Вот уже четвертый год украинским чиновникам запрещено покупать служебные автомобили. Кризис. Они их и не покупают. Новинки немецкой бронетехники появляются сами собой, невероятным магическим образом. Последнее чудо творения произошло в этом месяце. Госуправление делами обнаружило у себя материализацию четырех бронированных «мерседесов» по цене 400 000 долл. Каждый.

«Я обращаюсь к членам Кабинета Министров Украины, к руководителям министерств и ведомств с требованием — даже не планировать использование средств на приобретение новых служебных автомобилей».

Н.Азаров

Власть всерьез озаботилась состоянием душевного здоровья своего народа. Обычно население начинает нервничать, фиксируя факты, как оно это называет, несправедливости. Чиновники называют это по-другому: зависть. Но во имя высокой цели — победы на выборах — было решено все раздражители убрать.

Понятно, что никто не собирался прекращать тратить государственную казну в свое удовольствие. Был выбран менее затратный вариант: лишить население информации.

Ну, и так как больнее всего народ реагирует не на миллиардные дотации олигархам, а на простые и понятные вещи типа покупки дорогих автомобилей, то начали именно с этого. Тем более что с 2008 года в Украине действует постановление правительства, запрещающее бюджетникам приобретать предметы роскоши. Де-юре.

Де-факто, понятно, все по-другому. Несколько примеров, начнем со свежего. В редакцию ZN.UA попало распоряжение Кабмина № 237-р от 2 апреля. Документ короткий, но занимательный. В нем правительство обязало передать Госуправлению делами четыре конфиcкованных таможней Mercedes-Benz S-600 Guard. Судя по кузовным номерам, все они 2008 года. В связи с чем стоят они намного дешевле новых — всего лишь от

350 000 до 500 000 долларов.

Не будем задумываться над тем, у каких ребят была конфискована кавалькада бронированных лимузинов. Наверное, не у разносчиков пиццы. Также не будем размышлять о возврате классической схемы легализации машин через псевдоконфискацию. Интереснее другое: почему распоряжение Кабмина не только не опубликовано, но даже не засвечен его номер? Ответ нашелся быстро. На просьбу ZN.UA предоставить текст распоряжения секретариат Кабмина ответил отказом, мотивировав это тем, что «согласно законодательству, текст распоряжения отнесен к категории информации с ограниченным доступом».

Так как подобные ограничения регулирует Закон «О доступе к публичной информации», мы обратились к специалистам. Юрист Института массовой информации Роман Головенко ответом Кабмина удивлен не был: «Текст этого распоряжения должен быть опубликован на сайте КМУ. К этому его обязывает п. 2 ч. 1 ст. 15 ЗУ „О доступе к публичной информации". Но Кабинет министров постоянно нарушает данную норму, не обнародуя большую часть принятых им актов. Отказ в предоставлении копии распоряжения выглядит необоснованным, поскольку информация не может просто принадлежать к категории ограниченного доступа. Кабмин должен объяснить, к какой из подкатегорий ограниченного доступа принадлежит (служебная, секретная) и почему.

Если в распоряжении и есть какая-то служебная информация, то оно все же должно быть обнародовано с купюрами (например, при наличии оснований модель авто может не указываться, только марка, возможно изъятие номеров кузова)».

Поскольку Кабмин решил не уточнять, почему он считает информацию о потерях бюджета в полтора миллиона долларов секретной (ведь конфискат можно было продать), пришлось это сделать за него. Ознакомившись со всеми исключениями, которые предполагает закон о доступе, мы нашли пункт, который подходит к этому делу. Звучит он так: «Ущерб от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом в ее получении». Ущерб здесь для чиновников безусловен. Именно поэтому мы и решили документ обнародовать. В связи с общественным интересом, и не только к Кабмину.

Ведь все-таки «дусина» схема тайного получения автомобилей не отличалась изысканностью. Более творчески подошли к решению поставленных задач специалисты из ГПУ.

В феврале «Вестник государственных закупок» сообщил о покупке Генеральной прокуратурой неких автомобилей на 3,6 млн. грн. При этом сопутствующие документы о количестве и качестве авто таинственным образом отсутствовали. Для прояснения ситуации народный депутат Виктор Матчук обратился в ведомство Виктора Пшонки. Сразу же после этого в положенном месте появился документ, из которого стало очевидно, что ГПУ купило не полсотни «ланосов», как мог бы предположить доверчивый обыватель, верящий причитаниям о крайней скудости бюджета.

Оказалось, что Генпрокуратура решила побаловать себя восемью седанами Toyota Camry в самой роскошной комплектации «премиум» по 445 тыс.грн. за штуку. Кожаный салон, трехзонный климат-контроль, бортовой компьютер дополняют такие милые подробности, как двигатель объемом 3456 см3 — самый мощный из возможных для Camry.

