саме з регіонального списку партії отримає мандат, суттєво залежить від голосів, відданих за кандидатів персонально, що і робить регіональні списки відкритими.

Процедура така: кількість голосів за кожного кандидата ділиться на кількість всіх дійсних голосів за всі партії у регіональному окрузі й помножується на сто, кандидати ранжуються відповідно до цього відсотка (враховується лише ціла частина, а дробова – відкидається), і мандати отримують ті, хто набрав найбільший відсоток. У разі, якщо кілька кандидатів мають однакові відсотки, то першість за тим, хто був вище у регіональному списку партії.

Усі голоси, які залишаються неврахованими після розподілу мандатів по регіональних списках, – у прикладі, наведеному вище, це 5 тисяч, – стають підставою для розподілення мандатів з загальнонаціонального, так званого «компенсаційного» списку. Якщо сумарна кількість нерозподілених голосів з усіх 27 округів дорівнює, наприклад, 250 тисяч, то при виборчій квоті 30 тисяч партія отримує право на 8 додаткових мандатів. У результаті народними депутатами стають також перші 8 кандидатів з компенсаційного списку, які не здобули перемоги в регіонах.

Запровадження цієї системи – як і будь-якої іншої – не може викорінити корупцію на парламентських виборах, але має суттєво зменшити її:

Кандидати більше не зможуть проходити «незалежними», а потім приєднуватися до фракції партії, виконувати програму якої вони своїм виборцям не обіцяли.

Підкуповувати виборців стане складніше, оскільки мандати будуть розподілятися в округах, що в середньому в десять разів більші за мажоритарні, і боротися на них доведеться не лише з кандидатами від інших партій, а і з власними однопартійцями.

Купити гарантоване прохідне місце буде важче і дорожче, оскільки таких місць буде менше і вони будуть лише у загальнонаціональному «компенсаційному» списку, і в будь-якому разі доведеться платити за власну виборчу кампанію в регіональному окрузі.

Що далі?

Процедура проходження законопроекту передбачає, що протягом двох тижнів після голосування депутати готують і реєструють свої правки, потім профільний Комітет з питань правової політики і правосуддя дає на них висновки й передає в парламентську залу, де депутати ухвалять політичне рішення, в якій редакції ухвалювати Кодекс і чи ухвалювати його взагалі.

Є дві причини, з яких законопроект № 3112-1 можуть не прийняти. Перша – він зменшує шанси пропрезидентської сили сформувати більшість у наступному парламенті, оскільки скасовує «мажоритарку», і тому депутати найбільшої фракції можуть просто відмовитися його підтримати.

Друга причина – текст Кодексу був вперше поданий у 2010 році і у багатьох аспектах є застарілим. До другого читання в ньому треба врахувати нові українські реалії: децентралізацію, нові норми щодо регулювання політичних фінансів, напрацювання щодо невідворотності покарання за порушення на виборах, зміни в законах «Про Центральну виборчу комісію» та «Про Державний реєстр виборців» тощо. Зважаючи на те, скільки змін потрібно, депутати можуть просто не встигнути підготувати правки.

Тому парламентарі зараз опинилися перед складним вибором: або ухвалити в другому читанні кодекс, який після ухвалення доведеться ще суттєво допрацьовувати, або ж не виконати свою обіцянку виборцям і в 2019 році знову балотуватися до Верховної Ради за законом Віктора Януковича.

При цьому про необхідність виконати обіцянку депутатам забути вже не дадуть: організатори акції за «Велику політичну реформу» говорять про нові мітинги в Києві та обласних центрах, представництво ЄС і посли «Великої Сімки» публічно послали сигнал Парламенту і Адміністрації Президента, що вітають готовність України запровадити відкриті списки. Тому з кожним днем аргументів для затягування з виборчою реформою у влади все менше.

Более 10 млн га земли перейдет под контроль РГА. Госгеокадастр утратит большую часть своих функций. Последней инстанцией в решении земельных вопросов станут губернаторы. Вот неполный перечень новаций, которые пытается внедрить в сфере земельных отношений окружение президента.

Впервые о возможности перераспределения полномочий в сфере землепользования – в первую очередь в части распоряжения землями государственной формы собственности, было объявлено две недели назад на заседании Совета реформ с подачи и.о. главы аграрного комитета Верховной рады Александра Бакуменко (БПП).

Он заявил, что земельные отношения нуждаются в «деконцентрации», подразумевая под этим перемещение основных функций в пользу районных и областных администраций.

