Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Евангелие от Луки
Первого июля Государственная налоговая служба Украины отметила свой 20-летний юбилей. «Зеркало Недели» сердечно поздравляет сотрудников почтенного ведомства с профессиональным праздником. А лучшим напутствием с нашей стороны в адрес ГНАУ будет анализ тенденций и перспектив ее работы. Два месяца назад мы послали запрос, чтобы записать интервью с председателем ГНАУ Александром Папаикой по практике работы налоговых органов,однако Александр Алексеевич так и не нашел времени для встречи. Мы, конечно, понимаем, что закрытость от прессы объясняется отнюдь не страхом либо неуверенностью должностных лиц перед откровенным разговором. Очевидно, налоговая настолько перегружена текущими задачами, что председатель просто не успевает разгрести ворох проблем, и в силу объективных причин не может отвлекаться на объяснение налогоплательщикам действий ГНАУ.
Поэтому с Александром Алексеевичем мы подискутируем заочно — рассмотрим новые методы действий налоговой и их возможные последствия.
В день 20-летия Службы г-н Папаика дал интервью «Интерфаксу», в котором отчитался об успехах в работе. Некоторые фрагменты просятся в мемориз. Главным достижением глава ГНАУ назвал перевыполнение плана сборов налогов в июне на 6,5% — собрано 9,8 млрд. грн., что составляет порядка 48% роста по сравнению с июнем 2009 года.
В чем же причина? «Многие налогоплательщики раскрылись и стали больше платить — сами себе увеличили налоговую нагрузку... Крупный бизнес, крупные финансовые корпорации пересмотрели свои подходы. На 2—3% повысили нагрузку, и мы уже увидели экономический эффект. Пошли сотни миллионов гривен дополнительных платежей».
Главным критерием, обеспечивающим выполнение плана глава ГНАУ назвал увеличение налоговой нагрузки на 2—3% на предприятие. Налоговая нагрузка с оборота предприятия — это отечественное ноу-хау налоговиков. Способность выжать из предприятия налоги мытари определяют по устанавливаемому для каждой отрасли так называемому отраслевому коэффициенту — по максимальным показателям нагрузки на наиболее крупных налогоплательщиков отрасли. При этом налога с оборота в Украине не существует. Однако неформально даже председатель ГНАУ оперирует именно этим критерием.
Данная практика существовала в ГНАУ всегда. Шокирующим новшеством для предпринимателей сейчас стали лишь масштабы этого явления и то, что на основании коэффициентов стала планироваться работа всех местных налоговых администраций. Крупный бизнес имеет большие возможности для оптимизации налогов по сравнению с малым и средним бизнесом, предприятия работают в условиях рыночной конкуренции, различной конъюнктуры и сотен других факторов. И ранее налоговая устраивала разборки из-за низкого показателя налоговой нагрузки только с большими корпорациями. Это было оправданным подходом — учитывая многочисленные дыры в законодательстве, позволяющие нашим олигархам минимизировать налоги до нуля. В качестве аргумента мытари оперировали отраслевым коэффициентом. Причем, как правило, такие вопросы решались на уровне центрального аппарата ГНАУ в индивидуальном порядке. Если у металлургической компании «Миттал Стил» налоговая нагрузка с оборота составляла до 10%, то для СКМ Рината Ахметова она не превышала 5 %.
Однако за три месяца работы новой власти высокий коэффициент налоговой нагрузки с оборота стал неотвратимым кошмаром для предпринимателей всех отраслей бизнеса. По данным «ЗН», неофициальные распоряжения руководства ГНАУ устанавливают обязательность привязки сбора налогов со всех предприятий для налоговых администраций на всех уровнях и для всех видов бизнеса. Подчеркиваем, со всех предприятий. То есть для свободной рыночной экономики введено плановое командно-административное определение уровня налоговых отчислений. Отвечает ли такой подход элементарному здравому смыслу? Ведь, по сути, тотальное налогообложение с оборота по критериям, установленным отраслевыми коэффициентами, разработанными чиновниками ГНАУ, является средством манипулирования экономической конъюнктурой и предоставляет широкие возможности для недобросовестной конкуренции. Эта вопиющая ситуация красноречиво показывает: финансово-экономической политики в государстве нет. И потому налоговая действует самостоятельным регулятором рыночных отношений — как государство в государстве.
