Статьи
Действующую украинскую власть тяжело похвалить за развитие демократии в Украине. Однако, нельзя не замечать и тех важных изменений, которые имели место. К таким изменениям, например, относится закон "О доступе к публичной информации", который радикально изменил отношения между гражданином и властью. Да, и сегодня с реализацией этого закона часто возникают трудности, не все документы власть открывает для доступа общественности, но достижения получены и преимущества несоразмерны с недостатками.
С 1 января в действие вступает новый закон "Об общественных объединениях", чьи положения во многом несут не менее радикальные изменения, чем доступ к информации. Главная идея нового закона заключалась в том, чтобы сделать регистрацию и деятельность общественной организации максимально доступными и легкими.
Сложные юридические преграды, которые создавало государство, были одной из главных причин отказов украинцев от создания общественных организаций. Если бы вы захотели создать общественную организацию с целью защиты парка, то масштаб документов, походов к регистратору, отказов и замечаний, взяток, в конце концов количество израсходованного времени - все это бы скорее отвратило вас не только от создания общественной организации, а и от защиты парка. По оценкам экспертов, сейчас до 50% инициативных групп граждан отказываются от создания общественных организаций из-за сложной процедуры регистрации или после первого отказа в регистрации.
С нового года регистрация общественной организаций предусматривает подачу 5 документов и будет длиться 7 дней, в отличие от по меньшей мере месяца по старому закону. И это далеко не все новации. Закон освободил общественные организации от проверок их деятельности со стороны государства, когда в любой миг к ним мог наведаться представитель органов юстиции и проверить, все ли отвечает уставу, действуют ли необходимые для всеукраинской организации 14 ячеек и т.п. Новый закон дал общественным организациям возможность зарабатывать на свою деятельность: теперь они могут продавать свои книжки, рекомендации и т.п., и за полученные средства печатать новые. Все эти и другие нормы закона придуманные не украинскими юристами - это европейская практика, воплощенная в резолюциях и рекомендациях Совета Европы. Поэтому новый закон безусловно является европейским и прогрессивным.
У каждого изменения есть свои приверженцы и есть свои враги. За несколько дней до вступления в действие нового закона в информационном пространстве развернулась мощная кампания по его дискредитации. Представители разных общественных организаций взялись распространять недостоверную информацию, используя недостаточную осведомленность журналистов и граждан в нормах нового закона. Критика и надуманные аргументы против закона могут нанести значительный ущерб его поддержке и дальнейшей имплементации.
Дедовщина?
Одна из наиболее распространенных форм сопротивления прогрессивным изменениям известна под советским феноменом "дедовщина". Принцип "пусть всем будет так же тяжело, как и нам" часто служит мотивом противостоять новому. Из аргументов, которые звучат против нового закона, можно сделать вывод, что его критики часто руководствуются именно таким принципом.
Например, очень распространены обвинения в том, что закон дает возможность относительно просто создать организацию со всеукраинским статусом и не предусматривает возможности создавать филиала и представительства таких организаций со статусом юридических лиц. Критики закона считают, что это приведет к диктатуре в общественных организациях и появлению организаций "на бумаге". Закон действительно отменил обязанность регистрировать 14 отдельных юридических лиц для образования всеукраинской организации, а с другой стороны - позволил любым организациям действовать на территории всей Украины. Это колоссальное облегчение для гражданского общества, тем не менее, отдельными организациями воспринимается как чудище диктатуры.
Конечно, для тех, кто проходил настоящий ад, смириться с тем, что теперь все так просто, не легко. Но как иначе можно переломить хребет бюрократическому монстру, который стоит помехой развития гражданского общества? Упрощение процедур должны стимулировать рост количества общественных организаций и их деятельности в масштабах страны.
Откровенные манипуляции
Вопрос членских взносов общественных организаций - еще одно, чем откровенно манипулируют критики. Невнимательно прочитав закон, они публично заявляют, что в нем отсутствует ссылка на такой способ получения средств общественными организациями. В то время, как в статье 24 закона членские взносы и пожертвования названы одним из источников формирования средств и имущества общественной организации. Вместе с этим, нужно признать, что за 20 лет членские взносы не стали эффективным источником получения средств для общественных организаций, поскольку далеко не все организации являются массовыми. Утверждать, что истинные общественные организации живут исключительно на членские взносы, как делают критики, это обречь на исчезновение экспертные, профессиональные и специализированные организации.
