Два евро или 20 грн. за литр — столько будет стоить бензин в Украине, если не ввести… дополнительный налог в виде пошлины на импорт нефтепродуктов! Такой неожиданный прогноз сделан нефтегазовым департаментом Минэнергоуглепрома 18 января. Интересно, может, и огонь уже пора тушить бензином?..
На совещании в Кабинете министров под председательством первого вице-премьера Андрея Клюева 20 января Минэнергоуглепром продолжал настаивать на введении пошлины на импорт нефтепродуктов, несмотря на резонные возражения Минфина, Минэкономразвития и первого вице-премьера. Энергоугольные чиновники упрямо твердят, что таким образом они «спасают» отечественные НПЗ…
О пошлинах на топливный импорт на страницах „Зеркала недели“ и „Зеркало недели. Украина“ было сказано немало. Напомним, такая инициатива появилась в конце ноября 2010 года с подачи нефтеперерабатывающих заводов, заявивших о неравных условиях конкуренции с импортом и потребовавших от отраслевого ведомства инициировать процесс введения заградительных пошлин в размере, сопоставимом с текущими налогами на топливо. Эта тема вызвала оживленную (а точнее, ожесточенную) дискуссию не только между нефтепереработчиками и импортерами, но и между профильными ведомствами в Кабинете министров. В конце декабря Минфин и Минэкономразвития обращение коллег из Минэнерго от 12 декабря по пошлинам достаточно категорично отклонили, что, впрочем, не помешало последним оформить новый титульный лист в пакете ранее высланных документов и уже 4 января опустить письмо в почтовый ящик повторно. Эту же операцию на Крещатике, 30 повторили 12 января.
Тема пошлин изобилует массой технических нюансов, требует знания ретроспективы развития топливного рынка и рынков сопредельных стран, аспектов международной торговли, а иногда и элементарной географии. Но, по понятным причинам, всех в конечном итоге интересуют не проблемы несчастных нефтепереработчиков или обездоленных владельцев бензоколонок, а ответ на один примитивный вопрос: сколько будет стоить бак бензина? Попробуем на него ответить.
Прошло ровно три года, и мировой нефтяной рынок вновь топчется у отметки 100 долл. за баррель. И это притом, что с тех пор котировки успели побывать на вершине в 147 долл./барр. (июль 2008-го) и на дне в 37 долл./барр. (январь 2009-го).
Это как нельзя лучше показывает нереальность каких-либо долгосрочных прогнозов в этой отрасли, которые, тем не менее, часто встречаются в лентах новостей. Уверенно можно говорить лишь о том, что цены в Украине (независимом государстве, от которого в плане мировых цен на нефть ничего не зависит) четко следуют за внешними. С учетом налоговой нагрузки и других более-менее постоянных составляющих второго дивизиона (логистические и эксплуатационные затраты и прибыль операторов) это позволяет весьма точно прогнозировать динамику внутреннего рынка. Данный подход в частности лежит в основе алгоритма определения объективной стоимости нефтепродуктов, используемой Минэнерго.
Именно рост двух ключевых составляющих стоимости топлива — мировой цены и налогов — стал причиной ощутимого подорожания, наблюдаемого на протяжении последних двух месяцев. Акцизный сбор согласно Налоговому кодексу увеличился на 40%, или на 50 коп./л. Ожидания чиновников совпали с прогнозами трейдеров, и в новый год страна вошла с ценой на А-95 в 8,50 грн./л. Таким образом, с учетом упомянутого акцизного сбора к концу месяца прогнозы составляли 9 грн./л. Однако вмешался фактор новых нефтяных рекордов, и используемая с 2006 года формула уже показывает 9,4 грн./л. При этом дизтопливо очевидно перешагнет отметку в 8,5 грн./л. На первый взгляд, цифры невероятные, но с другой стороны, еще сравнительно недавно фантастическими казались и семь, и восемь гривен за литр бензина А-95…
Цены растут из-за снижения производства нефтепродуктов в Украине, заявил на заседании правительства 19 января Николай Азаров, повторяя тезисы профильного министра и его окружения. „Мы посадили страну на импортное топливо, а отсюда и рост цен на наших заправках“, — сказал премьер. Допустим, но тогда о каком ценовом демпинге импортеров идет речь в риторике о пошлинах? Похоже, технически сложная проблематика функционирования топливного рынка и поставленные задачи позволяют представителям Минэнерго манипулировать информацией в зависимости от аудитории слушателей и зрителей.
Если развеять эфирный туман, то становится понятно, что при добавлении инициируемой пошлины в размере 130 евро/т к таможенной стоимости топлива (сверху к возросшему до 182 евро/т акцизу и НДС) это означает при нынешних параметрах внешнего рынка стоимость А-95 чуть менее 11 грн./л. Дизтопливо при пошлине 80 евро/т будет стоить в среднем 9,6 грн./л. И при этом лучше не дышать: как только цена нефти двинется вверх (среди российских нефтедобытчиков все чаще звучат прогнозы о средней цене на 2011 год в 110 долл./барр.), не говоря уж об ослаблении гривни, цены на АЗС пойдут дальше.
Интересно, что думают по поводу такой цены аграрии, ведь именно с ней имеем шансы подойти аккурат к посевной? Наверное, о дешевом украинском топливе. Но абсолютно очевидно, что дешевого украинского бензина и ДТ не будет. Ведь они производятся из импортной нефти (своей хватает лишь на удовлетворение 15% от потребностей) на технически слабых по европейским меркам украинских НПЗ. А акционеры заводов требуют от менеджмента результата, который достигается при торговле по максимально возможным ценам. Такова философия любого бизнеса, не только нефтяного.
Сегодня и в будущем «потолком» будет импорт, которому в последние годы принадлежит 35—40% рынка, — главный конкурент украинских производителей, контролирующих 60—65%. А рассказы о стабилизации цен путем договоренностей с нефтепереработчиками, ручное регулирование и постоянный аврал в период посевных и уборочных мы уже проходили каждый год вплоть до 2005-го, когда налоги на импорт были отменены. Повторим?