13 января с.г. Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который сейчас находится на подписи у президента. Проект был разработан Украинской строительной ассоциацией (УСА) во главе с известным Львом Парцхаладзе и анонсировался вице-премьером Сергеем Тигипко как направленный „на борьбу с коррупцией“.

Реакцией стали пикеты экологов и охранителей Киева, обращения деятелей культуры и критика в СМИ. В ответ премьер-министр Украины Николай Азаров заявил: „Давайте не горячиться за счет большинства киевлян. Я вас уверяю, 99% киевлян не читали этого закона. И не уверен, что 1% из оставшихся его прочитал внимательно“.

Может, оно и к лучшему? Не будет ли нового Майдана, если прочитают 99%? Кстати, ознакомиться с законом в его окончательном виде невозможно: его нет на сайтах ни президента, ни ВР. Так что все 100% киевлян прочитать принятый закон никак не могут. Остается надеяться, что, благодаря технологии прохождения законопроектов в ВР (по взмаху руки команданте Че), текст после второго чтения не претерпел революционных изменений. Его и рассмотрим.

Во-первых, это красиво

Это ответ на вопрос, для чего нужно обрезание из старого еврейского анекдота. В нашем случае команда юристов УСА старательно переписала нормы действующих законов о градостроении, делая кое-где „легкое обрезание“. Несведущие читатели могут подумать, что до появления этого закона в сфере строительства царил хаос. Однако строительство в частности и градостроительство в целом регламентируются почти тремя десятками законов: „Об основах градостроительства“, „О планировании и застройке территорий“, „Об архитектурной деятельности“, „Об ответственности в сфере градостроительства“, „О строительных нормах“ и т.д. Очевидно, давно назрела необходимость принятия градостроительного кодекса Украины, однако вместо этого „клепается“ еще один закон.

По выводу Главного юридического управления ВР в базовый Закон „Об основах градостроения“ вносятся только незначительные изменения, поэтому в правовом поле будут действовать два акта относительно одного предмета, что неминуемо приведет к их конкуренции, а попросту говоря, к выборочному применению — кому как выгодно. Понять, почему застройщики так активно лоббируют новый закон, можно, если рассмотреть предметы обрезания…

Общественные слушания

Это — головная боль застройщиков, они практически отменяются. Их обязательность нужна только при подготовке генерального плана. Для застройщика это плюс. Во-первых, фальсифицировать слушания (свозить 200 студентов или безработных с вокзала) — достаточно затратная статья расходов, а реальные слушания совершенно не управляемы и не прогнозируемы. Во-вторых, генпланы представляются в таком мелком масштабе, что понять, „где эта улица, где этот дом“, совершенно невозможно.

По действующему (пока) законодательству, на слушания должны выноситься все планы и проекты, что особенно важно, кварталов и нового строительства. Людям не все равно, на что они будут смотреть из окна.

Строго юридически эта новация суживает и ограничивает права граждан, что прямо запрещено ст. 22 Конституции Украины. Более того, в 1999 г. Украина ратифицировала Орхусскую конвенцию, чем обязалась открыть общественности доступ к информации и принятию решений по вопросам охраны окружающей среды, а любое строительство прямо влияет на экологию. Приняв такой закон, ВР нарушила и Конституцию, и международное законодательство.

Генеральный план города Киева и других

С генпланом у Киева проблемы. За четыре года правления Черновецкого в него (по подсчетам автора) было внесено… 1183 поправки. Для сравнения: за предыдущие четыре года таких изменений было всего восемь. Понятно, что в этом случае генплан как основополагающий градостроительный документ вообще теряет смысл. Также понятно, что все изменения были сделаны для того, чтобы строить там, где генплан это запрещал.

Бороться с такой вакханалией со стороны застройщиков, просто покупавших нужные землеотводы в совете, авторы закона решили весьма своеобразно. Совет отстранили от подготовки генплана и все отдали исполкому, а по Киеву — Киевской городской госадминистрации. (Последняя киевлянам и горсовету неподвластна, напротив, совет служит этаким театральным задником на сцене, где солирует КГГА.) Если теперь взятки понесут в исполкомы и госадминистрации, это и будет считаться „борьбой с коррупцией“?

Что оставляют местным советам, так это право утвердить разработанный генплан, причем в течение трех месяцев! Если же совет начнет упираться (по зеленым зонам, например), то за него это сделает Кабинет министров или генпланы подмахнут председатели облсоветов. Так что не дергайтесь, хлопцы, все решат и без вас.

Может ли местный совет вносить изменения в генплан? Конечно, может! Но раз в пять лет. И на это должен дать согласие… Кабмин. (Читай — откат наверх.)

Только, умоляю, не надо оправдываться тем, что Киевсовет продажный, лучше поменяйте законодательство о выборах.

Земля в зоне

Как большое достижение лоббисты закона подают введение „зонинга“. Правда, ко второму чтению его заменили привычным „зонированием“ (несмотря на неприятные для некоторых ассоциации). Планы зонирования регламентирует целевое назначение, этажность, плотность застройки и прочее. Попросту говоря, определяют, где жилая зона, промышленная, историческая, рекреационная, зеленая и т.д. Никакой новизны тут, конечно, нет, все это давно прописано в действующем законодательстве. Однако для общества это плюс: хоть какая-то узда на застройщиков. Плюс для застройщика в другом: параметры ограничений теперь будут определяться не действующими законами и местными правилами застройки (которые, кстати, отменяются), а Кабинетом министров. Например, не так давно в Киеве градсовет не пропустил проект ООО „Грааль“ по строительству 30-этажной высотки на Крещатике, №5, а вот Минрегионстрой одобрил! Теперь такой обходной маневр (или проход сзади) узаконен.

Кроме того, план зонирования будет утверждаться теперь не местным советом, а исполкомом или госадминистрацией, что позволяет „растягивать зону“ в нужную сторону и в любой момент. Общественность „изящно“ отстраняется от влияния на самые болезненные вопросы — высотки в историческом центре, элитные жилые комплексы в парках, мусоросжигательные заводы в промзоне через дорогу и т.п. Все сказанное относится и к детальным планам районов, кварталов и проектам новостроек.

