Немецкий предприниматель подает в суд на президента Украины из-за невозврата налога на добавленную стоимость. Украинская бюрократическая система едва не довела его фирму до банкротства.

На начало июля задолженность возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) в Украине составила сложила около 26 миллиардов гривен. Впрочем вельможные чиновники уверяют, что в начале августа или сентября заработает автоматизированная система возвращения возврата НДС. И тогда все экспортеры получат свои деньги. Однако основатель фирмы со стопроцентным немецким германским капиталом "КатМетал Украина" Райнхард Майдер не верит украинским чиновникам, ведь еще с 1997 года, когда он начал работать в Украине, он слышал эти заверения и в то же время все его оборотные средства, начиная с 2008 года, лежали на счетах государства в виде невозмещенного НДС, рассказывает Райнхард Майдер.

Высасывание оборотных средств

"С 2009 года фирма, где работало до сотни украинских работников, не имела возможности даже выплачивать зарплату. На тот момент объем заказов был на три месяца вперед, но из-за того, что не было средств закупить сырье, поскольку все деньги забрали в уплату НДС и не возвратили, все клиенты отказались от заказов. Мой соучредитель из Германии требовал вернуть все инвестиции назад в Германию. Я был вынужден сократить людей и продать часть оборудования, чтобы оплатить долги", - говорит предприниматель.

В начале этого года при содействии немецкого посольства фирме украинская сторона таки все-таки выплатила "КатМетал Украина" долги по налогу на добавленную стоимость за два года в размере двух двоих миллионов гривен. Впрочем, вследствие невозмещения НДС компания теперь не может полноценно восстановить производство, говорит Райнхард Майдер. Именно поэтому немецкий предприниматель решил судиться с Украиной по поводу материального ущерба, причиненного компании из-за несвоевременной уплаты возмещения НДС. Ответчиками в деле являются налоговая администрация Украины и президент Виктор Янукович, как гарант Конституции. Ведь несвоевременное исполнение обязательств по возмещению НДС является нарушением конституционных норм, поскольку государственный орган - речь идет о налоговой администрации - не действовал законным образом, обосновывает иск адвокат фирмы "КатМетал Украина" Степан Филин.

Налогоплательщики платят штрафы. А государство?

"Если налогоплательщик нарушил обязательства, то он платит штраф. И мы стараемся, чтобы судом были применены к государству те же штрафные санкции, которые применяются к налогоплательщику. Я думаю, что лишь участие президента в этом деле даст возможность более или менее объективно его рассмотреть, поскольку проблемы в судебной системе у нас есть и немалые", - отмечает адвокат.

Немецкий предприниматель считает, что возмещение НДС в Украине - дело чересчур политизированное и из-за этого налоговая система не функционирует надлежащим образом, прозрачно. Подобного тому, что произошло с его фирмой в Украине, ни в коем случае не могло произойти в Германии, убежден Райнхард Майдер. Он подчеркивает, что в налоговой системе господствует коррупция, которой он не поддался. Это касается и нынешней инициативы правительства по возмещению НДС-облигациями.

Сомнительные облигации

"Сейчас чтобы попасть в списки на эти облигации надо нужно заплатить какой-либо процент налоговой. И сразу же звонят фирмы, которые хотят выкупить эти облигации с дисконтом 20-40%. И получаются те же самые потери на этом же НДС. Эти облигации на некоторое время снимают ответственность с государства. Система самого этого налога построена в Украине неправильно. Если бы она функционировала, то не было бы необходимости в этих облигациях", - говорит Майдер.

Руководитель группы "Украинско-немецкий аграрный диалог" Гайнц-Вильгельм Штрубенгофф подчеркивает, что Украине следует что-то менять в системе администрирования НДС: "Это проблема. Кое-кто получает назад НДС, но никто не знает точной процедуры. И большинство экспортеров не уверены, получат ли эти деньги в будущем. Поэтому, когда они калькулируют свои прибыли, то сразу вычитают из них НДС. Я думаю, что украинское правительство должно на это реагировать, поскольку экспортировать становится все сложнее и сложнее, и экспорт падает".

Штрубенгофф призывает украинское правительство наладить автоматизированный возврат НДС, поскольку Украина рискует потерять и тех инвесторов, которые вкладывают сейчас деньги в украинскую экономику.

"Остаюсь в Украине"

Однако основатель фирмы "КатМетал Украина" Райнхард Майдер не собирается уезжать из Украины вопреки всем неурядицам и недостаткам политической и налоговой системы. Он намерен бороться с украинской бюрократической машиной и не исключает, что после возмещения материального ущерба через суд будет судиться с Украиной вторично - для возмещения теперь морального ущерба. А еще Райнхард Майдер говорит, что никому не отдаст того, что здесь так тяжело создавал. Ведь сейчас его компания является лидером на рынке больших промышленных ножей, которые используются в мусоропереработке и строительстве, и в Украине уже пользуются незаурядным спросом.

