На девятом месяце президентства Януковича многие жители Украины и иностранные официальные лица опасаются, что в стране сворачиваются политические свободы и свободы СМИ, пишет The Financial Times. Некоторые говорят, что новое руководство "восстанавливает настройки" жесткой системы дооранжевой эры, в которой переплетены крупный бизнес, политика, повсеместная коррупция и рудименты советского режима; другие считают, что оно пытается копировать "управляемую демократию" Путина, отмечают журналисты Нил Бакли и Роман Олеарчик.

Со своей стороны, команда Януковича утверждает, что всего лишь восстанавливает стабильность после междоусобиц и хаоса, надоевших многим украинцам. "Но в результате полномочия Януковича были расширены относительно полномочий парламента и судебной системы, были арестованы чиновники, принадлежащие к оппозиционным партиям, а спецслужбы стали играть более активную роль во внутренней жизни страны. Оппозиция опасается, что администрация воспользуется своим растущим влиянием для манипуляций на выборах в местные органы власти 31 октября и еще более увеличит свою власть над страной", - говорится в статье.

Выбор союзников Украиной и ее политическое устройство имеют колоссальное геополитическое значение, напоминает газета. Сейчас Россия еще активнее втягивает Украину в экономический союз бывших республик СССР, считает издание. Со своей стороны, ЕС предлагает ей заключить соглашение о сотрудничестве и свободе торговли и при этом, как и США, воздерживается от публичной критики в адрес Януковича, чтобы не подтолкнуть его в объятия Москвы. "Оппозиция сожалеет о такой нерешительности", - пишут авторы. Так, Юлия Тимошенко уверяет, что против оппозиции используются политтехнологии, от юридических ограничений на участие в выборах и манипуляций избирательными комиссиями до создания партий-клонов, призванных запутать электорат.

Состояние СМИ тоже вызывает тревогу, говорится в статье: "Януковича изображают на манер Путина: он приказывает чиновникам решать проблемы, оставшиеся от предыдущего правительства. Оппозиции дают намного меньше эфирного времени, утверждает Наталья Лигачова, глава организации "Телекритика", которая занимается мониторингом СМИ". В результате судебной тяжбы два телеканала, критикующие новое правительство, были лишены нескольких частот в пользу конкурирующей компании, которая принадлежит главе СБУ Валерию Хорошковскому. Сам Хорошковский уверяет, что теперь его компаниями управляет его супруга, а он не злоупотребляет своей политической властью и не играл активной роли в споре за частоты.

"Однако СБУ оказывает нажим на иностранные неправительственные организации", - пишет газета, упоминая, что в июне Нико Ланге, глава украинского отделения Konrad Adenauer Foundation, был задержан на 10 часов. В сентябре сотрудники СБУ выясняли, не финансирует ли организация Джорджа Сороса политические партии.

Со своей стороны, Хорошковский заявляет, что обвинения в сворачивании демократии - вымысел. Сам президент категорично отрицает, что демократические свободы систематически попираются. По словам главы его администрации Сергея Левочкина, оппозиция все преувеличивает, пытаясь дискредитировать руководство.

"Тем не менее, за рубежом растет обеспокоенность состоянием демократии в Киеве и его сближением с Москвой", - пишет газета. 14 октября вице-президент США Байден в телефонном разговоре с Януковичем упомянул о важности свободных выборов и свободы СМИ, призвал включить в конституционную реформу систему сдержек и противовесов, которая служила бы интересам всех украинцев.

"Но в кулуарах некоторые иностранные инвесторы и дипломаты, а также местные бизнесмены и интеллектуалы замечают, что после дисфункционального управления и разочарования общества, которые повлекла за собой "оранжевая революция", период сильного правления не помешает", - говорится в статье. Администрация Януковича составила план смелых экономических реформ, призванный облегчить ведение бизнеса в Украине, которая ныне занимает в этой категории лишь 142-е место, по версии Всемирного банка.

Однако попытки установить на Украине управляемую демократию российского типа провалятся, предрекает издание. "Еще не факт, что украинцы по примеру русских согласятся обменять политические свободы на более высокий уровень жизни", - пишет газета, отмечая, что украинскому правительству будет нелегко выполнить соответствующие финансовые обязательства. Вдобавок команда Януковича стремится крепить связи с ЕС, а ЕС, со своей стороны, требует продвигаться по пути демократизации. "Главный вопрос, готовы ли украинцы отстаивать свои свободы и при необходимости выйти на улицы, как в 2004 году", - заключает газета.

Никакой судебной реформы в Украине не было, а произошло лишь перераспределение сфер влияния в судах в пользу властной команды. Европа не собирается с этим мириться и, вероятно, будет готова пойти на более жесткие меры, если украинское правосудие не начнет хотя бы продвигаться к реальной независимости судей. Именно такие мысли напрашиваются после прочтения заключения Венецианской комиссии (ВК) по действующему закону о судоустройстве и статусе судей.

Вчера стали доступными для широкого ознакомления последние резолюции ВК, касающиеся новых правил игры в украинской судебной системе и их соответствия европейским стандартам. «Основные две проблемы касаются радикального сокращения роли Верховного суда (ВСУ) и повышения роли Высшего совета юстиции (ВСЮ) касательно назначения, дисциплинарного производства и увольнения судей»,— подчеркивается в документе.

Тем самым европейские юристы дипломатично, но недвусмысленно ткнули пальцем в главные мотивы летней судебной реформы, осуществленной под эгидой новоизбранного президента Виктора Януковича.

В основе этой реформы лежали два обстоятельства. Во-первых, после президентских выборов влиятельные юристы Партии регионов форсированно стремились лишить всяческой власти своих главных оппонентов — команду главы ВСУ Василия Онопенко. Излишне говорить, сколько раз за последние годы регионалы уличали господина Онопенко в крепкой зависимости от БЮТ и ее лидера Юлии Тимошенко. Во-вторых, юридические лидеры ПР намеревались закрепить за собой ключевые рычаги влияния на судебную систему.

Все это и есть скрытый, но главный смысл дипломатической формулировки «радикальное сокращение роли ВСУ и повышение роли ВСЮ». С одной стороны, Василия Онопенко не удалось снять с должности, но зато у ВСУ не осталось вообще никакого влияния на отечественное правосудие. С другой стороны, все влиятельные юристы-регионалы — министр юстиции Александр Лавринович, замглавы Администрации президента Андрей Портнов и глава парламентского комитета по правосудию Сергей Кивалов — являются членами ВСЮ, где теперь принимаются все важные кадровые решения по судебной системе.

