Хрестоматийный пример: Остап Бендер знал 400 относительно честных образов, как изъять деньги у населения. В наше время это называют лохотроном. Не прямой обман: лишь выдают желаемое за действительное и скрывают некоторые нюансы. Влияет на доверчивых, неосведомленных и невнимательных. Лет пять назадтак работал скандально известный «Автоплан». Официально компания реализовала стратегию покупки товаров в группах - продавала автомобили. История повторяется с другими действующими лицами. Снова есть пострадавшие.

Типичный сценарий

В областном Апелляционном суде недавно слушалось дело относительно приобретения автомобиля в группах. Потерпевшая, жилица Коломыи, судилась с фирмой «Авто Просто», администратором программы «Автотак». Речь шла о защите прав потребителей и возмещение причиненных истице убытков.

Суть дела. Женщина хотела купить автомобиль. Обратилась в офис «Автотак». Менеджер нарисовал радужную перспективу. Дескать, есть возможность очень быстро приобрести авто. Большой выбор моделей известных марок, низкий процент, удобный образ оплаты, минимум бумаг. От клиента - первый взнос и ежемесячные платежи. Конечно, договоренность скрепляется документально. Договор подписали на месте. Удовлетворенная женщина заплатила деньги, получила документ и спокойно пошла домой. Решение о приобретении машины должно было поступить в течение месяца. Однако не поступило. Когда женщина обратилась с вопросами в «контору», ей посоветовали внимательно изучить договор и своевременно осуществлять оплату. «Ежемесячно приходили квитанции с разными сумами, - рассказывает адвокат потерпевшей Алексей Гуцуляк. - На время иска женщина уплатила уже 17 тысяч гривен. Вместо того - никаких гарантий получить автомобиль». По словам адвоката, в договоре, который подписала потерпевшая, шло не о покупке-продажа машины, а о предоставлении финансовых услуг. Не было указано и конкретных сумм ежемесячных выплат.

«Менеджер, очевидно, использовал технологии манипулирования, - комментирует дело помощник главы Апелляционного суда в Ивано-Франковской области Людмила Безусова-Попович. - Это легко сделать, если знать, что хочет человек. Есть такие общие фразы, которые цепляют. К тому же, людям свойственно воспринимать прежде всего вербальную, устную информацию. А она в нашем случае противоречила письменной - той, что была изложена в договоре. Потерпевшая подписала документ, не особенно его изучая, поскольку ощущала доверие к менеджеру. Правда, ее сразу имели бы насторожить две вещи. Первая: то, что такой важный документ подписывает продавец-консультант, а не доверенное лицо компании. Вторая: неопределенность со взносами».

Во время слушания дела стало понятно, что менеджер фирмы скрывала принцип работы программы «Автотак». Называла его кредитом, а не покупкой товара в группах. Однако, чтобы доказать это, надо было по меньшей мере предоставить диктофонную запись, отмечает Людмила Безусова-Попович. Истец записи разговора не делала. Учитывая то, что она добровольно подписала договор и что предоставления финансовых услуг является законной деятельностью, а также с учетом других обстоятельств дела, апелляцию суд не удовлетворил.

Неожиданный ракурс

«Разговаривая с представителем ответчика, я спросила, сколько таких судебных исков имеет компания, - припоминает помощник главы Апелляционного суда. - Он назвал цифру 250. И добавил, что сравнительно с тем, сколько заключено соглашений, это очень малый процент».

Проценты выглядели бы, наверное, совсем по-другому, если бы каждый, кто попал в ловушку, обратился в суд. «Свежая» запись на официальном форуме программы «Автотак» в Ивано-Франковской области: «Расторгнул договор. Жду возвращения денег больше года. Менеджер сказала, что могу ждать как еще год, так и 15 лет. Можно ли возобновить договор и платить дальше?» В ответе было указано, что в очереди на возвращение взносов в этой группе стоят 25 участников. То есть 25 людей отказались от участия в проекте и хотят забрать назад свои деньги. Думаете, отдадут? Ага, машинами...

Если проанализировать сценарий общения с клиентом и схему работы в нашем случае, припоминается фирма «Автоплан», которая прославилась «кидаловом» лет пять назад. Снова продажа машин в группах, применение манипуляций в общении с клиентами, утаивание важной для потребителя информации. Но все это - мягче: с меньшим давлением, со всеукраинским пиаром и предупредительной рекламой в популярных периодических изданиях. С официальным дистанцированием от «недобросовестных продавцов-консультантов, которым хотелось подзаработать». Так декларируют на форумах лица, которые называют себя успешными участниками программы «Автотак» и счастливыми собственниками овеянного мечтой автомобиля.