В конце минувшей недели эти предложения были оформлены в законопроект, который носит рабочее название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно концентрации в сфере земельных отношений». Его текст есть в распоряжении БЦ.

По данным БЦ, курировал его написание замглавы Администрации президента Виталий Ковальчук. В секретариате профильного комитета по аграрной политике и земельным отношениям подтвердили, что знают о подготовке документа. Однако к его написанию члены парламентского Комитета и его секретариата не привлекались.

Документ содержит 121 страницу. Примечательно, что он не предполагает переходного периода. То есть, все его положения могут вступить в силу на следующий день после опубликования.

Проанализировав документ, БЦ выбрал пять самых неоднозначных новаций, которые предлагается внедрить в земельной сфере.

1. Передача полномочий распоряжения госземлями от Госгеокадастра к райгосадминистрациям (РГА) и объединенным территориальным громадам (ОТГ).

Распоряжение землями государственной формы собственности за пределами населенных пунктов – наиболее масштабная и одновременно наиболее коррупционная составляющая системы землепользования в Украине.

На сегодня государство управляет 92% таких земель и только 8% находится в коммунальной собственности.

Десять лет эту функцию выполняли РГА, пока в 2013 году ее не перебрало на себя Госземагентство, а с 2015 его правопреемник – Госслужба по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр).

Согласно тексту законопроекта, формально функции распоряжения землями РГА перебирают на себя по остаточному принципу – только там, где не сформированы объединенные территориальные общины.

Однако де-факто это означает передачу в управление РГА почти 100% госземель. Процесс объединения общин хоть и ускорился, но недостаточно, чтобы они суммарно смогли сформировать значимые в масштабах страны земельные банки.

По данным вице-премьера – министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, количество ОТГ в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло в 4 раза.

«В 2015 – 159 общин, в 2016 - 203, в 2017 мы уже видим 665», - говорит Зубко.

Оценочно, в их пользование по состоянию на сегодняшний день может перейти не более 1 млн га.

Помимо негативного опыта хозяйствования РГА (причиной передачи полномочий в центр в 2013 году стал хаос, сформированный на местах и невозможность контроля за процессом распоряжения землями в четырех сотнях районов одновременно), в текущей политической конъюнктуре параллельность функций по распоряжению землями может спровоцировать административный каннибализм.

Конкуренция за земли создаст для чиновников райадминистраций искушение блокировать процесс объединений ОТГ и дестабилизировать его для сохранения полномочий.

Также в такой модели коррупционные риски не исчезают, так как не задействуется наиболее эффективный институт контроля со стороны местной общины, которая осуществляет его в ручном режиме.

На РГА, как на орган исполнительной власти, граждане такого влияния не имеют. Кроме того, создание мощной вертикали РГА-облгосадминистрации-Киев может нарушить хрупкое равновесие интересов, установившееся на местах.

С другой стороны, все без исключения эксперты и члены аграрного комитета в своих публичных заявлениях выступают за устранение Госгеокадастра от полномочий распоряжения землями.

Само ведомство тоже готово к этому – как минимум на словах. Но до сих пор наиболее вероятным форматом децентрализации в земельных отношениях была передача полномочий непосредственно на уровень сел, к органам местного самоуправления.

В разных вариантах эта модель отражена в полдесятка законопроектов авторства разных политических сил. Наиболее полным и проходным считается законопроект №4355 авторства группы депутатов во главе с Олегом Кулиничем («Видродження»).

2. Контроль за использованием земель передается на уровень областных государственных администраций (ОГА).

По данным специалистов Национальной академии аграрных наук, качество украинских грунтов с каждым годом ухудшается. Так, распаханость составляет 54% в Украине против 35% в европейских странах. Площадь земель, подверженных эрозии достигла 10,5 млн га или 32% всей пашни.

С пахотных земель ежегодно смывается 500 млн т верхнего слоя почвы, с которым теряется 24 млн т гумуса, а потери продукции земледелия от эрозии почв по экспертным оценкам превышают 9-12 млн т зерновых единиц в год.

«По уровню кислотности, засоленности, солонцеватости, перезволожености, техногенной загрязненности часть земельных ресурсов находится в предкризисном, а иногда в кризисном состоянии с тенденцией к ухудшению», - заявили представители НААН в ходе всеукраинского круглого стола на тему «Мониторинг и охрана земель: направления возрождения».

Основная, хоть и не единственная причина деградации – отсутствие контроля за использованием земель начиная с 2014 года. Тогда была ликвидирована осуществлявшая его Госсельхозинспекция.

