Не прошло и трех недель сплошной чрезвычайной ситуации под названием "люди замерзают в поломанных Хюндаях", как главный реформатор на железной дороге и еще на днях профильный министр Борис Колесников отреагировал на ситуацию. И, о чудо, высокое должностное лицо чуть ли не впервые публично извинился. Правда, не за стратегическую ошибку размером несколько сот миллионов долларов США, а за некоторое "техническое недоразумение".

Прежде чем Колесников дошел до такого мужественного шага, сначала его пресс-служба и личный представитель проигнорировали десятки журналистских звонков. Дескать, не по адресу обращаетесь - все вопросы к "Укрзализныце". Ведь именно железнодорожники вынуждены были брать кредит на корейское чудо - до конца не ведая, за что потом будут отдавать. Потому что именно на "Укрзализныце" из года в год жалуются на государственное недофинансирование и обещают - если дела пойдут так дальше, то уже за пять лет способности в перевозке пассажиров сократятся с 60,5 млн. до 40 млн. человек, а соответственно сократятся прибыли.

Прежде чем извиниться за "техническое недоразумение", Колесников еще летом обвинил журналистов в "джинсе", потому что те подвергают критике новые электрички за частые поломки и высокие цены на проезд. "И новые Mercedes’ы ломаются", - в противовес всем "недалеким" журналистам заявлял Колесников. Так за что же тогда сейчас он извиняется?

Объяснив нынешние беспрерывные поломки "техническим недоразумением", Колесников наверное не был в курсе, что ломаются электрички не случайно, и простым недоразумением здесь не обошлось. Наверное тогда еще вице-премьер не знал, что прежде чем запускать новую технику в эксплуатацию - ее нужно как минимум год обкатывать на украинских колеях, и главное - во всех сезонах. "Зимняя обкатка обязательна - потому что снег налипает, техника отмерзает, снег попадается в электродвигатели, перекрывается электрическое оборудование", - об этом знают даже простые машинисты.

Хотя, наверное Колесников что-то слышал по обкатку, потому что именно ему принадлежит объяснение о невозможности закупки аналогичных и более дешевых двухсистемных поездов в Крюковского завода. Дескать, те еще не прошли испытаний! Наверное Колесников не знал, что в Южной Корее зима хоть и морозная, однако малоснежная и обкатку во всех условиях там невозможно было провести. Да и рельсы там уже, поэтому полностью собранные вагоны для Украины полноценного тестирования не прошли. А испытание в условиях тамошнего завода, где корейцы установили небольшой участок нашей колеи, обкаткой не назовешь. Зато прошел обкатку другой скоростной межрегиональный поезд повышенной комфортности Крюковского завода, который уже находился в эксплуатации на Южной железной дороге. Однако, он тоже не подошел, дескать, это лишь вагоны, к ним нужно было закупать локомотивы.

Но наверное Колесников не в курсе, который в Чехии, где Украина закупает те самые локомотивы, существует, как рассказали железнодорожники, 60- километровый полигон, где перед продажей подвижного состава в Украину его подвергают испытанию по всем нормативам. Однако почему-то вице-премьеру показалось нормальным начинать обкатку новых корейских электричек в марте 2012 года - за менее чем два месяца до начала эксплуатации.

Наверное по каким-то другим причинам, а не из-за неготовности, откладывали запуск Хюндаев в эксплуатацию - сначала Колесников обещал это чудо техники на первомайские праздники, потом 15 мая, в конце концов оно поехало с первыми пассажирами 27 мая. А вместо обещанных шести поездов к началу Евро поехали лишь три… да и те время от времени выходили из строя.

Наверное вице-премьеру не было известно, что задержки были связаны с серьезными неполадками во время обкаток, и корейцы просто не давали добро на них эксплуатацию, о чем неофициально говорили в Укрзализныце. Наверное Колесников не слышал о вопиющих случаях уже при первых обкатках Хюндаев, которые сигнализировали о будущих проблемах, и о которых знают даже простые железнодорожники. "Когда поехал первый Хюндай обкатываться из Харькова в Золочев, его раскачало со стороны в бок так, что своим кузовом он цеплялся за высокую платформу. Качало так, что лыжа пантографа (токоприемник, который соединяет вагон с контактными сетями - Авт.) подлетела под провод и порвала контактную сеть. Можно ли такое было запускать в эксплуатацию?", - рассказывает автору машинист Южной железной дороги Николай Верба.