После этого в Генпрокуратуру полетел дополнительный депутатский запрос с просьбой объяснить, каким образом удалось купить роскошные автомобили вопреки правительственному запрету, введенному еще в 2008 году Юлией Тимошенко. Оказалось все просто. Старое постановление действовало до 31 декабря 2011 года. А правительство Азарова продлило его только в начале марта.

То есть Генпрокуратура воспользовалась временной дыркой, когда любой госорган мог себе позволить любой предмет роскоши. То есть по букве закона в первые два месяца 2012 года кризиса не было. А потом он опять появился. Что же касается духа закона, который в последнее время распространился по всей стране, то его хорошо почувствовали лесники Ривненской области, которые во время этой же временной дырки позволили себе купить Toyota Camry. Причем дешевле чем прокуроры.

Но тут у Азарова были беспощадны. Директора и главбуха лесхоза уволили, а областное начальство получило выговоры. Так что клерки всего низшего звена в пищевой цепочке власти получили прозрачный сигнал о собственной значимости. На фоне лучших людей города.

А теперь немного о магии. Именно с ее помощью у чиновников иногда появляются дорогие автомобили. Например, из объявления о проведении тендера на техобслуживание автопарка автобазы Конституционного суда стало известно, что на балансе этого госпредприятия появился «Мерседес» S-550, модель 2010 года. Никакого тендера на закупку этого автомобиля Автобаза КС не проводила. Однако автомобиль ценой не менее 160 тыс. долл. на балансе появился, да еще с указанием, ради кого — для обслуживания главы Конституционного суда Украины. Напомним, эту должность в 2010 году занял судья с макеевскими корнями Анатолий Головин.

После обнародования этой информации никто не стал ее опровергать, в отличие от истории с появлением бронированного «мерседеса» в автопарке парламентском.

О наличии там пафосного бронированного «мерина» ценой от 280 тыс. долл. также стало известно из объявления о тендере на техобслуживание автопарка. Причем, парламентская автобаза указала даже номер кузова автомобиля «Мерседес» S-600 Б — WDD2211761 A359818 и год выпуска — 2011.

В этом случае началась легкая истерика. Владимир Литвин публично заявил, что такого автомобиля в парламентском гараже нет. Более того, когда дело дошло до депутатского запроса от Леси Оробец, руководитель аппарата ВР Валентин Зайчук сообщил, что попадание искомого «мерседеса» в перечень парламентских членовозов было ошибочным, а виновный в ошибке привлечен к дисциплинарной ответственности. Виновным оказался управделами аппарата ВР Григорий Ситайло, которого перевели на более важную, но менее хлебосольную должность первого замглавы секретариата ВР, на его же место Зайчук провел своего управленца.

Однако есть ряд причин сомневаться в искренности Литвина и Зайчука. Источник ZN.UA в парламенте подтвердил факт появления бронированного «мерседеса» в парламентском гараже, сообщив также о нежелании Владимира Литвина использовать пафосный автомобиль в предвыборном году. Да и можно ли представить, что какой-нибудь парламентский клерк мог вписать в конкурсную документацию столь сложный набор цифр, являющийся номером кузова «мерседеса» и находящийся в «мерседесовской» базе данных VINformer?

Также большой вопрос в поисках виновного. Конкурсная документация подписана начальником автобазы ВР А.Нагорным. А лишен должности не он, а Ситайло, осуществлявший общее руководство автобазой и другими подразделениями аппарата ВР. То есть историей с душком воспользовались для решения карьерных проблем, но никак не для установления истины с появлением «мерседеса».

А она может быть очень даже криминальной. Тендер на закупку этого автомобиля в 2011 году не проводил ни один орган или госпредприятие. С учетом официальной позиции ВР о том, что такого лимузина на балансе парламентской автобазы нет, это означает, что автомобиль могли пригнать в качестве подарка от частного лица. А клерки автобазы, не разобравшись с легальным статусом авто, просто сочли его официально своим. Естественно, что расспрашивать у Литвина о такой гипотезе абсолютно бесполезно, ведь он отрицает сам факт наличия автомобиля.

Намного проще пообщаться с Сергеем Арбузовым. На этой неделе «Вестник госзакупок» сообщил, что в автобазе Нацбанка магически проявились два очередных автомобиля: «Лексус» RX-350 и «Мерседес» GL-450 4Matic, оба 2011 года выпуска. Так что в принципе тем для того, чтобы посвирепствовать на телеэкранах перед выборами, хватает.

Только гложут сомнения, что кроме ривненских лесников, еще кто-то, как это модно теперь говорить, попадет под раздачу. Ведь намного эффективнее сработать по принципу «меньше знаешь, лучше спишь». Ну а остальное доделает телевизор.