В конце 2016 года функцию контроля передали Госгеокадастру. Проведя около 10 тыс. проверок, ведомство установило нарушения почти в ходе каждой из них. Это иллюстрирует уровень проблемы в сфере соблюдений правил землепользования.

Разработчики предлагают передать функцию надзора за использованием земли на уровень ОГА и опционально – исполкомам сельсоветов.

По большому счету, не важно, кто будет контролировать землепользователей, если этот контроль будет эффективным.

Для обеспечения такой эффективности ОГА нужно будет ввести в штат новый класс специалистов, обучив их, и изыскав средства в местном бюджете на оплату труда.

Экологическая инспекция, которая формально должна была выполнять эти функции после ликвидации Сельхозинспекции, наладить этот процесс так и не смогла.

3. Регистрация земельных участков в Госземкадастре передается местным администрациям.

Наряду с правом распоряжаться землями районные администрации смогут получить возможность и самостоятельно вносить данные об участках в Кадастр, а также осуществлять большинство завязанных на Национальной кадастровой системе операций.

Им предлагается передать полномочия по осуществлению государственной регистрации земельных участков, ограничений в их использовании; ведения поземельных книг и предоставление выписок из Государственного земельного кадастра о земельных участках; организации осуществления работ по землеустройству и оценке земель.

Де-факто, это означает что ведение Государственного земельного кадастра, которое сейчас осуществляется администратором, будет доступно и для исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов и районных государственных администраций.

Аналогов такому предложению нет в мировой практике – ведение земельного реестра традиционно осуществляется либо специализированным госорганом (как сейчас в Украине) либо органами юстиции (аналог Минюста).

Учитывая недавние движения по переводу Госземкадастра на систему Блокчейн сомнительно, что даже на уровне района удастся оперативно обеспечить аналогичный уровень защиты данных системы.

Кроме того, расширение точек входа с правами администратора само по себе существенно усиливает риски ее использования.

Также остается открытым вопрос контроля за действиями чиновников РГА, который смогут проводить полностью весь цикл операций с участками.

4. Отменяется обязательная экспертиза землеустроительной документации.

Еще одна новация большого масштаба – отмена экспертизы землеустроительной документации. Этот обязательный сейчас этап подразумевает проверку качества проектов землеустройства на земельные участки.

Сейчас обязательной экспертизе подлежит, в частности, землеустроительная документация по земельным участкам, которые имеют особую ценность – проекты по отводу земельных участков особо ценных земель, земель лесного фонда, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и является дополнительным элементом их защиты.

Также, это единственная внешняя оценка качества работ, которые проводятся инженерами-землеустроителями.

5. Политику в сфере земельных отношений формирует Минрегионстрой.

Кабинету министров предлагается возложить полномочия по формированию государственной политики в сфере земельных отношений и координации деятельности центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере топографо-геодезической, картографической деятельности, землеустройства и кадастра на Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Минрегион действительно курировал Госгеокадастр в течении нескольких лет, пока в середине 2015 года последний не был переподчинен Минагропроду (также не впервые).

Кураторство Минрегиона выглядит логичным в свете усиления роли райадминистраций в вопросе распоряжения землями, однако несет два потенциальных риска.

Первый – функции этого ведомства и так рекордно широки и возложение на него еще пласта земельных полномочий может оказаться непосильным для административного аппарата.

Второй – усиление политического напряжения из-за уже упомянутой вертикали «РГА-ОГА–Киев», которую только подчеркнет замыкание центра принятия решений на министре регионального развития Геннадии Зубко, который ориентируется на Петра Порошенко.

Право собственности еще недавно было простым и понятным. Если вы что-то купили, вам это принадлежало. Если оно ломалось, вы его чинили. Если вам это больше не было нужно, вы продавали его или выбрасывали. Однако сегодня многие компании разрабатывают и внедряют различные уловки на рынке послепродажного обслуживания, используя гарантии, авторизованные ремонтные мастерские и такие стратегии, как продажа дешевых принтеров и дорогих чернил. Но эти способы выкачки большего количества денег из клиентов до сих пор не оспаривали природу их права собственности.

С наступлением эры цифровых технологий право собственности становится все более размытым. Например, неожиданность, ограничивающая право собственности в части «использования», приготовлена для водителей машин Tesla, которые узнали, что Илон Маск запрещает им использовать свои электромобили для работы в компаниях, предоставляющих услуги такси, таких как Uber. Будет интересно увидеть, что произойдет, если Tesla предпримет шаги для обеспечения соблюдения этого правила против Uber.