Но и это не все. От большого ума или желания понравиться публике новый закон в случае отсутствия зонирования или детального проекта территории… запрещает передачу земель в собственность или в пользование для строительства. (Желание благое, но у меня лично от этого пассажа волосы на спине шевелятся. — А.С.)

Напомню, зонирование и ДПТ делаются на основе генплана, а у нас из 454 городов страны их имеют только 196 (данные Восточноукраинского центра общественных инициатив). По селам ситуация вообще никакая, например, в Хмельницкой области из 1451 населенного пункта актуальный генплан имеют всего 105, т.е. 7%, примерно то же в других областях. Но зонирование и ДПТ, даже при наличии генплана, — огромная редкость. Следовательно, такая новация, будь она неукоснительно исполнена, может остановить всякое строительство в Украине: и в городах, и в селах никто не сможет получить участок даже под строительство индивидуального дома.

Перечислить все сомнительные новации закона не хватит газеты — только изменения в другие законы составляют треть текста. Главное, что застройщики не только «попользовали» общественность, но и отобрали у представительских органов самые исключительные полномочия — землеотвод и утверждения градостроительных проектов. Все это — прямые нарушения Конституции Украины и Европейской хартии о местном самоуправлении: бизнес и государство нагло влезли в дела территориальной общины.

Есть ли положительные новации? Есть, немного. Но это, как в математике, когда плюс умножают на минус и в результате всегда получают минус.

Лавринович

Напомним, в перепечатанной статье "Гонорар Лавриновича: 200 тысяч за документ" речь шла о том, как фирма сына министра юстиции ООО "Адвокатская фирма "Лавринович и Партнеры" получила подряд на "нормативно-правовых актов для обеспечения хозяйственной деятельности ГП "Центр государственного земельного кадастра". Стоимость работ - 4,25 млн. грн. С момента появления статья была перепечатана многими сайтами, что, очевидно не понравилось ни министру, ни его сыну. И поклонники министра прислали нам письмо.

"ТОВ Адвокатська фірма «Лавринович і Партнери»

  Спростування неправдивої інформації опублікованої на сайті «www.banda.wp»

 У відповідь на публікацію Інтернет-видання «banda.wp» від 01.02.2011 інформації, що не відповідає дійсності, ТОВ "Адвокатська фірма "Лавринович і Партнери" повідомляє наступне.

ТОВ "Адвокатська фірма "Лавринович і Партнери" не має жодних грошових домовленостей із Державним підприємством "Центр ДЗК", ніколи не визначала вартості послуг за написання нормативних актів і не отримувала жодних оплат. 

Відповідно до регламенту Кабінету Міністрів, що також регулює питання розробки нормативно-правових актів, головним розробником проекту акта Кабінету Міністрів є орган, який здійснює його підготовку. Підготовку проектів актів Кабінету Міністрів здійснюють відповідно до своєї компетенції серед іншого і інші центральні органи виконавчої влади, яким є Держкомзем. Проект акта Кабінету Міністрів головний розробник подає Мін'юсту для проведення правової експертизи.

За результатом адміністративної реформи Державний комітет по земельних ресурсах реорганізовано в Державне агентство земельних ресурсів України. Діяльність агентства спрямовується та координується через Міністра аграрної політики та продовольства України.

Отже повідомляємо, що договірні зобов'язання між ТОВ "Адвокатська фірма "Лавринович і Партнери" та Державним підприємством «Центр ДЗК» відсутні.
Додатково зазначимо, що за сім років роботи на ринку юридичних послуг "Лавринович і Партнери" ніколи не були отримувачами бюджетних коштів і не обслуговували жоден з органів державної влади.

Примітка:
Державне підприємство «Центр ДЗК» є юридичною особою, що здійснює свою господарську діяльність на принципах господарського розрахунку і самофінансування. Управління ДП «Центр ДЗК» здійснюється Держкомземом.
Адвокатська фірма «Лавринович і Партнери» створена в 2004 році і має свої представництва в Києві, Одесі та Чикаго (США). «Лавринович і Партнери» визнані і рекомендовані такими виданнями як Who Is Who Legal та PLC Which Lawyer. Фірма також входить до списку «ТОП 10 кращих юридичних фірм України» і надає кваліфіковані юридичні послуги як міжнародним компаніям і іноземним представництвам, так і вітчизняному бізнесу."

Это пишут поклонники. Мы, в общем-то и не возражаем - куда приятнее жить, будучи уверенным, что хотя бы один министр уж точно не замешан в коррупционных схемах. Мы и готовы бы опровергнуть то, что мы перепечатали. Но никак не можем сообразить, что в таком случае означает "Обоснование применения процедуры закупки у одного участника от 02.12.2010", в котором речь идет именно о том, что хотели бы опровергнуть поклонники министра.

 

 

(Кликните на изображении для просмотра в полном размере)

Ключевые проекты Евро-2012 за пределами Киева реализует общество с ограниченной ответственностью "Дорожное строительство "Альтком". Это еще одна компания, которая собирает миллиардные государственные заказы без проведения конкурса, имеет выразительные донецкие корни и офшорную составляющую, за которой спрятаны настоящие собственники.

Во времена предыдущей власти "Украинская правда" публиковала критические материалы о том, как Юлия Тимошенко без тендера определила производителя работ в аэропорту Львова.

Генеральным подрядчиком объекта на 900 миллионов бюджетных гривен стала компания "Азовинтекс", которая принадлежит политическим союзникам тогдашнего премьер-министра.

Но точно так же, как фирма "Азовинтекс" была определена генеральным подрядчиком, после прихода Виктора Януковича она этот титул утратила.

Однако новая власть продолжила практику распределения многомиллиардных заказов без проведения каких-либо конкурсов.

Объясняли это тем, что существующее тендерное законодательство не позволяет проводить отбор быстро, как того требует график подготовки к Евро-2012. Но, вместо внесения изменений в законы об упрощении тендерных процедур, правительство Николая Азарова инициировало отказ от проведения конкурсов на объектах Евро-2012.

Сложилась парадоксальная ситуация.