Однако рекордной неправдой, которая облетевшее большинство СМИ, есть новость о том, что закон вводит новый налог для общественных организаций и отменяет неприбыльность. Всем известно, что вопрос налогообложения в Украине регулируются Налоговым кодексом - и закон не вносит никаких изменений в него. Как и не содержит никакой другой нормы, которая бы меняла порядок налогообложения общественных организаций или влекла за собой необходимость перерегистрировать существующие организации в налоговых органах для сохранности статуса неприбыльности. Поэтому в следующем году все организации будут облагаться налогами по тем же нормам, которые были.
Идеален ли новый закон "Об общественных объединениях"?
Нет, далеко не идеальный, потому что идеальных законов не бывает. Чтобы достичь принятия этого закона общественным экспертам пришлось провести года в битвах с государственными органами, отстаивая каждое слово, каждую запятую в интересах общественных организаций.
Если кто-то и не удовлетворен законом, то в первую очередь чиновники. И никакой закон не будет идеальным, если его выполнение будет саботироваться и нивелироваться. Поэтому главная задача для гражданского общества сегодня - это консолидировать усилия в направлении обеспечения прогрессивных норм закона, принятие надлежащих правительственных постановлений и обучения чиновникам новых норм.
Только достигнув успеха в этом, сможем получить преимущества, несоразмерные с недостатками. И наоборот, взаимное противостояние приведет к поражению всех сторон.
- Информация о материале
Геннадий Москаль порадовал очередной новостью. "Читая оперативные сведения из МВД, нашел интересную информацию: 25 декабря 2012 года в г. Луганске в милицию поступило заявление от министра соцполитики Королевской Н. Ю. Она заявила, что днем, 9 декабря, на улице г. Луганска потеряла диплом об окончании Восточноукраинского Национального университета им. В. Даля", - написал Москаль на своей страничке в ФБ.
Народ сразу соратника Ющенко Зварича вспомнил. Знатный был скандал, когда «профессор со среднего Запада» не смог свое образование подтвердить. С другой стороны, объяснения Зварича были неубедительны и даже комичны, а с Натальей Юрьевной все иначе – рекламу все видели. «У меня есть мечта…» - могла замечтаться и потерять. Хотя, представить замечтавшуюся где-то на остановке троллейбуса Наталью Юрьевну, непросто.
С другой стороны – не в дипломе счастье. И успешность чиновника от наличия диплома не зависит. Вот предшественник Натальи Королевской, Сергей Тигипко – у него наверняка диплом есть и не один. И стало от этого легче украинским гражданам социально-незащищенных категорий? Да любой чернобылец, афганец и просто человек, попавший под действие пенсионной реформы, подтвердит, что стало только хуже. А у Азарова диплом есть? Уверен – есть. И каково предпринимателям в Украине? Сильно диплом помог Николаю Яновичу развивать страну? Рейтинг экономической свободы, по которому Украина оказалась ниже Беларуси и Таджикистана, говорит сам за себя.
А у Чечетова высшее образование есть? Наверняка не одно. Но знания для работы парламентским дирижером нужны специфические, да и не знания это вовсе, а навыки. Пригодился пану Михаилу диплом, чтобы рукой махать коллегам по фракции? Едва ли. А с Богом он и так разговаривает, это личное умение, такому ни один ВУЗ не научит.
Так что глупо заморачиваться на дипломах. Толку от них, как мы видим по нашей власти и результатам ее работы – ноль. А убедительно «скиглити» про объективные трудности, как делает Николай Янович, можно и после ПТУ. А можно до ПТУ, или вместо – не принципиально. Другое дело – с точки зрения закона претенденту на должность министра этот злосчастный диплом иметь просто необходимо. Но, с одной стороны, что у нас закон? По Конституции голосовать за другого депутата запрещено и кому это мешает? А тут – какой-то закон. Не смешите.
Тем более, проблема в наших широтах решается элементарно. Вот пресс-секретарь Натальи Королевской Анастасия Горбенко уже заявляет, что Наталья Юрьевна имеет целых два диплома о высшем образовании. По ее словам, в 1997 году Королевская окончила экономический факультет Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля в Луганске по специальности "менеджер в производственной сфере", а в 2002 году - Донецкую государственную академию управления.
На хорошей должности – от старшего патрульного милиционера и выше, получить диплом в Украине очень просто. Как в анекдоте – милицейский патруль в переходе на станции метро «Университет» задержал группу лиц, торгующих поддельными документами о высшем образовании. Увы, задержанных сразу пришлось отпустить. «У нас не оказалось достаточных улик для привлечения этих граждан к ответственности», - заявил журналистам старший наряда, доктор экономических наук сержант Петренко.