С появлением смартфонов потребители были вынуждены признать, что они не контролируют программное обеспечение на своих устройствах; они имеют лицензию лишь на его использование. Но поскольку цифровой поводок натягивается все сильнее, все больше таких устройств как автомобили, термостаты и даже секс-игрушки как объекты права собственности становятся проблемой в результате нечетких границ принадлежности и использования. Покупатели должны знать, что некоторые из их основных прав собственности либо находятся под угрозой, либо уже нарушаются.

В веренице девайсов смартфоны и трактора находятся на противоположных концах спектра. И понятно, что владелец сети мастерских по ремонту мобильных гаджетов и фермер специализирующийся на выращивании кукурузы, имеют между собой, как правило, мало общего. Но Джейсона ДеВотера и Гая Миллса такое положение вещей не устраивает. «Мы даже больше не можем исправить домашнюю кнопку iPhone», — говорит г-н Де Вотер, бывший музыкант, который превратил свое хобби в занятие бизнесом в Омахе, штат Небраска. «Когда у нас возникала проблема с нашим John Deere, раньше мы могли починить его сами. Теперь нет», — объясняет мистер Миллс, чья ферма в Ансли раскинулась на почти 4000 акров. И фермеры жалуются, что в случае неожиданной экстренной ситуации, требование John Deere использовать только авторизованное программное обеспечение, загоняет их в пункты обслуживания, которые могут находиться на значительном расстоянии от их полей. Некоторые из них обходят запреты с помощью взломанного программного обеспечения из Восточной Европы.

Производители также все чаще создают менее ощутимые барьеры для самостоятельного ремонта, запрещая вмешиваться в программное обеспечение продукта. Например, в «Лицензионном соглашении для встроенного программного обеспечения John Deere» компания сохраняет право собственности на программное обеспечение. Это также относится к принятому в 1998-ом Digital Millennium Copyright Act противоречивому законодательному акту, который ставит вне закона клиентов, пытающихся обойти защиту от копирования.

У ДеВотера и Миллса становится все больше и больше единомышленников. К ним относятся не только их непосредственные коллеги, но и владельцы всех видов оборудования, включая стиральные машины, кофеварки и даже игрушки. Чинить своими силами что-либо стало совершенно невозможно.

Ограниченная ремонтопригодность имеет огромные недостатки. Уполномоченные дилеры часто оказываются гораздо дороже с точки зрения стоимости сервиса чем независимые, и при этом все равно не могут решить проблему. Запрет на переделку оборудования для его владельцев также ограничивает инновации. Например, многие изобретения в сельскохозяйственном оборудовании, такие как циркулярные системы орошения, были впервые созданы фермерами. И отсутствие возможности легко починить устройство, говорит Марк Шаффер, консультант по производству, вносит свой вклад в проблему, которая уже поражает многие рынки, поскольку все больше продуктов от смартфонов до стиральных машин выбрасывается, а не ремонтируется, стремительно наращивая объемы отходов и уровень загрязнения. По данным аналитического центра Öko-Institut, доля новых приборов, проданных для замены дефектных (в отличие от первоначальных покупок) в Германии, увеличилась с 3,5% в 2004 году до 8,3% в 2012 году. Стиральные машины, в частности, трудно чинить. Наиболее распространенная проблема заключается в поломке подшипника, который наглухо запечатан в барабане, и ремонтники не могут получить к нему доступ.

В будущем ограниченная ремонтоспособность, вероятно, станет еще более серьезной проблемой. В США эта идея уже нашла отражение в движении «Право на ремонт»; в десятке государств эта проблема сейчас рассматривается на законодательном уровне. Во Франции, например, производителей оборудования обязали уведомлять покупателей о том, как долго может устройство эксплуатироваться без поломки при нормальном режиме работы. Регулирующие органы приходят к выводу, что должны поощрять конкуренцию, настаивая на том, чтобы независимые ремонтные мастерские имели одинаковый доступ к информации о продуктах, запасным частям и инструментам ремонта наряду с изготовителем. Такие правила уже являются стандартными для автомобильной промышленности.

В Америке движение смогло пролоббировать соответствующие законопроекты в десятке штатов. По другую сторону Атлантики Европейский парламент недавно принял ряд предложений, призывающих к регулированию, цель которого заставить производителей делать свою продукцию более легко восстанавливаемой.