Когда речь< заходит о продлении полномочий нынешней Верховной Рады, то за это оперативно собирается 300 голосов депутатов. А когда речь идет о прозрачном распределение миллиардов бюджетных средств на объектах Евро-2012, то члены правительства начинают рассказывать о многочисленных бюрократических преградах.

А всех, кто подвергает критике правительство за непрозрачность определения генеральных подрядчиков, здесь же причисляют к врагам украинского государства, которые хотят сорвать праздник европейского футбола.

Таким образом, на сегодня определение компаний, которые получают бюджетные заказы, осуществляется в ручном режиме Национальным агентством по вопросам подготовки к Евро-2012, которое подчинено вице-премьеру Борису Колесникову.

Учитывая кризис в строительной отрасли, получить подряд на объектах Евро-2012 равнозначно государственной дотации за счет средств налогоплательщиков.

Компания-счастливчик

"Дорожное строительство "Альтком" - запомните это название, потому что упоминаниями о ней пестреет "Вестник государственных закупок" с отметкой "тендер с одним участником".

Даже примерный подсчет показывает, что эта донецкая компания собрала портфель заказов по меньшей мере на 5-7 миллиардов гривен. И в значительном количестве случаев это был тендер с одним участником.

В 2007 году "Дорожное строительство "Альтком" стало генподрядчиком строительства взлетно-посадочной полосы Донецкого аэропорта. К тому времени общая стоимость проекта составляла 972 миллиона гривен. Но в апреле 2010 Кабмин утвердил скорректирований комплексный проект строительства и титула взлетно-посадочной полосы. Цена работ возросла в два раза и составила 1,823 миллиарда гривен.

Сообщается, что "Дорожное строительство "Альтком" будто бы выиграло тендер для строительства полосы в Донецке, но в открытых источниках не удалось найти никакого упоминания о другой структуре, которая составляла им конкуренцию на конкурсе.

В августе 2009 правительство Тимошенко позволило определить без тендера производителя работ по реконструкции терминала Донецкого аэропорта. А уже в сентябре 2009 этим победителем также был определен "Альтком" - в частности, ООО "Альтком Инвестстрой".

На тот момент самым большим проектом предприятия "Дорожное строительство "Альтком" было участие в реконструкции дороги Киев-Харьков-Должанский. Эта компания стала победителем тендера вместе с турецкой фирмой "Онур" и ОАО "Південьзахідшляхбуд".

ООО "Дорожное строительство "Альтком" получило заказ на проведение работ на 45 километрах дороги. Сумма контракта, заключенного в феврале 2010, составила 600 миллионов гривен.

А дальше произошло чудо - Виктор Янукович выиграл выборы президента, Борис Колесников возглавил направление Евро-2012, и праздник пришел на улицу "Альтком", который осуществил экспансию на западную Украину.

В апреле-мае 2010 без открытого тендера ООО "Дорожное строительство "Альтком" стало генподрядчиком реконструкции полосы в аэропорту Львова, стоимостью в 978 миллионов гривен бюджетных средств.

Параллельно родственная фирма ООО "АльткомКиевстрой" также без тендера была определена генподрядчиком строительства стадиона во Львове. Бюджет работ - 1 миллиард 649 миллионов гривен из кармана налогоплательщиков (сумма - согласно уточненной в 2010 году Государственной целевой программе подготовки к Евро-2012; начальный бюджет составлял 630 миллионов гривен).

А в декабре 2010 то же ООО "АльткомКиевстрой" снова по "тендеру с одним участником" объявили производителем работ по реконструкции стадиона Львовского государственного университета физической культуры - 70 миллионов гривен.

Параллельно ООО "Дорожное строительство "Альтком" продолжало выигрывать тендеры в автодорожной сфере.

Уже в июне 2010 года директор ООО "Дорожное строительство "Альтком" заявил на страницах корпоративной газеты, что компания готовится усвоить 2,5 миллиарда гривен на объектах Евро-2012 только в части дорожного строительства и ремонта.

Получение заказов на строительство объектов Евро-2012 - не единая сфера аномального успеха "Альткома", где она пользуется преференцией заключать миллионные соглашения в рамках "тендера с одним участником".

Так, 9 ноября без проведения конкурса "Дорожное строительство "Альтком" выиграло еще 19 "тендеров с одним участником" для строительства дорог в Одесской области общей суммой 115 миллионов.

А в декабре 2010-го "Дорожное строительство "Альтком" выиграло "тендер с одним участником" на комплекс работ строительства искусственных перронов, мест стоянок и рулежных дорожек в аэропорту Донецка с бюджетом в 710 миллионов гривен.

Однако настоящий подарок они получили в октябре 2010, когда состоялось назначение ООО "Дорожное строительство "Альтком" победителем "тендера с одним участником" на сооружение трассы Львов-Краковец.

Дорога будет строиться в рамках подготовки к Евро-2012 и станет продолжением транспортного коридора Берлин/Вроцлав-Львов-Киев.

Бюджет - 1 миллиард 419 миллионов гривен.

В конце года "Альтком" ждал еще один сюрприз. Согласно "Вестнику государственных закупок", им отдали без проведения конкурса два новых заказа.

Так, в выпуске "Вестника государственных закупок" от 20 декабря появилось сообщение, что ООО "Дорожное строительство "Альтком" получило подряд в размере 93 миллиона гривен на строительство дороги в Донецкой области между населенными пунктами Гришино - Ульяновка.

А в "Вестнике" от 12 января 2011 года вышло объявление, что ООО "Дорожное строительство "Альтком" будет строить дорогу в Киевском районе Донецка с бюджетом 95 миллионов гривен.

В обоих случаях их снова привлекли по процедуре "тендера с одним участником".

Загадочные собственники

Начиная с весны 2010 года, все эти решения по выбору ООО "Дорожное строительство "Альтком" подрядчиком мега-проектов в рамках Евро-2012 напрямую зависят от Бориса Колесникова и подчиненного ему Нацагентства по проведению Евро-2012.

Конечно, назначение победителем "тендеров с одним участником" не могло не вызвать вопроса о причинах такого эксклюзивного статуса донецкой компании.

