Украинские металлурги закрывают еще вчера успешные предприятия и выгоняют на улицу и за рубеж десятки тысяч человек. Мировой кризис виновен лишь отчасти. Помогают ему собственники предприятий и устаревшие технологии, пишет журнал Корреспондент в свежем номере.

Издание приводит в пример рабочих Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ), которых на центральном входе встречают два взаимоисключающих плаката. Вверху - Желаем успехов в труде. Чуть ниже - Завод остановлен. Проходная закрыта.

Попасть внутрь предприятия Корреспонденту помог Алексей Алексеенко, заместитель председателя правления ЗЗФ. Он и рассказал, что 1 декабря, после длительной борьбы с мировым кризисом и украинской властью, завод пришлось остановить. Из 31 сталеплавильной печи горит только одна, да и то не ради производства ферросплавов.

"Если мы сейчас, в морозы, остановимся, трубы перемерзнут, начнут лопаться, а замена коммуникаций - это по сути новое строительство завода", - поясняет он.

Журнал констатирует, что ЗЗФ не первое и не последнее предприятие горно-металлургического комплекса Украины, вешающее замок на дверь. Например, на 80-м году успешной жизни фактически свернул свою деятельность Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАЛК).

"Мы закрывались не в течение недели, - уточняет глава местного профкома Сергей Рыбалко. - Мы закрывались четыре года". Потери тех, кто все еще работает, колоссальны. Объемы зарубежных продаж в сравнении с сытым 2007 годом сократились на четверть, цены сжались на треть. Есть минимум пять причин этого.

Во-первых, терпящие экономическое бедствие европейцы и азиаты - самые состоятельные клиенты украинцев - снизили объемы заказов. Во-вторых, мир переживает перепроизводство проката. Третья и четвертая причины застоя - низкое качество отечественной стали и необычайно высокая ее себестоимость.

Пятая причина заплаканных глаз сталеваров - необходимость покупать самую дорогую в мире электроэнергию и уголь у монополиста, компании бизнесменов Рината Ахметова и Вадима Новинского.

Корреспондент выяснил, что в результате всех перипетий из национальной металлургии произошел массовый исход. За четыре года кризиса отрасль потеряла 136 тыс. рабочих мест. Уволенные сотрудники пошли искать счастье на биржу труда. Некоторым посчастливилось остаться в профессии, но для этого пришлось покинуть страну.

"Это явление стало массовым. Когда алюминиевый комбинат закрывался, [рабочим] предлагали заключать контракты и уезжать на Урал, в Казахстан, в Африку", - говорит Валерий Седов, председатель запорожского обкома Профсоюза металлургов и горняков Украины.

По причине плохой рыночной конъюнктуры сокращают свою деятельность и другие гиганты отрасли. В Луганске намертво встал Стахановский ферросплавный. Безрадостно и в Мариуполе.

Энвер Цкитишвили, гендиректор Азовстали, в интервью местной газете Приазовский рабочий заметил: "Этот рынок [мировой рынок металлопроката] обвалился окончательно. Исчезли заказы". Запорожский комбинат Днепроспецсталь также выбросил белый флаг, признав, что спрос на его продукцию сдулся.

Если в 2008 году объем всей украинской выплавки достиг рекордных 42,8 млн т, то в нынешнем - всего 32,6 млн т. Потеря отрасли за четыре года - свыше 10 млн т. Это равняется одновременному исчезновению в Украине трех гигантов - криворожского АрселорМиттала, Алчевского меткомбината и Запорожстали, вместе взятых.

Ситуация с отменой рейсов "Аэросвита", который подал в суд иск о признании компании банкротом, выявила основную проблему - отсутствие конкуренции на рынке и неспоспобность государства влиять на всю структуру гражданской авиации в Украине.

Почти по Спилбергу

Новогодний сюрприз - украинцы в начале января застряли в аэропортах внутри страны и за рубежом из-за банкротства крупнейшего авиаперевозчика. Сидели на чемоданах, прямо как Том Хенкс в фильме "Терминал" Спилберга. Оказалось, заменить "Аэросвит", объявивший начало процедуры банкротства, фактически некем. Единственное, чем подсластила пилюлю компания-перевозчик, так это обещанием компенсировать всем пострадавшим пассажирам стоимость сгоревших билетов. Но приятного, конечно же, мало. Особенно если учесть, что банкротство "Аэросвита" разворачивается, как говорится, с национальной спецификой: и в других странах случались подобные инциденты. Сразу стало ясно: дело не только собственно в компании - вся система сбоит…

- К сожалению, процедура банкротства "Аэросвита" отличается от той, которая принята в мире, - говорит главный редактор издания "Авиация Украины" Виктор Портников. - Там пассажиров предупреждают об отмене рейсов заранее, предлагают им альтернативные вылеты другими компаниями, платят компенсации в случае отмены рейсов, у нас же людей попросту забывают в аэропортах.