Некоторые виды оборудования, такие как фотокопировальные устройства и медицинское оборудование, всегда было трудно обслуживать из-за их сложности. Но то, что было скорее исключением, теперь становится правилом, говорит Набиль Наср из Рочестерского технологического института. Даже трактор John Deere поставляется с миллионами строк программного кода, который контролирует все: от двигателя до подлокотников. Мобильные устройства, со своей стороны, становятся все плотнее упакованными, что позволяет сделать их меньше и способными разместить все более новые компоненты. Когда iFixit, веб-сайт для ремонта, проанализировал Samsung Galaxy Note 8, который начал поставляться 15 сентября, он обнаружил, что устройство в основном держится на клее. Это избавляет его от крепежа, но и затрудняет ремонт.

Компании-производители не только хотят, чтобы клиенты пользовались услугами официальных дилеров. Все большее число продуктов перестает быть автономными устройствами и становятся скорее носителями для доставки услуг, которые генерируют дополнительные доходы. Примером могут служить смарт-динамики, такие как Amazon Echo. Гигант электронной коммерции может даже терять деньги на самом устройстве, но оно помогает продавать другие продукты и собирать данные о пользователях. Такого рода продукты могут использоваться для продажи дополнительных услуг или рекламы.

Точно так же носимые фитнес-трекеры, будут намного дороже для потребителей, если производители не смогут монетизировать данные, которые они собирают. Если бы владельцы могли легко вмешиваться в работу таких устройств, это могло бы разорвать выгодные связи между продуктом, сервисом и данными, и эти соображения заставляют производителей защищать статус-кво еще ревностней.

В свою защиту компании-производители заявляют, что ограничение ремонта, будь то частными лицами или же предприятиями, помогает защитить их интеллектуальную собственность и работает на благо покупателей. Например, Apple хочет, чтобы потребители не пострадали, например, разбив стекло вследствие плохо установленного экрана. То, что только Apple может заменить домашнюю кнопку, должно помешать хакерам проникнуть в систему, считывающую отпечатки пальцев людей для разблокировки телефона.

Чтобы с одной стороны обратить вспять тенденцию, а с другой защитить свою промышленность, Ассоциация ремонта — лоббистская группа, финансируемая ремонтными мастерскими, а также природоохранными организациями и другими благотворительными организациями — хочет, чтобы правительства американских штатов урегулировали «право на ремонт» на уровне законов. Требования заключаются в том, чтобы компании-производители во всех отраслях промышленности обеспечивали потребителей и независимые ремонтные мастерские той же служебной документацией, инструментами и запасными частями, которые они предоставляют авторизованным поставщикам услуг. Есть надежда, что, как только будет принят первый такой закон на уровне штата, за ним последует соответствующее решение на федеральном уровне — как это было в автомобильной промышленности после того, как Массачусетс в 2012 году принял закон о ремонте автомобилей, который привел к национальному меморандуму о взаимопонимании между автопроизводителями и ремонтными мастерскими.

То, что такой закон еще не принят, связано с тем, что Ассоциация ремонта столкнулась с жестким сопротивлением со стороны производителей. Стратегия Apple здесь разнонаправленная. С одной стороны, компания направила лоббиста в Небраску, который, как сообщается, предупредил местных политиков о том, что законодательство такого рода в случае принятия поощрит армию хакеров, которая, в свою очередь, наводнит штат. В то же время компания сделал ряд шагов-уступок (в основном символических). Например, в июне она объявила, что отправит 400 ремонтных аппаратов в авторизованные мастерские, поэтому им больше не придется отправлять сломанные iPhone в центральные ремонтные хабы. Apple также профинансировал технологии, которые облегчают переработку его продуктов, таких как Liam (робот для разборки iPhone).

Во Франции, с ее склонностью к регулированию, «запланированное устаревание», то есть проектирование продукта с целенаправленно ограниченным сроком службы, уже является преступлением, наказуемым штрафом до 300 000 евро или до 5% от среднегодового объема продаж конкретного производителя во Франции — в зависимости от того, какая цифра выше. Правительство надеется, что оба правила, совместно с уже упоминавшимся требованием ставить в известность потребителя о прогнозируемом сроке службы продукта, подтолкнут компании-производители к упрощению ремонта устройств.

«Необходимость регулирования сферы ремонта признается вне зависимости от политических взглядов», — говорит г-жа Гордон-Бирн, исполнительный директор Ассоциации ремонта, обращая внимание на то, что в большинстве штатов законопроекты о возмещении ущерба поддерживаются как республиканцами, так и демократами. Два жителя Небраски, господа ДеВотер и мистер Уиллс, дают представление о том, как такое возможно. Один, либерал, озабочен выживанием ремонтных мастерских, находящихся под угрозой со стороны крупных корпораций. С другой стороны, более консервативный предприниматель, который неспособен отремонтировать свой трактор, что по его мнению является угрозой «самой идее частной собственности». Вместе они создают мощную коалицию.

