Уже этой весной прием детей в школу будет проходить по-новому. Ведь будет действовать новый «Порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного среднего образования» (далее — «Порядок зачисления»). Его проект уже выставлен на общественное обсуждение Министерством образования и науки.

В школы будут принимать без конкурса и экзаменов — так коротко можно передать суть новшеств. Неужели теперь все учебные заведения, даже лицеи и гимназии, будут в одинаковых условиях? До сих пор только они и еще специализированные школы могли устраивать конкурс при приеме в первый класс. А обыкновенные средние школы и раньше не имели права отбора, хотя иногда и грешили этим на свой страх и риск.

Международные эксперты указывали, что процедура приема в школу на основе конкурса — одно из слабых мест нашей системы образования, открывающее возможности для коррупции, нечестности и несправедливости (см. «Выбор или перебор», ZN.UA от

17 апреля 2017 г.). Да мы и сами прекрасно это знаем. Ради того, чтобы ребенок попал к хорошему учителю и в школу с хорошей репутацией, родители готовы на все: на немалые вступительные взносы, репетиторство и «решение вопроса» любым путем.

Что же сейчас предлагает нам проект «Порядка зачисления»? Изменения в правилах приема касаются трех категорий учеников: тех, кто идет в первый класс, кто поступает в гимназию и в лицей. В общем, самые животрепещущие и «хлебные» для престижных школ моменты.

Прием в 1-й класс. Теперь принимать в первый класс прежде всего будут по месту регистрации. То есть где живешь, там и учишься. Местные власти уже заняты «нарезанием» территорий, закрепленных за учебными заведениями. «Это же крепостничество!» — возмущаются одни. «Это нормальная мировая практика!» — говорят другие.

Получается, старая поговорка «Выбирают не школу, а учителя» будет теперь неактуальной? Не совсем. В принципе, попасть не в свою школу тоже возможно. Но только в двух случаях: если в школе, о которой вы мечтаете, есть свободные места или тамошний директор добьется в районо разрешения открыть дополнительный класс для «пришельцев». Может быть, даже во вторую смену, если школа перегружена.

Но открыть дополнительный класс — тоже непросто. Ведь этому классу придется учиться в школе как минимум девять лет, значит, нужно рассчитать, хватит ли на это кадрового и материального ресурса. Может быть, придется подумать, как рационально использовать школьные помещения. Если понадобится — разорвать договора их аренды (ведь не секрет, что в некоторых школах размещены и кабинеты районо, и автошколы, и ателье, и даже школы парикмахерского искусства). Многое будет зависеть от грамотных управленческих решений директора школы и работников районо.

А если и с открытием дополнительного класса не получится, «Порядок зачисления» предлагает еще один вариант — «введение других (кроме дневной) форм получения образования».

Зачисление в школу будет происходить в две волны. В первую принимают местных — тех, кто закреплен за школой. Во вторую волну на оставшиеся места зачисляют «чужих». В первую очередь возьмут детей сотрудников или родных братьев-сестер учащихся (однако, как в один голос твердят эксперты, есть большие сомнения, что данная норма будет поддержана Минюстом, потому что она нарушает принцип равного доступа к образованию). Остальных чужаков будут зачислять, ориентируясь на возраст: в первую очередь возьмут тех, кто старше.

Если уж говорить об опыте других стран, нужно отметить, что там используются два подхода: либо зачисление по дате рождения (как будет у нас), либо лотерея. Вариант лотереи у нас пока нереален, поскольку она дает возможность подтасовки результатов.

Подавая заявление в не свою школу, родители должны предварительно зайти в школу, к которой прикреплены, и взять справку, что ребенок там не учится, не зачислен и не отчислен. С одной стороны, это — бюрократическая необходимость, которая поможет избежать путаницы. Но с другой, — представьте себе, как родители будут бегать между школами со справками и проклинать бюрократию.

Новшества при приеме в 1-й класс в основном поддерживаются родителями. Но с другой стороны, некоторые идеи нового «Порядка зачисления» вызывают у них вопросы. Мы собрали самые животрепещущие.

Как быть со специализацией школ? Например, где-то с первого класса углубленно изучался английский, где-то — украинский или математика. Раньше это играло большую роль при выборе школы. Но дело в том, что теперь на этапе начальной школы никакой специализации не будет. Все школы одинаковы.

Будет ли возможность обучать ребенка по альтернативным программам? Имеются в виду «Интеллект Украины», «Росток», развивающее обучение, программа Вальдорфской школы и др. Раньше вопрос решался просто: хочешь учиться по одной из альтернативных методик — выбирай школу, где она есть. Теперь с этим могут быть проблемы. И не только в связи с тем, что не во всех школах есть такие программы.