Причиной противостояния в городе стала незаконная вырубка вековых деревьев в центральном парке имени Горького. Эти деревья посадили 117 лет назад гимназисты, студенты и их преподаватели, и возле каждого дерева долго стояла табличка с именем того, кто его посадил. Эта часть парка сохранялась даже во время оккупации Харькова в 1941—1943 гг., когда деревья спиливали на дрова.

Цель вырубки — проложить четырехрядную автодорогу через парк, соединив улицы Сумскую и Новгородскую. При этом дорога перерезает Детскую железную дорогу, любимое место маленьких харьковчан, которая после запуска автомагистрали не сможет функционировать.

Решение о выделении земельного участка (9,9218 га) «для строительства автодороги, гостиничного комплекса и апартаментов» было принято Харьковским городским советом еще

27 февраля 2008 г. Тогда зеленые насаждения удалось спасти. И вот 19 мая этого года, проигнорировав мнение общественности, Харьковский горисполком принял решение «Об удалении зеленых насаждений на участке строительства автодороги от ул. Сумской до ул. Новгородской (в районе ул. Белой акации), то есть о вырубке 503 деревьев.

20 мая деревья начали уничтожать. Оказалось, что из всего пакета документов, необходимых для рубки деревьев, у лесорубов есть только решение горисполкома. Место вырубки не было идентифицировано, техника безопасности игнорировалась. В первый день вырубили более 100 деревьев. Активисты экологической организации «Печенеги» вызвали милицию, которая прекратила вырубку до выяснения, есть ли необходимые разрешения. «Печенеги» начали акцию протеста, организовав в парке круглосуточный палаточный городок, куда стали приходить защитники деревьев. Это были студенты, преподаватели вузов, учителя школ, учащиеся, пенсионеры, служащие, которые совмещали работу с дежурствами в «Городском форте», — так они назвали свой лагерь. Всего в парке побывало несколько тысяч харьковчан, но в каждый момент их было от нескольких десятков до нескольких сотен. Противостояние продолжалось с 20 мая по 2 июня.

Уже в четыре утра 21 мая милиция, применяя силу, иногда чрезмерную, пыталась разогнать защитников деревьев, чтобы они не мешали вырубке. Однако борцы за сохранение парка не подчинились. В дальнейшем они мешали вырубке, закрывая своими телами деревья, бросались под технику, не давая подъехать, альпинисты залезли на деревья, чтобы их нельзя было срубить.

Защитники деревьев пресекали все попытки политизировать акцию, удаляя представителей разных политических сил с их символикой. Все имели зеленые ленточки, единственный флаг, который допускался, — национальный флаг Украины. В «Форте» было несколько депутатов городского и областного советов, представлявших разные фракции, но все они были в личном качестве. Выдумки и.о. мэра Г.Кернеса и губернатора М.Добкина, что эта акция протеста проплачена руководителем областного БЮТа бывшим губернатором А.Аваковым, нисколько не соответствуют действительности. В парке были люди разных политических взглядов, многие из которых в 2006 г. голосовали за Партию регионов, а во время президентских выборов — за Виктора Януковича.

Попытки харьковчан защитить деревья встретило откровенное насилие со стороны лесорубов и неизвестной «муниципальной охраны», мужчин спортивного вида и крепкого телосложения. Никаких удостоверений эти люди не имели, а в нескольких из них узнали работников охранной фирмы, которая принадлежит и.о. мэра Г.Кернесу. При этом работники органов внутренних дел не вмешивались, явно выполняя незаконный приказ, и спокойно наблюдали за избиением простаков. Несколько человек попали в больницу с переломами ребер, сотрясением мозга и т.п.

Уничтожение зеленых насаждений было незаконным. Харьковская городская власть проигнорировала требования Закона «О планировании и застройке территорий», в котором тщательно выписана процедура согласования с местной общиной проектов застроек путем проведения общественных слушаний (статьи 30.2-30.7). Как оказалось позже, не было получено необходимых разрешений Минприроды и других организаций.

На Генеральном плане развития Харькова по состоянию на начало 2008 года этой дороги не было, там планировалась другая магистраль, которая не касалась старой части парка и не трогала Детскую железную дорогу. Но потом на графическую часть Генплана горисполкомом был незаконно поставлен гриф «Для служебного пользования», что вообще исключает любые общественные обсуждения по застройке территории города и вырубке зеленых насаждений.

В течение 20—27 мая было вырублено уже более 500 деревьев и намечено для вырубки еще около 200.