Естественно, что регионалов не мог не обеспокоить вывод членов ВК, и они приложили большое количество усилий, чтобы представить резолюцию в позитивном для себя свете. Но вдумчивых людей в этом убедить не получится. Эксперты ВК нашли всего четыре позитива в новом законе о судоустройстве и статусе судей, в то время как претензий, дипломатично именуемых «рекомендациями», оказалось 28. При этом Комиссия повторила шесть своих замечаний к украинской Конституции, которые в основном касаются необходимости снижения политического влияния на судебную систему — со стороны президента, парламента и политических квот в ВСЮ.

Как следствие, регионалы оказываются в двойственной ситуации. Выполнить рекомендации европейских юристов в полном объеме они не в состоянии, поскольку это самым непосредственным образом поколеблет основу их влияния в судах. Но и проигнорировать эти рекомендации властная команда не может — как в Европе, так и в США не любят, когда судебные дела решаются вне пределов органов правосудия. В этих странах независимость судьи вообще принято считать важнейшей опорой демократического строя. Посему линия поведения юристов Партии регионов на ближайшее будущее понятна: демонстрировать бурное желание изменить законодательство сообразно рекомендациям ВК, но при этом стараться учесть их как можно меньше, а наиболее весомые вообще обойти.

Другой вопрос, согласится ли Европа играть в такие игры? Сама ВК не может применить какие-либо санкции в случае невыполнения ее необязательных к выполнению рекомендаций. Но легко предположить, что за мнением Комиссии стоит поддержка всех ведущих стран Европейского союза. И в этой связи заключения ВК можно в чем-то рассматривать и как политическую позицию этих стран, которые вряд ли будут в восторге от нынешней ситуации в нашей судебной системе. Может случиться так, что они вынуждены будут идти на серьезные публичные либо кулуарные политико-экономические санкции в отношении Украины. Особенно если учесть, что много неприятных вопросов у Европы вызывает не только украинское правосудие, но и другие политические шаги новой власти. В любом случае, член ВК от Украины Марина Ставнийчук подчеркнула, что в Европе прекрасно понимают происходящее в нашей стране и внимательно наблюдают за развитием событий.

Конечно, не стоит переоценивать усилия Европы по внедрению в Украине принятых на Западе основоположных принципов работы судов. В этом случае европейские лидеры, скорее всего, преследуют интересы своих граждан и бизнес-структур. Но по большому счету украинцам терять уже нечего — правовое поле разбалансировано в государственном масштабе, а суды гостеприимно открывают двери в основном только узкой группе людей при власти. Так почему бы и не поддержать рекомендации европейских экспертов, выполнение которых непременно заставит власть отвлечься от реализации только своих интересов и вспомнить о существовании интересов общества.

За полмесяца до местных выборов ВО «Свобода» (когда-то носившее куда менее презентабельное название Социал-националистической партии) вспомнило о своих корнях. Его кандидат на пост мэра Львова пообещал украинцам «социальную национальную революцию». Уже 31 октября. И показательные расстрелы. Бюллетенями. Лидер партии таких широких обещаний давать не стал. По его словам, задача — установить контроль над еще над четырьмя областными советами в Западной Украине — в дополнение к Тернопольскому, «завоеванному» еще полтора года назад. Впрочем, когда Олега Тягнибока спросили, претендует ли он на кресло председателя Львовского облсовета, он только улыбнулся и заявил, что считает себя деятелем не регионального, а общенационального уровня. Почему-то вспомнилось, как Адольф Гитлер — на суде над организаторами «пивного путча» — в ответ на предположение, что он планировал стать министром, театрально расхохотался и объявил, что на мелочи не разменивается. а собирается «уничтожить марксизм во всем мире».

«Йоббики» Тягнибока

Впрочем, почему «почему-то»? Рост популярности радикальных националистов — отнюдь не галицкая, а как минимум общеевропейская тенденция. И объяснения этого феномена как будто списаны из исторических исследований, посвященных 20—30-м годам минувшего столетия. Разочарование в возможностях демократии и рыночной экономики, финансовый кризис, ударивший в первую очередь по среднему классу, поиск простых политических решений, тоска по сильной руке, готовность списать все беды на засилье чужих… Ну разве что в роли «чужих» на этот раз выступают не евреи, а мигранты. Из стран третьего мира. Или даже из европейских стран победнее. Если уж Николя Саркози не стесняется настаивать на высылке из Франции румынских цыган, а Ангела Меркель в открытую заявляет о провале идеи мультикультурализма («не сработала идея», как в свое время выразился незабвенный Леонид Данилович), то чего смущаться восточноевропейским радикалам? Из венгерской партии «За лучшую Венгрию» (известную у нас как «Йоббик»), скажем… Или из украинской «Свободы»…

Разумеется, для отечественных «йоббиков» борьба с миграцией — задача важная, но не главная. Для них «чужие» — это не столько темнокожие торговцы секонд-хендом на Шулявке, сколько «русскоязычные оккупанты» и их пособники из самых что ни на есть «чистокровных» украинцев. Ну а в другом — риторика общая для всех европейских правых радикалов. Чего стоят только громогласные инвективы в адрес «либерастов» и «толерастов», звучащие на митингах «Свободы», или рассуждения Тягнибока о том, что «демократия — это хаос». Конечно, не стоит путать желание украинских радикалов «шагать в ногу» с Ле Пеном и «Фьямма триколоре» с настроениями их потенциальных избирателей, многие из которых о мультикультурализме никогда и слыхом не слыхивали, потому и разочароваться в нем не могли. Но Тягнибок и не пытается «строить из себя умного», он нащупывает то, с чем «пересічний громадянин» внутренне согласен, пусть даже и не решается об этом сказать вслух.

Кузнецы его счастья

С другой стороны, и самих «запретных» тем в украинской политике за последние годы стало меньше. Дискредитировать демократию и парламентаризм первым начал совсем не лидер «Свободы». Этим занимались все украинские президенты эпохи независимости, которым Верховная Рада только мешала. А собственную беспомощность или просто лень так легко было объяснить тем, что главу государства по рукам и ногам связывали демократические ограничения. И сакраментальное «Почему вы решили, что люди не хотят диктатуры?» произнес тоже не Тягнибок. Кстати, именно поэтому рост популярности национал-радикалов в нашем конкретном случае — это отнюдь не прямое следствие «разочарования в демократии» и тоски по сильной руке. За «сильную руку» украинские избиратели проголосовали еще в январе. 35,32% — за «железного хозяина», 25,05% — за «хозяйку»...