Впрочем, описанная тенденция не всегда вредоносна. Производители, стремящиеся ограничить то, как владельцы обращаются со все более сложной технологией, имеют веские основания для защиты своих авторских прав, гарантируя, что их машины не выйдут без серьезной причины из строя, соблюдают экологические стандарты и предотвращают взлом ПО. Иногда компании используют свой контроль над программным обеспечением продукта на благо владельцев. Когда ураган Irma атаковал Флориду, Tesla дистанционно обновила программное обеспечение, управляющее батареями некоторых моделей, чтобы дать владельцам больше возможностей избежать шторма.

Но чем больше строк программного кода привязано к конкретному товару, тем больше баланс контроля над ним склоняется к производителям и от владельцев. Это вызывает определенные неудобства. Выбрать автомобиль достаточно сложно, но еще сложнее найти спецификации, которые расскажут вам, как именно ограничено его использование и какие ваши данные получит в свое распоряжение его производитель.

Конфиденциальность также подвержена риску. Пользователи были потрясены, когда выяснилось, что робот-пылесос iRobot не только убирает пол, но и создает цифровую карту интерьера дома, которая затем может быть продана рекламодателям (хотя производитель и заявляет, что не намерен это делать). После того, как хакеры обнаружили, что включенный вибратор We-Vibe записывал очень личную информацию о своих владельцах, его создатель Standard Innovation, подписал соглашение о выплате клиентам и их адвокатам до 3,2 миллионов, или по 127 долларов США за каждый иск.

Такого рода вторжения в частное пространство должны напоминать людям, как тщательно они должны защищать свои имущественные права. Они должны бороться за право вмешиваться в работу своего имущества, иметь право изменять его, если хотят, и контролировать, то, кто использует данные, которые оно собирает.

Право собственности не умирает, но его значение меняется. Этот вопрос требует тщательного изучения. По большому счету, потребительская ценность гаджетов заключается в том, что они дают нам доступ к бесконечному спектру возможностей. Но эта свобода скомпрометирована ровно в той степени, в которой она контролируется кем-то другим.

Підліток змушений встановити безкоштовний антивірус на свій ноутбук після того, як ним користувалася сестра. Програма видаляє вірус, однак невідомий хакер отримує доступ до камери ноутбука. Зловмисник записує, як юнак мастурбує.

Незабаром хакер надсилає на пошту підлітка повідомлення. Він вимагає беззаперечно виконувати всі накази, інакше викладе відео в інтернет і поширить серед контактів жертви. Юнак приховує від мами цю історію і починає виконувати всі вимоги анонімного зловмисника.

Послідовність наказів призводить до того, що підліток грабує банк. Йому вдається втекти від поліції, і хакер вимагає відвезти гроші в ліс.

Там хлопець зустрічає чоловіка з коробкою, у якій лежить дрон. Чоловік також став жертвою хакера. Тепер вони повинні битися на смерть, а переможець забере гроші. Бій починається, і дрон транслює його в інтернет.

Підліток перемагає. Він йде з лісу закривавлений із сумкою грошей. Йому дзвонить мама і розповідає, що в мережі з'явилося його сороміцьке відео. Юнак нічого не відповідає. На його телефон приходить повідомлення з тролфейсом. Несподівано спалахує синє світло: поліція приїхала його заарештувати...

Пограбування, вбивство, ганьба і зруйнована життя — ціна зламаної веб-камери. Описана історія не відбувалася в житті. Це сюжет із серіалу «Чорне дзеркало». Чи може така історія статися насправді? ЕП дізналася, чи треба заклеювати камеру ноутбука і ховати смартфони під час важливих переговорів.

Вони попереджали

21 червня 2016 року засновник Facebook Марк Цукерберг опублікував власне фото за робочим столом. Він хвалився тим, що кількість щомісячних користувачів додатка для обміну фотографіями і відео Instagram перевищило 500 млн.

Абсолютно несподівано весь світ звернув увагу на цікаву деталь: камера і мікрофон на ноутбуці Цукерберга заклеєні стрічкою. Багато людей поблажливо посміхалися, хтось крутив пальцем біля скроні, мовляв, параноїк.

Таким само поставилися і до слів тодішнього директора Федерального бюро розслідувань США Джеймса Комі. У вересні 2016 року він розповів, що всі держустанови закривають веб-камери, і люди повинні робити так само.