Один из киевских бизнесменов пояснил «ЗН»: «Под отраслевой коэффициент подгоняется существующая база налогообложения. Официально инспектор не потребует платить процент с оборота. Но неофициально надо доплатить столько, сколько определяет план. За план надо торговаться, но сейчас ниже определенного коэффициентом порога минимизировать налоги не может никто. Если предприятие законно заплатило все налоги, но не дотянуло до установленного местной налоговой плана, включаются косвенные репрессивные меры. Прежде всего просто не принимается декларация. Если декларацию приняли, могут не внести информацию в автоматическую базу данных. Если формально все правильно, то главным средством убеждения становятся встречные проверки. В конечном итоге легко могут аннулировать свидетельство плательщика НДС. Все эти незаконные меры, конечно, можно оспорить через суд, и, конечно, выиграть дело. Когда-нибудь в будущем. Но реально ни один средний или малый предприниматель не будет связываться с налоговой. Потому что проблема с налоговой на моем предприятии сегодня приведет к проблемам на предприятиях моих контрагентов завтра — все те же неприятности автоматически ожидают и моих деловых партнеров. То есть бизнес по сути взят в заложники. Или ты договариваешься с налоговой на ее условиях, или всем твоим партнерам создают проблемы — ведь твоя непринятая декларация дает основания для встречной проверки и на их предприятиях. Если налоги делают бизнес нерентабельным, альтернативы две. Первая — плюнуть на прибыль и заняться правозащитной деятельностью в судах, дойти до Европы, заняться просвещением общества и пробуждением совести и логики у государственных деятелей. Вторая — уйти в тень и, договорившись с крышей в силовых структурах и в той же налоговой, заниматься нелегальной экономической деятельностью, уклоняться от уплаты налогов, не показывать реальный оборот, создавать фиктивные посреднические цепочки. В результате сила принуждения побеждает силу убеждения».
По данным аналитиков налоговой службы, неофициально полученным «ЗН», только за май налоговыми органами не было принято у предпринимателей не менее 35 тысяч деклараций по НДС.
Высокопоставленный сотрудник налоговой милиции дал следующее резюме: «За 2009 год налоговая милиция провела проверки более 10 тысяч предприятий Украины. Сейчас планируется сокращение проверок, и в целом по ведомству официальные цифры проверок меньше, чем в прошлом году. Но причина здесь в применении отраслевых коэффициентов. Конечно, нет смысла проверять предприятие, если ему поставить высокий коэффициент и заставить платить под угрозой непринятия декларации. Но результатом этого процесса является более широкая тенизация экономики. Мы подаем бизнесу сигнал — снижайте официальные обороты, и мы вам дадим более низкий коэффициент. Что будет в следующем году, когда сокрытие оборота станет основным видом оптимизации налогов? Налоговая милиция на каждое предприятие не зайдет. Выполнять план только репрессивными мерами невозможно. Налоговая милиция — это институт наполнения бюджета, а не тюрем».
Придавая ведомственным нормативным актам, каковыми являются отраслевые коэффициенты, по сути официальный статус, ГНАУ превышает свои полномочия и напрямую нарушает законодательство. К сожалению, до этого нет никакого дела не только компетентным органам, но и оппозиции, которая как бы контролирует комитет ВР по налоговой политике. На самом деле ссориться с налоговой не хочет никто, потому что хаос и вероятность двойного толкования любой буквы бесчисленных подзаконных актов дают возможность комфортно работать всем политическим структурам. Зримым символом безграничных полномочий налоговой является база налоговых разъяснений законодательства. Количество разъяснений, растолковывающих налоговое законодательство, по некоторым данным, уже превышает тысячу документов! Они стали основным правоприменительным механизмом налогового законодательства и главным инструментом манипулирования налоговой политикой. Критически важно понимать, что даже новый налоговый кодекс лишь отчасти сокращает количество разъяснений и не кодифицирует многие принципиальные аспекты налоговой политики.
Жесткая привязка к высокому показателю налоговой нагрузки на предприятие на первом этапе действительно подняла собираемость налогов. Однако такая силовая акция уже в ближайшей перспективе приведет к очевидным негативным последствиям, которые весьма легко предположить.
