Несколько дней назад свет увидело распоряжение правительства, согласно которому больных заразными формами туберкулеза по решению суда будут принудительно изолировать от общества как минимум на 3 месяца. Как заверяют в Минздраве, распоряжение разработано в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом».
Однако по укоренившейся уже традиции большинство благих начинаний в Украине заканчивается печально. Похоже, незавидная участь настигла и старания государственных органов по преодолению эпидемии туберкулеза, бушующей в стране уже более 16 лет.
Государство на протяжении всех этих лет постоянно декларирует заинтересованность в борьбе с болезнью. В 2012 году была принята госпрограмма по борьбе с туберкулезом, президент Украины Виктор Янукович приказал правительству пересмотреть бюджет страны и, если это необходимо, увеличить финансирование борьбы с инфекционными заболеваниями в 2013 году.
Определенные успехи, конечно, есть: за последние пять лет темпы распространения заболевания снизились на 20%, а уровень смертности – на треть. Но, по оценкам специалистов, реализация государственных инициатив в большинстве случаев не дает позитивных результатов: в стране из года в год не решается проблема с поставкой вакцин БЦЖ, а своевременное выявление болезни по-прежнему находится на низком уровне. Что уж говорить о моральной стороне вопроса, ведь снять ярлык «отбросов общества» с больных туберкулезом по-прежнему почти невозможно. Хотя болезнь давно уже не считается «хворью низов», даже более того – успешно лечится.
Новая инициатива правительства о принудительной госпитализации больных лишь усугубит и без того тяжелое положение вещей. Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк в интервью «Комментариям» в пух и прах разнес данную идею, назвав ее капитуляцией государства перед болезнью «Это даже не метод борьбы – это сигнал отчаяния, это белый флаг, который выбросила наша система, оказавшаяся не в состоянии решить вопрос цивилизованным способом». По его словам, для эффективной борьбы с болезнью должны использоваться совершенно другие методы: пропаганда, переубеждение, создание мотивации для лечения, а не принуждение и заточение.
Между тем, эксперты программы «Остановим туберкулез в Украине» фонда Рината Ахметова «Развитие Украины» отмечают, что госпитализация отнюдь не равняется лечению. Подчеркивая тот факт, что один больной туберкулезом человек может поставить под угрозу все окружение (будь-то семья или попутчики в транспорте), в фонде говорят: «Решение принимать препараты или нет человек принимает самостоятельно».
При такой норме ситуация выглядит еще более абсурдно. Элементарная логика подсказывает, что всех потенциальных «узников» (а их как минимум тысячи) физически нереально упрятать в больницы: в стране попросту нет необходимого количества медицинских учреждений. К тому же, эффективность такой госпитализации тоже весьма сомнительна: «бомжи» и бывшие заключенные с удовольствием могут месяцами думать о том, лечиться им или нет, полеживая на какой-никакой, но кушетке, да еще и под одеялом.
Принудительная госпитализация поставит крест и на попытках разрушить устоявшееся мнение о туберкулезе как о некой постыдной болезни. Ведь вместо того, чтобы стимулировать украинцев следить за своим здоровьем и регулярно проходить флюорографию, государство наглухо опускает занавес «тайны» туберкулеза, с грохотом отгораживая больных от общества. И одновременно окончательно закрепляя ярлык «изгоя» за больным, несмотря на то, к какому социальному классу он принадлежит.
В итоге получается, что нововведение Кабмина скорее напоминает видимость эффективной деятельности, а не реальные шаги по противодействию заболеванию. Впрочем, принудительная госпитализация больных туберкулезом вполне удачно вписывается в освоение почти $18 миллионов, выделенных не так давно Америкой в рамках проекта «Усиление контроля за туберкулезом». И правда, почему бы не прибрать к рукам деньги туберкулезников, за которых уж точно никто не заступится.