Вот только, возвращаясь к напечатанному, не в дипломе счастье. И смысл не в нем. Все дело в правильной мотивации чиновников и нашей гражданской позиции. Мы так привыкли к тому, что власть крепко держит народ за яйца, что ослабление хватки воспринимаем как либерализацию, вместо того, чтобы взять за это же место их и, чуть надавив, спросить: «Кто тут вообще на кого работает?»
- Информация о материале
Наступивший год приносит все новые и новые неожиданности. На этот раз удивил первый заместитель председателя Верховной рады и пламенный коммунист Игорь Калетник. В среду, 9 января, его пресс-служба распространила заявление, в котором депутат, особым вниманием к вопросам образования до того не выделявшийся, вознамерился инициировать парламентские слушания по поводу эффективности Внешнего независимого оценивания знаний. Дескать, данная система себя не оправдала, а потому вузам нужно срочно вернуть вступительные экзамены. Иначе качество украинского образования и вовсе рухнет.
«Система образования, существовавшая ранее, более эффективна. Ведь форма вступительных экзаменов стимулировала молодежь выбирать и приобретать глубокие знания по конкретной профессии, вместо того, чтобы искать в интернете ответы на тесты этого года и пытаться заучить их наизусть», – уверен депутат.
Не устраивает Калетника и то, что для поступления на такие разные направления, как, например, «агрономия» и «медицина», нужно проходить одно и то же тестирование по биологии. Понятное дело, негодует народный избранник, что при достаточном количестве баллов абитуриент выберет более престижную медицину. А значит, ему в принципе все равно, куда идти.
«Только 20% школьников поддерживают существующую систему ВНО, – продолжает резать правду-матку депутат. – В то время как 80% учащихся выступают категорически против тестирования в нынешнем виде. Среди основных жалоб школьников – сложность вопросов в тестах и неоднозначность ответов на них. Поэтому не все учащиеся, которые в течение года учились отлично, успешно сдают ВНО». Особенно, по словам депутата, страдают сельские выпускники. Потому что ради сдачи разных предметов им приходится ездить по разным райцентрам. А это не по-коммунистически. В смысле, неудобно и требует дополнительных трат.
В общем, судя по высказываниям Калетника, все это независимое оценивание знаний оказалось настоящей аферой. И народного доверия ВНО не оправдало: никаких тебе, понимаешь, равных возможностей при поступлении в вузы. А потому нужно обсудить ситуацию с общественностью, добить парламентскими слушаниями и, в конце концов, проклятое ВНО отменить. Во имя вступительных экзаменов.
Отметим, что это – не единственное «образовательное» заявление, выданное депутатом в среду. В следующем своем спиче он уже рвал и метал по поводу системы платного обучения. Мол, студенты контактной формы обучения думают не о знаниях, а о том, как вовремя заплатить за семестр. О чем в это время думают их родители, парламентарий решил не уточнять.
Стоит признать, что такие заявления вызывают у человека, поступавшего в свое время «по старинке» и хотя бы со стороны наблюдавшего за поступлением по баллу ВНО, бурю эмоций. Во-первых, очень хочется посмотреть, как Калетник ищет – и, главное, находит – ответы на тесты текущего года в интернете. В случае успеха он вполне мог бы устраивать эксклюзивные мастер-классы. Платные. Потому что самим абитуриентам это пока не удавалось.
Во-вторых, интересно, какой же из школьных предметов вместо биологии вице-спикер порекомендовал бы сдавать при поступлении на агронома и медика. Ну, просто теоретически. Физику, химию или, может, математику?
Очень удивляет и статистика, озвученная народным избранником. Поскольку до его откровений народная поддержка независимого тестирования росла. С 42% в декабре 2008-го до 50% в сентябре 2011-го (по данным Фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива). Причем среди тех, кто таки поступил, куда хотел, уровень поддержки достигал 69%.
Что уж говорить об утверждении, что сельским выпускникам приходится мотаться не то что по разным пунктам оценивания, а по разным районным центрам. Хорошо хоть, не по разным областям. А могли бы…
И, конечно, не хотелось бы расстраивать депутата, но советская система вступительных экзаменов уже давно не стимулировала выпускников получать какие-либо углубленные знания. Зато она отлично стимулировала родителей – собирать деньги для вручения ректору, проректору, декану и прочим «своим людям», от которых в действительности зависело поступление ребенка. С результатами экзамена включительно.
И потому данный спич позволяет заподозрить не заботу о судьбах нации, а новый виток борьбы вузовского (или, еще выше, министерского) руководства за свое благополучие. Ибо ничто не дает такой власти над поступающими и возможностей для личного обогащения, как вступительные экзамены.