Официальная версия

Альтернатива кредиту - так позиционирует свои услуги программа «Автотак». В своих рекламных статьях она поет о «быстрой, выгодной и экономной» покупке авто. Может себе позволить, потому что имеет «крышу» - реализует машины в партнерстве с корпорацией «Укравто». Платежи клиентов администрирует (фактически распоряжается всеми деньгами) компания «Авто Просто». Ее сеть, как узнаем из официального сайта программы, - 168 салонов в 80-ти городах Украины. Есть такой и в Ивано-Франковске. Это салон «Укравто», где клиентам предлагают программу покупки товаров в группах «Автотак».

Как это - покупка в группах? «Сложный, но интересный метод», - пишут творцы украинской сети. И в этом случае говорят полнейшую правду, только - свою. Итак, каждый клиент «Автотак», который подписывает договор, автоматически становится участником группы. В каждой группе - по 240 человек. Каждый из участников группы ежемесячно должны делать денежные взносы. Загвоздка первая: постоянной суммы нет, платят, кто сколько считает нужным. Если в этом месяце денег маловато, можно внести всего несколько десятков  гривен. Так объясняют клиентам. При этом не подчеркивают, что авто забирается потом тем из группы, кто заплатил самый большой взнос. Для всех других финансовое соревнование продолжается. Часто - в течение всех 10 лет, или 120 месяцев, на которые распространяется выплата (указано в договоре).

Еще нюансы. Чтобы стать участником программы, перед подписанием договора надо уплатить вступительный взнос - 3,6% от стоимости выбранного авто. В среднем выходит от 3 до 5 тысяч грн. Суммы ежемесячных взносов рассчитывают в процентах от стоимости автомобиля плюс 5,3% годовых. За что? Товар же покупается в рассрочку. Сколько набегает за все время участия в программе? Вот же потому что и оно. Еще одно: участники программы, которые уже оплатили стоимость автомобиля, чтобы его официально получить, надо предоставить двух финансовых поручителей или авто в залог. Об этом также предупреждает договор.

И последнее. Расторгнуть договор с программой, как указано в документе, можно только в первые семь дней после заключения. Для этого надо позвонить по телефону по указанному номеру и сообщить о своем решении. И номер обычно не отвечает. Когда же срок вышел, вступительный взнос уже не возвращается. Надо учитывать и то, что продление платежа означает автоматическое исключение из программы. А если кто-то расторгнет соглашение, подарит компании свой вступительный взнос и будет требовать возвращения хотя бы ежемесячных, может рассчитывать на возвращение только «чистых платежей». Во всем этом нагромождении условий кто-то видит скорость, выгодность и экономность? Или гарантию получения автомобиля?

Официальный сайт программы утверждает, что машины участники «Автотак» получают ежемесячно. Например, в апреле авто получили 120 человек. В нашей области - двое. Сколько прикарпатцев вовлечены в группы - неизвестно.

«Договор программы «Автотак» - довольно сложный, - предупреждает адвокат Алексей Гуцуляк. - Разобраться в нем без помощи юриста обычному человеку крайне тяжело. А на словах все легко, доступно и привлекательно. Убежденный, что если бы людям объясняли особенности покупки в группах, мало кто становился бы клиентом этой программы. Обычный потребительский кредит ответственного финансового учреждения - банка, кредитного союза и т.п. - выглядит более приемлемым и с финансовой стороны, и в плане надежности. Кроме того, дает возможность сразу купить авто...» Соглашаемся. И предлагаем сосчитать, сколько можно насобирать за 10 лет в свой собственный карман с учетом вступительных взносов и процентов. Может, мы таки не телята?

Относительно коломыйськой истории, проигранная апелляция не поставила в ней точки. «Готовим новый иск, чтобы признать правомочие недействительным и потом применить следствия, - говорит адвокат. - Думаю, нам это удастся. Поскольку договор дает восемь оснований выдвигать такое требование. Будем также заказывать экспертизу договора у специалистов защиты прав потребителей, налоговой администрации, независимого аудитора». И поможет ли это потерпевшей возвратить уплаченные деньги?

На первый взгляд может показаться, что правила избирательной игры у нас установлены раз и навсегда. Кандидаты обещают – люди верят и избирают. По умолчиванию в этой схеме есть еще подкуп – продпайки, детские площадки и приветственные открытки. Все это будто бы должно убедить людей, что именно этот кандидат есть достойным выбора. Дескать, "сейчас все для людей, а потом – так совсем золотые горы".

Причем действуют одинаково и оппозиционеры, и представители власти. И в сущности, существенного различия между ними нет совсем: нет на уровне идей, ни по уровню выполнения обещаний, ни по нравственности, ни в путях изменения ситуации в стране.

Единое, чем они все отличаются – это лицо. Возможно, пока что.

Но в целом политика в Украине становится скучным и безинтеллектуальным занятиям. Хотя есть простой в своей гениальности рецепт изменений, которые, в отличие от "улучшения", могут произойти быстро.

Простойрецепт

Простота и гениальность заключаются в том, что политиков необходимо заставить брать на себя обязательства.

