Статьи
Фонд госимущества Украины потихоньку сбыл свою долю в очередном ЗАО. На этот раз он лишился 34,34-процентной доли в ЗАО «ЭКОСТАНДАРТ» (это — киевская Дарницкая ТЭЦ). Уступил он ее (продажей данное действо назвать можно с натяжкой) аж за 30,37 млн. грн.
Напомним, речь идет об успешном энергобизнесе, обеспечивающем теплом примерно треть киевского Левобережья, в районе нынешней и будущей жилищной застройки.
Если пересчитать полученные деньги на киловатт установленной мощности, то „государственный“ киловатт установленной мощности оценили аж в 69 долл. Это в 2,3 раза меньше, чем аналогичный в „Киевэнерго“, и в 1,5 раза ниже, чем рынок оценивает мощности находящейся далеко за городом Трипольской ТЭС.
О такой скучной вещи, как продажа крупных пакетов акций с наценкой, вообще упоминать не будем. О земельных участках в районе метро, которые при грядущей реконструкции станции будут гектарами высвобождаться, тоже промолчим.
Даже „Донбассэнерго“, из которого несколько лет назад вывели основные активы, и то стоит гораздо дороже. Причем все это прикидки — на самом дне рынка, когда капитализация энергоактивов упала примерно втрое. Через пару лет все это будет стоить на порядок дороже.
Возникает вопрос — зачем ее вообще нужно было продавать сейчас? 30 млн. грн. совершенно не спасают ФГИ, в очередной раз проваливший план приватизации. При плане 6,35 млрд. грн. он наскреб от продаж что-то около миллиарда, или менее 15%.
Причем последняя цифра уже носит следы глубокой коррекции: сначала-то планировали поступление в бюджет 10,3 млрд. грн.
В данном случае не проходит даже объяснение, что на Фонд госимущества кто-то сильно политически надавил. Сама теплоэлектростанция с 2006 года контролируется парой дружественных офшорок группы „ТехНова“, за которыми стоят бывший депутат от „НУ—НС“ Анатолий Шкрибляк и бывший житель России Олег Яковенко.
Впрочем, в ФГИ наверняка возмущенно ответят, что все прекрасно и акции проданы аж на 7% дороже номинала, что на фоне осенней продажи ЗАО „Северодонецкий азот“ просто блеск.
Напомним, после „непростых переговоров“ (слова председателя ФГИ Александра Рябченко) в ноябре прошлого года пакет акций „Азота“ тайно сбыли на 30% ниже номинальной стоимости. Кто разрешил такой дисконт, неясно до сих пор. Сделка была настолько стремной, что ФГИ понадобилось почти полтора месяца, чтобы выдавить из себя официальное признание вырученной суммы…
Да и сейчас фонд лишний раз продемонстрировал свое неизбывное желание продавать объекты в разы дешевле рыночных цен.
Отдельный вопрос об оценке имущества. В Украине уже накоплен весьма приличный опыт рыночных продаж бизнесменами своих активов. Методов оценки достаточно много, но в общем пляшут от годового оборота. До кризиса работала формула „успешный заводик — три годовых оборота“. Сейчас цены упали раза в три-четыре, т.е. примерно до оборота за девять-двенадцать месяцев.
Однако, по версии ФГИ и его героического оценщика, бизнес столичных энергетиков стоит… 1,5 месяца работы, т.е. в шесть раз дешевле. Оркестр играет туш, все улыбаются. ФГИ снова „подарил“ акционерам более сотни миллиончиков.
Хотя ничего нового. При приватизации шахт „Укррудпрома“ был полуанекдотический случай: объект бодро оценили. При этом на рынке было предложение по цене втрое выше. Его, естественно, проигнорировали, оценщик тоже получил правильный результат.
А прошло немного времени, и объект продавал уже частный владелец и совсем по иной цене. „Дельта“ составила более миллиарда гривен, причем оценка делалась на базе практически той же финансовой отчетности.
И после этого ФГИ провел семинар, как правильно проводить оценку госимущества. С приглашением именно того же оценщика…
По большому счету, разговоры о том, что ЗАО нельзя дорого продать, сугубо в пользу бедных. Их реализовывать действительно сложнее, но было бы желание.
К примеру, перед продажей Дарницкой ТЭЦ акционерам можно было намекнуть, что госпакет можно, к примеру, передать в управление „Киевэнерго“ (где есть приличная доля Рината Ахметова) или той же Киевской госадминистрации. Благо, „Киевэнерго“ этим пакетом в свое время уже управляло…
Честное слово, цена бы как минимум не упала, и переговоры по-прежнему проходили бы в теплой конструктивной обстановке.
Тем более что годика так четыре назад те же акционеры ТЭЦ Фонд госимущества со станции выгоняли (не пустив ни одного его представителя в наблюдательный совет). Восстанавливаться тогда пришлось с помощью судов и Генпрокуратуры. И что, это испортило отношения? Да нет, судя по нынешней продаже, ФГИ от них в полном восторге.
Кстати, при декабрьской сделке госпакет ТЭЦ предусмотрительно поделили пополам и торжественно продали по половинке каждой офшорке. Что свидетельствует о том, что нынешние владельцы друг другу доверяют, но… допускают разные варианты.
Ну а государство после сделки потеряло влияние на ход будущей реконструкции станции (если она вообще когда-либо начнется)...
Вскоре ФГИ будет продавать госпакет другой успешной компании — „МАУ“. Наверное, потом тоже проведут семинар по обмену опытом.
