Ключевые проекты Евро-2012 за пределами Киева реализует общество с ограниченной ответственностью "Дорожное строительство "Альтком". Это еще одна компания, которая собирает миллиардные государственные заказы без проведения конкурса, имеет выразительные донецкие корни и офшорную составляющую, за которой спрятаны настоящие собственники.

Во времена предыдущей власти "Украинская правда" публиковала критические материалы о том, как Юлия Тимошенко без тендера определила производителя работ в аэропорту Львова.

Генеральным подрядчиком объекта на 900 миллионов бюджетных гривен стала компания "Азовинтекс", которая принадлежит политическим союзникам тогдашнего премьер-министра.

Но точно так же, как фирма "Азовинтекс" была определена генеральным подрядчиком, после прихода Виктора Януковича она этот титул утратила.

Однако новая власть продолжила практику распределения многомиллиардных заказов без проведения каких-либо конкурсов.

Объясняли это тем, что существующее тендерное законодательство не позволяет проводить отбор быстро, как того требует график подготовки к Евро-2012. Но, вместо внесения изменений в законы об упрощении тендерных процедур, правительство Николая Азарова инициировало отказ от проведения конкурсов на объектах Евро-2012.

Сложилась парадоксальная ситуация.

Когда речь< заходит о продлении полномочий нынешней Верховной Рады, то за это оперативно собирается 300 голосов депутатов. А когда речь идет о прозрачном распределение миллиардов бюджетных средств на объектах Евро-2012, то члены правительства начинают рассказывать о многочисленных бюрократических преградах.

А всех, кто подвергает критике правительство за непрозрачность определения генеральных подрядчиков, здесь же причисляют к врагам украинского государства, которые хотят сорвать праздник европейского футбола.

Таким образом, на сегодня определение компаний, которые получают бюджетные заказы, осуществляется в ручном режиме Национальным агентством по вопросам подготовки к Евро-2012, которое подчинено вице-премьеру Борису Колесникову.

Учитывая кризис в строительной отрасли, получить подряд на объектах Евро-2012 равнозначно государственной дотации за счет средств налогоплательщиков.

Компания-счастливчик

"Дорожное строительство "Альтком" - запомните это название, потому что упоминаниями о ней пестреет "Вестник государственных закупок" с отметкой "тендер с одним участником".

Даже примерный подсчет показывает, что эта донецкая компания собрала портфель заказов по меньшей мере на 5-7 миллиардов гривен. И в значительном количестве случаев это был тендер с одним участником.

В 2007 году "Дорожное строительство "Альтком" стало генподрядчиком строительства взлетно-посадочной полосы Донецкого аэропорта. К тому времени общая стоимость проекта составляла 972 миллиона гривен. Но в апреле 2010 Кабмин утвердил скорректирований комплексный проект строительства и титула взлетно-посадочной полосы. Цена работ возросла в два раза и составила 1,823 миллиарда гривен.

Сообщается, что "Дорожное строительство "Альтком" будто бы выиграло тендер для строительства полосы в Донецке, но в открытых источниках не удалось найти никакого упоминания о другой структуре, которая составляла им конкуренцию на конкурсе.

В августе 2009 правительство Тимошенко позволило определить без тендера производителя работ по реконструкции терминала Донецкого аэропорта. А уже в сентябре 2009 этим победителем также был определен "Альтком" - в частности, ООО "Альтком Инвестстрой".

На тот момент самым большим проектом предприятия "Дорожное строительство "Альтком" было участие в реконструкции дороги Киев-Харьков-Должанский. Эта компания стала победителем тендера вместе с турецкой фирмой "Онур" и ОАО "Південьзахідшляхбуд".

ООО "Дорожное строительство "Альтком" получило заказ на проведение работ на 45 километрах дороги. Сумма контракта, заключенного в феврале 2010, составила 600 миллионов гривен.

А дальше произошло чудо - Виктор Янукович выиграл выборы президента, Борис Колесников возглавил направление Евро-2012, и праздник пришел на улицу "Альтком", который осуществил экспансию на западную Украину.

В апреле-мае 2010 без открытого тендера ООО "Дорожное строительство "Альтком" стало генподрядчиком реконструкции полосы в аэропорту Львова, стоимостью в 978 миллионов гривен бюджетных средств.

Параллельно родственная фирма ООО "АльткомКиевстрой" также без тендера была определена генподрядчиком строительства стадиона во Львове. Бюджет работ - 1 миллиард 649 миллионов гривен из кармана налогоплательщиков (сумма - согласно уточненной в 2010 году Государственной целевой программе подготовки к Евро-2012; начальный бюджет составлял 630 миллионов гривен).