Для этого между кандидатом в депутати или партией и гражданином Украины составляется избирательный (социальный) договор. В нем четко отмечается, что конкретно и в какие сроки кандидат или партия обязаны выполнить и какая ответственность наступит за невыполнение.

Предупреждая возможный вопрос, замечу, что уже сейчас законодательством Украины предусмотрены все механизмы контроля за выполнением гражданско-правовых соглашений. Почему бы не применять этот механизм для политиков?

То есть уже сейчас, без дополнительных изменений законодательства, политик или партия, которые считают себя ответственными за свои слова, могут укладывать избирательный (социальный) договор со своими избирателями.

Обнародуя свой договор, кандидат и партия фактически подписывают его со своей стороны. Вступает в силу договор, то есть полагает подписанным гражданином, после победы кандидата на выборах согласно действующему законодательству.

С юридической точки зрения, обнародование кандидатом избирательного договора со своими обязательствами является офертой, а победа на выборах – акцептом.

При этом такое, на первый взгляд, простое решение, является частью стройной и многоплановой Концепции ответственной власти.

Концепция ответственной власти

Концепция ответственной власти предусматривает, что каждый, кто избирается, должен заключить договор со своими избирателями.

При этом предполагается, что политик – это наемный работник. Не благодетель, у которого надо просить материальную помощь или установку детской площадки, а лицо, которое народ нанимает на работу. Работа, соответственно, должны быть выполнена качественно, иначе недотепа просто будет уволен.

Это - один из главных факторов, который позволит людям сделать осознанный выбор в пользу того или другого кандидата. То есть рационально оценить, насколько кандидат или партия способен выполнить то, о чем говорит.

К тому же такой подход предусматривает, что люди будут избирать кандидатов согласно предложенным идеям, а не голосовать за лица на бигбордах. Избирательная кампания может на самом деле стать аукционом идей, а не лиц и сортов гречки.

Концепция ответственной власти дополнительно структурирует партии в Украине по идеологическому признаку, потому что только стройная, с точки зрения цели и средств, избирательная программа позволит ее выполнить, а идеология, как известно, является тем базисом, на котором строят реальные партии, а не однодневные политические проекты.

Наступление ответственности за невыполнения обязательств будет элементом принуждения с четкими сроками. Политическая или политико-правовая ответственность будет наступать в зависимости от тяжести нарушения сути обязательств или сроков их выполнение. А избиратели будут иметь возможность влиять на политика после избрания и формировать адекватную обратную связь.

Преимущества внедрения Концепции ответственной власти

Концепция ответственной власти – это реальное народовластие через избранных представителей, деятельность которых ограничена законом и взятыми на себя обязательствами.

Преимущества ее реализации для общества заключаются в том, что:

- практически развивая теорию общественного договора (Руссо), Концепция ответственной власти предусматривает постановку долгосрочных и краткосрочных целей, видение путей развития и соответствие средств цели;

- кроме практических и конкретных изменений, Концепция ответственной власти формирует новую повестку дня (форму развития) общества, когда политик воспринимается лишь как наемный работник, который обязан эффективно исполнять свои обязанности.

Преимущества для политиков:

- меняется цель человека, который идет в политику. Власть больше не может восприниматься как цель или инструмент для достижения собственных целей. С Концепцией ответственной власти политика становится интересной лишь тем, кто хочет реализовать собственные амбиции и тем самым принести пользу людям;

- концепция ответственной власти резко уменьшает затраты на избирательную кампанию, поскольку персональная узнаваемость отходит на второй план, сравнительно с теми обязательствами, которые берет на себя кандидат или партия.

Как следствие, уменьшается зависимость от спонсоров, доноров кампании и админресурса. Политик свободен в реализации закрепленных в договоре целей, поскольку несет ответственность исключительно перед теми, кто его избрал, а не перед спонсорами.

Преимущества для избирателей:

- устанавливается обратная связь между избирателями и политиком после избрания через наступление ответственности за невыполнения обязательств.

- концепция ответственной власти предусматривает конкретное содержательное наполнение полномочий избранного политика;

- начинают работать социальные лифты, когда избираться может не только владелец большого финансового ресурса, а и амбициозный человек, который конкретно знает, как принести пользу своей деятельностью.

В целом содержательная нагрузка выборов смещается с выборов лиц на рекламных носителях к выбору идей, действий и путей дальнейшего развития страны и государства.

Путьвнедрения Концепции ответственной власти. Избирательныйдоговор. Голосование за обязательства

Кандидат, который избирается на должность, еще на стадии подготовки своего видения развития страны и государства, опираясь на исповедываемую идеологию, должен понимать, какие обязательства он готов и может на себя взять, в какие сроки и каким образом выполнить.

Только в таком случае в политике возникает качественно другой подход, когда избиратель голосует не за лица, конкретного политика или партию, а за совокупность конкретных политико-правовых обязательств субъектов избирательного процесса.