На этот год планы приватизации утверждены, и, судя по всему, надежды — на „почти проданный“ „Укртелеком“. Если эту сделку все же доведут до конца, все остальное можно будет быстро и дешево (то есть, простите, строго в соответствии с данными „независимой оценки“) сбросить под шумок. Что, в общем, и делается. Нынешние форсированные продажи «закрытых акционерок» отлично укладываются в такую схему.
Пару лет назад, когда Александр Рябченко еще не возглавлял ФГИ, журналисты любили брать у него комментарии. Он четко и с юмором рассказывал о тогдашних приватизационных процессах. Любопытно, как Александр Владимирович образца 2008 года прокомментировал бы деятельность нынешнего главы Фонда госимущества?
- Информация о материале
Наиболее драматичным был случай с министром национального развития Те Чин Ваном… Один из его старых партнеров на допросе в Бюро по расследованию коррупции признал, что дал Те Чин Вану две суммы наличными по 400 000 сингапурских долларов каждая…
Секретарь правительства сказал, что Те Чин Ван попросил о встрече со мной. Я сказал, что не смогу встретиться с ним до тех пор, пока расследование не будет закончено. Через неделю офицер безопасности сообщил мне, что Те Чин Ван умер и оставил мне письмо: «…Я чувствую свою ответственность за возникновение этого неприятного инцидента и полагаю, что должен ответить за это в полной мере. Как благородный восточный джентльмен я считаю, что будет справедливо, если я заплачу за свою ошибку самую высокую цену».
Вскрытие показало, что он покончил с собой в результате отравления амиталом натрия. Я немедленно согласился. Огласка была столь болезненна для его жены и дочери, что они покинули Сингапур и уже никогда не вернулись в город. Они потеряли лицо.
Нам удалось добиться того, что общественное мнение рассматривало коррупцию в правительстве в качестве угрозы обществу. Те Чин Ван предпочел самоубийство позору и остракизму.
Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, государства с наименьшим уровнем коррупции в мире
Когда пишешь о коррупции в Украине, поражает не столько бесстыдство и жадность отечественных госслужащих, сколько покорная смиренность простых людей, которые не только позволяют себя грабить, но и считают это единственно возможной формой порядка. В обществе, где чувство собственного достоинства и необходимость отстаивать свои права не важны для большинства граждан, защита законов и свобод является лишь фигурой речи.
Например, мы хотели рассказать о коррупции на одном из столичных железнодорожных вокзалов. Все торговые места там, естественно, обложены не только налогами, но и взимаемой местной администрацией и правоохранительными органами многомиллионной данью, которая на порядок превосходит сумму налогов. Это нормально, все так работают. Но два месяца назад среди торговцев возникла революционная ситуация — руководство вокзальной милиции заменили, пришли какие-то суровые дяди из Луганска и повысили сумму ежемесячной мзды в три раза. Предприниматели возмутились и обратились в газету за помощью. Мы взяли диктофон и решили собрать глас народа. И тут произошло чудо. При нажатии кнопки „запись“ матерные тирады в адрес ментов вдруг сменились дифирамбами. Ей-Богу, если бы вокзальные милиционеры догадались взять камеру и записать эти елейные восхваления, почетные грамоты им гарантированы. Оказалось, что на записи к милиции никаких претензий нет. Но если бы мы в газете нашли способ сами, без диктофона, всех разоблачить и хотя бы сбить этим сумму поборов, то нас бы тоже отблагодарили. Предпринимательское сообщество на вокзале не смогло выдвинуть ни одного человека, который был бы способен выступить заявителем. Даже когда их грабят, они боятся подать голос протеста и ждут, что кто-то свыше придет и решит все проблемы.
Мы хотели написать о коррупции в СБУ. О том, как, условно говоря, начальник одного главка генерал Р. с подчиненными и, не исключено, с ведома своего руководства организовал систему поборов с импортеров товаров широкого потребления. Технология проста: приходит с проверкой сотрудник спецслужбы и проверяет любую фуру или контейнер. Например, контейнер с обувью. Все законно. Но сотрудник один, а обуви — 100 тысяч пар. Их считают один день, другой, третий, пятый, седьмой… За простой контейнера платит владелец. Его контрагенты звонят и требуют поставку товара. Более того, уже прибыло два других контейнера, до которых проверка еще не дошла. И они тоже стоят, ждут за счет фирмы. Генерал Р. рад помочь, но увеличить число проверяющих не может — много работы… Бизнесмены ждать не могут — еще неделя простоя, и их бизнес лопнет. И бизнесмены смиренно просят генерала войти в положение, договориться с его подчиненными поработать сверхурочно, принять в подарок красивый и тяжелый саквояж. Либо закрывают свое дело вообще, меняют направление деятельности. Бизнесмены возмущаются, ругаются… Но, как и торговцы на рынке, никоим образом не пытаются защитить себя и назвать официально грабеж — грабежом, а людей в погонах — грабителями.
Еще одна тема, о которой мы не сможем написать, — это коррупция при производстве и сбыте подакцизных товаров. Одна из основных отраслей доходов бюджета сейчас перешла под контроль криминальных структур. Как это возможно? Ведь у отечественных водочных компаний такие мощные службы безопасности, огромные лоббистские возможности. Мы хотели написать о том, как это происходило за последний год, что творили с людьми, как арестовывали, изымали, уничтожали, в какую сумму обходился выкуп. Какие суммы ежемесячно установлены для нелегальных отчислений в „общак“. Но мы ничего не расскажем об этом бандитизме, потому что сами потерпевшие больше всего боятся, что кто-либо узнает о происшедшем. Поэтому бандиты у нас стали за полгода долларовыми мультимиллиардерами, а „терпилы“ сдались на милость победителя. Молча. На любом оптовом рынке Украины можно без проблем купить фуру нелегальной водки по цене в два раза ниже установленной правительством минимальной розничной цены. Легальные производители молчат.