"Украинская правда" обратилась за комментарием к "Альткому". Там свои успехи объяснили наличием современного парка техники и квалифицированных работников. А отношения с Азаровым и Колесниковым обозначили как "рабочие".

"Компания "Альтком" владеет самым большим и наиболее современным парком спецтехники в Восточной Европе. Кроме того, ФПГ "Альтком" проводит политику постоянного повышения квалификации сотрудников. Одной из основных преимуществ также является большой опыт компании", - сообщили "Украинской правде" в пресс-службе компании.

"Компания "Альтком" реализует ряд проектов, которые финансируются из государственного бюджета. В связи с этим ее руководители взаимодействуют с правительством Украины, в том числе с Николаем Азаровым и Борисом Колесниковым. Руководителями компании и представителями Кабмина регулярно обсуждается ход реализации строительства и реконструкции этих важных для страны объектов", - также сказали в пресс-службе.

Вице-премьер Борис Колесников объяснил, что "Альтком" назначают генподрядчиком в связи с отсутствием времени на проведение конкурсного отбора.

"Они становятся победителями тендеров с одним участником на тех объектах, которые требуют немедленного строительства. Когда< мы попали во временной цейтнот на теме Евро-2012, то сразу сказали: "Мы будем сами подбирать подрядчиков", - объяснил Колесников.

Строим новую страну. Строит британский Гондурас

Так что же это за компания, которая на сегодня строит едва не треть объектов Евро-2012?

На вопрос, кто является владельцем "Альткома", Колесников ответил: "Без понятия. Я знаю, что никто из известных вам бизнесменов, депутатов-регионалов никогда не был и не является ее владельцем".

Чудеса неосведомленности продемонстрировал и экс-мэр Донецка Владимир Рыбак, сына которого когда-то также связывали со скрытыми собственниками "Альткома". "Моя семья никакого отношения к ним не имеет. Это донецкая организация, но кто владелец - я не знаю".

По обыкновению название "Альтком" ассоциируют с обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "Альтком". Эта компания имеет уставный капитал 167 тысяч гривен, а ее основателями является глава совета директоров Александр Тисленко и гендиректор Сергей Павличев, который также работает депутатом Донецкого горсовета от Партии регионов.

Но на самом деле ООО "Финансово-промышленная группа "Альтком" не фигурирует как производитель работ в рамках программы Евро-2012.

Наибольшее число подрядов получает ООО "Дорожное строительство "Альтком", которое имеет совсем других официальных учредителей.

"Украинской правде" удалось получить выписку из реестра этой фирмы, которая лишь на протяжении 2010 года без тендеру получила строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Львова, рулежных дорожек в аэропорту Донецка, ремонт дорог в Одесской области и, в конце концов, прокладывание трассы Львов-Краковец.

Компания Тисленко и Павличева "Финансово-промышленная группа "Альтком" имеет вклад в ООО "Дорожное строительство "Альтком" меньше 1%.

Мажоритарными акционерами ООО "Дорожное строительство "Альтком" являются две компании-нерезиденты - Eurobalt Lіmіted (56%) и Sorena Export Lіmіted (43%). Они числятся в реестре как английские фирмы.

На самом деле это - лишь фасадные британские компании. Реестр предприятий Великобритании свидетельствует, что дальше в "матрешке" запрятанные офшорные фирмы.

В Англии информация об акционерах британских компаний является общедоступной - ее можно получить через Интернет на сайте государственного регистратора по цене 1 фунт стерлингов за документ.

"Украинская правда" купила учредительные документы и отчеты, которые присылают учредители ООО "Дорожное строительство "Альтком" английскому регистратору.

Итак,учредителем британской фирмы Eurobalt Lіmіted числится компания Trіnіtron Іnvestments Lіmіted, зарегистрированная в государстве Белиз в Латинской Америке по адресу: Белиз- Сити, Barrack Road, 35.





(Кликните на изображении для увеличения)

На момент создания Eurobalt Lіmіted было выпущено аж две акции на сумму 2 фунта стерлингов, которые принадлежали белизскому Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Директорами компании Eurobalt Lіmіted записанная киприотка по фамилии Лана Замба и упомянута компания Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Вторая компания - учредитель ООО "Дорожное строительство "Альтком" называется Sorena Export Lіmіted, и она также зарегистрирована в Великобритании.

Но, согласно отчету от 25 мая 2010 года, Sorena Export Lіmіted выпустила две акции на сумму 2 фунта стерлингов, которые принадлежат той же компании Trіnіtron Іnvestments Lіmіted из латиноамериканского Белиза.





(Кликните на изображении для увеличения)

Директором Sorena Export Lіmіted также является белизская офшорка Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Кроме того, в июле директором компании стал киприот Илиас Георгиоу.

Государство Белиз до недавнего времени имела название Британский Гондурас, и является одной из офшорных зон в Латинской Америке.

Основать офшорную фирму там можно за один день, заплатив около 2 тысяч долларов. Содержание компании обойдется еще в полторы тысячи долларов в год. А для ее создания достаточно зарегистрировать офис и нанять управляющим местного юриста или бухгалтера с соответствующей лицензией.

Если пойти дальше, то можно установить, что адрес белизской компании Trіnіtron Іnvestments Lіmіted: Белиз-Сити, Barrack Road, 35 совпадает с адресом фирмы Glenn D. Godfrey & Co LLP, которая является управляющим офшорным трастом.

"Украинская правда" послала запрос в "Альтком" с вопросом, почему учредителями ООО "Дорожное строительство "Альтком" являются офшорные компании, на что получила ответ: "Предприятия, которые входят в состав финансово-промышленной группы "Альтком", являются украинскими юридическими лицами, которые платят налоги на территории Украины".

На самом деле главная причина использования британских фасадных компаний, которые имеют учредителей в офшорных зонах, чрезвычайно банальная - благодаря этой схеме вы никогда не узнаете, кто является настоящим конечным собственником компаний. В том числе и тех, которые без тендера получают многомиллиардные подряды в рамках Евро-2012.

Президент Украины Виктор Янукович и его команда последовательно проводят политику "либерализма для олигархических кругов", считает финансовый эксперт Борис Кушнирук.​ Об этом Кушнирук заявил на встрече с журналистами в Харькове.