Опубликование избирательного договора всех кандидатов с обязательствами, сроками и ответственностью позволит реально оценить глубину и качество предложенных идей и их востребованность в данный исторический момент.

Обнародование избирательного договора в установленные сроки с началом избирательной кампании позволит оценивать и комментировать договор с привлечением экспертов из разных сфер, что обеспечит более компетентный подход к пониманию того, насколько реалистическими или популистскими будут указанные обязательства.

Под действие Концепции ответственной власти подпадают все, кто занимает выборные должности: от депутатов местного самоуправления до президента Украины.

Кандидат на должность (или партия), которые избираются, в избирательном договоре указывают долгосрочную перспективу развития Украину и краткосрочную (на срок своей каденции).

Детально прописывают обязательства, которые берут на себя для реализации поставленных целей, сроки их выполнение, методы, и подтверждают, что принимают и осознают ответственность за невыполнения условий договора.

Договор полагается подписанным и вступает в силу после избрания кандидата и/или партии согласно законодательству Украины.

Оценка выполнения договорных обязательств проходит в несколько этапов. Каждые 100 дней фиксируются промежуточные результаты. Один раз в год публично подводится итог деятельности за указанный период и оценивается качество и ход выполнения обязательств.

Промежуточные результаты получают путем анализа компьютерной программой макро- и микроэкономических показателей в зависимости от состояния мировой и украинской экономики, индексов инфляции, изменения потребительских цен, налоговой нагрузки, развития предпринимательского климата, объективных оценок качества медпомощи, образования и так далее по областям.

Компьютерная программа выводит средний балл по всем критериям оценивания, сравнивает со взятыми обязательствами и их сроками и дает свою оценку.

Один раз в год подводится итог с помощью этой программы, плюс обнародуется отчет избранного субъекта, которому дают оценку независимые эксперты и юристы.

В случае невыполнения договора наступает ответственность (политическая и политико-правовая).

Этапы реализации Концепции ответственной власти

На данный момент законодательством не предусмотрено, чтобы кандидат или партия обязательно укладывали со своими избирателями избирательный (социальный) договор.

И это является положительным моментом, как бы это парадоксально не звучало. Ведь в таком случае, кандидат может предложить подписать избирательный (социальный) договоре только в том случае, когда считает себя ответственным, когда готов на самом деле реализовывать свою программу.

Фактически каждый, кто отказывается заключать такой договор, по умолчанию является популистом, который не собирается выполнять свои обещания.

Это первый этап.

Второй этап предусматривает, что кандидат, который заключает избирательный (социальный) договор, обязуется после своего избрания инициировать изменения в избирательное законодательство, чтобы ввести обязательность подписания избирательного договора всеми субъектами избирательных процессов.

Собственно, третий этап, это есть текущий мониторинг выполнения обязательств депутатов и определение соблюдения обязательств и наступление ответственности в случае их невыполнение.

Итак, Концепция ответственной власти с избирательным (социальным) договором и голосованием за обязательства – есть на сегодняшний день реальным и практически единым механизмом долгосрочного влияния на политиков и возможностью качественно изменить ситуацию в стране.

Верховная Рада запретила на мероприятиях Евро-2012 курить, реализовывать табачные изделия и размещать их рекламу. За закон о внесении изменений в закон Украины «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 г. в Украине» (касающийся обеспечения здоровья болельщиков и спортсменов и создания благоприятной атмосферы пересмотра матчей Евро-2012) проголосовали 303 нардепа из 411. «Какая-либо реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещается»,— говорится в документе.

В ответ на это общественная инициатива «Права курильщиков» требует обустроить места для курения на стадионах, где будут проходить матчи Евро-2012. Как отмечают борцы за дым, европейские болельщики еще поймут запрет курения на стадионах, однако не смогут понять отсутствие специально отведенных для этого мест. Поскольку в тех странах Европы, где действует тотальный запрет, для курильщиков созданы все условия, чтобы его не приходилось нарушать.

Как заявил координатор организации «Права курильщиков» Юрий Палийчук, Верховная Рада, приняв соответствующий закон, провоцирует европейских болельщиков поступать вопреки его нормам.

 «Власть никак не поймет, что беспорядок появляется тогда, когда вводятся запреты. Вместо того чтобы урегулировать вопрос курения, создав для этого специально отведенные места, Верховная Рада пошла простым для себя путем»,— уверен координатор общественной инициативы «Права курильщиков».

Он также прогнозирует, что запрет курения во время Евро-2012 не будет работать. «Они будут делать это где попало, конфликтовать со стюартами на стадионах. Таким образом инициаторы закона лишь усугубляют ситуацию»,— подытожил общественный активист.