Да, говорят жертвы коррупции и беспредела властей, легко рассуждать тому, кто не рискует всем своим делом и своей жизнью. Не все ведь рождаются воинами, и мы не обязаны в случае несправедливости бросать бизнес и сражаться. Мы живем в цивилизованном мире и не желаем бороться с бандитами бандитскими методами. Но возникает вопрос, а все ли инструменты цивилизованного мира использует общество и бизнес для защиты от коррупции и беспредела?
Насколько активно участвуют предприниматели в политической деятельности? Поддерживают ли они деньгами либо личным участием работу оппозиционных партий, общественных организаций, неподконтрольных властям средств массовой информации? Как показывает опыт Сингапура и других цивилизованных стран, борьба с коррупцией начинается с неприятия коррупции в обществе как явления.
О бедах государства все любят говорить, но, удивительное дело, мы никак не научимся воспринимать проблему государства (дома, улицы, района) как свою личную.
Факты говорят о том, что украинские власти сейчас не заинтересованы в легализации экономики. Потому что легальная экономика является самостоятельной и независимой от властей. А сейчас требуется экономика управляемая. А самая управляемая экономика — теневая, где каждый бизнесмен в чем-то виновен и может быть в чем-то изобличен в любой момент.
Бороться с коррупцией сверху не будет никто. Даже формальные основы борьбы с коррупцией государство демонстративно выкорчевывает. Выхолощены новые законы о борьбе с коррупцией. На минувшей неделе Кабмин провел оптимизацию управленческой структуры — в результате ликвидируется антикоррупционное бюро и институт антикоррупционного уполномоченного. А ведь создание этой структуры было категорическим требованием европейских организаций, Совета Европы, было составной частью плана действий «Украина — ЕС».
Наше общество и большинство из нас, рядовых граждан, не можем уяснить, что пока в борьбу с коррупцией не внесет личный вклад каждый гражданин, никто этот каток не остановит.
Государство Украина разваливается на глазах из-за того, что коррупция является основой для принятия любых решений. Никакая централизация власти этот процесс не остановит. Может ли быть компетентной служба госбезопасности, которую, по сути, продали бизнесмену, использующему спецслужбу только как инструмент для реализации своих коммерческих интересов?
Государство строит криминализированную экономику, преследует оппозицию. Но это государство мы строили все вместе, а потому ответственность за происходящее должна быть поделена между избранными и избирателями. Свою часть вины обязаны признать не только взяткополучатели, но и взяткодатели. Не только активные участники с хитрыми соучастниками, но и покорные жертвы с молчаливыми свидетелями. Государство почти полностью уничтожило гражданское общество, но это стало возможным еще и оттого, что общество равнодушно наблюдало за процессом уничтожения.
В подобном государстве протест является неизбежным явлением. Радикализация протеста — закономерным сценарием. Никто точно не может объяснить, что и кто стоит за взрывами в Запорожье и Макеевке. Но, несмотря на это, в общественном сознании два несхожих между собой ЧП воспринимаются звеньями одной цепи. И если скоро где-то что-то, не дай Бог, опять рванет, это, скорее всего, уже никого не удивит.
Коррупция стала гигантской опухолью во всех сферах государства. То, что уже приобретает очертания терроризма, это лишь метастазы. Летальный исход неотвратим, если пациент не начнет бороться за жизнь. Пациенты — это мы. И лекарства известны. Всегда лучше говорить, чем взрывать.
- Информация о материале
По информации источника «ЗН.Украина» в профильном комитете Верховной Рады, президент принял решение об участии государства в завершении проекта Детская больница будущего (ДББ). По словам источника, уже закончен финансовый аудит проекта, который, как известно, патронирует фонд «Украина-3000», возглавляемый Екатериной Ющенко. Нарушений в использовании собранных за пять лет существования проекта благотворительных средств (а это около 119 млн. грн.) не обнаружено. В то же время от людей, знающих об итогах аудита, стало известно, что часть благотворительных средств, предназначенных на строительство ДББ, фонд потратил на приобретение оборудования для больниц в регионах.
Уже в 2011 году планируется выделить на реализацию проекта около 200 млн. грн. В общей сложности на завершение строительства понадобится 500 млн. грн. Речь идет также о возможном привлечении дополнительных финансовых средств благотворителей (в том числе зарубежных). По словам источника, высока вероятность того, что куратором проекта со стороны государства станет глава комитета Верховной Рады по вопросам охраны здоровья Татьяна Бахтеева. Уже в феврале строительную площадку (смотрите фото) намерен посетить премьер-министр Николай Азаров.
Напомним, что государство является заказчиком этого проекта и еще в 2006 году взяло на себя обязательства по выделению земельного участка под здание больницы, а также финансированию строительных работ. Но деньги так и не были выделены. В то время как проектирование, закупку оборудования и обучение специалистов планировалось произвести за счет благотворительных средств.
Как уже неоднократно сообщалось, еще в 2006 году благотворители задекларировали 260 млн. грн., которые они готовы были вложить в этот проект. Большую часть этих средств (119 млн. грн.) такие известные бизнесмены, как Р.Ахметов, В.Пинчук, К.Жеваго, В.Костерин, В.Новинский, Э.Шифрин, Б.Колесников и др., уже перечислили на счета ДББ отдельными траншами.