Недавно на коллегии МОН рассматривали девять нестандартных программ для 1-го класса. Членам коллегии предлагали одобрить их пакетом. Пакет не был проголосован. Это вызвало смятение в рядах поклонников нестандартных программ, некоторые увидели в этом попытку избавиться от альтернативных разработок в образовании.

В МОН дали официальное объяснение по этому поводу: «Коллегия МОН одобряет только типовые программы, авторские и экспериментальные не требуют утверждения Министерства ... Чтобы нетиповая школьная программа могла использоваться для обучения первоклассников с 1 сентября

2018 г., ее авторы должны обратиться в Государственную службу качества образования (ГСКО) и получить экспертное заключение... Именно такая процедура предусмотрена новым Законом «Об образовании». В министерстве подчеркнули также, что речь идет только о программах для первоклассников. Те, кто начал учиться по нетиповым программам, спокойно продолжат учебу.

Непонятно, зачем этот вопрос выносился на коллегию МОН, если это не компетенция министерства? А между тем, времени до 1 сентября совсем мало. Успеют ли авторы нестандартных программ оформить все необходимые бумаги до начала учебного года?

Не всем будет удобно учить ребенка под домом, кому-то удобнее выбрать школу возле офиса. «Если вам на работу к 8.00, а живете вы на другом конце города, это означает, что ребенка нужно завести в школу под домом в 7 утра?» — ропщут некоторые родители.

Кстати, подозреваю, сложнее всего будет принять нововведения жителям элитных коттеджей под Киевом, работающим на Печерских холмах. Потому что традиция устраивать в школу в центре города по звонку имеет шанс уйти в прошлое (по крайней мере, есть надежда на это). Надеюсь, органам управления образованием и директорам престижных школ хватит сил и мужества противостоять натиску слуг народа и соблюдать «Порядок зачисления» и Закон «Об образовании», а тем, в свою очередь, хватит сил соблюдать законы.

Большая проблема — новостройки. Застройщики возводят жилые комплексы, коттеджные поселки, не обеспечивая их школами, или же открывают частную школу. Значит, дети из таких новостроек пополнят ряды прикрепленных к какой-то государственной школе, что приведет к увеличению и без того неравномерной нагрузки на школы? Но это уже вопрос не к органам образования, а к местным властям, которые должны, развивая город, развивать и социальную инфраструктуру.

Вообще новый «Порядок зачисления» цепляет не только эту, но и другие не связанные с образованием проблемы. Например, те, кто нелегально арендует квартиру и хочет записать ребенка в школу под домом, должны будут легализоваться и предоставить договор об аренде.

Есть еще один вопрос — как будут нарезаться микрорайоны, например, для школ с русским языком обучения? В них откроют украинские классы? И когда — уже в этом году? Или, например, есть такие специфические школы, как гимназия восточных языков в Киеве. Туда на учебу из разных районов Киева ездят дети-носители восточных языков. Для них важно учиться именно в этой школе. Но попадут ли теперь такие дети туда?

В горячих дискуссиях о нарезке округов для школ родилось несколько предложений. Первое: закрепить за ребенком не одну, а две-три школы на выбор. Однако такой вариант внесет хаос и сумятицу в распределение детей по школам, а также откроет возможности для нечестного поступления. Железное правило «здесь живу — значит, здесь учусь» может не сработать, ребенку могут отказать в зачислении («у вас есть другие школы, туда и идите, а у нас мест нет»).

Второе предложение: закрепить за каждой школой мини-округ (ближайшие дома и улицы) и «макси» — район, из которого в эту школу берут в первую очередь. С одной стороны, это тоже усложняет механизм зачисления. Но с другой, — дает возможность выбора. В любом случае, нарезкой округов занимаются местные власти, это их зона ответственности.

И третье предложение: в этом году с нововведениями опоздали, нужно было все это продумать раньше. Поэтому сейчас лучше оставить все как есть, хорошо взвесить, продумать и организовать, проинформировать родителей. А уже со следующего года ввести новшества. Но с другой стороны, новая украинская школа стартует уже в этом году, и она не может руководствоваться старыми процедурами.

Прием в 5-й и 10-й класс проходит по таким правилам. Если ребенок учился в школе до этого, никто не может отказать ему в переводе в следующий класс. Хочешь — продолжаешь учиться дальше. Теперь престижные школы не смогут отсеять слабых учеников с помощью внутренних экзаменов и контрольных.