На очереди очередной удар по курящим гостям Украины — второе чтение проекта закона Украины №9474 (полный запрет курения в местах общественного питания). Как отмечает управляющий по корпоративным вопросам Imperial Tobacco в Украине Юрий Кишко, сегодня 8,6 млн. взрослых украинских курильщиков ежегодно платят около 20 млрд. грн. в виде дополнительных налогов в государственный бюджет, сделав сознательный выбор в пользу легальной продукции и потребления табачных изделий.

«Мы поддерживаем их выбор и выступаем против дополнительных ограничений их прав и свобод. Мы открыты для конструктивного диалога о введении взвешенной политики ограничения курения в общественных местах»,— говорит он.

В компании отмечают, что существующие в Украине ограничения, согласно которым 50% площади заведения общественного питания отводится для мест, свободных от табачного дыма, в достаточной степени учитывают потребности как курильщиков, так и людей, которые не курят.

Но не только Украина вводит такие меры сегодня. На этой неделе Минздрав РФ внес в правительство России проект глобального антитабачного закона, запрещающего курение в общественных местах. Запрет также коснется и продажи табачных изделий в ларьках. Нельзя будет дымить в общих помещениях жилых домов, в поездах дальнего следования, у входа на вокзалы, на рынках и в заведениях общепита.

Согласно законопроекту, торговать табачной продукцией можно только в магазинах с общей площадью более 50 кв. м (25 м для сельской местности). Кроме того, продавцам нельзя будет выставлять пачки на витрину, покупателям нужно будет обращаться к ним за прейскурантом.

А с 1 июня Болгария станет практически некурящей страной. По новому закону курение запрещено абсолютно во всех заведениях. Рестораны, кафе, бары, ночные клубы станут зоной без дыма. Как и стадионы, впрочем. Под полный запрет попадает курение в закрытых местах общественного пользования и на рабочих местах. Можно подымить будет только в зоне остановок общественного транспорта и в специально отведенных зонах в аэропортах. Также курильщикам отведены тротуары и некоторые парки.

Как пишет газета «Комментарии», еще летом 2011-го по поручению Президента Антимонопольный комитет подготовил отчет, в котором была осуществлена количественная оценка рынка админуслуг в Украине. По данным АМКУ, только в центральных органах власти украинцам предоставляли почти 800 видов услуг. В том числе в министерствах — 244, госагентствах — 42, различных службах — 100, инспекциях и других хозорганах — 408.

Еще 2760 услуг граждане получали на местном уровне: услуги БТИ, медицинские услуги, разрешения на предпринимательскую деятельность, ветеринарные услуги, услуги в сфере строительства, ритуальные услуги, платные услуги МВД и т.д. В 2010 году за предоставление всего этого массива услуг украинцы отдали свыше 20 млрд. грн. В этой сумме почти 1,8 млрд. грн. составили услуги центральных органов исполнительной власти и 18,5 млрд. грн. — местных.

С другой стороны, согласно выводам АМКУ собственно админуслуг было предоставлено на 5,8 млрд. грн., а так называемые сопутствующие услуги потянули на 14,5 млрд. А в первом полугодии 2011-го за сопутствующие услуги было заплачено 7,7 млрд., за административные — 2,9 млрд. грн.

По состоянию на 15 мая в реестре административных услуг числилось около 900 платных услуг, предоставляемых центральными органами исполнительной власти, и около 2 тыс. — местными. То есть пока их количество по сравнению с 2010 годом сократилось примерно на 20% и говорить об «обоснованном минимуме» не приходится.

 

Обратиться к этой теме меня вынудила позиция регионалов, которые предлагают рассмотреть в начале июля очередной законопроект об ограничении депутатской неприкосновенности, и недавняя статья Юрия Луценко в своем блоге на сайте «Украинской правды», в которой он обосновывает необходимость отмены парламентского иммунитета.

Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что нынешнее обострение чувства справедливости у провластных народных депутатов связано с очередной избирательной кампанией. Ведь, по мнению подавляющего большинства наших граждан, неприкосновенность народным избранникам ни к чему, она только фиксирует неравенство граждан перед законом, а ее отмена или ограничение было бы действенной мерой в борьбе с политической коррупцией. В этом, согласно социологическому исследованию Центра Разумкова, убеждены свыше 60% наших соотечественников.

«Наша Украина» в 2007 году даже построила всю избирательную кампанию под лозунгом «Закон один для всех!», в которой предусматривала отмену депутатской неприкосновенности. Обычно эти добрые намерения забываются сразу после избрания нового состава парламента или народные избранники не могут собрать соответствующего количества голосов (300 депутатов) для внесения изменений в Конституцию Украины.

В марте 2008 года первую попытку отменить собственную неприкосновенность сделали нынешние оппозиционеры из «Батьківщини» и НУНС. Тогда Верховная Рада проголосовала проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины», авторами которого были Вячеслав Кириленко и Иван Кириленко, и направила его в Конституционный суд. Однако в октябре 2009 года парламент отклонил указанный законопроект, вместо него направив в Конституционный суд проект, поданный представителями Партии регионов. В отличие от предыдущего, он также предусматривал ограничение иммунитета президента Украины.