Однако в связи с бюрократической волокитой при получении разрешительных документов строительство затянулось, а сроки введения в эксплуатацию (2009 год) — сорваны. На средства благотворителей фонду удалось закончить строительство нулевого цикла (фундамента). На сегодняшний день из-за отсутствия средств строительные работы приостановлены.
- Информация о материале
Чуть ли не единственным фактором, долгие годы цементирующим Партия регионов, было наличие в ее рядах сильного кандидата в Президенты Виктора Януковича, было известно довольно давно. А о том, что после победы Виктора Федоровича на выборах-2010 группы влияния в его окружении, зачастую преследующие кардинально противоположные цели, неизбежно начнут ссориться, и, как следствие, бело-голубая политсила «посыпется», не говорил год назад только ленивый.
Следует отдать регионалам должное – довольно долго в глазах общественности команда новоизбранного Президента виделась этаким монолитом, не покладая рук работая над построением новой страны. Слухи о том, что отношения между лидерами внутрипартийных сред далеки от идеальных, время от времени шепотом обсуждались «близкими к гуще событий» депутатами, однако неопровержимых доказательств существования крупных разногласий «в верхах» никто, по большому счету, предоставить не мог. Лишний раз подтверждая этим, что бело-голубые умеют хранить свои секреты лучше, чем другие украинские политсилы.
Тем не менее, еще несколько месяцев назад в кулуарах начали поговаривать о первой по-настоящему крупной размолвке между держателями акций Партии регионов. По слухам, поводом для дискуссии стало окончательно подтвержденное украинскими судами решение вернуть компании «Росукрэнерго» 11 миллиардов кубометров спорного газа, стоимость которых оценивалась в несколько миллиардов долларов. Что примечательно, вернуть силами государственного бюджета – то есть, по-простому, «общака», равномерный доступ к которому, по идее, должны были бы иметь все близкие к Януковичу группы. Отбор же из этой казны столь крупной суммы Дмитрием Фирташем, говорят, очень расстроил того же Рината Ахметова. Высказанные им претензии якобы подвигли лидеров групп влияния в окружении Президента на неписанную договоренность: большие бизнесмены из команды Януковича не лезут в государственную политику, а граждане, позиционирующие себя в качестве политиков, государственных деятелей, отказываются от любых попыток влиять на большой бизнес страны. Формально Украина, а точнее ее политическая и бизнесовая элита живет по этому неписанному пакту до сих пор – более того, под него продолжают подстраиваться уже сложившиеся в государстве реалии. Например, именно с этим злые языки связывают довольно неожиданный переход главного политического актива телеимперии Рината Ахметова – команды Савика Шустера – на контролируемый Администрацией Президента «Первый национальный».
Другое дело, что никто из сильных мира сего не может поручиться за долговечность нынешнего перемирия. А ведь именно от него в немалой степени зависит то, в каком направлении будет развиваться ситуация в украинском политикуме, а следовательно – и в украинском государстве…
Если все пойдет путем
Условно оптимистический сценарий предусматривает, по большому счету, консервацию существующего положения дел на верхушке политического Олимпа нашей страны. Прежде всего, речь идет о сохранении во главе правительства Николая Азарова – человека, считающегося равноудаленным от основных групп внутри власти и в то же время вроде как не имеющего собственных обоснованных политических амбиций, хотя бы в силу возраста. Попытки Азарова заиметь собственную группу влияния во власти были пресечены отставками близких к нему главы Минздрава Зиновия Мытника, главного налоговика страны Александра Папаики и других товарищей. Посему состоянием на сегодняшний день Азаров имеет непосредственное влияние лишь на министра финансов Федора Ярошенко (то бишь, по идее, может гарантировать, что финансовые потоки страны не будут уж слишком откровенно перенаправлены в чье-то русло), а в остальном – выполняет, по большому счету, технические функции «главы правительства Виктора Януковича».
Сохранение паритета в верхах госвласти, считают сторонники этого сценария, представляющие, в основном, региональные бизнес-круги позволило бы власти сконцентрироваться на решении стоящих перед ней экономических и инфраструктурных задач. В частности, планируется, что, сконцентрировавшись на успешном проведении Евро-2012, власть не только не упадет лицом в грязь, но и превратит Чемпионат в главную тему парламентской избирательной кампании. К тому времени, как ожидается, начнут давать вполне осязаемых позитивный результат и другие системные реформы, запущенные командой Президента. Посему выборы, которые должны состояться осенью 2012 года, Партия регионов без особого труда выигрывает, по их результатам формирует большинство, предварительно проведя кастинг на звание лучшего партнера власти среди тех же Тигипко и Яценюка и только затем, возможно, меняет премьера в рамках подготовки почвы к президентским выборам 2020 года.
2020-го – потому что судьба кампании-2015 при этом сценарии предрешена: все группы влияния сообща работают на переизбрание Виктора Федоровича на второй срок. Дабы обезопаситься от возможных неожиданностей в этой начинании, внутри партии активно обсуждается вариант с подтягиванием до уровня удобного для Януковича спарринг-партнера во втором туре выборов никого иного, как Олега Тягнибока. «Не удивляйтесь, если по итогам парламентских выборов «Свобода» заимеет вторую по величине фракцию в Раде. «Регионам» только этого и надо», – говорят в кулуарах «нашеукраинцы», откуда-то прознавшие о планах власти. Следует заметить, в их голосе отчетливо слышатся нотки зависти…
Война не может не начаться
Так или иначе, реализация описанного выше сценария предполагает наличие во всех конкурирующих группах внутри власти четкой политической воли сохранить нынешний паритет. А вот как раз этой самой воли у некоторых из этих групп и не наблюдается, говорят источники «Главкома».
