Корреспондент Фокуса внедрился в дилинговый центр «Форекс», чтобы понять, как фирма, обещающая баснословные деньги, на самом деле оболванивает людей
– Здравствуйте. Это Даниил?
— Здравствуйте. Да.
— Вас беспокоят из компании «Капи Тех» по поводу работы. Ещё актуально?
— Конечно. Что конкретно за должность?
— Менеджер по продажам в форекс-компании. Могли бы вы прийти на собеседование в понедельник к 9:30?
— Конечно.
— Отлично. Тогда до встречи.
— До встречи.
День первый. Поверь в сказку
В понедельник в 9:30 я прибыл по указанному адресу столичного бизнес-центра «Евразия». Ко мне и ещё к одному кандидату вышла девушка. Мило улыбаясь, она пригласила подняться в офис, где у входных дверей висела табличка «Національні лотереї України». Вот-вот должны были начаться собеседования. Решаюсь идти последним — срабатывает студенческая привычка оттягивать всё до последнего. Через 10 минут ожидания меня приглашают и просят рассказать о себе, попутно расспрашивая, что я знаю о финансовых рынках. Общаемся по-английски.
После короткой беседы всех ведут в комнату, где будут обучать азам форекс-кухни. Здесь уже сидит парень, с которым зашёл я, а также молодой темнокожий человек. Никаких опознавательных знаков, что это офис «Капи Тех» нет. Зато на стене висит большой плакат с логотипом UFX — брокерской компании, предоставляющей торговые услуги на рынке «Форекс». На нём красуется Майк Тиндалл — известный британский регбист. Почему он на баннере — станет понятно позже, а пока тишину ожидания прерывает звонкий девичий голос:
— Здравствуйте, меня зовут Алекс. Я ваш тим-билдер. Возьмите бейджи и напишите на них свои имена.
Первое впечатление от Алекс — молодая энергичная девушка, которая пытается успеть всё и даже больше. Просит всех подумать над псевдонимами — под ними мы будем представляться клиентам.
— Алекс — это мой stage name, псевдоним. Ещё я использую имя Кира. На самом же деле меня зовут Лиля, — говорит она и тотчас переходит к делу.
Девушка рассказывает о UFX, дескать, всё здесь честно, компания на рынке более 10 лет, её деятельность регулируется кипрской Комиссией по ценным бумагам и биржам CySEC, зарплату платят не в конвертах, а основатель UFX Майк Тиндалл вообще имеет прямое отношение к королевской семье Великобритании! Всё звучит настолько хорошо, что я на взводе готов бежать и обзванивать людей, агитируя их открыть первый депозит в нашей компании.
После двух часов тренинга разрешают отдохнуть 45 минут. Выйдя из комнаты, слышу музыку. В офисе она звучит постоянно для подбадривания таких, как я, во время разговора с клиентами. Call-центр поделён на две части — english desk и russian desk. Менеджеры первого звонят клиентам со всего мира, а второго — только тем, кто живёт на постсоветском пространстве. Каждый деск имеет двух тим-лидеров.
Во время перерыва Алекс проводит экскурсию по офису.
— Слева находится кухня. Справа — туалет. В этой комнате рашн-деск и инглиш-деск. В офисе фотографировать себя или что-то запрещено. Если узнаю — уволю, — говорит она.
— А почему нельзя? — интересуюсь.
— Таков регламент компании, — строго отвечает Алекс.
В этот момент пазл начинает складываться. Становится понятно, почему офис позиционирует себя как «Капи Тех», на входных дверях висит табличка «Національні лотереї України», а представляться клиенту нужно под выдуманным именем. UFX — типичная форекс-кухня, пытающаяся максимально запутать следы на тот случай, если клиент захочет вывести заработанные с платформы деньги или же те внезапно исчезнут с его кредитной карты. Мелкими буквами на сайте компании указано, что месяц обслуживания аккаунта стоит $50, но об этом клиентам никто не рассказывает.
Следующие шесть часов тренинга мы слушали о сути финансовых рынков и о том, почему на UFX можно заработать. В какой-то момент в офисе появился некий Артём Белозёров, представившийся директором. С характерным восточным акцентом мужчина заявил, что UFX чуть ли не единственная форекс-компания, которая не обманывает, а он здесь работает под псевдонимом Алекс. Впрочем, ни это имя, ни Артём и уж тем более русская фамилия Белозёров явному выходцу с Ближнего Востока совсем не идут.
