Чуть ли не единственным фактором, долгие годы цементирующим Партия регионов, было наличие в ее рядах сильного кандидата в Президенты Виктора Януковича, было известно довольно давно. А о том, что после победы Виктора Федоровича на выборах-2010 группы влияния в его окружении, зачастую преследующие кардинально противоположные цели, неизбежно начнут ссориться, и, как следствие, бело-голубая политсила «посыпется», не говорил год назад только ленивый.
Следует отдать регионалам должное – довольно долго в глазах общественности команда новоизбранного Президента виделась этаким монолитом, не покладая рук работая над построением новой страны. Слухи о том, что отношения между лидерами внутрипартийных сред далеки от идеальных, время от времени шепотом обсуждались «близкими к гуще событий» депутатами, однако неопровержимых доказательств существования крупных разногласий «в верхах» никто, по большому счету, предоставить не мог. Лишний раз подтверждая этим, что бело-голубые умеют хранить свои секреты лучше, чем другие украинские политсилы.
Тем не менее, еще несколько месяцев назад в кулуарах начали поговаривать о первой по-настоящему крупной размолвке между держателями акций Партии регионов. По слухам, поводом для дискуссии стало окончательно подтвержденное украинскими судами решение вернуть компании «Росукрэнерго» 11 миллиардов кубометров спорного газа, стоимость которых оценивалась в несколько миллиардов долларов. Что примечательно, вернуть силами государственного бюджета – то есть, по-простому, «общака», равномерный доступ к которому, по идее, должны были бы иметь все близкие к Януковичу группы. Отбор же из этой казны столь крупной суммы Дмитрием Фирташем, говорят, очень расстроил того же Рината Ахметова. Высказанные им претензии якобы подвигли лидеров групп влияния в окружении Президента на неписанную договоренность: большие бизнесмены из команды Януковича не лезут в государственную политику, а граждане, позиционирующие себя в качестве политиков, государственных деятелей, отказываются от любых попыток влиять на большой бизнес страны. Формально Украина, а точнее ее политическая и бизнесовая элита живет по этому неписанному пакту до сих пор – более того, под него продолжают подстраиваться уже сложившиеся в государстве реалии. Например, именно с этим злые языки связывают довольно неожиданный переход главного политического актива телеимперии Рината Ахметова – команды Савика Шустера – на контролируемый Администрацией Президента «Первый национальный».
Другое дело, что никто из сильных мира сего не может поручиться за долговечность нынешнего перемирия. А ведь именно от него в немалой степени зависит то, в каком направлении будет развиваться ситуация в украинском политикуме, а следовательно – и в украинском государстве…
Если все пойдет путем
Условно оптимистический сценарий предусматривает, по большому счету, консервацию существующего положения дел на верхушке политического Олимпа нашей страны. Прежде всего, речь идет о сохранении во главе правительства Николая Азарова – человека, считающегося равноудаленным от основных групп внутри власти и в то же время вроде как не имеющего собственных обоснованных политических амбиций, хотя бы в силу возраста. Попытки Азарова заиметь собственную группу влияния во власти были пресечены отставками близких к нему главы Минздрава Зиновия Мытника, главного налоговика страны Александра Папаики и других товарищей. Посему состоянием на сегодняшний день Азаров имеет непосредственное влияние лишь на министра финансов Федора Ярошенко (то бишь, по идее, может гарантировать, что финансовые потоки страны не будут уж слишком откровенно перенаправлены в чье-то русло), а в остальном – выполняет, по большому счету, технические функции «главы правительства Виктора Януковича».
Сохранение паритета в верхах госвласти, считают сторонники этого сценария, представляющие, в основном, региональные бизнес-круги позволило бы власти сконцентрироваться на решении стоящих перед ней экономических и инфраструктурных задач. В частности, планируется, что, сконцентрировавшись на успешном проведении Евро-2012, власть не только не упадет лицом в грязь, но и превратит Чемпионат в главную тему парламентской избирательной кампании. К тому времени, как ожидается, начнут давать вполне осязаемых позитивный результат и другие системные реформы, запущенные командой Президента. Посему выборы, которые должны состояться осенью 2012 года, Партия регионов без особого труда выигрывает, по их результатам формирует большинство, предварительно проведя кастинг на звание лучшего партнера власти среди тех же Тигипко и Яценюка и только затем, возможно, меняет премьера в рамках подготовки почвы к президентским выборам 2020 года.
2020-го – потому что судьба кампании-2015 при этом сценарии предрешена: все группы влияния сообща работают на переизбрание Виктора Федоровича на второй срок. Дабы обезопаситься от возможных неожиданностей в этой начинании, внутри партии активно обсуждается вариант с подтягиванием до уровня удобного для Януковича спарринг-партнера во втором туре выборов никого иного, как Олега Тягнибока. «Не удивляйтесь, если по итогам парламентских выборов «Свобода» заимеет вторую по величине фракцию в Раде. «Регионам» только этого и надо», – говорят в кулуарах «нашеукраинцы», откуда-то прознавшие о планах власти. Следует заметить, в их голосе отчетливо слышатся нотки зависти…
Война не может не начаться
Так или иначе, реализация описанного выше сценария предполагает наличие во всех конкурирующих группах внутри власти четкой политической воли сохранить нынешний паритет. А вот как раз этой самой воли у некоторых из этих групп и не наблюдается, говорят источники «Главкома».