«Є деякі розумні речі, які ви повинні робити, і це одна з них. Ви йдете в будь-яку державну контору, де є маленька камера у верхній частині екрана. У кожної з них є невелика кришка, яка закриває камеру. Ви робите так, що люди, у яких нема на це повноважень, не дивляться на вас. Я думаю, це хороша штука», — сказав Комі.

Тоді ж з подібною порадою виступив колишній технічний фахівець ЦРУ і АНБ Евард Сноуден. Він коментував один з епізодів голлівудського фільму «Сноуден».

У ньому актор Джозеф Гордон-Левітт розуміє, що спеціальні служби можуть підключитися до камер на особистих комп'ютерах і тому заклеює камери стрічкою. В інших моментах з цією ж метою він використовує пластир.

На питання, як захистити себе від спостережень за особистим життям, Сноуден відповів: «Це просто. Якщо ви використовуєте пластир, це не зіпсує ваш комп'ютер. Якщо вам потрібно використовувати камеру, просто відклейте стрічку».

Атака через ноутбук

Технічні фахівці називають дві стратегії злому веб-камер на комп'ютерах з Windows будь-якої версії та розрядності.

Перша складна — через модерацію драйвера камери, фільтра і кодеків. У такому випадку жертва повинна завантажити і встановити софт. Цю стратегію може реалізувати група програмістів та сильних фахівців із соціальної інженерії.

Друга проста — за допомогою легальних утиліт для віддаленого контролю комп'ютерів. Принцип їх роботи передбачає, що один з комп'ютерів мережі може управлятися іншим віддалено. Цей софт призначений для корпоративних користувачів, і з'єднання там захищене паролем.

Однак такі програми застосовують і звичайні користувачі. Вони стають жертвами зломів, коли скачують налаштовану хакерами утиліту. При цьому вимагається лише увімкнути автоматичне приймання запитів на віддалене підключення і згортання головного вікна. Далі справа за методами соціального інжинірингу.

Наприклад, жертва завантажує програму за посиланням або викачує як «доважок» до безкоштовних утиліт. При цьому утиліти можуть бути модифіковані на крадіжку і передавання кодів доступу до програм віддаленого контролю.

У квітні 2016 року один з користувачів анонімного форуму кілька днів вів пряму трансляцію з веб-камер різних комп'ютерів. Доступ до них він отримав за допомогою троянської програми, встановленої у торент MediaGet.

Крім того, існують утиліти, спеціально призначені для таємного спостереження за комп'ютерами. До них належать RemCam і DarkComet.

Видання Wired стверджує, що сирійський уряд використовував DarkComet для шпигунства за опозиційними активістами. Він надсилав їм приховане посилання на установку утиліти, замасковане під вікно з повідомленням.

Атака через сайт

Деякі сайти пропонують сервіси спілкування з використанням камери, тому сайт запитує через браузер доступ до камери і мікрофона.

Особливість у тому, що на сайті може використовуватися спеціальний скрипт. Він відкриває додаткове вікно в фоновому режимі, не перемикаючи користувача на нього. Коли користувач закриває основну сторінку, мікрофон залишається увімкненим на фоновій сторінці.

У браузерах дозволи можуть зберігатися постійно, тому під час наступного відвідування сайту користувача можуть бачити і чути вже без попередження.

Атака через смартфон

Гаджети на ОС Android найбільш уразливі до негласного зняття даних з камери і мікрофона. Справа не в тому, що на Play Market існує багато додатків для віддаленого контролю за ПК і смартфоном. Більшість популярних додатків вимагають доступ до камери та мікрофона. Навіть маловідомі сервіси для гаджетів часто безпричинно просять надати їм цей доступ.

Не застраховані від шпигунської діяльності своїх гаджетів і власники смартфонів від Apple. У жовтні 2017 року інженер компанії Google Фелікс Краузе виявив проблему з налаштуваннями приватності в iOS. Ця проблема дозволяє додаткам на iPhone вести приховане знімання.

Що робити

Фахівці у сфері кібербезпеки дають такі поради.

1. Не завантажувати з ненадійних ресурсів і не встановлювати неперевірений софт, зокрема утиліти для безкоштовного скачування, перегляду, видалення.

2. Уважно ставитися до підозрілих листів, не переходити за вказаними у них посиланнями.

3. Вчасно оновлювати антивірусне ПЗ.

4. Регулярно проводити повне сканування комп'ютера антивірусом.

5. Звертати увагу на роботу камери ноутбука. Якщо вона вмикається не тільки під час відеодзвінків, слід негайно від'єднати пристрій від інтернету і перевірити налаштування камери.