Кто контролирует маршруты?

Будем надеяться на то, что в ближайшее время ситуация нормализуется. Ведь компания продает билеты на свои рейсы до сих пор. А по многим направлениям "Аэросвит" - это единственный перевозчик, который делает прямые перелеты. В связи с этим многие пассажиры вынуждены идти на риск.

- В цивилизованных странах в случае проблем у какой-нибудь из компаний ее рейсы тут же перехватывают конкуренты, и пассажиры практически не страдают, - отмечает наш эксперт. - Однако в Украине конкуренция в авиации очень слабая. Объясняют это тем, что наша страна так и не присоединилась к договору "Открытое небо", согласно которому в страну может прийти любой перевозчик. Разговоры о присоединении Украины к этому договору идут с 2007 года, но срок подписания документа постоянно переносится.

Получается, иностранные перевозчики не могут прийти в Украину и продублировать маршруты "Аэросвита", не могут вводить новые маршруты. Эксперты называют множество причин таких задержкам - от лоббирования интересов украинских перевозчиков украинскими же чиновниками до нежелания госпредприятия "Антонов" самостоятельно проводить сертификацию украинских самолетов, как того требует ЕС. Это несет за собой огромные расходы.

Как бы там ни было, но уже понятно, что если украинские чиновники не договорятся с европейскими, то от монополизации отечественного рынка авиаперевозок и дальше больше всего будут страдать простые граждане.

Программа "Открытое небо" (Open Sky) предполагает равноправные конкурентные условия для авиакомпаний разных стран, которые принимают в ней участие. Также, согласно этой программе, авиакомпании могут летать не по разрешению, которое необходимо получать в каждой стране, а в порядке общего сообщения.

Самые крупные банкротства последнего десятилетия

Банкротство авиакомпаний происходит чаще, чем можно подумать. Только за последние десять лет во всем мире прекратили существование более сотни авиакомпаний. В той же России за четыре года обанкротилось с десяток авиакомпаний, в том числе крупный альянс AirUnion с парком около 100 воздушных судов. Всего за это время из эксплуатации было выведено 500 самолетов.

Чем не угодил Президенту бывший глава СБУ Игорь Калинин – непонятно. Скорее всего, угодил всем, просто пришло время ставить во главе спецслужб Александра Якименко, которого неоднократно называли близким к сыну Президента Александру Януковичу.

Об Якименко известно достаточно немало, учитывая тот факт, что в «конторе» особо светиться не принято. Он родился в 1964 году, окончил Ейское высшее авиационное училище. После выпуска служил в Монголии, затем в Крыму (Гвардейское). В 1997 году окончил Военно-воздушную Академию им. Гагарина. По словам самого Якименко, он был летчиком-истребителем и летал на СУ-37. Из рядов вооруженных сил уволился в 1998 г.

На посту руководителя транспортного отдела в структуре по борьбе с экономическими преступлениями управления СБУ в Донецкой области его самым громким делом было расследование падения самолета Анапа - Санкт-Петербург в Сухой Балке 22 августа 2006 года, где погибли 160 человек.

С 18 марта 2010-го до 5 августа 2011 года Александр Григорьевич занимал должность начальника управления СБУ в Севастополе. Там он, в частности, занимался расследованием земельных афер в заповедной зоне Национального заповедника «Херсонес Таврический», а также запомнился скандалом вокруг яхтинной марины «Золотой символ» в Балаклаве, принадлежайщей нардепу-бютовцу Андрею Сенченко. «То, о чем в Балаклаве говорит практически каждый: осуществляется рейдерский захват, координируется в первую очередь силами СБУ Севастополя, и делается это, по той информации, которая циркулирует, в интересах семьи господина Януковича», - говорил Сенченко 29 июля 2010 года на пресс-конференции, посвященной наезду на яхтенную марину.

Затем Якименко возглавил СБУ Донецкой области. Киевскую карьеру он начал 5 июля 2012 года с должности первого заместителя главы СБУ и начальника Главного управления по борьбе с коррупцией, сменив на этой должности Владимира Рокитского, работавшего при Валерии Хорошковском. И вот – новый карьерный взлет. Да еще и какой.

Как писали СМИ, Якименко рассматривался в качестве главного по спецслужбе еще до Калинина, также его называли среди кандидатов на должность главного таможенника. Но потом было решено, что Калинин будет курировать стратегические вопросы безопасности, а экономические вопросы - Якименко. Теперь же, видимо, экономические вопросы вышли на первый план, и Александр Григорьевич пошел на повышение.

