Хрестоматийный пример: Остап Бендер знал 400 относительно честных образов, как изъять деньги у населения. В наше время это называют лохотроном. Не прямой обман: лишь выдают желаемое за действительное и скрывают некоторые нюансы. Влияет на доверчивых, неосведомленных и невнимательных. Лет пять назадтак работал скандально известный «Автоплан». Официально компания реализовала стратегию покупки товаров в группах - продавала автомобили. История повторяется с другими действующими лицами. Снова есть пострадавшие.
Типичный сценарий
В областном Апелляционном суде недавно слушалось дело относительно приобретения автомобиля в группах. Потерпевшая, жилица Коломыи, судилась с фирмой «Авто Просто», администратором программы «Автотак». Речь шла о защите прав потребителей и возмещение причиненных истице убытков.
Суть дела. Женщина хотела купить автомобиль. Обратилась в офис «Автотак». Менеджер нарисовал радужную перспективу. Дескать, есть возможность очень быстро приобрести авто. Большой выбор моделей известных марок, низкий процент, удобный образ оплаты, минимум бумаг. От клиента - первый взнос и ежемесячные платежи. Конечно, договоренность скрепляется документально. Договор подписали на месте. Удовлетворенная женщина заплатила деньги, получила документ и спокойно пошла домой. Решение о приобретении машины должно было поступить в течение месяца. Однако не поступило. Когда женщина обратилась с вопросами в «контору», ей посоветовали внимательно изучить договор и своевременно осуществлять оплату. «Ежемесячно приходили квитанции с разными сумами, - рассказывает адвокат потерпевшей Алексей Гуцуляк. - На время иска женщина уплатила уже 17 тысяч гривен. Вместо того - никаких гарантий получить автомобиль». По словам адвоката, в договоре, который подписала потерпевшая, шло не о покупке-продажа машины, а о предоставлении финансовых услуг. Не было указано и конкретных сумм ежемесячных выплат.
«Менеджер, очевидно, использовал технологии манипулирования, - комментирует дело помощник главы Апелляционного суда в Ивано-Франковской области Людмила Безусова-Попович. - Это легко сделать, если знать, что хочет человек. Есть такие общие фразы, которые цепляют. К тому же, людям свойственно воспринимать прежде всего вербальную, устную информацию. А она в нашем случае противоречила письменной - той, что была изложена в договоре. Потерпевшая подписала документ, не особенно его изучая, поскольку ощущала доверие к менеджеру. Правда, ее сразу имели бы насторожить две вещи. Первая: то, что такой важный документ подписывает продавец-консультант, а не доверенное лицо компании. Вторая: неопределенность со взносами».
Во время слушания дела стало понятно, что менеджер фирмы скрывала принцип работы программы «Автотак». Называла его кредитом, а не покупкой товара в группах. Однако, чтобы доказать это, надо было по меньшей мере предоставить диктофонную запись, отмечает Людмила Безусова-Попович. Истец записи разговора не делала. Учитывая то, что она добровольно подписала договор и что предоставления финансовых услуг является законной деятельностью, а также с учетом других обстоятельств дела, апелляцию суд не удовлетворил.
Неожиданный ракурс
«Разговаривая с представителем ответчика, я спросила, сколько таких судебных исков имеет компания, - припоминает помощник главы Апелляционного суда. - Он назвал цифру 250. И добавил, что сравнительно с тем, сколько заключено соглашений, это очень малый процент».
Проценты выглядели бы, наверное, совсем по-другому, если бы каждый, кто попал в ловушку, обратился в суд. «Свежая» запись на официальном форуме программы «Автотак» в Ивано-Франковской области: «Расторгнул договор. Жду возвращения денег больше года. Менеджер сказала, что могу ждать как еще год, так и 15 лет. Можно ли возобновить договор и платить дальше?» В ответе было указано, что в очереди на возвращение взносов в этой группе стоят 25 участников. То есть 25 людей отказались от участия в проекте и хотят забрать назад свои деньги. Думаете, отдадут? Ага, машинами...
Если проанализировать сценарий общения с клиентом и схему работы в нашем случае, припоминается фирма «Автоплан», которая прославилась «кидаловом» лет пять назад. Снова продажа машин в группах, применение манипуляций в общении с клиентами, утаивание важной для потребителя информации. Но все это - мягче: с меньшим давлением, со всеукраинским пиаром и предупредительной рекламой в популярных периодических изданиях. С официальным дистанцированием от «недобросовестных продавцов-консультантов, которым хотелось подзаработать». Так декларируют на форумах лица, которые называют себя успешными участниками программы «Автотак» и счастливыми собственниками овеянного мечтой автомобиля.