Да и откуда этой воле взяться у, допустим, той же условной группы Левочкина, если на протяжении последних месяцев ей удается решительно все из задуманного: от отмены политреформы до уже упомянутого решения газового спора в пользу Дмитрия Фирташа? Вследствие этого, поговаривают, у представителей этого крыла развилась если не мания величия, то осознание того, что при наличии надлежащей точки опоры они могли бы, фигурально говоря, перевернуть мир. Или, во всяком случае, до неузнаваемости изменить политический и экономический ландшафт страны. «Политика тянет руки к бизнесу», – констатируют регионалы.
Разумеется, просто раскуркулить крупнейших украинских олигархов, а потом наново разделить добычу у групп, приближенных к Администрации, на данном этапе попросту не получится, даже если этого очень захочется. Поэтому, поговаривают, начать планируют с малого – нарушения паритета в действующем составе правительства. Конкретнее – с замены министра финансов. Еще конкретнее – с прихода на эту должность нынешнего главы СБУ Валерия Хорошковского. Слухи о скором назначении Валерия Ивановича на эту должность кружат в политикуме еще с декабря, а подписание Президентом соответствующего кадрового указа может произойти в любой момент – защитить от увольнения Федора Ярошенко, кроме Азарова, попросту некому, а реальное влияние Николая Яновича на политические процессы сейчас невелико…
О чем будет свидетельствовать такая рокировка? Во-первых, разумеется, о переходе контроля над финансовыми потоками государства под юрисдикцию вполне конкретной группы в окружении Президента. Во-вторых, о фактическом обнулении Азарова. Оставшись в Кабмине практически без союзников, он быстро потеряет даже имеющиеся в его распоряжении сейчас сугубо формальные рычаги влияния на ситуацию. Обставленный вице-премьерами и влиятельными министрами Кабмин превратится в сосредоточие конфликтов. Монопольным центром принятия тактических и стратегических решений в стране окончательно станет Администрация Президента, а реальным главой исполнительной власти – ее глава.
Добавим, что свои резоны в переходе на работу в правительство имеются и у Валерия Хорошковского. Во-первых, после того, как мировой кризис вроде как прошел, а экономика Украины начинает демонстрировать какие-никакие признаки оздоровления, идти в Кабмин на должность министра финансов уже не так страшно: по крайней мере, за завал всего и вся ответственности нести вряд ли придется. Во-вторых, последний год убедительно доказал Валерию Ивановичу, что кресло шефа СБУ – отнюдь не лучшая стартовая площадка для реализации имеющихся у него недюжинных политических амбиций: и Украина не Россия, и Европа от политической активности главы спецслужбы не в восторге. А если добавить к этому, что в определенных кругах тосты за здоровье Хорошковского с недавних пор сопровождают возгласами «За будущего Президента»… Короче, очевидно, что солидный портфель в правительстве, дающий возможность заниматься публичной деятельностью, Хорошковскому сегодня очень нужен.
Тем не менее, усиление условной группы Левочкина может иметь результатом переход власти к модели поведения «Куй железо, не отходя от кассы». Иными словами, зачем ждать результатов каких-то реформ (которые, кстати, не факт, что дадут результат), зачем уповать на то, что народ сам проголосует за приглянувшуюся ему стабильность в 2012-м году (когда, не исключено, в Украине вдруг появится реальная оппозиция), если нарисовать нужный результат на парламентских выборах можно уже сейчас, в 2011-м?
А что тут такого? Говорят, что избирательный кодекс, разработанный при чутком участии Банковой, готов к внесению в парламент и форсированному одобрению. По слухам, в целом ряде моментов он как две капли воды похож на обеспечивший нужный Партии регионов результат закон о местных выборах. Посему самые подозрительные из числа народных депутатов не спешат сбрасывать со счетов вероятность проведения парламентских выборов в конституционную дату – в марте этого года. Хотя, объективно говоря, все больше в кулуарах парламента говорят о другой дате: осени этого года.
Проведение выборов в этом году на руку все той же группе Левочкина и потому, что именно в ее руках сконцентрированы рычаги контроля над пресловутым админресурсом в регионах Украины (это даст возможность обеспечить нужный результат своим выдвиженцам в мажоритарных округах), и потому, что именно эта группа сейчас в фаворе у Президента (это позволит защитить свои интересы при формировании избирательного списка). Поговаривают, что Виктору Федоровичу систематически напоминают о том, что именно «фирташевцы» в свое время не допустили создания самоубийственной для Януковича коалиции с БЮТ, а значит, именно они имеют более острую политическую чуйку, более наметанный глаз, более правильное понимание ситуации и сейчас.