Уже вечером, покопавшись в интернете, выяснил другие нестыковки. Оказалось, что Майк, имеющий отношение к королевской семье, — всего лишь рекламное лицо UFX с 2013 года. При этом бренд UFX принадлежит Reliantco Investments Limited, деятельность которой, как пишут на сайте компании, регулируется кипрским регулятором проведения валютных операций CySEC. Вот только головной офис самой UFX Global находится вовсе не в Европе, а в Вануату, крошечном офшорном государстве в Тихом океане. Что же касается ООО «Капи Тех», то оно, согласно данным госреестра, зарегистрировано в Жмеринке Винницкой области по улице Космонавтов, 110. Уставной капитал компании составляет 10 тыс. грн, а её собственником является Сергей Евгеньевич Алёхин. Вероятно, номинальный бенефициар не более чем подставное лицо. В Киеве офис «Капи Тех» находится на улице Жилянской, 75 — там, где и проходило моё обучение.
День второй. Как в трубу
На следующее утро не без удивления обнаружил, что один парень из нашего до этого исключительно мужского коллектива не пришёл. Вместо него появилась очаровательная девушка лет 20. Мы быстро познакомились, и Алекс продолжила нас учить форексу.
В ход пошли формулы вычисления маржи и спреда, но самое главное — рассказ о том, при каких условиях нам капнет процент от продаж. Выяснилось, что при ставке в 8 тыс. грн дополнительный процент начисляют лишь в том случае, если клиент открыл аккаунт под $1 тыс. — это стандарт. Есть ещё золотой — $5 тыс., и премиальный — от $10 тыс. По правде сказать, на UFX открыть можно и микросчёт, и студенческий с суммой $100 и $500 соответственно. Но продавцам они не интересны, так как никакого процента с такой сделки не получают.
На перерыве решил ближе познакомиться с новенькой. Оказалось, она уже с опытом — полгода отработала в подобной компании.
— Слушай, а как можно заставить клиента вложиться на $1 тыс.? — спрашиваю я.
— Ума не приложу. Там, где я работала, мы втюхивали аккаунты по $250 и уже с этой суммы имели процент, — отвечает она.
— А такого рода компании честны? — продолжаю расспрашивать.
— Да как тебе сказать. В моей предыдущей конторе выиграть можно, но редко, а если кто-то выигрывал, то вывести деньги со счёта практически невозможно. Для этого нужно было отправить копию паспорта и ещё кучу документов. В 90% случаях клиентам, которые всё сделали, потом не отвечали на звонки и крали деньги с кредиток, так как вся информация по карточкам была на руках компании. 10% счастливчиков, которым дали зелёный свет на вывод денег, разрешали забрать мизерную сумму от выигрыша. На вопрос о том, почему нельзя вывести всё, объясняли, что в Британии (почти все конторы подобного рода представляются, что они оттуда) такие законы. После этого контора прекращала общение с такими счастливчиками.
— А если человек говорит, что у него нет денег, что ему отвечать? — не унимаюсь я.
— Просить его что-то продать. Наши клиенты реально продавали. Это могла быть техника, украшения, авто и даже собственные органы! Я органы продавать не просила, а вот мои коллеги так поступали, говоря жертвам: «Заработаешь и вставишь новую почку». И были люди, которые шли на это.
— А что из себя представляло начальство?
— Они на всём этом делали немалые деньги. В год одному из боссов, по его словам, удавалось зарабатывать более $1 млн! Также начальство не брезговало наркотиками и выпивкой прямо на работе.
— А зачем они употребляют наркотики?
— Для такой работы это нормально, — спокойно ответила девушка.
Шокированный услышанным, после перерыва я продолжил заучивать новые термины, но внезапно дверь в комнату распахнулась и «урок математики» прервала девушка по имени Ортал. Какова её должность в «Капи Тех», нам не сказали, но теперь именно она продолжила учить нас форексу. Второй день закончился.
День третий. Главное — не молчи
Проснувшись утром, я снова поехал в офис «Капи Тех» на Жилянской. Предстоял ответственный день — вместе с Ортал познать азы манипулирования клиентом.
Её первое правило — приветствие. Клиенту нужно назвать свой псевдоним, рассказать о UFX и обязательно спросить, как дела. Если беседа завязывается, расспрашиваем, кем клиент работает, какие у него хобби, и плавно переходим к вопросу «Вы же хотите заработать больше?!» По словам Ортал, эта фраза действует на человека магически, особенно если сказать, что деньги можно заработать прямо сейчас. Главное — открыть небольшой депозит на $1 тыс., а лучше на $10 тыс.