Официальная версия
Альтернатива кредиту - так позиционирует свои услуги программа «Автотак». В своих рекламных статьях она поет о «быстрой, выгодной и экономной» покупке авто. Может себе позволить, потому что имеет «крышу» - реализует машины в партнерстве с корпорацией «Укравто». Платежи клиентов администрирует (фактически распоряжается всеми деньгами) компания «Авто Просто». Ее сеть, как узнаем из официального сайта программы, - 168 салонов в 80-ти городах Украины. Есть такой и в Ивано-Франковске. Это салон «Укравто», где клиентам предлагают программу покупки товаров в группах «Автотак».
Как это - покупка в группах? «Сложный, но интересный метод», - пишут творцы украинской сети. И в этом случае говорят полнейшую правду, только - свою. Итак, каждый клиент «Автотак», который подписывает договор, автоматически становится участником группы. В каждой группе - по 240 человек. Каждый из участников группы ежемесячно должны делать денежные взносы. Загвоздка первая: постоянной суммы нет, платят, кто сколько считает нужным. Если в этом месяце денег маловато, можно внести всего несколько десятков гривен. Так объясняют клиентам. При этом не подчеркивают, что авто забирается потом тем из группы, кто заплатил самый большой взнос. Для всех других финансовое соревнование продолжается. Часто - в течение всех 10 лет, или 120 месяцев, на которые распространяется выплата (указано в договоре).
Еще нюансы. Чтобы стать участником программы, перед подписанием договора надо уплатить вступительный взнос - 3,6% от стоимости выбранного авто. В среднем выходит от 3 до 5 тысяч грн. Суммы ежемесячных взносов рассчитывают в процентах от стоимости автомобиля плюс 5,3% годовых. За что? Товар же покупается в рассрочку. Сколько набегает за все время участия в программе? Вот же потому что и оно. Еще одно: участники программы, которые уже оплатили стоимость автомобиля, чтобы его официально получить, надо предоставить двух финансовых поручителей или авто в залог. Об этом также предупреждает договор.
И последнее. Расторгнуть договор с программой, как указано в документе, можно только в первые семь дней после заключения. Для этого надо позвонить по телефону по указанному номеру и сообщить о своем решении. И номер обычно не отвечает. Когда же срок вышел, вступительный взнос уже не возвращается. Надо учитывать и то, что продление платежа означает автоматическое исключение из программы. А если кто-то расторгнет соглашение, подарит компании свой вступительный взнос и будет требовать возвращения хотя бы ежемесячных, может рассчитывать на возвращение только «чистых платежей». Во всем этом нагромождении условий кто-то видит скорость, выгодность и экономность? Или гарантию получения автомобиля?
Официальный сайт программы утверждает, что машины участники «Автотак» получают ежемесячно. Например, в апреле авто получили 120 человек. В нашей области - двое. Сколько прикарпатцев вовлечены в группы - неизвестно.
«Договор программы «Автотак» - довольно сложный, - предупреждает адвокат Алексей Гуцуляк. - Разобраться в нем без помощи юриста обычному человеку крайне тяжело. А на словах все легко, доступно и привлекательно. Убежденный, что если бы людям объясняли особенности покупки в группах, мало кто становился бы клиентом этой программы. Обычный потребительский кредит ответственного финансового учреждения - банка, кредитного союза и т.п. - выглядит более приемлемым и с финансовой стороны, и в плане надежности. Кроме того, дает возможность сразу купить авто...» Соглашаемся. И предлагаем сосчитать, сколько можно насобирать за 10 лет в свой собственный карман с учетом вступительных взносов и процентов. Может, мы таки не телята?
Относительно коломыйськой истории, проигранная апелляция не поставила в ней точки. «Готовим новый иск, чтобы признать правомочие недействительным и потом применить следствия, - говорит адвокат. - Думаю, нам это удастся. Поскольку договор дает восемь оснований выдвигать такое требование. Будем также заказывать экспертизу договора у специалистов защиты прав потребителей, налоговой администрации, независимого аудитора». И поможет ли это потерпевшей возвратить уплаченные деньги?