 По мнению экспертов, отныне рычаги управления всеми ведомствами фискально-финансового и силового блоков сосредоточатся в руках «семьи». Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что если деньги любят тишину, то основной задачей Якименко как раз и будет обеспечение этой тишины. Чтобы никаких тебе «террористов» и прочих неприятностей…

В Алупке территорию, принадлежащую детскому противотуберкулезному санаторию им. Боброва, отрезают от моря. Фирма-арендатор киевское ООО "Консул-Украина" возвело забор по склону, ведущему к набережной и пляжу.

Как сообщил мэр Алупки Дмитрий Карнаух, по договору аренды, подписанному предыдущим городским головой Андреем Харитоновым, фирма получила 0,7 га в аренду на 45 лет под обслуживание сооружений и строительство рекреационного комплекса.

Переданный в аренду участок входит в границы территории санатория, площадь которой решением горсовета Алупки в 2007 году была уменьшена в два раза. Несмотря на то, что данное решение Окружным админсудом АРК и Высшим хозяйственным судом Украины было признано незаконным, заключенные на его основании договора аренды и передача участков в собственность не отменены.

Более того, мэр Алупки Андрей Харитонов с землеустроителем и архитектором города были арестованы и осуждены за незаконное распоряжение землями санатория имени Боброва. Но мэр был освобожден от наказания по амнистии в ноябре прошлого года.

Как установило журналистское расследование, ООО "Консул-Украина" в июне прошлого года сменило учредителей. Основная доля уставного фонда принадлежит ООО "Инвестиционная компания "Спорт-тур", которая, через цепочку учредителей, афиллирована с одним из основателей известной Международной адвокатской компании "Би-Ай-Эм" Александром Мошинским. Она создавалась в середине 90-х т.н. "киевской семеркой" бизнесменов, среди которых – Виктор Медведчук, братья Суркисы, Валентин Згурский, Богдан Губский, Юрий Лях, Александр Мошинский и другие.

Отметим, что по соседству с санаторием имени Боброва находится роскошная дача Медведчука, построенная на месте снесенных корпусов противотуберкулезного санатория имени Баранова, благодаря оптимизации здравниц межведомственной комиссией во главе с вице-премьером Дмитрием Табачником. На этой даче летом 2012 года Виктор Медведчук принимал российского президента Владимира Путина, который является крестным отцом дочери Медведчука и Оксаны Марченко.

Алупкинцы уверены, что забор вдоль южной территории Бобровки — попытка Медведчука прирезать к поместью прибрежный участок. В доказательство версии корреспонденту ZN.UA продемонстрировали кабель, переброшенный через каменную стену дачи и ведущий к месту возведения забора: таким образом было обеспечено электропитание для сварочных работ.

 
 

Сын генпрокурора Виктора Пшонки Артем Пшонка "крышует" деятельность "Газ Украины 2009", которая осуществляет контрабанду бензина и монополизирует рынок. Об этом говорится в запросе депутата от "Свободы" Юрия Сиротюка на имя генпрокурора Виктора Пшонки и главы СБУ Александра Якименко. Депутат отмечает, что деятельность "Газ Украины 2009" привела к прямым потерям бюджета на сумму более 3 миллиардов гривен только за 9 месяцев 2012 года.

"С весны 2012 года группа компаний, через ряд своих ООО (в т.ч. ООО "Газ Украины 2020") начала деятельность по контрабандному ввозу на территорию Украины автомобильного бензина", - пишет он. Кроме того, он указывает на монополизацию рынка бензинов и дизтоплива: "В конце октября 2012 года Гостаможслужба начала задерживать оформление импортного бензина". По имеющейся информации, "Гостаможслужба задерживала товар по указанию главы ведомства Игоря Калетника и его заместителя Степана Дериволкова с целью препятствования ввозу топлива любыми игроками, кроме "Газ Украины 2009". "С задержками столкнулись все основные импортеры - "ОККО", WOG, "Параллель", "Аси-ойл", "КЛО" и другие... Все это делается для того, чтобы "Газ Украины 2009" стала эксклюзивным импортером бензина и ГП", - уточнил "свободовец".

Депутат также указывает на махинации на рынке сжиженного газа: "По непонятным причинам летом 2010 года Кабмин расширил перечень участников спецаукционов ООО "Запорожгаз-2000", "Чекасы-газпостач", "Харьков-СПБТ", "Модус-Вивенди", "Луганськпропангаз", "Луганськпостачгаз", "Кримбутангаз", "Укрхарькивгазпостачання-2009" и другими компаниями. "Все новые участники спецаукционов входят в "Газ Украины 2009", - говорится в запросе.

Сиротюк также сообщает о монополизации рынка сжиженного газа: "В начале 2011 года Гостаможслужба начала задерживать оформление импортированного сжиженного газа на 30-60 дней, с целью препятствования ввозу сжиженного газа любыми игроками, кроме "Газ Украины 2009". По 2011-2012 годы компании, входящие в группу, стали победителями тендеров на сумму более 4,5 миллиардов гривен.