28 мая утром, около шести часов, «муниципальные охранники», одетые в черное, совершили нападение на лагерь «Зеленого форта», силой оттесняя людей, чтобы они не мешали движению техники. Девятерых человек, которых не удалось подвинуть, задержала милиция. 1 июня в четыре часа ночи произошло нападение на лагерь. Заместитель начальника Дзержинского райотдела МВД приказал милиционерам стать цепью между нападающими и защитниками деревьев, чтобы не допустить драки. За это он получил дисциплинарное наказание и «неполное служебное соответствие», хотя действовал вполне законно и правильно. Второго июня люди в черном уже без бейджей совершили нападение на лагерь при полном бездействии милиции. При этом милиция задержала четверых «жителей» «Форта». Лесорубы с включенными бензопилами наступали на людей. Они спилили дерево так, чтобы оно упало на альпиниста, который сидел на дереве рядом. Тот чудом остался жив, успев спрятаться за ствол.

Лесорубы спиливали оставшиеся деревья, и защитники свернули свой лагерь — все, что было намечено для вырубки, было уничтожено. Убрав мусор, защитники деревьев пошли пешим ходом по ул. Сумской к областному совету и облгосадминистрации. Там депутат облсовета Арсен Аваков пытался провести встречу с ними как избирателями. Однако этого не позволили. А милиция задержала еще двух участников встречи «за проведение несанкционированного митинга».

Относительно всех задержанных 28 мая и 2 июня составили протоколы об админнарушении по 185 статье КУПАП — злостное неповиновение работникам милиции — хотя ни один из задержанных не оказывал милиции сопротивления. Двое задержанных 28 мая, Денис Чернега и Андрей Еварницкий, получили 15 суток админареста, еще одному мужчине дали трое суток админареста, четырех освободили от админответственности, остальным назначили штрафы от 140 до 300 грн. «Международная амнистия» признала Чернегу и Еварницкого узниками совести на девятый день отбывания наказания. В тот же день по решению апелляционного суда они были освобождены.

Защитники деревьев объединились в общественную организацию «Зеленый фронт», они в течение всего июня проводили протестные акции против незаконных действий местных властей.

19 июня были проведены общественные слушания о судьбе зеленых насаждений в Харькове. Местные власти фальсифицировали решение этих разбирательств. У входа в Киевский райисполком, где они проходили, собралось несколько тысяч желающих принять участие, но в зал попасть не смогли. Регистрация участников проходила в одном месте (зарегистрировано 2341 человек), в то время как значительное количество участников получили мандат на участие в совершенно другом месте. Этих людей можно было легко отличить — у них не было программы мероприятия, большинство из них вообще не знали темы слушаний. Это были в основном сотрудники школ, детских садов, работники больниц, которые под угрозой увольнения вынуждены были пойти и проголосовать за «правильное» решение. Как отметил пресс-секретарь «Печенегов» Олег Перегон, «голоса голосовавших против вырубки леса вообще не учитывались. Никто не считал голосов, как следует. Из примерно 300 человек в зале было 20 голосовавших за сохранение зеленых насаждений, однако их посчитали как один голос».

Социологические исследования, проведенные путем телефонного опроса, показали, что 70% харьковчан против строительства дороги, которая должна проходить через парк, 15% — за и 15% это безразлично.

Между тем незаконная вырубка деревьев в парке продолжается, при этом обнаружены останки захороненных во время Второй мировой войны немецких солдат. Но ни это, ни решения профильного парламентского комитета о прекращении вырубок не останавливает харьковскую городскую власть. Строительные работы продолжаются, защитников деревьев, которые пытаются противостоять этому, задерживает милиция и передает протоколы об административных правонарушениях в суд. А 23 июня на сессии горсовета принято решение о вырубке 32 гектаров леса в 32-м квартале лесопарковой зоны вблизи Пятихаток, большого района города, построенного после Второй мировой войны.

В целом можно констатировать, что в Харькове появилась большая протестная неполитическая группа, которая решительно требует отставки и.о. мэра Г.Кернеса и выступает против незаконных решений местных властей. Но протесты и рекомендации центральной власти пока игнорируются. Повторяется ситуация 2009 года, когда восемь центральных органов власти рекомендовали тогдашнему мэру Харькова М.Добкину не ликвидировать городской противотуберкулезный стационар на 675 коек, но он проигнорировал эти рекомендации, и стационар был уничтожен. Теперь следует ожидать вспышки эпидемии туберкулеза как раз во время проведения турнира Евро-2012.

На этом фоне решение о награждении Харькова Комитетом окружающей среды, сельского хозяйства, и местных, региональных дел Парламентской ассамблеи Совета Европы призом Европы выглядит просто издевательством над жителями города. В День города 23 августа приз должен вручать председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, при этом будет присутствовать спикер украинского парламента Владимир Литвин. Удивительно, что комитет ПАСЕ даже не поинтересовался отношением общественности Харькова к городской власти.