А в декабре 2010 то же ООО "АльткомКиевстрой" снова по "тендеру с одним участником" объявили производителем работ по реконструкции стадиона Львовского государственного университета физической культуры - 70 миллионов гривен.

Параллельно ООО "Дорожное строительство "Альтком" продолжало выигрывать тендеры в автодорожной сфере.

Уже в июне 2010 года директор ООО "Дорожное строительство "Альтком" заявил на страницах корпоративной газеты, что компания готовится усвоить 2,5 миллиарда гривен на объектах Евро-2012 только в части дорожного строительства и ремонта.

Получение заказов на строительство объектов Евро-2012 - не единая сфера аномального успеха "Альткома", где она пользуется преференцией заключать миллионные соглашения в рамках "тендера с одним участником".

Так, 9 ноября без проведения конкурса "Дорожное строительство "Альтком" выиграло еще 19 "тендеров с одним участником" для строительства дорог в Одесской области общей суммой 115 миллионов.

А в декабре 2010-го "Дорожное строительство "Альтком" выиграло "тендер с одним участником" на комплекс работ строительства искусственных перронов, мест стоянок и рулежных дорожек в аэропорту Донецка с бюджетом в 710 миллионов гривен.

Однако настоящий подарок они получили в октябре 2010, когда состоялось назначение ООО "Дорожное строительство "Альтком" победителем "тендера с одним участником" на сооружение трассы Львов-Краковец.

Дорога будет строиться в рамках подготовки к Евро-2012 и станет продолжением транспортного коридора Берлин/Вроцлав-Львов-Киев.

Бюджет - 1 миллиард 419 миллионов гривен.

В конце года "Альтком" ждал еще один сюрприз. Согласно "Вестнику государственных закупок", им отдали без проведения конкурса два новых заказа.

Так, в выпуске "Вестника государственных закупок" от 20 декабря появилось сообщение, что ООО "Дорожное строительство "Альтком" получило подряд в размере 93 миллиона гривен на строительство дороги в Донецкой области между населенными пунктами Гришино - Ульяновка.

А в "Вестнике" от 12 января 2011 года вышло объявление, что ООО "Дорожное строительство "Альтком" будет строить дорогу в Киевском районе Донецка с бюджетом 95 миллионов гривен.

В обоих случаях их снова привлекли по процедуре "тендера с одним участником".

Загадочные собственники

Начиная с весны 2010 года, все эти решения по выбору ООО "Дорожное строительство "Альтком" подрядчиком мега-проектов в рамках Евро-2012 напрямую зависят от Бориса Колесникова и подчиненного ему Нацагентства по проведению Евро-2012.

Конечно, назначение победителем "тендеров с одним участником" не могло не вызвать вопроса о причинах такого эксклюзивного статуса донецкой компании.

"Украинская правда" обратилась за комментарием к "Альткому". Там свои успехи объяснили наличием современного парка техники и квалифицированных работников. А отношения с Азаровым и Колесниковым обозначили как "рабочие".

"Компания "Альтком" владеет самым большим и наиболее современным парком спецтехники в Восточной Европе. Кроме того, ФПГ "Альтком" проводит политику постоянного повышения квалификации сотрудников. Одной из основных преимуществ также является большой опыт компании", - сообщили "Украинской правде" в пресс-службе компании.

"Компания "Альтком" реализует ряд проектов, которые финансируются из государственного бюджета. В связи с этим ее руководители взаимодействуют с правительством Украины, в том числе с Николаем Азаровым и Борисом Колесниковым. Руководителями компании и представителями Кабмина регулярно обсуждается ход реализации строительства и реконструкции этих важных для страны объектов", - также сказали в пресс-службе.

Вице-премьер Борис Колесников объяснил, что "Альтком" назначают генподрядчиком в связи с отсутствием времени на проведение конкурсного отбора.

"Они становятся победителями тендеров с одним участником на тех объектах, которые требуют немедленного строительства. Когда< мы попали во временной цейтнот на теме Евро-2012, то сразу сказали: "Мы будем сами подбирать подрядчиков", - объяснил Колесников.

Строим новую страну. Строит британский Гондурас

Так что же это за компания, которая на сегодня строит едва не треть объектов Евро-2012?

На вопрос, кто является владельцем "Альткома", Колесников ответил: "Без понятия. Я знаю, что никто из известных вам бизнесменов, депутатов-регионалов никогда не был и не является ее владельцем".