6. Частіше перевіряти дозволи доступу до камери і мікрофона для різних сайтів. У Google Chrome це можна зробити на сторінці налаштувань.

7. Під час важливих переговорів відкласти смартфон і планшет подалі.

8. На Android-пристроях зайти в розділ додатків і в кожному сторонньому додатку, в «Управлінні дозволами», у функціях «Запис звуку» і «Камера», за бажанням вибрати опцію «Заборонити» або «Завжди запитувати».

Как массовое явление рейдерство — захват чужой собственности — было почти искоренено в конце 2000-х гг. Однако сильнейшие игроки выжили, просто стали работать более цивилизованными методами, чем в середине 1990-х гг. Захватами чужих активов, если подворачивается случай, не брезгуют недобросовестные партнеры и топ-менеджеры. Более того, нынешний кризис породил новую волну враждебных поглощений. А владельцы бизнеса по-прежнему совершают ошибки, делающие их легкими жертвами рейдеров.

Выдача доверенностей с широкими полномочиями. Часто собственники сами дают злонамеренным сотрудникам грабить себя. Пример — главный юрист крупного производственного холдинга, воспользовавшись доверенностью с широчайшими полномочиями от акционеров, перевел на своего родственника несколько торговых помещений и потребовал выкуп за их возврат. Собственник обратился в правоохранительные органы, но следователи не спешили возбуждать дело, ссылаясь на то, что юрист не превысил полномочий, указанных в доверенности. Компании понадобилось много времени, чтобы доказать, что злоумышленник действовал вовсе не в интересах лиц, выдавших доверенность. Экс-юрист ожидает суда по обвинению в особо крупном мошенничестве.

Следует ограничивать полномочия менеджеров, даже особо доверенных. Отчуждение собственности и передача активов должны быть прерогативой исключительно совета директоров. А доверенности должны выдаваться для решения ограниченного круга вопросов.

Неосмотрительность при подборе топ-менеджеров. Крупный производитель кинофильмов и телепередач взял на работу бывшего сотрудника рейдерской структуры на должность заместителя гендиректора дочерней компании. Ей принадлежала библиотека выпусков популярной юмористической передачи. Заму выдали доверенность на распоряжение имуществом и нематериальными активами. Компания ежегодно продавала права на воспроизведение архивных телепередач на эксклюзивной основе федеральному телеканалу по средней цене в $2,5 млн. Для начала он учредил юрлицо и назначил гендиректором своего знакомого, ранее судимого. Он продал библиотеку подконтрольной фирме всего за 800 000 руб., а потом это юрлицо уступило права на воспроизведение телепередач телеканалу по цене в 250 раз выше. Акционеры подали заявление в Следственный комитет и полицию, сейчас дело расследуется.

Настоятельно рекомендую предпринимателям обращать внимание на прошлое людей, которым они доверяют имущество. Эту проверку можно поручить собственной службе безопасности либо специальным агентствам.

Раздробленный акционерный капитал. В 1990-2000 гг. распыленность структуры владения (когда в компаниях не несколько собственников, а гораздо больше) была следствием приватизации предприятий. Сейчас у многих малых и средних предприятий множество совладельцев — финансовых инвесторов. Люди инвестируют в бизнес, приобретая небольшую долю. Такие инвесторы не хотят участвовать в управлении, им достаточно получать дивиденды. Но если с выплатой дивидендов начались трудности, предприятие оказывается под ударом.

В организациях, профессионально инвестирующих в корпоративные конфликты, особо ценится информация об активах, которыми владеют более 10 собственников. Собираются данные о внутренних противоречиях между владельцами, по возможности провоцируется конфликт, скупаются активы через отдельных собственников, а против остальных возбуждаются уголовные дела, дабы те уступили свои доли или акции за бесценок.

Рекомендую добавить в устав компании правило, что сделки по отчуждению активов обязательно утверждаются советом директоров. Там же следует установить запрет на выдачу доверенностей на отчуждение и даже на временную передачу активов в пользование.

Компания с 3 акционерами всегда защищена лучше, чем с 3000 акционеров. Поэтому мой совет — укрупняйтесь.

Следует ввести в устав пункт о преимущественном праве: совладелец, желающий продать свою долю, сначала должен предложить ее другим собственникам по определенной цене, и только потом, если никто не проявил интерес, другим покупателям. Преимущественное право покупки-продажи долей и акций является хорошим защитным средством. Но нужно предусмотреть не только куплю-продажу, но и дарение активов. Тогда у совладельца, сговорившегося с рейдером, не останется лазеек для неординарных ходов.