Однако законопроект получил негативное заключение Конституционного суда Украины именно в части ограничения неприкосновенности главы государства. Примечательно, что это решение КС принял 1 апреля 2010 года, когда Виктор Янукович уже был избран президентом Украины. Говорят, такая позиция органа конституционной юрисдикции обусловлена прагматическими намерениями нового главы государства чувствовать себя в правовой безопасности.

Ну что ж, впереди новый раунд захватывающей эпопеи.

Тем временем хотелось бы без надрыва и лишних эмоций проанализировать текущую ситуацию и ответить на простой вопрос: стоит ли вообще в нынешних условиях отменять депутатскую неприкосновенность?

Начнем сначала, как говорят, ab ovo: как же возник депутатский иммунитет и для чего он был нужен парламентариям? Исторически во многих странах депутатская неприкосновенность родилась как попытка защитить представителя народа — депутата парламента — от преследования со стороны власти. Именно в этом тогда заключались суть и понимание иммунитета.

В одних странах депутатский иммунитет имел довольно ограниченный характер, в других приобрел карикатурные формы привилегированного статуса власть имущих или превратился в инструмент защиты высоких должностных лиц—коррупционеров. Например, в США, Франции и Польше вообще нет речи об аресте или уголовном преследовании парламентария. В Великобритании, Австралии, Канаде неприкосновенность распространяется только на срок сессии плюс 40 дней до ее начала и окончания. В Индонезии же депутата не могут лишить неприкосновенности при любых обстоятельствах.

Откровенно негативное отношение украинского общества, которое категорически требует снятия депутатской неприкосновенности, считая, что все должны быть равны перед законом, вполне понятно. И смысл в таких требованиях есть. Но при одном, однако очень важном, условии: мы живем в демократической стране.

Еще несколько лет назад, во времена предыдущего президента, такой шаг был бы абсолютно приемлемым и понятным: ведь в стране не практиковались выборочное применение уголовного законодательства и преследования оппозиции. Лидеры оппозиции спокойно голосовали в парламенте, высказывали свои взгляды на государственном телевидении, сидели за круглым столом с президентом Виктором Ющенко и подписывали меморандумы национального согласия. Теперь же наше государство под руководством Виктора Януковича уверенно движется по пути установления авторитарного режима, а лидеры оппозиции — Юлия Тимошенко, Юрий Луценко — в результате политически мотивированных решений судов находятся в тюрьме.

В таких политических условиях отмена депутатской неприкосновенности приведет к тому, что оппозиционные политики будут проводить дебаты и станут голосовать не в стенах парламента на Грушевского, а в камерах Лукьяновского СИЗО или Качановской колонии. По крайней мере, такие намеки неоднократно получали Андрей Парубий, Андрей Павловский, Юрий Грымчак, другие депутаты-оппозиционеры, против которых еще во время голосования за Харьковские соглашения были возбуждены уголовные дела. Или, может, кто-то думает, что дамоклов меч закона навис над депутатами из провластного большинства, и ему мешает только щит депутатского иммунитета?

Поэтому я категорически против снятия депутатской неприкосновенности.

Тем временем Партия регионов будто бы загнала оппозицию в ситуацию цугцванга. Кажется, что любой ее шаг приведет к серьезным политическим потерям. Поддерживаешь отмену депутатской неприкосновенности — продемонстрируешь собственные суицидальные намерения. Не поддерживаешь — рискуешь потерять общественную поддержку, столь необходимую на выборах.

Однако выход есть — нужно попытаться сыграть по собственному, а не по региональному сценарию. В Верховной Раде уже собраны 153 подписи за оппозиционный вариант изменений в Конституцию, которым предлагается отмена не только депутатской, но и президентской и судейской неприкосновенности. Этот законопроект готов к внесению в парламент. Пикантность ситуации заключается в том, что многие новеллы указанного законопроекта перекликаются с положениями регионального законопроекта 2009 года, о котором упоминалось раньше.

Если события будут развиваться именно так, уже Партии регионов придется выбирать — голосовать за проект оппозиции или нет. Аргументы спикеров регионалов о том, что Конституционный суд признал снятие неприкосновенности с главы государства неконституционным, вряд ли удовлетворят общество. Сам вышестоящий орган конституционной юрисдикции уже давно делегитимизирован. К тому же это решение КС было принято в апреле 2010 года, когда страна еще жила по Основному Закону образца 2004 года. Сегодня, по решениям того же суда, восстановлено действие Конституции в версии 1996 года.

Понимаю, что моя позиция может быть не поддержана в обществе. Знаю, как болезненно воспринимают любую несправедливость большинство украинских граждан. Вместе с тем понимаю другое: отмена депутатской неприкосновенности — это путь к уничтожению оппозиции в целом и формированию авторитаризма в стране. А вот этого допустить нельзя ни в коем случае.