"Всю экономическую политику можно свести к вопросу армянскому радио: "Что делать, чтобы корова меньше ела и больше доилась?" "Ее нужно меньше кормить и больше доить", - сказал Борис Кушнирук.

Эксперт отметил, что последовательность, консолидированность и управленческая дисциплина нынешней власти позволяют ей проводить "содержательную политику" и добиваться стабильности для представителей крупного бизнеса, "делая значительную часть людей более бедными".

"С точки зрения управленческой дисциплины эта власть гораздо лучше работает, чем предыдущая, поэтому вся политика, которая проводится, дает прямой позитивный результат: если решение принимается, оно выполняется. Следует также отметить, что они получили довольно сложную ситуацию, связанную с тем, что экономика находилась в кризисе и ситуация с бюджетом была очень сложной. С этой точки зрения, власть сделала очень много и добилась стабилизации ситуации с бюджетом, с государственными финансами – это безусловный позитив", - отметил эксперт.

В то же время, Кушнирук считает, что "в определенной степени им помогло, что мировая экономика постепенно выходит из кризиса и, хотя есть определенные процессы, которые говорят, что кризис еще далеко не завершился, но некоторый позитив есть".

"Власть проводит единую политику и это – безусловный позитив. Мы получили консолидированную власть, и это позволило проводить довольно содержательную политику. Другой вопрос, в чьих интересах эта политика. Политика, которую они проводят – это политика либерализма для олигархических кругов. И Налоговый кодекс, который уже принят, и пенсионная реформа, которую предлагают, и реформа ЖКХ, и градостроительная реформа, и земельная – все они довольно содержательные, но все они отражают интересы крупного капитала, экспорто-ориентированного с примитивной продукцией, заинтересованного в сохранении существующей системы", - сказал Борис Кушнирук.

По его мнению, в Украине на государственном уровне нет спроса на наукоемкую продукцию собственного производства, нет заинтересованности в создании и развитии наукоемких предприятий. Правительство предпочитает покупать готовую наукоемкую продукцию за рубежом, в то время как другие страны, заинтересованные в развитии наукоемких отраслей добиваются создание совместных предприятий на своей территории.

"У нас же нет никаких стимулов для этого: ни государственных, ни кредитных, ни налоговых. Нет потребности в наукоемкой продукции, она им (власти) не нужна, их интересы в другой плоскости ", - отметил Кушнирук.

Новой власти уже удалось создать из судов максимально выгодную для себя систему — это когда интересы людей при власти блюдутся безоговорочно, а остальных граждан — как кому повезет. По крайней мере, второй момент для отечественных правителей, кажется, принципиального значения не имеет. Обо всем этом в той или иной степени свидетельствовали события на вчерашнем заседании Высшего совета юстиции (ВСЮ).

Вчера состоялось первое в 2011 г. заседание ВСЮ, в центре внимания которого было назначение более двух десятков судей на должности председателей судов и их заместителей. Это те самые должности, влиятельность которых вроде как была сведена на нет в новом законе о судоустройстве и статусе судей, именуемого ныне судебной реформой. По крайней мере, влиятельные провластные юристы преподносили это как одно из достижений своей реформы. Но на деле мы можем не только наблюдать необычайный накал страстей в борьбе за полномочия по назначению руководителей судов, но и текущее пристальное внимание к этому процессу со стороны влиятельных лиц. Их внимание, кажется, слишком пристальное, чтобы выносить дискуссии по кандидатам на руководящие должности на суд общественности. Украинским гражданам, по всей видимости, демонстрируют не самую качественную картинку демократичности и прозрачности соответствующей процедуры, вследствие чего сегодня выполнять административные функции в судах приходят исключительно высококлассные профессионалы с достойными уважения моральными и личностными качествами.

Но в действительности сами же провластные юристы портят и без того с трудом поддерживаемую иллюзию демократии. Это можно наблюдать на примере Артура Емельянова — нового председателя Хозсуда Киева, одного из наиболее значимых хозсудов страны. Вчера при рассмотрении вопроса господина Емельянова прозвучала только одна фраза: экс-глава Донецкого апелляционного хозсуда (АХС) и нынешний глава Высшего хозсуда (ВХСУ) Виктор Татьков сказал, что данный кандидат — профессионал.

А ведь именно в те времена, когда господин Татьков председательствовал в Донецком АХС, Артур Емельянов был замглавы нижестоящего Хозсуда Донецкой области. После прихода Виктора Татькова в кресло главы ВХСУ, господин Емельянов переместился на должность председателя своего же суда. Его предшественник Игорь Темкижев, кстати, был переведен в Днепропетровский АХС и сразу стал там председателем. Но буквально через несколько недель в карьере Артура Емельянова случился головокружительный скачок — он стал главой Хозсуда Киева. При этом члены Совета судей хозсудов дали ему рекомендации на основании того, что они все о нем и так знают. Ну а члены ВСЮ удовлетворились характеристикой Виктора Татькова. Примечательно, что господина Емельянова совершенно забыли спросить, владеет ли он ситуацией в новом для себя суде, понимает ли он его организационные, материально-технические, кадровые, финансовые и прочие проблемы, есть ли у него план по решению всех этих проблем и т.д. Интересно, мнение судей Хозсуда Киева вообще кто-то спрашивал? Ну только не номинально, а реально?

Все это, скорее всего, свидетельствует о реализации выгодной для узкого круга людей расстановки кадров. А вот в чем именно состоит эта выгода — пусть лучше расскажут сами люди из упомянутого узкого круга, который «і» неоднократно пытались очертить. Особенно если эта выгода принуждает спешно переводить во влиятельный Хозсуд Киева проверенных профессионалов из Донецка.

Все это — лишь один из длинного перечня примеров, которые демонстрируют, что власть таки создала оптимальную для себя конфигурацию судебной системы. И эта система, расклад сил в которой законсервирован как минимум на ближайшие несколько лет, уверенно движется по новым рельсам и ни на кого особо не обращает внимания. Кроме ее непосредственных создателей, разумеется.