Верховная Рада Украины приняла Закон «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей», внесенный председателем фракции Партии регионов Александром Ефремовым.

За проголосовало 256 из 276, зарегистрированных в сессионном зале депутатов.

Законом предусмотрено проведение выборов депутатов Верховной Рады Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. При этом закон учитывает особый конституционный статус областных и районных советов, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов (часть четвертая статьи 140 Конституции Украины).

По закону, выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе, по которой половина от количества депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по избирательным спискам кандидатов в депутаты от местных организаций политических партий в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно Автономной Республики Крым, области, района, города, района в городе, а половина от числа депутатов (общего состава) соответствующего совета избирается по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах.

Выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория, соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка.

Выборы сельских, поселковых и городских председателей проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в территориальную общину), поселка, города.

Очередные местные выборы назначаются не позднее, чем за 60 дней до дня выборов, а избирательный процесс начинается за 50 дней до дня очередных местных выборов.

Согласно порядку, предложенному законом, право выдвижения кандидатов в депутаты Верховной Рады АРК, областных, районных, городских, районных в городах советов реализовываться избирателями через местные организации политических партий.

Право выдвижения кандидатов в депутаты сельского, поселкового совета и на должность сельского, поселкового председателя реализовываться избирателями через местные организации политических партий и путем самовыдвижения.

Право выдвижения кандидата на должность городского председателя реализовываться избирателями через местные организации политических партий.

Предусмотрено, что лицо может быть выдвинуто кандидатом в депутаты, кандидатом на должность городского председателя путем выдвижения местной организацией (местными организациями) только одной партии. Местная организация партии может выдвигать лишь одного кандидата на должность городского председателя. К тому же кандидата могут выдвигать только городские организации партий. Самовыдвигаться могут кандидаты на должности сельских и поселковых советов.

Кроме того, законом предусмотрено, что местные партии может выдвигать кандидатов на местных выборах при условии, что данная организация зарегистрирована не позднее, чем за 365 дней до дня выборов.

В законе определено, что очередные выборы 31 октября 2010 проводятся во всех без исключения сельских, поселковых и городских председателей, сельских, поселковых, городских, районных в городе и областных советов, кроме выборов Киевского городского головы, Киевского городского совета и Тернопольского областного совета.

После принятия закона Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин объявил о закрытии шестой сессии Верховной Рады шестого созыва.

В. Литвин напомнил, что, согласно календарному плану, с 12 по 16 июля депутаты должны работать в округах и комитетах, а 16 июля в 10 часов состоится торжественное заседание парламента по случаю 20 годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете Украины.

В. Литвин сообщил, что очередная, 7-я сессии шестого созыва начнет свою работу 7 сентября 2010 года.

Кабмин удовлетворил предложение Государственной налоговой администрации (ГНА) и приказал Минфину при разработке закона Налогового кодекса включить в него нормы о создании в налоговой милиции Главного управления специальных операций и Управления оперативного сопровождения крупных налогоплательщиков.

Об этом идет речь в распоряжении Кабмина N1314-р от 30 июня.

В п. 1 документа предлагается "согласиться с предложением ГНА относительно создания в составе налоговой милиции Государственной налоговой администрации Главного управления специальных операций и Управления оперативного сопровождения крупных налогоплательщиков в пределах предельной численности работников органов государственной налоговой службы".

Вторым пунктом распоряжения Министерства финансов во время доработки раздела XIX "Заключительные и переходные положения" проекта Налогового кодекса Украины предусмотреть внесение изменений в закон "О государственной налоговой службе в Украине" в части определения структуры налоговой милиции.

Ранее сообщалось, что народные депутаты предложили ликвидировать налоговую милицию и передать ее функции Министерству внутренних дел.

На фоне острых споров вокруг непопулярных для развития малого и среднего бизнеса положений проекта нового Налогового кодекса Украины, налоговая милиция уже начала «закручивать гайки». Предприниматели не могут сдать налоговых отчетностей пока не «сдадут» силовому ведомству коммерческие тайны, как своего бизнеса, так и коммерческой деятельности своих партнеров.

Десять негритят

Курс правительства на реформирование системы налогового законодательства вполне понятен и очевиден. Прозрачные, экономически обоснованные, а главное – рентабельные для предпринимательской деятельности правила игры, позволят открыть колоссальный источник пополнения государственного и местных бюджетов. При этом – дать мощный толчок развитию данного сегмента деятельности. По крайней мере, так заявляет Кабинет министров.