Да и откуда этой воле взяться у, допустим, той же условной группы Левочкина, если на протяжении последних месяцев ей удается решительно все из задуманного: от отмены политреформы до уже упомянутого решения газового спора в пользу Дмитрия Фирташа? Вследствие этого, поговаривают, у представителей этого крыла развилась если не мания величия, то осознание того, что при наличии надлежащей точки опоры они могли бы, фигурально говоря, перевернуть мир. Или, во всяком случае, до неузнаваемости изменить политический и экономический ландшафт страны. «Политика тянет руки к бизнесу», – констатируют регионалы.
Разумеется, просто раскуркулить крупнейших украинских олигархов, а потом наново разделить добычу у групп, приближенных к Администрации, на данном этапе попросту не получится, даже если этого очень захочется. Поэтому, поговаривают, начать планируют с малого – нарушения паритета в действующем составе правительства. Конкретнее – с замены министра финансов. Еще конкретнее – с прихода на эту должность нынешнего главы СБУ Валерия Хорошковского. Слухи о скором назначении Валерия Ивановича на эту должность кружат в политикуме еще с декабря, а подписание Президентом соответствующего кадрового указа может произойти в любой момент – защитить от увольнения Федора Ярошенко, кроме Азарова, попросту некому, а реальное влияние Николая Яновича на политические процессы сейчас невелико…
О чем будет свидетельствовать такая рокировка? Во-первых, разумеется, о переходе контроля над финансовыми потоками государства под юрисдикцию вполне конкретной группы в окружении Президента. Во-вторых, о фактическом обнулении Азарова. Оставшись в Кабмине практически без союзников, он быстро потеряет даже имеющиеся в его распоряжении сейчас сугубо формальные рычаги влияния на ситуацию. Обставленный вице-премьерами и влиятельными министрами Кабмин превратится в сосредоточие конфликтов. Монопольным центром принятия тактических и стратегических решений в стране окончательно станет Администрация Президента, а реальным главой исполнительной власти – ее глава.
Добавим, что свои резоны в переходе на работу в правительство имеются и у Валерия Хорошковского. Во-первых, после того, как мировой кризис вроде как прошел, а экономика Украины начинает демонстрировать какие-никакие признаки оздоровления, идти в Кабмин на должность министра финансов уже не так страшно: по крайней мере, за завал всего и вся ответственности нести вряд ли придется. Во-вторых, последний год убедительно доказал Валерию Ивановичу, что кресло шефа СБУ – отнюдь не лучшая стартовая площадка для реализации имеющихся у него недюжинных политических амбиций: и Украина не Россия, и Европа от политической активности главы спецслужбы не в восторге. А если добавить к этому, что в определенных кругах тосты за здоровье Хорошковского с недавних пор сопровождают возгласами «За будущего Президента»… Короче, очевидно, что солидный портфель в правительстве, дающий возможность заниматься публичной деятельностью, Хорошковскому сегодня очень нужен.
Тем не менее, усиление условной группы Левочкина может иметь результатом переход власти к модели поведения «Куй железо, не отходя от кассы». Иными словами, зачем ждать результатов каких-то реформ (которые, кстати, не факт, что дадут результат), зачем уповать на то, что народ сам проголосует за приглянувшуюся ему стабильность в 2012-м году (когда, не исключено, в Украине вдруг появится реальная оппозиция), если нарисовать нужный результат на парламентских выборах можно уже сейчас, в 2011-м?
А что тут такого? Говорят, что избирательный кодекс, разработанный при чутком участии Банковой, готов к внесению в парламент и форсированному одобрению. По слухам, в целом ряде моментов он как две капли воды похож на обеспечивший нужный Партии регионов результат закон о местных выборах. Посему самые подозрительные из числа народных депутатов не спешат сбрасывать со счетов вероятность проведения парламентских выборов в конституционную дату – в марте этого года. Хотя, объективно говоря, все больше в кулуарах парламента говорят о другой дате: осени этого года.
Проведение выборов в этом году на руку все той же группе Левочкина и потому, что именно в ее руках сконцентрированы рычаги контроля над пресловутым админресурсом в регионах Украины (это даст возможность обеспечить нужный результат своим выдвиженцам в мажоритарных округах), и потому, что именно эта группа сейчас в фаворе у Президента (это позволит защитить свои интересы при формировании избирательного списка). Поговаривают, что Виктору Федоровичу систематически напоминают о том, что именно «фирташевцы» в свое время не допустили создания самоубийственной для Януковича коалиции с БЮТ, а значит, именно они имеют более острую политическую чуйку, более наметанный глаз, более правильное понимание ситуации и сейчас.
Другое дело, что от перспективы такого развития событий не в восторге пребывают представители крупного бизнеса, «зафиксировавшиеся» в нынешней ситуации и выступающие категорически против резких любых движений – и относительно ротаций в правительстве и, уж тем более, относительно объявления парламентских выборов.
Но если уж речь пойдет о войне, то здесь к ней, по большому счету, готовы. Политические пристрастия едва ли не каждого из украинских олигархов – даже формальных членов Партии регионов – по слухам, не ограничивается исключительно бело-синей силой, и на внезапные парламентские выборы каждый из них будет готов выставить собственных «птенцов» с тем, чтобы потом они стали его козырной картой в ходе поствыборных переговоров.