Как тут не вспомнить одну из бесед, которая случайно приключилась у автора данной статьи с одним человеком, чье имя сегодня известно в судебной системе. В итоге собеседник сказал: «Ну чего вы так вцепились в то, что мы делаем, и настойчиво все это критикуете? Мы же не делаем ничего такого, чему бы противилось украинское общество. Самих украинских граждан устраивает то, что происходит сегодня в судах, а также то, как они работают. Если бы общество заявило категорический протест тем или иным действиям власти, разве кто-то во власти стал бы предпринимать эти действия? Ну а раз общество согласно, то в чем тогда, собственно, наша вина состоит, и чем в таком случае предосудительны наши реформы?».

Выходит так, что ответы на все эти вопросы могут дать только сами украинские граждане. Но с этим они не спешат и потому имеют именно ту судебную систему и то государственное устройство, против которых не возражают.

Кто не заинтересован в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства города? Каковы основания для реформирования — как объективные, так и субъективные? Кто должен инициировать реформирование в условиях рыночной экономики? Вопросы, вопросы, вопросы…

Время уходит, деньги из госказны на имитацию так называемой реформы уплывают немалые, а единственный отмеченный результат «реформирования» — повышение тарифов при ухудшении качества услуг. Может быть, дело в энциклопедическом определении понятия „реформа“, под которым формально подразумеваются любые изменения? И никакой цели!

На сегодняшний день можно довольно жестко констатировать в государственном измерении следующее: полное отсутствие системного подхода и научного обоснования объективной необходимости реформирования ЖКХ. Отсутствует даже определение целевой функции реформирования, кроме повышения тарифов до „экономически обоснованного“ уровня.

Не ответив сначала на три поставленных выше вопроса, мы никогда не реформируем жилищно-коммунальное хозяйство именно в своих целях.

Вопрос 1.

Кто не заинтересован в проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства города?

В настоящее время городское жилищно-коммунальное хозяйство структурно состоит из отдельных специализированных предприятий коммунальной формы собственности, другими словами — принадлежащих местной территориальной общине.

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

А.Пушкин. „Признание“.

Это наследие социалистической формы хозяйствования, которая доминировала до перехода к рыночным экономическим отношениям. Планово-директивная форма управления с подчинением местной власти при жесточайшем партийно-хозяйственном контроле эффективно срабатывала при поддержке централизованного бюджета. Местные тарифы устанавливались преимущественно исходя из политической целесообразности. Техническое несовершенство компенсировалось дешевизной энергетических ресурсов. Производственная дисциплина и планово-предупредительная система профилактики и ремонтов позволяли обеспечивать достаточный уровень надежности. Никакой хозрасчетной экономики!

Это было время всеобщих субсидий: никто никому не был должен — все покрывалось. Народ и руководство каждого отдельно взятого жэка к этому привыкли если не навсегда, то очень надолго. Более того, вся система подготовки специалистов, нормативно-методическая документация и структура управления остались без изменения при переходе коммунальных хозяйств от общегосударственной формы собственности к коммунальной, т.е. в собственность территориальных общин. Выработка решений власти, среди которых главное — установление тарифов на коммунальные услуги, оказалась в ведении местных органов власти, которые не обеспечены компетентными специалистами. Все идет по накатанной схеме: установление тарифов без должного экономического обоснования, бюджетные вливания — через адресные субсидии населению и как компенсация убыточной эксплуатации в виде перечислений из местного бюджета по решению местного органа власти. В практике хозяйствования известны случаи перечисления компенсации разницы между доходами коммунальных предприятий и их затратами даже с прибылью! А что, главное — „решить проблему“…

Практически игнорируется один из основных принципов рыночной экономики — спрос формирует предложение! Спрос должен определяться основным фигурантом процесса — потребителем коммунальных услуг.

Но сегодня именно потребителю навязывается предложение — оказание услуг с использованием морально и физически устаревших затратных технологий, которые объективно не в состоянии обеспечить нормативное качество услуг и приемлемый тариф.

Это явное противоречие в отношениях между потребителем и поставщиком услуг, которое со временем, в связи с физическим износом технологий и ростом цен на энергоносители, может принять антагонистический характер.

Кто же поддерживает живучесть такого экономического нонсенса? Безусловно, местный чиновник! Технологии коммунальных услуг практически не изменились за последние 30 лет, а это привело к сохранению схемы управления и необходимости поддерживать живучесть рудиментарной схемы финансирования. Пока собственность основных технологий является коммунальной или, правильнее говоря, по отношению к потребителю — ничейной, чиновник вынужден управлять ею даже в системе экономического нонсенса. Как и исходя из чего этот самый чиновник, который всегда при деле, вдруг станет инициировать проведение реформы? На такое должностное самоубийство никто не запрограммирован. При таком чиновнике все и всегда будет работать либо за счет повышения тарифов, либо за счет субсидий из бюджета. Потому нет никаких предпосылок к экономическому стимулированию внедрения энергоэффективных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих в итоге оптимизацию тарифной политики. Для чиновника, который должен обеспечить приток инвестиций для внедрения новых технологий, это „себе дороже“. Ведь любой инвестиционный приток капитала требует перераспределения собственности в пользу инвестора. Так можно и без собственности остаться!

Это и есть формулировка причины скрытого управления „нереформированием“ ЖКХ! В сложившейся системе условий безэкономического хозяйствования в сфере оказания коммунальных услуг местная власть как балансодержатель технологий не заинтересована в каких-либо реформах, которые могут привести к потере собственности. За все это приходится дополнительно платить потребителю! Это и является ответом на вопрос: кто не заинтересован в проведении реформ?

У потребителя как основного обеспечителя финансового процесса функционирования ЖКХ абсолютно иная позиция. Она основывается на необходимости системной реструктуризации отрасли, которая приведет к обеспечению нормативного качества услуг при более высоком уровне надежности функционирования и минимизации общих затрат со стороны потребителя.