Правило номер два — забалтывать и не сдаваться. Ортал уверяет, что клиенты часто бросают трубку. В этом случае нужно звонить снова и снова. До тех пор, пока те не согласятся поговорить и не оформят депозиты. В беседе с клиентом продавец должен бесконечно задавать вопросы, чтобы тот не успевал отвечать (то есть держать разум в тумане). Плюс нужно постоянно говорить, что именно сейчас хороший момент начать торговать на бирже, не давая клиенту возможности перенести торговлю на завтра. На сленговом языке биржевых брокеров этот метод называется «пин-понг». Он работает по принципу: один ответ клиента равняется пяти вопросам продавца. Также беседу нужно поддерживать предложениями «Я вас понимаю», «У меня так же» и тому подобное.
В тот же день от теории перешли к практике. Мне дали псевдоним Майкл Джонсон, посадили за компьютер, предоставив базу клиентов. Первые десять человек не ответили, названивать им снова желания не было. Лишь с энной попытки на том конце провода зазвучал женский голос. Это была юная студентка из Мадрида, которой нужны были деньги. Она меня слушала, отвечала на вопросы, дело дошло до стоимости. Как и учили, я тотчас загнул ставку $1 тыс., объяснив, что этот аккаунт ей подходит лучше всего.
— У меня нет денег, — отвечает она.
— О! Как я вас понимаю. Значит, нужно продать что-нибудь. Вы же хотите заработать ещё больше? — вошёл я в азарт.
— Да, хочу. Тогда подумаю, что можно продать. Давайте завтра с вами созвонимся.
— Непременно!
Больше я ей не звонил.
День четвёртый. Карты на стол
В этот день мне предстояло узнать норму выработки в «Капи Тех», под прикрытием и в офисе которой работала UFX. Коллега рассказала, что за день сотрудник обязан обзвонить больше 300 клиентов. Суммарная продолжительность разговоров должна составлять свыше 4 часов. При этом в день команде необходимо вынудить хотя бы одного клиента открыть депозит. В противном случае Белозёров оставляет работать не до договорённых 18:30, а до 20:00, то есть 11 часов подряд! Я решил, что четвёртый день будет последним в этой компании. В пятницу позвонил Лиле и сказал, что больше не приду. Она ответила: «Как знаешь».
Р. S. Связываясь с форекс-кухней, вы не можете быть уверены ни в безопасности своей кредитки, ни в возможности вывода своих средств. Когда открываете депозит, ваши деньги не идут на ваш личный счёт, а попадают в общий котёл компании. Если эта контора закрылась или исчезла, вернуть вложенные в неё деньги невозможно. Если же вы любите риск и хотите попробовать свои силы в качестве трейдера форекс, вот несколько советов, как не попасть на удочку мошенников.
На что обратить внимание, выбирая форекс-брокера
Возраст. Смотрите на дату создания дилингового центра. Чем дольше он работает, тем лучше. Не верьте всему написанному на сайте самого брокера, постарайтесь найти реальные доказательства возраста и его работы на рынке.
Репутация. У брокера, который работает на рынке не первый день, обязательно есть репутация среди трейдеров. Избегайте положительных и отрицательных рекламных отзывов. Ищите комментарии и обзоры реальных трейдеров. Проверьте наличие отрицательных отзывов, претензии со стороны платёжных систем и чёрные списки форекс-брокеров.
Поддержка трейдеров. Речь идёт о службе поддержки, личном кабинете и программном обеспечении, которым располагает брокер. Некоторые дилинговые центры предлагают акции и страховки начинающим трейдерам, но перед тем как ими воспользоваться, внимательно ознакомьтесь с условиями. Зачастую привлекательные бонусы используют в качестве наживки для привлечения наивных или жадных трейдеров.
Безопасность. Речь идёт не только о том, как заводить и выводить средства, но и о том, где они будут храниться. Часто брокеры используют офшорные счета, которые могут оказаться опасными. Вернуть средства с таких счетов в случае мошенничества, закрытия или разногласий с брокером практически невозможно.
Бдительность. Уточняйте размер комиссии брокера и возможности для кредитного плеча. Избегайте брокеров, предлагающих валютные операции, результат которых нереально отследить где-то ещё, кроме результатов самого брокера.
От редакции: Фокус отправил запрос в ООО «Капи Тех» с просьбой объяснить, почему его сотрудники представляются работниками компании UFX, общаются с клиентами под вымышленными именами и есть ли у компании разрешительные документы от соответствующих государственных органов Украины на предоставление услуг онлайн-торговли на бирже. К моменту сдачи номера в печать ответ в редакцию не поступил.