Но главное – запас прочности олигархов, как считают осведомленные источники «Главкома», достаточен для того, чтобы дотянуть до назначенных на 2015 год президентских выборов, а там – сделать консолидированную ставку на наиболее сильного соперника Виктора Януковича. Жить под Президентом, который вместо роли арбитра и гаранта соблюдения самых элементарных правил общежития, примеряет на себя форму болельщика одной из противоборствующих команд, не хочется никому из них…
Пока что же на верхушке регионального Олимпа продолжаются вялотекущие перестрелки: Администрация периодически «сливает» в прессу материалы о коррупционных злоупотреблениях членов команд-конкурентов, «бизнесмены» – насторожено наблюдают за развитием ситуации, пребывая в полной боевой готовности…
За что боремся?
Конечно, проще всего рассматривать нынешние неурядицы в окружении Януковича в качестве внутриклановых разборок, исход которых, по большому счету, никоим образом не повлияет на среднестатистического украинца. Но есть здесь одно «но». Как раз нынешнее противостояние в верхах власти может иметь определяющее значение не только на то, чьи лица мы будем регулярно видеть в эфире «Первого национального», – от него, не в последнюю очередь, будет зависеть стратегический вектор развития нашего государства.
Речь в данном случае идет отнюдь не о противостоянии идеологий: в конце концов, наивно предполагать, что, например, Борис Колесников и Юрий Бойко, или Андрей Клюев и Сергей Левочкин могут провести между собой полноценную дискуссию на предмет концептуального видения путей развития государственности. Требовать подобного от украинской политической элиты на двадцатом году независимости нашего государства, когда никто не может расписаться за то, что страница периода первичного накопления капитала у нас в стране окончательно перевернута, – нереально.
Но, в то же время, очевидны различия в ментальности представителей двух конфликтующих лагерей, в их, возможно, чисто инстинктивном чутье того, в какую сторону нужно вести Украину, застрявшую на перепутье между востоком и западом.
Условная группа «бизнесменов», прошедшая через раж накопления всевозможной собственности много лет назад, сегодня, как бы то ни было, осознает ценность легализации своего бизнеса, модернизации устаревших производств, реформирования множества сфер общественной и государственной жизни с тем, чтобы сделать Украину удобнее для бизнеса, понятнее для инвестора, в конце концов, безопасной и предсказуемой для себя лично. Поэтому столь важны для представителей этой группы их контакты на западе, поэтому с таким скепсисом относятся к нынешнему украинскому правительству в Москве.
Наоборот, группа, заправляющая ныне в Администрации Президента, создается впечатление, «заточена» на Кремль. Связано ли это с тем, что на украинскую политическо-экономическую дистанцию ее представители вышли относительно позже нынешних конкурентов, или с тем, что именно в российских контактах заложен корень обогащения ее ключевого спонсора, – по большому счету, не суть важно. Здесь нужно обратить внимание на то, что ее представителей вовсе не страшит возможность «беларусизации» Украины, ее полное скатывание в орбиту влияния России, утрата ее геополитической и геоэкономической субъектности, построение в нашем государстве модели государственно управляемого капитализма с контролируемыми, назначаемыми и наказуемыми по российскому образцу олигархами.
Не станем оценивать цели и мотивации нынешних макрогрупп, определяющих политику нашей власти и политику нашего государства, в терминах «лучше» или «хуже» – это было бы, по меньшей мере, непрофессионально. Однако безоговорочная победа любой из них над своими оппонентами чревата самыми непредсказуемыми последствиями для нашего государства в целом. Не в последнюю очередь потому, что усилия всех находящихся во власти групп, направленные на искоренение в Украине любой реальной, действенной оппозиции, таки дали результат, и сегодня наше государство лишено естественного баланса, буфера, могущего обезопасить его от любых кренов и переломов. Конечно, лучшей защитой от таких шоков стало бы государственное, патриотическое мышление отечественной политической элиты, но задача воспитания государственных мужей, обладающих такими качествами, уже, кажется, относится к сфере фантастики…
- Информация о материале
Вслед за новым Налоговым кодексом и пенсионной реформой украинские чиновники решили разработать и принять новый Жилищный кодекс. Документ, который сейчас активно обсуждается экспертами, позволит по решению суда выселять украинцев из своих квартир, а также обяжет жителей создать ОСМД в каждом многоквартирном доме.
Первый звонок
Прошедшие новогодние праздники ознаменовались как никогда большим количеством новогодних «сюрпризов». Не успели стихнуть негодования по поводу утверждения нового Налогового кодекса и грядущей пенсионной реформы, как чиновники разработали и приняли проект не менее скандального Жилищного кодекса. При этом в документ еще будут внесены поправки в текущем году.
Первый шаг к кардинальному пересмотру отношений между населением и государством в сфере ЖКХ депутаты уже сделали, проголосовав за законопроект №7013, согласно которому была возобновлена практика 90-х годов – взимание пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Утвержденный парламентариями документ поддержал и Президент Украины Виктор Янукович, поставил под ним свою подпись.
В частности, с 1 января в случае неоплаты квартплаты и коммунальных услуг должникам с 1 числа следующего месяца будет начисляться пеня – 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки. Путем нехитрых подсчетов становится понятно, что месячная задержка с оплатой заставит владельца квартиры заплатить штраф в размере 3% от суммы задолженности. Причем расти сумма штрафа может до бесконечности.
В конечном итоге владельца апартаментов могут заставить гасить счета ценой собственного жилья. Разработчики документа уверяют, что новации не отразятся на социально-незащищенных слоях населения, которые получают субсидии и исправно платят по счетам.