Сиротюк сообщает, что "основателем группы "Газ Украины 2009" и ее менеджером является гражданин Сергей Курченко, 1985 года рождения, проживающий в городе Чугуев Харьковской области". "Помогают ему в ведении операционной деятельности граждане Анатолий Мигаль, Андрей Кошель и другие", - добавляет депутат.

"Куратором группы от реальных владельцев есть сын генпрокурора Виктора Пшонки - Артем Пшонка. По имеющейся информации, он вместе с нынешними и бывшими сотрудниками ГПУ (такими как Степан Молицкий) осуществляет "крышевание" деятельности "Газ Украины 2009" и защищает ее от преследований со стороны государственных органов контроля", - говорится в запросе.

Депутат требует "организовать проверку фактов грубого нарушения законодательства должностными лицами "Газ Украины 2009" наносит непоправимый ущерб Госбюджета". "При наличии оснований принять меры в порядке статьи 214 УПК и привлечь виновных к ответственности", - настаивает "свободовец".

В сентябре прошлого года у Ливадийского дворца образовалась живая пробка. Дипломаты, известные политики, украинские и западные чиновники, приехавшие на 9-ю Ялтинскую встречу YES, медленно двигались в направлении «рамки» безопасности и неохотно демонстрировали содержимое сумок. Досмотр проводила охрана президента Виктора Януковича, прилетевшего на встречу в качестве гостя. Не привыкшие к таким мерам безопасности европейцы перешёптывались, пытаясь понять, чего же опасается президент мирного государства.

Этот вопрос всё чаще задают и сами украинцы. Янукович стал меньше появляться на публичных мероприятиях, отказался от проведения традиционных пресс-конференций, в первый день сессии нового парламента обратился к депутатам не лично, а с экрана, и на открытии главной ёлки страны в последний момент его заменил глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов. 5 декабря во время молебна у памятника князю Владимиру в Киеве президента, по подсчётам «Украинской правды», сопровождали минимум 14 охранников. Всё больше машин журналисты фиксируют в его и так довольно длинном кортеже. Во время последнего октябрьского визита Януковича в Донецк в автосопровождении насчитали 35 машин.

Такое поведение оппозиция объясняет просто: президент действительно боится. «Он боится лишиться власти, поэтому сажает в тюрьмы лидеров оппозиции, отказывается общаться с журналистами, тратит большие деньги на усиление собственной охраны и увеличивает финансирование силовиков, которые в случае повторения Майдана не допустят переворота», — уверен депутат от «Батьківщини» Андрей Павловский.

Версию подтверждают и растущие затраты на силовые ведомства. С 2010 года финансирование Генпрокуратуры выросло более чем в два с половиной раза (до 3,2 млрд грн. в госбюджете-2013), СБУ — на треть (до 3,41 млрд грн.), а МВД — на четверть (до 15 млрд грн.). Почти на 90 млн грн. увеличились и расходы на охрану органов власти и высших должностных лиц — согласно госбюджету в 2013 году они составят 315 млн грн. Из общей тенденции выбивается только Минобороны, финансирование которого в будущем году сократится более чем на миллиард гривен — до 15,3 млрд. Последний факт, уверены оппозиционеры, говорит о том, что президент опасается не внешних угроз, а внутренних, возможно, повторения оранжевой революции, которая не позволила ему занять президентский пост пятью годами ранее.

Для борьбы с внутренними угрозами в следующем году Верховная Рада может принять уже зарегистрированный регионалами законопроект о создании нового, полностью подконтрольного президенту правоохранительного органа — Госслужбы правопорядка. Эта структура возьмёт на себя часть функций внутренних войск и милиции. Сотрудникам Госслужбы авторы законопроекта предлагают разрешить носить огнестрельное оружие и с ним в кобуре охранять митинги и акции протестов. Право назначать и увольнять руководителя службы предлагается отдать лично президенту.

Российский публицист Сакен Аймурзаев рассказал Фокусу, что усилить контроль над силовиками и минимизировать угрозы пытался и югославский президент Иосип Броз Тито. «Он также до прихода во власть прошёл через тюрьмы, будучи главой страны, жил в изоляции, скрывал жену в особняке и пытался править всем самостоятельно», — сравнивает Аймурзаев. Но если Тито опасался вполне конкретного врага — сталинского СССР, объявившего ему негласную войну, то причины усиления охраны украинского президента неочевидны. Политолог Пётр Олещук предполагает, что опасаться за свою безопасность президента заставляет стремительное расширение бизнес-империи его старшего сына Александра за счёт других финансово-промышленных групп.