Настораживает одно. Из заявленных правительством десяти законопроектов, призванных кардинально реформировать налоговое нормативное поле, общественность пока не может ознакомиться ни с одним из них. Вместе с тем, та скупая информация, которая просачивается в прессу через анонимные информированные источники, вызывает не просто беспокойство, скорее – страх перед завтрашним днем.

Судите сами. Одним из новшеств может стать резкое сокращение видов предпринимательской деятельности, которые подпадают под единый налог (упрощенную систему налогообложения). Правительство утверждает, что таким образом удастся привести в соответствие затраты на ведение бизнеса (которые, якобы минимальны), с доходами (которые, якобы несоразмерно велики). Следовательно, и взимать больше отчислений в бюджет.

Крое того, для тех кто останется на «упрощенке», предлагается увеличить размер единого налога с действующих 20-200 грн. в месяц до 200-1000 грн.. При этом, ввести граничный объем ежегодной выручки на уровне 600 тыс.грн.

Эксперты в один голос трубят, что подобные инициативы просто губительны для экономики государства. И пророчат резкое сокращение официальных предпринимательских структур на фоне пропорционального перехода малого и среднего бизнеса «в тень».

Во-первых, «несоразмерные доходы» и «минимальные затраты» - понятия достаточно относительные. И это подтвердит вам любой школьник. Чиновники почему-то не берут в счет, что львиная доля доходов уходит в фонд заработной платы, арендную плату, формирование и обслуживание материальной базы. А оставшаяся после всех обязательных платежей сумма (если таковая останется при граничном уровне ежегодного дохода в 600 тыс.грн.), едва ли будет служить стимулом для ведения легального бизнеса. Статистика свидетельствует, что с 1999 года, когда Президент Украины своим указом утвердил «доходный потолок» на уровне 500 тыс. грн. в год, инфляция обесценила покупательскую способность этой суммы на 260%. Проще говоря, более чем в два с половиной раза выросли арендные ставки, стоимость сырья, фонд зарплаты и т.п. И единственным нюансом, который не позволил скончаться малому и среднему бизнесу еще вчера, является минимальный, или точнее – соразмерный обесцененному «доходному потолку» размер неудовлетворяющего правительство единого налога.

Кнут изобилия

Не менее интригует еще один пункт предлагаемых реформ – отдельный законопроект по борьбе с махинациями, связанными с использованием упрощенного налогообложения. Что сие будет означать на практике пока неизвестно ввиду сокрытия информации. Однако практика свидетельствует, что в нашей стране любое ужесточение методов борьбы с чем либо, всегда оборачивались разгулом коррупции и злоупотреблений со стороны контролирующих инстанций.

За примерами далеко ходить не надо. В распоряжении редакции ИА «Антирейдер» оказался любопытнейший документ, который вот уже как два месяца до боли знаком многим субъектам хозяйственной деятельности. Называется он просто – «Пояснение».

Проще говоря, это – анкета, без заполнения которой представители малого и среднего бизнеса не могут сдать месячные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно , и своевременно рассчитаться с государством по налоговым платежам.

Выдает такую анкету – налоговая милиция. Но самое беспрецедентное за всю современную историю Украины заключается в поставленных налоговиками вопросах: «С какого времени вы работаете на предприятии?», «Что входит в ваши служебные обязанности?», «Кто имеет право подписи банковских, отчетных и других бухгалтерских документов?», «Фактические адреса офисных, складских, производственных помещений предприятия и контактные номера телефонов?», «Названия основных поставщиков товаров (услуг), ФИО их руководителей, контактные телефоны, адреса офисов?», и т.д.

Проще говоря, налоговая милиция требует от предпринимателей не только раскрыть информацию, которая относится к разряду «коммерческой тайны» своего предприятия, но и «слить» своих партнеров.

По словам директора Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрея Семидидько, данное нововведение не укладывается в рамки здравого смысла, не говоря уже о действующем законодательстве. «Многие представители малого бизнеса не имеют возможности иметь офисные помещения. Именно по этой причине регистрируют свою юридическую прописку по определенному адресу, где не ведется управление бизнесом. К примеру, на нескольких квадратных метрах может быть зарегистрировано несколько десятков юрлиц. Однако, фактическими офисами для них, как правило, служат их личные квартиры. Зарегистрированный же юридический адрес выполняет роль почтового ящика. Он служит для получения корреспонденции, всевозможных извещений от проверяющих структур, в том числе и о проверках», - свидетельствует Андрей Семидиько.

Таким образом, требование налоговой милиции, вынуждает представителей в первую очередь малого бизнеса, раскошелиться на офисные помещения. А подобные расходы при нынешних ценах, большинству просто не по карману.

Второй нюанс. В случае если предприниматель указывает в «пояснении» фактический адрес деятельности месторасположение своей квартиры, налоговая милиция получает право без всяких санкций прийти в гости к предпринимателю с возможностью совершить выемку документов. А это уже, заметьте, - обыск жилья!