Такой методологический подход к определению целей и задач реформирования жилищно-коммунальных хозяйств городов Украины, где определяющим критерием являются интересы потребителя, был изложен в статье под названием „Бизнес-предложение для народа, или Еще раз о „вечной“ реформе жилищно-коммунального хозяйства“ (см. „ЗН“ №39 от 18 октября 2008 года). В ней обосновывается необходимость подхода к разрешению проблемы реформирования ЖКХ не с позиции правительства, а в интересах потребителя: зачем нужна реформа, какова процедура ее осуществления и за какие деньги она будет реализовываться? Образно говоря, решение проблемы было поставлено „с головы на ноги“, что вселяет некоторую надежду на ее успешное решение. Это абсолютно новый методологический подход к определению целей и задач реформирования ЖКХ, который завершится системным синтезом социальных технологий жизнеобеспечения территориальных общин городов Украины, приходящих на смену неэффективной структуре разрозненных жилищно-коммунальных предприятий. И, безусловно, в этом процессе основная инициатива, менеджмент и реализация должны принадлежать потребителю!

Вопрос 2.

Каковы объективные и субъективные причины для реформирования ЖКХ?

Разработка методологии реформирования ЖКХ, на наш взгляд, должна в первую очередь учитывать особенности экономического функционирования отрасли как в общегосударственном масштабе, так и по отношению к индивидуальному потребителю. Кроме этого, синтез будущей системы должен обеспечивать достижение необходимого уровня социальной безопасности.

В целом экономика жилищно-коммунальной отрасли в общегосударственном измерении относится к затратной: на нее расходуются финансовые средства, но не создается добавочная стоимость. Отсюда первое стратегическое направление заинтересованности государства — минимизация затрат из бюджетов различных уровней. Это положение совпадает с одним из требований потребителя — минимизация выплат за предоставленные услуги.

Совпадение стратегических положений государства и индивидуума означает выработку общих направлений реформирования, где основополагающими являются внедрение эффективных технологий и совместное участие в процессе инвестирования. Основным объективным фактором для инициации процесса реформирования является отсутствие системности в функционировании технологий, что исключает управление качеством услуг со стороны потребителя.

В настоящее время как со стороны потребителя, так и со стороны коммунальных предприятий отсутствует управление основным системным параметром — электроэнергией — и по ценообразованию, и по качеству. Электроэнергия как системный параметр является составляющей практически всех видов услуг. В некоторых видах услуг, например в водоотведении, стоимость электроэнергии определяет величину тарифа на 80%. Но на сегодняшний день снабжением электроэнергией занимаются частные (акционерные) электроснабжающие компании, которые осуществляют свою деятельность независимо от предприятий коммунальной отрасли.

В нашей стране техническая монополия на электроснабжение выражается в формуле Объединенной энергетической системы Украины (ОЭС). Исторически сложился и ревностно поддерживается нынешним законодательством порядок, при котором все электрогенераторы мощностью свыше 20 МВт обязаны работать на энергосистему. Опять-таки, потребителю навязывается то, что есть, со своими технико-экономическими показателями. Имеет ли в этом случае потребитель пространство „для маневра“ с целью оптимизации собственных экономических показателей?

В принципе, при переходе к рыночным экономическим отношениям потребитель, формулируя содержание понятия „спрос“, вправе определять форму и качество предложения. Таким образом, электрогенерирующая отрасль должна трансформироваться из ведущей в инфраструктурную, развитие которой определяется именно спросом, а не ее собственным предложением! Считаем целесообразным в этом случае определить качественные и количественные показатели понятия „спрос“, основываясь на особенностях процесса электропотребления в жилищно-коммунальной сфере.

Первой критической особенностью выступает значимая динамика в потреблении, которая выражается как коэффициент неравномерности в диапазоне от 2,5 до 6,0. Не учитывать столь значительных цифр при огромном объеме потребления электричества населением нельзя. В то же время в ОЭС отсутствуют пиковые и маневренные электрогенерирующие мощности, производство электроэнергии имеет гипертрофированный крен в сторону АЭС, которые запрограммированы на работу в режиме постоянной нагрузки. Тепловая электрогенерация исчерпала свой проектный и физический ресурс на 98% и не в состоянии эффективно функционировать в резко переменных режимах. Именно дефицит пиковой и маневренной электрогенерации приводит к огромным ненормативным потерям в сетях при переменных режимах работы в ЖКХ — от 24 до 44%. За все платит потребитель, да еще и с прибылью, обеспечивая внутреннюю рентабельность электроснабжающих компаний на уровне 17%!

Выходом из этой проблемной ситуации может быть создание динамичной энергоэффективной генерации с учетом специфики работы жилищно-коммунального сектора. Это огромный резерв не только в экономике (удешевлении) функционирования ЖКХ. Он является частью общегосударственных мероприятий по повышению надежности работы ОЭС. Известно, что для обеспечения нормального уровня надежности функционирования ОЭС на 1 кВт установленной мощности АЭС необходимо 4—5 кВт пиковых и маневренных генераторов! Эта проблема может быть решена при внедрении газотурбинных электрогенераторов с великолепными маневренными характеристиками и технико-экономическими показателями. Технически это можно осуществить при реконструкции районных котельных, заменяя устаревшие водонагревательные котлоагрегаты газотурбинными электрогенераторами, работающими в комбинированном цикле одновременного производства электроэнергии и тепла. Такое технологическое решение обеспечит наивысшую степень топливоиспользования — до 94%. При этом рационально используются уже отведенные под энергетическое производство территории, существующие газовые и тепловые сети, квоты на объемы выбросов, а также не превышаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в выхлопных газах.

Тенденции энергопотребления в ЖКХ свидетельствуют о смещении структуры в сторону увеличения потребления электроэнергии (рост количества бытовых приборов) и уменьшения потребления тепловой энергии за счет внедрения теплоизоляционных решений. В этой связи предпочтительно внедрение объединенного когенерационного и комбинированного способов одновременного производства электроэнергии и тепла. В условиях плотной городской застройки эта технология особенно эффективна.

Таким образом, по объективным причинам как экономического плана, так и социальной безопасности, при реформировании ЖКХ среди жилищно-коммунальных технологий должна появиться собственная высокоэффективная электрогенерация, которая и станет техническим воплощением системности. При этом будет достигнута наивысшая степень экономичности именно для потребителя и сопутствующий эффект в виде улучшения экологии окружающей среды.