За девять месяцев, конечно, парламентская демократия не стала популярнее. Изменились разве что личные симпатии. И в этом — но только в этом — смысле результаты местных выборов будут уже следствием разочарования в январском «бегстве от свободы». Теперь — к «Свободе» по-тягнибоковски. В Германии 20-х «продажный парламентаризм» критиковали, кстати, не только нацисты, но и левые, и вполне респектабельные правые. Каждый в надежде на то, что это поможет прийти к власти именно ему. Только выиграть в этом состязании мог только один. И шансов было больше как раз не у тех, кто пользовался большей поддержкой. А у тех, кто в своем презрении к демократии был самым последовательным, а в достижении целей — самым бесцеремонным.

С другой стороны, бесцеремонность победителей президентских выборов в проведении своей «гуманитарной политики» стала для свободовцев не меньшим подарком, чем инфляция демократических ценностей. В этом тоже нет никакого ноу-хау — немецкие национал-радикалы в 20-е годы вовсю использовали чувства обывателя, оскорбленного «версальской несправедливостью» по отношению к Германии. Но если поведение победителей в Первой мировой еще можно объяснить подозрительной беспечностью, то демонстративное, нарочитое наступление на все, что вызывает у новой власти ассоциации с оранжевой эпохой (а ассоциации, как показывает практика, может вызывать даже простое присутствие украинского на телевидении и в кино), выглядит сознательной провокацией. Стремлением загнать ту часть интеллигенции, которую идеологи нового режима называют «национально озабоченной» в политическое, интеллектуальное (а, по возможности, и региональное) гетто. Рост популярности радикалов, выступающих в роли «последних защитников украинства», бело-синим «гуманитариям» только на руку — по их глубокому убеждению, лучшего способа дискредитировать оппонентов и придумать сложно.

Часть оппозиционной интеллигенции, кстати, с азартом включалась в эту игру. Впрочем, подыгрывать Тягнибоку она начала тоже не сегодня. Скажем, кампания по героизации ОУН и лично Степана Бандеры — даже если ее участники искренне верили в то, что они «всего лишь» восстанавливают историческую справедливость, — рано или поздно должна была привести к тому, что самыми популярными политиками среди адептов станут те, чье поведение будет едва ли не буквально копировать лозунги и стиль бандеровцев 30-х годов. Что ни говори, а у «Свободы» это получается лучше, чем у «Батьківщини», не говоря уже о «Нашей Украине».

Кто кого нанял?

Нашеукраинцы — и нынешние, и бывшие — склонны, впрочем, объяснять успехи Тягнибока куда более прозаично. Юрий Луценко, скажем, недавно потребовал, чтобы «Свобода» откровенно рассказала, кто ее финансирует. Дескать, расходы, на избирательную кампанию — по крайней мере, такую масштабную, какую проводят свободовцы, требует не меньше 10 млн. долл. Собрать которые представители малого и среднего бизнеса, о которых рассказывает Олег Ярославович, просто не в состоянии. Стало быть, есть крупные инвесторы. Иначе говоря, олигархи. Тягнибок отшучивается, как мантру повторяет тезисы о «малом и среднем», но фамилий все равно не называет. Уже и «Украинская правда» обратила внимание, что сообщения об акциях свободовцев рассылаются с факса киевской организации Партии регионов, и даже Наталья Витренко(!) приревновала «Свободу» к ПР, а в ответ звучит: «не надо завидовать», и никто из олигархов «не сможет утверждать, что контролирует нас».

Ну, было бы странно ожидать, что кто-то из крупных собственников, и без того немногословных, стал бы хвастаться, что дает деньги и уж тем более контролирует столь радикальные организации. Это во-первых. Во-вторых, поддержка может заключаться не только в финансировании. У крупного капитала и политических тяжеловесов есть и другие возможности посодействовать «молодым и перспективным». На эти возможности, кстати, и намекала Витренко. А в-третьих, если внимательно проследить за намеками и прямыми утверждениями, звучавшими в разное время в отечественных СМИ, то симпатии к Тягнибоку крупные собственники передают друг другу почти как в эстафете олимпийского огня. Сначала говорили, что «Свободу» поддерживает Петр Дыминский — это когда ее деятельность ограничивалась Галичиной. Массовую рекламную кампанию Тягнибока во время киевских выборов 2008 года объясняли политическим расчетом не то Рината Ахметова, не то Бориса Колесникова, «топившего» якобы таким образом Юрия Луценко (хотя еще можно поспорить, кто его на самом деле утопил). Во время тернопольских выборов 2009 всплыла фамилия Игоря Коломойского. А сейчас все больше говорят об Андрее Клюеве. Если все это правда, то ни о какой постоянной зависимости речи быть не может по определению. В крайнем случае — о сдельном сотрудничестве. На взаимовыгодных условиях.

Зачем Тягнибок бело-синим? В общем-то, понятно. Во-первых, мобилизовать собственный электорат. «Улучшения жизни уже сегодня» пока не наступило, «строительство новой страны» — дело долгое, а «неофашисткая угроза» — вот она, на расстоянии вытянутой руки. Недаром регионалы выступили с инициативой в очередной раз законодально закрепить запрет пропаганды идей фашизма и неонацизма. Не русских же националистов и не Николая Левченко авторы закона имели в виду! Во-вторых, Тягнибок уже давно выступает в роли спойлера «Нашей Украины» и БЮТ — сами бело-синие собрать голоса вчерашних оранжевых не в состоянии, а «Свобода» — вполне способна. Более того, делает это. Ну и в-третьих, Олег Ярославовича его «кураторы» на Банковой уже традиционно представляют как троянского коня в деле дискредитации уличной активности оппозиции. Тягнибок об этом может не знать, может от этого открещиваться, но разброд и шатание среди протестантов всегда можно объяснить сознательными действиями «агентов». Даже если причина совсем в другом. А на Банковой привыкли верить в «конспирологические теории».

Зачем бело-синие Тягнибоку? Да, собственно, для того же. А какие еще ресурсы есть у национал-радикалов для продвижения наверх? Тут, как говорится, каждая крошка в ладошку. А продвижение налицо. Еще недавно их воспринимали как откровенных клоунов. Потом они обзавелись депутатскими мандатами. Сейчас уже имеют крупнейшую фракцию в одном из облсоветов. Через неделю рассчитывают получить большинство во всей Галиччине и на Волыни. Что дальше? «Поход на Киев»? Можно, конечно, утешать себя тем, что ниша для украинского радикального национализма в нашей стране слишком узкая и темпы роста Тягнибока не такие уж и фантастические. Но в общем-то он и не спешит. А большинство на общенациональных выборах, пока они были хотя бы формально демократическими, даже Гитлер никогда не получал…

«Мы его наняли», — так объяснил назначение лидера самой радикальной партии главой правительства Германии вице-канцлер Франц фон Папен. 30 января 1933 года. Один из самых прожженных политиканов Веймарской республики даже не догадывался, что у нового канцлера были другие планы. А 30 января двенадцать лет подряд в «новой Германии» будут называть… днем национальной и социальной революции.