Третий аспект. Не сложно догадаться чем чреват для твоего бизнеса слив ревизорам коммерческой информации о бизнес-партнерах. Ну, какой здравомыслящий человек захочет после этого иметь с тобой дело?

И, наконец, самое главное. Отказ от заполнения подобной анкеты означает невозможность сдать в налоговую месячные отчеты. Приноси их лично, либо отправляй заказным письмом, результат один. Таким образом, у ревизоров появляются все основания для начисления штрафов. Идеальная схема латания дыр! Причем, не только государственного но и карманных бюджетов.

ИА «Антирейдер» интересно было бы знать, думают ли в налоговой милиции о возможных последствиях подобного анкетирования. А еще, какие законодательные либо нормативные акты регулируют «реформаторские инициативы» ревизоров? Надеемся, что об этом первые лица государственных контролирующих органов поведают общественности быстрее, чем начнет разваливаться и без того на ладан дышащее предпринимательство Украины.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Евангелие от Луки

Первого июля Государственная налоговая служба Украины отметила свой 20-летний юбилей. «Зеркало Недели» сердечно поздравляет сотрудников почтенного ведомства с профессиональным праздником. А лучшим напутствием с нашей стороны в адрес ГНАУ будет анализ тенденций и перспектив ее работы. Два месяца назад мы послали запрос, чтобы записать интервью с председателем ГНАУ Александром Папаикой по практике работы налоговых органов,однако Александр Алексеевич так и не нашел времени для встречи. Мы, конечно, понимаем, что закрытость от прессы объясняется отнюдь не страхом либо неуверенностью должностных лиц перед откровенным разговором. Очевидно, налоговая настолько перегружена текущими задачами, что председатель просто не успевает разгрести ворох проблем, и в силу объективных причин не может отвлекаться на объяснение налогоплательщикам действий ГНАУ.

Поэтому с Александром Алексеевичем мы подискутируем заочно — рассмотрим новые методы действий налоговой и их возможные последствия.

В день 20-летия Службы г-н Папаика дал интервью «Интерфаксу», в котором отчитался об успехах в работе. Некоторые фрагменты просятся в мемориз. Главным достижением глава ГНАУ назвал перевыполнение плана сборов налогов в июне на 6,5% — собрано 9,8 млрд. грн., что составляет порядка 48% роста по сравнению с июнем 2009 года.

В чем же причина? «Многие налогоплательщики раскрылись и стали больше платить — сами себе увеличили налоговую нагрузку... Крупный бизнес, крупные финансовые корпорации пересмотрели свои подходы. На 2—3% повысили нагрузку, и мы уже увидели экономический эффект. Пошли сотни миллионов гривен дополнительных платежей».

Главным критерием, обеспечивающим выполнение плана глава ГНАУ назвал увеличение налоговой нагрузки на 2—3% на предприятие. Налоговая нагрузка с оборота предприятия — это отечественное ноу-хау налоговиков. Способность выжать из предприятия налоги мытари определяют по устанавливаемому для каждой отрасли так называемому отраслевому коэффициенту — по максимальным показателям нагрузки на наиболее крупных налогоплательщиков отрасли. При этом налога с оборота в Украине не существует. Однако неформально даже председатель ГНАУ оперирует именно этим критерием.

Данная практика существовала в ГНАУ всегда. Шокирующим новшеством для предпринимателей сейчас стали лишь масштабы этого явления и то, что на основании коэффициентов стала планироваться работа всех местных налоговых администраций. Крупный бизнес имеет большие возможности для оптимизации налогов по сравнению с малым и средним бизнесом, предприятия работают в условиях рыночной конкуренции, различной конъюнктуры и сотен других факторов. И ранее налоговая устраивала разборки из-за низкого показателя налоговой нагрузки только с большими корпорациями. Это было оправданным подходом — учитывая многочисленные дыры в законодательстве, позволяющие нашим олигархам минимизировать налоги до нуля. В качестве аргумента мытари оперировали отраслевым коэффициентом. Причем, как правило, такие вопросы решались на уровне центрального аппарата ГНАУ в индивидуальном порядке. Если у металлургической компании «Миттал Стил» налоговая нагрузка с оборота составляла до 10%, то для СКМ Рината Ахметова она не превышала 5 %.