Далеко не все виды бизнеса обеспечивают высокую маржу. В торговле ювелирными украшениями оборот минимальный — маржа высока. И для таких предприятий исчисление с оборота очень выгодно. Однако промышленному производству, оптовой торговле, всем видам предприятий малого и среднего бизнеса незаконные отраслевые коэффициенты наносят тяжелый ущерб. В производстве и оптовой торговле обороты очень высоки, а маржа низкая. При оптовой торговле, например, бензином маржа составляет от 2 до 5%. Сейчас этим оптовикам ставят коэффициент не ниже 1% налоговых отчислений с оборота. Естественно, маржу, а стало быть и отпускную цену приходится повышать, заранее закладывать высокие налоговые риски в себестоимость. Либо уходить в тень, и опять-таки не платить налоги в бюджет. Как в таких условиях сдержать рост цен? Миссия невыполнима. Действия налоговой раскручивают механизм ценовой инфляции, увеличивают издержки менее успешных компаний по сравнению с более успешными. Однако к повышению эффективности бизнеса это не приведет, поскольку специфика деятельности каждого предприятия уникальна. А вот распространение схем минимизации налогов это уже вызвало.
«Мы малый и средний бизнес практически перестали проверять. Мы почти со всеми ими работаем на доверии», — заявил г-н Папаика. Правдивость этой фразы может оценить любой предприниматель. Если и найдется в Украине таковой, который не подвергся еще визитам в рамках многочисленных операций «Бюджет», «Щит» и т.д.
А теперь немного макроэкономических показателей. Факторами роста собираемости налогов стали не столько методы убеждения налоговой, сколько общая экономическая конъюнктура. После глубокого падения экономики в 2009-м сейчас наблюдается постепенное возвращение на прежние позиции. По сравнению с 2009 годом за январь—май 2010-го валовый внутренний продукт вырос на 6,1%. За январь—апрель рост промышленного производства составил 12% по сравнению с 2009-м. Кроме того, приняты новые повышенные ставки акцизного сбора, изменены механизмы расчета акциза по закупке спирта для крепленых вин. И акциз стал наиболее весомым источником роста налоговых отчислений, которого в 2009 году просто не существовало. А вот если посмотреть на абсолютные цифры платежей по налогу на прибыль и по НДС, то они мало отличаются от показателей 2009-го. Анализ динамики налогообложения по этим двум ключевым налогам показывает: рост собираемости налогов заметно отстает от показателей промышленного производства, что является еще одним косвенным подтверждением тенизациии экономики.
При этом план в мае был выполнен всего на 62%, апреле — на 65%, а июньский план был выполнен за счет конца квартала, и выплаты по налогу на прибыль пришлись именно на этот месяц.
В следующем номере мы подробно коснемся ситуации с выплатами по НДС и проблемы, которую создаст пирамида ОВГЗ, выстраиваемая на базе растущей задолженности по НДС.
Хотелось бы привести только несколько показательных деталей. В июне задолженность по НДС вновь возросла. По данным А.Папаики, до 26 млрд. грн. По данным «ЗН», на сегодняшний день задолженность по НДС составляет 32 миллиарда. Помнится, народный депутат Николай Азаров всего четыре месяца назад очень ругал минувшее правительство за рост задолженности по НДС, справедливо говоря о вымывании оборотных средств предприятий и колоссальном ущербе, наносимом экономике. Однако, согласно статистике ГНАУ, имеющейся в распоряжении «ЗН», в 2008—2010 годах за время руководства предыдущего правительства ежемесячно возмещалось НДС на сумму от трех до четырех миллиардов гривен в месяц. В июне 2010-го было возмещено НДС на сумму 1,3 миллиарда.
Краткосрочное повышение сборов за счет незаконного фактического налогообложения оборота, путем непринятия деклараций по НДС напрямую ведет к вымыванию оборотных средств предприятий, снижению ликвидности и инвестиционного потенциала, снижению конкурентоспособности либо к полному сворачиванию легального бизнеса. В таких условиях просто смешно говорить о привлечении иностранных инвестиций. Выжимание большего объема налогов при неизменных правилах игры и условиях налогообложения, в то время когда экономика находится на спаде и только преодолевает кризис, приведет к сужению базы налогообложения и замедлению темпов экономического роста.
Налоговая система управляется архаичными методами 90-х годов. И компьютеризация и информатизация ничего не смогут изменить в этой системе, поскольку реформу требуется начинать с перестройки структуры управления. Пока налоговая вершит то, что полностью опровергает красивую риторику руководства страны, описывать экономический рост будут только нанятые пиарщики. Украина из кризиса не вышла — потому что кризис в нашей стране не субъективный фактор, а результат последовательной неэффективной и непрозрачной государственной политики. А лозунги без реформ — это фарисейство.