В Украину пришли водоочистные фильтры скандального российского изобретателя Виктора Петрика. Фильтруют они, согласно независимой экспертизе, так себе, но создатель, умеющий «внедрять» их в государственных масштабах, уже дал в Киеве пресс-конференцию.

В том, что уроженец Житомирской области Виктор Петрик – и вправду гений, сомнений нет. Попробуйте-ка сделать фильтр, в эффективности которого сомневаются многие эксперты, объявить, что он превращает в чистейшую питьевую воду даже радиоактивные отходы, – и добиться, чтобы высшие государственные чины выдали несколько миллиардов на его повсеместное внедрение. Слабо? А у Петрика в России получилось!

Правда, сейчас россияне требуют снять принудительно установленные фильтры, называя их причиной случаев заболевания серозным менингитом, а защитники прав потребителей уже судятся с Петриком. Но он уже развернул рекламную кампанию в украинских СМИ – и вновь у него может все получиться. СЭС Государственного управления делами (!) дала добро на установку «уникальной системы очистки питьевой воды» в детских садах, больницах и учебных заведениях Украины. Причем на официальный запрос «Газеты…», почему этим занималась сама ДУСя, в СЭС так и не ответили.

Без профильного образования, но с «питерскими связями»

Видимо, перед нами – либо невероятно разносторонний самоучка, либо человек, умело использующий контакты, которые наладил в начале 90-х, в бытность экономическим советником Петербургской мэрии. Петрик – психолог по образованию – не впервые выбивает финансирование под то, что профильные ученые считают ерундой. В свое время сам премьер Черномырдин выделил 5 млрд бюджетных рублей на его проект по созданию гамма-лазера – устройства, возможность которого в ближайшем будущем наука отрицает. Еще в активе 64-летнего гения – технология изготовления скрипок Страдивари, формула беспроигрышной игры в казино, вечно вращающийся цилиндр, не потребляющий энергии... Сам Петрик, правда, теперь утверждает, что это выдумки газетчиков. Сейчас он – академик Российской академии естественных наук (РАЕН не имеет отношения к РАН, Российской академии наук, зато имеет в своих рядах президента Чечни Рамзана Кадырова и загремевшего в тюрьму шарлатана-гипнотизера Григория Грабового), владелец и научный руководитель ООО «Холдинг «Золотая формула». И он снова продвигает свои изобретения через самую верхушку власти.

«Попал в струю» с нанотехнологиями и «Единой Россией»

В 2006 году партией «Единая Россия» был запущен проект «Чистая вода», один из пунктов которой – оснастить жилые дома и учреждения страны «специальными фильтрами очистки».

Через три года Петрик совместно с председателем Госдумы Борисом Грызловым (по образованию – радиоинженером) получил патент на новый способ очистки жидких радиоактивных отходов до состояния чистейшей питьевой воды. Холдинг Петрика выиграл конкурс на участие в «Чистой воде», организованный «Единой Россией» (было бы странно, если бы не выиграл), и получил право устанавливать свои фильтры «с наночастицами» по всей стране. Узнав, что на проект просят 165 млрд рублей, россияне засомневались: может, астрономическую сумму и хотят «отфильтровать» в первую очередь?

Фильтр «ZF-МЧС»", протестированный независимой московской лабораторией «роса». Результаты экспертизы показали его неэффективность

 

По просьбе журналистов, пишущих о науке, комиссия по лженауке при РАН изучила фильтры. Ответ поставил в тупик: изобретения этого человека лежат не в сфере науки, а в области изобретательства и бизнеса. Часть его патентов содержит сведения, неверные с научной точки зрения и идущие вразрез с законами физики, а воздействие наночастиц при попадании в организм до конца не исследовано. СМИ тут же припомнили отсутствие у Петрика высшего технического образования, а также то, что в 1984 году он сидел за мошенничество, грабеж, вымогательство, незаконные валютные операции и принуждение к даче ложных показаний.

По идее, над Петриком с его придумками тут же должен был театрально закрыться занавес. Но изобретатель назвал происходящее травлей и подал в суд сразу на несколько изданий. Тем временем, стало известно, что программа «Чистая вода» начнет финансироваться уже с 2011 года, а из бюджета ежегодно будет выделяться «всего лишь» 3 миллиарда рублей. Названия фильтров, которые будут закупать и устанавливать по России, в тексте госпрограммы не указаны, но россияне не сомневаются: без Петрика не обойдется.

В суде Петрик защищается документами, выданными в Украине

Чем ближе к реализации программа «Чистая вода», тем больше паникуют россияне. Жители Великого Новгорода, например, где «фильтры Петрика» экспериментально установлены еще с 2007 года, пишут заявления во все возможные инстанции, вплоть до генпрокуратуры. В последние два года в области были случаи заболевания серозным менингитом, причем в детских учреждениях, сплошь напичканных этими устройствами. Если верить рекламе, петриковские изобретения не пропускают вредоносных бактерий, «не имеют аналогов в мире» и позволяют получать воду, употребляя которую, можно дожить до 140 лет. Но вместо того чтобы фильтры все-таки от греха подальше снять, область выделила аж 5 млн рублей на замену картриджей.

Заключение СЭС от 10 августа 2010 года, разрешающее использовать фильтры «Золотой формулы» в детских лечебных и образовательных учреждениях

 

Правды ищет и Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП). По их заказу одна из московских независимых лабораторий провела экспертизу фильтра «Золотая формула ZF–МЧС». Исследования показали: устройство не соответствует тому, что указано в его паспорте. Ряд веществ – в том числе хлор – оно не задерживает, фильтрует вместо четырех литров в час чуть больше двух, при выработке 9% заявленного ресурса наглухо забивается, но перед этим становится рассадником для бактерий, заражая ими даже стерильную воду!

ОЗПП подало на «Холдинг «Золотая формула» в суд, требуя признать производство и продажу фильтров незаконными. По просьбе «Газеты…» эксперт общества Роман Гайдашов прислал результаты экспертизы, а также рассказал о судебном процессе.

– 30 сентября состоялось первое заседание суда. Конечно, юристы Петрика все отрицают. Мол, не факт, что лаборатория исследовала именно их продукт, который прошел многочисленные испытания! На руках у ответчиков – сертификаты соответствия, выданные не только в РФ, но и… в Украине.