Однако за три месяца работы новой власти высокий коэффициент налоговой нагрузки с оборота стал неотвратимым кошмаром для предпринимателей всех отраслей бизнеса. По данным «ЗН», неофициальные распоряжения руководства ГНАУ устанавливают обязательность привязки сбора налогов со всех предприятий для налоговых администраций на всех уровнях и для всех видов бизнеса. Подчеркиваем, со всех предприятий. То есть для свободной рыночной экономики введено плановое командно-административное определение уровня налоговых отчислений. Отвечает ли такой подход элементарному здравому смыслу? Ведь, по сути, тотальное налогообложение с оборота по критериям, установленным отраслевыми коэффициентами, разработанными чиновниками ГНАУ, является средством манипулирования экономической конъюнктурой и предоставляет широкие возможности для недобросовестной конкуренции. Эта вопиющая ситуация красноречиво показывает: финансово-экономической политики в государстве нет. И потому налоговая действует самостоятельным регулятором рыночных отношений — как государство в государстве.

Один из киевских бизнесменов пояснил «ЗН»: «Под отраслевой коэффициент подгоняется существующая база налогообложения. Официально инспектор не потребует платить процент с оборота. Но неофициально надо доплатить столько, сколько определяет план. За план надо торговаться, но сейчас ниже определенного коэффициентом порога минимизировать налоги не может никто. Если предприятие законно заплатило все налоги, но не дотянуло до установленного местной налоговой плана, включаются косвенные репрессивные меры. Прежде всего просто не принимается декларация. Если декларацию приняли, могут не внести информацию в автоматическую базу данных. Если формально все правильно, то главным средством убеждения становятся встречные проверки. В конечном итоге легко могут аннулировать свидетельство плательщика НДС. Все эти незаконные меры, конечно, можно оспорить через суд, и, конечно, выиграть дело. Когда-нибудь в будущем. Но реально ни один средний или малый предприниматель не будет связываться с налоговой. Потому что проблема с налоговой на моем предприятии сегодня приведет к проблемам на предприятиях моих контрагентов завтра — все те же неприятности автоматически ожидают и моих деловых партнеров. То есть бизнес по сути взят в заложники. Или ты договариваешься с налоговой на ее условиях, или всем твоим партнерам создают проблемы — ведь твоя непринятая декларация дает основания для встречной проверки и на их предприятиях. Если налоги делают бизнес нерентабельным, альтернативы две. Первая — плюнуть на прибыль и заняться правозащитной деятельностью в судах, дойти до Европы, заняться просвещением общества и пробуждением совести и логики у государственных деятелей. Вторая — уйти в тень и, договорившись с крышей в силовых структурах и в той же налоговой, заниматься нелегальной экономической деятельностью, уклоняться от уплаты налогов, не показывать реальный оборот, создавать фиктивные посреднические цепочки. В результате сила принуждения побеждает силу убеждения».

По данным аналитиков налоговой службы, неофициально полученным «ЗН», только за май налоговыми органами не было принято у предпринимателей не менее 35 тысяч деклараций по НДС.

Высокопоставленный сотрудник налоговой милиции дал следующее резюме: «За 2009 год налоговая милиция провела проверки более 10 тысяч предприятий Украины. Сейчас планируется сокращение проверок, и в целом по ведомству официальные цифры проверок меньше, чем в прошлом году. Но причина здесь в применении отраслевых коэффициентов. Конечно, нет смысла проверять предприятие, если ему поставить высокий коэффициент и заставить платить под угрозой непринятия декларации. Но результатом этого процесса является более широкая тенизация экономики. Мы подаем бизнесу сигнал — снижайте официальные обороты, и мы вам дадим более низкий коэффициент. Что будет в следующем году, когда сокрытие оборота станет основным видом оптимизации налогов? Налоговая милиция на каждое предприятие не зайдет. Выполнять план только репрессивными мерами невозможно. Налоговая милиция — это институт наполнения бюджета, а не тюрем».

Придавая ведомственным нормативным актам, каковыми являются отраслевые коэффициенты, по сути официальный статус, ГНАУ превышает свои полномочия и напрямую нарушает законодательство. К сожалению, до этого нет никакого дела не только компетентным органам, но и оппозиции, которая как бы контролирует комитет ВР по налоговой политике. На самом деле ссориться с налоговой не хочет никто, потому что хаос и вероятность двойного толкования любой буквы бесчисленных подзаконных актов дают возможность комфортно работать всем политическим структурам. Зримым символом безграничных полномочий налоговой является база налоговых разъяснений законодательства. Количество разъяснений, растолковывающих налоговое законодательство, по некоторым данным, уже превышает тысячу документов! Они стали основным правоприменительным механизмом налогового законодательства и главным инструментом манипулирования налоговой политикой. Критически важно понимать, что даже новый налоговый кодекс лишь отчасти сокращает количество разъяснений и не кодифицирует многие принципиальные аспекты налоговой политики.

Жесткая привязка к высокому показателю налоговой нагрузки на предприятие на первом этапе действительно подняла собираемость налогов. Однако такая силовая акция уже в ближайшей перспективе приведет к очевидным негативным последствиям, которые весьма легко предположить.