Судя по всему, большинство украинцев по достоинству оценят «подарочек» чиновников. Об этом свидетельствует проведенный институтом Горшенина в декабре опрос «Приятие нового жилищного кодекса в Украине», в ходе которого свое отношение к новому документу высказало 1,2 тыс. респондентов в Киеве и городах-миллионниках.
В ходе исследования выяснилось, что 56,3% украинцев испытывают трудности с оплатой коммунальных услуг, тогда как с этими проблемами не сталкивается лишь треть жителей страны (33,8%), оставшиеся же затруднились ответить на вопрос социологов. Естественно, что большинство опрошенных (78,5%) негативно относятся к инициативе чиновников ввести штрафы и лишь 16,3% поддержали решение местных властей, а 5,2% не смогли выразить свое отношение к происходящему.
Проблемные дома
Грядущие реформы системы ЖКХ не остались незамеченными жителями страны: 65,4% украинцев осведомлены, что Парламент намерен принять новый жилищный кодекс, который имеет ряд революционных моментов. В частности, большое внимание в документе на 128 страниц, отводится проблеме созданию объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Наряду с описанием различных механизмов их создания, чиновники решили обязать всех жильцов многоквартирных домов обзавестись ОСМД. «На мой взгляд, это попытка власти переложить решение проблем по содержанию дома и оплате коммунальных услуг на самих жильцов. Ведь, к примеру, только в Киеве больше половины жилых зданий нуждаются в капитальном ремонте, который теперь должен финансироваться из карманов владельцев апартаментов?», - интересуется исполнительный директор девелоперской компании Real Estate Solutions Андрей Борщ.
По его словам, еще одной проблемой, которую власти переложили на плечи жителей домов – самостоятельно решать проблемы со злостными неплательщиками коммунальных услуг, которых, как правило, насчитывается 10-20% от общего числа владельцев апартаментов. «Многоквартирный дом заключает договора на обслуживание с различными организации, за услуги которых необходимо рассчитываться в определенно установленный срок. Если часть жителей не платит, то каким образом главе объединения исправно платить по счетам?», - говорит Андрей Борщ.
При этом он отмечает, что объяснения большинства жителей, которые отказываются платить по счетам, зачастую традиционны – от небольшой зарплаты до отсутствия работы. Как показывает практика, соответствующие иски в суд рассматриваются десятилетиями и зачастую не позволяют разрешить сложившуюся ситуацию. Не готовы к этому шагу и сами украинцы 36,8% которых, согласно опросу института Горшенина, высказались против идеи массового создания ОСМД, тогда как 28,2% затруднились ответить на данный вопрос.
Видимо, для того, чтобы частично решить проблему массовых неплатежей, разработчики нового Жилищного кодекса решили прописать пункт, согласно которому погасить задолженность можно за счет конфискации имущества либо принудительного выселения из квартиры. Впрочем, это может использоваться лишь в качестве устрашения, тогда как отобрать жилье за долги на практике достаточно сложно.
Махинации возможны
Одним из революционных положений нового Жилищного кодекса является возможность выселять украинцев по решению суда, если, к примеру, дом признан аварийным. Причем, ранее для принятия данного решения необходимо было согласие 70-80% жильцов, то сейчас их мнение игнорируется. Это предоставляет «нечистым на руку» компаниям возможность для махинаций. В частности, заинтересованная сторона может приобрести одну из квартир в интересующем объекте, снести несущую стену и получить заключение компетентных органов, что здание небезопасно для проживания.
В случае отселения жильцам должны предоставить альтернативное жилье либо денежную компенсацию, которая рассчитывается исходя из экспертной стоимости апартаментов. Как показывает практика, владельцы апартаментов смогут рассчитывать на квартиры, расположенные в менее привлекательных районах на окраинах, а экспертная стоимость их квартиры, как правило, существенно ниже среднерыночной.
«На мой взгляд, люди, проживающие в центральной части города, могут лишиться своих квартир в пользу апартаментов, расположенных на окраине населенного пункта, что для многих из них является неприемлемым»,- говорит глава Союза специалистов по недвижимости Украины Александр Рубанов.
Под удар попадут и владельцы кредитных квартир, просрочивших оплату банку: их можно будет выселять, несмотря на прописанных в них маленьких детей. Проблемы могут возникнуть и у очередников, претендующих на жилье от государства. Ведь, в случае указания в документах неправдивых сведений, украинец автоматически лишается права получить жилье от государства.
Андрей Борщ считает, что, согласно украинскому законодательству, на время отселения жителям страны, должны предоставлять временное жилище. «Насколько мне известно, на сегодняшний день свободных мест в них нет, поэтому каким образом власти намерены решать эту проблему – неизвестно», - говорит он и добавляет, что отселение детей на улицу – это нарушение Конституции Украины.
Опрос института Горшенина показал, что 62,2% украинцев уверено, что принятие нового Жилищного кодекса никоим образом не отразится на качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. При этом большинство из них полагает (69,1% респондентов), что необходимо существенно ужесточить санкции к сотрудникам ЖЭКов в том случае, если они не выполняют свою работу.
- Информация о материале
Два евро или 20 грн. за литр — столько будет стоить бензин в Украине, если не ввести… дополнительный налог в виде пошлины на импорт нефтепродуктов! Такой неожиданный прогноз сделан нефтегазовым департаментом Минэнергоуглепрома 18 января. Интересно, может, и огонь уже пора тушить бензином?..
