На первый взгляд может показаться, что правила избирательной игры у нас установлены раз и навсегда. Кандидаты обещают – люди верят и избирают. По умолчиванию в этой схеме есть еще подкуп – продпайки, детские площадки и приветственные открытки. Все это будто бы должно убедить людей, что именно этот кандидат есть достойным выбора. Дескать, "сейчас все для людей, а потом – так совсем золотые горы".

Причем действуют одинаково и оппозиционеры, и представители власти. И в сущности, существенного различия между ними нет совсем: нет на уровне идей, ни по уровню выполнения обещаний, ни по нравственности, ни в путях изменения ситуации в стране.

Единое, чем они все отличаются – это лицо. Возможно, пока что.

Но в целом политика в Украине становится скучным и безинтеллектуальным занятиям. Хотя есть простой в своей гениальности рецепт изменений, которые, в отличие от "улучшения", могут произойти быстро.

Простойрецепт

Простота и гениальность заключаются в том, что политиков необходимо заставить брать на себя обязательства.

Для этого между кандидатом в депутати или партией и гражданином Украины составляется избирательный (социальный) договор. В нем четко отмечается, что конкретно и в какие сроки кандидат или партия обязаны выполнить и какая ответственность наступит за невыполнение.

Предупреждая возможный вопрос, замечу, что уже сейчас законодательством Украины предусмотрены все механизмы контроля за выполнением гражданско-правовых соглашений. Почему бы не применять этот механизм для политиков?

То есть уже сейчас, без дополнительных изменений законодательства, политик или партия, которые считают себя ответственными за свои слова, могут укладывать избирательный (социальный) договор со своими избирателями.

Обнародуя свой договор, кандидат и партия фактически подписывают его со своей стороны. Вступает в силу договор, то есть полагает подписанным гражданином, после победы кандидата на выборах согласно действующему законодательству.

С юридической точки зрения, обнародование кандидатом избирательного договора со своими обязательствами является офертой, а победа на выборах – акцептом.

При этом такое, на первый взгляд, простое решение, является частью стройной и многоплановой Концепции ответственной власти.

Концепция ответственной власти

Концепция ответственной власти предусматривает, что каждый, кто избирается, должен заключить договор со своими избирателями.

При этом предполагается, что политик – это наемный работник. Не благодетель, у которого надо просить материальную помощь или установку детской площадки, а лицо, которое народ нанимает на работу. Работа, соответственно, должны быть выполнена качественно, иначе недотепа просто будет уволен.

Это - один из главных факторов, который позволит людям сделать осознанный выбор в пользу того или другого кандидата. То есть рационально оценить, насколько кандидат или партия способен выполнить то, о чем говорит.

К тому же такой подход предусматривает, что люди будут избирать кандидатов согласно предложенным идеям, а не голосовать за лица на бигбордах. Избирательная кампания может на самом деле стать аукционом идей, а не лиц и сортов гречки.

Концепция ответственной власти дополнительно структурирует партии в Украине по идеологическому признаку, потому что только стройная, с точки зрения цели и средств, избирательная программа позволит ее выполнить, а идеология, как известно, является тем базисом, на котором строят реальные партии, а не однодневные политические проекты.

Наступление ответственности за невыполнения обязательств будет элементом принуждения с четкими сроками. Политическая или политико-правовая ответственность будет наступать в зависимости от тяжести нарушения сути обязательств или сроков их выполнение. А избиратели будут иметь возможность влиять на политика после избрания и формировать адекватную обратную связь.

Преимущества внедрения Концепции ответственной власти

Концепция ответственной власти – это реальное народовластие через избранных представителей, деятельность которых ограничена законом и взятыми на себя обязательствами.

Преимущества ее реализации для общества заключаются в том, что:

- практически развивая теорию общественного договора (Руссо), Концепция ответственной власти предусматривает постановку долгосрочных и краткосрочных целей, видение путей развития и соответствие средств цели;

- кроме практических и конкретных изменений, Концепция ответственной власти формирует новую повестку дня (форму развития) общества, когда политик воспринимается лишь как наемный работник, который обязан эффективно исполнять свои обязанности.

Преимущества для политиков:

- меняется цель человека, который идет в политику. Власть больше не может восприниматься как цель или инструмент для достижения собственных целей. С Концепцией ответственной власти политика становится интересной лишь тем, кто хочет реализовать собственные амбиции и тем самым принести пользу людям;

- концепция ответственной власти резко уменьшает затраты на избирательную кампанию, поскольку персональная узнаваемость отходит на второй план, сравнительно с теми обязательствами, которые берет на себя кандидат или партия.