О том, что фильтры не соответствуют требованиям по микробиологии, говорили еще более двух лет назад эксперты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и НИИ экологии человека и окружающей среды им. А. Н. Сысина. В их заключении сказано, что фильтры на основе УСВР не только не до конца очищают водопроводную воду от микроорганизмов, но и добавляют в нее новую нежелательную микрофлору. Впрочем, на все подобные заключения Петрик демонстрирует прямо противоположные.

«Бананотехнологии» лезут и к нам

Как оказалось, «Золотая формула» разработала программу «Чистая вода Украины». В основных задачах проекта, размещенного на сайте компании, – разъяснительная работа с чиновниками разных уровней, повышение качества питьевой воды в социально значимых учреждениях страны и «применение нанотехнологий в очистке питьевой воды». Ну, насколько удачно Петрик общается с чиновниками, видно на российском примере. А вот с применением «нанотехнологий» все не так однозначно. Не так давно по требованию Общественной палаты Роспотребнадзор провел экспертизу фильтров (после стольких-то лет эксперимента над новгородцами!). Выяснилось, что никаких «наночастиц», о которых на каждом углу кричал их создатель, там нет. Магическая приставка «нано», покорившая все российское руководство, оказалась фикцией.

Неудивительно, что россияне в очередной раз засомневались в дееспособности наноиндустрии в России и давно прозвали все ее детища «бананотехнологиями». Теперь ими пытаются покорить и Украину – Виктор Петрик не жалеет денег на сюжеты и целые циклы передач, рекламирующие его чудо-изобретение.

Момент выбран точно: после смерти двух младенцев в Тернопольской и Винницкой областях от некачественной питьевой воды, на которой делали детские смеси, украинское руководство озаботилось состоянием воды в стране. Премьер Азаров поручил «осуществить мероприятия по обеспечению граждан Украины качественной питьевой водой», готовятся изменения в госпрограмму «Питьевая вода Украины на 2006–2020 г.», разрабатываются и утверждаются соответствующие региональные программы. Коммунальные службы столицы тоже готовят такую целевую программу на 2011–2020 г, включающую в себя и доочистку воды.

Делать эту доочистку готовы несколько частных структур. Правда, как заверил «Газету…» заммэра Александр Мазурчак, никакой «Золотой формулы» в этом списке нет. И слава Богу.

«Наши фильтры уже стоят в больницах и школах Украины»

Николай Шпак, гендиректор предприятия «Горизонт М», официального дистрибьютора фильтров «Золотая формула»:

– Да, СЭС Украины проводила всевозможные тестирования и проверки. И выдала результат экспертизы, что эти фильтры могут устанавливаться в детсадах, школах. Наши фильтры уже и так стоят во многих больницах и школах – и в Одессе, и в Киеве, и под Киевом, и в Белой Церкви, и у нас в Первомайске. И заказов на установку полно. Это лучшие в мире фильтры, и единственные, которые чистят воду. Все остальные – бутафория и обман. На пресс-конференции в Киеве это было наглядно продемонстрировано. Взяли фильтры, имеющиеся в продаже, и пропустили через них набранную из Днепра воду. Все фильтры выдали то же самое, что в них залили. Все, кроме нашего. И изобретатель Петрик, выпил целый литр. Потому что в итоге получается идеальная вода, в первозданном виде.

«Петрик признал несовершенство своих фильтров»

Валерий Грищук, кандидат физико-математических наук, координатор центра высоких технологий университета «Украина», внештатный консультант комитета ВР по науке и образованию:

– Петрик – талантливый популяризатор-рассказчик, авантюрист крупного масштаба. На его пресс-конференции в Киеве 2 сентября я спросил, каким образом вода, пропущенная через его фильтры, продлевает жизнь. Он ответил, что там есть намек на антиоксидант. А я серьезно занимаюсь водой, и в частности антиоксидантами, и у меня всегда с собой прибор, определяющий их наличие в воде. Я проверил – никаких антиоксидантов там и близко нет. Но даже если бы они там были, о продлении жизни все равно говорить нельзя. Они могут лишь замедлить процессы старения.

Также Петрик говорит, что его фильтры очищают воду от тяжелых металлов и органических соединений. Но тяжелые металлы всегда присутствуют в воде в виде ионов или атомов. И если фильтр пропускает молекулу воды, то пропустит и тяжелый металл. Для того, чтобы его действительно убрать из воды, ее нужно хорошо окислить, тогда молекула окисла металла станет больше молекулы воды и сможет задержаться в фильтре.

Еще один бред Петрика, который мне как физику-оптику слушать смешно: мол, вода после фильтра настолько чистая, что имеет голубой цвет. Если в воде нет никаких частиц – она бесцветна! В итоге Петрик признал, что его фильтр – просто для доочистки воды, соли жесткости он не убирает, ряд тяжелых металлов тоже не убирает, никакого продления жизни не вызывает.

«Вода не очистилась практически ни по одному показателю»

Владимир Скупченко, президент ассоциации «Питьевая вода Украины»:

– Мы специально купили фильтры «Золотой формулы», поставили их на очистные сооружения сначала в Николаевской области, в поселке Корениха, – там вода очень плохая по всем показателям. В верховье поселка находится городская свалка, и все попадает в подземные источники, которые обеспечивают водой население. Так вот: мы отвезли пропущенную через фильтр воду на анализ в санстанцию. Оказалось, что ни один показатель не улучшился. То же самое было в Миргороде. При встрече с Петриком я ему обо всем этом рассказал. Он мне четко ответил, что фильтр чистит только воду из городского водопровода, а с такой жесткостью и такими показателями не справляется. Я с водопроводами работаю больше 25 лет, и в то, что СЭС ДУС проводила настоящую экспертизу я поверю только после того, как докажут, что все было по правилам: комиссия в составе представителя СЭС, «Золотой формулы», детского сада или школы отобрала пробы и сделала контрольные анализы и т.д.