На совещании в Кабинете министров под председательством первого вице-премьера Андрея Клюева 20 января Минэнергоуглепром продолжал настаивать на введении пошлины на импорт нефтепродуктов, несмотря на резонные возражения Минфина, Минэкономразвития и первого вице-премьера. Энергоугольные чиновники упрямо твердят, что таким образом они «спасают» отечественные НПЗ…
О пошлинах на топливный импорт на страницах „Зеркала недели“ и „Зеркало недели. Украина“ было сказано немало. Напомним, такая инициатива появилась в конце ноября 2010 года с подачи нефтеперерабатывающих заводов, заявивших о неравных условиях конкуренции с импортом и потребовавших от отраслевого ведомства инициировать процесс введения заградительных пошлин в размере, сопоставимом с текущими налогами на топливо. Эта тема вызвала оживленную (а точнее, ожесточенную) дискуссию не только между нефтепереработчиками и импортерами, но и между профильными ведомствами в Кабинете министров. В конце декабря Минфин и Минэкономразвития обращение коллег из Минэнерго от 12 декабря по пошлинам достаточно категорично отклонили, что, впрочем, не помешало последним оформить новый титульный лист в пакете ранее высланных документов и уже 4 января опустить письмо в почтовый ящик повторно. Эту же операцию на Крещатике, 30 повторили 12 января.
Тема пошлин изобилует массой технических нюансов, требует знания ретроспективы развития топливного рынка и рынков сопредельных стран, аспектов международной торговли, а иногда и элементарной географии. Но, по понятным причинам, всех в конечном итоге интересуют не проблемы несчастных нефтепереработчиков или обездоленных владельцев бензоколонок, а ответ на один примитивный вопрос: сколько будет стоить бак бензина? Попробуем на него ответить.
Прошло ровно три года, и мировой нефтяной рынок вновь топчется у отметки 100 долл. за баррель. И это притом, что с тех пор котировки успели побывать на вершине в 147 долл./барр. (июль 2008-го) и на дне в 37 долл./барр. (январь 2009-го).
Это как нельзя лучше показывает нереальность каких-либо долгосрочных прогнозов в этой отрасли, которые, тем не менее, часто встречаются в лентах новостей. Уверенно можно говорить лишь о том, что цены в Украине (независимом государстве, от которого в плане мировых цен на нефть ничего не зависит) четко следуют за внешними. С учетом налоговой нагрузки и других более-менее постоянных составляющих второго дивизиона (логистические и эксплуатационные затраты и прибыль операторов) это позволяет весьма точно прогнозировать динамику внутреннего рынка. Данный подход в частности лежит в основе алгоритма определения объективной стоимости нефтепродуктов, используемой Минэнерго.
Именно рост двух ключевых составляющих стоимости топлива — мировой цены и налогов — стал причиной ощутимого подорожания, наблюдаемого на протяжении последних двух месяцев. Акцизный сбор согласно Налоговому кодексу увеличился на 40%, или на 50 коп./л. Ожидания чиновников совпали с прогнозами трейдеров, и в новый год страна вошла с ценой на А-95 в 8,50 грн./л. Таким образом, с учетом упомянутого акцизного сбора к концу месяца прогнозы составляли 9 грн./л. Однако вмешался фактор новых нефтяных рекордов, и используемая с 2006 года формула уже показывает 9,4 грн./л. При этом дизтопливо очевидно перешагнет отметку в 8,5 грн./л. На первый взгляд, цифры невероятные, но с другой стороны, еще сравнительно недавно фантастическими казались и семь, и восемь гривен за литр бензина А-95…
Цены растут из-за снижения производства нефтепродуктов в Украине, заявил на заседании правительства 19 января Николай Азаров, повторяя тезисы профильного министра и его окружения. „Мы посадили страну на импортное топливо, а отсюда и рост цен на наших заправках“, — сказал премьер. Допустим, но тогда о каком ценовом демпинге импортеров идет речь в риторике о пошлинах? Похоже, технически сложная проблематика функционирования топливного рынка и поставленные задачи позволяют представителям Минэнерго манипулировать информацией в зависимости от аудитории слушателей и зрителей.
Если развеять эфирный туман, то становится понятно, что при добавлении инициируемой пошлины в размере 130 евро/т к таможенной стоимости топлива (сверху к возросшему до 182 евро/т акцизу и НДС) это означает при нынешних параметрах внешнего рынка стоимость А-95 чуть менее 11 грн./л. Дизтопливо при пошлине 80 евро/т будет стоить в среднем 9,6 грн./л. И при этом лучше не дышать: как только цена нефти двинется вверх (среди российских нефтедобытчиков все чаще звучат прогнозы о средней цене на 2011 год в 110 долл./барр.), не говоря уж об ослаблении гривни, цены на АЗС пойдут дальше.
Интересно, что думают по поводу такой цены аграрии, ведь именно с ней имеем шансы подойти аккурат к посевной? Наверное, о дешевом украинском топливе. Но абсолютно очевидно, что дешевого украинского бензина и ДТ не будет. Ведь они производятся из импортной нефти (своей хватает лишь на удовлетворение 15% от потребностей) на технически слабых по европейским меркам украинских НПЗ. А акционеры заводов требуют от менеджмента результата, который достигается при торговле по максимально возможным ценам. Такова философия любого бизнеса, не только нефтяного.
Сегодня и в будущем «потолком» будет импорт, которому в последние годы принадлежит 35—40% рынка, — главный конкурент украинских производителей, контролирующих 60—65%. А рассказы о стабилизации цен путем договоренностей с нефтепереработчиками, ручное регулирование и постоянный аврал в период посевных и уборочных мы уже проходили каждый год вплоть до 2005-го, когда налоги на импорт были отменены. Повторим?
- Информация о материале
Страница 1410 из 1561