Когенерационные технологии, по определению, предусматривают двойную генерацию электроэнергии, а именно: на газотурбинном генераторе и паровом турбогенераторе. Технически это выглядит следующим образом: сначала природный газ сжигается под давлением в камере сгорания газовой турбины, на валу которой закреплен электрогенератор. На выхлопе дымовых газов монтируется котел-утилизатор — парогенератор. Затем водяной пар подается в паровую турбину, связанную с другим электрогенератором. Именно такую технологию двойного генерирования электроэнергии следует определять как когенерацию.

В когенерационной технологии оборудование функционирует по электрическому графику загрузки, а объем сбросной теплоты является производным. Для покрытия теплового графика загрузки необходимы дополнительные тепловые мощности, которые по капитальным вложениям значительно дешевле, чем электрогенерационные.

При сравнении технологий производства электрической и тепловой энергий получаем следующее соотношение: при комбинированной технологии электрическая энергия доходит до 30%, а тепловой может быть использовано до 60%; при когенерационной — электрическая энергия может доходить до 60%, а тепловой может быть использовано до 35%.

Из изложенного выше следует, что когенерационная технология значительно качественнее по коэффициенту полезного действия генерирования электрической энергии и практически не требует дополнительных электрических мощностей.

Практика показывает, что оборудование когенерационных технологий нормально функционирует в маневренных и пиковых режимах и очень качественно отслеживает переменные режимы. Это и является основным аргументом в применении когенерации для энергообеспечения коммунальных технологий.

Предложенные технологические решения, а именно — реконструкция районных котельных под электротеплостанции (проектное название технологии — „Энерго-прайм“), позволяют сократить потери электроэнергии в сетях ниже нормативного уровня в 4%. Внедрение системного параметра — электричества собственного производства — стимулирует снижение тарифов практически на все виды коммунальных услуг. А это уже неопровержимый субъективный фактор для реформирования.

Вопрос 3.

Кто должен инициировать реформирование ЖКХ в условиях рыночной экономики?

Среди потребителей бытует мнение, и даже звучали официальные заявления, что реформирование нельзя осуществить без участия государства, т.е. без использования бюджетных средств. Мнение тщательно навязывается теми организациями, которые из года в год получают бюджетные средства, например профильным министерством, научно-исследовательскими и проектными институтами государственного подчинения, различными инспекциями и пр. Вот так — каждый год и побольше! Такая „убаюкивающая“ позиция фигурантов жилищно-коммунальной сферы при обострении проблемы качества и надежности приводит к тому, что все несозидательные затраты покрываются за счет повышения тарифов, субсидий населению и разовых выплат из местного бюджета. С другой стороны, если рассмотреть первоначальный источник выплат, то все эти деньги принадлежат потребителю.

Бюджет — это тоже деньги потребителя, которые совершают налоговый „кульбит“ и возвращаются, но уже под другим управлением. Если говорить о приватном финансировании, то потребитель как индивидуум не имеет своей собственности, поскольку все принадлежит территориальной общине, а там все обезличено. Социализм…

В этой ситуации уместно вспомнить одно из основных правил бытия — стабильность рыночных отношений определяется святым правом на неприкосновенность частной собственности, и предложить потребителю не только формализовать свое тотальное участие в платежах по выставленным тарифам, но и выступить главным инвестором в реформировании ЖКХ. Естественно, с приобретением святого права частной собственности! При этом организационная структура построения экономической модели функционирования жилищно-коммунальных технологий определяется основным положением: потребитель — одновременно частный собственник объединенной системы предприятий. Последнее обуславливает фактор участия потребителя в управлении предприятием, которое в настоящий момент напрочь отсутствует. В этом случае будет соблюдена экономическая и социальная справедливость — кто оплачивает функционирование предприятия, тот им и управляет.

Если предусмотреть, что формой инвестирования процесса реформирования ЖКХ избрано кредитование, то потребитель в состоянии на протяжении трех-пяти лет погасить кредит за счет инвестиционной составляющей в тарифе. После погашения по-требитель — полноправный собственник предприятия! На сегодняшний день это, пожалуй, самое реальное предложение по инвестиционному процессу: сам потребитель в интеграции с другими фигурантами выступает в качестве стратегического инвестора по реформированию ЖКХ по организационно-финансовой схеме „потребитель—собственник“.

Схема, живущая по аргументу экономической выгоды для потребителя, позволяет организовать эксплуатацию коммунальных технологий с обеспечением нормативного качества и уровня надежности при минимизации как общих затрат со стороны потребителя, так и ресурсных затрат со стороны государства.

Роль государства (либо местной власти) сводится к контролирующим функциям и роли гаранта-поручителя на начальной стадии получения кредита. В дальнейшем в качестве залога может использоваться вновь созданная технология, которая выводится из залога по мере погашения кредита. Таким образом, если государство (или местная власть) не в состоянии профинансировать процесс реформирования, то пусть гарантирует получение кредита. Это нормальный ход реформы.

Реформирование ЖКХ должно обеспечить требуемый уровень социальной безопасности, суть которой заключается в сохранении функционирования коммунальных технологий жизнеобеспечения при различных возмущениях от внешнего источника. Именно по этой причине генерация электроэнергии должна осуществляться объединенным предприятием, собственником которого должен быть потребитель. В перспективе такое предприятие должно оказывать полный перечень коммунальных услуг.

При трансформации коммунальной собственности и интеграции индивидуально-адресных собственников в общую технологическую систему один из фигурантов процесса реформирования — местная районная госадминистрация выступает в качестве одного из участников объединенного предприятия со своей квотой в управлении. Величина взноса местной власти в уставный фонд объединенного предприятия определяет ее долю в дивидендах, направленных на частичное погашение проплат за бюджетные организации.

* * *

В этой статье мы рассмотрели объективные причины и основные направления реформирования разрозненных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в социальные технологии жизнеобеспечения территориальных общин городов Украины. С учетом целевой функции реформирования, обеспечивающейся при условии минимизации затрат со стороны потребителя, инициативные действия должны состоять в разработке конкретных городских программ реформирования и планов по их реализации.