Судебная реформа свершилась. Порядок рассмотрения дел судами изменился. Как нововведения сказываются на правах каждого из нас в тех или иных обстоятельствах? Как изменились условия прохождения гражданских дел - в частности, при взыскании задолженности по кредитам и других долгов, а также при возмещении ущерба?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как изменились сроки рассмотрения гражданских дел в связи с судебной реформой: 

Процедура Ранее длилась Что теперь Что означает
Рассмотрение дела (ст. 157 Гражданского процессуального кодекса) 2 месяца + 1 месяц продления 2 месяца + 15 дней продления Судьи будут иметь меньше возможностей откладывать рассмотрение дел, а стороны, заинтересованные в затягивании, – меньше возможностей затянуть дело. В то же время у судей будет меньше времени, чтобы вникнуть в суть дела
Обжалование решения суда первой инстанции (ст. 294 ГПК) 20 дней 10 дней Стороны будут иметь меньше возможности для обжалования решений: в новые сроки можно не успеть получить уведомления о принятом решении
Рассмотрение дела в апелляционном суде (ст. 303-1 ГПК) Нет срока 2 месяца + 15 дней продления Установление конкретных сроков не позволит судье затягивать рассмотрение дела до бесконечности
Оспаривание решения апелляционного суда (ст. 325 ГПК) 2 месяца 20 дней Стороны будут иметь меньше возможности для обжалования решений
Рассмотрение кассации в высших судах (ст. 330-1 ГПК) Нет срока 1 месяц Судья не сможет затягивать или откладывать рассмотрение дела
Направление повестки, срок до заседания (ст. 74 ГПК) Не позднее 7 дней Не позднее 3 дней Заинтересованная сторона получит возможность организовать судебное рассмотрение таким образом, чтобы, даже получив повестку, оппоненты не смогли попасть на заседание
Рассмотрение иска о признании долга по коммунальным платежам через судебный приказ (ст. 96 ГПК) Норма отсутствовала 3 дня

 Ускорится рассмотрение дел о признании коммунальных долгов без участия сторон. Многие должники узнают о таких решениях уже на стадии исполнительного производства / принудительного взыскания

 

 

 

 


 

 

 

 

Что изменилось для физлиц-участников судебных споров

Вид спора Статус физлица в споре Что изменилось
Взыскание задолженности по коммунальным платежам Ответчик Ранее в перечне дел для «приказного» (ускоренное, решение по сути выносится через 3 дня – ст. 102 ГПК) прав требования коммунальных долгов не было. Теперь должники будут иметь ограниченные возможности обжалования
Взыскание задолженности по кредиту Ответчик Ст. 382 Уголовного кодекса видоизменилась таким образом, что граждане (а не только должностные лица, как ранее), намеренно не выполняющие решения суда (в том числе и по кредитным выплатам), будут нести не символическое наказание (до 170 грн), а реальное – до 17 тыс. грн или до 3 лет тюрьмы
Оспаривание кредитного договора или какого-то его пункта, требование к страховой компании выплатить возмещение Истец Будет происходить быстрее: на всех инстанциях экономится до половины затрачиваемого сегодня времени. Но истцу придется потратиться на хорошего адвоката. Из-за отмены предварительного заседания и запрета менять суть дела в ходе его рассмотрения судья легко может закрыть дело, сославшись на неправильно подготовленный иск
Возмещение ущерба от ДТП, развод, раздел имущества Истец Будет происходить быстрее: на всех инстанциях экономится до половины затрачиваемого сегодня времени
Ответчик Будет вынужден максимально оперативно обжаловать решения суда и нести дополнительные расходы на защиту своих прав

Самое главное в судебной реформе -- сокращение процессуальных сроков. Речь идет не только о сроках рассмотрения гражданских и уголовных дел, но даже о сроках вручения повестки. Для населения это означает, что, с одной стороны дела, будут продвигаться быстрее (например, в спорах с банками, страховщиками, магазинами), но с другой -- рассматривать их, возможно, будут в спешке и не очень качественно. 
Сокращение сроков может отразиться и на кошельках участников процесса. Некоторые юристы в неформальных разговорах признают: в сложившихся обстоятельствах их услуги будут дорожать. Во-первых, потому что иски и другие документы нужно будет подавать быстро. Во-вторых, потому что за движением дела нужно будет следить гораздо более пристально. В-третьих, иски нужно будет подавать качественные.
Одна из новаций, которая подтолкнет к этому, -- запрет менять суть иска по гражданским делам, а также подавать встречные иски после начала рассмотрения дела по сути. "Это заставит более тщательно готовить дела. Ведь не единичны случаи, когда юристы работают по принципу: ввяжемся в бой, а том посмотрим, что противопоставит оппонент. С введением этой новации правоведам будет гораздо труднее объяснить клиенту, почему нужно подавать новый иск, почему было отказано в удовлетворении первого, и почему клиент должен нести дополнительные затраты", -- рассказывает адвокат юрфирмы "Шмаров и Партнеры" Олег Кононенко.

В приказном порядке

Неприятным сюрпризом для рядовых потребителей будет и расширения сферы применения судебного приказа в гражданском судопроизводстве (речь идет о судебном решении, которое суд выносит уже через три дня после принятия дела в производство). При этом стороны на процесс вообще не вызываются. 
Если ранее судебный приказ мог касаться только решений о выплате начисленной, но не выплаченной зарплаты или о компенсации расходов на поиски должника, то теперь этот перечень значительно шире. И основным добавлением-страшилкой является право коммунальных служб, а также компаний, предоставляющих услуги связи, Интернета, телевидения взыскивать долг со своих клиентов через механизм судебного приказа.
Кроме того, на ответчика автоматически "вешаются" и судебные издержки. А если дело уже перешло в стадию судебного исполнения -- то еще 10% суммы иска в качестве компенсации труда исполнителей. Избежать принудительного исполнения вряд ли удастся. "У должника есть всего семь дней на добровольное исполнение решения. Об этом сроке он может и не узнать из-за элементарной задержки с отправкой почты исполнительной службой", -- предупреждает партнер ЮФ "Вернер и Партнеры" Владимир Терещенко.

Впрочем, есть и положительные новации относительно судебного приказа. Через этот механизм можно получать присужденные алименты, если это требование не связано с установлением или оспариванием отцовства. Кроме того, через судебный приказ можно возвращать стоимость товара ненадлежащего качества, если есть решение суда, признающее товар некачественным, и оно вынесено относительно определенной группы лиц.

Кары для заемщиков

Важной новацией является также появление уголовной ответственности за умышленное невыполнение судебного решения простыми гражданами (см. таблицу "Что изменилось для физлиц…"). Прежде всего, ужасные слухи поползли среди проблемных банковских заемщиков: дескать, теперь за каждую просрочку, по которой финучреждение будет судиться с должником, можно угодить за решетку.

Однако юристы успокаивают: чтобы попасть под действие этой статьи, нужно, чтобы в действиях заемщика был злой умысел. "Наличие умысла доказывает обвинитель. А ответчик может в свою очередь приводить доводы, что, например, задержки с платежами, согласно решению суда, случаются из-за объективных обстоятельств -- потери работы, проблем в семье и прочее. Перечень законом не ограничен. Важно показать, решение хоть как-то исполняется. Например, если речь идет о взыскании долга, то выплата даже небольших сумм уже свидетельствует в пользу должника", -- говорит старший юрист международной юридической компании AstapovLawyers Анна Тищенко.

