В наступившем году суровая проза жизни достаточно быстро развеяла лиричность праздничного настроения. В кабинетах и коридорах на Грушевского, Институтской и Банковой полным ходом идет работа не только над подготовкой анонсированного В. Януковичем Плана действий-2013, но и над проектом Государственной программы активизации развития экономики на 2013—2014 годы.
Одна из главных целей документа — оперативное составление перечня антикризисных мер, призванных стабилизировать ситуацию в терпящей бедствие экономике. Один из главных приоритетов — поиск дополнительных источников наполнения госбюджета, о необходимости пересмотра которого по итогам первого квартала уже заявил президент Янукович, "чтобы сделать этот документ более эффективным".
Из источников в Кабмине ZN.UA стали известны основные пункты разрабатываемого сейчас комплексного перечня мер, направленных на создание дополнительных источников и резервов наполнения госбюджета. Разработка и утверждение соответствующего документа уже вроде бы очень близка к завершению.
Серьезность ситуации в экономике, характеризующейся тяжелым вердиктом "кризис", уже прозвучавшим из уст большинства первых лиц государства, вынуждает власти инициировать принятие в том числе и достаточно радикальных мер, многие из которых были отложены с прошлого года в связи с предвыборной конъюнктурой.
В числе основных выдвигаемых инициатив — снижение ставок начислений на фонд оплаты труда, отложенная с осени ревизия налоговых льгот, поднятие ставок ввозных пошлин и акцизов, имплементация уже действующего закона о налогообложении рынка ценных бумаг и принятие законопроекта по трансфертному ценообразованию, внедрение системы всеобщего декларирования доходов физлиц и многое другое.
Одна из наиболее долгожданных и в то же время рискованных инициатив касается снижения нагрузки на фонд оплаты труда. Речь идет как минимум об упрощении администрирования единого социального взноса (упрощении декларации, переведении ее в электронный формат). Как максимум — о значительном снижении ставки ЕСВ. Вероятнее всего, идея принадлежит Миндоходов, ведь ГНСУ еще прошлым летом в своей концепции реформирования налоговой системы предлагала практически двукратное снижение ЕСВ. Но последний вопрос является и самым спорным с точки зрения его своевременности. Как известно, налоговики надеются провести за счет этого легализацию зарплат, выведя из тени в официальный сектор около 100 млрд. грн. (и увеличив на соответствующую сумму базу налогообложения).
Когда будет получен такой результат — большой вопрос, в то время как компенсаторы придется искать сразу же после снижения ставок. Риск для бюджета очевиден, однако очевидно и то, что реформировать действующую систему необходимо уже очень давно. Кураторы системы пенсионного обеспечения и социального страхования во все времена делали много заявлений, но всегда оставались чрезвычайно пассивными на деле. Яркий пример — очевидная неудачность вроде бы реализованной пенсионной реформы, только и вылившейся в результате в повышение пенсионного возраста без ощутимого положительного эффекта для госфинансов. Появится ли такой эффект после передачи администрирования ЕСВ Миндоходов — покажет время.
Легализации зарплат (как и многих прочих доходов физлиц) должно послужить внедрение всеобщего декларирования доходов физлиц. С этой целью предполагается внести в нынешнем году на рассмотрение ВР законопроект "Об обязательном декларировании доходов и имущественного состояния граждан", предусматривающий внедрение расчета налога на доходы физлиц с учетом расходов. Однако социальная чувствительность этой реформы делает ее, пожалуй, наиболее сложной в имплементации (подробнее в ZN.UA от 16 ноября 2011 года).
Следующая по значимости среди выдвигаемых инициатив тоже осталась с прошлого года. Речь идет о ревизии существующих льгот по уплате налогов и подготовке соответствующих предложений по пересмотру льгот по уплате НДС и налога на прибыль. Заявляемые цели — не только увеличение доходов госказны (в Минфине и Миндоходов рассчитывают за счет этого увеличить бюджетные поступления на 15–20 млрд. грн.), но и ликвидация необоснованных конкурентных преимуществ для отдельных субъектов предпринимательства за счет налоговых преференций. Для реализации этой задачи в правительстве уже создается специальная комиссия, в которую войдут представители Минфина, Миндоходов и Минэкономики. Ну что же, создание равных условий ведения бизнеса — благое намерение, которое трудно оспаривать. Однако более чем внушительная цена вопроса означает, что убедить заинтересованных лиц, привыкших такими льготами пользоваться, будет ой как непросто.
