Действующую украинскую власть тяжело похвалить за развитие демократии в Украине. Однако, нельзя не замечать и тех важных изменений, которые имели место. К таким изменениям, например, относится закон "О доступе к публичной информации", который радикально изменил отношения между гражданином и властью. Да, и сегодня с реализацией этого закона часто возникают трудности, не все документы власть открывает для доступа общественности, но достижения получены и преимущества несоразмерны с недостатками.

С 1 января в действие вступает новый закон "Об общественных объединениях", чьи положения во многом несут не менее радикальные изменения, чем доступ к информации. Главная идея нового закона заключалась в том, чтобы сделать регистрацию и деятельность общественной организации максимально доступными и легкими.

Сложные юридические преграды, которые создавало государство, были одной из главных причин отказов украинцев от создания общественных организаций. Если бы вы захотели создать общественную организацию с целью защиты парка, то масштаб документов, походов к регистратору, отказов и замечаний, взяток, в конце концов количество израсходованного времени - все это бы скорее отвратило вас не только от создания общественной организации, а и от защиты парка. По оценкам экспертов, сейчас до 50% инициативных групп граждан отказываются от создания общественных организаций из-за сложной процедуры регистрации или после первого отказа в регистрации.

С нового года регистрация общественной организаций предусматривает подачу 5 документов и будет длиться 7 дней, в отличие от по меньшей мере месяца по старому закону. И это далеко не все новации. Закон освободил общественные организации от проверок их деятельности со стороны государства, когда в любой миг к ним мог наведаться представитель органов юстиции и проверить, все ли отвечает уставу, действуют ли необходимые для всеукраинской организации 14 ячеек и т.п. Новый закон дал общественным организациям возможность зарабатывать на свою деятельность: теперь они могут продавать свои книжки, рекомендации и т.п., и за полученные средства печатать новые. Все эти и другие нормы закона придуманные не украинскими юристами - это европейская практика, воплощенная в резолюциях и рекомендациях Совета Европы. Поэтому новый закон безусловно является европейским и прогрессивным.

У каждого изменения есть свои приверженцы и есть свои враги. За несколько дней до вступления в действие нового закона в информационном пространстве развернулась мощная кампания по его дискредитации. Представители разных общественных организаций взялись распространять недостоверную информацию, используя недостаточную осведомленность журналистов и граждан в нормах нового закона. Критика и надуманные аргументы против закона могут нанести значительный ущерб его поддержке и дальнейшей имплементации.

Дедовщина?

Одна из наиболее распространенных форм сопротивления прогрессивным изменениям известна под советским феноменом "дедовщина". Принцип "пусть всем будет так же тяжело, как и нам" часто служит мотивом противостоять новому. Из аргументов, которые звучат против нового закона, можно сделать вывод, что его критики часто руководствуются именно таким принципом.

Например, очень распространены обвинения в том, что закон дает возможность относительно просто создать организацию со всеукраинским статусом и не предусматривает возможности создавать филиала и представительства таких организаций со статусом юридических лиц. Критики закона считают, что это приведет к диктатуре в общественных организациях и появлению организаций "на бумаге". Закон действительно отменил обязанность регистрировать 14 отдельных юридических лиц для образования всеукраинской организации, а с другой стороны - позволил любым организациям действовать на территории всей Украины. Это колоссальное облегчение для гражданского общества, тем не менее, отдельными организациями воспринимается как чудище диктатуры.

Конечно, для тех, кто проходил настоящий ад, смириться с тем, что теперь все так просто, не легко. Но как иначе можно переломить хребет бюрократическому монстру, который стоит помехой развития гражданского общества? Упрощение процедур должны стимулировать рост количества общественных организаций и их деятельности в масштабах страны.

Откровенные манипуляции

Вопрос членских взносов общественных организаций - еще одно, чем откровенно манипулируют критики. Невнимательно прочитав закон, они публично заявляют, что в нем отсутствует ссылка на такой способ получения средств общественными организациями. В то время, как в статье 24 закона членские взносы и пожертвования названы одним из источников формирования средств и имущества общественной организации. Вместе с этим, нужно признать, что за 20 лет членские взносы не стали эффективным источником получения средств для общественных организаций, поскольку далеко не все организации являются массовыми. Утверждать, что истинные общественные организации живут исключительно на членские взносы, как делают критики, это обречь на исчезновение экспертные, профессиональные и специализированные организации.

Однако рекордной неправдой, которая облетевшее большинство СМИ, есть новость о том, что закон вводит новый налог для общественных организаций и отменяет неприбыльность. Всем известно, что вопрос налогообложения в Украине регулируются Налоговым кодексом - и закон не вносит никаких изменений в него. Как и не содержит никакой другой нормы, которая бы меняла порядок налогообложения общественных организаций или влекла за собой необходимость перерегистрировать существующие организации в налоговых органах для сохранности статуса неприбыльности. Поэтому в следующем году все организации будут облагаться налогами по тем же нормам, которые были.

Идеален ли новый закон "Об общественных объединениях"?

Нет, далеко не идеальный, потому что идеальных законов не бывает. Чтобы достичь принятия этого закона общественным экспертам пришлось провести года в битвах с государственными органами, отстаивая каждое слово, каждую запятую в интересах общественных организаций.

Если кто-то и не удовлетворен законом, то в первую очередь чиновники. И никакой закон не будет идеальным, если его выполнение будет саботироваться и нивелироваться. Поэтому главная задача для гражданского общества сегодня - это консолидировать усилия в направлении обеспечения прогрессивных норм закона, принятие надлежащих правительственных постановлений и обучения чиновникам новых норм.

Только достигнув успеха в этом, сможем получить преимущества, несоразмерные с недостатками. И наоборот, взаимное противостояние приведет к поражению всех сторон.