  • Сократились сроки продления производства до 15 дней;
  • сократились сроки обжалований до 10--20 дней;
  • сократились сроки уведомления о судебных заседаниях -- до 3-х дней;
  • повестку не обязательно теперь вручать в руки, можно отправить по месту прописки или дать в СМИ объявление о начале дела;
  • отменено обязательное предварительное заседание по гражданским делам;
  • запрещено менять суть иска, а также подавать встречные иски после начала рассмотрения дела по сути;
  • у кредиторов появилось право взыскивать долг со своих должников посредством судебного приказа (то есть в течение 3-х дней);
  • ввели уголовную ответственность за умышленное невыполнение решения суда

Команда Виктора Ющенко давно уже не у дел. Но соратники нынешнего президента не успокаиваются. В этот раз борьба идет за звание первых борцов с коррупцией в стране. На днях Конституционный суд огласил решение относительно соответствия Основному Закону ряда норм трех антикоррупционных законов, которые в Верховную Раду подал еще Виктор Ющенко. Вступить в действие документы должны с 1 января 2011 года.

Пакет законов «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за коррупционные правонарушения» парламент принял в июне 2009 г., но под давлением судейского корпуса его заблокировали в апреле этого года. И вот КС принял решение, вследствие которого из текста документов изымаются некоторые жесткие нормы.

Интим предлагать

Эти события — хороший повод напомнить о нашем всеобщем зле. Определение коррупции звучит сухо: злоупотребление служебным положением в корыстных целях. На деле она вездесуща и многолика. Это не только взятка или банальное обворовывание своего учреждения. Звонок по личному делу с рабочего телефона за счет своей фирмы — мелкий, но уже подпадающий под дефиницию коррупционный акт.

Коррупция бывает малой и большой. Малая начинается в школах, где учителя принимают подарки за то, что они и так обязаны делать. О большой коррупции знают все. Это теневая экономика, миллионные взятки, лоббизм, заказные решения судов, распил бюджета и прочее, прочее.

У этих проявлений есть несколько общих черт.

1. Коррупция — интимный акт. Между взяткодателем и взяточником устанавливаются доверительные отношения. Кумовство и местничество предполагают личное доверие, поэтому они тесно связаны с коррупцией. Это означает, что взятку у человека с улицы умный коррупционер не возьмет.

Во время коррупционного акта с его участниками происходит удивительная метаморфоза.

Из рядового просителя взяткодатель превращается в привилегированного человека. Ощущение защищенности, обласканности, словно вас принимают в тайный орден своих — сладкая наживка, на которую ловятся многие. На этих ощущениях паразитировал советский блат. Коррупция, его дитя, переняла от отца его коварный метод.

2. Коррупция — это всегда нарушение правил, инструкций, законов, писаного или неписаного порядка вещей. Один человек, с которым пришлось работать, долго вел бизнес в Канаде. Как-то он заметил: наши люди отличаются от цивилизованных неумением следовать законам, правилам, инструкциям.

На заре ХХ в. социолог Макс Вебер писал, что капитализм — явление сугубо западного общества. Вообще, суть западной культуры — рационализм как введение понятных правил и четкое им следование. Капитализм, по мнению Вебера, это рационализированная алчность.

В идеале он предполагает не коррупцию, а конкуренцию, открытое честное соревнование, четкие правила поведения, законы, которым подчиняются все. Не хотелось бы углубляться, был ли капитализм когда-то таким и в каком веке. У нас коррупция — это системный элемент капитализма, и основывается эта модель на славянском менталитете.

3. Коррупция всегда недемократична, потому что не предполагает конкуренции, состязания. Беда в том, что она всегда решает вопросы за счет кого-то. На первый план выходят такие качества личности, как пронырливость, умение втираться в доверие, а то и просто наличие родственников на нужном посту. Люди же с талантом оттираются на второй план. Эту сторону коррупции хорошо видно при поступлении в вузы, когда бездари занимают места по-настоящему одаренных людей.

Ядро проблемы — на Западе при деловых контактах вас оценят прежде всего по способностям, и только потом — по личному обаянию или толщине вашего кошелька. У нас ценится другое: сможете ли вы найти подход к нужному человеку, не будете ли болтать, легко ли пойдете на нарушение закона и т. д.

Система самоуничтожения

Уничтожение таланта в масштабе всего общества — основное преступление коррупции. Она душит всякое проявление здоровой инициативы. Отсюда вся наша беспросветная нищета и незащищенность.

То, что в Украине коррупция — системное явление, сомневаться не приходится. Она охватывает все сферы общества, приобретая формы от мизерных до самых масштабных. Начинается она с автобусного билета за 1,50 грн. По молчаливому сговору (условие — действующие лица должны знать друг друга, что, поверьте, вполне реально) вы покупаете у кондуктора два билета вместо одного, но один из них, как было бы положено, вам не пробивают. Выгоду получаете вы и кондуктор. Проигрывает городской бюджет.

Пример самой масштабной взятки — кредит в $4 млрд от одной страны в обмен на открытие для нее внутренних и сырьевых рынков Украины. Эта сделка — пример коллективной коррупции, так как кредит будет частично разворован, частично уйдет на поддержку экспортеров через валютные интервенции НБУ.

Вряд ли склонность к коррупции касается всех поголовно, но она характерна для критической массы людей в нашем обществе. Народ, привыкший сидеть на этой игле, не имеет шансов выжить в борьбе наций на мировой арене — коррупция снижает конкурентоспособность страны. Существует понятие «микроструктура принятия решений». Если в миллионах случаев решения принимаются не лучшим образом, когда ищут не эффективности, а «интима», то и жизнь всего общества меняется не в лучшую сторону. И пока это будет продолжаться, мы будем все время проигрывать.

Похоже, власть имущие имеют смутное представление о масштабах коррупции в стране. Либо скромно умалчивают об этом.

По словам президента Виктора Януковича, из каждого миллиарда бюджетных средств через коррупционные механизмы разворовываются около 20%, или 200 млн грн. То есть масштабы коррупционного воровства достигают более 50 млрд грн в год. А в ГУБОП МВД Украины считают, что сумма самой крупной взятки, которую они выявили в этом году, составляет 2,5 млн грн. Средняя сумма взяток по стране — 50 тыс грн.