А еще заявления Калетника как нельзя лучше показывают, насколько коммунисты далеки от народа. Потому что с таким глубоким пониманием украинских реалий первый вице-спикер может вполне претендовать на кресло самого премьера: знания в образовании у Калетника примерно такие же, как у Азарова в экономике. Вполне равнозначная замена получилась бы.
- Информация о материале
Анализ ситуации, сложившейся вокруг пристоличных земель с самыми дорогими ценами, бьет в точку — меньше всего продуктов питания дают престижные территории. Ну, не хотят почему-то плодоносить закатанные в асфальт и тщательно охраняемые фактурными охранниками земли с "родимыми пятнами" холеной травки — и все тут. Пора признать очевидное — за высокими заборами дорогих дворцов давно уже никто не сеет и не жнет, а если и слышен поросячий визг, то к невинным животным он не имеет отношения.
Тем не менее, чиновники упорно оформляют документы на все новые и новые так называемые личные фермерские хозяйства… Что это, как не разбазаривание земли? За это и ловят, и садят, а схемы, отшлифованные чинушами, остаются. Не потому ли, что они нужны не только тем, кто непосредственно в них задействован? Пора проанализировать и условия, созданные для такой ситуации, — от самого законодательства до трактования законов.
— Сотрудникам нашей службы по борьбе с экономическими преступлениями традиционно приходится раскрывать махинации чиновников с землей. Те, пытаясь отыскать "лакомые" кусочки и замести следы, проявляют незаурядную фантазию. В ход идет лесной фонд, земли которого на бумаге превращаются в пастбища и сенокосы. А поскольку Киевщина богата на водный фонд, не брезгуют и им, активно "раздавая" площади рек и водохранилищ. Одаривают страждущих и островами (не безвозмездно, конечно), в минувшем году покусились даже на землю международного аэропорта, — рассказывает замначальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере земельных отношений и на фондовом рынке УГСБЭП ГУМВД в Киевской области Руслан Петренко.
Поражает, как призванные контролировать исполнение законодательства умудряются использовать свое служебное положение. Минувшей осенью сотрудниками УГСБЭП ГУМВД в Киевской области при получении взятки были задержаны два главных специалиста отдела оперативного контроля за выполнением требований земельного законодательства Управления инспекционной деятельности Госинспекции сельского хозяйства в г. Киеве. Парочка вымогала и получила взятку от представителя ГП "Укрспецстроймонтаж-Киев" за непривлечение к административной ответственности за нарушения требований земельного законодательства, выявленные в ходе проверки предприятия. Служащие, поставленные для контроля, так увлеклись, что сами нарушили закон.
Если земли Киевщины называют золотыми, то земли Обуховского района — настоящий прииск. И чиновничьи "старатели" не зевают — счет идет на миллионы. В ушедшем году, по материалам сотрудников УГСБЭП ГУМВД Украины в Киевской области, облпрокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Обуховского райотдела земельных ресурсов по факту совершения ими служебного подлога и злоупотребления служебным положением при отведении двум гражданам земельных участков общей площадью 1,8150 га для ведения личного хозяйства в пределах Старобезрадичевского сельсовета. (Интересно, кто-то еще верит в то, что в столь престижном месте будут выращивать огурцы с помидорами или доить коров?) Вероятно, ходоки очень убедительно заверяли чиновников в своих намерениях, ведь те с целью упрощения процедуры "нарисовали" информацию, что вожделенные земельные участки — это сенокосы. На самом же деле те относились к землям лесохозяйственного назначения и были в пользовании ГП "Киевское лесное хозяйство". Но чиновники без проведения изъятия и изменения целевого назначения согласовали сомнительный проект. Ущерб — 1 466 520 грн.
В это же время было возбуждено уголовное дело по факту подлога и злоупотребления служебным положением служащими Обуховского райотдела земельных ресурсов при отведении 5-ти гражданам земельных участков общей площадью 5,1728 га для ведения пресловутого личного хозяйства в пределах все того же Старобезрадичевского сельсовета. Впрочем, находчивые чиновники на сей раз проявили фантазию: внося в справку информацию о том, что эти земли — пастбища, достоверно знали, что те относятся к землям лесохозяйственного назначения. Их экспертная оценка составила 3 716 800 грн. Следствие продолжается.