Еще один из существенных для наполнения бюджета пунктов нововведений — поднятие ставок ввозных пошлин до уровня, определенного в протоколе о вступлении Украины в ВТО и повышение в два раза полных ставок таможенного тарифа на все группы товаров. За счет этого предполагается пополнить казну на 2–2,5 млрд. грн. ежегодно.
Серьезные надежды возлагаются и на также заявленное налоговиками намерение уже в ближайшее время внести в парламент и принять закон о трансфертном ценообразовании. По подсчетам ГНСУ, с помощью различных схем и операций со связанными офшорными структурами по заниженным/завышенным ценам из Украины за границу выводится из-под налогообложения до 100 млрд. грн. ежегодно, в результате чего госбюджет недополучает 20–25 млрд. грн. Как уже писало ZN.UA , на публике представители крупнейшего украинского бизнеса вроде бы с пониманием встретили эту инициативу. Но как будут обстоять дела на самом деле — еще тоже предстоит посмотреть.
В планах правительства — введение акцизного налога на импорт грузопассажирских автомобилей и увеличение ставок акциза на кузова для легковых автомобилей (предположительное увеличение доходов бюджета — около 1 млрд. грн. в год). Внедрение усиленного контроля за реализацией на внутреннем рынке отдельных высоколиквидных товаров должно принести в казну дополнительно еще около 1–1,5 млрд. грн.
В перечне инициатив, результативность которых оценить пока достаточно сложно, — расширение группы подакцизных товаров за счет нефтепродуктов, являющихся компонентами бензина, дизельного топлива (биодизеля и его смесей), серых нефтепродуктов, полученных из битумных пород (минералов), жидкого топлива (мазута), газойлей для химических преобразований и специфических процессов переработки.
Предполагается внедрение единого госреестра товарно-транспортных накладных на спирт (вместо нарядов) и алкогольные напитки, а также расширение круга налоговых агентов, уплачивающих экологический налог. Знакомства даже с неполным перечнем нововведений достаточно, чтобы осознать, насколько "чувствительные" интересы ими затрагиваются. Так что эпопея с имплементацией может оказаться еще сложнее осенней.
С другой стороны, торопиться с поиском источников дополнительных поступлений правительство вынуждает не только президентское указание, но и необходимость скорейшего возобновления предметных переговоров с Международным валютным фондом о возобновлении финансирования. Пребывание миссии которого в Киеве, как известно, было запланировано на конец прошлого года, но было отложено до формирования нового состава правительства.
В числе задач, которые теперь будет необходимо выполнить обновленному правительству, — убедить представителей нынешнего главного кредитора Украины, в первую очередь, в серьезности намерений по приведению в порядок бюджетных параметров. И соответственно, обеспечению кредито- и платежеспособности украинского суверена.
Договоренность о разблокировании финансирования МВФ, что бы ни говорил премьер-министр Николай Азаров, чрезвычайно значима для официального Киева. И должна предполагать если не предоставление новых траншей, то хотя бы возможность рефинансирования предстоящих в нынешнем году выплат по ссудам 2008–2009 годов. С учетом действующих процедур и регламентов вряд ли стоит рассчитывать на согласование и утверждение новой программы кредитования раньше наступления лета начавшегося года. Однако уже сама по себе информация о значительном прогрессе в переговорах, как и сопутствующие положительные вердикты функционеров МВФ способны значительно улучшить оценки кредиторов и международных рейтинговых агентств относительно рискованности вложений в украинские долговые обязательства. Что, в свою очередь, значительно облегчило бы задачу их обслуживания. Долговая нагрузка на госфинансы в нынешнем году относится к разряду пиковых и оценивается в ни много ни мало в 9 млрд. долл. И это — еще один из ключевых вызовов, стоящих перед украинскими госфинансами в текущем году.
Однако растопить нынешний холод в отношениях с "кредитором кредиторов" будет непросто — так всех достала извечная украинская непоследовательность. Так что серьезность аргументов украинской стороны будет оцениваться вовсе не политической патетикой о необходимости защиты социальных стандартов, а прозаической конкретикой мер, свидетельствующих о способности официального Киева выполнить закладываемые в бюджет финансовые параметры. Вышеперечисленных начинаний для убеждения в этом функционеров МВФ вполне может хватить — в случае реализации предложений госбюджет действительно получит хорошее подспорье в доходной части. Однако в Вашингтоне представителям Киева уже точно не поверят на слово — придется доказывать делом.