Другое дело, что от перспективы такого развития событий не в восторге пребывают представители крупного бизнеса, «зафиксировавшиеся» в нынешней ситуации и выступающие категорически против резких любых движений – и относительно ротаций в правительстве и, уж тем более, относительно объявления парламентских выборов.
Но если уж речь пойдет о войне, то здесь к ней, по большому счету, готовы. Политические пристрастия едва ли не каждого из украинских олигархов – даже формальных членов Партии регионов – по слухам, не ограничивается исключительно бело-синей силой, и на внезапные парламентские выборы каждый из них будет готов выставить собственных «птенцов» с тем, чтобы потом они стали его козырной картой в ходе поствыборных переговоров.
Но главное – запас прочности олигархов, как считают осведомленные источники «Главкома», достаточен для того, чтобы дотянуть до назначенных на 2015 год президентских выборов, а там – сделать консолидированную ставку на наиболее сильного соперника Виктора Януковича. Жить под Президентом, который вместо роли арбитра и гаранта соблюдения самых элементарных правил общежития, примеряет на себя форму болельщика одной из противоборствующих команд, не хочется никому из них…
Пока что же на верхушке регионального Олимпа продолжаются вялотекущие перестрелки: Администрация периодически «сливает» в прессу материалы о коррупционных злоупотреблениях членов команд-конкурентов, «бизнесмены» – насторожено наблюдают за развитием ситуации, пребывая в полной боевой готовности…
За что боремся?
Конечно, проще всего рассматривать нынешние неурядицы в окружении Януковича в качестве внутриклановых разборок, исход которых, по большому счету, никоим образом не повлияет на среднестатистического украинца. Но есть здесь одно «но». Как раз нынешнее противостояние в верхах власти может иметь определяющее значение не только на то, чьи лица мы будем регулярно видеть в эфире «Первого национального», – от него, не в последнюю очередь, будет зависеть стратегический вектор развития нашего государства.
Речь в данном случае идет отнюдь не о противостоянии идеологий: в конце концов, наивно предполагать, что, например, Борис Колесников и Юрий Бойко, или Андрей Клюев и Сергей Левочкин могут провести между собой полноценную дискуссию на предмет концептуального видения путей развития государственности. Требовать подобного от украинской политической элиты на двадцатом году независимости нашего государства, когда никто не может расписаться за то, что страница периода первичного накопления капитала у нас в стране окончательно перевернута, – нереально.
Но, в то же время, очевидны различия в ментальности представителей двух конфликтующих лагерей, в их, возможно, чисто инстинктивном чутье того, в какую сторону нужно вести Украину, застрявшую на перепутье между востоком и западом.
Условная группа «бизнесменов», прошедшая через раж накопления всевозможной собственности много лет назад, сегодня, как бы то ни было, осознает ценность легализации своего бизнеса, модернизации устаревших производств, реформирования множества сфер общественной и государственной жизни с тем, чтобы сделать Украину удобнее для бизнеса, понятнее для инвестора, в конце концов, безопасной и предсказуемой для себя лично. Поэтому столь важны для представителей этой группы их контакты на западе, поэтому с таким скепсисом относятся к нынешнему украинскому правительству в Москве.
Наоборот, группа, заправляющая ныне в Администрации Президента, создается впечатление, «заточена» на Кремль. Связано ли это с тем, что на украинскую политическо-экономическую дистанцию ее представители вышли относительно позже нынешних конкурентов, или с тем, что именно в российских контактах заложен корень обогащения ее ключевого спонсора, – по большому счету, не суть важно. Здесь нужно обратить внимание на то, что ее представителей вовсе не страшит возможность «беларусизации» Украины, ее полное скатывание в орбиту влияния России, утрата ее геополитической и геоэкономической субъектности, построение в нашем государстве модели государственно управляемого капитализма с контролируемыми, назначаемыми и наказуемыми по российскому образцу олигархами.
Не станем оценивать цели и мотивации нынешних макрогрупп, определяющих политику нашей власти и политику нашего государства, в терминах «лучше» или «хуже» – это было бы, по меньшей мере, непрофессионально. Однако безоговорочная победа любой из них над своими оппонентами чревата самыми непредсказуемыми последствиями для нашего государства в целом. Не в последнюю очередь потому, что усилия всех находящихся во власти групп, направленные на искоренение в Украине любой реальной, действенной оппозиции, таки дали результат, и сегодня наше государство лишено естественного баланса, буфера, могущего обезопасить его от любых кренов и переломов. Конечно, лучшей защитой от таких шоков стало бы государственное, патриотическое мышление отечественной политической элиты, но задача воспитания государственных мужей, обладающих такими качествами, уже, кажется, относится к сфере фантастики…