Немногим позже, по материалам сотрудников УГСБЭП ГУМВД Украины в Киевской области, облпрокуратурой возбуждено уголовное дело по факту служебного подлога и злоупотребления служебным положением сотрудниками Обуховского райотдела земельных ресурсов при отведении 12-ти гражданам земельных участков общей площадью 11,4905 га (что делать — аппетиты растут), традиционно — для ведения личного селянского хозяйства в пределах популярного Старобезрадичевского сельсовета. Последний, судя по возрастанию количества желающих вести личные хозяйства, должен перевыполнить планы по выращиванию сельхозпродукции. Облюбованные земельные участки традиционно нарекли сенокосами, хотя те и относились к лесному хозяйству. Экспертная оценка выбывших из госсобственности земель составила 9 284 323 грн. — здесь не мелочатся. Водный фонд в богатой на реки Киевской области — тоже объект чиновничьих злоупотреблений.
В прошлом году Днепровской экологической прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту подлога должностными лицами управления Госкомзема в Бориспольском районе, которые, задумав передать в частную собственность земельный участок, размещенный на территории водного фонда Каневского водохранилища, согласовали и утвердили проект землеустройства об отведении в собственность заинтересованному лицу земельного участка на территории Вишенковского сельсовета. В результате из земель водного фонда безосновательно изъято 2,8972 га земли. Пример этот — не единичен.
В минувшем году Днепровской экологической прокуратуре приходилось неоднократно открывать подобные дела, менялись лишь размеры участков и суммы причиненного государству ущерба. Не брезгуют чиновники и островами, особенно если те расположены не где-нибудь в глубинке, а все в том же, "вкусном" Обуховском районе. Так в минувшем году в суд направлено уголовное дело, возбужденное Генпрокуратурой по материалам сотрудников УГСБЭП Киевской области в отношении сотрудника райотдела земельных ресурсов, подписавшего… 64 госакта (с размахом, однако) на право частной собственности на землю, выданных под строительство и обслуживание индивидуального жилого дома на землях острова "Безымянный" (поблизости престижного Козина). Подсчитаны материальные убытки — 11,345 млн. грн., наложен арест на имущество в размере 15,271 млн. грн.
Алчные чиновники покушаются и на земли сельхозназначения. По материалам сотрудников УГСБЭП ГУМВД Украины в Киевской области, прокуратурой Васильковского района возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц райуправления земельных ресурсов, подписавших, зарегистрировавших и выдавших сельхозпредприятию "Погребы" госакты на право собственности на земельные участки с целевым назначением — для обслуживания выкупленных строений и сооружений. В результате из коммунальной собственности противоправно выбыло 27,4359 га земель сельхозназначения (неплохие размеры, как для "обслуживания"), экспертная оценка которых составила 14 434 450 грн. Материальные убытки от такой операции — 10,828 млн. грн.
Ненасытные собиратели земель в тандеме со сговорчивыми чиновниками не прочь оттяпать землю даже у… международного аэропорта. Сотрудниками УГСБЭП ГУМВД Украины в Киевской области раскрыта противоправная деятельность теперь уже бывшего начальника Бориспольского райотдела земельных ресурсов Киевской области при отчуждении из госсобственности земельного участка, используемого госпредприятием "Международный аэропорт "Борисполь". Установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка Бориспольским горсоветом из госсобственности в собственность некоего "Авиаспецмонтажа" был отчужден участок площадью 0,19050 га, что подтверждено госактом на право собственности. Границы и конфигурация участка, отчуждаемого в собственность "Авиаспецмонтажа", определялись упомянутым начальником Бориспольского райотдела земельных ресурсов. Закавыка в том, что на момент отчуждения часть участка использовалась ГП "МА "Борисполь". Чиновник не мог не знать, что в соответствии с Земельным кодексом Украины представление в пользование земельного участка, пребывающего в собственности или пользовании, проводится после изъятия (выкупа). Мягко выражаясь, тогдашний начальник райотдела земельных ресурсов поступил вопреки интересам службы.
- Информация о материале
С нового года в Украине начинают действовать государственные центры бесплатной правой помощи. Адвокатам обещают приличный заработок за защиту интересов малообеспеченных и бедных украинцев. Кроме того, что центры правовой помощи осуществляют представительство интересов малообеспеченных украинцев в судах, например, по гражданским делам, отныне за государственные средства они будут предоставлять помощь обвиняемым в совершении преступлений и задержанным, которые не имеют денег на адвоката. И если раньше такие центры функционировали только в нескольких областях Украины, то с нового года они должны заработать во всех регионах.
"Фактически все готово: техника, мебель, предназначенные очередные адвокаты. Всего будет функционировать 27 таких центров - в каждой области. Но мы готовим целевую программу, чтобы расширить их сеть", - рассказал Deutsche Welle заместитель директора Координационного центра по предоставлению правовой помощи Виталий Баев.