Чудеса неосведомленности продемонстрировал и экс-мэр Донецка Владимир Рыбак, сына которого когда-то также связывали со скрытыми собственниками "Альткома". "Моя семья никакого отношения к ним не имеет. Это донецкая организация, но кто владелец - я не знаю".

По обыкновению название "Альтком" ассоциируют с обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "Альтком". Эта компания имеет уставный капитал 167 тысяч гривен, а ее основателями является глава совета директоров Александр Тисленко и гендиректор Сергей Павличев, который также работает депутатом Донецкого горсовета от Партии регионов.

Но на самом деле ООО "Финансово-промышленная группа "Альтком" не фигурирует как производитель работ в рамках программы Евро-2012.

Наибольшее число подрядов получает ООО "Дорожное строительство "Альтком", которое имеет совсем других официальных учредителей.

"Украинской правде" удалось получить выписку из реестра этой фирмы, которая лишь на протяжении 2010 года без тендеру получила строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Львова, рулежных дорожек в аэропорту Донецка, ремонт дорог в Одесской области и, в конце концов, прокладывание трассы Львов-Краковец.

Компания Тисленко и Павличева "Финансово-промышленная группа "Альтком" имеет вклад в ООО "Дорожное строительство "Альтком" меньше 1%.

Мажоритарными акционерами ООО "Дорожное строительство "Альтком" являются две компании-нерезиденты - Eurobalt Lіmіted (56%) и Sorena Export Lіmіted (43%). Они числятся в реестре как английские фирмы.

На самом деле это - лишь фасадные британские компании. Реестр предприятий Великобритании свидетельствует, что дальше в "матрешке" запрятанные офшорные фирмы.

В Англии информация об акционерах британских компаний является общедоступной - ее можно получить через Интернет на сайте государственного регистратора по цене 1 фунт стерлингов за документ.

"Украинская правда" купила учредительные документы и отчеты, которые присылают учредители ООО "Дорожное строительство "Альтком" английскому регистратору.

Итак,учредителем британской фирмы Eurobalt Lіmіted числится компания Trіnіtron Іnvestments Lіmіted, зарегистрированная в государстве Белиз в Латинской Америке по адресу: Белиз- Сити, Barrack Road, 35.





(Кликните на изображении для увеличения)

На момент создания Eurobalt Lіmіted было выпущено аж две акции на сумму 2 фунта стерлингов, которые принадлежали белизскому Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Директорами компании Eurobalt Lіmіted записанная киприотка по фамилии Лана Замба и упомянута компания Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Вторая компания - учредитель ООО "Дорожное строительство "Альтком" называется Sorena Export Lіmіted, и она также зарегистрирована в Великобритании.

Но, согласно отчету от 25 мая 2010 года, Sorena Export Lіmіted выпустила две акции на сумму 2 фунта стерлингов, которые принадлежат той же компании Trіnіtron Іnvestments Lіmіted из латиноамериканского Белиза.





(Кликните на изображении для увеличения)

Директором Sorena Export Lіmіted также является белизская офшорка Trіnіtron Іnvestments Lіmіted.

Кроме того, в июле директором компании стал киприот Илиас Георгиоу.

Государство Белиз до недавнего времени имела название Британский Гондурас, и является одной из офшорных зон в Латинской Америке.

Основать офшорную фирму там можно за один день, заплатив около 2 тысяч долларов. Содержание компании обойдется еще в полторы тысячи долларов в год. А для ее создания достаточно зарегистрировать офис и нанять управляющим местного юриста или бухгалтера с соответствующей лицензией.

Если пойти дальше, то можно установить, что адрес белизской компании Trіnіtron Іnvestments Lіmіted: Белиз-Сити, Barrack Road, 35 совпадает с адресом фирмы Glenn D. Godfrey & Co LLP, которая является управляющим офшорным трастом.

"Украинская правда" послала запрос в "Альтком" с вопросом, почему учредителями ООО "Дорожное строительство "Альтком" являются офшорные компании, на что получила ответ: "Предприятия, которые входят в состав финансово-промышленной группы "Альтком", являются украинскими юридическими лицами, которые платят налоги на территории Украины".

На самом деле главная причина использования британских фасадных компаний, которые имеют учредителей в офшорных зонах, чрезвычайно банальная - благодаря этой схеме вы никогда не узнаете, кто является настоящим конечным собственником компаний. В том числе и тех, которые без тендера получают многомиллиардные подряды в рамках Евро-2012.