Как следствие, уменьшается зависимость от спонсоров, доноров кампании и админресурса. Политик свободен в реализации закрепленных в договоре целей, поскольку несет ответственность исключительно перед теми, кто его избрал, а не перед спонсорами.

Преимущества для избирателей:

- устанавливается обратная связь между избирателями и политиком после избрания через наступление ответственности за невыполнения обязательств.

- концепция ответственной власти предусматривает конкретное содержательное наполнение полномочий избранного политика;

- начинают работать социальные лифты, когда избираться может не только владелец большого финансового ресурса, а и амбициозный человек, который конкретно знает, как принести пользу своей деятельностью.

В целом содержательная нагрузка выборов смещается с выборов лиц на рекламных носителях к выбору идей, действий и путей дальнейшего развития страны и государства.

Путьвнедрения Концепции ответственной власти. Избирательныйдоговор. Голосование за обязательства

Кандидат, который избирается на должность, еще на стадии подготовки своего видения развития страны и государства, опираясь на исповедываемую идеологию, должен понимать, какие обязательства он готов и может на себя взять, в какие сроки и каким образом выполнить.

Только в таком случае в политике возникает качественно другой подход, когда избиратель голосует не за лица, конкретного политика или партию, а за совокупность конкретных политико-правовых обязательств субъектов избирательного процесса.

Опубликование избирательного договора всех кандидатов с обязательствами, сроками и ответственностью позволит реально оценить глубину и качество предложенных идей и их востребованность в данный исторический момент.

Обнародование избирательного договора в установленные сроки с началом избирательной кампании позволит оценивать и комментировать договор с привлечением экспертов из разных сфер, что обеспечит более компетентный подход к пониманию того, насколько реалистическими или популистскими будут указанные обязательства.

Под действие Концепции ответственной власти подпадают все, кто занимает выборные должности: от депутатов местного самоуправления до президента Украины.

Кандидат на должность (или партия), которые избираются, в избирательном договоре указывают долгосрочную перспективу развития Украину и краткосрочную (на срок своей каденции).

Детально прописывают обязательства, которые берут на себя для реализации поставленных целей, сроки их выполнение, методы, и подтверждают, что принимают и осознают ответственность за невыполнения условий договора.

Договор полагается подписанным и вступает в силу после избрания кандидата и/или партии согласно законодательству Украины.

Оценка выполнения договорных обязательств проходит в несколько этапов. Каждые 100 дней фиксируются промежуточные результаты. Один раз в год публично подводится итог деятельности за указанный период и оценивается качество и ход выполнения обязательств.

Промежуточные результаты получают путем анализа компьютерной программой макро- и микроэкономических показателей в зависимости от состояния мировой и украинской экономики, индексов инфляции, изменения потребительских цен, налоговой нагрузки, развития предпринимательского климата, объективных оценок качества медпомощи, образования и так далее по областям.

Компьютерная программа выводит средний балл по всем критериям оценивания, сравнивает со взятыми обязательствами и их сроками и дает свою оценку.

Один раз в год подводится итог с помощью этой программы, плюс обнародуется отчет избранного субъекта, которому дают оценку независимые эксперты и юристы.

В случае невыполнения договора наступает ответственность (политическая и политико-правовая).

Этапы реализации Концепции ответственной власти

На данный момент законодательством не предусмотрено, чтобы кандидат или партия обязательно укладывали со своими избирателями избирательный (социальный) договор.

И это является положительным моментом, как бы это парадоксально не звучало. Ведь в таком случае, кандидат может предложить подписать избирательный (социальный) договоре только в том случае, когда считает себя ответственным, когда готов на самом деле реализовывать свою программу.

Фактически каждый, кто отказывается заключать такой договор, по умолчанию является популистом, который не собирается выполнять свои обещания.

Это первый этап.

Второй этап предусматривает, что кандидат, который заключает избирательный (социальный) договор, обязуется после своего избрания инициировать изменения в избирательное законодательство, чтобы ввести обязательность подписания избирательного договора всеми субъектами избирательных процессов.

Собственно, третий этап, это есть текущий мониторинг выполнения обязательств депутатов и определение соблюдения обязательств и наступление ответственности в случае их невыполнение.

Итак, Концепция ответственной власти с избирательным (социальным) договором и голосованием за обязательства – есть на сегодняшний день реальным и практически единым механизмом долгосрочного влияния на политиков и возможностью качественно изменить ситуацию в стране.