Удачный эксперимент
Предоставления бесплатной помощи в уголовном процессе практиковалось в Украине и раньше. Однако из-за того, что адвокаты предоставляли правовую помощь в обязательном порядке, но получали за это копейки, юристы часто не были заинтересованы в эффективной защите своих клиентов. "Адвокат был обязан в определенный день прийти к обвиняемому и проконсультировать его. Часто работа адвоката ограничивалась лишь его присутствием, а иногда - адвокат наоборот становился на сторону следствия, а не подзащитного", - говорит исполнительный директор Украинской фонда правовой помощи Айгюль Муканова. По ее словам, такое пренебрежение обязанностями безвозмездных адвокатов послужило причиной многочисленных обращений украинцев в Европейский суд по правам человека.
Чтобы изменить ситуацию, шесть лет назад общественные правозащитные организации на деньги Фонда "Відродженння" создали экспериментальные центры безвозмездной правовой помощи в Харькове, Хмельницком и Белой Церкви, где по контракту, а не принудительно, за приличную оплату работали лучшие адвокаты регионов. Эксперимент удался. На его основе общественные активисты и министерство юстиции подготовили соответствующий закон, и теперь такие центры уже за государственные средства будут функционировать во всех областях.
"Милиция и следователи надеялись, что наши адвокаты будут подписывать нужны им документы, и были поражены, когда мы отказывались это делать. Также было большое недоверие людей к нам, потому что это же бесплатно. Теперь все это позади", - рассказала Deutsche Welle Наталия Вагина, адвокат экспериментального центра в Хмельницком, которую сейчас назначили руководителем уже Государственного центра по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи в регионе.
Сначала деньги
Каждый такой государственный центр уже составил реестр адвокатов, заинтересованных предоставлять правовую помощь за государственные средства, и подписал контракты с некоторыми из них, которых выбирали на конкурсной основе. По соглашению, оплата их услуг будет приблизительно на 30% больше, чем было раньше, подчеркивает Виталий Баев. По его словам, в бюджете в следующем году на оплату работы адвокаты запланировано около 28 миллионов гривен. "Тяжело точно просчитать, сколько точно нужно денег, ведь мы не знаем, сколько будет задержаний и как будут работать адвокаты", - сказал Виталий Баев.
Представители центра надеются, что новая система будет работать эффективно. Вместе с тем опасаются, что само недостаточное финансирование может нивелировать все нововведения. "Если не будет денег, то адвокаты будут расторгать контракты", - предостерегает Наталия Вагина.
В Координационном центре по предоставлению правовой помощи надеются, что по результатам первого месяца работы безвозмездных адвокатов пересмотрят финансирование этой системы.
Будет ли бесплатное качественным?
А вот у правозащитников есть предостережения относительно отбора адвокатов. "Был недобор адвокатов в реестр для предоставления бесплатной правовой помощи. Поэтому туда брали всех. Есть сомнения относительно качества их работы", - сказала Deutsche Welle представительница Украинского Хельсинского союза Марина Говорухина.
В координационном центре утверждают, что будут работать специальные комиссии по оцениванию качества предоставленных адвокатами услуг. "Государство заказывает услуги, поэтому и имеет право проверить, качественно ли они предоставляются. Но здесь важно, чтобы государственные органы не вмешивались в адвокатскую деятельность", - предостерегает руководитель Хмельницкого государственного центра по предоставлению безвозмездной вторичной правовой помощи Наталия Вагина.
Безвозмездный адвокат только для бедных
Кроме того, что адвокаты из центров будут защищать некоторых лиц в обязательном порядке - например, несовершеннолетних или обвиняемых в тяжких преступлениях, они будут привлекаться и для тех лиц, у которых отсутствуют средства на частного адвоката, но которые хотят реализовать свое право на защиту. Кроме того, с 2014 года бесплатные адвокаты будут предоставляться и тем лицам, которые совершили административные правонарушения.
- Информация о материале
Недавно начал работу новый орган - Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество, который будет регистрировать право собственности на землю и здания, пресса пестреет сообщениями о проблемах, которые ждут на украинцев. По словам нотариуса Людмилы Голой, теперь ее коллегам будет сложно проверить, является продавец недвижимости ее владельцем или "нашел" где-то нужен документ.
Заместитель председателя БТІ Киева Дмитрий Мартыш прогнозирует "цунами" фальшивых документов, мошенничеств и рейдерства из-за того, что технические документы на объект будет изготовлять одно учреждение - БТИ, а регистрировать право собственности на него - другое - Укргосреестр или нотариус. К тому же не обязательным будет возобновление технического паспорта на объект. Ассоциация БТИ пророчит, что будет уничтожена достоверная информация о праве собственности на недвижимость, из-за чего будут нарушаться гарантии государства относительно сохранения собственности граждан. Отдельные комментаторы предрекают, что громады утратят данные о недвижимости, которая расположена на их территории, и ее владельцев.