В принципе, такая идея поддерживается родителями. Очень хорошо, что в «Порядке зачисления» четко расписан механизм не только зачисления, но и отчисления из школы. Потому что недобропорядочные администрации лицеев и гимназий иногда пользовались отчислением как инструментом давления на неугодных детей и родителей. Или просто отсеивали слабых, не заморачиваясь, как их научить (ведь главное — это рейтинги школы). «Нас выживают из школы, мы — неугодные родители! Говорят, мы не подходим этому статусному элитному заведению» — не раз звучало на родительских форумах. Теперь причины отчисления ребенка из школы будут сформулированы четко и конкретно: перевод в другую школу, переезд в другую страну, окончание школы.

А вот идея переводить всех желающих в 10-й класс воспринята неоднозначно. Есть те, кто ее поддерживает: Конституция всем гарантирует право на образование. И есть те, кто против: надо отойти от советской привычки давать полное среднее образование всем, даже тем, кто его откровенно «не тянет» и кому оно не интересно.

Ну а для тех, кто раньше в этой школе не учился, но хочет поступить в 5-й или 10-й класс, ситуация другая. Их зачисляют на свободные места, но если таких мест меньше, чем претендентов, — проводится конкурс.

Конкурс тоже будет проходить по-новому. Он станет более прозрачным, ведь по желанию любого из участников может проводиться видео- и аудиофиксация. Такое решение может принять и педсовет школы. А если вступительный экзамен устный — аудиофиксация обязательна, независимо от того, хотят этого конкурсанты и школа или нет. Родители, не согласные с результатами конкурса, должны обращаться с апелляцией прямо в органы управления образованием. Там будет создана специальная комиссия, в состав которой не включат сотрудников школы.

Очевидно, что предложенный проект «Порядка зачисления» содержит много хороших идей и соответствует рекомендациям международных экспертов, которые были даны Украине в «Обзорах ОЭСР на тему добропорядочности в образовании: Украина 2017». Единственная неучтенная рекомендация — то, что кроме четко выписанных правил и механизмов поступления, должна быть предусмотрена ответственность органов управления образованием, которые надзирают за школами, за их нарушение. Возможно, это будет конкретизировано в других документах?

Такие новшества будут хорошо восприняты родителями, которые считают, что не должно быть элитных школ, все должны иметь равные возможности для образования. А вот те, кто за сегрегацию, будут очень недовольны: «Если есть сильные дети, мотивированные родители, готовые вкладывать деньги в поддержку школы, и сильные учителя — почему бы и не существовать элитным школам? А все, кто не хочет учиться, пускай идут в обыкновенные».

Большой плюс нововведений в том, что они простимулируют местные громады поддерживать и развивать свои школы.

Если все школы будут поставлены в одинаковые условия при наборе детей, мы сможем увидеть более объективные рейтинги и результаты. «Учить отобранных детей легко, а вы поучите всех, кто к вам пришел. Вот где настоящее мастерство, вот где будут реальные показатели!» — уже звучит в обсуждениях.

Возможно, новый «Порядок зачисления» простимулирует возникновение отдельных школ ІІ ступени (гимназий) и ІІІ ступени (лицеев). Ведь, не имея «прицепа» в виде начальной или средней школы, они никому ничем не обязаны и смогут фактически с нуля набирать своих учеников. Конечно, сначала возьмут тех, кто закреплен за школой (согласно новому «Порядку зачисления»), но на оставшиеся места организуют конкурс. Чем популярней лицей или гимназия, тем выше конкурс. И это будет реальная конкуренция.

Конечно, новшества, содержащиеся в новом «Порядке зачисления», будут встречать сопротивление. Во-первых, со стороны администраций престижных школ (они теряют рычаги влияния на родителей, «благотворительные» вступительные взносы и возможность организовывать нечестный конкурс). Во-вторых, со стороны тех, кто зарабатывает на подготовке детей к школе, — курсы, платные услуги в детсадах и т.д.

Думаю, будут попытки протянуть в «Порядок зачисления» компромиссные нормы или воспользоваться слабыми местами документа.

Вот пример такого слабого, на мой взгляд, места. В проекте «Порядка зачисления» сказано: «Этот Порядок не распространяется на специализированные учебные заведения художественного, спортивного, военного или научного направления». И вот это настораживает. Со спортсменами, военными и танцорами все понятно, а что такое «заведение научного направления?». В Законе «Об образовании» находим термин «научный лицей». А что такое «научный лицей»? По каким критериям дается этот статус? Пока что четкого определения нет. Можно ли считать научным лицей с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков, гуманитарных предметов? Не получится ли так, что под эту формулировку попадут все престижные школы? Этот момент нужно обязательно не упустить из виду и конкретизировать понятие «научный лицей» в других документах. Иначе что тогда изменится в приеме в школу — только набор в первый класс?

Проект «Порядка зачисления» еще проходит обсуждение. Предложения и замечания можно отправлять до 25 марта на электронный адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Потом мы увидим конечный вариант. Будем надеяться, что изменения таки наступят.