Когда в 2010 году вице-премьер-министр Украины Борис Колесников объявил о планах запустить до чемпионата Европы по футболу скоростное железнодорожное сообщение, даже самые отъявленные оппозиционеры и пессимисты, не понаслышке знакомые с донецкими принципами ведения бизнеса, как ни старались, не смогли отыскать в новой затее скрытую подляну. В самом деле, сложно было представить, что кто-то может проиграть от появления быстрой альтернативы обычным медленным ночным поездам и дико дорогим внутренним авиарейсам (раз уже такая уникальная страна Украина, что лоукосты здесь невозможны по феншую и объективным законам мироздания). «За скорость и комфорт можно и доплатить, а если окажется слишком дорого, то будем ездить, как раньше – не силой же нас в эти «хюндаи» будут усаживать!» – думала наивная общественность, и думала, не перестаем верить даже сейчас, вполне логично. Другое дело, что логику уважаемой общественности нужно было отложить в чулан еще 7 февраля 2010 года - сразу по возращении с избирательных участков.

Конечно, насторожиться стоило уже тогда, когда Колесников заявил, что скоростные поезда все лишь за пару лет без проблем побегут по существующим дорогам. Ведь именно в рельсы, построенные «при царе Горохе» на востоке и «за найяснішого цісаря» на западе, и упирались все разговоры о перспективах скоростного движения предыдущих транспортных руководителей. И только с приходом Бориса Викторовича рельсы вдруг оказались вполне – после некоторой модернизации – пригодными к запуску «летучих корейцев». Сказка сменилась явью только в последние недели перед Евро, когда «вдруг» стало известно, что азиатская махина и с заниженной скоростью перроны счесывает, а на максимальной в ближайший пригорок не врежется только потому, что до него не доедет, вылетев на старте с дороги вместе со шпалами. Заявленное время в пути как-то незаметно увеличилось на час, автоматически переведя «хюндаи» из класса «конкурентов самолета» в конкуренты автобуса, электрички и даже собственно медленного ночного поезда.

Особая прелесть в данному ряду – анонсированный вчера «хюндай» по маршруту «Киев – Одесса». Тащиться из столицы на побережье Черного моря данный, мягко говоря, «экспресс» собирается 6 с половиной часов! Это всего на полтора часа меньше, чем «ночной» поезд «Черноморец», зато на полтора часа больше, чем преодолевает Одесскую трассу обычная маршрутка. Харьковский «хюндай» всего на 1 час 20 минут обгонит успешно ходивший 10 лет «Столичный экспресс» (4:30 против 5:50). Точнее, обогнал бы – ведь «Столичный» уже неделю как отменен в ожидании корейского чуда.

С донецким поездом все выглядит еще отвратительнее – к составу, находящемуся в пути почти 7 часов, вообще понятие «скоростной» вряд ли применимо. Стоят ли 7 часов сидения в узких креслицах второго класса того, чтобы семья из 4 человек за одну поездку, скажем, на выходные, туда и обратно, отдавала среднюю месячную зарплату украинца (СМ. Цены на «хюндаи»: мало не покажется)? Ответ очевиден, в том числе и для самого Бориса Колесникова. Однако по донецким методам ведения бизнеса, если ты выпускаешь неконкурентоспособную продукцию, для ее продаж совершенно не обязательно улучшать эту продукцию. Можно ведь просто уничтожить конкурента, ну или на худой конец испортить его товар! Когда даже с отменой обязательного дублирования кинофильмов зритель все равно не перестал ходить на украиноязычное кино, родная власть, лоббирующая завоз российских фильмокопий, тупо закошмарила лидера украинского дубляжа. Так кто сомневался, что в случае с поездами она поступит так же?

То, что с обычными ночными железнодорожными рейсами начинает твориться что-то неладное, украинцы особенно остро прочувствовали в канун Пасхи. Билеты на все направления начисто пропали из касс еще за месяц до праздничных дней, а желающих воспользоваться проверенной годами схемой «проезд в купе проводника» ждал еще один сюрприз: проводники наотрез отказывались брать «левых» пассажиров, мотивируя это работой проверяющей комиссии и нежеланием остаться без работы. Комиссии, конечно, случались и ранее, но такого животного страха в глазах шепчущих проводниц «Обком» еще никогда не видывал. В общем, 13 апреля если и был у кого-то праздник, так это у барыг киевского автовокзала, куда в отчаянии стекались готовые на все несостоявшиеся пассажиры «Укрзалізниці» – дополнительные автобусные рейсы все откуда-то вырисовывались и вырисовывались, словно у автоперевозчиков с поездной «комиссией» функционировало СП.