Главный приговор злу №1 — оно понижает качество жизни, помогая отравлять воздух и воду заводам и комбинатам, оно делает нас беззащитными перед произволом и насилием. Милиция уже не желает нас охранять — лучше контролировать проституток или крышевать продажу наркотиков. Если с вами или родными случилась беда и у вас нет «концов» в правовой системе, рассчитывать на справедливость не приходится.

Существует предел, когда коррупция начинает угрожать основам существования общества. Мы уже прошли этот предел. Свидетельство тому — неуклонное сокращение численности населения страны.

Травля крыс

Коррупцию надо травить, как крысу. Конечно, убить ее до конца никогда не удастся — всегда найдутся те, кто ищет легких путей. Но ограничить ее можно.

Коррупция бытует при наличии предпосылок: кумовства и землячества, слияния бизнеса и власти, отсутствия политической воли у руководства страны и селекции людей, способных бороться с этим злом. Ограничив эти явления, можно ограничить и большую коррупцию.

1. Непотизм. Для коррупции необходимо доверие участников, чтобы информация о противозаконном и порицаемом акте не выходила за рамки узкого круга лиц. Лучше всего создают круговую поруку родственные, кумовские и земляческие связи. Поэтому антикоррупционная реформа должна содержать поправки к законам о госслужбе и другим законодательным актам, которые бы запрещали пребывание родственников (близких и дальних) и кумовьев на руководящих постах в одной и той же госорганизации, а также пребывание указанных лиц в госорганах, непосредственно пересекающихся в деятельности. Также лиц, претендующих на должность, предполагающую принятие решения (те, кто ставит подписи под распоряжениями) или где есть распоряжение материальными ценностями, принимать на работу только по конкурсу.

2. Сращение бизнеса и власти. Эта предпосылка не менее благодатна для коррупции, чем кумовство. Бизнес, по определению действующий в отношениях конкуренции, не может считаться таковым, если существует благодаря власти. Общество со сбалансированными интересами и оптимизированными отношениями зиждется на сепарации бизнеса от власти, исполнительной и законодательной. Если бизнесмен хочет влиять на власть и лоббировать, он может это делать путем ведения информационных кампаний, спонсирования партий и наделения общественных организаций и партий полномочиями представлять интересы лично его группы, его класса. Предложения здесь таковы. Принять поправки к законам о выборах народных депутатов, выборах депутатов местных советов и в органы самоуправления, а также к законам о статусе народного депутата, о госслужбе и т. д. Суть поправок: бизнесмен (для парламента — крупный и средний бизнес, для местных советов — включительно и малый), а также его близкие родственники не имеют права быть: а) чиновниками, б) депутатами парламента, в) избранными лицами — мэрами или главами местных советов, г) депутатами местных советов. Также все виды спонсорства и прочего взаимодействия с партиями и общественными организациями должны четко регламентироваться законом.

3. Жесткий мониторинг расходов чиновников. Эта мера действует во всех развитых странах. Она предполагает не только внесение изменений в законодательство, но и кропотливую честную работу налоговых органов.

4. Наличие политической воли и селекция людей, способных бороться с коррупцией. Без политической воли руководства страны коррупцию не истребить. Рыба ведь гниет с головы. А если голова светлая, добрая и волевая, просветлеет и общество. Пожелания здесь, конечно, наиболее спорны. И все же. Следует создать особый орган по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти (идея создания Бюро национальных расследований неплоха). Наделить этот орган правом давать рекомендации при кадровом отборе «крысоловов» — профи, морально готовых отлавливать коррупционеров. При отборе таких лиц руководствоваться в первую очередь незапятнанностью связями и коррупционными делами. Кандидат также не должен иметь родственников и кумовьев в органах власти и бизнесе. Этот человек должен быть чист в лично-бытовом отношении. Следует также законодательно запретить быть чиновниками, а также избираться в депутаты всех уровней лицам, у которых были судимости. Лица, проходившие по уголовным делам как свидетели, должны быть «просвечены» указанным выше специальным органом. Если не упразднить, то сделать более мягкими условия лишения депутатов неприкосновенности.

5. Перед законом все равны. Вор должен сидеть в тюрьме — эта истина должна воплотиться в жизнь, даже если придется посадить половину взрослого населения страны. Исключений быть не должно, иначе придется наблюдать очередной раунд нашего национального вида спорта — имитации борьбы с коррупцией.

Подготовительные меры

Осознает ли наша власть необходимость победы над злом №1? Или она — дежурный рой пчел, ожесточенно борющийся с медом?

Не так давно Виктор Янукович обещал наказывать «каленым железом» всех, кто соблазнится на собственность украинского народа. Пока никого не посадили — дела обычно расследуют долго. К суду готовы только дела Анатолия Макаренко и Игоря Диденко, посягнувших на газ «РосУкрЭнерго». Эти люди — соратники Тимошенко, поэтому закрадывается подозрение, что быть оппозиционером и коррупционером на сегодня — одно и то же.

Нельзя сказать, что власть ничего не делает. Скажем, идут чистки в МВД. За допущение правонарушений в служебной деятельности там возбуждено 462 уголовных дела. Хотелось бы видеть, сколько из них закончится позитивным решением суда — это будет тест на искренность намерений руководства МВД. Впрочем, в других ведомствах по поводу очищения рядов вообще молчат.

Кое-что делает президент. Он создал Национальный антикоррупционный комитет во главе с самим собой, проявляет интеллектуальную активность уполномоченный правительства по антикоррупционной политике. Юный уполномоченный (ему 33 года) создал антикоррупционные подразделения во всех госорганах. Но почему-то об их работе ничего не слышно. Также в парламенте зарегистрирован законопроект «О Национальном бюро антикоррупционных расследований». Дело было в марте, но до сих пор депутаты не удосужились закон рассмотреть. Видно, увлеклись более интересным занятием — ощипыванием оппозиционных фракций.

Зато старается КС. Он признал неконституционным ряд важнейших норм из упоминаемого пакета трех законов. Например, одну из принципиальных норм, предусматривающую спецпроверку сведений о привлечении к уголовной ответственности и ответственности за коррупционные правонарушения, подлинности информации о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, данных о состоянии здоровья, научной степени и ученом звании не только в отношении лиц, претендующих на чиновничьи должности, но и их близких.

Заметно, что власть больше занята подготовительными, организационными мероприятиями по антикоррупционной реформе, чем самой борьбой с коррупцией. Как только пройдут суды и виновные будут наказаны, можно будет говорить об искренности нынешней власти. А пока остается надеяться, что искоренение зла №1 станет синонимом обещанного Януковичем наведения порядка.