Далеко не все виды бизнеса обеспечивают высокую маржу. В торговле ювелирными украшениями оборот минимальный — маржа высока. И для таких предприятий исчисление с оборота очень выгодно. Однако промышленному производству, оптовой торговле, всем видам предприятий малого и среднего бизнеса незаконные отраслевые коэффициенты наносят тяжелый ущерб. В производстве и оптовой торговле обороты очень высоки, а маржа низкая. При оптовой торговле, например, бензином маржа составляет от 2 до 5%. Сейчас этим оптовикам ставят коэффициент не ниже 1% налоговых отчислений с оборота. Естественно, маржу, а стало быть и отпускную цену приходится повышать, заранее закладывать высокие налоговые риски в себестоимость. Либо уходить в тень, и опять-таки не платить налоги в бюджет. Как в таких условиях сдержать рост цен? Миссия невыполнима. Действия налоговой раскручивают механизм ценовой инфляции, увеличивают издержки менее успешных компаний по сравнению с более успешными. Однако к повышению эффективности бизнеса это не приведет, поскольку специфика деятельности каждого предприятия уникальна. А вот распространение схем минимизации налогов это уже вызвало.

«Мы малый и средний бизнес практически перестали проверять. Мы почти со всеми ими работаем на доверии», — заявил г-н Папаика. Правдивость этой фразы может оценить любой предприниматель. Если и найдется в Украине таковой, который не подвергся еще визитам в рамках многочисленных операций «Бюджет», «Щит» и т.д.

А теперь немного макроэкономических показателей. Факторами роста собираемости налогов стали не столько методы убеждения налоговой, сколько общая экономическая конъюнктура. После глубокого падения экономики в 2009-м сейчас наблюдается постепенное возвращение на прежние позиции. По сравнению с 2009 годом за январь—май 2010-го валовый внутренний продукт вырос на 6,1%. За январь—апрель рост промышленного производства составил 12% по сравнению с 2009-м. Кроме того, приняты новые повышенные ставки акцизного сбора, изменены механизмы расчета акциза по закупке спирта для крепленых вин. И акциз стал наиболее весомым источником роста налоговых отчислений, которого в 2009 году просто не существовало. А вот если посмотреть на абсолютные цифры платежей по налогу на прибыль и по НДС, то они мало отличаются от показателей 2009-го. Анализ динамики налогообложения по этим двум ключевым налогам показывает: рост собираемости налогов заметно отстает от показателей промышленного производства, что является еще одним косвенным подтверждением тенизациии экономики.

При этом план в мае был выполнен всего на 62%, апреле — на 65%, а июньский план был выполнен за счет конца квартала, и выплаты по налогу на прибыль пришлись именно на этот месяц.

В следующем номере мы подробно коснемся ситуации с выплатами по НДС и проблемы, которую создаст пирамида ОВГЗ, выстраиваемая на базе растущей задолженности по НДС.

Хотелось бы привести только несколько показательных деталей. В июне задолженность по НДС вновь возросла. По данным А.Папаики, до 26 млрд. грн. По данным «ЗН», на сегодняшний день задолженность по НДС составляет 32 миллиарда. Помнится, народный депутат Николай Азаров всего четыре месяца назад очень ругал минувшее правительство за рост задолженности по НДС, справедливо говоря о вымывании оборотных средств предприятий и колоссальном ущербе, наносимом экономике. Однако, согласно статистике ГНАУ, имеющейся в распоряжении «ЗН», в 2008—2010 годах за время руководства предыдущего правительства ежемесячно возмещалось НДС на сумму от трех до четырех миллиардов гривен в месяц. В июне 2010-го было возмещено НДС на сумму 1,3 миллиарда.

Краткосрочное повышение сборов за счет незаконного фактического налогообложения оборота, путем непринятия деклараций по НДС напрямую ведет к вымыванию оборотных средств предприятий, снижению ликвидности и инвестиционного потенциала, снижению конкурентоспособности либо к полному сворачиванию легального бизнеса. В таких условиях просто смешно говорить о привлечении иностранных инвестиций. Выжимание большего объема налогов при неизменных правилах игры и условиях налогообложения, в то время когда экономика находится на спаде и только преодолевает кризис, приведет к сужению базы налогообложения и замедлению темпов экономического роста.

Налоговая система управляется архаичными методами 90-х годов. И компьютеризация и информатизация ничего не смогут изменить в этой системе, поскольку реформу требуется начинать с перестройки структуры управления. Пока налоговая вершит то, что полностью опровергает красивую риторику руководства страны, описывать экономический рост будут только нанятые пиарщики. Украина из кризиса не вышла — потому что кризис в нашей стране не субъективный фактор, а результат последовательной неэффективной и непрозрачной государственной политики. А лозунги без реформ — это фарисейство.