В конце концов, в теленовостях везде показывают огромные очереди в БТИ, потому что все хотят зарегистрировать свои права на недвижимость по старому порядку. Как сказал один дедушка, нотариус может и не знать, что его квартира уже продана. Возможно, все эти ужасы в самом деле будут иметь место. А возможно, это преднамеренные действия людей, которые привыкли делать бизнес на старой системе, в которой центральную роль играют БТИ. Теперь они до последнего будут защищать свои источники заработка, создавая панические настроения среди населения. Вообще же в этом потоке информации почти невозможно найти оценку того, ради чего создается новый единый реестр. Чиновники говорят - чтобы упорядочить учет имущественных прав на недвижимость и запретов на нее.
Ради этого всю информацию о правах и аресты на недвижимость планируется собрать в один общегосударственный электронный реестр, который будет вести государственное учреждение и отвечать за сохранность и достоверность этих данных. Сейчас в Украине централизованно учитываются только права собственности на земельные участки, это делает Госземагентство. Права собственности на здания учитывают региональные БТИ, которые в большинстве случаев являются коммунальными предприятиями, а иногда - и получастными. Они годами самостоятельно учитывали права собственности на недвижимость, самостоятельно создавали и сохраняли бумажные реестры, которые сегодня фактически являются их собственностью.
Когда несколько лет назад Минюст ввел электронный реестр прав собственности на недвижимость, куда БТИ в процессе работы должны были постепенно переносить всю информацию из бумаги, большие БТИ, вроде киевского, так и не сделали этого. Из-за этого в Украине до сих пор неизвестна картина со структурой недвижимости и правами собственности на нее. То есть никто не знает, кому какое имущество принадлежит, а это - кратчайший путь к манипуляциям. Благодаря этой системе существует теневой бизнес аренды недвижимости. Более всего он распространен в Крыму и в Киеве. Конечно, существующая система имеет и преимущества.
Во-первых, из-за отсутствия централизованного реестра не может в полной мере воплотиться розовая мечта сборщиков налогов по обложению налогом владельцев недвижимости. Не имея полной картины о недвижимости и ее владельцах, нельзя определить, правильно ли начислен и собран налог, и все ли его заплатили.
Во-вторых, отсутствие централизованного реестра по-своему защищает владельцев. При других условиях в течение часа любого владельца многочисленных помещений по всей Украине могут лишить его имущества, просто переписав все это на другой человека. Конечно, это криминал, но сейчас не о нем. Сейчас о том, что потенциальные рейдеры будут иметь возможность получить централизованную информацию, какое имущество имеет каждый человек. Сейчас собрать такую информацию в пределах Украины практически невозможно. Это большие затраты, потому что надо обойти все бюро технической инвентаризации и ждать, пока те пересмотрят все свои бумаги. Кроме того, "объект" будет знать, что о нем собирают информацию: скорее всего, его предупредят хотя бы в одном из БТИ.
То, что неважно для владельцев многих объектов недвижимости, хорошо для средних граждан. Последние страдают от того, что при наличии лишь бумажных разрозненных закрытых архивов почти невозможно выяснить историю объекта. "Бумажные архивы БТИ можно сравнить с огромным черным ящиком. В них иногда сложно проверить, совершались ли те или иные действия", - говорит председатель наблюдательного совета юридической компании Proxіma Алексей Дорошенко.
Переход на электронный реестр должны исправить ситуацию. Однако в этом ли направлении двигается власть? Если удастся наладить работу и наполнение централизованного реестра, может быть решена проблема учета. Однако выдержит ли государство такую нагрузку, никто не знает.
Укргосреестр хоть и рапортует о готовности начать работу по 2013 года, однако признает, что решены не все законодательные вопросы, не говоря об организационных. Нотариусы же даже не берутся прогнозировать последствия введения новой системы, поскольку не имеют полного представления о том, как будет работать новый реестр.
Большинство проблем, о которых говорят противники Укргосреестра, в самом деле возникнут. К ним добавятся и организационные неполадки, вызванные несовершенным законодательством и низкой организованностью системы Укргосреестра.
На чем сейчас незаконно зарабатывают в БТИ. Схема "Сегодня"
Также не исключено, что самые БТИ будут усложнять работу реестра, чтобы - в идеале для них - уничтожить его. Их можно понять, потому что вряд ли кто-то на их месте легко отказался бы от такого выгодного монопольного бизнеса.