"У нас на Полтавском участке был случай, который Хюндай остановился на подъеме и заблокировались все двери! Поэтому локомотивная бригада не могла выйти, чтобы закрепить, чтобы он не покатился. И он покатился, этот Хюндай, Слава Богу, что спуск был маленький, и он остановился, но это была аварийная ситуация, и об этом никто не говорит", - говорит "Украине молодой» машинист кременчужского депо Сергей Москалец.

Также наверное Колесников не знал, что украинская путевая инфраструктура не готова к скоростному движению. Потому что именно ему принадлежат слова, сказанные в марте 2012года: "Украинские железнодорожные колеи полностью адаптированы для новых скоростных поездов Хюндай. На маршрутах от столицы до Львова, Харькова и Донецка скорость будет достигать 160-180 км за час". Но даже простой стюард (проводник) поломанного Хюндая, объясняя новостям ТСН, почему снова остановилась электричка, оказался в курсе, что "контактные сети еще с советских времен, и нормы устаревшие, а поезда новые".

Не знал Колесников и то, что известно помощнику машиниста со спецобразованием Николаю Вербе: "Согласно мировым нормативам колебания высоты контактной сети на высокоскоростных линиях не должны превышать 300 мм, у нас 1,20 метра". То есть это колебание превышает норму в четыре раза. Вот и имеем, что имеем. И наверное именно поэтому  всеобщее незнание в апреле, то есть когда уже было известно о проблемах с обкаткой, вице-премьер Колесников поспешил заявить о намерении в будущему купить еще 25-30 электричек Хюндай.

Если верить железнодорожникам- активистам, не отказался он от это намерения и позднее. В августе с автором связались представители Южной железной дороги, которые анонимно сообщили, что, по их информации, еще в июне Колесников написал письмо в Южную Корею о том, что украинский народ одобрил запуск новых скоростных влечений, поэтому украинское правительство интересует закупка еще десяти электричек.

В частности одно из писем якобы было отправлено в корейский банк, где речь шла о возможностях нового кредита под гарантии правительства. При том, что эти обещания, по мнению железнодорожников, давались без согласования с самым правительством, в том числе и его главой. О существовании такого письма посвященные узнали якобы из ответа банка «Укрзализныци», где были неприятно поражены новыми потенциальными проблемами под названием корейское чудо. В конце концов, как потом сообщили те же железнодорожники, вопрос о новых Хюндаях закрыли, потому что убедить в целесообразности новых закупок было нереально да и премьер Азаров тогда заявил, что новых заказов не будет - дескать, имеем свои отечественные заводы.

Премьер понял это чуточку раньше, чем президент. Янукович же изобразил удивления лишь сейчас, спросив риторически, почему мы не купили к Еврочемпионату именно отечественные поезда, тем самым инвестировав в украинское производство? Более того, до него вдруг дошло, что наши колеи не адаптированы под Хюндаи. "Что, нам было не понятно, что эта техника не была приспособлена к нашим условиям эксплуатации до конца?", - прочитал по бумажке президент.

Этим заявлением у Януковича диагностировались проблемы с памятью. Ведь именно он в феврале месяце 2012 года, посещая Крюковский вагоностроительный завод, отвечал на вопросы оскорбленных работников. И объяснял, почему государство не вкладывает в своего производителя, а купило Хюндаи, объяснял - лишь корейскому производителю было по силам выполнить такие объемы заказа.

Слукавил сейчас Янукович и в негодовании, что "имея собственный прототипа скоростного поезда, средства вкладывали не в налаживание своего серийного производства". На той же встрече в феврале руководитель Крюковского завода попросил Януковича решить вопрос финансирования контракта с Донецкой железной дорогой. Дескать, и заказала два двухсистемных поезда (аналоги Хюндая), но единой копейки за них до сих пор не заплатила - хотя к тому времени один из них был готов.

Прошло более полугода, и уже на встрече с Азаровым в конце сентября руководство КВСЗ снова напомнило о проблемах с оплатой со стороны Донецкой железной дороги. Сейчас конец года, но поезд и до сих пор там… А в то время Донецка железная дорога имеет чуть ли не ежедневные хлопоты с Хюндаем.

Поэтому стоит вопрос: является ли такое игнорирование с оплатой вынужденным за неимением государственных средств или сознательным саботажем в пользу Хюндая со стороны того ведомства, которое и заведует государственными финансовыми потоками в транспортной сфере?

Поэтому показная забота государственных мужей об отечественного производителя и критика Януковича вместе с извинениями Колесникова напоминает дешевый фарс. И "наказание" в виде "перевода" с должности главы министерства на главу профильного парламентского комитета не решит проблему возвращения непригодного импорта назад в Корею с отменой кредита, а также государственной поддержки национального производителя не на словах.