Пасха прошла, однако проблемы с железнодорожными билетами никуда не делись – заветные «квиточки» оставались таким же дефицитом и в обычные будние дни. Кто бы мог подумать, что все это – только цветочки? Что пройдет еще месяц – и «Укрзалізниця» вообще практически закроет границы крупных городов?! Расценивать иначе «сокращение части ночных рейсов» никак не получается – анонсированная заранее отмена непопулярных, пустых поездов на деле обернулась наглым, открытым выдавливанием пассажиров с лучших рейсов. Галичина до сих пор не может прийти в себя от шока – как эти твари осмелились отменить фирменный поезд «Львов» №91/92??? Поезд был идеален всем – из Киева отправлялся поздно (22.15), во Львов приходил с утра (6.32). Кратчайший ночной рейс находился в пути 8 часов 17 минут – зайти, лечь спать, проснуться свежим и бодрым во Львове. Нет, оказалось, что именно этот рейс мешает развитию железной дороги – ведь вместо него пустят пятичасовой удобнейший «хюндай», выйдя из которого в 23.15, заезжий киевлянин сможет всю ночь наслаждаться знаменитой вонью львовского вокзала и бегать на улицу отдышаться и посмотреть на пальму Мерцалова. Умиляет разосланное железнодорожниками объяснение (СМ. «Укразалізниця» чешет, что нагадить в чай пассажирам львовского поезда придумал не Колесников, а два губернатора): дескать, Волынская и Ривненская облгосадминистрации попросили о смене маршрута. Попросили – и «Укразалізниця», забив на тысячи пассажиров, тут же решила пустить самый популярный короткий маршрут по западной границе Украины, удлинив его с 8 до 13 часов! Чтобы уже, видимо, до распоследнего жадины дошло, что быстрым может быть только «хюндай», за который дядя Боря сказал платить 300-500 гривень.

Дядя Боря вообще много чего сказал про эти 300-500 гривень. К примеру, вчера заявил, что «Это невысокая цена. В купейном и плацкартном вагоне железная дорога (в качестве дотации) доплачивает 70% каждому пассажиру». Да еще и добавил, что если ввести реальную цену на плацкарт и купе, то цена билетов на скоростные поезда покажется благотворительностью. Стоит ли данную фразу понимать так, что противопоставляемый дотационным «ночникам» проезд в «хюндаях» будет оплачиваться по его реальной коммерческой цене из расчета на прибыль? Стоит ли понимать заявление Колесникова так, что эпоха дотационных перевозок, рассчитанных на невысокий уровень доходов украинцев, кончилась, и Минтранс тупо начал стричь бабло с граждан? Означает ли обещанный Колесниковым переход в 5-летний срок на исключительно скоростное дневное сообщение, что с ночными поездами полностью уйдут и «дотированные» перевозки?

«Обком», конечно, понимает, что Бориса Викторовича даже главой Пенсионного фонда назначь – он за 3 года на 250% рентабельности выйдет, через кровь, слезы и чувство глубокой благодарности полуживых подопечных. Но отдает ли сам Борис Викторович себе отчет в том, что 400 гривень на поезде в один конец – это для Украины охренеть как дорого, и в условиях безальтернативности этой роскоши он рискует элементарно угробить всю систему пассажирских железнодорожных перевозок? Или ему напомнить, сколько человек осенью 2009 года пришло на родную ему «Донбасс Арену» болеть за сборную Украины в матче против Греции, когда не в меру жадные дельцы от ФФУ задрали цены на билеты?

P.S. Сегодня г-н Колесников в интервью агентству «Интерфакс-Украина» решил поразглагольствовать на тему «Чем «хюндаи» лучше отечественных поездов», заявив следующее:

«Скоростной поезд Hyundai стоит около $29 миллионов, в то время как поезда Крюковского завода, который тоже хотел бы поставлять поезда для «Укрзализныци», стоят $26 миллионов. При существовании разницы в 10% Крюковский завод пока изготовил поезд в единственном экземпляре, и этот единственный поезд пока находится исключительно в цеху и еще не передан на испытания… Почему при разнице в стоимости поездов Крюковского завода в 10% по сравнению со стоимостью поездов на заводе Hyundai зарплата на корейском заводе составляет в среднем $4-5 тыс., в то время как рабочие Крюковского завода получают 4 тыс. грн.»

Вполне разделяя беспокойство Колесникова насчет зарплат на Крюковском заводе, считаем своим долгом сообщить министру инфраструктуры, что вообще-то скоростной поезд Крюковского завода не «находится исключительно в цеху и еще не передан на испытания», а со 2 апреля успешно ходил по уже упомянутому маршруту «Столичний експрес» между Харьковом и Киевом. И раз уж такой смешной показалась Борису Викторовичу разница в стоимости поездов, то как он тогда объяснит тот факт, что цена проезда во втором классе «крюковского» поезда составляла 143 грн.85 копеек, а в «хюндае» сразу в два раза больше?!..