Новая монополия
Проблемы с мошенничеством, подделкой документов, коррупцией, которыми пугают украинцев в связи с внедрением Госреестра, - не являются результатом изменений в системе регистрации. Проблемы существуют везде. Всем известно, что БТИ имеют далеко не лучшую репутацию среди коммунальных предприятий. Главная причина этого негатива - в закрытости системы: никто из владельцев имущества не может проверить, совершались ли какие-то сделки с его имуществом.
"Открытый доступ к реестру позволил бы быстро получать данные о владельцах имущества. Это помогло бы предотвратить злоупотребления во время его купли-продажи", - говорит юрист ЮКК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Дарья Мантюк-Кириллова. Когда всем известно, что какая-то недвижимость принадлежит определенному лицу, и кто-нибудь может это легко проверить, то в случае необходимости значительно легче довести мошенничество. "Исходя из моего опыта, чиновники значительно реже идут на нарушение, когда речь идет об информации с открытым доступом. Потому что так заметить несоответствие может кто угодно и когда угодно. Соответственно, прокуратура или МВД быстро выяснят, кто именно совершил это нарушение", - говорит Дорошенко.
Однако ждать, что реестр прав собственности сделают открытым, в ближайшее время не приходится. Единственная попытка сделать его частично открытым была в сентябре 2012 года, когда Кабмин предложил законопроект, который бы позволил совладельцам многоквартирного дома узнать, кто владеет квартирами у них дома.
Это крайне необходимо при создании ОСМД, однако депутаты так не считают. "Кабмин предлагает наделить правом получать выдержки из госреестра по каждому собственнику всем совладельцам многоэтажного дома. Это будет означать, что любой человек придет к любому жильцу многоэтажного дома и через него получит любую выдержку на каждого собственника. Это неправильно", - сказал во время рассмотрения законопроекта нардеп от Партии регионов Юрий Воропаев. С ним согласилось большинство депутатов, которые выступали в тот день. Объяснение, казалось бы, логическое. Однако именно такая позиция создает основания для многочисленных злоупотреблений со стороны строителей многоквартирных зданий. Не имея сопротивления со стороны реальных ОСМД, они создают фиктивные объединения с подконтрольными им лицами и навязывают всем сверхдорогие коммунальные услуги. Уплатив большие деньги за квартиру, новый собственник после этого должен еще и платить фантастические средства за коммунальные услуги.
Единственное, чего в Украине удалось добиться относительно открытости в учете недвижимости, - это частичное открытие информации из Земельного кадастра. В Интернете в открытом доступе появился Земельный кадастр, где можно будет свободно узнать о границах и размерах участки, форму собственности, ее целевое назначение, кадастровый номер. Хотя информация о владельце участка и зданиях, расположенных на нем, так и останется закрытой. С 1 января 2013 года эта информация начала перекочевывать из Госземагентства и БТИ в Государственную регистрационную службу (Укргосреестра), которая подотчетна Минюсту. И тогда все обвинения в подпольной торговле информацией о владельцах недвижимости, которые до сих пор звучали в адрес БТИ и Госземагентства, будут адресоваться должностным лицам Укргосреестра и Минюста.
ЭП уже рассказывала, что 1,32 млрд грн. доходов от услуг по предоставлению информации из государственных реестров, в том числе о правах на недвижимость, с БТИ и Госземагентства перейдут в специальный фонд госбюджета. Руководить этим хозяйством будет, как и раньше, Александр Лавринович, хотя поговаривали, что на этой должности его заменит Андрей Портнов. Однако главным достижением нынешнего министра будет возможность получить в монопольное распоряжение полную базу имущественных прав на землю и здания. Там будут даны о собственности не только средних граждан, а и всех вельмож. Министру юстиции не надо будет проводить расследование, чтобы выяснить, кто является конечным владельцем, например, "Межигорья", и что еще принадлежит этому субъекту.
Если министру удастся наладить работу реестра, прежде всего заставить большие БТИ вроде киевского передать информацию нотариусам и Укргосреестра, Минюст станет монополистом. Причем это будет естественная монополия, разрешенная законом. Минюст будет иметь исключительное и почти бесконтрольное право доступа к реестру прав собственности. На смену разрозненным региональным монополистам - БТИ - придет один большой монстр, который будет контролировать все, а сам будет почти недосягаемым. Что можно причинить такому монстру? Как его контролировать? В Украине эти вопросы до сих пор никто не ставит.
- Информация о материале
Страница 1034 из 1561
